На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Семья с маленьким ребенком

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 

Введение

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье [Артамонова].
Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Пары, которым удалось достичь чувства близости без существенного ущерба для автономии и научиться разрешать конфликты, с большей вероятностью успешно справятся и с ролями родителей. Это легче удается в тех случаях, когда период ухаживания и совместного проживания длился достаточно долго — для этого требуется обычно не менее года.
Переход к родительской роли начинается с желания иметь детей. Женщины гораздо чаще испытывают амбивалентные чувства в отношении детей. Изменение роли женщины в современном обществе существенно повлияло на желание женщин иметь детей. В результате беременности приходится вносить коррективы в свой образ жизни и в свои жизненные планы. Женщины опасаются, что мужчина не станет делить с ними ответственность по воспитанию детей.
Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Нередко эта роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Молодые люди понимают, что с появлением ребенка им придется отказаться от привычных способов проведения свободного времени, денежных трат и, возможно, изменить свои карьерные планы. К тому же большинство людей осознает, что родительская роль не подлежит отмене и ее придется исполнять всю жизнь. [Посысоев]
Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» [], шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» []. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы Спиваковская А. [], Захаров А. [], Гиппенрейтер Ю. [], Буянов М., Матейчек З. [], Хоментаускас Г. [], Фромм А. [], Снайдер Р. [] и другие.
              Поворот к изучению «семейной» проблематики в современной психологии не случаен – именно ближайший контекст межличностных отношений, общения и сотрудничества, микросоциальная ситуация развития определяют формирование основных психологических новообразований личности. Негативные тенденции в развитии современной семьи, дисгармоничность семьи и детско-родительских отношений обуславливают острую необходимость в подробном изучении семьи и семейных отношений.
Цель исследования: описание семейных отношений в семье с маленьким ребенком.
              Задачи исследования:
1.                  Рассмотреть проблему родительского отношения в психологии.
2.                  Изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком.
3.                  Анализ результатов изучения семейного воспитания.
              Объект исследования: родители и дети 3-7 лет.
Предмет исследования: родительское отношение.
              Метод исследования: опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.
Гипотеза: для отношения родителей к ребенку от 3 лет, характерно гиперопека.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, представлен список использованных источников и приложение.


ГЛАВА 1. Психология семьи

 

1.1 Психологическое содержание понятия «семья»

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз». [Андреева]
Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений. Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.
С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений. Семья — группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. [Посысоев]
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая  и система взаимоотношений. А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества–родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а  также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.  [Шнейдер Л.Б.]
Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством). Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством. Андреева
Вывод
Таким образом, под семьей понимается общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная узами супружества–родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а  также социализацию детей и поддержание существования членов семьи
 
 

1.2 Изменения в семье в связи с рождением ребенка

Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. [Андреева]
Рождение ребенка вносит дискомфорт в семейную жизнь и имеет важные последствия для супружеских взаимоотношений. Ряд авторов отмечает, что после рождения ребенка трудности многих супругов связаны с конкуренцией родительских  и супружеских ролей, ограничением круга совместных мероприятий, которые они могу осуществить. Во взаимоотношениях возникает чувство отстраненности, так как воспитание ребенка представляет паре мало времени и сил для себя. [Крюкова]
С рождением ребенка границы семьи и внутрисемейных подсистем подлежат корректировке. Способы взаимодействия и разрешения проблем, которые были найдены молодыми супругами до рождения ребенка, больше им не подходят, так как они были «игрой для двоих». Семья должна реорганизоваться для решения новых проблем и выработать новые правила. Эта задача может оказаться настолько дестабилизирующей, что вся семейная система может оказаться под угрозой.
Рождение ребенка требует следующих перестроек в жизни супругов и расширенной семьи в целом:
1. Изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов.
2. Перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях.
3. Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.
4. Изменение ролей и отношений вне семьи.
5. Обеспечение ребенку возможности для роста и развития [ПОСЫСОЕВ].
С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей.
А. Я. Варга (1989) отмечает еще одну особенность функционирования семьи в этот период — уменьшение свободного времени, в особенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличностного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно осложняется различными обязанностями, связанными с детьми. На сокращение времени, которое супруги уделяют друг другу и своим увлечениям, а также на проблемы коммуникативного и сексуального характера, на учащение конфликтов указывают и американские авторы (Osofski J. D., Osofski H. J., 1984, Крайг Г., 2002) [Андреева].
Рождение ребенка действительно ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям.              Это трудный и напряженный этап в жизни семьи, и гармонизация взаимоотношений может предотвратить многие патологические проявления у каждого ее члена [Демьянов].
С рождением ребенка молодые супруги должны включить в собственную идентичность представление о себе как о родителях, составленное на основе реального взаимодействия с ребенком. С появлением в семье ребенка отношения между супругами обязательно меняются. Автоматически пара превращается в треугольник. Следует заметить, что, в отличие от распространенного на бытовом уровне мифа, что появление в семье ребенка является сплачивающим фактором в отношениях супругов, в реальности они во многих случаях ухудшаются. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и от ребенка, и от жены. Муж может чувствовать, что получает недостаточное внимание жены, которая постоянно занята ребенком. Жена может чувствовать, что разрывается между мужем и ребенком, которые оба претендуют на ее внимание. Каждый из супругов может испытывать своеобразную ревность, считая, что другой супруг больше привязан к ребенку или ребенок больше привязан к другому супругу, чем к нему. Семье приходится налаживать новые способы взаимодействия с социальными институтами и лицами, которые раньше могли не попадать в сферу ее внимания.
Существуют также внешние изменения, которые касаются главным образом матери, так как ей приходится хотя бы на время оставить работу, чтобы заботиться о ребенке. Женщины, для которых много значила их работа и карьера, могут испытывать фрустрацию из-за невозможности продолжать заниматься ими. Они могут переживать по поводу того, что, целиком посвятив себя заботам о ребенке на какое-то время, они отстанут от развития знаний в своей области, или утратят навыки и квалификацию, или потеряют престижное место.
Независимо от своей готовности к появлению ребенка, молодые родители сразу же сталкиваются с потребностью младенца в привязанности. Привязанности обычно формируются к тем взрослым, которые реагируют на эмоциональные потребности ребенка, так или иначе взаимодействуя с ним. Дети, сформировавшие надежную привязанность к кому-то из взрослых (чаще всего это человек, осуществляющий уход за ребенком), в последующие детские годы успешно овладевают социальными навыками и навыками решения проблем. Таким образом, эмоциональная чувствительность родителей на протяжении первых лет жизни ребенка способствует его успешному психическому развитию в последующей жизни. Посысоев
Вывод
Таким образом, с появление ребенка, семья претерпевает следующие изменения:
- изменение в идентичности и внутренней жизни супругов;
- перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях;
- перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи;
- изменение ролей и отношений вне семьи.

1.3 Родительское отношение

Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, анализируют родительское отношение с точки зрения проблем обеспечения условий для развития ребенка. Отечественными психологами подчеркивается решающая роль родительского отношения в развитии ребенка [Белогай, Морозова].
По мнению А.Я.Варги, В.В.Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
А.Я.Варгой выделяются пять детерминант родительского отношения:
- особенности личности матери;
- клинико-психологические особенности ребенка;
- социо-культурные и семейные  традиции оформления родительского поведения;
- этологический фактор раннего контакта с матерью;
- особенности общения взрослых членов семьи между собой. [А.А.Воронова]
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. СИЛЯЕВА
Для описания системы родитель-ребенок используются самые разные термины: тактика воспитания, типы воспитания, стиль воспитания, родительская позиция, родительские установки, родительское отношение. Эмоциональный компонент родительского отношения – совокупность переживаний связанных с ребёнком, когнитивный – представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка, поведенческий – стиль обращения с ребёнком.
Родительское отношение по своей природе амбивалентно , противоречиво и включает два противоположных начала:
- безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание;
- условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств.
Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент родительского отношения, в условном, или предметном, - поведенческий. Таким образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения [Крюкова].
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [Соколова М.В.  Смирнова Е.О. ].
Вывод
Таким образом, под родительским отношением рассматриваются разнообразные чувства к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

1.4 Изучение детско-родительских отношений

Отношения в семье изучаются по следующим направлениям:
- детско-родительские отношения;
- родительско-детское взаимодействие;
- отношения в супружеской паре;
- сиблинговые взаимоотношения.
Детско-родительские отношения можно изучать с помощью группы проективных методик «Рисунок семьи», которая разрабатывалась рядом авторов: В.Вульф, 1947 г; В.Хьюлс, 1951 г.; Л.Корман, 1964 и другими. В отечественной психологии исследования с использованием этих методик проводились А.И.Захаровым 1977 г, Г.Т.Хоментаускасом 1985 г., Р.Ф.Беляускайте 1994 г.
В отечественной практике при исследовании внутрисемейных отношений объектом изучения могут быть не только дети, но и их родители. Родителям, в целях изучения детско-родительских отношений чаще всего предлагаются опросные методы.
В нашей стране для изучения родительско-детских отношений часто применяются следующие методики: «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкий); «Опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.); «Измерение родительских установок и реакций» (PARI, Е.Шефер) [Слепкова].
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентиротанный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие—отвержение».
Шкала 2. «Кооперация».
Шкала 3. «Симбиоз».
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация».
Шкала 5. «Маленький неудачник». [Рогов].
 
Вывод
Таким образом, родительское отношение может быть изучено по параметрам: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация».


Глава 2 Эмпирическое исследование семейного воспитания

 2.1 Характеристика объекта исследования
 
 

2.2 Характеристика метода исследования


 
2.3 Результаты исследования
 


Заключение

РЕФЕРАТ НИ О ЧЕМ
              В ходе написания курсовой работы нами была изучена психолого-педагогическая литература таких авторов как Артамонова, Посысоев, Шнейдер, Силяева.
              Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков.  Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. [КАРАБАНОВА]
              Интерес к вопросам психологии семьи и семейного воспитания естественен и закономерен. Он определяется тем, что после многих теоретических и практических зигзагов в поступательном движении отечественной психолого-педагогической мысли стало очевидно, что семейное воспитание и есть естественный и органичный путь гармоничного развития ребенка [Кошелева]
Исходя из изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что семья  - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Появление ребенка в семье качественно меняет привычный ранее для людей стиль жизни, передвигает семью на новый этап развития. Мужчина, став отцом, принимает на себя не только ответственность за свою семью, жену, ребенка, но и приобретает новые роль и статус в своей семье. Требования к  мужчине максимально возрастают, когда он становится отцом [Рахманова].
Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (прежде всего с матерью) составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок и родитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства. СИЛЯЕВА
Обычно в первое время после рождения ребенка наблюдается подъем поддержки молодых — родственниками, друзьями, соседями. Однако, к сожалению, этот порыв быстро выдыхается и молодые родители остаются одни перед массой новых проблем. Все это порождает чувство отстраненности, служит основанием для негативных оценок брака и почвой для конфликтов. Таким образом, это период дополнительного риска для брака, что требует взаимной терпимости и тепла.  СИЗАНОВ
Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности и, добавлю, эмоциональной близости. Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова «любовь»), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие [цит. По Дружинину.]
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе. СИЗАНОВ
Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. Лишь общность людей, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования членов семьи, может называться семьей.
В ходе изучения литературы и проведения эмпирического исследования мы определили психологическое содержание понятия «семья», понятие «родительское отношение», получили представление об изменениях в семье связанных с рождением ребенка, ознакомились с методиками изучения детско-родительских отношений. Исходя из задач, можно сделать вывод, что цели курсовой работы: рассмотрение проблемы родительского отношения в психологии, изучение семейного воспитания в семье с маленьким ребенком - достигнута, а гипотеза о том, что – подтвердилась.
 
 


Список использованных источников

1.                  Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Н. Посысоев. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
2.                  Силяева Е.Г.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова ред. Е. Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3.                  Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. / Т.В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4.                  Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми  / В.Б.Шапарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. -432 с.
5.                  Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б.Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 786 с.
6.                  Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7.                  Воронова А.А. Материнство и самоактуализация современной женщины / А.А.Воронова // Вестник психологии образования. - 2008. - №3. с.36-38
8.                  Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
9.                  Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И.Слепкова. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
10.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2 изд. Переработанное и дополненное / Е.И.Рогов. – М: ВЛАДОС, 1999. – 480 с. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.
11.             Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: краткий курс / Ю.Г.Демьянов. – М.: Сфера, 2004. – 126 с.
12. Психологическая диагностика. – 2005. - №4.
13.               Психология семейных отношений: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д.Кошелева и другие; под ред. О.А.Шаграевой, А.М.Сергеева. – М.: Академия, 2008. – 360 с.
14.             Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
15.             Белогай К.Н. , Морозова И. С. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К.Н.Белогай, И.С.Морозова // Психологическая наука и образование. - 2008. - №4. – C. 12 – 23.
16.             Быкова М.В., Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / М.В.Соколова, Е.О.Смирнова // Вопросы психологии. – 2000. - №3. С.3.
17.              Рахманова В.К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу / В.К.Рахманова // Психологическая наука и образование. – 2008. №4.
18.             Розанова Е.Г. Психологическое консультирование и психотерапия / Е.Г.Розанова // Психологическая наука и образование. – 2008. - №4.


Приложение 1

Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги, В.В.Столина
Цель: выявить отношение родителей к ребенку.
Структура опросника. Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается автори
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.