На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-политические интересы и право

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                   
Социально-политические интересы и право
 
Содержание
 
1. Введение.
2.  Понятия социально-политических интересов и права
3. Понятие политической  системы
4. Роль права в реализации политической системы
5. Заключение
6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
Социальная политика –  одно из важнейших направлений внутренней политики государства. Любое государство  в той или иной степени социально, так как по мере возможности оно  стремится к улучшению уровня жизни населения. Россия, согласно Конституции - социальное государство. За последние  годы в стране осуществлен ряд  важных шагов в области социальной политики, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов в  сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного  комплекса, демографической политики, произошло усиление социальной ответственности  бизнеса.
Одним из основных подходов к природе и содержанию политики и политического является социальная концепция политики, согласно которой  политика имеет социально-групповую  природу. Именно социальная дифференциация, складывание социально-групповых  интересов явились основой для  возникновения публичной власти и ее институтов, призванных, с одной  стороны, способствовать реализации этих интересов, а с другой — управлять  их взаимоотношениями и поддерживать целостность сообщества. Политический процесс с точки зрения этого  подхода — процесс взаимодействия интересов социальных групп или  смена состояний политической системы, обусловленная уровнем и характером политизации социального организма.
Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в  политической науке. Поэтому для  ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых  функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.
Власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического  сознания и менталитета, пытаясь  создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность.
Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским  представлением о необходимости  сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок  является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного  бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных  тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная  и автономная государственность. Это  — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными  традициями, государственностью и социальными  общностями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  Понятия социально-политических  интересов и права
Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина  везде восходит к толкованию в  словарях Даля, Ожегова, Ушакова –  “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым (2). В философско-политологическом ключе  интерес понимается как причина  действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение .
Природа интереса представителями  различных отраслей знания объясняется  по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет  исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.
 
Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову  в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают  в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.
 
Сторонники другого подхода  исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием  и волей, а с материальными  условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).
Представляется, что более  правильным является подход тех, кто  видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и  содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
 
В то же время интерес  – это отражение в сознании людей потребностей как объективных  явлений, их осмысление и осознание. Процесс же осознания проявляется  в избирательности и целенаправленной деятельности субъектов интереса, что  подчеркивает его субъективность.
 
Для уяснения содержания интереса важным является также понимание  взаимосвязи потребностей и интересов. Как известно, потребность означает недостаток чего-либо, нужду в чем-либо для нормального существования  личности, социальной группы, государства  и общества в целом. То, чем может  быть удовлетворена потребность, составляет предмет удовлетворения потребности. В этой связи существующая ориентация на создание и усвоение предмета потребности  выступает как интерес. Разумеется, наличие потребностей еще не дает ответа на вопрос, почему человек поступил так или иначе. Дело в том, что  потребности лишь обусловливают  активность, но само содержание активности определяется интересами. Одна и та же потребность может быть удовлетворена  с помощью разных предметов. Поэтому  на ее основе могут формироваться  различные интересы по содержанию, характеру и направленности. Это  говорит о том, что изучить  интересы – значит уяснить не только содержание потребностей, но и возможные  пути, формы и способы их оптимального удовлетворения.
 
Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.
 
Таким образом, интерес, это  отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или  иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1) потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3) социальных условий жизнедеятельности  субъекта (социальная Среда) и (4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.
 
В зависимости от сферы  действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.
 
Политический интерес  – это избирательное отношение  институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих  принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического  поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению  конкретных политических действий по их достижению.
 
Исходя из специфики природы  политических потребностей и политического  интереса последний представляет собой  по своей сути субъективное выражение  объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.
 
Объектом политического  интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы  и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные  представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.
 
Предметом политического  интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и  событий. Они воспринимаются и оцениваются  субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
Содержанием политических интересов  является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
 
Политические интересы, в  силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным  основаниям. Например: а) по степени  общности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степени осознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру  субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной  тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
 
В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют  ряд характерных особенностей, которые  определяют их качественную специфику.
Во-первых, политический интерес  коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это  связано с тем, что в экономических  отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько  тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором  решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.
 
Во-вторых, политический интерес  есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с  механизмом и со способами осуществления власти в обществе.
В-третьих, политический интерес  обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп  с совокупным общественным интересом  – интересом [c.646] социальной целостности, создают возможность самостоятельной  формы существования политического  интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.
 
В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в  общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций  политических интересов имеет общий  источник – соотношение интересов  классов, социальных групп и слоев  с интересами общества в целом. Отход  от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.
 
В-пятых, содержание политического  интереса формируется главным образом  в результате взаимодействия интересов  социальных групп в зависимости  от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов  общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части –  социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и  ситуации, когда по времени уже  упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда  класс все менее способен строить  свою деятельность с учетом интересов  целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых  противоречий, нарастанию социальных антагонизмов.
 
Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в [c.647] главном, определяющем с магистральным направлением общественного  развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху  социальных революций (например, буржуазных).
 
В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп  и слоев могут не совпадать  с политическим государственным  интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство  может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить  осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.
В-седьмых, в многонациональном  обществе политический интерес имеет  национальную окраску, поскольку нации  – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений  политических. И в этом отношении  негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской  войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов  различных классов, социальных групп  и слоев внутри Российской Федерации.
 
Какова роль политических интересов в общей системе  политических отношений в обществе?
 
Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех  или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического  положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами  их политического поведения.
 
Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь  общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).
В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения  в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее  основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре  служат [c.648] наиболее важным итогом, показателем  успешности политической деятельности.
В-четвертых, в политических интересах отражается отношение  членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими  интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.
В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих  потребности социальных групп и  слоев общества.
 
Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при  выборе и обеспечении приоритетов  общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит  важное значение.
 
Право — это совокупность установленных или санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия.
Право представляет собой  определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права  в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
 Сущность права состоит  в том, что его нормы устанавливаются  или санкционируются, т. е. утверждаются  государством, которое гарантирует  их исполнение властной принудительной  силой. Нормы права могут также  устанавливаться непосредственно  самим народом в порядке референдума,  либо в качестве правовых могут  признаваться обычаи, религиозные  или иные нормы. Но исполнение  их всегда обеспечивается принудительной  силой государства. Все другие  социальные нормы не связаны  с государством. Однако связь  права с государством, характеризующая  его сущность не раскрывает  всех черт и характерных особенностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Понятие политической системы
Одно из центральных мест в политической науке занимает категория  “политическая система”. В связи  с тем, что процесс формирования понятийного аппарата в политологии  еще не завершился, не сложился и  единый подход к определению этого  понятия. Например, сторонники конфликтологической  концепции понимают политическую систему  как инструмент легализации и  эффективного разрешения социальных конфликтов. Существуют и другие точки зрения на этот вопрос.
 
Политическая система  — это одно из политологических понятий, позволяющих представить  общество в виде абстрактной теоретической  модели реального общества или его  отдельных элементов. Каждое общество состоит из определенного количества довольно сложных подсистем: производственной, социальной, духовной и политической. Все они отличаются только им свойственными  структурами, функциями, ценностями, нормами  и т.д. Так производственная система  обеспечивает материальную основу жизни  общества. Социальная и духовная, образуя  вместе гражданское общество, способствуют нормальному функционированию разных социальных институтов. Политическая подсистема призвана создавать благоприятные  условия для эффективной деятельности всех участков общественной системы  для полной реализации интересов  всех членов общества. В то же время  каждая из этих сфер (подсистем) может  сохранять жизнеспособность и функционировать  лишь при условии, что все другие если неуспешно, то хотя бы удовлетворительно  исполняют свои функции. Политическая система имеет ряд специфических  задач, которые отличают ее от всех других систем: обеспечение непрерывности, иерархической координации деятельности разных политических субъектов, нахождение механизмов разрешения социальных конфликтов и противоречий, гармонизация общественных отношений, содействие достижению консенсуса разных общественных сил по поводу ценностей.
 
Политическая система  изучалась на протяжении столетий, начиная с Аристотеля, но наиболее существенные результаты были достигнуты лишь в XX ст. в связи с разработкой  и применением системного и структурно-функционального  методов анализа политики (Понятие  «система» заимствовано из электроники  и кибернетики, а его «перенесение»  в политическую науку осуществили  американские ученые Толкотт Парсонс  и Габриель Алмонд и канадец Девид  Истон). Системный анализ основывается на понимании системы (в том числе  и политической) как сложного, многогранного  организма, включающего различные  компоненты(сферы, элементы), составляющие единое целое. Причем, без взаимодействия этих составляющих элементов нормальное функционирование системы невозможно.
Впервые системный метод  для изучения общества, политической системы применил Т. Парсонс, подчеркнув, что при системном анализе  общества главными являются не институты  и их функционирование, а взаимодействие между слоями, индивидами и другими  субъектами политики в разнообразных  подсистемах, с которыми они связаны - политической, социальной, экономической, духовной и др. Канадский политолог  Д.Истон стал основоположником структурно-функционального  метода. Применив системный анализ к формированию модели политической системы, он рассматривает ее с позиции  функционирования. Предложенный Д.Истоном  метод политического анализа  имеет пре­имущество в том, что  он рассматривает политическую системы не только с позиции взаимодействия ее структур, но и с позиции постоянного изменения, динамичного развития в процессе функционирования. Научная значимость моделей систем, разработанных Д.Истоном и Г.Алмондом, заключается в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей разных систем.
 
В современной политологии, в связи с различными критериями, существует около двух десятков интерпретаций  понятия «политическая система». Попытаемся определить это понятие, опираясь на господствующее в современной  науке представление о системе  как об определенной совокупности взаимосвязанных  элементов, образующих прочную целостность  с присущими только ей характерными чертами. Каждая из существующих в обществе подсистем имеет свои существенные черты. Таковой для экономической  подсистемы является собственность, для  правовой - нормы как регуляторы общест­венной жизни, духовной - формирование ценностей, на основе которых формируется  личность, для политической - формирование и осуществление политической власти. Причем, только политическая система  имеет монополию на власть, т.е. именно властные отношения - характернейшая черта  политической системы. Исходя из вышеизложенного, политическую систему можно определить как совокупность государственных  и негосударственных институтов, субъектов политики, осуществляющих власть и управление общественными  процессами, регулирующими отношения  между различными социальными группами и призванными обеспечивать стабильность и порядок в обществе.
Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных  реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства».[71]
 
Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект  всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением  которой является государство. Отдельная  личность также может выступать  в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует  в единстве с группой.
 
Ориентированность политической деятельности на реализацию групповых  интересов предполагает ее рациональный, осознанный характер. В то же время, иррациональный компонент в политической деятельности весьма значителен. Она  всегда базируется на определенной идеологии, что неизбежно вытекает из ее ценностной ориентации. Способность идеологии  подменять рациональное постижение действительности часто сказывается  и на характере политической деятельности. Ее мотивация может быть обусловлена  и психоэмоциональными причинами, что особенно проявляется в рамках массовых действий.
 
Наличие в политической деятельности иррационального аспекта проявляется, в частности, в таких его формах, как политический экстремизм. Политический экстремизм – склонность к использованию  крайних, жестких средств политической деятельности; отрицание плюрализма и компромиссов. Его можно разделить  на программный – характерный для тоталитарных режимов; ситуационный – возникающий в обстановке войны или борьбы с преступностью и эмоциональный, часто сопровождающий массовые волнения.
 
В рамках экстремистских форм политической деятельности очень часто  используется такое средство, как  насилие. Политическое насилие –  физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства овладения, распределения, использования  и защиты власти. Внешняя эффективность  данного средства обманчива, а насаждаемые  с его помощью ценности плохо  укореняются в сознании.
 
Субъективный характер политической деятельности порождает огромное количество ее вариантов, среди которых можно  выделить три разновидности –  политическое отчуждение, политическую пассивность и политическую активность субъекта.
 
Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его  индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных  интересов, что закономерно ведет  к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет  к кризису легитимности.
 
Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние  субъекта, при котором он не реализует  свои собственные интересы, а находится  под влиянием чужого мнения и стереотипов  массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием  бессознательных мотивов над  реальной оценкой происходящего.
 
 Политическая активность  – состояние субъекта, которое  характеризуется наличием определенной  политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным  на ее реализацию. Данные параметры  политической активности обретаются  постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией  активистской политической деятельности  является состояние отрицания  – позиция субъекта, в рамках  которой он отвергает предлагаемые  ему политический порядок и  систему ценностей, что проявляется  в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии  в акциях протеста и т. д.  Политическая активность является  оптимальным, но трудно достижимым  вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку  в полной мере реализовать  себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение  политической активности может  принять формы политического  радикализма и экстремизма, что  негативно сказывается на состоянии  политической системы в целом.
 
Процесс осознания себя в  политическом пространстве, умение ориентироваться  в существующей системе ценностей  чрезвычайно важны как для  самого человека, так и для политической системы в целом. Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. По мнению Г. Алмонда, политическая социализация является одной из важнейших  функций политической системы общества, так как обеспечивает исходный материал для ее деятельности – соответствующим  образом ориентированного в политическом отношении индивида.
 
 
 
 
 
 
 
4. Роль права  в реализации политической системе
Исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение  и развитие схематично можно представить  следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь  каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сначала  инстинктивно, а потом осознанно), т. е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между  людьми возникают противоречия и, как  их результат,- необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу  обоих. Фиксация пределов действия свободы  и проверка их практикой общения  означают установление меры свободы  волеизъявления и действий каждого  индивида, возникновение нормы поведения  согласно этой мере.
 
В течение тысячелетий  названные грани человеческого  существования — жизнь, свобода, собственность и их защита — были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий  казуальный способ регулирования отношений  между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и  потому в процессе общения людей  постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а  с другой — ограничивали ее разумными  и справедливыми (с точки зрения социального большинства или  определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т. е. общая уже для какого-то круга  людей (семьи, рода и т. п.) норма (правило).
 
Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в  виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики  они регулировали добычу и распределение  пищи, закрепляли порядок и структуру  органов управления, процедуры разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов  и т. п. Иными словами, такие мононормы  выполняли практически те же функции, что и современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и  традиций исполнялись в основном добровольно, существовали санкции  за их нарушение — порицание, изгнание из племени, нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие  по возрасту, общество в целом. Главной  формой (источником) сохранения и передачи нормативного материала последующим  поколениям служили сказания, мифы, легенды.
 
Примечательно, что уже  на данном этапе развития человечества существовали три основных способа  регулирования, которые дошли до наших дней,— запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших  нака
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.