На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характер как фактор формирования личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
Введение………………………………………………………………….2
1.      Глава 1. Понятие характера…………………………………...……6
1.1.           Физиологическая основа характера…………………………….6
1.2.           Направленность и воля как компоненты характера…….……..9
1.3.           Черты характера…………………………………………………13
2.      Глава 2. Формирование характера………………………………..16
2.1.           Проявление характера…………………………………………..16
2.2.           Характер и темперамент…………………………...……………23
2.3.           Классификация и типология характеров…………………...….27
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………….35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. [3] Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так»; «Он не мог поступить именно так»; «Он не мог поступить иначе — такой уж у него характер».
Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться до конца его дней. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, в которых протекает жизненный путь человека. Наиболее важны для формирования характера различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для человека наиболее важной, значимой, на какие ценности она его ориентирует, — такие черты характера будут у него развиваться. Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». [5]
Черты характера также зависят и от того, какую позицию человек занимает в группе. Если он является вожаком, то, скорее всего, сформируются такие качества, как смелость, уверенность в себе, склонность к риску, если же он находится на последних ролях или группа не принимает его, то будут формироваться склонность к заискиванию, лживость, трусливость и др.
Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это различие определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать то, насколько человек стремится" к достижению успеха. Одним людям свойствен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и др.), тогда как другим присуще стремление просто избегать неудач (уклонение от риска и ответственности, проявления активности и инициативы и др.). [8]
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в их решении, при этом формируется и проверяется характер людей. Таким образом, характер — это не просто любое проявление твердости или упорства, а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Наличие целей жизни — главное условие для образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Несмотря на тесную связь, характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и субъект с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, придавая характеру своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко проистекают из подражательности, недостаточной самостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствует о целенаправленности, настойчивости личности. [2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.     Глава 1. Понятие характера
1.1.         Физиологическая основа характера
 
Для понимания физиологической основы характера необходимо обратиться к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента. В основу классификации типов нервной системы Павлов положил: 1) силу основных нервных процессов - раздражительного и тормозного; 2) уравновешенность возбуждения и торможения; 3) подвижность этих процессов. Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она прежде всего выражается в способности "выносить" сильные раздражители. Сильный тип - с большим запасом такого вещества, слабый - с малым. Слабая нервная система, когда на нее действуют очень сильные раздражители, истощается и дает неврозы. Работоспособность сильной нервной системы выражается в легкости установления условных связей при сверхсильных раздражителях. Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным. Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов. Он различал два крайних типа: возбудимый и тормозной и два центральных, уравновешенных. По принципу уравновешенности, возбуждение и торможение среди сильных типов выделятся в качестве неуравновешенного холерик. Хотя слабый тип нервной системы отличается слабостью обоих процессов - как возбуждения, так и торможения, однако и на этом уровне встречаются типы уравновешенные и неуравновешенные. Третий принцип типологии нервной системы - ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического, а иногда и безудержного типа. В свете последних исследований многих психологов надо отказаться от каких-либо попыток сравнивать темперамент как психическое свойство личности с типом нервной деятельности или нервной системы. То, что тип нервной системы - физиологическая основа темперамента, и при том однозначная, то есть, что темперамент физиологически зависит от типа нервной системы, не означает приравнивания темперамента к свойствам этого типа - темперамент характеризуется своими психологическими чертами. Помимо того, тип нервной системы лежит в основе не только темперамента, но и других психических свойств личности, а также психических процессов и состояний. Таким образом, говоря о физиологической основе характера, следует говорить не о темпераменте, который не является физиологической категорией, а о типе нервной системы. Павлов признает, что многое в его учении о типах нервной системы требует дополнительных исследований. Признавая все значение учения Павлова о свойствах и типах нервной системы, не следует слепо следовать этому учению - надо творчески развивать его, внося существенные коррективы, а иногда и пересматривая проблематику этого учения. Тип, по Павлову, "основная характеристика" нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер. Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером - прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания. Таким образом, тип нервной системы, является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П. Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми "данными" силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации. Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды. [7]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.         Направленность и воля как компоненты характера
Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. Направленность - это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. Само по себе мировоззрение не является предметом изучения психологии; психологи исследуют то, как мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и деятельность. С мировоззрением как содержанием направленности тесно связано самоопределение человека, те цели, которые человек перед собой ставит, те средства которые он предпочитает в борьбе за достижение цели. У людей имеющих одинаковое мировоззрение существуют значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера. Для понимания направленности важно знать не только ее содержание, но и то, что мы условно называем ее психической характеристикой или психологическими формами направленности. К таким формам прежде всего относится внимательность. Когда речь идет не о внимании, а именно о внимательности, то имеется в виду не просто психический процесс или психическая функция, а черта направленности человека. Внимательность проявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Если, например, человек очень реактивен или впечатлителен, то есть без затраты усилия обращает внимание на многое и разное, то это, если можно так выразиться, внимательность непроизвольная, характеризующая человека. Но еще в большей мере характерна для человека внимательность преднамеренная, сознательная, нередко требующая преодоления внутреннего сопротивления, мешающих мыслей и чувств. Сила такого рода произвольной внимательности - показатель таких важных волевых черт характера, как выдержка и настойчивость. [8]
Одной из наиболее распространенных форм направленности человека являются его интересы. Под интересом следует понимать эмоционально окрашенные отношения к предметам и явлениям жизни, выражающиеся в стремлении познать эти предметы и явления, овладеть ими. Известно, что в борьбе человека за достижение цели имеет большое значение осознанный им интерес. Человек никогда не может заинтересоваться тем, что не имеет к нему ни прямого, ни косвенного отношения и что, следовательно лишено для него всякого значения. Обычно интерес вызывает желание действовать так, чтобы он был реализован. От интересов как одной из форм направленности следует отличать идеалы - конкретно выраженные в общественном строе, в людях, идеях, действиях и произведениях достижения, которые данный человек считает высшими и в которых он видит конечную цель лично своих или общественных стремлений. Одни люди не ставят себе в жизни идеалов, удовлетворяясь решением текущих задач, осуществлением ближайших целей; другие люди иногда настолько отвлеченно живут идеалами, что не связывают их с выполнением своих повседневных обязанностей. Для одних людей идеалы имеют действенное иногда даже решающее значение. К направленности относятся и чувства человека. Для характеристики человека важно знать, отдается ли он своим чувствам без всякого внутреннего противодействия, борется со своими чувствами или, наконец, активно содействует их развитию. Характеризует человека также то, какое место занимают чувства в его личности, насколько ими проникнуты сознание и деятельность человека. Но не все индивидуальные особенности в чувствах закономерно относить характеру. Чувства являются сторонами характера в той мере, в какой они выражают значимые для личности отношения человека к действительности и влияют на человеческую личность. Нельзя также недооценивать роль страстей как одной из форм направленности человека. Под страстью понимается ярко выраженное активное эмоциональное состояние, сильно влияющее на сознание и деятельность человека, овладевающее им на длительное время, иногда на всю жизнь. Существуют и отрицательные страсти. Психолога интересует не только то, каков предмет той или иной отрицательной страсти, но и то, отдает ли человек себе отчет в ее недопустимости, борется ли за преодоление этой страсти или старается ее оправдывать. Отсутствие у человека необходимой страсти в работе и убеждениях может выражать слабоволие, слабохарактерность. Если направленность является "головой" характера, то воля как принято выражаться, его "хребтом". Воля это та сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимых для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели. Человек делает свою жизнедеятельность объектом своей воли и своего сознания. Благодаря воле направляется, регулируется, контролируется человеком его деятельность. Волевая деятельность всегда сознательная и целеустремленная деятельность. Источником формирования личности и воли служат производственные и общественные отношения, вызывающие определенные общественные потребности. Для того чтобы производить, люди должны соединяться для совместной деятельности и взаимного обмена этой деятельностью. Производство осуществляется только при условии определенных общественных отношений между людьми. Волевая деятельность как воздействие человека на природу и на других людей формируется в производственных отношениях, которые всегда являются одновременно и общественными отношениями. Большое значение для сознательной постановки цели и готовности ее добиваться имеет мотивировка волевого действия. Прежде всего ставится вопрос о содержании или направлении мотивов как осознанных побуждений к действию. Волевые процессы разнообразны. Так, они могут иметь формы влечения, желания, хотения и намерения. Иногда влечение характеризуют тем, что его цель представляется неясной или смутной. На самом деле влечение часто вызывается весьма ясной, даже временами навязчивой целью. В желании по сравнению с влечением более отчетливо выражен момент самоопределения человека. Человек в этом состоянии лучше, чем при влечении, владеет собой, рассуждает и выбирает цель. Хотение, в отличие от желания, обычно понимается как такой процесс, который связан с выбором не только цели, но и средств, ведущих к ее достижению. В хотении вообще подчеркивается большая готовность к действию чем в желании. Но эта готовность выражается не всегда в том, что отчетливо представляются пути к достижению цели, а чаще в исключении конкурирующих целей, в целенаправленном сужении внимания. Волевые процессы необходимо различать также в отношении спокойствия или остроты, бурности их протекания. Бурность и напряженность волевого процесса выражаются также в затрате волевого усилия. Волевое усилие необходимо понимать как своего рода приказ себе делать все, способствующее достижению цели. Хотя воля и является одним из основных компонентов характера, все же было бы неправильно сравнивать волю и характер. Прежде всего не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными чисто ситуационными состояниями, общими для многих людей и совсем нетипичными для данной личности. Характер в строгом смысле слова - только один из компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Сравнивая характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле являются ярким выражением личности в ее творческой деятельности. Характер, в широком смысле слова, только один из аспектов личности. [6]
 
 
 
 
1.3.         Черты характера
Под чертами характера понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае. [8]
Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах. Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера. Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом. Все черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты. В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач. Первая из них - выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю. Вторая задача, теснейшим образом связана с первой, - объяснить или проанализировать черты характера. Этот анализ может идти в различных направлениях: а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненые черты и проявления; б) показать значение данной черты в структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом; в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально и что типично для известной группы людей; г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования. Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты характера у этого человека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития. [1]
Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целям, разные люди испытывают отчетливо выраженную склонность к различным характерным для них способам действий для достижения целей. В этих склонностях и проявляется побуждающая сила свойств характера. Благодаря такой побуждающей силе свойств характера человек нередко применяет совершенно нецелесообразные способы действия, противоречащие объективным условиям. Он иногда и сам не рад своему характеру, но не в состоянии поступать иначе. Так, в исследованиях одного зарубежного психолога установлено, что некоторые люди в работе гораздо больше дорожат своими достижениями, чем опасаются неудачи. Поэтому они склонны выбирать более трудные экспериментальные задачи, даже если терпят в них неудачу. Они склонны к объективно неоправданному риску. Другие, наоборот, больше опасаются неудачи, чем дорожат достижениями. Поэтому они излишне осмотрительны и выбирают легкие задания даже тогда, когда убеждены, что могут выполнить более трудные.
Такая склонность выбирать нецелесообразный, но характерный для человека способ действия особенно отчетливо проявляется в условиях большого напряжения, в так называемых стрессовых ситуациях.
Вместе с тем если характерный для человека способ действия целесообразен в данной обстановке, то он проявляет гораздо большую энергию, настойчивость и трудоспособность по сравнению с теми случаями, когда он вынужден пользоваться не соответствующими его характеру способами действия.
Таким образом, свойства характера могут мешать человеку, если они побуждают его действовать вопреки требованиям объективных обстоятельств. Если же свойства характера соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку в данной обстановке, то они выполняют положительную роль, так как только при этом условии человек в состоянии работать творчески и в полную меру сил.
Так как черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни. Правдивость, прямота, смелость побуждают комсомольца вскрывать существующие недостатки, какими бы неприятными последствиями это ни грозило ему.
Характер испытывается в борьбе с противодействующими обстоятельствами. Активность характера проявляется в той побуждающей силе, с которой преодолеваются неблагоприятные обстоятельства. Активность характера как побуждение существенным образом влияет на силу воли. Чем активнее свойство характера, тем большую силу воли обнаруживает человек, побуждаемый этим свойством. Сильная воля невозможна без активных черт характера. [8]
 
 
2.     Глава 2. Формирование характера
2.1.         Проявление характера
 
В типологии твердо установлено положение, что все психические процессы и психические состояния могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается принцип неразрывной связи или единства психики и деятельности. Характерологические различия между людьми также можно лучше всего установить, изучая деятельность того или другого человека. Объективные и существенные показатели целенаправленности, настойчивости и других черт характера дает труд человеку. Один и тот же человек иногда по разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий труда, своего отношения к нему, достигаемых успехов. Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду как темп, так и качество труда, которые не всегда у человека между собой соотносятся. Жизнь требует высоких темпов труда, но при обязательном условии сохранения и высокого качества. Темп труда человека в какой-то мере зависит то темперамента - при равных условиях быстроты в работе можно ожидать скорее от сангвиника и холерика, чем от флегматика и меланхолика, но еще большее значение имеют характерологические черты. Медленность темпа можно объяснить разнообразными чертами характера: у одних людей - рассудительностью, стремлением к точности и аккуратности, у других - леностью, нежеланием затрачивать усилия, требуемые при быстрой работе, у третьих - неуверенностью, боязнью ошибиться. Быстрый темп в работе чаще связан с чертами волевой активности, в отдельных случаях он указывает на ту вредную торопливость, при которой отсутствует вдумчивое отношение к делу. Характер с большой силой проявляется в тех видах действий человека, которые мы называем поступками. Поступком называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке. Особенное значение для характера имеют поступки в которых находят свое отражение направленность и воля человека. Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычки или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен к такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками. Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер. Изучая проявления характера в деятельности, необходимо выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом. Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния. Труд, поступки и поведение человека, а также продукты его деятельности - основные проявления характера. Поэтому нет возможности познать характер человека, не зная, каков этот человек на работе и каковы его поступки и поведение. Психологи рассматривают мышление в единстве с языком. Мыслей без слов не существует, поэтому и направленность человека, всегда выражается в содержании и образе его мыслей, не может быть оторвана от языка. Для познания характера имеет большое значение то, как человек говорит: много или мало, искренне или нет, однотипно или с разными людьми по-разному, какие употребляет выражения, каков стиль его речи и многое другое. Жизненные наблюдения показывают, что легко различить людей говорящих много, любящих поговорить, и людей неразговорчивых, молчаливых. В свою очередь разговорчивость имеет разные степени и формы. Разговорчивость может служить проявлением различных черт характера: самоуверенности, желания порисоваться, самовлюбленности, эгоцентризма, но также в известной мере внимательности к людям, отзывчивости, желания быть приятным в обществе. Таким образом и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека. Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев - замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее характерно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места и встречи. Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте. Характер также проявляется в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Своеобразие индивидуальных характеров проявляется здесь в том, на какую сторону вопроса больше обращается внимания. Несомненно, характеризует человека также стиль его речи. Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций. Характерологичекое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни люди говорят однотонно, как бы на одной ноте; другие часто меняют интонации: одни любят делать более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз; у одних в речи много театральности, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи, как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность. Делались попытки определять черты характера по голосу, по внешним особенностям речи человека. В ряде исследований результаты проведенных экспериментов были положительные. Оказалось, что по голосу (тембру, интонациям и другим факторам) можно в некоторой мере судить о характере человека. Но были исследования давшие совершенно отрицательные результаты. Во всяком случае, на основании как жизненных наблюдений, так и экспериментальных данных можно сделать общий вывод, что при суждении о характере человека в некоторой мере следует использовать и внешнюю форму речи. По-видимому, надо иметь в виду речь привычную, в какой-то степени наигранную. Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Особенности характера могут проявиться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, в синтаксисе, в стиле. Давно замечено, что не лишено характерологического значения, предпочитает ли данный человек выражать свои мысли устно или письменно. Предпочтение устной речи наблюдается у людей общительных, живых, нередко обладающих сангвиническим темпераментом; и письменной речи более склонны сосредоточенные в себе, стеснительные, застенчивые. Однако нельзя широко обобщать подобного рода факты. Предпочтение устной или письменной речи может объясняться разными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и потому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить лишь при сопоставлении с другими проявления характера. Когда писатели-художники обрисовывают характеры своих героев, они нередко стремятся дать ясное представление и об их внешнем облике, то есть строении тела, мимика, пантомимике и прочие, намеренно подчеркивая связь между этими особенностями и теми или иными внутренними сторонами личности. Однако случаи выражения черт характера в строении тела не могут служить достаточным основанием для широких обобщений. Ни рост, ни вес тела, ни соотношение размеров туловища и конечностей сами по себе ничего не говорят о характере человека, в частности, об его идейной направленности и волевых качествах. При одном и том же типе строения тела люди имеют самые разнообразные характеры. Более того, между строением тела и духовным обликом человека может быть полное несоответствие. Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к тем показателям, которые дает его лицо. Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека "красив, но не симпатичен", это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям. Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относятся особенности строения головы, очертания глаз, губ, носа и другие. По телесной физиономии судят о физиономии духовной. К динамическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека. Одно время физиономическим показателям характера придавалось такое большое значение, что на этой почве возникла даже особая наука - физиогномика. Претензия физиогномики решить все загадки познания характера не оправдалась. Это, однако, не значит, что весь конкретный материал, приведенный физиогномистами, не заслуживает никакого внимания. Однако отрицание необоснованных претензий физиогномики не мешает признать известное характерологическое значение черт лица вместе с выразительной мимикой. У некоторых людей черты лица и мимика очень выразительны. Большую роль в выражении лица играют глаза. Они могут быть широко раскрытыми, как бы удивленными или, наоборот, опущенными, словно недоверчиво присматривающимися, с блестящим или тусклым взором, неподвижные и подвижные, "бегающие" и тому подобное. Выражение глаз может иногда служить показателем характера. Показательны также для характера изменения в мимике лица. Многие, в том числе открытые, черты характера могут получать выражение в улыбке. Люди на лице которых никогда не играет улыбка, кажутся холодными и суровыми. Слабая улыбка, часто и неожиданно появляющаяся на лице, может выражать склонность к иронии, скептицизм, неуверенность в себе, а также добродушие, мягкость, приветливость. Немало проводилось экспериментальных исследований в целях сопоставления различных показателей внешнего облика человека с чертами его личности или характера, определяемыми субъективными оценками. В ряде исследований была поставлена задача: распознавать черты характера по фотографиям. Результаты оказались довольно противоречивы. Единственное, что можно считать установленным (хотя известным и без экспериментов), что физиономические показатели имеют разное значение для различных черт характера, но пока еще нет достаточно убедительных экспериментальных данных для практического использования экспериментальной физиогномики при диагнозе характера. Жесты иногда выдают характер человека больше, чем его внешний вид. Можно различать людей с богатой и бедной жестикуляцией. Будучи связаны с эмоциональной возбудимостью, жесты нередко выражают темперамент человека: обильной жестикуляции мы нередко ожидаем от сангвиника и холерика, чем от меланхолика и флегматика. Но обильная жестикуляция может иметь разное характерологическое значение. Она может говорить невыдержанности, а также о неестественности. Подобным образом скупость жестов в одних случаях означает общую заторможенность, стеснительность, в других - большую выдержку, подтянутость, умение владеть собой. Для познания характера особенно важны жесты привычные и хотя бы в деталях оригинальны. Даже костюм человека и его вещи иногда представляют важную деталь в его характеристике. Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой. Иногда сочетание таково, что эти особенности находятся в полном соответствии между собой. В других случаях внешние черты находятся в дисгармонии, что создает противоречивое впечатление о характере человека. Но возможность вносить существенные детали в толкование одного и того же образа и выражение этого индивидуального толкования в особой мимике, пантомимике и других внешних проявлениях показывают, что связь между внешним обликом и духовной сущностью человека пластична. Обычно внешний облик человека дает что-то для познания характера лишь в том случае, если имеются и другие проявления характера. Таким образом, внешний облик человека может интерпретироваться по-разному. Только имея некоторые знания о характере человека по другим проявлениям (прежде всего по деятельности), можно сказать, о какой черте например свидетельствует смешливость или плаксивость данного человека. В жизни соотношения между характером и внешним обликом бывает более сложным, менее определенным, и поэтому выносить суждение о характере человека только на основании внешнего облика было бы опрометчиво. [9]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2.         Характер и темперамент
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
1. - отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
2. - противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;
3. - признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;
4. - признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). [11]
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. [10]
Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера. [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3.         Классификация и типология характеров
 
Существует множество попыток классификации характеров. Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. С научной же точки зрения первая попытка была предпринята создателем френологии Галлем в первой половине XIX века. Именно это время считается начало возникновения науки о характерах. В теории Галля перечислялись 27 элементарных психических способностей, из которых строится человеческий характер. Несмотря на критику перечня способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, интересно отметить то, что через столетие некоторые "способности" из перечня Галля получат не теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX века. В начале XX века перед психологами занимающимися изучением характера возникает цель систематического изучения индивидуальных характеров и составления их классификации. Но это оказалось нелегким делом. И по этому поводу немецкий психолог В.Штерн в 1900 году заявил, что совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний. В дальнейшем проблемой изучения характера занимались многие психологи, среди которых хотелось бы выделить: отечественные - А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.А. Рубинштейн, Б.С. Братусь,, А.Е. Личко, П.Б. Гуннушкин и многие другие, а также зарубежные - З. Фрейд, А. Кординер, Д. Хонигман, Д. Хсю, Г. Блюм, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон и другие. Необходимо заметить, что все они хоть и занимались одной проблемой, но имели свой подход к ней. Постепенно возникают два направления в изучении характеров. К первому относятся так называемые социальные характеры, ко второму же индивидуальные. В первые, в истории психологии, понятие "социального характера" еще за 18 лет до Э. Фромма была сформулирована А.Ф. Лазурским. Так в своей работе "Классификация личностей" он писал: "Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиологию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером: другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова". Основоположником же данного направления по праву можно считать американского психолога Э.Фромма. Он дал ему вполне четкую формулировку: "Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т. е. Отдельных людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером: В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Но это определение дает лишь общую формулировку социального характера и не дает его функцию. По поводу же функции социального характера то Э. Фромм дал ей такую формулировку: "Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры". После Э. Фромма можно выделить американского психолога Э. Шострома и российского психолога Б.С. Братуся, которые также занимались проблемой социального характера и создали свои типологические модели социальных характеров. Если в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, то типологию индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Создателем же первой типологии характера считается К. Юнг. Сам К. Юнг считал, что "целью психологической типологии не является классификация людей по категориям", это скорее "инструмент для исследования, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии". Однако эта типология, как и большинство великих открытий, вызвала столько же критики, сколько положительных отзывов. Одним из самых ярых критиков был Э. Фромм, объединяя несопоставимых Кречмера,, Шелдона и Юнга, он вообще отказал Юнгу в создании типологии характеров, являясь убежденным в том, что у выше перечисленных авторов допущено смещение понятий темперамента и характера, и что речь у них вообще идет в основном о темпераменте.
Через семь лет, уже после создания своей типологии, Юнг делает неожиданный для его мировоззрения вывод. Так на собрании швейцарских психиатров в 1928 году он говорит: " Характер - это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода: В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать: выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах".
К такому выводу К. Юнга подтолкнули появившиеся работы Э. Кречмера. Идея Э. Кречмера сводилась к тому, что наши тело и душа и их проявления находятся в тесной взаимосвязи. После Э Кречмера развитием этого направления занимался один из его критиков У. Шелдон. И хотя типологию У. Шелдона иногда называют формализованным вариантом кречмеровской системы, но, по сути, она существенно отличается от типологии Э. Кречмера. Кроме названных здесь типологий существует еще множество различных подходов к проблеме характера. Вообще вторая половина XX века дала новые ростки типологий индивидуальных различий, большинство из которых опираются на типологию К. Юнга. После всего описанного попытаемся найти ответ на вопрос: " Для чего же нужна типология характеров?". Точнее других на этот вопрос ответил К. Юнг. По его мнению, типология это:
1. Критический инструмент для исследователя;
2. Помощник в понимании широкого разнообразия индивидов и ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, самое важное, это существенное средство для определения "личностного уравнения" практического психолога, для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами. [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, то помнят, что прогноз имеет определенную вероятность, но не бывает абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).
Становление характера во времени обусловлено, конечно, и тем, каков он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных, наиболее общих чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека. Сами эти обстоятельства изменяются в результате поступков человека. Человек является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, критически посмотреть на себя, увидеть собственные недостатки. Сознавать свои недостатки — это положительная, прогрессивная черта характера. Осознание недостатков вызывает стремление преодолеть их. Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он бы хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.
Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Возьмем, например, такую черту характера, как трудолюбие. У флегматика она проявляется в постепенном неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Работа идет долго и медленно. Совершенно иную картину мы будем наблюдать у холерика. Он так же выполнит порученное ему задание, но станет при этом сомневаться и нервничать. Сангвиник же выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь обязательно недоделает.
От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы черта характера стала устойчивой, постоянной. Поэтому у людей одного те
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.