На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Политические взгляды Ф.Скорины

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




    Предисловия и послесловия Ф.Скорины к книгам Библии, как источник изучения его политических и государственно-правовых взглядов.
 
Франциск  Скорина – выдающийся деятель  белорусской культуры 16в., основатель белорусского и восточнославянского  книгопечатания, разносторонняя деятельность которого имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Франциск Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Его книгоиздательская деятельность отвечала требованиями времени и широких слоев белорусского населения и, вместе с тем, выражала глубокое органическое единство всей восточнославянской культуры, которая была неотъемлемой частью духовной сокровищницы всех европейских народов [3. с. 45].
Франциск  Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490г. Предположение  это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.
Предполагают, что первоначальное образование  Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кирилловскими буквами. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом «славный», привык гордиться людьми «посполитыми», народом «языка русского», а затем пришел к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось освоить латынь – тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные  науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более  ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.
После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517г.г. Ф. Скорина появляется в Праге, где со времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.
Предисловия и послесловия Ф.Скорины к книгам Библии, как источник учения его  государственно-правовых взглядов. Библия в издании доктора Скорины - явление  необычное в истории библеистики и книгопечатания. Это не церковное и не староакадемическое издание для научных целей, это - первое издание Священного Писания для домашнего чтения. Особенности перевода, структура издания, его художественное оформление - все подчинено целям просвещения. Как ученых популяризатор и издатель, Скорина во имя доступности и правильности понимания простым народом библейских книг вносит много нового в характер издания, сохраняя при этом верность перевода библейским текстам оригинала. Своим изданием он новаторски решает проблему правильного понимания народом Священного Писания, становившегося при переводе с латыни на национальные языки доступным для чтения малоподготовленными людьми. Известно, что обеспокоенность возможным своеволием, неверным, нецерковным толкованием библейских текстов, ведущим к ересям, служило в ряде случаев причиной запретов Католической Церковью издания переводов Библии. Проблему широкого приобщения народа к пониманию Священного Писания Скорина решает не только переводом самих текстов на родной язык, как это делали первые европейские издатели, но и путем составления предисловий-толкований к каждой книге Ветхого Завета и ко всей «Библии Руской».
Издания Скорины православны по содержанию и обращены, прежде всего, к духовным нуждам православного населения Беларуси [4. с. 26].
Тексты  предисловий – это, пожалуй, наиболее важная часть литературного наследия великого белорусского просветителя. Они представляют большой интерес и не имеют аналогов. Жанр предисловий, их богатую соединительную палитру, их структурно-синкретическое разнообразие можно по-настоящему понять лишь исходя из педагогических, философско-экзегетических замыслов. До нас, к великому сожалению, не дошли его письма или сочинения, не связанные с переводческой деятельностью. Изучая предисловия, нужно помнить о существенном ограничительном моменте: над ними довлеет библейская проблематика. И все же, не выходя за границы темы, Скорина сумел высказать здесь свои сокровенные мысли о мире, о смысле жизни, назначении человека, об общественном устройстве. Предисловия – единственный источник, позволяющий судить о мировоззрении белорусского просветителя. Работая над предисловиями, Скорина, конечно же, пользовался какими-то пособиями. К тому времени уже существовало множество толкований и комментариев к библейскому тексту. Между тем просветитель вышел за рамки примитивного отбора.
Книга Иова. Скорина считает, что в книге  Иова Бог раскрывает человечеству «великие тайны». Первая из них сформулирована так: «… чего ради господь бог на добрих и на праведных допущаеть беды и немоци, а злым и несправедливым даеть щастье и здравие». Иначе говоря, речь идет о социальной несправедливости. Вопрос этот – сложный для каждого мыслящего человека всех времен и народов. Книга Иова во многом носит богоборческий характер. Создатель здесь подчас выглядит коварным и несправедливым. Подтекст книги - противопоставление тирании конечному торжеству справедливости.
Книга Иисуса Сирахова. Характеризуя книгу  Иисуса Сирахова, Скорина воздействует на читателя, казалось бы, бесконечным перечнем материй, которые в ней толкуются («о мудрости, о страху господьнем, о слове божием, о справедливости, о вере, о любви, о надежи, о чистоте, о службе божией, о долготерпении, о смирении, о милостыни, о крепости, о трезвости, о мерности, о почтивости, о щедроте, о тихости, о друголюбии, о науце закона божия, о послушании родителей своих, о справовании самого себе, о товаристве добром и злом, о похвале мужей святых, о славе царей праведных, о достойности пророков божиих…». Многие из перечисленных тем имеют непосредственное отношение к государственно-правовым взглядам Ф. Скорины.
Книги Царств. Предисловие к книгам Царств сильно отличается от предыдущих «предмолв» прежде всего многогранностью. Круг вопросов, рассматриваемых здесь, исключительно широк.
Вначале идет речь об истории правового сознания. Скорина был сыном своего времени, поэтому истоки законодательства он возводит к божественному откровению, получившему отражение в Библии. «Многими и различными обычаи, - утверждает он, - господь бог писма и науку нам, людем своим, дал и дава от початку света даже и до сего дня». В этой связи прежде всего упоминается «Ветхый закон», который господь «дал ест евреом рукою Моисея, раба своего», а затем – «новое благовествование», данное христианам «господем нашим Исусом Христом».
Скорина вспоминает и «писма и права или  уставы», которые были созданы до возникновения христианства. Божественное откровение в их возникновении роли не играло. Законы эти «преизволением и людскими пилностями пописаны были». Тут же перечислены законодатели древности: «Яко греком царь, Фороней именем, наипервей права пописал, египтяном – Меркурий Тримеист, афинеаном – Солон Филозоф, лацедимоняном же – Лигург царь их, а римляном – Нума Помпеиус, он же был ест вторый по царю Ромуле». Мы опять-таки можем убедиться в незаурядной образованности Белорусского просветителя. Он знает о законодательной деятельности афинского архонта Солона (между 640 и 635 – ок. 559 до н. э.), об установлениях спартанского мыслителя Ликурга (9 – 8 в. до н. э.), о законах второго римского царя Нумы Помпилия (715 – 673 до н.э.).
Мы  также сталкиваемся с дуализмом  Скорины, который в этом случае вызван восторженным отношением гуманистов к античности.
Книга Судей. Предисловие и к этой книге  начато исторической справкой. Скорина сообщает читателю о том, что после Иисуса Навина еврейским народом в течении трехсот лет управляли судьи, а затем к власти пришли цари. В предисловии перечислены имена 12 судей и дана краткая характеристика правления каждого из них.
В комментариях к книге Судей проявляется  умеренный демократизм Скорины. Исследователи утверждали, что «политическим идеалом Скорины являлась просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть». Этому утверждению как будто бы противоречит данная просветителем характеристика времени правления судей. Они, пишет Скорина, «сынов Израилевых не справовали суть их, яко цари или властели вышнии, силу имеющее над ними, но яко ровни и товариши, раду им даючи и справедливость межи ними чинячи». Это высказывание, откровенно прославляющее демократию, подкрепляются словами пророка Моисея: «…да судять людей судом справедливым, и да не уклонятся ни на жадную страну, и да не зрять на лица, и не приимають даров, понеже дарове ослепляють очи мудрых людей и заменяють слова справедливых». Мы различаем здесь актуальное во все времена осуждение мздоимства и призыв судить людей, не оглядываясь на их обеспеченность и социальное положение («да не зрять на лица»).
Скорина завуалировано высказывает мысль  о том, что каждый народ имеет  то правительство, которое он заслуживает. Когда народ грешен, ог предает его «в руце вражие». Когда же люди каются, «то посылаеть… господь бог пастырей и докторов, они же научають нас противитися бесовским покусам, теже князей и воевод добрых, иже боронят нас от рук поганских…»[2. с. 44].
Общее предисловие к Библии. На титульных  листах многих пражских изданий Франциск Скорина пояснял, что предпринятый им труд предназначен «людем посполитым к доброму научению». В общем, предисловии к Библии это положение конкретизируется: «Ту научение седми наук вызволенных достаточное». И далее делается беспрецедентная попытка соотнести библейские книги со светскими «свободными искусствами», которые изучали во всех университетах Европы. В первую очередь Скорина вспоминает «три науки словесные»: грамматику, логику и риторику. Изучающим грамматику предлагается читать Псалтырь. Тем, кто хочет «разумети логику», Скорина советует обратиться к книге Иова и к посланиям апостола Павла. Чтобы постичь законы логики, нужно читать притчи Соломона. Библия поможет и тем, кто изучает науки цикла «квадривиум»: музыку, арифметику, геометрию и астрономию. Далее Скорина выходит за пределы «седми наук вызволеных». Речь идет о тех, кто «кохание имаши ведати о военных а, о богатырских делах». Для теории и практики военного дела, утверждает просветитель, полезны книги Судей и Маккавеев. «…более и справедливее в них знайдеш, - пишет он, - нежели во Александрии или во Тройи». Скорина демонстрирует глубокое знакомство с древнерусской литературой. «Александрия» - роман об Александре Македонском, ставший известным на Руси в середине 13 века. Его обычно включали в состав Хронографов. Известна была у нас и история осады и взятия Трои, восходящая к гомеровскому эпосу. Послесловия как заключительный элемент в системе Скорины также выполняют богатую информативную роль. В них, несмотря на лапидарную форму, нередко продолжается трактовка библейского содержания, начатая в предисловии. Лаконичные послесловия завершают каждое из пражских ветхозаветных изданий. Набор сведений, содержащихся здесь, примерно одинаков: название книги, имя переводчика и издателя, место и время издания. По схеме послесловия могли и повторять друг друга, ибо менялись в них лишь названия книг и время выпуска в свет. Скорина, однако, старается избежать унылой повторяемости, все послесловия у него разные.
Белорусский просветитель упорно ищет стилистические варианты и обычно находит их. Это можно проследить хотя бы по начальным словам послесловий. «Скончалася книга сия…» - читаем мы в послесловии к книге Иова. В Притчах Соломона почти незаметное изменение: «Скончалася ест книга сия…». Иной зачин в книге Иисуса Сирахова: «Доконана ест сия книга…». В послесловии к Екклесиасту этому зачину предпосланы два слова: «Божию милостию доконана ест сия книга…». В книге Премудрости Божией для начала найдено новое слово: «Кончается книга…» Новая находка – в послесловиях к каждой из четырех книг Царств: « Доконавается первая часть книг…» А в общем послесловии к этим книгам Скорина пишет: «И тако доконаны суть…». Еще один вариант в книге Бытие: «То ест конецъ первых книг…».
Называя свое имя, Скорина обычно указывает  – с законной гордостью – и  полученное им ученое звание – «в лекарскых науках доктора». В послесловии к книге Иисуса Навина находим существенное дополнение, имеющее важное биографическое значение: «… в навуках вызволеных и в лекарстве доктора». Интересен вариант книги Есфирь, который позволяет догадаться о педагогической деятельности Скорины: «… в науках и в лекарстве учителя…». Та же формула использована и в книге Судей.
 
    Политические идеи и взгляды Ф. Скорины
 
Государственно-правовые и политические взгляды Ф. Скорины. Как известно из биографии знаменитого первопечатника, он окончил Краковский университет. Именно в Кракове молодой белорус получил те знания, которые позволили ему достичь уровня образованности эпохи. Это была основа, на которой впоследствии возросло мировоззрение Франциска Скорины, в том числе, и его правовые взгляды.
В годы пребывания Скорины в Краковском университете на факультете свободных  искусств читали лекции по 17 книгам Аристотеля, среди которых «Политика», «Об  обязанностях». Исследователь деятельности Ф. Скорины С. А. Подошкин нашел множество параллелей со взглядами Аристотеля в предисловиях к изданиям Скорины. Это позволило говорить о влиянии греческого ученого на этические воззрения белорусского просветителя, на требования, которые Скорина предъявлял к социально-правовой основе государства, на его эстетические суждения и оценки.
По  мнению белорусского просветителя Ф. Скорины, в основе юридических норм, принятых человеческим обществом, лежат два  вида законов: «прироженый» и написанный. «Прироженый» закон – это система моральных правил, изначально присущих человеку: « … закон прироженый написан ест в серци единого кажного человека…» (говорится в предисловии, написанном Ф. Скориной к последней из книг Пятикнижия – Второзаконие). Смысл закона состоит в том, чтобы «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети».
Каждый  человек, даже преступник, хорошо отличает добро от зла. Еще Адам и Ева, совершив грехопадение, а после Каин, «иже убил брата своего Авеля», «познали суть грех свой». Тем не менее Скорина  считает необходимым перечислить в данном предисловии основные грехи, которым должен противиться человеческий разум. « Тым же обычаем и ныне единый кажный человек, имея розум, познаеть, иже непослушание, убийство, прелюбыдеание, ненависть, татба, несправедливость, злоимание, неволя, досаждение, гордость, злоречение, нелютость, клеветание, зависть и иная тым подобная злая бытии, понеже сам таковых речей от иных не хощеть терпети».
Писаные законы даны от Бога (Скорина в этой связи называет Пятикнижие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.