На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Водопотребелние в системе производственного потребления

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?91
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
В условиях полного и частичного реформирования всей системы природопользования и предприятий природопользования, огромную значимость приобретают вопросы реструктуризации весьма сложных составляющих рынка окружающей среды. Последние не всегда трансформируются в направлении эффективного реформирования из-за целого ряда причин объективного и субъективного характера. Последнее обстоятельство весьма негативно сказывается не только на деятельности предприятий природопользования, но и на всю систему платежеспособных инструментов, на механизмы управления и регулирования окружающей среды.
Вызывает озабоченность также и продолжающейся финансовый голод, наблюдающейся в границах определенной части предприятий природопользования, сфера действия которого, к сожалению, стала весьма активно проникать и функционировать в подразделениях анализируемого объекта исследования. Нехватка ресурсов и инвестиционная суженность арсенала доходности анализируемого объединения вносит свои коррективы в формирование и дальнейшее развитие, среди которых особую важность приобретают не только величины рационального природопользования, но и квотные характеристики, воплощающие в себе весьма сложную морфологию платежных элементов, инструментов и различных других составляющих этого же профиля.
Рельефно-выделяющая ситуация в данной сфере природопользования на фоне происходящего реформирования его основных конгломератов по существу явились основой для выбора надлежащей темы и попытки автора предложить свою концепцию и модель устойчивого развития в зеркале предприятий водопотребления, ярким образом которого могут и служить муниципальные подразделения анализируемого типа.
Попытка автора сводится не только к формированию рекомендательных основ рационального природопользования и снижения экологического давления на различные компоненты окружающей среды, но и разработка наиболее вероятных моделей и схем платежеформирующего толка при условии заметного внедрения в реальную природоохранную практику, наиболее приоритетных ее элементов в виде целой системы природозащитного направления, технологических усовершенствований на основе  внедрения весьма совершенных природоохранных нововведений и заимствование передового опыта в этом отношении ведущих природоохранных фирм подразделений отечественного порядка и иностранные формирования. Совокупность разработанных мер и мероприятий нами фокусируется в адекватном зеркале оптимальных платежей и наиболее разумного платежеспособного спроса в условиях массового внедрения в реальную экологическую практику  передовых методов и форм природоохранного направления, весьма позитивно влияющих на уровень и степень загрязнения сточных поверхностных вод и загрязнений водных компонентов сбросового характера.
Нельзя не отметить при этом, что анализируемая инфраструктура и ее природоохранные подразделения сегодня, в рамках Южного Федерального округа, являются весьма приоритетными не только с точки зрения отечественной практики, но и в разрезе рынка экологических услуг. Такая природоохранная композиция анализируемого производственного подразделения не только привлекает специалистов и практиков самого различного уровня, но и является предметом особого влияния и изучения со стороны не только властных структур центра, но и президентского окружения РФ, из среды которого в ноябре месяце 2003 года осчастливил своим посещением В.В. Путин, отметивший весьма эффективную деятельность всего объединения в условиях весьма напряженного и труднореформирующегося  рынка данного профиля.
1.ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
 
 
1.1.Общая характеристика арсенала водопотребления в системе    анализируемого объекта.
 
 
В рамках производственного потребления, инфраструктура которого нами изучается и рассматривается в качестве наиболее вероятной основы для суждения о степени и объемах водопотребления водных компонентов для целей производственного и бытового назначения, что является весьма важным в деле обеспечения нормального функционирования всех жизнеспособных центров, как городского, так и областного ядра мегаполиса, если следовать данным статистики, учета и отчетности, то следует отметить, что за последнее время объем водопотребления в рамках анализируемого объекта для населения проживающего в многоквартирном жилом фонде 16050 шт., что составляет 30.2 от общего объема водных компонентов, потребляемых водоканалом, при этом при проведении различного рода работ , связанных с устранением повреждений водопроводной сети составляет за этот же период 1,53% , скрытые утечки из водопроводной сети 13,5% , при авариях водопроводной сети 2,5%. В общей своей совокупности суммарные потери водных компонентов за значимый период составляет 17,83%. Весьма важным направлением водопотребление МУП ПО «Водоканал» является использование водных элементов в границах частного сектора, относительная величина которого составляет 2,9%. Немаловажным источником потребления водных компонентов являются предприятия и организации, в том числе и арендного направления, квотные величины расхода воды которых составляют ныне 53,1%.
Приумножают арсенал и водопотребление многоквартирные жилые помещения, приватизация которых до сих пор не является 100%, что безусловно требует проводить определенные коррективы не только в саму систему водопотребления , но и в ее платежеспособные инструменты.
Вместе с тем, в рамках аналогичного производственного объединения производится перераспределение водопотребления в границах его городского мегаполиса (Ростов, Батайск, Аксай).
Значительная часть объема водопотребления и его давление на городские коммунальные инфраструктуры приходится большой Донской город в лице областного центра, расход которого приближается почти к 9%, что составляет 47634 тыс.м3. Адекватные аналоги по Аксаю и Батайску составляет  соответственно 12062 тыс. м3. Среди потребителей подаваемый объем воды распределяется между различными категориями 80,5%-население; бюджетные организации-5,5%; предприятия-14,35%.
 
 
 
1.2 Проблемы реновации основных средств и затратные механизмы их формирования.
 
 
В качестве альтернативы традиционным способам ремонта и монтажа сетей ВКХ предлагается использовать новейшие технологии реновации сетей водоснабжения и канализации, технологии монтажа внутренних и внешних сетей из пластмассовых труб. Реализация проекта планируется в г. Ростове-на-Дону. Трубопроводы относятся к системам жизнеобеспечения, так как надежность системы водоснабжения является одним из условий нормальной жизнедеятельности населения, бесперебойной работы промышленных и коммунально-бытовых предприятий. Поэтому состояние трубопроводов в нашей стране, в том числе в г. Ростове-на-Дону, вызывает обеспокоенность на всех уровнях управления и является одним из главных факторов повышенной напряженности при реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время в российских городах, в том числе и Ростове-на-Дону, для ремонта канализационных и водопроводных сетей используются преимущественно традиционные технологии. Нынешнее состояние сетей канализации и водоснабжения порождает следующие проблемы:
- повышенный расход и потери энергоресурсов в связи с необходимостью повышения давления подачи воды;
- низкая надежность сетей водоснабжения и канализации когда из-за аварий на трассах отключается большое количество объектов;
- ухудшение экологической обстановки, вследствие утечек воды и многочисленных разрытий, а также подтопления фундаментов зданий;
- огромные потери продукта (воды), происходящие из-за утечек в сетях водоснабжения;
- резкое ухудшение качества воды, в связи с ухудшением пропускной способности водопроводов, вследствие их зарастания (компоненты биологического состава).
Все вышеперечисленные проблемы порождают целую группу экономических, экологических, социальных и др. проблем, ведущие за собой необоснованные затраты и финансовые потери, что усугубляется использованием устаревших технологий ремонта и монтажа сетей ВКХ.
В качестве альтернативы традиционным способам ремонта и монтажа сетей ВКХ могут стать новейшие технологии реновации сетей водоснабжения и канализации и технологии монтажа внутренних и внешних сетей из пластмассовых труб.
Реализации проекта дает следующие результаты:
-разрабатывается региональная программа реформы ЖКХ в плане реновации сетей ВКХ (реновация старых сетей и монтаж новых по современным технологиям);
- создается структура, реализующая данную программу;
Деятельность этой структуры позволяет произвести вышеуказанные работы, что в значительной мере разрешает накопленные проблемы:
- уменьшаются расходы и потери энергоресурсов в связи с необходимостью повышения давления подачи воды;
- увеличивается надежность сетей водоснабжения и канализации, что ведет к уменьшению отключений на трассах ВКХ производственных и социальных объектов;
- улучшается экологическая обстановка в городе, вследствие уменьшения утечек воды, многочисленных разрытий и подтопления фундаментов зданий. Уменьшение данных процессов ведет за собой и значительные экономические выгоды;
- резко уменьшаются огромные потери продукта (воды), происходящие из-за утечек в сетях водоснабжения;
- резко уменьшаются затраты на ремонтно-восстановительные работы, что в совокупности со снижением затрат на электроэнергию может вызвать экономически обоснованное понижение тарифов за воду;
- резко улучшается качество воды, в связи со значительным увеличением пропускной способности водопроводов. Практически исчезает зарастание водопроводов, и из них исчезают вредные для здоровья населения компоненты биологического состава. Это в свою очередь снижает риски заболевания людей, связанные с качеством питьевой воды и риски эпидемий инфекционных заболеваний.
Общая стоимость проекта составляет 45 млн. руб. на момент разработки проекта, с учетом запланированных инфляционных ожиданий. Данная стоимость проекта зависит от выбора необходимого оборудования и комплектующих, изначально установленной мощности предполагаемой компании. Для реализации инвестиционного проекта, необходимы финансовые ресурсы в размере 45 млн. руб. Срок окупаемости проекта, согласно произведенным расчетам, составляет 76 мес. (при расчете в основной валюте) и 65 мес. (при расчете в долларах США). В результате реализации проекта ожидается коммерческая выгода для всех участников проекта. Оценка коммерческой выгоды производилась на основе интегрального анализа проекта для  участников проекта:
- структуры, реализующей проект,
- акционеров структуры,
- кредиторов (см. Расчетные показатели проекта. Таблицы 1, 2 "Интегральные показатели")
Интегральные показатели проекта.
Таблица 1.
Доходы участников (интегральная эффективность)     
 
Показатель
(руб.)
($US)
Акционеры
 
 
 
 
 
Ставка дисконтирования (%)
30,00
8,00
Период окупаемости (мес.)
108
96
Индекс прибыльности
1,51
3,18
Чистый приведённый доход
10 155 919,63
1817885.57
Внутренняя норма рентабельности (%)
37,10
24,97
Кредитор (кредит)
 
 
Ставка дисконтирования (%)
 
 
8,00
Период окупаемости (мес.)
 
 
81
Индекс прибыльности
 
 
1,13
Чистый приведённый доход
 
 
154 946,07
Внутренняя норма рентабельности (%)
 
 
11,54
 
 
Таблица 2.
 
Показатель
Рубли
Доллар США
Ставка дисконтирования
30.00 %
8.00 %
Период окупаемости
62 мес.
54 мес.
Индекс прибыльности
1.13
1.17
Чистый приведенный доход
114710151.34
10593326.82
Внутренняя норма рентабельности
64,47 %
49,66 %
Период расчета интегральных показателей - 120 мес.
 
Предлагаемая форма и условия для участия инвесторов:
В качестве возможных форм участия в проекте предлагаются следующие:
- учредители (акционеры) компании по реализации проекта внедрения технологий реновации сетей ВКХ,
- кредиторы проекта (на условиях финансового плана проекта),
- лизингодатели оборудования, необходимого для реализации проекта (расчет по лизингу не проводился, но возможен при определении условий лизинга)
Возможные гарантии по возврату инвестиций:
Учитывая социальную значимость проекта, необходимо в программе реализации внедрения технологий реновации сетей ВКХ и монтажа сетей ВКХ из пластмассовых труб предусмотреть гарантии субъекта федерации для инвесторов кредиторов и лизингодателей.
В технико-экономическом обосновании проекта рассматривались:
- анализ современных технологий реновации сетей канализации и водоснабжения.
- международный опыт и опыт регионов и городов РФ по внедрению предлагаемых технологий.
- инвестиционный проект создания эксплуатирующей структуры, по внедрению новейших технологий реновации и монтажа сетей ВКХ.
- анализ побочных эффектов от внедрения предлагаемых технологий (социальная, экологическая, бюджетная эффективность проекта).
- коммерческая эффективность деятельности будущей организации.
-анализировалась чувствительность проекта к изменению экономического окружения и изменению ряда параметров самого проекта.
При создании расчетной модели будущей компании использовались следующие посылки:
- проект рассчитывался для условной компании, предположительно создаваемой для реализации программы реформирования системы ЖКХ в плане работ по реновации (санации) сетей ВКХ и внедрения пластмассовых труб в этих системах. При этом допускалось выполнение этой компанией работ, как по реновации, так и монтажу сетей ВКХ из пластмассовых труб.
Создание такой компании планируется в 2002-2003 г.г. в виде АО с уставным капиталом 20 млн.руб. и финансированием деятельности за счет валютного кредита в размере 1,2 млн. долл. под 12 % годовых на 8 лет.
Данные допущения принимались из расчета общей стоимости проекта в 45 млн.руб. (с учетом инфляционных ожиданий). При этом стоимость проекта напрямую зависит от выбора необходимого оборудования и комплектующих. При уменьшении стоимости оборудования и сохранения программы сбыта показатели компании будут улучшаться. Затратная часть проекта складывалась из переменных издержек, постоянных издержек и зарплаты персонала компании. Переменные издержки (зависящие от объема выполняемых работ - комплектующие, материалы, ГСМ и т.д.) условно принимались в размере 70% от стоимости услуги. Постоянные издержки на содержание компании (реклама, связь, командировки, канцелярские и другие расходы) принимались в размере 80 тыс. руб. в мес. с постепенным увеличением расходов на 10% в год. Штат персонала компании принимался в количестве 60 человек, со средней зарплатой 2500 руб. в месяц, с постепенным увеличением фонда оплаты труда на 10% в год.
В качестве основных продуктов компании принимались услуги по реновации сетей ВКХ и монтажу пластмассовых систем ВКХ, стоимость работ по реновации сетей ВКХ и монтажу пластмассовых систем ВКХ определялась на основе существующих нормативных данных, программ санации и внедрения пластмассовых сетей ВКХ МП ПО "Водоканал". Учитывая тот факт, что стоимость работ очень сильно зависит от множества параметров (диаметра трубы, длины трубы, глубины залегания, степени износа, технологии санации, места санации и др.) использовалось допущение, что все затраты укладываются в средний тариф по санации водопровода и канализации, принятый в расчетной модели. Увеличение тарифа - увеличивает эффективность деятельности компании, уменьшение-ухудшение деятельности. В качестве плана сбыта услуг использовались программы реновации сетей ВКХ и программа внедрения пластмассовых труб, разработанные МУП ПО "Водоканал". При этом моделировалось постепенное увеличение объема выполняемых работ в следующей пропорции: сети водопровода на 30 % в год, сети канализации на 10% в год, внедрение пластмассовых труб систем водопровода и канализации на 10% в год. В модели учитывалась сезонность выполнения работ (на услуги по реновации), так как в зимнее время данные виды работ нецелесообразны.
Экономическое окружение моделировалось исходя из посылки увеличения инфляционных ожиданий в течение всего проекта на 2% в год и роста курса доллара на 10% в год в течение всего проекта.
Инвестиционный план моделировался исходя из основных этапов создания компании без их детализации. Укрупнено были запланированы две статьи расходов: инвестиционные затраты (закупка оборудования) в размере 1800 тыс. долл. и затраты на подготовку проекта в размере 360 тыс. руб. На оборудования начислялась амортизация по линейному принципу из расчета списания оборудования в течение 10 лет. НДС списывался постепенно через амортизацию.
Финансовый план проекта моделировался исходя из посылок о двух источниках финансирования проекта: акционерного капитала и валютного кредита. Акционерный капитал формировался в размере 20 млн.руб. Состоит из 200 тыс. акции номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Кредит в размере 1200 тыс. долл. сроком на 8 лет под 12 % годовых. Выплаты процентов ежемесячно с отсрочкой платежа 12 мес. и отнесением платежей на затраты. Вышеприведенные описания модели условной компании построены на определенных допущениях. В случае конкретизации проекта и расчетных показателей, модель легко корректируется, расчет проекта, и оптимизация осуществляются в течение короткого времени благодаря мощному программному обеспечению расчета проекта.
1. Бестраншейные технологии ремонта трубопроводов - наиболее рациональный способ проведения трубовосстановительных работ в городской среде, позволяющий в сравнении с традиционной раскопкой труб в значительной мере (до 50%) сократить капитальные затраты.
2. Для эффективного внедрения бестраншейных технологий необходимо:
- получить консультационно-информационные услуги или рекомендации поставщиков технологического оборудования в соответствующих организациях, имеющих опыт или необходимые знания проведения подобных работ.
- провести в специализированных организациях обучение по специальным программам специалистов, связанных с ремонтом трубопроводов и эксплуатацией оборудования.
- перед закупкой импортного оборудования получить рекомендации специалистов по проведению таможенного оформления технологического оборудования,
- перед закупкой импортного оборудования оценить валютные риски будущих поставок комплектующих и материалов. Возможно, часть инвестиционных ресурсов, предназначенных для реализации программы реновации и монтажа сетей ВКХ с использованием новейших технологий, лучше вложить в организацию производства данных материалов из местного сырья, что может стать весьма выгодным проектом.
- эксплуатировать оборудование, находясь в постоянном контакте с его производителем или полномочным представителем,
- эксплуатируя технологическое оборудование постоянно помнить, что рынок оборудования постоянно развивается и пополняется.
3.Интенсивное внедрение бестраншейных технологий ремонта трубопроводных систем позволит получить, кроме значительной экономии капитальных затрат, эффект не оцениваемый материально - улучшенное экологическое состояние городской среды и внутреннее состояние горожан.
Определенную роль в рациональном водопотреблении г.Ростова-на-Дону и области играют трубопроводные сети, по существу являющиеся водными транспортными артериями.
Магистральные разводящие сети водопровода предназначены для транспортирования питьевой воды потребителям и на нужды пожаротушения. Кольцевые водопроводные сети, охватывающие всю территорию г. Ростова-на-Дону, представлены асбестоцементными, стальными и чугунными трубопроводами. На сетях расположены, как правило, железобетонные колодцы, где установлена запорно-регулирующая арматура в количестве 21122 ед. На водопроводной сети установлены также пожарные гидранты в количестве 2998 шт., обеспечивающие наружное пожаротушение любого здания, обсуживаемого данной сетью. В не канализованных районах города на уличных водопроводных сетях установлены водоразборные колонки с радиусом действия не более 100 м.
Вся водопроводная сеть разбита на ремонтные участки, при отключении одного из которых обеспечивается отключение не более пяти пожарных гидрантов и подача воды потребителям, не допускающим перерыва в водоснабжении. В пониженных точках каждого ремонтного участка предусмотрено устройство для опорожнения трубопровода в «мокрый» колодец с последующей откачкой.
Система водоснабжения рассчитана на забор, очистку и подачу потребителям до 400 тыс. м3 в сутки. Однако в настоящее время система работает в форсированном режиме с производительностью до 620 тыс. м3/сутки. Мощностей ОСВ недостаточно, это значительно усложняет процесс очистки, нарушает работу насосных станций, чрезвычайно усложняет регулирование гидравлической работы сети водоснабжения города.
Существующая разводящая сеть в целом обеспечивает подачу и распределение воды потребителям, так как она имеет некоторый запас по пропускной способности вследствие снижения потребления воды промышленностью. Однако состояние вышеуказанных сетей и сооружений системы водоснабжения неудовлетворительное. Всё это осложняется сложным рельефом г. Ростова-на-Дону, что приводит к возникновению многочисленных воздушных пробок и участков с повышенным давлением в сети. Необходимо учитывать, что ВНС г. Ростова-на-Дону не оборудованы частно-регулируемыми приводами и устройствами плавного пуска. Поэтому включение и выключение насосов на изношенную сеть, проложенную по пересечённой местности, способствует возникновению сильных гидравлических ударов.
Наиболее эффективными мероприятиями, позволяющими изменить динамику аварийных ситуаций, должны стать работы по регулированию работы системы водоснабжения г. Ростова-на-Дону. Аналогичные работы, выполненные в Москве, Санкт- Петербурге,  Ленинградской и Ростовской областях  позволили сократить количество аварий, увеличить рабочее давление в сети на 8-15% без увеличения потребления электроэнергии и в этом  плане особую значимость приобретает техническая оценка и обоснование потребности запорно-регулирующей арматуры и оборудования.
Согласно этой модели в настоящее время водопроводные сети г. Ростова-на-Дону можно разбить на 4 группы водоводов:
- магистральные водоводы;
-магистральные сети;
-внутриквартальные сети;
-домовые водопроводные сети;
Группа магистральных водоводов решает задачи по транспортировке питьевой воды от очистных сооружений водопровода до всех районов города. Так как наиболее крупные очистные сооружения водопровода находятся в пос. Александровка,  то приходится транспортировать воду до 40 км с запада на восток  и до 15км с юга на север. Вследствие чего, водоводам приходится пересекать все многочисленные балки на территории города.  При этом перепад высот достигает до 80-90м. Воздух, скапливающийся в верхних точках водоводов и местах перегибов трубопроводов, способствует возникновению гидравлических  ударов на сетях города. Исследованиями установлено,  что на городских сетях избыточное давления превышает в 6-7 исходное рабочее давление. Кроме того, становится крайне неравномерной подача и распределение  воды в наиболее удалённых от очистных сооружений районах.
Осмотр водоводов и съём манометрического давления в контрольных  точках показал, что многие водоводы имеют значительные воздушные пробки, а существующие вантузы не справляются с объёмом выделяемого из воды воздуха.  Имеется  ряд районов, где водоснабжение осуществляется по тупиковой схеме без крупных водопотребителей в конечных точках, что также способствует накоплению воздуха в трубопроводах.  
Следует обратить внимание, что работы по регулировке гидравлического режима взаимосвязаны с целым рядом факторов и в целом могут быть разделены на 4 крупных группы:
- установка вантузов для автоматического выпуска и впуска воздуха;
- установка регуляторов давления;
- установка частотно- регулируемых приводов на насосных станциях;
- замена технологического оборудования  для обеспечения возможности проведения работ по регулировке работы сети;
Ниже рассмотрены вопросы по определению потребностей соответствующей специальной арматуры и оборудования.  В специальной литературе приводятся данные по успешному применению вантузов на горизонтальных участках на расстоянии всего лишь  в 500м друг от друга. Однако, учитывая финансовые и технические возможности, а также существующий рельеф местности, считаем более целесообразным располагать вантузы на участках, имеющих резкие перепады высот и резкие переломы. Следует устанавливать вантузы не только в конечных точках, но и в начале длинных горизонтальных участков для ликвидации слоя воздуха в верхней части трубы по всей длине трубопроводов. Особое внимание следует уделить Пулковскому водоводу, техническому водоводу на ТЭЦ-2, техническим водоводам  к Центральным и Александровским сооружениям водопровода, Шолоховскому, Селивановскому, Атомкотломашевскому, Неклиновскому водоводам. Среди крупных разводящих магистральных сетей следует обратить особое внимание  на водовод по ул. Портовой, по ул. Толмачёва, разводящим сетям от насосной станции «Восточная» к сторону пос. Камышеваха и пос. Ковалёвка, Новый и Старый Восточный водоводы.
Учитывая, что вантузы значительно сокращают величины вакуума возникающего при опорожнении трубопроводов. Отмечено, что возникновение вакуума в трубопроводах даже более опасно для целостности трубопроводов, так как на трубопровод начинают действовать совместно два сжимающих усилия. Кроме этого, вакуум в трубопроводе сильно осложняет производство газо-резочных работ, описаны несчастные случаи, вплоть до смертельных, вызванных вакуумом в трубопроводе.
Установка автоматических вантузов для выпуска  и впуска позволяют сокращать время опорожнения трубопроводов и выходить на нормативные сроки в 2-4 часа. Устраняются воздушные подушки, периодические  срывы которых препятствуют проведению ремонтных работ, а на больших диаметрах представляют опасность для работающих бригад АВР. Опыт работ служб ПП «Водопровод» на водоводах большого диаметра г. Ростова-на-Дону полностью это подтверждает.
Районными службами были проведены работы по подготовке  данных для гидравлического расчёта вантузов на сетях г. Ростова-на-Дону силами специализированной фирмы «Грейс» г. Санкт-Петербург. Результаты расчётов указали на необходимость установки вантузов большой производительности (до 300 мм), что значительное превышает сортамент выпускаемых в стране вантузов (серийное производство 50 и 100мм, по специальным заказам до 150мм). С учётом этого ставится вопрос о приобретении импортных вантузов, так как номенклатура их более значительна. Данные вантузы нашли широкое применение в  г.г. Санкт-Петербург и  Москва.
Установки вантузов в этих городах позволили  повысить давление в сети на 10-18% без увеличения расходов электроэнергии. Это обеспечило  применение частотно-регулируемых приводов на ВНС обслуживающих участки, имеющие достаточный напор и подняло давление в районах с пониженным давлением. Для г. Ростова-на-Дону достижение аналогичных результатов позволило бы ликвидировать многочисленные жалобы жителей на отсутствие воды на верхних этажах 5-ти этажных  домов.
При разработке программы установки регулирующей арматуры для создания оптимального технологического режима работы сетей водоснабжения г. Ростова-на-Дону проводился анализ работы силами районных участков по эксплуатации водопроводных сетей. Основное количество аварий происходят на разводящих сетях, что вызывает нарушение водоснабжения города. В первую очередь рассмотрены Пулковский, Октябрьский, Шолоховский, Селивановский, Атомкотломашевский, Неклиновский, Северный, Восточный Старый и Новый водоводы, а также технический водовод на ТЭЦ-2 и технический водовод  к Центральным сооружениям водопровода. Среди крупных разводящих магистральных сетей обследованы магистрали  по ул. Портовой, по ул. Толмачёва, разводящие сети от насосной станции «Восточная» к сторону пос. Камышеваха и пос. Ковалёвка.  Далее рассмотрим более подробно каждый водовод.
На всём протяжении с востока на запад имеются многочисленные застройки, расположенные на склонах к реке Дон. Часть города Ростова-на-Дону располагается на пониженных местах относительно центральной части. Кроме того, город разрезан рекой Темерник и  многочисленными балками, имеющими значительные перепады высот. Этим объясняется  повышенное давление в сети в данных районах. Имеются районы частной одноэтажной застройки, которые непосредственно примыкают к высотным микрорайонам, что вызывает аналогичную проблему.  Кроме того, многие потребители подключены к высоконапорным трубопроводам в непосредственной близости от насосных станций, что приводит к избыточному давлению в этих сетях. Отмечаются многочисленные случаи порывов на внутридомовых системах и санитарно-технических устройствах  вследствие избыточного давления в подводящих инженерных коммуникациях. Помимо роста аварий и утечек, это приводит к неоправданно высоким расходам воды потребителями, что весьма ощутимо вследствие общего дефицита питьевой воды в г. Ростове-на-Дону. Применение регуляторов давления позволяет избежать данных проблем. Применение регуляторов давления в г. Москве позволило не только ликвидировать порывы на сетях вследствие избыточного давления, но и сократило потребление воды на 8%, что обеспечило быструю окупаемость установки регуляторов давления.
Наличие многочисленных участок с повышенным давлением в сети вынуждает на сегодняшний день осуществлять регулировку давления путём максимально возможного закрытия задвижек на трубопроводах подающих воду в данные зоны. Материалы проработок по установке регуляторов давления  выполненные силами специалистов МУП ПО «Водоканал» прилагаются. При этом необходимо учитывать, что регуляторы давления диаметром более 150 мм отечественной промышленностью не выпускаются. Ввиду этого планируется установка регуляторов давления импортного производства .
Установка специальной арматуры на сетях города будет особенно эффективна при проведении в комплексе с ними  работ по установке частотно-регулируемых приводов на водопроводных насосных станциях  III, IV и V подъёмов. Опытная  установка частотно-регулируемого привода на ВНС V подъёма  (домовая водопроводная станция  подкачки по ул. Черепахина)  позволила получить экономию электроэнергии до 30-40%, что позволило достигнуть полную окупаемость  установленного оборудования за 6 месяцев. Аналогичная  установка частотно-регулируемого привода на ВНС III подъёма  «Октябрьская» позволила получить экономию электроэнергии до 40-50%. В обоих случаях улучшился гидравлический режим работы присоединённых к ним водопроводных сетей. Следует отметить, что проблема сокращения электроэнергии в нашем регионе так же чрезвычайно актуальна. Расчёты показывают, что при годовом потреблении насосной станции электроэнергии в 8,45 млн. кВт.часов,  экономия электроэнергии составляет до 1,7 млн. кВт.часов., что составляет более 20%.  Окупаемость установки регулируемых приводов по расчётам в этом случае составляет от 2,7 лет  до 5,2 лет. Фактически же затраты окупятся ёще быстрей, так как в расчёты не включены экономия электроэнергии, возникающая вследствие снижения водопотребления в течение суток. Фактические данные по ВНС «Октябрьская» показывают, что данная величина  также может достигать 20-30%. Полный комплект документов по установке частотно-регулируемых приводов на ВНС прилагается.
Данный вопрос подробно освещён в технико-экономическом обосновании экономической эффективности установки частотно-регулируемых  приводов на насосных станциях  водопровода и канализации МУП ПО «Водоканал» выполненной в декабре 2000г. специалистами МУП ПО «Водоканал». Данная работа была выполнена в связи с рассмотрением специалистами МУП ПО «Водоканал» разработанной  институтом Северо-Какакзским «Гипрокоммунводоканал» проектно-сметной документации и возникновением ряда спорных вопросов. в результате получены данные по эффективности применения частотно-регулируемых приводов, уточняющие данные проектного института.
Именно по этому вследствие недостаточной технической оснащённости ВНС приборами учёта расхода воды и контрольно-измерительной аппаратуры не всегда становится возможным нормальное функционирование оборудования  и резко осложняется регулирование гидравлической работы сети. Отсутствие достоверной информации приводит к нарушению водоснабжения потребителей, так работы по гидравлической регулировке сети в отдельных районах города длятся до 1,5-2 месяцев, что отрывает силы эксплуатирующих  подразделений. Не всегда хватает информации для разработки высокоэффективных  мероприятий по регулировке гидравлического режима сети, для работ по энергосбережению.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым принять меры к установке дополнительной контрольно-измерительного оборудования на насосных агрегатах, а также установке счётчиков расходов на всех насосных станциях II подъёма.
Следует проработать вопросы по установке оборудования по плавному пуску  двигателей насосов на ВНС и КНС. Этим  будет обеспечена плавность подъёма давления в трубопроводах  и сократится расход электроэнергии. Это значительно увеличивает срок работы   электродвигателей при сравнительно небольших финансовых затратах. 
В настоящее время в МУП ПО «Водоканал»  производится ряд структурных изменений.  Одним из мероприятий  является реорганизация  ПП «Водопровод» с целью внедрения более эффективной внутренней структуры предприятия  и разбивкой системы   водоснабжения на технологические комплексы, обеспечивающие эффективное управление всем комплексом забора, очистки и транспортировки воды потребителям.  Так городские сети  водоснабжения и насосные станции предлагается разделить на 4 зоны водоснабжения: Восточную, Центральную, Западную и Северную. Предусматривается установка счётчиков расхода воды на всех насосных станциях II подъёма, а также на границах зон для учёта потреблённой каждой зоной воды.  Одной из  особенностей данной схемы будет единая гидравлическая схема работы каждой зоны. Тем самым будет устранено отрицательное влияние действий  эксплуатирующих служб одного района на режим работы другого района.
Дополнительным технологическим оборудованием предлагается оснастить все насосныё станции III и IV  подъёмов, а также установить их на границах зон водоснабжения.
Предложенные варианты практически не имеют альтернативы, так как они обусловлены жесткими требования по местам установки специальной регулирующей арматуры. Однако учитывая значительные материальные затраты связанные с их реализацией необходимо специалистами МУП ПО «Водоканал» предложена очерёдность их реализации. При этом необходимо будет откорректировать предложенные документы, так как при расчётах источниками финансирования были приняты областной и городской бюджет и объёмы финансирования окончательно ещё не утверждены.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУП ПО «ВОДОКАНАЛ».
 
2.1. Формирование и рыночное развитие системы платежей в разрезе отдельных компонентов окружающей среды.
 
 
       Вся производственная инфраструктура анализируемого муниципального унитарного предприятия в ходе рыночной системы платежей, дифференцируется на два огромных блока природоохранного направления, которые тесно вписываются в саму морфологию производственного  объединения, в структуру его отдельных подразделений  и является базовыми сегментами для ориентации в ходе формирования и динамизма развития всей платежеопределяющей структуры.
      С точки зрения самого анализируемого производственного объединения, с позиций его стратегии дальнейшего развития, со стороны вхождения муниципального унитарного предприятия  в рыночные структуры или рыночные горизонты системы платежей, их уровень, квотная характеристика, рассматривается в динамике с учетом понижающих позиций, с учетом сокращения платежеспособного диапазона, с позиций ежегодного снижения платы, но только для одного конкретного предприятия, которые также рассматриваются нами как производственный конгломерат в системе природопользования, как предприятие с совокупной производственно-технической инфраструктурой, использующее в своей деятельности элементы и компоненты природной среды.
Только с этих позиций, мы рассматриваем механизмы оплаты, их платежеспособное формирование и критерии, которые с точки зрения стратегии развития производственного объединения,  выступают в качестве платежеспособных показателей, постоянно снижающихся по мере внедрения различных научно-технических нововведений и сокращения деятельности ущербных компонентов, сужение их диапазона и давления на всю производственную инфраструктуру МУП ПО «Водоканал».
С позиций же рыночной строгости и жесткого современного рынка природопользования платежные механизмы, их величины, квоты и размеры, рассматриваются анализируемым предприятием в иной плоскости. Для предприятий рынка ЖКХ, являющееся прямым и косвенным потребителем и водопользователем, система платежей со стороны МУП ПО «Водоканал», как правило, превышается, особенно сейчас, и особенно там, где наблюдается активизация водопотребление и интенсивное его использование для бытовых нужд. Такая же схема и подобные модели формируются и распределяются и на другие предприятия водопользования и водопотребления, которые непосредственно корреспондируются с общей инфраструктурой МУП ПО «Водоканал». Имеются ввиду различные производственные участки и объединения, целый ряд рыночных производственных  инфраструктур, производственная и коммерческая деятельность которых, прямо и косвенно, вписываются в предприятие полерыночного формирования МУП ПО «Водоканал». Более стабильная платежеформирующая система, т.е более рациональные ее основы и элементы, с точки зрения «бюджета семьи», в рамках ЖКХ, приходятся на те сегменты ЖКХ, которые в настоящее время оснащены бытовыми счетчиками водопотребления и различной адекватной регистрацией, и учитывающими системами. В этих подразделениях ЖКХ наблюдается более удачный случай учета и регистрации водопотребления, и водоиспользования и платежей за их распределение и дифференциацию.
Среди важных сегментов и структур водопотребления и водоиспользования особые рыночные приоритеты, в рамках рынка платежей, принадлежат платежеспособным механизмам и инфраструктурам формирования и развития  плановых платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду со сточными водами.
Платежеспособные механизмы этого направления тесно корреспондируются и непосредственно базируются на Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003г.  №344, воплощающие в себе отдельные элементы нормативно-правового статуса и нормативные технологии. В ходе формирования платежных инструментов и рыночных  механизмов,  поле их деятельности воплощает в себе наименование загрязняющего вещества, объемные характеристики загрязнения, обычно в разрезе годового периода, выражающееся, как правило, в тоннах, при этом учету подвергается фактические и объемные характеристики загрязнения, ставки платы руб./т, платы за сбросы загрязняющих веществ и компонентов в их совокупном виде.
При этом в платежеспособную зону входят как величины ПДС, так и  адекватные аналоги ВСС. Их расчет и непосредственное обоснование укладывается в весьма скромную модель, содержание которого вкратце можно описать в следующем виде. При этом в качестве экспериментальной части расчета нами приводится методологическая композиция лишь по двум компонентам, либо по остальным методология расчета является идентичной и не требует дополнительных подходов.
Показатель платежей в рамках наиболее опасных и токсичных, нами выбраны, в разрезе свинца и никеля (17 и 18).
Их расчеты основываются на произведении коэффициентов фактических пределов ПДС на ставку платы в пределах ПДС. Таким образом,  и на основе таких расчетов устанавливается такая платежеспособная величина в рамках рыночного показателя, в лице ПДС. Аналогичная технология  и конструкция расчетов непосредственно производятся с применением подобной же технологии в пределах ВСС. В ходе определения этого дуэта показателя ПДС и ВСС, затем предполагается их совместное суммирование, что и позволяет определить совокупный показатель платежей в разрезе двух весьма опасных загрязнителя в лице свинца и никеля.
В конечном же счете величина суммарного показателя затем умножается на величину адекватного показателя - коэффициент экологической ситуации, который согласно нормативно-правовым актам в разрезе МУП ПО «Водоканал» принят на уровне 1,56.
Подобная технология расчета совокупных платежей нами отработана и опробирована в рамках девятнадцати ингредиентов, среди которых, особую опасность представляют не только различные взвешенные частицы, но и металлы (хром, марганец, свинец, цинк, никель, азот, и т.д.), (см. приложение 1).
Весьма важной платежеспособной моделью современного рынка платежей являются технология и композиция расчета платежей за аккумуляцию отходов производства и потребления в рыночных границах функционирования МУП ПО «Водоканал».
В качестве базовых составляющих, необходимых для расчета сводного показателя в размере ассимилирующихся отходов, обычно выбираются показатели, дифференцирующие в размере определенного класса экологической опасности, среди которых нами обращается особое внимание на отработанные люминисцентные лампы, на отработанные масла, на формирующиеся компоненты стружки, черных металлов, элементы отходов черных металлов, листовой резины, бытовой мусор, отходы песка, осадки первичных отстойников и элементы избыточно-активного металла, строительный мусор и грунт. Все они в своей совокупности на первый ряд кажутся весьма безобидными и инертными, на самом деле являются весьма опасными не только для состояния окружающей природной среды, но и для среды обитания современного рыночного человека.
Методика расчета всех этих показателей является по существу почти одинаковой. Мы попытаемся с методологических позиций осуществить расчет показателей по одному из двух видов отходов (лом черных металлов и бытовой мусор) на начальных стадиях подготовки и данного расчета нами принимается наименование отходов, единицы их измерения, класс их опасности, лимитирующие показатели в ходе их годового формирования, выражающиеся в тоннах, коэффициенты специализирующего и профильного характера, а также нормативные документы, являющиеся составной частью платных инструментов и механизмов.
Тогда расчет платы за загрязнение окружающей среды компонентами черных металлов с методологических позиций может быть представлен в следующем виде. В качестве базовой величины мы используем лимит на образе формирования отходов за год, выраженный в тоннах. Затем в ходе платежных дальнейших платежеформирующих операций, полученные итоги умножаются на норматив платы в пределах установленных лимитов. В ходе такой совокупной расчетной технологии, как и по всем ингредиентам, мы приходим к итоговой сумме и показателю. Последний, в качестве резюмирующего итога, умножается на коэффициент экологической ситуации, который согласно нормативным актам принимается в соответствии 1,9. Полученная финишная величина модели как раз является той платной основой,  к которой мы стремились в ходе предварительного подхода, обоснования и начисления, а затем и полученного итога.
В конечном счете, полученный показатель по существу характеризует величину опасности и степень экологического давления за счет формирования отходов и компонентов их образования. В рамках наших расчетов,  показатель приближается к  нулевым характеристикам, что означает сужение диапазона влияния отходов и меры их токсичности. В рамках бытовых отходов профильный показатель данного типа нами определен и оформлен в размере 0,3.
В стоимостном же измерении экологическое давление и форма его опасности  нами могут быть представлены в размере равным, соответственно, 4,8 руб./т и 12 руб./т.
Самая большая платежная величина  в рамках загрязняющих ингредиентов нами определена и установлена для компонентов отработанного топлива в лице отработанных масел 5964 руб./т, подобная величина сформировалась в поледеятельности нулевого коэффициента, а если исходить из его адекватного аналога 0,3, то платежная величина, формирующаяся за одну тонну, будет составлять 1248165,3. Определенное экологическое давление на территорию МУП ПО «Водоканал» и в рамках его инфраструктурной деятельности  оказывает весьма опасные и токсичные композиции в лице определенного грунта и отработанных аккумуляторных батарей. При указанном дуэтном варианте коэффициентом (0 и 0,3) платежного формирования и их стоимостные размеры могут приобретать весьма солидное содержание, соответственно при нулевых коэффициентах 1366,2 руб. и 3268,2руб. При этом эти вышеуказанные показатели платежного характера фокусируются в рамках абсолютных составляющих, выражающихся в тоннах (см. приложение 2).
В рамках рынка платежей, как собственно, и во всей системе платежей и платежной инфраструктуры, особую значимость приобретают не только составляющие объединения, но и те эго элементы, которые прямо или косвенно взаимодействуют с различными вариантами расходов и затрат на производство и функционирование отдельных подразделений МУП ПО «Водоканал».
При этом, более достоверная информация для целей проведения анализа и обобщения материалов может быть получена на основе сравнительного анализа текущих и планируемых расходов, дифференцирующихся в двух глобальных направлениях, а именно в системе формирования расходных компонентов, в рамках инфраструктуры ЖКХ, и с другой стороны, в сфере формирования адекватных аналогов, непосредственно связанных с водопотреблением и использованием водных компонентов головными и вспомогательными подразделениями МУП ПО «Водоканал». Безусловно, в разрезе такой дифференциации, вряд ли можно обойтись без соответствующих механизмов платежей, т.к. любая деятельность, а тем более связанная с процессами водопользования и водоотведения, формируют особый платежный климат и особую морфологию платежных формирований. По существу, в рамках этих процессов, основным платежным гарантом выступает МУП ПО «Водоканал». При этом следует обращать серьезное внимание не только на совокупную морфологию затратных механизмов, но и на их номенклатуру, на экологическое содержание затрат, на их дифференциацию и отраслевые приоритеты. В пределах анализируемого предприятия в качестве таковых прежде всего выступают газ, теплоэнергетика, материалы, амортизация, электроэнергия, зарплата основных рабочих, соцстрахование, общие эксплуатационные расходы, внеэксплуатационные расходы, ремонтный фонд, плата за забор воды, прочие расходы, налог на дороги. Из всех перечисленных компонентов, особое влияние обращают на себя величины, связанные с формированием и развитием платежных инструментов и механизмов в системе водоснабжения и водоотведения, что является немаловажным, особенно в последние годы в связи с активным использованием водных арсеналов пресноводного характера и назревшей необходимости тщательного учета и контроля за использованием водных компонентов и рационального использования пресноводных ресурсов.
Немаловажную роль в упомянутой модели сравнения основных показателей деятельности МУП ПО «Водоканал» играют адекватные аналоги в системе коммунального хозяйства, которые также дифференцируются с учетом номенклатуры затрат, их элементов и экономического содержания издержек и подробной дифференциации текущих и планируемых расходов, каждый компонент которых, безусловно, является носителем определенной системы платежей и непосредственно входит в систему платного обустройства данного рынка и его сегментов. Но эти характеристики не только в пределах головного предприятия, но и в разрезе его сегментов и филиалов должны систематически уточнятся, подвергаться определенному контроллингу, инжинирингу и реинжинирингу, т.е. находится в постоянном взаимодействии с основными компонентами водопотребления и водопользования, с новейшими механизмами  их учета, анализа и обобщения. При этом в ходе такого сравнительного анализа не следует акцентировать особое внимание на второстепенные стороны его формирования, оставляя при этом в тени наиболее существующие, рыночно-образующие составляющие, позволяющие, сегодня МУП ПО «Водоканал», не только рационализировать свою деятельность, оптимизировать систему природопользования, но и постоянно внедрять целую серию нововведений, новшеств, схем и моделей, не имевших прежде такой сравнительной базы наблюдения и подобной рыночной активности, уподобляющейся передовым предприятием адекватного типа, функционирующих в целом ряде миниатюрных стран европейского конгломерата.
Именно поиски новых технологий и методов рационального природопользования, внедрение  и реализация их в содержательную сущность самого процесса природопользования,  позволили МУП ПО «Водоканал» осуществить прорыв не только в большую экономику, но и в большую экологию, т.к. достижение этого профиля и многовариантность платежных инструментов и механизмов, налоговая совместимость и ослабление ее давления, позволили данному объединению занять весьма приоритетные ниши не только в рамках Южного Федерального Округа, но и в пределах совокупного адекватного рынка РФ.
В общей системе платежеспособного рынка МУП ПО «Водоканал» все большие приоритеты продолжают формироваться вокруг платежей особого и специального рода, которые в бытность функционирования плановой системы, все же, оказывали несравненно меньшее давление на предприятие природопользования, Сейчас же платежи этого направления особенно стали реально выпячиваться  и обозначаться, причем с каждым годом приумножатся с непомерной силой, хотя реформирование в этом направлении предусматривает, прежде всего, снижение налогового бремени не только на предприятии природопользования, но и на всей социальной инфраструктуре, но в том числе и на каждого носителя производственной силы и производственных отношений. И в этом направлении в системе МУП ПО «Водоканал» за последние годы проделана огромная работа по снижению налогового пресса на инфраструктуру производственного объединения, но несмотря на эти мероприятия, система платежей, в рамках налоговой инфраструктуры, продолжает оставаться весьма существенной не только для головного предприятия, функционирующих его подразделений, не только для вспомогательных цехов и их морфологических составляющих, но и для всех периферийных сегментов, формирующих в целом и в частности общую инфраструктуру МУП ПО «Водоканал».
В рамках платежной инфраструктуры налогового профиля, особые позиции принадлежат системе реализации водных компонентов, арсенальным источникам. При этом платежные формирования в рамках налоговой инфраструктуры завершаются общим подсчетом суммарной величины налога и системы налогообложения с дифференциацией по отдельным подразделениям объединения и службам эксплуатации на предприятии и на местах.
При этом не следует забывать, что в ходе формирования платежной системы и платежных структур в форваторе налогообложения, элементы платежной дифференциации не равны категории в зависимости от состояния и качества водных компонентов. Эта дифференциация предусматривает развертывание платежного поля в пределах двух составляющих, с одной стороны выступает система водопотребление и водопользования, компоненты которого вполне пригодны для питьевого водоснабжения и, с др. стороны, намечаются тенденции, связанные с необходимостью введения соответствующих платежных показателей и платежей для технических подразделений водопользования и водопотребления,  которые непосредственно используют для своего функционирования и производственной деятельности, и для других процессов адекватного типа водной композиции и компоненты технического порядка. Конечно же, такая дифференциация необходима, т.к. она позволяет, прямо или косвенно, учитывать не только функциональные арсеналы водопотребления и водопользования, но и их трансформацию в ходе активизации деятельности МУП ПО «Водоканал».
Именно в этой плоскости, как собственно и в других сферах водопользования и водопотребления,  МУП ПО «Водоканал» стал характеризовываться в последние годы, как предприятие с весьма широким диапазоном рыночной деятельности, как инфраструктурное подразделение, стремящееся снизить не только налоговое бремя и давление, но и платежные квоты, выступая при этом в качестве предприятия природопользования и в тоже время функционирования в качестве одного из головных предприятий по снабжению водными компонентами водными элементами всю производственную инфраструктуру, ЖКХ и систему бытового обслуживания населения. Конечно же, в ходе своего функционирования, МУП ПО «Водоканал» в плане развертывания предпринимательского поля платежей продолжает выступать в двух вариантах. С одной стороны, это предприятие природопользования, аккумулирующее в себе огромную номенклатуру деятельности по водопотреблению и водопользованию, с другой стороны – это предприятие, распределяющее водные компоненты в среду деятельности систему ЖКХ. Именно в рамках последней, МУП ПО «Водоканал», сегодня, выступает в качестве головного, в отличие от себя, наоборот, увеличивая квотную систему платежей, т.к. инфраструктура ЖКХ среди всех отраслевых составляющих совокупной экономики РФ является крайне отсталой, систематически испытывающий инвестиционно-финансовый голод, функционирующий с весьма изношенным в моральном и физическом отношении оборудовании и совершенно неприспособленным для современного рыночного развития, основа которого, в части реформирования до сих пор является предметом огульного обслуживания, лишь теоретического домысла, но не практического внедрения. Необходимость сиюминутного реформировании ЖКХ не является односторонним актом, только непосредственно касающаяся именно ее. Проблематика данного направления оказывается непростой и затрагивает ныне все сегменты российской экономики, в том числе и развернутую инфраструктуру МУП ПО «Водоканал», особенно в части разработки наиболее действенных моделей и вариантов, способствующих трансформировать сторону обновленного рынка, всю морфологию современных платежей и методологию их формирования. По существу основные направления реформирования  МУП ПО «Водоканал» должны касаться не только рынка экологизации хозяйственной деятельности производственного объединения, но и всей его инфраструктурной деятельности, связанной с формированием наиболее приемлемых платежных квот, платежных инструментов и всей платежно-управленческой позиции.
Наблюдающаяся же в последние годы стратегия, непосредственно, предусматривает и формирует весьма стабильное предпринимательское поле  деятельности, в рамках которого платежи, особенно в части их размерности, должны по своей величине в динамике угасать по мере внедрения в экологическую практику МУП ПО «Водоканал» научно-технического прогресса, нововведений разного уровня, пионерных достижений в системе охраны окружающей природной среды, реализаций проектов по стабилизации очистных сооружений, масштабных фильтровых систем и целого ряда других природоохранных инфраструктур, связанных с осуществлением углубленных процессов экологизации производственной деятельности МУП ПО «Водоканал». Эластичность системы платежей, их вариабельность в меньшую сторону, снижение их квотных величин, уменьшение абсолютных суммарных итогов платежей, обусловлено прежде всего достижениями, успехами, огромной результативностью МУП ПО «Водоканала», осуществляющим систематическое внедрение элементов новизны во все композиции природоохранного профиля. Тенденция анализируемого типа вырисовывается на протяжении многих лет, а сама стратегия платежного и платежеспособного рынка, системы платежей методологии и технологии их формирования и развития, непосредственно базируется на заранее разработанных моделях , содержательная сущность которых и рыночное их обустройство, непосредственно связаны с практикой весьма развитых западно-европейских государств, сотрудничестве которых, МУП ПО «Водоканал», уделяет огромное внимание и приоритеты которого в этом отношении приумножаются с каждым годом реформирования и реструктуризации его эколого-экономического фундамента и всей природоохранной инфраструктуры.
 
 
2.2. Система рыночных платежей и методология ее развития в условиях загрязнения водных структур.
 
 
В условиях рыночной экономики, в период революционных преобразований всей системы  рыночного хозяйствования, на этапе перехода от плановой системы управления к элементам капитализации, на стадии все большего проникновения в экономику  ее сегментов, рыночных инструментов и механизмов, в период распространения  приватной система управления экономикой, вглубь и вширь, огромной российской пространственности, все  большую значимость приобретают вопросы и проблемы не только совершенствования рыночного обустройства отраслей и предприятий природопользования, но и проблемы методологии и методики формирования и развития платежных моделей, схем и программ, воплощающих в себе компоненты платежеспособного толка и направления.
Прежняя методология и методика формирования и развития платежных инструментов, как свидетельствует реальная практика в системе природопользования, не оправдали себя, а в условиях рыночного обустройства сферы природопользования оказались совершенно неприемлемыми не только с точки зрения своего совершенства, но и с позиций эффективной деятельности предприятий природопользования, стимуляции оптимального производства, как в части выхода весьма качественной продукции, так и в отношении ее экологической обусловленности.
Именно с этих позиций, мы стремимся рассмотреть методологию и методику формирования и развития платежных инструментов на современном этапе рыночного формирования всех подразделений природопользования. Маркетинг и его сегменты, вообще, а в части природопользования, сегодня предъявляют особые требования всем предприятиям природопользования, в том числе и предприятиям, которые выполняют вторую функцию в лице МУП ПО «Водоканал», которое непосредственно  связано не только с водопотреблением и водопользованием, в рамках данной  производственной инфраструктуры, но и в части перераспределения водных компонентов другим отраслевым подразделением, но под эгидой  МУП ПО «Водоканал», в  качестве которых выступают множество из них,  в том числе обширная система ЖКХ.
Платежные механизмы и инструменты, при плановом конгломерате экономики, по существу, являлись формальными составляющими в рамках деятельности предприятия того или иного пользования, они были по своей абсолютной величине весьма условными, незначительными и никак не способствовали сокращению диапазона загрязнения окружающей среды обитания современного человека с их стороны. Каждое предприятие, как собственно и его отдельные филиалы и производственные композиции, не стремились по полной программе экологизировать производственный процесс, внедряя в его элементы новизны и нововведений компоненты технологического процесса, реализацию в реальную практику весьма совершенных очистных систем природоохранного направления, различных комплексных систем и подсистем очистного и абсорбирующего характера, поэтому предприятию природопользования, а в его лице и всем адекватным его аналогам,  не следовало себя особо утруждать весьма огромными расходами финансового порядка в части насыщения производственной инфраструктуры основными фондами и средствами природоохранного направления, скромность платежных моделей более стимулирующего предприятия природопользования оплатить величину того или иного загрязнения, нежели его предупредить. Эта практика настолько пронизала всю производственную деятельность всех производственных подразделений, что она стала главенствующей и определяющей стратегию развития предприятий не только в части природопользования, но и в отношении разработки программно-целевых установок, направленных на оптимизацию производственного процесса в части все большего проникновения в его структуру элементов экологизации.
Не оправдавшая себя система платежей того периода настолько пронизала все производственные и непроизводственные участки экономики, которые в той или иной части были причастны к загрязнению окружающей природной среды, как бы автоматически перешагнула этапы распада союза и вновь внедрилась в рыночно-обновленную систему хозяйствования почти в таком же виде, лишь с некоторыми изменениями, связанными  с переходом предприятия природопользования в частнособственнические структуры. К сожалению, даже частные фирмы и подразделения этого профиля, в отличие от стран запада в отечественных условиях, пока никак не могут приспособиться к разработке рыночно—обусловленной системы платежей такой модели платежей, в рамках которой бы каждое предприятие горделиво могло бы отвечать за качество произведенной  продукции, экологичность которой не подвергались никакому сравнению, а ее конкурентные свойства вплотную бы приближались к образцам и моделям западно-европейского профиля.
Подобный  автоматический перенос технологии и методологии платежных инструментов и коллективной собственности в адекватную систему капитального строительства, по существу, является феноменальным исходом, редко встречающимся в практике весьма развитых государственных образований мира, в том числе тех, которые ныне показывают образцы рыночного развития, совершенства и рыночного апогея. В данной случае, мы имеем ввиду не только страны европейского союза, к которым ныне приобщились и ряд восточно-европейских стран, в прошлом активных участников социальных преобразований, но и тех заокеанских стран, в лице США, Канады, Южной Корее, Японии, Тайваня, Сингапура, которые не только удачно вписались в рыночную технологию супергосударств мира, но и ныне, в плане природопользования, показывают образцы ее практической реализации, но и внедрение ее системного рынка хозяйствования.
Механический перенос системы платежей и методология ее расчета с плановых формирований в рамки капитальных аналогов поставили  ныне перед предприятием природопользования весьма сложные задачи, решение которых осложняется крупным состоянием экономики, а также деформации ее в территориально-отраслевом разрезе. По существу предприятие природопользования с сегодняшнего дня почти не готово рыночно обустроить и систему платежей. Даже мощные предприятия, вырвавшиеся из-за бытующего менталитета, никак не могут вписаться в весьма совершенную технологию платежей западно-европейского профиля, не потому что все предприятия ныне, как и вся экономика страны, нацелены на безудержное развитие его производства, его рост, удвоение его ВВП.
Если спросить специалистов в области экономики и природопользования, ради чего это все происходит, то ответ будет один - ради того, чтобы догнать и  перегнать развитые образования Европы в части объемных характеристик, а что касается экологизации производства, как собственно и формирование платежных моделей, до сих пор функционируют и существуют огромные пробелы, восполнение которых требует огромных дивидендов и ресурсов,  которых у государства и производства до сих пор нет.
Правда, приход нового Премьера Правительства Фраткова М.Е., в какой-то степени обнадеживает, в части активизации не только производственного  строительства, но и в отношении стабилизации экономики, совершенствовании всей системы природопользования. Дифференциальная система управления на трехуровневый рубеж и передача привалированной части организации управления соответствующим Министерством и Ведомством, сокращение правительственного аппарата управления, по нашему мнению должны всецело способствовать нормализации и стабилизации системы природопользования на современном этапе.
Пока же осуществляется подобный переход и апробируются новые методы управления экономикой, новые нюансы ее развития, верх продолжает брать прежняя система управления природопользованием, и, прежде всего, платежные модели, которые нами рассматриваются в качестве весьма важного фактора, не только нормализации весьма опытного процесса в системе природопользовании, но и эффективного воздействия его, с точки зрения сокращения диапазона загрязнения окружающей среды и среды обитания современного человека.
Опускаясь с правительственных позиций управления и рыночной политики их обустроенности, мы вновь продолжаем сталкиваться с системой платежей, их развитием, которое требует своего совершенства и рыночного обустройства, не только в рамках всех предприятий природопользовании, но и в инфраструктурных подразделениях МУП ПО «Водоканал», где рыночная система платежей лишь слабо продвинулась ввысь и вперед, хотя она на данном этапе развития экономики и природопользования занимает весьма приоритетные ниши не только в совокупном современном рынке России, но и в его адекватных аналогах на периферии, на местах, в территориальных отраслевых подразделениях и арсеналах. С методологических позиций платной модели МУП ПО «Водоканал», прежде всего,  связаны с постоянным и определенным кругом ингредиентов, которые непосредственно входят в объективные данные производственные объединения, в сферу учета и отчетности, в разряд той номенклатуры загрязнителей, степень влияния которых может быть притуплена и сведена на нет среди этих ингредиентов, на основе наших ингредиентов выбраны и отобраны: сухой остаток, взвешенные вещества, сульфаты, фосфор фосфатов, азот нитритов, азот аммонийный, железо, медь, нефтепродукты, СПАВ, кадмий.
В рамках данных ингредиентов, нами осуществлена дифференциация их в зависимости от стандарта и норматива стоимости, которые в прямом и фигуральном смысле выглядит в следующем образе, в динамике 2001-2007г.г.
Расчет прогнозных характеристик нами осуществляется не только в рамках имеющихся документов и отчетности, но и в условиях непосредственного участия дипломанта в разработке и апробировании этих показателей в подразделениях МУП ПО «Водоканал».
Существующая связь между стоимостной базой и нормативами показывает не только их динамизм, но и выявление определенных тенденций развития. При этом стандартная база и нормативная стоимость остаются стабильными по мере продвижения рыночных реформ. Соотношение и пропорциональность этих взаимных компонентов по указанным ингредиентам имеет сводную характеристику, так, к примеру, в рамках формирования и развития сухого остатка, выступающего в форме одного из ингредиентов, его стандартная основа в 2001 году 1000мг/дм3, а суммарная плата в этом базисном периоде составляет 295885,39 руб. При этом плата за сброс в пределах стандарта формируется в размере 197256 руб. Если же дальше осмыслить эти показатели и произвести соотношение прогнозного формирования, то к 2007 году эти характеристики будут выглядеть следующим образом, стандартная базисная величина сохранилась на прежнем уровне , суммарная плата сузила свои диапазоны действия до 317666,8 руб, а механизмы платы за сброс в пределах стандарта, да и сама плата в общем виде уже в 2007г. представляется значительно меньшей величиной.
Тенденции подобного рода, только по одному ингредиенту, свидетельствуют о том, что МУП ПО «Водоканал», как и весь его работоспособный коллектив, предпринимает огромные усилия по сокращению платы за сбросы при одновременном улучшении, внедрении самых различных нововведений, мер и мероприятий технического направления, значительно сокращающих выбросы и сбросы в окружающую среду, в том числе в водные и поверхностные объекты.
Стандарт взвешенного вещества в 2001г. составляет 15 мг/дм3, а суммарная плата 1219294руб., что значительно меньше по сравнению с 2007 годом. В период 2001-2007г.г. суммарная плата данных ингредиентов снизилась с 78538594 руб. до 15765962 руб.
Весьма небезопасным ингредиентом и компонентом загрязнения окружающей среды и среды обитания современного рыночного человека является медь и медносодержащие составляющие, которые в серии тяжелых металлов, при попадании в организмы живого характера, наносят огромный вред и ущерб состоянию здоровья человека, в частности и всей окружающей среде. Поэтому определение, формирование и раскрытие моделей платежей и платежеспособного поведения этих ингредиентов и степени их загрязнения являются стратегической задачей в подразделении МУП ПО «Водоканал». Решение ее, прежде всего, основывается на составлении динамических рядов, в струе которых находятся не только компоненты загрязнения, но и стандартные состояния, показатели нормативной стоимости и суммарной платы.
Последняя величина, непосредственно, входящая в диапазон нашего исследования, как раз тесно корреспондируется с технологией и динамикой развития всех кредиторских составляющих, взаимодействие с которыми и дает нам вплотную подойти к установлению и определению платной величины и размеров платы, в результате аккумуляции данного ингредиента в окружающей природной среде, в морфологии водных поверхностей. Так, например, при стандарте, в рамках данного ингредиента, равного 0,004 мг/дм3 и нормативе стоимости, воплощающего в себе 2217500руб., его суммарная плата, т.е. платежная составляющая, в результате подобного давления медносодержащих компонентов на окружающую природную среду, будет определяться как произведение стандартной составляющей на норматив стоимости, и реальная величина ее, т.е. суммарная плата, в рамках данного ингредиента, будет составлять 19574421руб.
Немаловажную роль в экологическом давлении на поверхностные водные структуры играют в современном рынке экологизации нефтепродукты и нефтяные компоненты, и их значимость и стратегия развития стали особенно рельефно вырисовывается в последние годы в связи с активизацией добычи нефтяных компонентов в различных районах страны и на местах. Опасность проникновения их в воздушную среду и литосферу, в водные ареалы и подземные водные структуры, значительно приумножается не только в связи с интенсификацией и добычей, но и с усилением их транспортировки внутри огромной российской пространственности и за ее пределами. Эхо и отзвуки всего этого имеют место и в рамках МУП ПО «Водоканал», забор воды , в рамках которого осуществляется из знаменитой водной артерии ВОЛГА-ДОН, пресноводная структура которой за последние десять лет значительно негативно усугублена, загрязнена и почти не очищается современными средствами экозащиты, отсутствуют полностью или частично и средства предыдущего управления, возникновения и давления нефтепродуктов на водные артерии и структуры водного типа. Все эти обстоятельства и умозаключения лишний раз свидетельствует о том, что с каждым годом возникает все большая необходимость в формировании новой методологии платежей и во внедрении в реальную методологическую практику МУП ПО «Водоканала». В ходе подобного внедрения и адекватной трансформации для расчета суммарной платы, воплощающей в себе механизмы негативного воздействия данного ингредиента на морфологию водных структур, мы также опираемся на традицию системных композиционных показателей , среди которых продолжает явствовать и пребывать в реальной практике стандартное состояние, нормативы платы, произведение которых в конечном счете, формирует итоговую величину платежей. Последнее, на основе наших итоговых рассуждений будет определяться по следующей модели и схеме. Если учесть стандартную основу в размере 0,05 мг/дм3 по данному ингредиенту, и не игнорировать нормативной стоимостью, равной 4435руб., то суммарная величина платной модели в этом отношении будет выражаться в следующем виде 8092218,8 руб. Величины этого порядка , как собственно и по медносодержащим композициям, непосредственно связаны с базисным периодом, т.е.  уже в 2007 году формируется совершенно на другой основе платные направления. Оно непосредственно связано с тенденцией уменьшения системы платного диапазона и уменьшения платежей, за счет воздействия этих ингредиентов на окружающую природную среду, обусловленного, прежде всего внедрением в реальную практику, целой серии природоохранных мероприятий и природоохранных формирований и их окупаемости на данный период, что и послужило основой для сужения диапазона платежей и платных размеров за эти годы (2001-2007). Их величины и размеры выражаются в стоимостной характеристике и имеет следующий вид, по сравнению с 2001 годом. По меди суммарный размер платы в 2007 году формируется в виде 11975244 руб., по нефтепродуктам адекватная величина составляет 352213,1 руб. Результаты этих показателей, в рамках прогнозного периода, все же продолжают свидетельствовать об опасности окружающей среды и обитании среды человека, нефтесодержащих компонентов, что требует от МУП ПО «Водоканала» активизации природоохранной деятельности за счет вливания новых инвестиций и привлечения их из различных  источников отечественных и зарубежных направлений.
Тесно корреспондируются с весьма опасными загрязнителями элементы кадмия содержательного характера, негативно действующего на все живые организмы, в том числе и на состояние здоровья человека и в рамках этого ингредиента, нам приходится с методологических позиций подходить к распознанию образа будущей платной модели, основываясь при этом на предыдущем базисном состоянии окружающей среды и водных структур.
Сложность методологического и практического характера, в ходе определения суммарной платной величины модели, заключается в том, что кадмийсодержательные элементы  очень трудно поддаются ассимиляции, аккумуляции, их выявление требует особой технологии и применения шедевров технологического развития, вот почему, в ходе методологических расчетов, приходится обращать особое внимание на ход и целесообразность показателей этого направления, на их характер и содержательную сущность. На основе выбранной методики, нами используется и применяется весьма разрекламированная схема суммарной величины платы, которая ныне апробирована  в рамках МУП ПО «Водоканала» и в его подразделениях.
Она сводится к установлению взаимодействия и взаимоотношения между стандартными величинами и платными нормативами, и в ходе их произведений распределяется выход на определение суммарной платы в пределах действия данного загрязнителя. Если учесть при этом, что стандартная величина, в рамках анализируемого ингредиента, составляет ныне 0,001 мг/дм3, а норматив платы не выходит за пределы 443500 руб., то реальная суммарная плата, в рамках базисного периода 2001г.-787351,01 руб., а его величина в 2007г.-70444 руб.
В ходе внедрения природоохранных мероприятий, в рамках МУП ПО «Водоканал», в разрезе данного ингредиента, размер платы в эти годы сократился и сузился по сравнению с базисным периодом 716907руб., что является весьма важной экономичной, не только в рамках МУП ПО «Водоканал», но и всего большого города и ЮФО.
Обновленная платная модель и технология ее развития непосредственно применяется и используется и в рамках ингредиента СПАВ, воплощающего в себе сильнодействующее активное вещество, которые негативно влияет не только на живые организмы, но и на динамизм их развития и внутриклеточное содержание. Несмотря на то, что методология и распространение платной модели в этом направлении является почти одинаковой с предыдущими формами подобного типа, все же здесь допускается и распознается весьма своеобразная методологическая схема определения и установления степени негативного влияния данного компонента на водные структуры и на содержание в них загрязнителей подобного профиля. Сама методика определения платной схемы базируется на весьма сложной дуэтной композиции, включающей не только стандартную основу, но и нормативных величин, нормативов платы, тесно связанных друг с другом и тесно взаимодействующих между собой. Произведение этого дуэта позволяет нам более вплотную подойти к установлению истинных величин платежей, сформировавшихся не только в рамках базисного периода, но и получает определенную динамику развития в перспективе, т.е. в 2007г. Исходя из этих соображений, а также, опираясь на вышеописанные методологические принципы и технологии, нам удалось вплотную подойти к распознаванию содержательной сущности платной основы и модели развития платежей с учетом особенностей действия данного ингредиента. Таким образом, стандартная основа данного ингредиента, в рамках МУП ПО «Водоканал» в 2001г. сформировалась на уровне 0,1 мг/дм, а норматив платы, в рамках того же загрязнителя не выходят за пределы 4435 руб. В ходе взаимодействия этих двух показателей, на основе перемножения их величин, нам удалось определить, опираясь на методику, разработанную в МУП ПО «Водоканал», и суммарную плату, в ходе загрязнения окружающей среды данным ингредиентом, которая в 2001г. оставляет 1115413,9 руб. В ходе сопоставления платных величин за семилетний период достигнута огромная экономия в размере 1044971 руб. Такая огромная величина, формирующая по существу экономию лишь по одному ингредиенту, является весьма важным элементом для рассуждений, т.к. нами отобраны для целей настоящего анализа, лишь опасные и существенные загрязнители, имеющие распространение в рамках МУП ПО «Водоканал» и их подразделений на местах. Если же обратить внимание на вероятное воздействие и возможное давление на окружающую среду и водные поверхностные объекты других ингредиентов, не вошедших в диапазон нашего наблюдения, то платная модель и прообразы ее развития должны быть значительно расширены и распространены в зависимости от степени внедрения в реальную практику природоохранных мероприятий и вливания инвестиций в процесс экологизации данной структуры.
Почти такая же методика и методология платных расчетов принимается нами и апробируется в рамках ингредиента - фосфора фосфата, воздействие его оказывается весьма опасным для окружающих животных организмов, вообще, и среды обитания человека.
Практика показала, что влияние этого загрязнителя, может усиливаться по мере дальнейшей активизации и развития процессов химизации, химической промышленности и производств, находящихся на стыке нефтехимического и индустриального профилей.
Поэтому нами применяется методология на основе прежних моделей и схем, согласно которых, в поле зрения нашего наблюдения, попадают не только стандартные композиции, но и нормативные платы, взаимодействие которых, в конечном счете, и формирует платную модель в рамках данного ингредиента.
Если обратить внимание на стандартную основу, то она составляет 0,2 мг/дм3, а норматив платы выражается в виде 11090 руб., тогда истинная величина суммарной платы и платной композиции будет выражаться в виде 4429848,1 руб. Если же сравнить полученный итог за 2001г. с адекватным аналогом 2007г., то мы получим итоговую величину в размере 352292,5 руб.
Сопоставляя последнюю с предыдущей, вырисовывается и величина экономии платежей за данный период в ходе внедрения в данную практику не только природоохранных мероприятий, но и наиболее прогрессивных нормативов, тогда величина, о которой  идет речь, будет составлять 4077556,1 руб.
Краткий анализ ингредиентов, их стандартной основы и нормативной модели платы, а также итоговые характеристики, в рамках данных величин показывают, что за анализируемый семилетний период достигнута экономия и эффект платежеспособного толка равного 62772632 руб.
Иначе говоря, платежи, сформировавшиеся в 2001г., в рамках воздействия данных ингредиентов, составили 78538594 руб., а в 2007г. их суммарная величина и диапазон действия оказались на уровне не выше 15765962 руб.
Такие достижения, в рамках платной основы, неприемлемы любому предприятию, а только данному, которые в своей хозяйственной и экологической деятельности, используют весьма совершенные механизмы и инструменты и умело привлекает самые разные инвестиции и инвесторов разного уровня. Только такая направленность системы хозяйствования может способствовать дальнейшему процессу экологизации и приближению его к реальной практике адекватных предприятий весьма развитых образований мира.
Среди весьма важных и давно небезопасных ингредиентов, загрязнителей окружающей среды и водных структур, согласно международного классификатора, особые рыночные ниши занимают компоненты сульфатного направления, которые оказывают постоянное давление не только на всю окружающую среду, но и на всю среду обитания человека. С методологических позиций весьма важным являются определение механизмов платежей, в части данного загрязнителя, которые непосредственно согласуются со стандартной основой и нормативной платы. Последние являются весьма вариабельными в динамике и отличаются друг от друга в ходе нашего сравнения, если за базу его брать 2001г., а за отчетный период ориентироваться на 2007г. Согласно стандартной основе и нормативным показателям, суммарная величина платы будет определяться не только в результате произведения этих показателей, но и стабилизации их на начальный и конечный анализируемые периоды. Тогда, опираясь на описанный методологический принцип, платная основ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.