На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Страновые рыски ПИИ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………………………4
1 Страновые риски ПИИ…………………………………………………………6
             1.1Сущность и виды страновых рисков……………………………….6
      Оценка страновых рисков………………………………………...14
      Регулирование прямых иностранных инвестиций……………...18
    Оценка инвестиционных проектов………………………………………....27
         2.1 Характеристика основных показателей инвестиционных        проектов………………………………………………………………………27
         2.2 Пример оценки инвестиционных проектов………………….......31
3 Рекомендации по привлечению  прямых иностранных инвестиций  в Россию…………………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………….……………………...36
Список использованной литературы…………………………………………..38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия  экономики страны в международном  разделении труда и переливом  капитала в отрасли, свободные для  предпринимательства.
Конечно, на сегодняшний  день инвестиционный климат в стране, как для отечественных, так и  для иностранных капиталовложений, нельзя назвать идеальным. Его улучшению  не способствовало, как предполагалось, повышение  уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической  деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За годы реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.
Одна из важнейших проблем  реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных  инвестиций. Учитывая серьезное технологическое  отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим  иностранный капитал, который мог  бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике  начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых  технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных  иностранным капиталом.
Опыт многих стран “третьего  мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные  условия для работы иностранных  компаний внутри страны приводят к  необходимости внешних государственных  займов и возрастанию внешнего долга  страны. Причем, поскольку государственные  займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в т.ч. в области защиты внутреннего рынка.
Целью данной работы является рассмотрение страновых рисков прямых иностранных инвестиций, а так  же оценка страновых рисков.
В процессе работы выполняются  следующие задачи:
- изучение причин появления  страновых рисков;
- возможные пути защиты  от страновых рисков.
Тема страновых рисков является актуальной, так как высокие  риски влияют на привлечение зарубежного  капитала в Россию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Страновые риски  прямых иностранных инвестиций.
 
1.1Сущность и виды страновых рисков.
Понятие «страновой риск» до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие «суверенный риск» — риск кредитования правительства суверенной страны. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заемщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК (страны — экспортеры нефти). В конце XX в. резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без четкого определения.
Итак, под страновым риском понимается любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны, политических и военных событий в этой стране или неблагоприятного изменения на финансовых рынках.
Некоторое представления  о величине страновых рисков дает табл. 1, где приведены оценки рисков при осуществлении инвестиционных проектов в сталелитейной отрасли.
Таблица 1 - Индексы странового риска при ведении проектов (в %)
Страна
Канада
1
Европа
2
Юж. Африка
6
Австралия
1
Перу
3
Индонезия
9

 
(продолжение  таблицы 1)
 
Чили
США
2
Бразилия
4,5
   

 
Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого. В первом случае речь идёт об убытках иностранного инвестора или фирмы в результате экономической политики или неблагоприятных событий в стране, принимающей инвестиции, во втором — об убытках, связанных с ошибками в коммерческой деятельности фирмы.
На практике, однако, коммерческие и страновые  риски тесно взаимосвязаны и их не всегда можно однозначно разделить. Так, если коммерческая фирма в стране, принимающей инвестиции, не осуществила платеж иностранной фирме из-за каких-либо неблагоприятных событий в этой стране, то такой риск считается политическим. Если же неплатеж есть следствие ошибок в хозяйственной деятельности первой фирмы, то риск не считается страновым. Однако определить истинную причину неплатежа не всегда возможно.
Сложности возникают  и в случаях стихийных бедствий, которые влекут убытки у иностранных инвесторов. Обычно при повторяющихся стихийных бедствиях иностранные инвесторы включают возможные потери в оценку странового риска.
Страновые риски  в целом можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.
Дискриминация состоит  в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т. п. Хотя в этих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.
Под экспроприацией имеется в виду полное лишение  иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%)
Иногда страновой риск отождествляется только с политическим. В этом случае можно говорить страновых рисках в узком смысле слова.
Экономические страновые  риски влекут за собой риск убытка не только для нерезидентов, но и резидентов, особенно тех из них, которые ведут экспортно-импортные операции, поскольку эти риски вызваны неблагоприятными событиями на рынке. Это же относится к стихийным бедствиям.
Целесообразно риски осуществления  прямых инвестиций разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учетом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и транспортным системам, наличию рабочих определенной минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией с возможностью его расширения и т. д. Эти классы рисков ТНК может более надежно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение.
К макроэкономическим страновым рискам можно отнести:
- валютный риск;
- процентный риск;
- риск инфляции;
- риск неконвертируемости;
- риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений: трансфертный риск; мораторий и (или) пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга или его дальнейшего обслуживания.
Валютные риски  возникают из-за того, что при  существовании подвижных валютных курсов происходят изменения стоимости  обязательств и требований (включая объем капитала, инвестированного за границей) дочерней компании по отношению к материнской, а также ТНК в целом. Если в стране используют фиксированные валютные курсы, то правительство может периодически осуществлять их пересмотр либо в сторону повышения (ревальвация), либо в сторону понижения (девальвация). В этом случае говорят о рисках изменения паритетов (риск девальвации и ревальвации).
Как правило, нерезиденты  стремятся к нейтрализации валютного  риска, и лишь в спекулятивных случаях — к возможному использованию изменений валютного курса. Так как при долгосрочных прямых инвестициях хеджирование валютного риска с использованием срочных валютных сделок невозможно и обратный трансферт вложенных средств большей частью не предусматривается, оценка курсового риска ограничивается главным образом его возможными воздействиями на трансферт прибыли дочерними компаниями материнской.
Как правило, прямые инвестиции, предпринятые в определенной стране на перспективу, не терпят краха из-за риска изменения валютного курса. С другой стороны, инвестиция за рубежом может вообще быть вынужденной вследствие непрерывной ревальвации валюты экспортирующей страны (экспорт становится при этом невыгодным), а именно тогда, когда конкурентоспособность экспортирующего предприятия подвергается существенной угрозе на соответствующем рынке, и благодаря основанию производственной единицы за рубежом удается восстановить статус-кво.
Исходным моментом для оценки валютного риска являются определенные общеэкономические показатели страны предполагаемых инвестиций, например уровень инфляции в текущем году и его изменения, а также степень импортной зависимости страны размещения инвестиций и объем экспортной доли страны, к которой принадлежит данное предприятие. Последний индикатор важен потому, что, несмотря на перемещение производства потенциального инвестора в другую страну экспорт других предприятий может возрастать и далее, и это может привести к дальнейшему росту валютного курса по отношению к другим странам и вызовет, безусловно, снижение стоимости прибылей, переводимых филиальными отделениями, в страну материнской компании, выраженной в национальной валюте.
Отказ от признания  долга или отказ (полный или частичный) от его дальнейшего обслуживания как разновидности кредитного риска имеют для иностранных фирм и инвесторов наиболее тяжелые последствия. При этом отказ от признания долга осуществляется часто на государственном уровне, что влечет за собой и невыплаты по долгам фирмами и банками данной страны. Примером является отказ СССР от выплаты по царским долгам. Некоторые развивающиеся страны, получив крупные займы от международных финансовых организаций, прекратили обслуживание своих долгов.
Пересмотр условий  погашения долга, в том числе  сроков его погашения, т.е. мораторий, являются более мягкими формами  кредитного риска. При этом пересмотр  условий погашения долга может  включать также снижение ставки процента, непогашение части основного  долга. Случай моратория вкупе с  пересмотром условий погашения  долга имел место при отсрочке в 1998 г. Россией выплат долгов по ГКО, причем как резидентам, так и нерезидентам, с конвертацией ГКО в новые валютные бумаги.
Трансфертный  риск заключается в невозможности  или затрудненности перевода средств (прибыли, процентных платежей и т. д.) за рубеж частными фирмами и лицами. Он вызывается валютными ограничениями в стране, которые могут относиться либо ко всем валютным ценностям, либо к их части, например, только к средствам, полученным от финансовых операций.
Риск ставки процента — это риск того, что изменение  ставок процента на рынке приведет к колебаниям цен долговых обязательств. Риск процентной ставки влияет на такие долговые обязательства, как государственные, корпоративные и муниципальные облигации. Риск ставки процента имеет большее воздействие на долгосрочные облигации, чем на краткосрочные. Если ставка процента повышается, то цена долгосрочных облигаций снижается больше, чем цена краткосрочных. Если ставка процента снижается, то цена долгосрочных облигаций поднимается больше, чем цена краткосрочных.
Иностранные инвесторы  или кредиторы допускаются обычно не ко всем долговым обязательствам страны. Но для тех обязательств, по которым такой допуск осуществлен, процентный риск имеет для нерезидентов существенное значение. Часть страновых обязательств, например, в форме еврооблигаций, распространяется на международных финансовых рынках, на которых формируются иные, чем в стране-эмитенте, экономические условия и, соответственно, возникают другие риски.
Для минимизации  риска ставки процента инвестор может  приобрести либо краткосрочные ценные бумаги, либо долговые обязательства с меняющейся ставкой процента. Меняющаяся ставка процента снижает риск ставки процента определенного выпуска долговых обязательств. При общем повышении ставок процента ставка процента конкретного выпуска облигаций также увеличивается. Так как ставка процента облигаций увеличилась, рыночная цена облигаций не снизится так же, как цена облигаций с фиксированной ставкой процента.
Риск инфляции или покупательной способности  — это риск того, что деньги потеряют свою покупательную способность через некоторый период времени. Наиболее подвержены этому риску ценные бумаги с фиксированным доходом. Если, к примеру, инвестор приобрел государственные облигации номинальной стоимостью в 1000 руб. со сроком погашения через 10 лет и купонной ставкой 20%, то реальные доходы, которые он будет получать в течение этого срока, составят приблизительно разницу между фиксированной купонной ставкой и темпом инфляции. Погашенные через 10 лет облигации принесут ему номинальную сумму в 1000 руб., приведенная стоимость которой может быть найдена путем дисконтирования. Наименее чувствительны к риску покупательной способности обыкновенные акции, подверженные, однако, инвестиционным рискам.
Идентификация наличия  страновых рисков — неоднозначная  задача, и в определенной мере ее решение носит субъективный характер.
В интересах создания четкой правовой базы законодательства большинства стран определяют политические страновые риски хотя и в достаточно широком, но все же завершенном смысле. Так, например, в Германии используется классификация политических рисков по потерям, которые могут возникнуть в связи со следующими причинами: национализация, экспроприация, вмешательства высокого уровня (правительственные) или, напротив, противозаконное бездействие в случаях, когда вмешательство было необходимо (в целом трактуется как случай экспроприации); война или прочие вооруженные споры, революция или волнения; запрет на платежи или моратории (случай моратория); невозможность конвертации или трансферта денежных сумм, которые были выплачены в Германии.
Сложным является вопрос об определении обязательств о возмещении ущерба. На практике предпосылки  для обязательств о возмещении ущерба страной можно считать выполненными лишь при наличии поведения высших инстанций, которое в такой мере затрагивает предприятие с иностранным капиталом, что его нормальное функционирование становится невозможным или ему причинен значительный вред. Имеющие место на практике обстоятельства, например уменьшение прибыли по сравнению с ожидавшимся уровнем, нельзя отнести к таким случаям.
Также и изменения  в законах, которые неблагоприятным  образом подействовали на предприятие  с иностранным участием, не представляют, как правило, основания для обязательной компенсации ущерба. Только если иностранному инвестору были представлены гарантий против изменения каких-либо законов, например в сфере налогов, пошлин и концессий, или заранее определен порядок и размеры возмещения ущерба в случае каких-либо изменений, можно ожидать с большой вероятностью устранение отрицательных последствий.
Причины политических рисков точно так же многослойны и включают, по сути, два фактора: «внешнюю политику» и «внутреннюю политику». В то время как внешнеполитические риски могут возникнуть из-за вступления страны в политический альянс или из враждебного поведения других государств по отношению к стране осуществления инвестиций (что затем ведет, например, к ограничению экспортной деятельности иностранной единицы ТНК) внутриполитические риски имеют различный сценарий, причины чего часто следует искать в идеологических трениях партий. Кроме того, сюда относятся политические риски из-за социальных волнений, слабости правительств, недобросовестной администрации и из-за неэффективной правовой защиты товаров.
С понятием странового риска тесно связано понятие  инвестиционного климата в стране. Он показывает привлекательность страны для уже действующих и потенциальных инвесторов с точки зрения законодательства, политики, налогов (условно субъективные факторы). Его рассматривают в совокупности с обеспеченностью страны ресурсами, необходимыми для реализации проектов (объективные факторы). Первая группа факторов оказывает в первую очередь влияние на степень риска вложений в проект, вторая — на доходность проекта. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на привлечение ПИИ:
- географическое распределение ресурсов и рынков;
- конкуренция  цен на ресурсы; 
- долгосрочный потенциал и размер рынка;
- политическая стабильность;
- политический  либерализм;
- стабильная правовая система;
- развитая инфраструктура;
- социально-культурная близость.
Первые три  фактора относятся ко второй группе, а остальные — к первой.
Применительно к  России исследования показали, что  иностранных инвесторов здесь привлекают (в порядке уменьшения привлекательности):  величина рынка сбыта; наличие квалифицированной рабочей силы; издержки на оплату труда в соответствии с развитыми странами.
Величина рынка  сбыта определяется платежеспособным спросом потребителей. В России этот фактор имеет большое значение, поскольку иностранные предприятия, создаваемые здесь, ориентированы в основном на продажу продукции на местном рынке.
 
1.2 Оценка страновых рисков
 
Дри оценке странового риска важное значение имеет анализ его причин. Для этой цели чаще всего  используются экспертные опросы. При таких опросах выявляется перечень имеющихся у инвесторов факторов риска. Вместе с тем недостаток экспертной формы оценки кроется в отсутствии во многих случаях «взвешивания» существенности факторов и случайном отборе социально-экономических переменных.
Шёллхаммер предложил  систематический анализ политического  риска для пяти измеримых переменных с различными весами: демонстрации протеста (вес фактора— 1), волнения (1,5), вооруженные нападения (2), смертельные случаи из-за политической борьбы (2,5) и меры принуждения правительства (3). Простым суммированием с учетом весов определяется итоговый результат, который затем рассчитывается на душу населения или сопоставляется с доходом на душу населения. Прослеживание изменений найденных показателей за длительный период времени позволяет с помощью трендового анализа грубо установить меру политического странового риска. Описанный подход позволил установить закономерность: высокий доход на душу населения и относительно высокая равномерность распределения доходов уменьшают стимулы для политических изменений. И наоборот: чем ниже доход в стране, тем выше вероятность политического потрясения в стране, т. е. политического риска. Преимуществом данной модели является то, что анализ относительно малого числа измеримых переменных и привлечение актуальной информации делает возможной интегральную оценку политического риска.
Широкую известность  для оценки страновых рисков получил  индекс ВЕRI, который был разработан College of Business and Economics (University of Delaware, США). Этот индекс риска окружающей среды бизнеса базируется на опросе постоянной коллегии из 100 экспертов различных стран, которые трижды в году оценивают хозяйственный климат стран с помощью 15 основных и дополнительных критериев, а также весов последних.
Финансовым следствием установленных  страновых рисков является осуществление иностранных инвестиций по частям в странах с одинаково оцененными социальными, экономическими и политическими проблемами, что позволяет диверсифицировать риск в смысле портфельной стратегии.
Схема оценки индекса  ВЕRI выглядит так. Сначала рассматривают 15 факторов, среди них:
- политическая стабильность (вес фактора — 3,0);
- отношение к иностранным инвестициям и трансферту прибыли (1,5);
- тяга к национализации (1,5);
- инфляция(1,5);
-  экономический  рост (2,5);
- издержки на заработную плату/производительность (2,0);
- состояние платежного баланса (1,5);
- конвертируемость валюты (2,5);
- бюрократические препоны (1,0);
- соблюдение деловых договоренностей и возможность их осуществления (1,5);
- качество услуг и надежность партнеров по договорам (0,5);
- качество местного менеджмента (1,0);
- транспортные коммуникации (1,0);
- доступность краткосрочных кредитов на локальных рынках (2,0);
- доступность долгосрочных займов / инвестиционного капитала (2,0).
Затем по каждому  из факторов производится оценка баллов (пунктов) – от 0 (неприемлемое состояние) до 4 (чрезвычайно благоприятное  состояние). В заключение путем перемножения баллов и весов с последующим  суммированием находится итог. Если он оказался выше 70 баллов, то страна признается стабильной, при 55—70 баллах — страна с умеренным риском и определенными затруднениями в повседневной деятельности, от 40 до 55 баллов — высокий риск и плохой деловой климат для иностранных предприятий, при оценке ниже 40 баллов страна признается непригодной для иностранных инвестиций.
Легко видеть, что  в индексе ВЕRI производится совокупная оценка как политических, так и экономических рисков, т. е. оценивается страновой риск в широком смысле слова.
Имеется множество  и других интегральных экспертных оценок странового риски. Среди них можно  отметить модели, используемые Bank of America, журналом Euromoney, International Country Rick Guideи др. Общим для этих методов является отбор ряда экономических и политических составляющих странового риска, их экспертной оценки и построения интегрального показателя.
Еще один подход к оценке совокупного риска страны состоит построении квадранта с двумя осями, по одной из которых в баллах откладывается степень риска, по другой, также в баллах — уровень шансов. Каждая страна получает двойную оценку внутри квадранта виде точки, которая может из года в год перемещаться с изменением оценок. Критическими являются области квадранта с различными сочетаниями двух указанных оценок, например «высокий риск и низкие шансы» или «высокий риск и высокие шансы» и т. д.
В последнее время  при оценке странового риска широко стали применять принцип селективного подхода. Он означает, что эксперты банков и фирм при оценке страновых рисков учитывают не только общий уровень риска, который отражается часто в суверенных рейтингах страны, определяемых известными мировыми агентствами (Standard&Poor’s, Fitch IBCA, Moody’s Investor Services и др.), но и дифференцированные уровни риска по видам заемщиков, операциям, объемам кредитования и т. д.
Одновременно  это означает и оценку микроэкономических страновых рисков. Использование принципа селективности требует построения множественной системы рейтинговых оценок риска.
На практике часто  используют метод «выравнивания» риска, состоящий в том, что при установлении нормативной величины рентабельности использования инвестиций в странах с повышенным риском производится добавление премии за риск в ставку дисконта, о чем будет сказано ниже при оценке международного инвестиционного проекта ТНК. Но этот метод выглядит как имеющий лишь расчетное значение для учета риска по проекту, и не может рассматриваться как надежный для долгосрочных инвестиций, так как большая вероятность наступления крайних последствий типа экспроприации нейтрализует всякие надбавки в виде премий. Кроме того, метод введения премии за риск проблематичен из-за предположения о постоянном риске в течение всего периода осуществления инвестиций. К тому же сама премиальная надбавка устанавливается интуитивно, а не исходя из расчета риска.
 
1.3 Регулирование прямых иностранных инвестиций.
 
Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном  уровнях. Основной формой регулирования  ПИИ на международном уровне выступают  международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными.
Участниками МИС выступают  национальные правительства и иногда  межправительственные экономические  организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная  организация труда (МОТ) и др.
Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с  тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось.
Основными элементами BITs выступают:
- декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;
- общее определение ПИИ;
- формы двустороннего сотрудничества;
- этапы осуществления положений соглашения;
- механизмы защиты инвестиций. Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.
Однако, как правило, условия  допуска ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных  инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством  или были одобрены компетентными  органами принимающей страны. В BITs редко  уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя BITs нацелены главным образом  на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные  инвестиции.
Процесс заключения BITs в  последние десятилетия резко  интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причем 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Первоначально BITs заключались  преимущественно между развитыми  странами. Однако по мере улучшения  в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время  резко усилился процесс заключения BITs, в которых стали принимать  участие развивающиеся страны. С  одной стороны, они заключают  эти соглашения друг с другом, с  другой - с развитыми странами. Для последних важны определенные гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортеров капитала в наименее развитые страны.
Другой тип двусторонних соглашений в сфере ПИИ - соглашения об избежании двойного налогообложения. Число таких соглашений перевалило к 2001 г. за 1900. Как и в случае BITs, основными участниками таких соглашений являются развивающиеся страны. Причины этого аналогичны.
Попытки заключить всеобъемлющее  соглашение по стимулированию ПИИ, которое  затрагивало бы большинство стран  мира, еще не принесло успеха. Такие  попытки предпринимались в рамках ОЭСР с 1995 г., где предлагалось заключить  Многостороннее соглашение по инвестициям (Multilateral Investment Agreement, MAI), но проект этого  соглашения так и не был одобрен. Одной из наиболее существенных причин явился предполагаемый запрет на использование  определенных требований к характеру  деятельности иностранных фирм (performance requirements).
Многие национальные правительства  вырабатывают условия допуска иностранных  инвесторов в свою экономику, которые  могут быть подразделены на следующие основные категории:
- требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объеме продаж на национальном рынке;
- обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы;
- установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране;
- требования по передаче технологии;
- обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.