На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая характеристика бухгалтерской отчетности.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                   ВВЕДЕНИЕ
 
   
    
     Проводимая в Республике Беларусь радикальная перестройка управления экономикой вызвала переход народного хозяйства к преимущественно эконо- мическим методам управления на основе развития различных форм собствен- ности.Рыночная экономика невозможна без свободных товаропроизводителей, вступающих в конкурентную борьбу за потребителя.Важнейшим элементом рыночной экономики являются акционерные и частные предприятия,деятель- ность которых направлена на производство конкретной продукции или работ и услуг,их реализацию,обмен и потребление материальных ценностей.
      Для того чтобы правильно управлять деятельностью предприятия, принимать обоснованные и своевременные решения о ходе и результатах производственных процессов, надо иметь достаточный объем информации, и в первую очередь учетной информации. Эта информация о фактическом повседневном состоянии хозяйственной деятельности появляется в процессе бухгалтерского учета, когда с помощью цифр происходит наблюдение и регистрация всех фактов и явлений в деятельности предприятия.
Процесс бухгалтерского учета в  целом состоит из четырех основных стадий. На первой стадии документируются различные факты хозяйственной жизни предприятия. На второй - учетные данные группируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета. На третьей стадии учетного процесса формируются отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету. На четвертой, заключительной, стадии производится анализ хозяйственной деятельности предприятия и принимаются управленческие решения. Все стадии учетного процесса в реальной действительности взаимосвязаны и поэтому в процессе изучения рассматриваются в единстве.
Таким образом, связь бухгалтерского учёта  с управлением очевидна. Управлять - значит принимать решения. Управлять - значит предвидеть, а для этого  необходимо обладать достойной информацией.
В настоящее время, когда эффективность  работы каждого предприятия влияет на состояние экономики республики в целом, возрастает потребность в своевременном получении точной и достоверной информации о деятельности предприятий, именно бухгалтерский учет является основным поставщиком такой информации. Обобщенные данные бухгалтерского учета, представленные в виде бухгалтерской отчетности, служат информационной основой при оценке деятельности предприятия.
В процессе составления бухгалтерской  отчетности особое внимание уделяется бухгалтерскому балансу. Сведения, содержащиеся в балансе, сделали его основной отчетной формой. Именно бухгалтерский баланс в первую очередь публикуется для создания отчетливого представления о предприятии и его жизнедеятельности. Бухгалтерский баланс отражает состояние средств предприятия и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа виде и может использоваться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и другими. Основная задача пользователей - правильно "прочитать" баланс, суметь расшифровать его статьи и определить реальное финансовое состояние предприятия. В современных условиях развития рыночных отношений это очень актуально, так как эффективность хозяйственной деятельности предприятия определяется, в конечном итоге, его финансовым состоянием.
Финансовое  состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оцениватьфинансовое    состояние    недостаточно    для    успешного    функционирования
предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении. В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений. Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база.
Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерской отчетности предприятия, сущности бухгалтерского баланса, его структуры и содержания, порядка составления бухгалтерского баланса и остальных форм бухгалтерской отчетности, а также проведение анализа финансового положения предприятия с использованием данных, представленных в бухгалтерском балансе и отчетных формах.
Цель определила постановку и решение  следующих задач:
-изучить принципы построения  и содержание бухгалтерского  баланса;
-рассмотреть порядок составления  бухгалтерского баланса и правила оценки его статей;
-рассмотреть порядок составления  остальных форм бухгалтерской отчетности;
-провести анализ состава и  структуры имущества и капитала  предприятия;
-провести  анализ финансовой устойчивости  предприятия;
-проанализировать ликвидность  баланса предприятия и его платежеспособность;
-провести аналитическую оценку  вероятности банкротства предприятия.
Дипломная работа написана по материалам общества с ограниченной ответственностью "ПроммебелЬ".
ООО"ПроммебелЬ" создано решением Мингорисполкома № 972 от 31 августа 2008 года на базе арендного предприятия производственно-торговой фирмы "ПроммебелЬ". Основной вид деятельности –производство мебели. На предприятии работает 140 человек. За 2008 год выручка от реализации продукции составила500 360845 тысяч рублей, прибыль от реализации-209104884 тысячи рублей, прибыль отчетного года -297 105616 тысяч рублей. Основными потребителями продукции являются крупные мебельные магазины города Минска –«Эрмий», «Мебель», «Мебель,стройматериалы». Товары отгружаются также в другие города республики.
        Для анализа финансового состояния использовались данные годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2010 год (бухгалтерский баланс с приложениями).
В процессе подготовки курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты и источники научной литературы по заданной теме. В них рассматривались следующие понятия, используемые в курсовой работе: бухгалтерская отчетность; бухгалтерский баланс; отчет; отчетный период; статья; счет; финансовое состояние; система показателей, характеризующих финансовое состояние; анализ бухгалтерской отчётности и структуры баланса; оценка ликвидности, платёжеспособности, финансовой устойчивости предприятия.
 
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                 Экономическая характеристика бухгалтерской отчетности.       
    
       В результате происходящих в Республике Беларусь экономических преобразований, перехода на рыночные условия хозяйствования появляется большая потребность в наличии своевременной, достоверной и полной информации о деятельности субъектов хозяйствования. В частности, возникает необходимость обеспечения информацией тех, кто инвестировал свои капиталы в предприятие, а также руководителей, менеджеров и других специалистов предприятия, работников налоговых и иных государственных служб. Такая информация содержится в составляемой всеми субъектами хозяйствования отчетности.
Отчетность предприятия - это определенная система показателей, отражающих результаты хозяйственной и социальной деятельности предприятия за отчетный период.
Составляемая предприятиями  отчетность подразделяется на оперативную, статистическую и бухгалтерскую.
Оперативная отчетность предназначена  для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду и так далее. В ней содержатся сведения о выполнении плана выпуска продукции, поступлении сырья, материалов, соблюдении договоров и так далее.
Статистическая отчетность составляется по данным оперативного и бухгалтерского учета. Она используется для установления закономерностей и тенденций
тенденций в развитии предприятия. Наиболее существенная особенность статистической отчетности состоит в том, что она охватывает только важнейшие для данного периода показатели производственной деятельности предприятия, важнейшие хозяйственные процессы - снабжения, производства и реализации. Статистическая отчетность составляется в сжатые сроки и используется для оперативного воздействия на производственный процесс. В республиканском масштабе минимум показателей и формы статистической отчетности для предприятий, а также инструкции по их заполнению разрабатывает и утверждает Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.
Бухгалтерская отчетность - это совокупность показателей учета, отраженных в форме таблиц, характеризующих размещение и использование средств предприятия за определенный период. Она составляется только по данным бухгалтерского учета, причем с соблюдением балансового обобщения учетной информации.
Важнейшим правовым актом, регулирующим отношения, связанные  с бухгалтерской отчетностью  в Республике Беларусь является Закон  Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 25 июня 2001 года № 42-3. Согласно данному Закону под бухгалтерской отчетностью понимается система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Из определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета и отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия за определенный период.
Составление бухгалтерской  отчетности является логическим завершением учетного процесса. Бухгалтерская отчетность, обобщая учетную информацию, представляет собой систему взаимообусловленных и взаимосвязанных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие предприятия.
Данные бухгалтерской отчетности используются, прежде всего, самим предприятием для оценки результатов своей деятельности, контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определения недостатков в работе, выявления возможностей повышения эффективности работы предприятия за счет внутренних резервов. Сведения, содержащиеся в отчетных формах, являются информационной основой для оперативного руководства деятельностью предприятия, способствуют поиску путей снижения себестоимости продукции, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности. Отчетные показатели служат исходной базой для разработки текущих планов, бизнес-планов, прогнозов хозяйственной и другой деятельности предприятия.
Внешние пользователи бухгалтерской  отчетности (акционеры, существующие и  потенциальные кредиторы, инвесторы, поставщики и покупатели, банки, государство в лице налоговых органов, аудиторские организации, средства массовой информации и другие) получают возможность по данным отчетности оценить финансовое положение потенциальных партнеров, возможность предприятия своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами, обоснованность политики распределения и использования прибыли, качество управления руководством предприятия вверенными ему ресурсами; получить сведения о доходности и риске инвестиций, о платежеспособности организации, принять решение о целесообразности вложения средств в активы того или иного предприятия, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, проверить достоверность представленных сведений и полноту налоговых поступлений и так далее.Таким образом, бухгалтерская отчетность является важнейшим источником информации для оценки деятельности предприятия, контроля и принятия управленческих решений.                 
        Составляемая и представляемая предприятиями бухгалтерская отчетность классифицируется по различным признакам.
По периодичности составления  она подразделяется на промежуточную  и годовую. Промежуточная (текущая) отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной, полугодовой и за 9 месяцев. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Наиболее полными и содержательными являются годовые отчеты, которые характеризуют все стороны хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за отчетный год.
По назначению бухгалтерская отчетность подразделяется на внутреннюю, которая остается на предприятии, и внешнюю, предназначенную для удовлетворения потребностей внешних пользователей.
По степени обобщения  отчетных данных бухгалтерская отчетность подразделяется на первичную и сводную (консолидированную). Первичная отчетность характеризует финансово-хозяйственную деятельность конкретного предприятия. Сводная отчетность составляется компаниями, вышестоящими организациями путем обработки и обобщения данных первичных отчетов подведомственных предприятий. Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность, обобщающая отчеты дочерних предприятий в рамках материнской компании.
По объему предоставляемой  информации бухгалтерская отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности. /12, с.218/
Бухгалтерскую отчетность составляют все субъекты хозяйствования, независимо от их организационно-правовых форм. Объем бухгалтерской отчетности определяется табелем действующих форм, регламентированных Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Методологическое руководство содержанием обязательной бухгалтерской отчетности осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, которое разрабатывает и утверждает формы отчетов.
Годовая бухгалтерская отчетность в Республике Беларусь состоит из образующих единое целое следующих  взаимосвязанных отчетов:
-бухгалтерский  баланс (форма № 1);
-отчет  о прибылях и убытках (форма  № 2);
-отчет  о движении фондов и других  средств (форма № 3);
-отчет  о движении денежных средств  (форма № 4);
-приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  № 5).
Для 2001 года введена разовая целевая  справочная форма - Справка о целевом использовании денежных средств, полученных из бюджета. Данная форма заполняется в части целевых средств, полученных из республиканского и (или) местного бюджетов и отраженных в бухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счетов учета целевого финансирования и поступлений.
Содержание, структура и методика составления форм бухгалтерской  отчетности определены инструкцией "Порядок  заполнения форм годовой бухгалтерской  отчетности", утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 года № 23 с учетом внесенных изменений и дополнений от 29 декабря 2000 года № 131, от 6 февраля 2001 года № 8 и от 17 декабря 2001 года № 121.
Отчетные формы представляют собой  таблицы, показатели которых дают системное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В качестве приложения к годовому бухгалтерскому отчету дается пояснительная записка, которая имеет большое значение бухгалтерской отчетности. В ней описывается организационная структура предприятия, дается характеристика его производственно-коммерческой деятельности за отчетный период; раскрывается информация о статьях бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, данные которых являются существенными, то есть их сумма составляет не менее пяти процентов к общему итогу отчетных показателей; раскрываются те основные элементы учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов; проводится анализ финансового положения предприятия за отчетный период; описываются причины, объясняющие сложившееся финансовое положение.
Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Отчетным формам присуща логическая и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Информационная взаимосвязь выражается в отражении в отчетных формах разных аспектов одних и тех же хозяйственных операций и явлений.
Бухгалтерская отчетность, являясь одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивает каждого  пользователя необходимой ему финансовой информацией. Надежность и обоснованность выводов и рекомендаций, получаемых пользователями бухгалтерской отчетности, зависят от качества содержащихся в ней данных. Поэтому построение бухгалтерской отчетности предполагает строгое соблюдение принципов ведения бухгалтерского учета и специальных требований, предъявляемых к отчетности.
Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим основным требованиям:
            -данные отчетности должны достоверно и реально отражать хозяйственные средства (имущество), расчеты, собственный капитал и обязательства, производственные процессы, протекающие на предприятии. Это обеспечивается   документальным   обоснованием   хозяйственных   операций, отраженных и сгруппированных в учетных регистрах;
-при составлении бухгалтерской  отчетности субъекты хозяйствования должны руководствоваться принципами осмотрительности (обеспечения большей готовности к учету расходов, потерь и обязательств, чем доходов и активов). Осмотрительность представляет собой определенную степень предусмотрительности при выработке и принятии управленческих решений;
-приоритета содержания над формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности предприятия исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования);
-нейтральности (бухгалтерская  отчетность не должна делать  акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей ее информации перед другими). Факты хозяйственной деятельности предприятия (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы, прибыли и убытки) должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
-существенность отчетной  информации (отражение в бухгалтерской  отчетности всех достаточно значимых данных). Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случае их существенности, и, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности.
Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для  понимания работников предприятия, других пользователей информации, содержащейся в отчетах. Она должна быть полной, то есть содержать в минимальных  размерах всю необходимую информацию. Отчетность должна быть экономичной, то есть затраты на ее составление должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования ее данных не превышать затраты на составление бухгалтерских отчетов.
Однако бухгалтерская отчетность в республике не полностью удовлетворяет  предъявляемым к ней требованиям, так как развитие законодательной базы отстает от хода экономических преобразований. Чтобы информация бухгалтерской отчетности стала эффективным средством в поиске и реализации резервов роста экономического потенциала предприятий, повышения эффективности хозяйствования, она должна удовлетворять определенным качественным параметрам по ее содержательности, полезности, достоверности и аналитичности. В связи с этим необходимо создать действенную систему показателей бухгалтерской отчетности, руководствуясь международными стандартами по учету и отчетности, учитывая принципы составления бухгалтерских отчетов фирм и компаний ведущих западных государств. Однако международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности разработаны с учетом потребностей развитой рыночной экономики и их простой перенос в экономическую жизнь нашей республики не приведет к положительным результатам. Необходима такая структура и содержание бухгалтерской отчетности, которые бы, основываясь на международных стандартах, учитывали национальные особенности экономики Республики Беларусь, нормативно-правовой базы, методологии, методики и организации бухгалтерского учета.
Необходимо отметить, что в нашей  республике проводится определенная работа в данном направлении. В мае 1998 года была принята "Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь", которая предполагает реформирование всей системы бухгалтерского учета и отчетности. Первым шагом этой реформы стало принятие в июне 1998 года "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь", которая является основой построения новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработки национальных стандартов по учету и отчетности,других новых и совершенствования действующих нормативных актов по данной проблеме.В частности,с 2000 года внесены значительные изменения в состав и содержание бухгалтерской отчетности,составляемой предприятиями Республики Беларусь.Существенно изменена структура бухгалтерского баланса.Он стал более компактным,обозримым и аналитичным.Введены новые формы:отчет о движении фондов и других средств (форма №3) и отчет о движении денежных средств (форма №4).Изменено содержание приложения к бухгалтерскому балансу ( форма №5).С 1 января 2002 года введен в действие в новой редакции Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
Решение проблемы дальнейшего  реформирования и совершенствования бухгалтерской отчетности в нашей республике становится одной из приоритетных, поскольку совершенствование и развитие отчетности требует решения многих теоретических, методологических и методических вопросов бухгалтерского учета. В результате указанной реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной и нужной информации о результатах их деятельности, финансовых возможностях и финансовом положении. При этом должны быть обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей. С учетом разнообразных запросов на информацию внешних пользователей бухгалтерская отчетность должна быть формализованной, а требования коммерческой тайны делают ее строго дозированной.
 


                          Анализ бухгалтерского баланса.  
   В процессе своей деятельности предприятие ежедневно совершает множество хозяйственных операций, которые оформляются первичными документами и отражаются в учетных регистрах. По истечении определенного периода времени данные повседневного, непрерывного учета обобщаются и обобщенная учетная информация представляется в виде бухгалтерской отчетности, основной формой которой является бухгалтерский баланс.
Выдающийся русский  ученый А.П.Рудановский писал в  середине 20-х годов: "Баланс есть душа хозяйства, существование которой  не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только, что осязает и, самое большее, видит своими глазами".
Сущность бухгалтерского баланса  проявляется в его назначении. С одной стороны он является элементом метода бухгалтерского учета, который подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм бухгалтерской отчетности, дающая обобщенное представление в денежной оценке состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату.
Значимость бухгалтерского баланса  очень велика, поэтому его форма  во многих странах мира утверждается законодательно.
Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и других), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и других). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.
Бухгалтерский баланс формируется  исходя из следующих основных принципов.
Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любое предприятие, составляющее самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.
Принцип действующего предприятия. Этот принцип означает, что предприятие предполагается функционирующим в течение неопределенно длительного периода времени и его ликвидация еще не намечается.
Принцип денежного измерения. Он заключается  в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.
Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Однако необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто (такой тип бухгалтерского баланса применяется в настоящее время в Республике Беларусь) не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства,
нематериальные  активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в нем представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях инфляции допускаются переоценки активов государственным регулированием. /23, с. 173/
Правильно построить бухгалтерский  баланс значит: во-первых, полностью охватить хозяйственный процесс предприятия во всем его многообразии; во-вторых, дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; в третьих, изучить связь между этими явлениями, то есть установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств предприятия. /20, с.40/
Основой построения бухгалтерского баланса выступает двойственная группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе производства и по источникам образования.
Схематически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух равновеликих частей (рис. 1). Левая сторона ее называется активом и служит для отражения средств предприятия по их функциональной роли в процессе производства - по составу и размещению. Правая ее сторона называется пассивом и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования.
 
Актив
Пассив
1 .Внеоборотные активы
    3. Собственный капитал
   
2. Оборотные активы
    4. Долгосрочные обязательства
   
      5. Краткосрочные обязательства
   
Баланс
    Баланс
   

 
Поскольку в активе и пассиве  баланса отражаются одни и теже средства, только в разных группировках, то одним из обязательных требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, является равенство итога актива итогу пассива. Это состояние равновесия - важнейший внешний признак бухгалтерского баланса.
Само слово "баланс" происходит от латинских слов bis - дважды и lanx -чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Равенство актива и пассива обеспечивается принципом двойной записи операций на счетах, согласно которому все хозяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения:
-как равенство сумм хозяйственных  средств и их источников;
-как соответствие сумм  ресурсов предприятия и требований  кредиторов или учредителей по  отношению к этим ресурсам.
В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный  в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.
Согласно второй точке  зрения, активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а пассивы предприятия (обязательства и капитал) - это требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей предприятия) или требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. /17, с.352/
По своей структуре  бухгалтерский баланс состоит из разделов и статей внутри разделов. Названия разделов актива и пассива  баланса соответствуют названиям  групп, выделенных в классификации  средств предприятия. Статья бухгалтерского баланса представляет собой однородный вид средств в активе или же однородный источник средств в пассиве. Статьи баланса тесно связаны с бухгалтерскими счетами: часть статей полностью соответствует остаткам
конкретных  синтетических счетов. Другие статьи отражают сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Для упрощения техники составления бухгалтерского баланса и удобства пользования по каждой статье указываются шифр счета, используемого для ее заполнения и код строки. Общие итоги разделов актива или пассива называются валютой баланса.
Разделы и статьи актива и пассива  бухгалтерского баланса располагаются по определенной системе. В основе построения актива лежит степень подвижности имущества, или, как еще говорят, степень ликвидности, то есть способность превращения средств предприятия в денежную наличность без потери стоимости. В основе построения пассива баланса лежит степень срочности возврата обязательств. /19, с.58/
Актив бухгалтерского баланса в  Республике Беларусь строится в порядке возрастающей ликвидности, при которой в первом разделе "Внеоборотные активы" показываются наименее ликвидные средства предприятия, приобретенные для продолжительного использования в процессе производства. Во втором разделе "Оборотные активы" располагается наиболее ликвидная часть средств предприятия. Это мобильные средства, так как в короткое время они могут быть обращены в наиболее ликвидную их часть -денежную наличность.
Разделы и статьи пассива бухгалтерского баланса располагаются по возрастающей срочности возврата обязательств. В  третьем разделе пассива "Краткосрочные обязательства" показываются обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, а в первом разделе пассива "Собственный капитал" показываются источники средств, подлежащие погашению в последнюю очередь.
Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что  в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение прав над обязательствами,
получившее   название   чистых   активов.   Если   имущество   меньше   долгов, возникает его дефицит.
Понятие "чистые активы" является новым для белорусских предприятий. Его появление связано с введением в действие Гражданского кодекса Республики Беларусь и фиксацией в нем требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированной величиной уставного капитала организации. Таким образом, показатель "чистые активы" является индикатором для оценки финансового состояния предприятия. /6, с.98/
В настоящее время в  международной практике применяются  две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При  горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы в правой. При вертикальной - активы и пассивы в балансе располагаются последовательно, сначала актив, а затем пассив. Однако, не зависимо от применяемой формы бухгалтерского баланса, при расположении его статей придерживаются первоначального уровня двойственности, описанного Л.Пачоли:
Активы - Обязательства = Капитал собственника
В Республике Беларусь в  настоящее время применяется  вертикальная форма бухгалтерского баланса, основывающаяся на принципе двойственности. Уравнение двойственности, применительно к балансу, имеет вид:
Активы = Капитал + Обязательства /19, с.48/
Объекты в активе бухгалтерского баланса отражаются без справочных данных, только по остаточной стоимости. Это позволяет получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета.
Такое построение бухгалтерского баланса дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств предприятия, об обеспеченности его собственными и привлеченными источниками покрытия этих средств, а также о финансовых результатах и их использовании. Бухгалтерский баланс представляет собой систему, обобщающую бухгалтерскую информацию о наличии и движении объектов учета. Для того чтобы "читать" баланс, надо знать сущность, экономический смысл и способ оценки каждой его статьи, связи с другими статьями, характер изменений средств и их источников.
Важнейшим элементом бухгалтерского баланса является актив, отражающий совокупность имущественных средств предприятия. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономическую выгоду в будущем. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет собой потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов предприятия.
Основными признаками для включения  хозяйственных ресурсов в активы должна быть способность приносить хозяйственную выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных предприятием сделок, то есть быть пригодным к использованию в данный момент. /10, с.539/
В состав актива включаются имущество и права. К имуществу  относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права - это права, связанные с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (векселя, чеки, облигации, акции и т. п.). К неовеществленным правам относятся долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и другие;
права исключительные (патент, лицензия, право  на фирменный знак и другие); прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например, вперед произведенные затраты.
Актив бухгалтерского баланса, применяемого в настоящее время, состоит из двух разделов.
I. "Внеоборотные активы"
П. "Оборотные активы"
Основным  критерием деления актива баланса  на внеоборотные и оборотные является срок их обращения. Внеоборотные активы участвуют в нескольких производственных циклах и используются более одного года. Оборотные находятся в текущем хозяйственном обороте и используются, как правило, в течение одного года.
В первом разделе "Внеоборотные активы" показываются:
-основные  средства;
-нематериальные  активы;
-незавершенное  строительство;
-долгосрочные  финансовые вложения;
-прочие  внеоборотные активы.
    Основные средства - преобладающая группа в составе имущества предприятия среди других групп, представленных в первом разделе актива баланса. Основные средства - это часть средств предприятия, целиком и полностью участвующая в хозяйственной деятельности в течение длительного времени не меняя своей натуральной формы, основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования.
По статье "Нематериальные активы" отражаются внеоборотные активы, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостью, основанной на соответствующих  правах и привилегиях их собственника (организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания) и иные аналогичные перечисленным  права и активы).
Незавершенное строительство  включает оборудование к установке, капитальные вложения и авансы, выданные подрядчикам.
Финансовые вложения в  виде инвестиций в дочерние и зависимые  общества, в другие организации, предоставление займов другим организациям на срок более 12 месяцев, показываются по статье "Долгосрочные финансовые
вложения".
Та часть внеоборотных активов, которая не нашла отражения  в составе соответствующих   статей,   показывается   по   статье   "Прочие   внеоборотные
активы".
Второй раздел "Оборотные активы" включает:
-запасы (сырье, материалы, малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);
-налоги  по приобретенным ценностям;
-дебиторскую задолженность;
-краткосрочные  финансовые вложения;
-денежные средства;
-прочие  оборотные активы.
По статье "Запасы" показываются средства, непосредственно используемые внутри предприятия.
По статье "Налоги по приобретенным  ценностям" отражаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов по приобретенным товарно-
материальным  ценностям и налога с продаж автомобильного топлива, подлежащие к списанию в установленном порядке в следующих отчетных периодах.
Дебиторская задолженность показывается в разрезе отдельных ее видов  (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, прочие дебиторы) по двум группам:
-платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты;
-платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной  даты.
По статье "Краткосрочные  финансовые вложения" показываются краткосрочные (со сроком до одного года) инвестиции предприятия в зависимые общества, в ценные бумаги других субъектов хозяйствования, депозитные вклады, предоставленные другим предприятиям займы и прочие краткосрочные финансовые вложения.
По статье "Денежные средства" показывается наличие денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и специальных счетах в банках, стоимость денежных документов (сберегательных и депозитных сертификатов, приобретенных предприятием у банков), переводы в пути.
Та часть оборотных активов, которая не нашла отражения в  составе соответствующих статей, показывается по статье "Прочие оборотные активы".
Если  актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы предприятия, то его пассив имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.
В условиях рыночной экономики пассив определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на
полученные  организацией ресурсы (активы). Другими  словами можно сказать, что пассивом называется совокупность лежащих на организации обязательств за полученные ценности, то есть обязательств, которые связывают право распоряжения средствами, заставляя организацию отчитываться в этом распоряжении. /10, с.541/
Важным  моментом является группировка обязательств, которые различаются по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственником хозяйства, другие - перед третьими лицами (кредиторами, банками и другими). Такое деление обязательств в балансе имеет большое значение при определении срочности их погашения, то есть изымаемости источников средств. Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса (например, уставный капитал), не подлежащую погашению во время деятельности хозяйствующего субъекта; обязательства же второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения и, таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.
Обязательства перед собственником, в свою очередь, подразделяются на два вида. Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при открытии предприятия и последующих дополнительных взносах извне, ни как несвязанных с внутренними процессами организации; такие источники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственником -те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли. Этот вид обязательств отражается в таких статьях баланса, как "Резервный фонд", "Фонды накопления" и других. Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием "собственный капитал". Таким образом, собственный капитал предприятия состоит из двух основных частей: капитал, который оно получает от акционеров, участников и капитал, который оно генерирует в процессе своей деятельности.
В международной практике первую часть  капитала называют еще финансовыми ресурсами предприятия. Считается общепринятым понятие, согласно которому предприятие реализует свой доход за данный период только при условии сохранения своего капитала. При этом проводится различие между понятием сохранения капитала с юридической точки зрения и сохранением капитала с позиций теории учета.
Юридический подход к сохранению капитала имеет значение для предприятий, являющихся по юридическому статусу обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами. Капитал такого предприятия становится его собственностью. Для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным предприятием, выплаты акционерам не могут производиться из этой суммы капитала, величина которого должна сохраняться. Такой подход законодательно закреплен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания и другие).
С позиций учета сохранение капитала выражается в том, что уставный капитал  на начало года должен быть равен его  сумме на конец года. /10, с.543/
Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике этот вид обязательств принято еще называть заемным капиталом.
Внешние обязательства (долги) представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов) на имущество хозяйствующего субъекта.
С хозяйственной точки зрения внешние  обязательства - это источник имущества (актива), с юридической - долг хозяйствующего субъекта. Поэтому понятия "заемные средства (заемный капитал)" и "внешние обязательства" тождественны.
Пассив включает третий, четвертый и пятый разделы  бухгалтерского баланса.
    "Собственный капитал"
    "Долгосрочные обязательства"
V. "Краткосрочные обязательства" В третьем разделе "Собственный капитал" отражаются:
-уставный  фонд (капитал);
-резервный  фонд;
-фонды  накопления;
-фонды  специального назначения;
-целевые  финансирование и поступления;
-нераспределенная  прибыль (убытки) прошлых лет;
-нераспределенная  прибыль (убытки) отчетного года.
Основной собственный источник средств предприятия - уставный капитал. Его величина фиксируется в уставе предприятия. Уставный капитал может быть размещен в любых средствах, как в товарно-материальных, так и в денежных.
Резервный фонд - это страховой  капитал предприятия, предназначенный  для покрытия возможных в будущем  непредвиденных убытков и потерь. Он образуется за счет отчислений из прибыли в размерах, предусмотренных законодательством или учредительными документами.
По статье "Фонды накопления" показывается часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия и направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новых видов продукции, строительство и обновление основных производственных фондов.
Фонды специального назначения включают в себя суммы дооценки внеоборотных активов предприятия, проводимой в установленном порядке; безвозмездно полученные ценности и другое.
По статье "Целевые финансирования и поступления" отражаются средства, получаемые предприятием на строго определенные цели.
В данном разделе приводятся также  суммы нераспределенной прибыли  прошлых лет и отчетного года. При наличии убытка, показывается его размер со знаком минус.
           -заемные средства - по их видам:
кредиты банков и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
-прочие  долгосрочные обязательства.
Пятый раздел баланса "Краткосрочные обязательства" включает:
-заемные средства (краткосрочные  кредиты и займы, подлежащие  погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);
-кредиторская  задолженность;
-расчеты  по дивидендам;
-доходы  будущих периодов;
-фонды  потребления;
-резервы  предстоящих расходов и платежей;
-прочие краткосрочные обязательства.
Кредиторская  задолженность предприятия (обязательства, подлежащие оплате в течение 12 месяцев со дня их возникновения) отражается в бухгалтерском балансе в разрезе отдельных ее видов. Так, по статье "поставщики и подрядчики" показывается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие товарно-материальные и другие ценности, выполненные работы и оказанные услуги. По статье "векселя к уплате" отражается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым предприятие выдало в обеспечение их поставок товарно-материальных ценностей (выполненных работ и услуг) векселя. По статье "авансы полученные" показывается сумма полученных от предприятий-покупателей (заказчиков) авансов по предстоящим расчетам по заключенным договорам. По статье "перед бюджетом" отражается задолженность предприятия по всем видам платежей в бюджет. По статье "по социальному страхованию и обеспечению" показывается сумма задолженности по отчислениям в фонд социальной защиты населения. По статье "по оплате зависимыми обществами" показывается задолженность дочерним и другим зависимым обществам по межбалансовым расчетам. По статье "прочие кредиторы" показывается задолженность, которая не нашла отражения по другим статьям группы статей "Кредиторская задолженность".
По статье "Расчеты по дивидендам" отражается сумма задолженности  предприятия по причитающимся к  выплате дивидендам, процентам по акциям, займам.
По статье "Доходы будущих периодов" показываются средства, полученные в отчетном году, но относящиеся к будущим отчетным периодам, а также суммы, учитываемые на счете 83"Доходы будущих периодов".
По статье "Фонды потребления" учитываются остатки фондов потребления, созданных предприятием в соответствии с учредительными документами или принятой учетной политикой за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Средства фондов потребления предназначены для финансирования социального развития предприятия, материального поощрения и социальной защиты работников.
По статье "Резервы предстоящих  расходов и платежей" показываются средства, зарезервированные предприятием в соответствии с действующим  законодательством в издержках  производства (например, оплаты предстоящих  отпусков работников, ремонта основных средств и другие).
Та часть краткосрочных  обязательств, которая не нашла отражения  в составе соответствующих статей данного раздела, показывается по статье "Прочие краткосрочные обязательства".
Для того чтобы правильно составить  бухгалтерский баланс необходимо знать  правила оценки его статей.
Общие подходы в определении  оценки имущества и обязательств установлены Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Статья 11 данного Закона определяет, что для отражения имущества и обязательств в бухгалтерском учете организация производит их
оценку  в денежном выражении. Основные принципы формирования оценки отдельных статей бухгалтерского баланса следующие:
-имущество, приобретенное за  плату, оценивается в сумме  фактически произведенных расходов на его приобретение, включающих стоимость самого объекта имущества, таможенные пошлины и иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества;
-имущество, полученное безвозмездно, отражается по рыночной стоимости на дату его оприходования, подтвержденной документально или экспертным путем;
-имущество,  изготовленное самим предприятием, оценивается по стоимости его изготовления, включающей фактически произведенные затраты, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие;
-обязательства оцениваются в  денежном выражении на основании  цены указанной в договоре;
-имущество и обязательства,  стоимость которых выражена в иностранной валюте, оцениваются в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты -по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции;
-применение иных методов оценки  имущества и обязательств допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
В мировой практике общепринятой является оценка активов по рыночной стоимости.
Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, которая определяется расчетно путем исключения из первоначальной (восстановительной) стоимости суммы их амортизации, начисленной за период эксплуатации.
Порядок начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов регулируется Положением о  порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов от 23 ноября 2001 года №187/110/96/18.
В условиях инфляции, изменения цен, низкой обновляемости основных средств происходит
искажение реальной оценки активов. Для  приведения их балансовой стоимости в соответствие со складывающимся уровнем цен ежегодно по решению Правительства Республики Беларусь производится переоценка основных средств. При переоценке изменяются: первоначальная стоимость (после переоценки называемая восстановительной стоимостью), остаточная стоимость и сумма износа. Единые правила проведения переоценки основных средств для всех организаций, независимо от форм собственности и видов деятельности установлены Положением о переоценке основных средств организаций по состоянию на 1 января 2002 года, утвержденным Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 5 января 2002 года № 2.
В бухгалтерском  балансе данные по статье "Основные средства" приводятся с учетом проведенной переоценки. Первоначальная (восстановительная) стоимость и износ основных средств показываются в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Остаточная стоимость основных средств ЗАО "БелТри" рассчитывается следующим образом:
на  начало года         228624 - 104290 = 124334
на  конец года 280755 - 127711 = 153044
Аналогичным образом рассчитываются данные по статьям "Нематериальные активы" и "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
Незавершенные капитальные  вложения отражаются в бухгалтерском балансе для застройщика в сумме фактических затрат. Данные по статье
"Незавершенные  капитальные вложения" приводятся  с учетом проведенной по решению Правительства Республики Беларусь ежегодной переоценки.
Финансовые вложения показываются в балансе в сумме фактических  затрат инвестора.
Сырье, материалы, топливо, комплектующие  изделия, покупные полуфабрикаты, запасные части и другие материальные ресурсы, включаемые в группу товарно-материальных ценностей, отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.
Незавершенное производство может  оцениваться в балансе по одному из следующих вариантов, в зависимости от принятой учетной политики: по нормативной (плановой) себестоимости; по прямым статьям расходов; по стоимости материальных затрат, то есть сырья, материалов, полуфабрикатов; по фактической производственной себестоимости.
ЗАО "БелТри" незавершенное производство отражает по фактической производственной себестоимости.
Готовая продукция показывается в  балансе по фактической производственной себестоимости.
По полной фактической  себестоимости, включающей производственную себестоимость и расходы по реализации (коммерческие расходы), учитываются в балансе отгруженные товары.
Расходы будущих периодов отражаются в сумме фактических затрат, связанных  с осуществлением мероприятий в  отчетном году, но подлежащих погашению  в следующих отчетных периодах.
Денежные средства в кассе и  на счетах в банках в иностранной  валюте отражаются в бухгалтерском  балансе в валюте Республики Беларусь, в суммах, исчисленных путем пересчета  соответствующей иностранной валюты по курсу Национального Банка Республики Беларусь на 31 декабря отчетного года.
Дебиторская и кредиторская задолженность раскрывается в балансе в суммах, согласованных  сторонами. Если эти обязательства  не согласованы, то каждый из участников по такой задолженности показывает согласно данным текущего учета, признаваемым им правильными. Разногласия между сторонами разрешаются в установленном порядке соответствующими органами.
Законом Республики Беларусь "О  бухгалтерском учете и отчетности" установлено, что нереальная к взысканию дебиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности относится на финансовые результаты предприятия или за счет резерва по сомнительным долгам, если он создается как вариант учетной политики. На финансовые результаты относится также сумма кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности.
Полученные кредиты и займы  отражаются в бухгалтерском балансе  в суммах фактической задолженности  на конец отчетного периода.
Обязательства по расчетам с банками и бюджетом должны быть согласованы и тождественны. Несогласованность по этим суммам при составлении бухгалтерского баланса не допускается.
Уставный капитал показывается в балансе в размере, зарегистрированном в учредительных документах. Размер уставного капитала и фактическая задолженность учредителей (участников) по взносам в уставный капитал, если она имеет место, приводятся в бухгалтерском балансе раздельно.
Фонды предприятия (резервный фонд, фонды накопления, фонды специального назначения, фонды потребления) показываются в балансе в суммах неиспользованных средств этих фондов.
Финансовый результат (прибыль  или убыток), выявленный в отчетном году, но относящийся к операциям прошлых лет, подлежит включению в баланс отчетного года в полном размере.
Доходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском балансе в сумме, полученной в отчетном году, но относящейся к будущим отчетным периодам. Включение их в финансовый результат в соответствующей доле производится при наступлении отчетного периода, к которому относится такая часть доходов.
Применяемый в настоящее время  бухгалтерский баланс приближен  по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав предприятия, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия. Таким образом, бухгалтерский баланс позволяет определить реальные активы, характеризующие производственный потенциал предприятия и величину капитала (собственного и заемного), вложенную в его хозяйственную деятельность.
 
     
 
 
 
     2.3. Порядок составления и представления бухгалтерского баланса
При составлении годовой  бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете  и отчетности" от 25 июня 2001 года № 42-3 и инструкцией "Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 года № 23 с учетом внесенных изменений и дополнений от 29 декабря 2000 года № 131, от 6 февраля 2001 года № 8 и от 17 декабря 2001 года № 121.
Бухгалтерский баланс (форма №1) составляют все юридические лица с обязательным указанием отчетного периода, на который он составлен.
По строке "Организация" указывается  полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке - закрытое акционерное общество "БелТри" и идентификационный код согласно общегосударственному классификатору ОКЮЛП - 9900.
По строке "Вид деятельности" указывается вид деятельности предприятия - производство трикотажных и вязаных изделий, код по ОКЭД -52630.
По  строке "Организационно-правовая форма" указывается организационно-правовая форма предприятия - коллективная. При этом в левой половине графы указывается код по ОКОПФ - 71130, а в правой - код формы собственности по ОКФС - 71270.
По строке "Адрес" указывается  почтовый адрес предприятия - г. Минск, ул. В.Хоружей, 19.
Бухгалтерский баланс составляется в  тысячах белорусских рублей без  десятичных знаков, код по ОКЕИ - 407.
Реквизит "Контрольная сумма" предприятием не заполняется.
В бухгалтерском балансе должны быть приведены все предусмотренные  в нем показатели. При отсутствии значения показателя той или иной статьи баланса, ввиду отсутствия у предприятия соответствующих активов, пассивов, операций, эта статья прочеркивается. В бухгалтерском балансе не должно быть никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибки делается соответствующая запись, которую подтверждают лица, подписавшие баланс (руководитель и главный бухгалтер предприятия).
При заполнении бухгалтерского баланса  данные на начало года (графа 3) берутся из годового отчета за прошлый год (графа 4). Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей утвержденного бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для бухгалтерского баланса на конец года.
При составлении бухгалтерского баланса  должно быть обеспечено соблюдение следующих основных условий:
-полное  отражение за отчетный период  всех хозяйственных операций;
-полное совпадение  данных синтетического и аналитического  учета и их соответствие показателям бухгалтерского баланса;
-своевременная инвентаризация  денежных средств, материальных  ценностей и расчетов;
-правильная  оценка статей баланса;
 
-не допускается зачет между  статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;
-активы и обязательства показываются  в зависимости от сроков их  обращения (погашения) с разделением на долгосрочные и краткосрочные.
Перед составлением бухгалтерского баланса  проделывается предварительная работа, которая должна обеспечить точность и полноту включаемых в баланс данных. Для этого проводится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. По завершении годового цикла бухгалтерского учета проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств предприятия, производятся заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам.
При выявлении в текущем отчетном периоде налоговыми органами, в ходе проверки, укрытия или занижения прибыли, в результате отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат, исправление в бухгалтерский учет и баланс по финансовым результатам за прошлый год не вносится, а отражается в текущем отчетном периоде. Исправления неправильного отнесения сумм на издержки производства производятся записями по дебету соответствующих счетов, по которым допущены искажения, в корреспонденции со счетом 80"Прибыли и убытки". В тех случаях, когда в издержки производства включены расходы, подлежащие отнесению, в соответствии с действующим законодательством, за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, либо других источников или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения на сумму указанных расходов (отчислений) соответствующего источника по дебету счетов 02"Износ основных с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.