На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Семья как одна из проблем социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?31
 
Введение
 
          В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В её основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений, и уменьшения индивида, и фактором жизненных кризисов.  Так, внутрисемейные конфликты между родителями могут вызвать у детей болезненные психические реакции и провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. Естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия.
           В России возможности семьи усложнены социально – экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворённости браком. Неблагоприятный социально – психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Согласно исследованиям среди подростков, проживающих с родителями, только 11 % хотели бы быть похожими на свою мать, 8 % - на отца, 2 % - на обоих родителей.
          Помимо объективных социально – экономических условий, существуют и субъективные, связанные с  проблемами семейных отношений в системах «отец – мать», «родители – дети»: неспособность родителей  выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребёнка и интересоваться ими и т.п.  для каждого периода развития семьи характерны определённые функции родителей и детей.  Другой полюс проблем – это брачно – семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем,  осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнёров.
     Из выше сказанного  видно, что эта тема является актуальной и эта проблема может решиться с помощью анализа семьи и поведения её членов.
     Целью данной курсовой работы является изучение семьи как проблемы социальной работы и анализ поведения  в семье.
      Объектом  выступает семья и поведение её членов.
      Предметом является анализ семьи и влияние различных факторов на семью.
       Задачами будут являться:
1.      изучение понятия «семья»;
2.      рассмотрение семьи как объекта социальной работы;
3.      изучение факторов, влияющих на семью;
4.      изучение форм обслуживания семьи;
5.      предложить предпосылки совершенствования социальной работы с семьёй;
6.      рассмотреть развитие нормативно – правовой базы службы социальной помощи семьям;
7.      сделать краткие выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.  Семья как одна из проблем социальной работы.
 
1.1   Семья – объект социальной работы.
 
  Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое – более широкое понятие – сводят ко второму. Но семья – это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи уходящие в глубь времён на несколько поколений , и горизонтальные , т .е . отношения между братьями , сестрами, зятьями, невестками, сватами и т. д.  К  сожалению , не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми , они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.
    В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение.
   Каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья  придает своим членам, причём не только новорожденным, но и тем, кто вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому « войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру.
    Сегодня семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от выполнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в сою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации.
   К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного,  культурного  наследия; и т.д. Материальное  состояние , образование родителей во многом определяют будущую карьеру детей; состояние эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, таким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.
  Знаменитую гамлетовскую фразу «распалась связь времен!»- можно читать как крик души о распавшейся семье. Все семейные функции сводятся к одной : обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный,  биологический и культурный смысл.
   В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна , то другая занимает приоритетное место. Так , для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.
    В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи , социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
   Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи; низкий уровень заработной платы; безработица; семьи пенсионеров. Асоциальные:  алкоголизм семьи или одного из членов , наркомания, проституция. Психологические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность и т. д.. Медицинские: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
    Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18 %, то в 1997 году она превысила 25% , а на сегодня мы имеем почти 30%. Значит, ежегодно каждый четвертый – пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям риска.
   Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн безнадзорных детей заняты попрошайничеством, нищенствованием.
    Давно стала тривиальной фраза: «семья – ячейка общества». Этим определением обозначены роль и место в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте – семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов  малообеспеченных семей.
  Социальная работа призвана смягчить эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом.  Технология социальной работы:
    - для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест;
   - контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности;
  - выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи;
  - особое внимание уделяется детям – инвалидам, для них строятся детские дома- интернаты, оснащенные современным специальным оборудованием;
  - нуждающимся гражданам оказывается финансовая помощь и натуральная – в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;
  - оказание психологической помощи конфликтным семьям.
    Бессмысленно отрицать, что современная семья во всем мире испытывает глубочайший кризис.
  Основными причинами нынешнего кризиса оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодность господствующего строя декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переход к новым системам общественных и личных отношений. Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Более того, можно прогнозировать , что холодный рационализм и жестокий прагматизм рыночных отношений приведут к поискам эмоционального равновесия и закономерно породят противоположность – сентиментальный романтизм, что прежде всего проявится в стремлении обрести комфорту семейного очага. Как писал ещё Платон: «Каждый из нас – это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.
   Однако будет явным преувеличением относить все изломы современного кризиса семейной жизни только на счет нарождающегося рынка и порожденных им личностных проблем. Аристотель учил: « Всякая семья составляет часть государства». И это особенно заметно в трудном приспособлении российской семьи к новым условиям существования. Семья по своей природе – наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальным изменениям и переменам. Тоталитарный режим, взявший под свой контроль все социальные институты, не оставил вне своего внимания и семью, стараясь стереть ее уникальность  и индивидуальность.
   В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения – демографического, юридического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и др., т. е. охватывание объекта в его целостности, - представляет главную цель семьеведения – науки, стремящийся постигнуть сущность семьи.
     Важно понять, что сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном движении и видоизменении. Это же относится и к сущности семьи; несмотря на то, что семья – одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируетя и сама по себе, и под влияние процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
1.2       Семья как фактор деструктивного воспитания.
 
Практика родительского воспитания делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение участия ребенка в семейных делах, сосредоточенность на правильном его поведении. Оба эти стиля воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный психолог В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящего к развитию неврозов:
Тип А – неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка путем жестокого контроля и регламентации его жизни; равнодушие к его жизни.                                              
Тип Б – гиперсоциализация – тревожно- мнительная концентрация внимания родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно – развивающих программ без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка.
Тип В – эгоцентрический – культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, превращение его  в «кумира семьи».
   Более подробную характеристику семейных отношений представляют Р. Армандо и Е. Веселкова. Согласно их исследованиям, запреты во внутрисемейных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директовно – разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы.
   Исполнительный тип семейных отношений характеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменой желания ребенком достижений на необходимость иметь эти достижения.
  - клиническая картина  - усталость, пассивность, вялость, сонливость, истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.
Тип внутренней депривации характеризуется конфликтом между желаниями и возможностью, игнорированием чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным».
  - клиническая картина  - наличие страхов, ночные кошмары, нарушение контактов со сверстниками.
Тип директивно -  разрешающих отношений связан с реализацией границ  самоконтроля ребенка, и ограничение, и вседозволенность приводит и в том и в другом случаях к невозможности позитивной оценки своего «Я».
   - клиническая картина – наличие истерических припадков, конфликтность, страх одиночества, темноты, страх смерти.
Симбиотический тип внутрисемейных отношений - гиперопека родителей, полное решение ими всех проблем ребенка приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а невозможность самореализации оценивается как неполноценность.
   - клиническая картина – навязчивые идеи: кусание и облизывание губ, движение головой, плечами, нарушение сна, страхи и т. д.
Напряженный тип внутрисемейных отношений – ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов простирается от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.
   - клиническая картина – эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, раздражительность, проявление системных нарушений в виде энуреза.
 
 
1.3     Семья как фактор напряжения в процессе социализации.
 
       Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии поддержки между поколениями.
        Процессы социализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе  и  детей, в определение разрешённого и неразрешённого, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними ребёнку предоставляются различные степени свободы самоопределения, самопредставления и развития.  Не вызывает сомнений и сильная зависимость социализации от материальных и психологических факторов и условий жизни семьи.
       Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются чётким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта. Протекающий внутри повседневных ситуаций, испытывающий воздействие установок, настроений и стилей поведения членов семьи, зависящий от возраста детей и жизненного цикла семьи, процесс социализации включает множество ситуаций. Каждая семья развивает собственную динамику внутрисемейных отношений, на которой сказываются и условия жизни, и требования внесемейных институтов.
     Процесс социализации – это процесс научения.  Процесс обучения в семье отличается от формального учебного процесса в образовательных учреждениях многими особенностями: это обучение посредством участия в повседневных действиях, посредством подражания и идентификации с тем или иным членом семьи, с его поведением. Процесс обучения в семье закрепляется его связью с познавательными и эмоциональными компонентами, когда послушание, касающееся разрешения и запрещения каких-либо действий, влечёт за собой поощрение и наказание.
     Воспитание самостоятельности, навыки планирования собственного времени, умение задавать вопросы и удовлетворять любознательность, потребность в эмоциональном переживании – эти принципы обучения ребёнка в рамках семьи, по сути дела, те же самые, что и в формальных образовательных учреждениях.  Однако все эти активации находят оценку – поддержку или ограничение – у взрослых, от которых ребёнок находится в постоянной зависимости.
    Процессы  социализации могут рассматриваться и как коммуникативные процессы (определением «процессы обучения» можно особо выделить содержательный уровень, определением «коммуникативные процессы» можно выделить уровень отношений социализации и воспитания).  Взаимовлияние родителей и детей в первую очередь происходит в рамках символического понимания (через интонации, мимику и жесты).
     Различают три типичных стиля воспитания:
- аристократический;
- демократический;
- свободный.
     В общей модели выделяют следующие направления коммуникаций в семье:
    1. личные (функциональные) отношения;
    2. равноправные (определяющие власть);
    3. содержательно (формально) определённая интеракция;
    4. субъективные (механические) временные схемы;
    5. проблематизирующий (конвенционалистический) стиль интеракции.
   Структура процесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы и конфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни в семье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем, которые характерны для развития ребёнка, как и для развития семьи в целом.
      Сложнейшая стадия семейных отношений наступает в период, когда дети становятся подростками. В это время у ребёнка происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников; наблюдается тенденция ослабления эмоциональных контактов с родителями, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодёжной субкультуры.
     Как считает Х. Ремшмит, среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
1.      отсутствие чётких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
2.      различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
3.      психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
4.      перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.
Наиболее распространённая форма конфликта – побег молодых людей из дома.
    На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, происходящие из – за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в новых ролевых статусах членов семьи. Уважительно относиться к жизни каждого её члена, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Совершенствование социальной работы с семьёй.
 
2.1   Предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьёй.
 
     Современная семья  переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
      Возрастает число разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рождённых вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 25 % по стране; обострилась проблема детской инвалидности: более 1 млн. детей – инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек; растёт преступность; социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции. Такова неполная социально – демографическая характеристика российской семьи – объекта социальной работы в современном обществе.
      Всё это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи. Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объёме, чем прежде.
     К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
1. денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, материнский капитал);
2. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
3. социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.
     Процессы общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу социально – экономических отношений, модифицировали систему ценностей и модели социально – экономического поведения семьи. Меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально – экономические отношения.  Проблемы семьи, реализации её прав, гарантий, социального обслуживания  семьи потребовали разработки новых технологий и моделей социальной работы.
      Поэтому, необходимо не только глубоко исследовать эту проблему, но и проанализировать, что практически сделано за последние годы органами социальной защиты населения совместно с  другими государственными общественными и неправительственными организациями в области социальной работы с семьёй, какие проблемы возникли и как они решались.
     Были приняты указы Президента РФ об основных направлениях государственной семейной политики.
     Эти документы определяли основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов, совершенствования управления экономикой намечалось создать реальные возможности для всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей хозяйственной активностью обеспечить себе и своим детям достойную жизнь. Предполагалось, что с ростом благосостояния общества, каждой семьи станет возможной реализация права женщин на свободный выбор жизненного пути: профессиональная работа, предпринимательство, учёба, воспитание детей или сочетание этих вариантов в зависимости от личных предпочтений.  В новых экономических условиях семья обретает большую самостоятельность и ответственность, в том числе за воспитание детей.
     Со своей стороны государство берёт на себя  обязательства по защите семьи от нищеты и лишений,  вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Одно из решающих направлений принятых документов – формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребёнка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства е семье, в том числе и в кризисных ситуациях.
      Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого – педагогических консультаций, центров планирования семьи и др.
     В это же время были разработаны организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи.
     Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений  социального обслуживания семьи.
      Наряду с органами социальной защиты населения учреждения социального обслуживания семьи создают и комитеты по делам семьи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел.
        В создании учреждений социального обслуживания семьи всё более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, предприниматели. Такое социальное партнёрство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных проблемах социальной защиты и помощи семье.
      Отмечая положительные тенденции в формировании системы учреждений социального обслуживания семьи необходимо подчеркнуть, что были сделаны лишь первые шаги. Сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании с точки зрения помощи семье, так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, структура управления и координация деятельности отдельных звеньев).
 
2.2      Жизненный цикл семьи и стратегия помощи.
 
   Семья в процессе своего развития  переживает определённые стадии и завершение (естественным или неестественным путём). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живёт в семье своих родителей, которая является также и его семьёй), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.). Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.
     Жизненный сценарий семьи в разных странах представлен различно.  Например, в странах Западной Европы и США молодёжь уходит из дома в возрасте 17 – 18 лет и далее проживает отдельно от родителей, причём материальная помощь родителей незначительна и необязательна. Молодые люди могут находиться в близких отношениях и жить вместе, однако официальный брак заключается тогда, когда они уже встали на ноги, приобрели устойчивое положение в жизни, которое позволило бы им обеспечивать содержание своих детей. При заключении брака характерен достаточно рациональный подход: семейные ожидания супругов не должны кардинально отличаться.
     В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденции  к ещё большему омолаживанию брака), а молодые ещё не очень чётко представляют себе материально – бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей.
     На каждом из этапов своего развития семья переживает определённые противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
      Первый кризис брака происходит на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся  ожидания. Развод не осложнён, если в семье ещё нет детей.
      Следующий кризис развивается с рождением первого ребёнка («бэби – шок»), когда,  собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объём бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение ещё не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.
     Проблемы, возникающие в этот период, ещё более усложняются, если рождается ребёнок – инвалид.
     Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют определённые механизмы в структуре семьи, а супруги решаются на рождение второго ребёнка при условии разрешения кризиса, связанного с рождением первенца.
        Своеобразным является также этап цикла – семья с детьми – подростками, организм которых переживает изменения физиологического и морально – психологического плана. Но внимание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагировать на состояние и поведение детей.
       Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости.
      Стадия пожилой семьи характеризуется всё большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.
      Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьёй.
       На основе психологической теории личности Э. Эриксона и стадий развития семьи С. Роудз типичные конфликты могут быть поставлены в соответствие с жизненными и семейными кризисами (таблица 1).
    
                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                              Таблица 1

и т.д.................


Типология семьи
Родительские функции
Потребности и задачи в период жизненного цикла

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.