На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия науки и техники

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ
 
Наука и техника – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того, чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.
В настоящее время в  связи с развернувшейся научно-технической  революцией XX столетия философия науки и техники стала успешно и бурно развиваться. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки и техники, различными подходами и взглядами. Ее изучение способствует формированию представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество.
Развитие философии науки  и техники в конце XIX в. начале XX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки. Процессы, которые происходили тогда в данном направлении философии, оказали принципиальное влияние на последующее движение научной мысли, причем как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах.
На сегодняшний  день философия науки является отдельным  направлением философии, самостоятельной  философской дисциплиной. Философия  науки является как направлением исследований природы науки, так  и предметом высшего профессионального  образования.
Философия науки и техники всегда была одним из приоритетных направлений как отечественных, так и зарубежных философских исследований.
Представленная работа посвящена теме «Философия науки и техники».
В рамках  изучения данной темы будут поставлены следующие  задачи:
-   изучить феномен  науки, дать классификацию наук;
- определить социальную  роль и статус науки и техники  в индустриальном обществе и  проследить за их изменениями;
-   исследовать методологию  научно-исследовательских программ.
На данный момент в философской литературе накоплен богатый материал по данной проблеме исследования.
Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме исследования, об этом свидетельствует частое изучение поднятых в контрольной  работе вопросов, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, так как наука и техника являются, пожалуй, самыми динамичными компонентами современной культуры и той необходимостью, без которой современная цивилизация не существовала бы в том виде, как она есть сейчас. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ФЕНОМЕН НАУКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
 
Наука – это исторически  сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
В настоящее время наука  предстает прежде всего как социокультурный  феномен. Это значит, что она зависит  от многообразных сил, токов и  влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени  детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный  феномен наука возникла, отвечая  на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие  на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания  науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого  и "подлинного" фундамента последней  в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся  в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно- технологическая функция  науки, связанная с обработкой и  возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может развиваться вне  освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки  влечет за собой ее этическую и  ценностную наполненность. Открываются  новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного  выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.
Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально- организационные. Отвечая  на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции  непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора  хозяйственно-культурного развития людей.
Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов  и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых  ею законов. Наука включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных  дисциплин. Выявление структуры  науки, в этом её аспекте ставит проблему классификации наук – раскрытие  их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев, выражение  их в виде логически обоснованного  расположения в определенном порядке.
Одна из первых попыток  классифицировать науки была предпринята  великим Аристотелем – древнегреческим  философом и энциклопедическим  ученым, создателем самой обширной научной системы из существовавших в античном мире. Она опиралась  на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так  и из области общественных наук, который систематически собирали и  накапливали его ученики.
Классификация науки по Аристотелю:
1. Теоретическая наука.
2. Практическая наука.
3. Творческая наука.
 В основе классификации  положена цель знания данной  науки. 
    Теоретической науки – поиск истины, познание ведется ради самого познания.
    Практической науки – дело, эффективность, дает руководящие идеи для поведения человека.
    Творческой науки – достижение прекрасного.
 Теоретические науки  делятся на:
    «Первую философию», впоследствии стала метафизикой – о философии.
    Математику – о количественных отношениях.
    Физику – изучает различные состояния тел в природе.
 Френсис Бэкон (1561-1626) – автор знаменитого трактата  «Novum Organum» («Новый Органон»). Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что достичь этой цели может лишь наука постигающая истинные причины явлений.
 Бэкон классифицировал  науку в зависимости от методов: 
1) Светоносные науки (дают  методы) – философия. 
2) Плодоносные (практическая  польза).
 Метод муравья –  собирается все подряд (т.е. факты,  которые являются высшей ценностью), но обобщение и систематизация  не производятся.
 Метод паука – плетут  паутину из себя. Ученый, который  создает теорию умозрительно. Оба  вышеизложенных метода тупиковые. 
Самый лучший – это метод  пчелы: собирает пыльцу, перерабатывает в нектар и делает из него мед. Ученый этого метода собирает факты, обобщает их, делает выводы и выстраивает  теорию.
 Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) – объективный идеалист, представитель немецкой классической  философии. Содержание системы  абсолютного (объективного) идеализма  Гегеля состоит в том, что  в основе всех явлений природы  и общества, в т.ч. и науки,  лежит абсолютное, духовное и  разумное начало – «абсолютная идея», которая в своем развитии проходит три этапа:
1) в её собственном  лоне, в «стихии чистого мышления»  – Логике, где идея раскрывает  свое содержание в системе  связанных и преходящих друг  в друга логических категориях.
2) в форме «инобытия», т.е. в форме природы, – Философия  Природы; природа не развивается,  а служит внешним проявлением  саморазвития логических категорий. 
3) в мышлении и истории  – Философия Духа. Идея вновь  возвращается к самой себе  и постигает свое содержание  в различных видах человеческого  сознания и деятельности.
Вильгельм Дильтей (1833-1911) –  немецкий философ-идеалист, представитель  философии жизни. Центральным для  Дильтея было понятие о живом  духе, развивающемся в исторических формах. Мир наук расчленяет на науки  о природе и науки о духе; предмет последних – общественная действительность. Дильтей доказывал  самостоятельность предмета и методов  гумманитарных наук по отношению  к естественным наукам.
Генрих Риккерт (1863-1936) – целью философского исследования считал изучение возможности и методов познания. Особое внимание уделял методологии исторических наук и философии. Разделял науки на исторические и естественные, в соответствии с используемыми в них методами абстракции – генерализирующий метод фиксирует общие, повторяющиеся свойства изучаемого объекта (в естествознании); индивидуализирующий метод описывает индивидуальные, неповторяющиеся процессы и явления (в исторических науках).
Фридрих Энгельс объективной  основой классификации наук считал классификацию форм движения материи, в которой науки располагаются  в такой же последовательности, как  и изучаемые ими формы движения. Ф.Энгельс расположил все известные  ему формы: механическая; группа физических; химическая; биологическая; социальная ("экономической").
 Ф. Энгельс уделяет  внимание классификации естественных  наук, дает основы общей классификации  знаний, подразделяя их на три  класса: 1) Наука о неживой природе. 
1)Доступные в большей или меньшей степени математической обработке (математика, астрономия, механика, физика, химия);
 2)Наука, изучающая живые организмы;
3)Исторические науки, изучающие в их исторической преемственности и современном состоянии условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства.
 В этой "линейной" классификации нет места ни  географии, ни геологии.
 В середине 50-х годов  Б.М.Кедров обратил внимание на  замечание Ф.Энгельса относительно  особых геолого-географических условий  перехода от химической формы  движения материи к биологической.  Изучение этого вопроса позволило  Б.М. Кедрову выступить с идеей  геологической формы движения  материи. 
 Им также был предложен  принцип "дивергенции" данных  форм. В классификационном ряду  форм движения материи Ф.Энгельса  на уровне химической формы  движения происходит раздвоение  ряда на две ветви: одна ветвь  через неорганическую химию переходит  в геологическую, а другая –  через органическую химию переходит  в биологическую и социальную  формы движения.
 Таким образом, нелинейные  классификации более перспективны, чем линейные в создании действительной  картины развития материи.
 
 
 
 
 
 
2. НАУКА И ТЕХНИКА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ И СТАТУСА
 
Начнём с того, что дадим  определение индустриальному обществу. Индустриальное общество  - это промышленное общество, определённая стадия развития общества, сменяющее традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Этот термин принадлежит А. Сен-Симону.
Концепция индустриального  общества свое широкое распространение получила в 50 - 60х гг. 20 в. в трудах Р. Арона, У. Ростоу, Д. Бела и других учёных и философов. В индустриальном обществе наука и техника становится основой жизнедеятельности человечества.
Оно называется индустриальным из-за присущей этому обществу промышленного способа производства, без которого и не было бы индустриального общества.
Можно сказать, что первым этапом, революционизировавшим и  заметно
стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил и положившим начало индустриализации общества, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность.
Второй этап развития техники и науки на пути к индустриальному обществу – это автоматизация,   связанная   с   научными   достижениями   в   области автоматики,  электроники, вычислительной техники, цехов и целых заводов.
Новая ступень научно-технического процесса, на которую мы поднялись, индустриализировав общество, связана с бурным развитием механики, машиностроения, станкостроения, самолёто- и кораблестроения, усовершенствования добычи полезных ископаемых, микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и т. д.
Существование индустриального  общества на современном этапе, таким  образом, обусловлено тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, таких, как биотехнология, которая основана на интеграции методов биохимии, генетической и клеточной инженерии в сочетании с микробиологическим синтезом. Последняя занимает одну из ведущих позиций в индустриальном обществе.
Сущность индустриального  общества как раз и заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Что же это означает? Это означает, во-первых, то, что научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства; во-вторых, то, что управление производством, технологическими процессами (особенно там, где действуют автоматические системы управления) возможно только
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.