На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философские взгляды Георга Гегеля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Философские взгляды Георга Гегеля

1. Объективный идеализм Гегеля

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объ­ективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью ис­следования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Ге­гель упрекал его в том, что он пытался представить  их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Общим для Гегеля и его предшественников было идеа­листическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними в этом вопросе — это различия между объективным и субъективным идеализмом.  Чтобы понять Гегеля, мы должны показать, следовательно, как он использовал теорию Канта. 
   Кант исходил из факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос « Как возможна наука? », или « Почему человеческое сознание (mind) способно познавать мир? » или « Как наше сознание может понимать мир? ». Кант рассуждал примерно следующим образом. Сознание способно постигать мир или, вернее, мир, как он представляется нам, потому что этот мир не является совершенно отличным от сознания, - он подобен сознанию. Дело в том, что в процессе приобретения знания, постижения мира наше сознание, так сказать, активно усваивает весь материал, который привходит в него посредством чувств. Оно оформляет этот материал, отчеканивает на нем собственные внутренние формы или законы, - формы или законы нашего мышления. То, что мы называем природой, - мир, в котором мы живем, каким он является нам, - есть мир уже усвоенный, систематизированный нашим сознанием. И будучи, таким образом, ассимилирован сознанием, он сознанию и подобен. Мы познаем мир не  так,  как  он  есть  на  самом  деле,  а  только так, как он нам является.  Нашему  знанию  доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия “вещей самих  по  себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - “вещи  сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только  умопостигаемая,  но  не  данная  в  опыте сущность. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны  прежде  восприятий.  Пространство  и время идеальны, а не реальны.   
Чувственные   впечатления   связываются   между   собой посредством  суждений,  в основе которых лежат категории, т е. общие понятия,   которые   по   Канту,   суть  “чисто  логические”  формы, характеризующие  только “чистое мышление”, а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось  им  как необходимый момент познания. Но диалектика для  него  -  лишь гносеологический принцип, она субъективна, т. к. отражает   только  противоречия  мыслительной  деятельности. 
Такой ответ «сознание способно постигать мир, потому что мир, как он является нам, подобен сознанию», основан на идеалистическом аргументе; ведь идеализм только и утверждает, что мир имеет что-то общее с сознанием.
             Гегелевская философия тождества – «разумное действительно и действительное разумно, значит, разум и действительность тождественны» - была, несомненно, попыткой восстановить рационализм на новом основании. Она позволяла философу строить некую теорию мира, исходя из чистого разума, и утверждать, что это и есть истинная теория действительного мира. Тем самым допускалось именно то, что считал невозможным Кант. Гегель, следовательно, должен был попытаться опровергнуть Кантовы доводы, направленные против метафизики. Он сделал это с помощью своей диалектики.
       Отвергая кантовское  субъективистское  противопоставление сущности и явления, Гегель  учил,  что  явления  столь  же  объективны,  как и сущность; сущность  является,  т.е.  обнаруживается  в  явлении,  ввиду чего и явление  существенно.  Познавая  явления,  мы  тем  самым  познаем и сущность.  Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления,  Гегель  отверг кантовское учение о непознаваемости “вещи в себе”;  в  природе  вещей  нет  никаких  непреодолимых  преград  для познания. “Для человеческого мышления нет никаких внешних границ, доказывает он, кроме границ прак­тически освоенного человеком”[1].Скрытая  сущность  Вселенной  не  обладает в себе силой, которая  была  бы  в  состоянии  оказать  сопротивление  дерзновению познания,  она  должна  перед  ним  открыться,  развернуть перед его глазами  богатства  и  глубины  своей природы и дать ему наслаждаться ими. 
Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, познаваема, посколь­ку обнаруживает себя в явлениях.
Первоначальное тождество, образующее  основу мира, есть, по Гегелю,  тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие  между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по  Гегелю -  это не только субъективная, человеческая деятельность, но  и независимая   от  человека объективная сущность, первооснова, первоисточник  всего существующего.                                                              
Мышление, утверждает Гегель, “отчуждает” свое бытие в  виде материи, природы, которая есть “инобытие” этого  объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С  этой точки  зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира,  из чего следует, что  мир в основе своей логичен, существует и  развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум  рассматриваются Гегелем  как независимая  от человека  и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной  истории. Гегель стремится доказать, что мышление находится не вне мира, а в нем    самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель  рассматривает мышление (абсолютную  идею) не  как неподвижную, неизменную первосущность, а  как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более  высокой. Всилу этого абсолютная идея не только начало,  но и развивающееся   содержание всего  мирового  процесса. В этом смысл известного положения  Гегеля о том,  что абсолютное должно быть понято  не только  как предпосылка всего существующего, но и как его результат,  т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития “абсолютной  идеи” составляет “абсолютный дух” - человечество, человеческая история.                
Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формулы Гегеля.
Мышление по сравнению с чувственными  восприятиями  представляет собой  высшую  форму  познания  внешнего мира.  Мы не  можем чувственно  воспринимать то,  чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет  (будущее). Чувственные восприятия непосредственно  связаны с  объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же  обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако,  как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель всилу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого  диалектического  единства  рационального  и  эмпирического, не  понял, как  из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание  мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит,  следовательно, что  мышление и наука  познают свое  собственное содержание  и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к  фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления  -   абсолютной   идеи, т.е. Бога. Разумное,  божественное,  действительное,   необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля.
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и  то,  что отражается, - объективную реальность. Это тождество  мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в  себе все многообразие действительности,  и называется им “абсолютной  идеей”, с одной стороны,  наполняется совершенно  реальным природным  и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается  рафинированным представлением о Боге.
 
2. Вклад Гегеля в разработку диалектики. Обоснование  им законов диалектики.
Взаимный переход количественных изменений в качественные
 
Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую совершенную форму.
 
Основной формой  мышления по Гегелю является понятие. Поскольку  Гегель абсолютизирует мышление,  он неизбежно обожествляет и понятие.  Оно,  по его учению, “есть начало всякой жизни” и  представляет  собой   “бесконечную творческую форму, которая  заключает  внутри  себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником”.   Выступая  против материалистического  учения о  понятии как  высшей форме  отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову  действительное отношение между мышлением и бытием:  не мышление,  говорит он,  отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.
 
Понятия, по  Гегелю,  находятся  в непрерывном движении,  переходят, “переливаются” друг в друга, изменяются,  развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие  им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития.  Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному,  от одностороннего,  бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные,  даже противоположные,  стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к  изменениям качественным, совершаются путем скачка, прерыва непрерывности. Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель  не мог “выдумать” диалектику понятий:   ее действительным  источником была   реальная диалектика вещей в природе и обществе. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок, в общем, соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных соотношений.
Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.
Гегель решительно выступает против плоского эволюционизма, признающего лишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому. «Говорят: в природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв постепенности, и качественно другое по сравнению с предшествующим состоянием». Вода через охлаждение не становится твердой постепенно, не делается сначала кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть консистенции льда, а затвердевает сразу. Уже достигнув температуры точки замерзания, она всё еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если она остается в покое, и ничтожное сотрясение приводит ее в твердое состояние.
 
Единство и борьба противоположностей
Тождество, единство противоположностей — ключевое понятие логики Гегеля. «Так как каждая из двух противоположных сторон содержит в самой себе свою другую и ни одна из них не может быть мыслима без другой, то из этого следует, что ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство. Это есть истинно диалектический способ рассмотрения этих определений, равно и истинный результат. Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления.
Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество. Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего. Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе,  вне связи  с особенным,  т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно.
В реальной действительности, а следовательно и в понятии общее,  особенное и единичное также неразделимы,  как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе  в единстве различные, в том числе и противоположные,  стороны реального. В этом смысле  Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда  конкретна. Понятие как единство общего, особенного и  единичного получает  свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются  Гегелем как  обнаружение и  осуществление творческой   мощи  присущей “понятию”  как внутренней основе всех  тех процессов,  которые  н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.