Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философия истории Гегеля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление.
Оглавление………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
      Биография Гегеля…………………………………………………....5
      Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
      Диалектический метод………………………………………………8
      Философия природы……………………………………………….10
      Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории  Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Термин «философия истории» был введен французским просветителем  Вольтером в 18 веке. Он считал, что  историк не просто должен описывать  события, излагать их в хронологической  последовательности, а философски истолковывать  исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно  излагать по-разному. Одни исследователи  дают широкую панораму всего исторического  процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.
Философия Гегеля – это  классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.
По Гегелю в основе развития мира в целом и общества в частности  лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному самоосуществлению. В истории  обнаруживается необходимость, независящая  от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей  руководствуется в своих действиях  стремлением осуществить только свои интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более  далекое, что хотя и заключено  внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те, чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории – это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.
Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма  Фридриха Гегеля.
Задачи реферата:
    ознакомиться с биографией Гегеля и его сочинениями;
    описать диалектический метод;
    рассмотреть основные аспекты философии природы и философии духа;
    ознакомиться с философией истории Гегеля.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля.
      Биография Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих  Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").  
          После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии, в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа, после опубликования которой отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.  
          Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету", но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы - Наука логики.          
В 1816 Гегель возобновил университетскую  карьеру, получив приглашение в  Гейдельберг на место, которое ранее  занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех  семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук, по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.  
          Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.  

1.2. Сочинения.
Гегель был чрезвычайно  плодовит. Широкие познания, легкость, с какой он усваивал и запоминал  содержание книг, разнообразие интересов  придали его творчеству необычайный  масштаб. Возвращаясь к вышесказанному, мы можем составить панораму из наиболее значительных его сочинений. 
Среди ранних работ бернского и франкфуртского периодов (1793— 1800) особенно выделяются богословские труды, изданные Ноэлем в начале нашего века и отмеченные некоторыми учеными в качестве важных для понимания того, как возникла гегелевская система. Вот эти труды: 1) «Народная религия и христианство» (фрагменты); 2) «Жизнь Иисуса» (1795); 3) «Позитивность христианской религии» (1795—1796 , первая редакция); 4) «Дух христианства и его предназначение» (1798); 5) «Фрагмент системы» (1880) и вторая редакция (неоконченная) «Позитивности христианской религии». 
В Йене Гегель написал (оставив неизданными) «Конституцию Германии» и «Систему этики». В 1801 г. им было опубликовано «Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга». Из статей, напечатанных в «Критическом философском журнале», особо выделяются две: «Отношение скептицизма и философии», «Вера и Знание».
«Феноменология духа»  знаменует собой решающий этап. Гегель отходит от Шеллинга, формируя совершенно оригинальный тип мышления со своим, присущим только ему, строем. Все труды, вышедшие вслед за «Феноменологией», — это выдающиеся произведения, явившие собой вершину гегелевской  мысли, и о них мы уже частично упоминали: «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия  философских наук» (1817) и «Философия права» (1812). «Энциклопедия» была переиздана в 1827-м и в 1830 гг. в дополненном  виде. Ее последующее посмертное издание  в трех томах было осуществлено учениками  в 1840—1845 гг. со вставками, содержащими  пояснения, которые Гегель давал  в курсе своих лекций. И, несмотря на свою объемность, это издание  самое интересное и доступное по содержанию. 
Лекции в публикации учеников имеют следующие названия. «Лекции по философии истории», «Эстетика», «Лекции по философии религии» и «Лекции по истории философии».

1.3. Диалектический метод

В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.   Метод,   по  словам   Гегеля,   «есть  движение  самой  сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у   Гегеля   носит  диалектический   характер,   являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят произвольный,   искусственный характер.   Например,   последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними,  показать,  что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс  и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и  системой в философии Гегеля. Сам  дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести  к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как  формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой  противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель»  прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.
 
1.4. Философия природы.
«Философия природы» Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единстве материи, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению, — это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества — достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась и ищет свободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой.

1.5. Философия духа.

  Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия». Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.
Проблемы, поднятые Гегелем  в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».
«Философия духа» —  труд, посвященный главным образом  индивидуальному и общественному  сознанию, а также диалектике исторического  развития.
Дух есть нечто единое и  целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к  высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух  прогрессирует в сознании своей  свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии  истории, то она у Гегеля носит  телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной  цели. Мировую историю философ  делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха  полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы  достигло избранное меньшинство, а  что касается германских народов, в  первую очередь немцев, то они уже  достигли стадии свободы. Искусственный  характер и предвзятость такой схемы  совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию  свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого  общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в  буржуазно-либеральном духе.
События всемирной истории  являют собой диалектику отдельных  «народных духов». Каждый народ с  присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная  история осуществляет «абсолютную  цель мира». Однако подавляющее число  народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они  не смогли выразить какие-то моменты  абсолютного духа. Особенно не повезло  в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».
Еще выше государства стоят  в системе Гегеля искусство, религия  и философия. И не какая-нибудь, а  философия самого Гегеля. Именно в  ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что  сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Философия истории  Гегеля.
«Философия истории» (точнее «Лекции по философии истории») входит в ряд сочинений Гегеля, которые  не были изданы при жизни и им самим не подготовлены к публикации, а изданы посмертно на основе подготовительных материалов автора и записей слушателями  прочитанных им курсов лекций. В  этой ситуации вопрос об аутентичности, подлинности текста становится существенным, но его однозначное окончательное  решение в отношении «Лекций  по философии истории» невозможно хотя бы уже потому, что сам Гегель имел обыкновение на протяжении ряда лет существенно изменять лекционные курсы, представлять их в разных вариантах  как по формулировкам, так и в  отношении объема и взаимного  расположения материала. До настоящего времени сложились два основных варианта гегелевской «Философии истории». Составителем первого был Э. Ганс (1837), включивший в текст написанную самим Гегелем значительную часть  Введения, его подготовительные материалы  к лекциям и записи слушателей. На его основе было подготовлено с  дополнениями и второе издание под  редакцией сына Гегеля Карла Гегеля, с которого и сделан переиздаваемый здесь русский перевод к Собранию сочинений Гегеля (1935 г.). Принципиально  другой вариант «Философии истории», существенно расширенный и с  иными принципами построения, был  издан Э. Лассоном в 1917—1919 гг. Впоследствии оба варианта издавались как относительно самостоятельные. Для гегелеведов  их сопоставление, сравнительные оценки вариантов и разночтений представляют самостоятельный интерес. Что же касается широкого читателя, ему прежде всего нужна уверенность в  том, что основное содержание «Философии истории» как по духу, так отчасти  и по букве (особенно это относится  к Введению) воспроизводит концепцию  Гегеля в достаточно целостном виде. Это подтверждается и сравнением текста с тем изложением проблем  философии истории, которое содержится в других сочинениях Гегеля, в первую очередь в «Философии права» и  в «Философии духа», а также в «Эстетике», «Феноменологии духа», «Философии религии», «Лекциях по истории философии».
Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. Надо учесть, что в исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический подход. Историки занимались почти исключительно описанием произошедшего, как правило, не стремясь обнаружить в истории нечто большее, чем совокупность фактов, событий, деяний отдельных личностей. Историческое знание понималось как подобие исторической хронике. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г. Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность) - извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Прагматическая история понимала процесс извлечения исторических уроков весьма прямолинейно - путем установления прямых аналогий между прошлым и современностью, однако постепенно в европейской мысли вызревает более глубокий подход к истории. В XVIII в. Вольтер вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Однако только Г. Гегель предпринял попытку построения систематической и полной философской исторической концепции.
Г. Гегель усматривает в  истории человечества не случайно-хаотический, а внутренне закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Основные положения последней можно свести к следующему:
    В мировой истории действует закономерность, объединяющая историю человечества в единый взаимосвязанный процесс, в котором участвуют различные страны, регионы, народы.
    Всемирная история - процесс в целом однолинейный, она выстраивается в одну линию, в которой выражается исторический прогресс. Все отклонения и ответвления от основной линии выступают либо в качестве случайностей, либо в качестве проявления «хитрости» исторического разума, т.е. лишь поверхностному взгляду представляются отклонениями, а в действительности таковыми не являются.
Прогресс во всемирной истории  осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. "Зрелость народа превращается в старость, но, созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть". Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению своей цели. Критерий общественного прогресса - прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.
Философия истории, продолжает Гегель, показывает, как народы и  государства стремились к свободе, как ради нее в течении долгого  исторического времени приносились  всевозможные жертвы. Вместе с тем  она рассматривает средства достижения свободы. С этой целью она изучает  действительную историю людей, действия которых вытекает из их потребностей, страстей и интересов, играющих доминирующую роль. Кроме того, задачей философии  истории и выяснение, как сам  Гегель выражается, того материала, в  котором осуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается сам субъект со своими потребностями. Но он живет в том или ином государстве, и поэтому государство тоже должно находиться в центре внимания философии истории, хотя подробное изложение государства должно даваться в философии права.
Гегель ищет иные основы деления истории. Главное внимание он обращает на абсолютную идею, дух. В  соответствии с географией он делит  историю на Восточный мир, куда входит Китай, индия, Персия, Сирия, Египет, на Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир, пишет Гегель, есть детский возраст истории. Здесь  царствует деспотизм и свободным  чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать  существующие предписания. патриарх является субстанцией, которой всё принадлежит. Но Гегель считает, что эта история  не есть действительная история, так  как в ней нового ничего нет, а  есть повторение одних и тех же процессов.
Греческий мир - это второй главный принцип всемирной истории  и вместе с тем это период юности, когда формируются индивидуальности. Немецкий философ не жалеет красок для изображения греческого мира. Здесь, по его словам, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие.
Римский мир - третий принцип. Это возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная  свобода, ставящая государство и  политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная  личность, отличающаяся от индивидуальности.
В Греции, пишет Гегель, в  политической жизни преобладали  демократия, на Востоке - деспотизм, в  Римском мире - аристократия.
Германский мир - четвертый  период всемирной истории. Германский народ, по убеждению его представителя  призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух  в Германском мире достигает полного  расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.
Нарастание степени свободы  в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что  дух неуклонно движется к своей  цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который  своим характером, государственным  строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно  представить, выразить требования мирового духа.
Резюмируя вышеизложенное, следует  отметить, что история - непрерывный  процесс изменения состояния  людей, и изменение это фиксируется  по степени осознания свободы. Поскольку  у Гегеля речь идет о формальных (юридических) свободах, то мы можем сравнивать различные общества по степени развития свободы, в этом смысле гегелевская схема обладает достаточной долей "инструментализма" и ею (схемой) можно пользоваться для объяснения исторических событий, если учесть, что каждый народ не детерминирован "хитростью Мирового Разума". Например, Китай сошел с линии мирового развития и "дрейфовал" вдоль оси времени более 5 тысяч лет, а в середине нашего века перешел скачком сразу в христиано-германский, а Россия постоянно пыталась "улизнуть" с линии мирового развития.
Если рассматривать схему Гегеля вне телеологического контекста, то становится возможной замена его  концепции истории концепцией социального  эволюционизма. В этой связи интересно  рассмотреть марксистскую схему  философии истории, поскольку Маркс  заимствует схему истории Гегеля, разбивая четыре этапа развития мира на семь общественно-экономических формаций (ОЭФ), заменив критерий прогресса (свободу) на рост производительных сил общества.
Гегель ввел термин «всемирная философская история», под которым подразумевал общие размышления о философии истории. Он разделил всю историографию на три вида:
1) первоначальная история; 
2) рефлективная история; 
3) философская история; 
Представители первоначальной истории, к которым Гегель причисляет Геродота и Фукидида, излагали исторические события, свидетелями которых сами были. Содержание трудов таких историков  пространственно ограничено, так  как излагалось то, что их окружало и что они сами видели.
В рефлективной истории изложение  материала уже не связывается  с участием историка в описываемых  событиях. Эту историю великий  философ разбил на определенные виды.
Всеобщая история. При описании истории какого-нибудь народа, государства или всего мира главной задачей историка является обработка исторического материала с точки зрения собственного духа, отличающегося от духа материала. Он должен иметь определенные принципы, служащие ему в качестве методологии анализа материала.
Прагматическая  история. Она предполагает описание прошлого с позиции настоящего. События, пишет Гегель, различны, но в них есть нечто общее и внутреннее. Благодаря прагматическим рефлексиям рассказы о прошлом наполняются современной жизнью.
Критическая история. В данном случае, по выражению Гегеля, излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических трудов, устанавливается их истинность и достоверность.
Философская история. Этот вид представляет собой переход к философской истории, когда исследователь руководствуется при изложении материала некоторыми общими философскими принципами. Философская история, или философия истории, «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» - говорит Гегель.
По мысли Гегеля, философия  истории ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировой истории. Главным из этих принципов является разум. В данном случае немецкий мыслитель под разумом  понимает закономерности развития исторического  процесса. С его точки зрения, все действительное разумно и  все разумное действительно. Разумно  то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то же время действительно.
Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух  добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит  все мыслимые ожидания действующих  лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего.  Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума»,  скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.
Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у  Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.  «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов». 
Таким образом, для развития и процветания любого народа необходимо достижение полной свободы духа и  наоборот, полная реализация идеи свободы  возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории  может быть речь только о таких  народах, которые образуют государство. Государство существует само для  себя, а вся ценность человека, его  духовная действительность существует исключительно благодаря государству. В противоположность мнению о  том, что государство есть структура, ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает мысль о том, что государство  — это способ осуществления свободы. «Государство есть духовная идея, проявляющаяся  в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс  изменения вообще по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.
Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового, более совершенного, и что это  возникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств. Наоборот, оно  внутренне связано и подготовлено всем ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней, имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную  смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь». Эта гениальная и великая мысль нашла воплощение в идее реинкарнации или, позже, в образе феникса у античных народов. К 19-му веку абстрактная мысль о простом изменении превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем и развивающем. Существенной характеристикой духа является его деятельность. «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением; таким образом, он становится предметом для себя, та
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.