На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Монополии, их типы и формы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
1.    Введение (из  истории монополизма)
2.    Понятие монополии
3.    Барьеры, защищающие  монопольный рынок
4.    Спрос на продукт  монополиста
5.    Формы монополий
6.    Типы монополий
7.    Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
История монополии достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но новейшая история  монополизма  начинается в последней  трети XIX столетия, особенно во время  экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято  называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название «детей кризиса».
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю  свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти  проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором  Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая  регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике. Это  был период расцвета монополизма.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические  образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий  или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря  чему занимают доминирующее положение  на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь  выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия  монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.
 
Определение монополии
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и правительственными организациями.   
Характерные черты  монополии
Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
1)    монополист является  единственным производителем данного  товара;
2)    продукция носит  уникальный характер в том  смысле, что не имеет близких  заменителей;
3)    проникновение  в отрасль других фирм закрыто  целым рядом обстоятельств, в  результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти  и полностью контролирует объем  выпуска производства;
4)    степень влияния  монополиста на рыночную цену  очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить  любую сколь угодно высокую  цену (любая компания, в том числе  и монополистическая, сталкивается  с проблемой ограниченности рыночного  спроса и сокращения объема  продаж прямо пропорционально  росту цен).
К стати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».  Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.  Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
Барьеры, защищающие монопольный рынок
Оказывается, что захватить  рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок  в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты  научились возводить барьеры  на входе в контролируемые ими  рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и  изменению там ситуации к лучшему  для покупателей.Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете,  стали бы конкурентными.Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:
 
1.  Юридические барьеры.  Вход на монополизированный рынок  обычно очень сильно может  быть ограничен с помощью юридических  барьеров. Самыми  древними формами  таких барьеров были монопольные   права, которые присваивались  себе по праву сильного правителями  и которые со временем получили  название «государственных монополий».   Под этим именем они продолжают  существовать и сегодня. 
2.  Естественные барьеры.  В некоторых случаях рождение  монополии оказывается практически  неизбежным по сугубо объективным  причинам. Такие монополии называют  обычно естественными. Поскольку  порождающие их барьеры естественны,  то есть закономерно присущи  определенному рынку.
3.  Экономические барьеры.  Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются  следствием неблагоприятной общеэкономической  ситуации в стране.
Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:
а). Собственность на все  предложение производственного  ресурса.   Монополия также  может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного  ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.
б).  Уникальные способности  и знания также могут создать  монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование  своих услуг. Фирма, обладающая технологическим  секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести  данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
Источники монополий
Экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.
1. Полный (исключительный) контроль  над вводимыми важными факторами  производства.
Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она  обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенными патентами.Также, подобное монопольное положение создалось в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые  в копях алмазы действительно когда-то  превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце концов, синтетические алмазы стало невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и
исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.
 
2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних  издержек  производства на единицу  продукции при увеличении объема  выпуска продукции)Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.
Рынок, который обслуживается  с наименьшими затратами одной  фирмой, носит название естественной монополии.Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.Строго говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.
 
3. Патенты.
 
В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью  той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет  право исключительного получения  прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также  издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие  цены для покупателей. С точки  зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень  большого числа изобретений, ко­торые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства. Например, только фирма «Полароид», благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.
 
4.  Государственные лицензии  или привилегии.
На многих рынках закон  не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные  лицензии.В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой. Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам. В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный кон­троль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.
 
Хотя правительство может  предоставить компании монопольное  право, например, в том случае, когда  имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может  в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления  неэффективности монополизации, уменьшить  социальные потери связанные с ограничением выпуска. 
Спрос на продукт  монополиста
Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной фирмы  совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией.   Поэтому  монополист  считается  с реакцией покупателей на изменение цены, когда  устанавливает цену на свой продукт.Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены).
Монопольное предложение
Монополист, в отличие  от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия  может выбрать цену, которая максимизирует  ее прибыль, и предоставить, самим  покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь  на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход  равняется предельным издержкам.Кривая предельных издержек монополиста направлена вверх, но при повышении спроса на товар фирмы монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.
Предельный доход  монополиста
В предыдущем пункте мы ужеоговаривалось, что кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.
Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:
1)    На повышение  спроса монополист не всегда  отвечает увеличением выпуска,  вместо этого монополист может  просто поднять цены на свой  товар. Его реакция зависит  не только от изменения спроса  на его товар, но и от  того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.
2)    Невозможно определить  кривую спроса для монополиста,  так как для оного и того  же количества товара   можно  определить две и более цены. ( И наоборот две и более  цены могут ставиться в соответствие  одному и тому же выпуску). Кривую  спроса невозможно использовать  для того, чтобы объяснить, какое  количество продукции монополист  предложит на рынок, так как   фирма сама назначает цены.
Монопольная цена
 
Особого внимания  требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Монополии, как уже  говорилось выше, используя свое монополистическое  положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать  их. Вследствие этого появляется новая  разновидность цены, которая называется монопольной ценой, которая устанавливается  предпринимателем, занимающим монопольное  положение на рынке, и приводит к  ограничению конкуренции и нарушению  прав потребителя. К этому следует  добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или  монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также  [A1] отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.
 
Монопольной цены складывается из следующих составляющих:
1.    средняя прибыль,  получаемая предпринимателями в  условиях свободного перемещения  капитала в результате действия  межотраслевой конкуренции; 
2.    обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые  осуществляют нововведения;
3.    монопольная  сверхприбыль от использования  (злоупотребления) монопольного  положения.
 
Монопольная цена — это  верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение  длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают  в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение  других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1.    естественная,
2.    административная 
3.    экономическая. 
Естественная монополия
Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.
Административная монополия
Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
В другой литературе выделяют государственную монополию.
Государственные монополии
Существование государственных  монополий на рынке конкретных товаров  и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных  предприятий (например, железнодорожный  транспорт), так и государственными ограничениями притока новых  фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров и т. д.).В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.
Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
 
Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды  — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
 
Иной движущей  силой  действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Типы монополий
 
Современная экономическая  теория выделяет три типа монополий:
1)    монополия отдельного  предприятия;
2)    монополия как  соглашение;
3)    монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.
 
Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
 
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.
 
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  — картели и синдикаты.
 
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В  картельном соглашении могут оговариваться  единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
 
Синдикат — это объединение  ряда предприятий одной отрасли  промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный  продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.