На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономика стран ЕС

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 
Введение……………………………………………………………………......3
1 История  становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые  варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного  механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение  …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51
 
 
 
 
Введение
 
 
Международная экономическая  интеграция – характерная особенность  современного этапа развития мировой  экономики. В начале ХХ века она стала  мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышение  конкурентоспособности на мировом  рынке стран-членов интеграционных группировок. Международная экономическая  интеграция – это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение  региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции, т.е. слияние  региональных интеграционных объединений.
Объективный характер экономической  интеграции не означает, что она  происходит спонтанно, стихийно, вне  рамок управления со стороны государства  и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые  группы стран на основе взаимных отношений  объединяются в региональные международные  комплексы и проводят совместную региональную политику  в разных сферах общественно-политической и  хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в  Западной Европе – ЕС (Европейский  Союз) и ЕАТС (Европейская Ассоциация Свободной Торговли), в Северной Америке – НАФТА (Североамериканская Зона Свободной Торговли), в Азиатско-Тихоокеанском  регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское  Экономическое Сотрудничество).
Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине ХХ века складывается единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
Европейский Союз занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного  ВМП (20% по покупательской способности  валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. ЕС представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Европейский Союз сейчас насчитывает 27 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом. Его создание было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Цель данной работы заключается  в том, чтобы рассмотреть историю  становления Европейского Союза, рассмотреть  экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской  социально-экономической модели, а  также современные экономические  проблемы Европейского Союза.
 
1 История становления Европейского Союза.
 
У истоков Европейского Союза  стояло образование в 1952г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) –  отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Италии, Франции, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958г. Сначала 1973г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981г. – Греция, 1986г. – Испания и Португалия, 1995г. – Австрия, Швеция и Финляндия, 2004г. - Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, 2007г. – Болгария, Румыния.
В 1958 - 1968 гг. («переходный  период» становления общего рынка  товаров, услуг, капитала и рабочей  силы) были отменены таможенные пошлины  и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции  внутри ЕЭС, установлен единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского  хозяйства был введен общий режим  регулирования цен и объемов  производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса и  создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного  сектора и противодействовать массовому  разорению фермерских хозяйств. Кроме  того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС. В целом к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). К этому моменту западноевропейская интеграция вышла на чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.
Формирование таможенного  союза усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой  ослабление национально-государственных  систем регулирования экономики. Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны-члены  ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного  союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой  данной программы), которая, однако, потерпела  провал. Это было обусловлено временным  обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития в ходе циклических  и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг. С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживает длительный застой (кризис). Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%). Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. С середины 80-х гг. В ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит, насколько быстро и интенсивно будет протекать западноевропейская интеграция. В начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран - членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции.
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил  в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью  интегрированного (внутреннего) рынка, далее идущее объединение научно-технических  потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (в 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно  сложился к концу 1992 г. по товарам. В  то же время не осталось искусственных  препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов  и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются  в каждом конкретном случае бюрократическим  исполнением нормативных актов  ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
- во-первых, введение с  1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно  с национальным гражданством  стран - членов ЕС;
- во-вторых, формирование  политического союза, что подразумевает  проведение интегрированной внешней  политики, тесную увязку внутренних  политик (особенно в области  борьбы с преступностью), сближение  юридических систем, повышение роли  парламента ЕС;
- в-третьих, формирование  экономического и валютного союза  (ЭВС), сердцевиной которого призвана  стать единая валюта (евро). В ЕС  будет единый центр формирования  валютной и денежно- кредитной  политики - Центральный банк и  Европейская система центральных  банков по типу Федеральной  резервной системы США.
Реализация Единого европейского акта привела к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного  типа. В период 1999 - 2001 годы евро вводится в безналичный оборот. С 2002 года по настоящее время введение евро вводится в наличный оборот, разрабатываются  и реализуются планы присоединения  к валютному союзу новых стран. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим - экономический и валютный союзы, так и увеличением числа участников. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены Союза входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Мальта, Кипр, Болгария, Румыния.
Дальнейшее расширение Европейского союза открыто для любой европейской  демократической страны со свободным  рынком, имеющей желание и возможности  для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. С момента основания Евросоюза как Европейского объединения угля и стали в 1952 году прошедшие расширения увеличили число стран-участников с шести до двадцати семи. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.
В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (в 2004), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008), при этом Македония и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Албания и Сербия также подали заявление в апреле 2009 и декабре 2009 соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года.
В случае Восточной Европы Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, сказала: «Беларусь  слишком авторитарна, Молдова слишком  бедна, Украина слишком велика, а  Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время». Тем не менее, все страны Восточного партнёрства в той или иной степени проявили интерес к вступлению в ЕС в долгосрочной перспективе.
В настоящее время на повестке дня Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут  занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять  после произошедших в них гражданских  войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, три являются кандидатами, две подали заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству  будут преодолены, ожидается быстрое  принятие страны благодаря участию  страны в договоре о Европейской  экономической зоне.
Исландия подала заявку на членство в союзе вследствие экономического спада. Данный шаг идёт вразрез с  традиционным скептицизмом Исландии по поводу присоединения к ЕС, и исход  референдума зависит в большой  степени от того, сможет ли правительство  убедить своих граждан в необходимости  присоединения. До этого отношения  с ЕС определялись её членством в  Европейской экономической зоне, предоставляющим доступ к общему рынку ЕС, и Шенгенским соглашением. Как результат, Исландское право  уже включает значительную часть  торгового права ЕС и ожидается, что переговоры о присоединении  завершатся быстро (однако, исследование, проведённое в 2005-м году секретариатом  ЕАСТ, показало, что точный процент  включения законодательства ЕС составляет лишь 6,5 %).Как и в Норвегии, основной аргумент Исландии против членства в союзе — страх потерять контроль над своими рыбными ресурсами. Однако, финансовый кризис 2008 года заставил правящую партию, Партию независимости, пересмотреть свои позиции и согласиться начать переговоры после проведения общенационального референдума (в дополнение к референдуму по вопросу о присоединении). При этом премьер-министр страны Йоханна Сигурдардоттир и меньшая, не входящая в правящую коалицию, Прогрессивная партия поддержали лишь заключительный референдум. Вопрос о переговорах был поставлен на голосование в парламенте Исландии в июле 2009 года и утвержден (без проведения референдума о начале переговоров) с небольшим перевесом 16 июля 2009 года. Заявка шведскому председательству в совете ЕС, датированная тем же днём, была принята к рассмотрению в совете 27 июля. 8 сентября Еврокомиссия послала Исландии список из 2500 вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, ответы на которые были присланы 22 октября 2009 года. 9 ноября был выбран главный представитель для предстоящих переговоров, Стефан Хаукур Йоханессон, посол Исландии в Бельгии. В феврале 2010-го европейский комиссар по вопросам расширения рекомендовал Совету ЕС начать переговоры с Исландией, после чего 17 июня 2010 стране был присвоен статус кандидата, а 27 июля — начаты переговоры.
Македония стала соискателем  членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала  страну к статусу кандидата. 17 декабря  лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый  статус, но дата начала переговоров  по вступлению пока не была объявлена. Охридское соглашение поддерживает мир и порядок в обстановке этнической напряжённости с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В  отличие от Сербии суверенитет сохраняется  на всей территории. Премьер-министр  Никола Груевский предположил, что  страна может присоединиться в 2012-м или 2013-м. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет. 17 декабря 2005 года Европейский совет одобрил и поприветствовал достижения в реформировании страны и осуществлении договоров (Копенгагенские критерии, Соглашение о стабилизации и ассоциации, Охридское соглашение). Между республикой и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные претензии на северную область Греции, Македонию. По этой причине ЕС использует для упоминания страны временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения, решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз. Кроме того ставит под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года.
В последние годы вопрос Турции в отношении ЕС стал темой  большой важности и значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между  ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и  его предшественников с 1964-го. Страна формально подала заявление на вступление 14 апреля 1987, но понадобилось 12 лет, чтобы  получить статус кандидата на саммите  Хельсинки 1999-го года. После саммита  в Брюсселе 17 декабря 2004 (в след за крупным расширением 2004-го года) Европейский  совет объявил официальной датой  начала переговоров по вступлению Турции 3 октября 2005. Процесс проверки законодательства начался 20 октября 2005 и завершился 18 октября 2006. По классификации ЦРУ  Турция является развитой страной с  седьмой по размеру экономикой в  Совете Европы и пятнадцатой в мире, входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС в 1996. Турция — один из членов-основателей ОЭСР (1961), ОБСЕ (1971), а также ассоциативный член Западноевропейского союза с 1992-го года. Помимо этого Турция — член-основатель Большой индустриальной двадцатки (1999), которая имеет тесные связи с Евросоюзом. Страна также входит в состав региональной группы ООН «Западная Европа и другие государства». Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия. По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время». Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий для вступления. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления. Тем не менее в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобному потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию. Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко. Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать ее полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза». Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция». Лишь малая часть территории Турции находится в Европе, как её общепринято географически определять. Также в Европе расположена большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии. Ещё одной проблемой является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Турция, в свою очередь, не признаёт правительство Республики Кипр, затягивая решение конфликта, предлагаемое ООН, а также содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками.
Хорватия подала заявление  на членство ЕС в 2003 году, и Европейская  комиссия рекомендовала государство  к статусу официального кандидата  в начале 2004. Статус кандидата был  присвоен Европейским советом в  середине 2004, и дата начала переговоров, изначально назначенная на начало 2005 года, была отодвинута до октября того же года. Следуемый за началом переговоров 3 октября 2005 процесс проверки 33 разделов законодательства был завершён 18 октября 2006. Переговоры были задержаны на 10 месяцев из-за пограничного спора  со Словенией, но в сентябре 2009 представители  Словении сообщили, что готовы снять  свои возражения против вступления Хорватии, договорившись решить конфликт при  помощи международных посредников. С момента распада Югославии  Хорватия добилась наилучших после  Словении результатов в восстановлении страны и надеется стать второй бывшей югославской республикой, вступившей в Союз. В стране стабильная рыночная экономика, а также статистические показатели (например, ВВП на душу населения) выше показателей Болгарии и Румынии, которые присоединились в 2007 году. Перед началом переговоров с Хорватией acquis был разделён на 35 разделов вместо обычных 31. Предполагается, что новые разделы, до этого входящие в раздел об аграрной политике, могут вызвать трудности, как это было с другими странами. В конце 2005 власти ЕС прогнозировали, что Хорватия вступит в Союз между 2010 и 2012 годами. На февраль 2010-го страна рассчитывала завершить переговоры в 2010 году и вступить в 2012-м. Договор о вступлении Хорватии, в том числе и некоторые изменения в Договоры ЕС, как ожидается, будут подписаны в 2012 году. Процесс ратификации парламентами всех 27 государств-членов ЕС, как ожидается, займет около двух лет, если не возникнет споров. Таким образом, вступление в силу и присоединение Хорватии к ЕС, как ожидается, произойдёт к 2013-2014 гг.
В ходе референдума о независимости 21 мая 2006 года большинство голосов  было отдано за выход из Союза Сербии и Черногории. После провозглашения независимости Черногория официально подала заявку на членство в Европейском  союзе 15 декабря 2008 года.[4] Однако, новопровозглашённое  государство продолжает испытывать проблемы в сферах экологии, законодательства и борьбы с преступностью, которые могу замедлить или усложнить достижение цели. Черногория без договорённости с ЕС использует евро с момента его выхода в 2002-м, ранее используя немецкую марку. Переговоры о Соглашении о стабилизации и ассоциации начались в сентябре 2006-го. ССА было подписано 15 октября 2007 года и вступило в силу 1 мая 2010-го после того, как все 27 стран ЕС его ратифицировали. Список вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, был послан Европейской комиссией правительству Черногории 22 июля 2009 года; ответ получен 9 декабря 2009 года. Еврокомиссия рекомендовала Совету министров присвоить стране статус кандидата 9 ноября 2010-го, после чего 17 декабря 2010-го Черногория стала официальным кандидатом на вступление в ЕС. Большинство жителей страны выступают за присоединение к Евросоюзу: согласно опросам 76,2 % населения за вступление и лишь 9,8% — против.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели.
 
2.1 Германская модель.
 
В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства – системы, понимаемой как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичная – социальная справедливость, осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.
Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие:
- традиционно высокая  роль государства в экономике;
- поддержка свободы предпринимательства,  зародившаяся в начале ХIХ века;
- целенаправленная политика  содействия конкуренции;
- значительное влияние  различных союзов (корпораций);
- развивающееся со времени  реформ Бисмарка «социальное  государство».
Социальное рыночное хозяйство  Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается  к изменяющимся условиям. Оно пережило и две серьезные модификации  – попытку внедрить «глобальное  моделирование» в конце 60 – начале 70-х гг. и частичный переход  к политике стимулирования предложения  и монетаризму в 80-е гг. Эти  сдвиги отражали не только возникновение  новых условий, но и устаревание, и частичную утрату дееспособности самой модели. Серьезное воздействие на нее оказало объединение Германии в 1990 г. Проблема социально-экономического подъема новых федеральных земель сохраняется до сих пор. Радикальная модернизация экономики была сопряжена с деиндустрализацией и высокой безработицей.
Оздоровление системы  государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг.установленный  маастрихтскими  соглашениями потолок в 3% ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды. Экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации. Кроме того, высокие издержки на труд, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядок участия работников в кооперативном управлении и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже несколько лет уровень безработицы близок к 9%. Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа и строгой системой правил и ответственности. Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США и Великобритании. Причиной тому – специфическая «банкоцентрическая» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов – банковские кредиты.
 
2.2 Французская модель
 
На формирование французской  модели огромное влияние оказали  итоги Второй мировой войны. Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного экономического и политического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе – и политический вес, изменить характер французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стало одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.
Реализовать эту задачу, было решено, с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. ХХв. И в первые годы ХХI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ – это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до 50%. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.
Но в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между  государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность, сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.
Другой характерной чертой можно считать высокую степень  «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими  крупными странами сопоставим, лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США. Еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. 
2.3 Скандинавская модель.
 
Само понятие «скандинавская модель» не имеет исчерпывающего определения. В качестве ее особенностей часто выделяют либо экономическую  или социальную политику, а наиболее ярким воплощением этой модели считают, прежде всего, Швецию.
Основные черты скандинавской  модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились вначале 1950-х гг. и заключаются в следующем:
- гармоничное распределение  национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет;
- поддержание взаимопонимания  и согласия между трудом и  капиталом;
- поддержание баланса  власти путем сосредоточения  политической власти в руках  социал-демократов, а экономический – в руках буржуазии;
- развитие государственного  сектора при преобладании частного;
- реальное уравнивание  в экономических и социальных  правах.
В развитии скандинавской  модели выделяют три этапа развития. Первый – довоенные 1930-е гг., второй – послевоенные годы вплоть до середины 1970-х гг., третий – последующие  десятилетия. Однако с начала 1990-х  гг. заговорили о возможном четвертом  этапе развития, когда скандинавская модель стала меняться под воздействием модели социально-экономического развития в рамках ЕС.
Скандинавская модель –  это развитая рыночная экономика  со зрелой социальной инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике составляет 85%, а на долю государства соответственно приходится около 15%. Государство в такой системе не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно также осуществляет весьма строгий контроль над деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.
Другой важной экономической  функцией государства является разработка долговременной стратегии развития экономики: выработка приоритетов  развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия.
Финансовой основой скандинавской  модели является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий  уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов, однако не столько для фирм, сколько для богатых физических лиц. Максимальный кооперативный налог установлен в размере 28%, а предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51 – 63%.
 
2.4 Британская модель
 
Особенности экономического развития Великобритании формировались  под воздействием двух крупных групп  факторов – владение самой крупной колониальной империей и активное развитие институциональной среды. Британская модель имеет много общих черт с американской моделью.
Для англо-американской модели характерна ориентация на фондовый рынок  в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации. Так же для ней характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной – концентрация собственников. В британских
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.