На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Тропы и фигуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Фигуры речи:
Антитеза - риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
Примеры:
1.Твой символ — роза ветров,
Мой — ржавый гвоздь.
Но ради бога давай не выяснять,
Кто из нас гость.
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса)
2. У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан!
У людей кумовья — ребятишек дарят,
А у нас кумовья наш же хлеб приедят!
У людей на уме — погутарить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
(Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла песни«Песни»)
3. Кто был никем, тот станет всем!
 
Бессоюзие (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между частями целого или однородными словами. Фигура придающая речи насыщенность и динамичность.
Примеры:
1.Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
(А. Блок).
2. Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
3. Я ахал, акал.
Пел мезонин. Есенин о земле
плакал, ахая.
 
Гипе?рбатон— фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.
Примеры:
1.Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.
2.На хулящих учения
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
3.Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Гипербола- вид тропа; основана на преувеличении
Примеры:
1. море смеха
2. реки крови
3.Четыре года мы побег готовили,
Харчей три тонны мы наэкономили…
Градация – стилистическая фигура, ослабление силы однородных виразительных средств художественной речи.
Примеры:
1.Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
2. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
3. В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдёт…
Инве?рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.
Примеры:
1. Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя…
2. Преданья старины глубокой А.С. Пушкин
3. Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом
Кольцо – лексический или звуковой повтор в начале и в конце какой-либо речевой конструкции.
Примеры:
1. _______________Напрасно!___________________
Куда не взгляну я, встречало везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
_______________Напрасно!___________________
(А.А. Фет).
2. Как жаль! Растаял снег. Как жаль!
3. Ушел, а так ведь дорог был, ушел!
 
Литота - троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.
Примеры:
1. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!
2. И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
3. …а любовь к жене охладеет в нём
 
Мезархия — фигура речи: повторение одного и того же слова или слов в начале и в середине следующих друг за другом предложений. Как правило, употребляется для создания ощущения монотонности текста и одновременно усиливает гипнотический эффект.
Примеры:
1. В одном чёрном-пречёрном лесу
Стоит чёрный-пречёрный дом
В этом чёрном-пречёрном доме
Стоит чёрный-пречёрный стол…
— Неизвестный автор
2. Небо голубое голубое
Трава зеленая презеленая
3. В пустой препустой комнате
Стоит пустой препустой ящик
В нем пустая препустая коробочка
 
Многосою?зие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Примеры :
1. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
— Короленко В. Г.
2. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
— Чехов А. П.
3. И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…
— Лермонтов М. Ю. Баллада
 
Параллели?зм - риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.
Примеры:
1.Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
— Пушкин А. С. Руслан и Людмила
2.Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
— Брюсов В. Китайские стихи
3.Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою
 
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков.
Примеры:
1. Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
— Василий Шукшин
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
— Александр Блок
3. Я ахал, акал.
Пел мезонин. Есенин о земле
плакал, ахая.
Перифраза - это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания
Примеры:
1. ночное светило» = «луна»
2.  «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт- Петербург
3. Погрузиться в сон» вместо «заснуть»
Период - пространное сложноподчинённое предложение, отличающееся полнотой развёртывания мысли и законченностью интонации.
Временной период.
Модель: в одной из частей периода имеем: когда…, когда…, когда...
в другой части — тогда.
Примеры:
1. Когда нам говорят о великом преступлении…;
2.когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его — слабая девушка…;
3. каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич).
Условный период.
Модель: если…, если…, если…, то…
Примеры:
1. Если погода будет хорошая, то мы пойдем гулять
2. Если акции компании упадут в цене, то я их приобрету
3. Если менеджер не подобающим образом себя ведет на рабочем месте, то его увольняют
Определительный период
Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие.       
Примеры:
1. Кто рано встает, тому Бог подает
2. Кто первый выполнит поставленную задачу, тот победит
3. Кто первый прибежит, тот и разорвет ленту
 
Пролепсис   - (прокаталепсис) фигура речи: 1) опровержение ожидаемых возражений или объяснение ожидаемых сомнений. 2) предсказывание таких вещей, которые при определенных обстоятельствах обязательно наступят.
Примеры:
1) Вдоль стен Флоренции во весь опор
    С убийцами их жертва проскакала.
2)Знаю, он будет рыдать и божиться, себе на подмогу
   Добрых представит друзей; а вы все же расследуйте дело.
3)Подсудимый, вам предоставляется слово. Бледный молодой человек поднялся со скамьи подсудимых и откашлялся  «Да, я убил его! -  сказал юноша звонким голосом. Я убил его  беспощадно, но виновным себя не признаю». Ишь, как научно  говорит! – вздыхает заседатель. Суд приговорил подсудимого к штрафу
Силлепс — синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения.
Примеры:
1. «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках».
2. «Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в университет».
3. «Я пил чай с коньяком и поручиком».
 
Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о не высказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком.
Примеры:
1. Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей
2. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
— Иван Бунин. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...
3. «Спаси и помилуй», – молили в России,
но эхо съедало последний глагол,
туманный, абстрактный, расплывчатый, мол,
хотя его цензором быть не просили.
«Спаси и помилуй», – молили в России,
но слышался богу лишь возглас: «Спаси-и…»
 
Эмфаза - эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков.
Примеры:
1) Будь мужчиной!
    Ну, и хорош ты.
2)Чему смеетесь?
    Над собою смеетесь!
3)Я помню тот день, и тот час- как оно началось.
 
Эпифора - стилистическая фигура; противоположная анафоре: повторение последних фраз или слов. Вид эпифоры это рифма (повтор последних звуков).
 
Примеры:
 
1. Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовет их в гости…
2. Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
3. И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.
Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.
 
 
 
Микрофигуры:
Метатеза— взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции.
Чаще всего встречается, когда слово из одного языка переходит в другой, то есть при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из городского литературного языка в диалекты и при освоении детьми речи взрослы
Примеры:
1. В заимствованых словах: футляр (из нем. Futteral), тарелка (раньше: талерка, ср. польск. talerz, шведское tallrik, немецкое Teller с тем же значением), мольберт (из немецкого Malbrett — «доска для рисования»), Фрол (из латинского floris — «цветок»), Селиверст (из латинского silvester — «лесной»); русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия;
2. При переходе слов в диалект: ведмедь (вместо медведь)
3. В детском языке при усвоении речи взрослых: салатка (из ласатка, то есть лошадка), макейка (из камейка, то есть скамейка) и т. п.
 
Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Примеры:
1. Но и в РЕАЛИЗМЕ, при желании,
обнаружат сговор с ИЗРАИЛЕМ.
Ян Сатуновский
2. Лун
нуль
Воз
зов
Чертог
горечь
Днесь
снедь
Константин Кедров
3. Анаграммы из длинных слов
вертикаль — кильватер
апельсин — спаниель
старорежимность — нерасторжимость
австралопитек — ватерполистка
покраснение — пенсионерка
равновесие — своенравие
полковник — клоповник
стационар — соратница
внимание — Вениамин
 
Гендиадис - фигура речи, выражающая одно понятие двумя лексическими единицами.  Примеры:
1)Кричать и плакать, жадина-говядина.
2)девочка-дюймовочка.
3)марксизм-ленинизм, лисичка-сестричка, усушка-утруска и др.
 
Проте?за — присоединение неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения в начале слова.
Примеры:
1.укр. вулиця «улица»,
2. лат. sperare > фр. esperer, исп. esperar «надеяться».
3. укр. Ведмедь "медведь"
Апокопа -  фонетическое явление, выпадение одного или нескольких звуков в конце слова, как правило конечного безударного гласного. Относится к метаплазмам.
Примеры:
1) Вот мельница вприсядку пляшет
    И крыльями трещит и машет:
    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
    Людская молвь и конский топ!
2)В журналах осуждали слова хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение.
3)Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ.
Парагога— добавление звука или слога к концу слова; эпентеза, возникающая на конце слова в целях облегчения произношения на стыке слов.
Примеры:
1)плач – плакса
2)человек любит – человеколюбие
3)взаимные отношения – взаимоотношения.
 
Полиптотон -  Повторение одного и того же слова в разных грамматических формах, как риторическая форма
Примеры:
1. Пусть хорошим будет хорошо, а плохим — плохо
2) Бездна бездну призывает голосом водопадов своих.
3)Рука руку моет.
Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.
Примеры:
1. У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
М.Ю.Лермонтов
 
2. По небу голубому
Проехал грохот грома.
В последнем примере встречается как и ассонанс, так и аллитерация.
 
3. Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
 
Деструктивные фигуры:
Хиазм -  риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.
Примеры:
1)Честь нашей части — это часть нашей чести.
 
2) Суббота для человека, а не человек для субботы.
 
3)Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны.
 
Инверсия -  филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.
Примеры:
1)Минутных жизни впечатлений
   Не сохранит душа моя…
2) Государь мой, — читал он, — Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тривожить.
3) Сравнится ль что в моих стихах
    С нежнейшей матери слезами?
 
Эллипсис - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.
Примеры:
1) Вот он в беде - но никто не поможет, никто не подскажет ( «ему»- пропускаем)  
2)Все лишь винят («его» пропускаем)
3) И поднялся незадетый,
   Цельный. Ждет за косяком.
Офицер - из пистолета,
Теркин - в мягкое - штыком.
 
Гипербатон - фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.
Примеры:
1)В том, что сказано мне людьми, заповедано Богом,
   Запрещено законом и правом, - о том я ни слова…
2)И бога браней благодатью
   Наш каждый шаг запечатлён.  
3)Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.
 
Фигуры повтора:
Эпаналепсис - фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений. Примеры:
1)Мы тебя знаем; о да мы тебя воистину знаем.
2)Ты - разумнее всех; ты меж нами подобен Минерве.
3)Скорее, скорее в путь.
 
Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло?ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Примеры:
1) Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
2)Черноглазую девицу,
   Черногривого коня.
3) Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
 
Эпифора - риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Примеры:
1)И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие. Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие. Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие.
 
2) Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
 
3) Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…
 
Фигура стыка - повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.
Примеры:
1)Повалился он на холодный снег
   На холодный снег, словно сосенка
   Словно сосенка во сыром бору...
 
2) Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать.
На кресте сидит вольна пташечка,
Вольна пташечка бор-кукушечка
Высоко сидит, далеко глядит.
Далеко глядит за сине море.
Целовал он ей руки белые,
Руки белые, пальцы тонкие,
Пальцы тонкие в золотых перстнях.
 
3) Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.
 
Симплока - стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины.
Примеры:
1)Во поле берёза стояла
   Во поле кудрявая стояла.
 
2) Молодым везде у нас дорога,
     Старикам везде у нас почёт.
 
3) Я сегодня не приду домой  —
    Где я?
    Я сегодня в Киев не приеду —
     Где я?
     Я сегодня не сомтрю на тебя —
     Где я?
     Я сегодня и вчера —
     Где я?
 
Киклос – фигура, которая предполагает повтор одних и тех же, слов в одном и Том же предложении, причем в соответствии с определенной твердой схемой. Начальные слова предложения возвращаются в качестве слов, заключающих данное предложение.
Примеры:
1)Коня, коня, полцарства за коня.
2)Хорош, ничего не скажешь, хорош.
3)Забастовка, которая ничем не завершается, не забастовка.
Диафора - фигура речи, создаваемая в результате повторения произнесенных выше слов в измененном, как правило усиленном, значении.
Примеры:
1)Всякий муж, если только он муж, возмутится на это.
2) Женщина, женщина! впрямь, ты лишь женщина: это и горько.
3) Эти лица, проступающие из толпы.
     На мокрой, черной ветке цветы.
 
Фигуры, создающие эффект диалога:
Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Примеры:
1) Могу ль узреть во блеске новом
    Мечты увядшей красоту?
    Могу ль опять одеть покровом
    Знакомой жизни наготу?
 
2) Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?
 
3)А судьи кто?
 
Риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Примеры:
1)Какой размах! Какой простор уму!
   На сцене слитность грации и такта!
2) Какое лето, что за лето!
    Да это просто колдовство.
3) Тридцатая годовщина
    Союза — держись, злецы!
    Я знаю твои морщины,
    Изъяны, рубцы, зубцы —
    Малейшую из зазубрин!
    (Зубами — коль стих не шёл!).
 
Риторическое обращение - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.
Примеры:
1) А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,
    Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
 
2) О, мой завтрашний день!
    Что принесёшь ты мне: победу или поражение? Смерть или жизнь?
    Ты таишь в себе столько загадок, которые я не в силах разгадать, а могу увидеть лишь     результат.
   3)Ты сжалишься надо мной или погубишь?
   Но нет!
   Не стоит же меня жалеть. Ведь я не жалок и не низок.
   Руку я к сердцу приложу и Богу помолюсь.
   И что увижу я?
   Рука! В крови рука моя!
   И значит это, что ты пришёл, а я уже погиб.
 
Ответствование - вопрос от лица аудитории и ответ на него от лица говорящего.
Ответствование одновременно пробуждает активность аудитории в нужном направлении и упреждает нежелательный для ритора вопрос или возражение. Пример:
Вы спросите, в чем различие интуитивизма от субъективизма? Не правда ли, это заслуживает внимания. И вот в чем дело. Интуитивизм утверждает, что интуитивное знание дает предмет целиком сразу, тогда как рассудочный анализ имеет дело с частями предмета, из которых слагается целое; далее, интуитивное знание дает содержание самой вещи и ее действительной сущности и, следовательно, имеет абсолютный характер, тогда как рассудочный анализ оперирует с символами, имея, следовательно, относительный характер.
 
Предупреждение - намеренное выдвижение ритором возражения или утверждения оппонента и ответ на него, изображение полемики, в кото­ром обычно используются прежние высказывания оппонента.
Пример:
«Что ты говоришь? От войны, начатой беглыми рабами, Сицилия была избавлена благодаря твоей доблести? Великая это заслуга и де­лающая тебе честь речь! Но все-таки - от какой же это войны? Ведь, насколько нам известно, после той войны, которую завершил Марк Аквилий, в Сицилии войны с беглыми рабами не было. - «Но в Италии такая война была». - Знаю, и притом большая и ожесточенная. И ты пытаешься хотя бы часть успехов, достигнутых во время этой войны, приписать себе? И ты хочешь разделить славу той победы с Марком Крассом и Гнеем Помпеем? Да, пожалуй, у тебя хватит наглости даже и на подобное заявление.
 
Предуведомление - вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.
Пример:
«И сегодня, вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время и его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?
Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - разрушители старинных правил семейного порядка, не мы ли — отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.
 
Параллепсис -  троп, механизм действия которого состоит в его "самоуничтожении". При паралепсисе сообщается именно то, о чем говорящий собирается умолчать. Троп этот имеет весьма широкое распространение в речи, причем употребляется чаще всего неосознанно. Разумеется, при неосознанном употреблении он уже не является тропом и подлежит суду с точки зрения логических законов (прежде всего с точки зрения закона противоречия). Правда, следует помнить, что многие паралепсисы настолько прочно вошли в речевой обиход, что уже не воспринимаются как таковые, будучи просто своего рода речевыми клише. Примеры:
1)Я  уже не говорю, что вы идиот.
2) Я никогда не употребляю - и, видимо, сейчас опять не употреблю! - слова "задумка".
3)Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушаенье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, которая есть лебединая песнь старинного повара, о том соусе, который подавался обхваченный всеь винным пламенем, что очень забавляло и пугало дам!
 
Риторический гамбит -  композиционный прием, при котором начало высказывания (речи) содержит невыгодное для оратора суждение. За счет указания на невыгодность, затруднительность своего положения говорящий получает позиционное преимущество.
Пример:
начало шахматной (шашечной) партии, в которой жертвуют фигуру или пешку (шашку) ради получения активной позиции.
Тропы:
Аллегория - условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Примеры:
1) Грустит соловей у поверженной розы,
    надрывно поёт над цветком.
    Но льёт и садовое пугало слёзы,
    любившее розу тайком.
 
2) То с трепетным смаком,
    то друга в объятьях душа,
    как лилия с маком,
    целуется с сердцем душа.
 
3)Картина «Союз Земли и воды».Аллегорией Земли служит фигура женщины, держащей в руке плоды земли. Аллегорией Воды служит фигура мужчины, напоминающего античного бога морей Посейдона с трезубцем в руке. Из опрокинутого кувшина течет поток воды, в пене которой резвятся морские существа. Союз Земли и Воды венчает еще одна аллегорическая фигура Славы. Она держит над головой женщины, олицетворяющей Землю, венок из лавровых листьев. Такой же венок украшает голову мужчины.
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Примеры:
1) И шальной, шевелюру ероша,
    В замешательстве смысл темня,
    Ошарашит тебя нехорошей
   Глупой сказкой своей про меня.
 
2) И тогда под звуки мандолины
    Выйдешь ты в туман долины,
   Чтобы в медленном кругу гавота
   Беспокойно ожидать кого-то...
 
3)Выходила к ним горилла,
   Им горилла говорила,
   Говорила им горилла,
   Приговаривала.
 
Антономасия  -  троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуре, — прономина?ция .
Примеры:
1)Мы пили песни, ели зори
и мясо будущих времён, а вы —
с ненужной хитростью во взоре
сплошные тёмные Семёновы.
 
2) Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой;
Его мучительная лапа
Не тяготеет надо мной.
 
 
3) Или это сказка
    Тупой бессмысленной толпы — и не был
    Убийцею создатель Ватикана?  (т. е. Микеланджело).
 
Анафора - повтор слов и словосочетаний в началах смежных отрезков речи. Яркие примеры анафоры находим в поэтических произведениях.
Примеры:
1)Полюбил богатый - бедную,  Полюбил ученый - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший – вредную.
2) Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите себе частицу французского шарма.
3)В критических ситуациях народ  проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала.
Антифраз - фигура речи: употребление слова для обозначения предмета или ситуации, противоположных значению этого слова, часто иронически. Примеры:
1) Пятьдесят четыре - мужик огурец впервые (Сорок пять - баба ягодка опять).
 
2)Забыл бы сдачу - помер бы на Колыме (Знал бы прикуп - жил бы в Сочи).
 
3) Улыбается собачка,
    Хоть невелика удача:
    Добрый зверь богатой псине
    Разрешил стеречь свинину.
 
Аллюзия- стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.