На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаркалка по товароведению

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1. Основные понятия. Предмет метод содержание товароведения, задачи. Продукция — материальный или нематериальный ре­зультат деятельности, предназначенный для удовлетворе­ния реальных пли потенциальных потребностей. Товар –матер-ная продукция пред назначенная для купли-продажи. Товары народного потребления (ТНП) –предназ начены для удовлетворения матер-ых и культурных потребностей. Товары производственного потребления-матери-ая продукция предназначенная для дальнейшего развития в промышленности. Товароведе ние — наука об основополагающих харак-ках товаров, опред-их их потребительные сто­имости, и факторах обеспечения этих харак-ик. Товар имеет 2-е харак-ки: товар харак-ется стоимостью (миновая). Потреби тельная стоимость харак-ется с т. зрения обмена. Предметом тов-ния являются потребительные стоимости товаров. Только потреб-ная стоимость де­лает продукцию товаром, т.к. обладает способностью удовлетворять конкретные потребности чел-ка. Если по­треб стоимость товара не отвечает реальным за­просам потребителей, то он  не будет востребован, а след-но,  не  будет  использован  по  назначению  в  обу­словленной для него сфере применения. Полезность товара для потребителя мера потреб стоимости качества товара категория сложная, потреб стоимость формируют те св-ва, которые удовлетворяют наши потребности. Св-ва товара, кот-ые формируют потреб стоимость наз-ся потреб-ыми св-ами.
В зависимости от характера потребления различают 2 вида: 1 индивидуальная потребность- это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. 2 общественная потреб стоимость-это потреб стоимость таких товаров для общества, в зависимости от масштаба потребления: 1)Единичная общественная потреб стоимость одну конкретную потребность 2) Совокупная общественная потреб стоимость для тех товаров для множества потребностей удовлет-щие много потребностей. Методы-это способы познания. Применяются 2 методические группы: 1- методы научного познания объединяют 3 группы: - эмпирические (эксперементные), измири тельные методы (физические, физикохимии чекие, химичекие, биологические, экспер - органолиптические относительно пищевых продуктов) - аналитические: 2 -методы управления (анализ, диагностика, прогно зирование, программирование, планиро вание) 3- методы систематизации (иденти фикация, классификация, обобщение, кодирование) 2 методы практической товароведной деятельности  - оценка качества, - технологические (упаковка. маркировка, хранение) Принципами товар-ния явл-ся безопасность, эффективность    (производстве товара получить прибыль при наименьших затратах),взаимозаменяемость, систематизация (товары должны рассмат риваться  в системе), совместимость для совместного использования.
Цель- изучение основополагающих хар-стик товара, составляющих его потреб стоимость, а также их изменении на всех этапах товаро­движения. Для достижения этой цели товар-е как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: четкое определение основополагающих харак-тик, составляющих потреб стоимость; установление принципов и методов товар-ия, обу­словливающих его научные основы; систематизация множества товаров путем рац-­ного применения методов клас-ции и кодирования; изучение св-в и показателей ассортимента для ана­лиза ассортиментной политики промышленной пли торго­вой орган-ции; управление ассортиментом орг-ции; • определе ие номенклатуры потреб-ких св-в и показателей товаров; оценка качества тов-в, в том числе новых отеч-ных и импортных; выявление градаций качества и дефектов товаров, при­чин их возникновения и мер по предупреждению реализа­ции некач-ных товаров; определение количественных хар-тик единичных экземпляров товаров и товарных партий; обеспечение кач-ва и кол-тва тов-в на разных этапах их технологического цикла путем учета формирую­щих и регулирования сохраняющих факторов; установление видов товарных потерь, причин их воз­никновения и разработка мер по их предупреждению или снижению; информационное обеспечение товародвижения от изго­товителя до потребителя; товароведная хар-ка конкретных товаров.
 
2. Основные разделы товароведения и их содержания. Взаимосвязь товароведения (тов-я) с другими науками. Включает 2 части: Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теорет-ких основ, кот-е яв-ся основополаг-ми для частных разделов тов-я. В ней не приво­дятся тов-дные харак-ки конкретных групп то­варов. Однако без знания теорет-их основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих хар-тик любого товара. Частное тов-е анализирует состояние и пер­спективы развития соответствующего сегмента рынка, клас­сификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных под­разделах частного тов-я приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ас­сортиментных групп, видов и разновидностей товаров. Тов-е, как специальная дисциплина, изучая потребительные стоимости тов-в, широко опирается с одной стороны на общенаучные естественные и технические дисциплины, а с другой на общественные науки. Кроме то­го, оно тесно связано со смежными технологическими и специальными экон-ми   дисциплинами. Изучение полезности товаров как вещественного их св-ва, отношения тов-в к разнообразным воз действиям внеш­ней среды невозможно без знания основных положении об­щенаучных естественных и технических дисциплин (биоло­гии, физика, химии и т.п.). Уже было отмечено, что потреб-ые св-ва по своей природе являются физи­ч-ми, хим-ми, биолог-ми и т.п. Поэтому при изучении этих свойств, определении показателей свойств, установлении зависимости между показателями  св-в и обусловливающими их факторами, тов-е широко использует законы общенаучных дисциплин, физич-е, хим-е методы исследования товаров.
 
Научный уровень тоа-я во многом зависит от того, насколько глубоко оно использует новейшие достижения физики, химии и др. общенаучных точных дисциплин в познании естественных св-в товаров. Но, как отмечалось выше, потреб-ая стоимость но­сит общественный хар-ер. В изучении общественной по­треб-ой стоимости тов-е опирается па обще­ственные  науки:   философию,  экон теорию,   эстетику др. Общественные науки яв-ся для тов-я методологической основой изучения полезности товаров как социально-экон-кой категория. Философия вооружает тов-е всеобщим диалектическим методом познания явлений. Исключительно важное значение для тов-я имеет :экон теория, изучающая законы обще­ственного производства и распределения материаль ных благ по  различных ступенях развития человеческого общества. Измерение показателей св-в всегда связано с пробле­мой определения достоверности полученных результатов, т.е. определением степени приближения их к истинному значе­нию. Решение этой проблемы и ей подобных невозможно без знания математики, особенно теории вероятностей и мате­м статистики. Поэтому математика широко исполь­зуется в товароведении. Современные матем-ие мето­ды позволяют значительно сократить затраты времени для исследования свойств товаров и широко используются при определении качества товаров. Качество товара создается в процессе производства, по­этому тов-е тесно связано с технологическими дис­циплинами. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специ­альных дисциплин — организации и технологии коммер­ческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, мар­кетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствую­щие межпредметные связи.
 
 
3. Этапы развития товароведения и основные задачи товара на современном этапе.
1этап начало 16 до18в товароведно описательный (описываются свойства)
2 этап с начало18до20в товароведно технологический (открытия, материально вещественную природу стали рассматривать)
3 этап с начало 21в товароведно формирующие (изучается структура, исследуется)
Значительный вклад внес Модест Яковлевич Питора «научные основа товароведения»
 
4. Участники товароведной деятельности. Требования к товароведам
товароведная деяте-ть составная часть коммерческой деят-ти на матер результат деят-ти (товаров). Субъекты товароведной деят-ти: 1 товароведы специалисты, осуществляющие товароведную деят-сть (требования в государственном стандарте)
2 потребление товаров.
Требования к сотрудникам:
специалисты должны владеть современным информационными технологиями
быть образованными в области маркетинга, менеджмента и инновационного предпринимательства
непрерывно повышать свою квалификацию
необходимо уверенно ориентироваться в другой области науки
владеть иностранным, историей, философией, литературой, искусством.
Потребитель (человек на кот-го направлена товароведческая деят-ть (клиент всегда прав))
Главный субъект потребитель товаров.
Задачи товаров на современном этапе.
Развитие теоретических проблем, дисциплины. Огромное поле деят-ти и себя проявить, есть возможность продолжить в аспирантуре (научная работа)
исследовать процесс потребления и реальных потребностей граждан
исследование проблем связанных с безопасностью и сохранностью товаров.
Проблема безопасности, относится как к прод товарам так  непрод.(одежда-синтеч полимер материал(синтеч материал не предназначены для носки более 3-4 часов возникают последствия-заболевания (для нательного белья аллергические реакции). 
 
5. Состояние и перспективы развития производства и потребления товаров в РФ. Вопросы увеличения производства товаров народного потребления, улучшения их качества, обновления и расширения ассортимента находятся в непосредственной связи с процессом развития потребления, с теми количественными и структурными сдвигами в нем, кот-е формируются обществом с учетом научно-технического и социального прогресса, повышения производительности труда. Процесс потребления представляет собой заключительную фазу воспроизводства. В ходе потребления общественный продукт используется для удовлетворения потребностей. Так, для производственного  потребления исполь-ся орудия труда, сырье, материалы, а также рабочая сила чел-ка и в результате создаются новые продукты. Непроизвод-ое потребление (оно еще называется «собственное потребление») не создает новой стоимости, нового продукта, однако позволяет воспроизводить рабочую силу  и потребности, которые, как известно, являются движущим моментом производства. Т.о., в процессе общ-ного воспроиз-ва объективно необходимо как произв-ное, так и непроизв-ное потребление. Непроизв-ное потребление принято подразделять на личное и общественное. В процессе личного потребления удовлет-ся потребности людей в пище, одежде, жилище, а в процессе общественного - потребности в образовании, науке, медицинском обслуживании, обороне.
Потребление населения складывается из потребления матер-ных благ и услуг. По форме оно может быть индивид-ым и коллек-ым. Потребление органически связано со всеми фазами воспроиз-ва. Обращая внимание на диалектическую взаимосвязь производства и потребления, К.Маркс писал. Что «производство создает потребление:1 производя для него матераил,2 определяя способ потребления,             3 возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является созданный им продукт. Оно производит поэтому предмет потребления, способ потребления и побуждение к потреблению. Точно так же потребление порождает способности производителя, возбуждая в нем направленную на определенные цели потребность». С ростом национального дохода возрастает и фонд потребления, т.е. та его часть, которая используется для удовлетворения матер-ных и культурных потребностей членов общества. Увелич-ся также объем матер-ых и духовных благ, получаемых население из общественных фондов потребления. В потреблении населением предметов, приобретаемых на внутреннем рынке страны, постоянно происходят изменения, обусловленные динамикой покупатель ского спроса и увеличением денежных доходов всех слоев общества.
Прежде всего растут объемы потребления товаров и услуг, причем более быстрыми темпами этот процесс идет на селе. Сближаются и уровни потребления различных социальных групп населения. Улучшается структура потреб ления за счет роста доли потреб-ких расходов на приобретение непрод товаров и среди них -на предметы культурно-бытового  и хоз-ного назначения. Однако растут и потребности населения. Главным образом повышаются требования к качеству, включая не только технические, но и эстетические хар-ки изделий. Наи более заметной особенностью современ ного спроса яв-ся его увеличение на особо модные изделия, современную радио- и ТВ аппаратуру, автомобили, бытовые электр-е машины, строиматериалы. Что касается потребления прод. товаров, то в целом оно увеличилось. По общему уровню калорийности рацион питания людей соответствует физиологическим нормам
 
 
6. Законодательная и нормативная база товароведного обеспечения рынка. Законодательная база: Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 №2300-1 изменения внесли в декабре 2004г, уточнены права и обязанности участников регулирования правоотношения, в состав участников внесены новые субъекты. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потреб-ей на приобретение тов-в (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потреб-лей, полу чение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (испол нителях, продавцах), просвещение, гос-ную и обществ-ую защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе: 1потребитель-гражда нин, имеющий намерение заказать или при обрести, либо заказывающий, приобрета ющий или использующий товары(работы, услуг)для личных нужд, 2изготовитель-организация независимо от ее организа ционно-правовой формы, а также индив-ных предприниматель, производящий тов-ры для реализации потребителям. 3 испол нитель -организация независимо от ее организ-но-правовой формы, а также индии видуальных предприниматель, выполняю щие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
4 продавец-организация  независимо от ее организно-правовой формы, а также индивных предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи 5 стандарт -государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы. 6 безопасность товаров(услуги,  работы)- безоп-сть товара(услуги ,работы) для жизни, здоровья, имущества потре бителя и окруж среды. 7 существенный недостаток товара- неустранимый недос таток или недостаток, кот-й не может быть устранен без несоразмерных затрат време ни. 8 недостаток товара- несоответствие то вара или обязательным требованиям, пре дусмотренным законом либо в установ ленном им порядке. 2. Гражданский кодекс часть1,2,3 3. Конституция 4. Закон РФ «о техническом регулировании» от 27.12.2002 №184 комментарии с 1.07.2003г Техни ческие регламенты Новым для российского законодательства яв-ся понятие «техни ческий peгламент» — документ, который принят международным договором Российс кой Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Прави тельства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объек­там технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам произ водства, эксплуатации, хранения, перевоз ки, реализации и утилизации).
Нормативная база: Существует также большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе и при оказании услуг потребителям:
Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",
Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
Воздушный кодекс РФ и др.
 
Кодекс об административных правонарушениях:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 25.10.2004). Действует с 1 июля 2002 года.
Правила продажи товаров:
Правила продажи отдельных видов товаров:
Правила продажи отдельных видов товаров (ред. от 12.07.2003). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.
7. Основные понятия и определения
Систематизация - имеет целью упорядочения описание и обозначение объектов. Объекты систематизации-товары, потреб-е св-ва, качество. Методы систем-ии объединяют идентификацию, классификацию обобщения и кодирования. Классификация- деление множества объектов на подмножество по определенным признакам в соответствии с принятыми методами и установленными правилами. Объект классиф-ии-элемент классифицир-го множества (товар). Признаки классификации- св-во или хар-ка объекта по которому проводиться классиф-я. Методы класс-ии-иерархический и фасетный. Классификатор - офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Кодирование тов-присвоение кода класс-ой группировке или объекту классиф-ии. Методы кодир-я порядковый, серийно-порядковый, последов-й,параллель-й.
8. Клас-я тов.Правила и признаки.
Классиф-я – один из методов систематизации.
Задачи
1)Упорядочить терминологию
2)облегчить учет спроса изучения потреб-х св-в и ассортимента тов-в
3)совершенствовать учет тов-в и отчетность тов-ой Дея-ти.
Принципы классиф-ии
1Установление цели
2выбор метода класс-ции
3установление числа классиф-ых признаков.
Признаки классиф-ии
Яв-ся основанием для деления множества на подмножества( пр:
1назначение товаров
2вид сырья
3способ производства
4фасон изделия и др(имеют кач и кол-ю стороны)).
Правила:
1необходимо определить оптимальный метод класс-ии
2распределять объекты по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим начиная с наиболее общих признаков, а затем переходить к делению по более узким  подчиненным признакам.
3на каждой ступени используются 1отличительный и существенный признак. На последних ступенях мб задействованы наиболее общие признаки.
9. Иерархический и фасетный методы класс-ии
При иерархическом методе класс-ии используются  последовательное деление множества объектов на  подчиненное подмножество при этом каждая последующая ступень должна конкретезировать признак вышестоящей ступени.
Преимущества:
1)возможность группировки объектов по большинству признаков
2)высокая информационная насыщенность
Недостатки: грамоздкость
Фасетный метод
Предусматривает параллельное разделение множества по 1 признаку на отдельные независимые друг от друга группировки(фасеты)
«+»Гибкость,удобство использования.
«? » невозможность выделения общих и различных признаков м/у объектами разных фасетах.
10. Система класс-ии тов-ов. Система класс-ии-совок-ть методов и правил класс иф-ии,а т ж ее результатов. В завис-ти  от целей в наст-ее время используют след-е системы класс-ии товаров народного потребления: 1торгово-товароведная 2стандар тная 3статистическая 4по потреб-ким комплексам Торгово-товарные класс-ии тов-в. Цель Область применения. Предназначена  для тов-в широкого потребления. Признаки: 1используемое сырье 2хим состав 3происхождение 4назначение 5спо соб произ-ва Все товары по назначению делятся на роды 1потреб-е тов-ры 2тов-ры пром-го назнач-я 3тов-ры организационно-технические Роды делятся на разделы: Разделы- множ-во тов-ов удовлет-х обоб щенные группы потребностей. Потреб-кие тов-ры  деляться на 3 раздела 1 не прод товары (удовлет-ют матер, соц,дух потреб ности) 2прод товары (удовлет-ют физиоло гические потребности) 3медецинские тов-ы. Эти разделы далее в завис-ти от используемого сырья и назначения: на товарные группы, подгруппы, виды, разновидности и наименования. Непрод тов: на след-е тов-ые группы 1)тов на основе пластических масс 2)тов бытовой химии 3)стеклянные тов 4)керамич-ие тов 5)строи-ые тов 6)мебельные 7)метало- хозяйственные 8)электро товары 9)бытовые машины и приборы 10)текстильные 11)швейные 12)трикотаж ные 13) обувные 14)пушно-меховые и овчи но – шубные 15)галантерейные 16)парфю мерно-косметические 17)ювелирные 18)тов куль-быт назначения: 1радио-электронная аппаратура 2фото тов 3тов для обучения инфо и творчества 4для активного досуга 5транспортные ср-ва. Наименования бывают 1номенальное (общепринятое) 2марочное (производителем) Потреб-кие комплексы создаются с учетом потребностей покупателей. Комплексы: подком плексы. Товарные группы (подгруппы: виды: разновидности: наименования). Статис-я система издан толковый словарь (госкомстатом)1992 представл-ся в форме «Триторг»,  основное назначение статистическая отчетность. Все тов-ры в соот-ии с толковым славарем: на статистич-е  группы: подгруппы: виды и разновидности. Стандартная система класс-ии представ лена в гос-х и отраслевых стандартах.
11. Классификаторы
Классификатор - офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Категории: 1)общероссийский 2)отраслевые 3) предприятия
12. Общероссийский классификатор продукции.
ОКП-систематезированный свод кодов и наименований классиф-ых группировок  помтроенных на основе иерархической системы классиф-ии и с использованием цифровой десятичной системы кодирования. Класс-я товара-совок-ть тов-ов имеющих аналогичное функциональное назначение.Торговая классиф-я и общероссийская не совпадают.
Товарная номенклатура внешне эк Дея-ти.(ТНВЭД).
Главный критерий-объект сделки (конкретный товар).В тов-ой номенклатуре используются 10-ти значный код , строго соблюд-ся однозначное отнесение тов-ов класс-ым группировкам по этому имеются примечания-это яв-ся приимущ-ов ТНВЭД и след-ее преимущ-во-удобная форма представления  инфо.
Вывод:ТНВЭД играет важную роль в системе мер гос регулирования ВЭД страны.
13. Кодирование товаров Это условное назначение (присвоение кода объекту класс -ии или ее группировкам.) Кодирование используется для упорядочения товаров. Различают след-е методы: 1паралельный 2порядковый 3серийно-порядковый 4пос ледов-ный Код имеет опред-ю структуру: 1Алфавит (буквы, цифры их сочетание, штриховой алфавит) 2Основание кодов-число знаков в алфавите (10,9 знаков) 3разряд кода – позиция знака в коде 4длина (число знаков в коде) выбор метода и класс-ии кодир-я выбир-ся разработчиком. 8Штриховое кодирование Объект-товар. Штриховой код наносится на транспортную или потреб-ю тару, наносится типог рафским способом или путем приклеев-я штрих-кодов. Значимость: для автомати ческой идентификации тов-в,для учета и контроля товарных запасов. Позволяет повысить конкурентоспособность тов-в. Состоит из темных и светлых полос разной ширины. Иды штрих кодов:1) Европей скийEAN, 2) Американский *РС
14. Св-во как объективная особенность продукции Св-во т-а – это его объективная особенность, т.е. это то, что один товар отличается от др. Каждое св-во хар-ся одним или несколькими показателями. Показатель – это кол-ая хар-ка св-ва определяющая его кач-во (н-р есть такое св-во термостойкость показатель температуры начало интенсивного разложение, св-ва – теплостойкость). Значение показателя св-ва представляется в физ-их величинах. Св-во можно классифицировать по разным признакам: 1) по кол-ву хар-емых особенностей: - простое (хар-ся 1 особенностью: кислотостойкость, жирность молока); - сложное (хар-ся комплексом особенностей – пищевая ценность. Для этого св-ва исп-ют: энергет-ую, биолог-кую, физиолог-ую ценность).  2) по способу установления и определения: - внешние св-ва ( форма, цвет, размер и др); - внутренние св-ва(явно не определяются, они отражают опред-е отношение м/у изделиями; св-ва клеев – когезионная способность – сп-ть макромолекул клея взаимодей-ть м/у собой) ; 3) возможность кол-го определения: - определяемые легко (масса, форма, размер);  - определяемые с трудом (мощность двигателя) ; - не определяются кол-го (запах, вкус). 4) по степени значимости св-ва: - очень важные св-ва (безопасность назначения); - важные св-ва(надежность, цена изделия); - менее важные св-ва(цвет) ; - несущественные св-ва(имеется столовая скатерть св-во – теплостойкость, кислотостойкость) ; по физической сущности: - механические (мощность, упругость, истираемость); - геометрические (длина, ширина); - кинематические (скорость, ускорение); - тепловые (термостойкость, тепловые потери); - электромагнитные (напряжение, емкость и др); - оптические св-ва (преломление, отражение); - акустические св-ва (эхо, шум); - хим-ие св-ва; - микробиолог-ие св-ва.
15. Потреб. св-ва т-ов и факторы их формирующие. Потребит. Назыв только те св-ва благодаря, кот т-р удовлетворяет определенные потреб-ти. Потреб св-вами теплопроводность явл. для таких т-ов как зимняя одежда, электроутюги. К критериям отнесения св-в к потребит.явл наличие прямой зависимости м/у значением показателя св-в и степенью удовлетворения конкретной потребности. Факторы кот формируют потребительские св-ва т-ов делят на 3 группы: 1)факторы непосредственно влияющие на формирование этих св-в (св-ва исходного сырья и материалов, конструкция изделия – это кач-во технологических процессов, св-во исходного сырья и материалов); 2) факторы кот стимулируют потребит св-ва (целесообразность и эффективность произв-ва); 3) факторы обеспечивающие сохранение потреб. св-в (за счет условий хранения и эксплуатации товаров). Т.О. происхождение, хим-ий состав, кач-во исходного сырья определяют св-ва готового т-ра. Влияние конструкций изделий и технологии их произв-ва на потреб св-ва т-ов изучается в специальных разделах товароведения.
 
16. Основные св-ва исходных материалов и их влияние на потреб. св-ва готовых изделий. Все сырьевые материалы делятся на: 1) органические (полиэтилен) и неорганические (металлы); 2)природные (крахмал, белки); искус ственные (фаянс, стекло); синтетические (полиэтилен). Агрегатное, фазовое, физ-ое состояние в-ва. Основные св-ва исходных материалов делят на: 1) хим-е; 2) физ-е; 3)микробиологич-е; 4) для товаров кроме хим-х, физ-х, микроб-х св-в, важными св-вами явл равноресурсность; 5) взаимозаменяемость; 6) комплектность; 7) универсальность; 8) трансформируемость; 9) габаритность изделий. Физ-е св-ва т-ов: 1) размерномассовое св-во (масса, длина, объем); 2) структурно - механич. св-ва (прочность, твердость, вязкость); 3) теплофиз-е св-ва (теплоемкость, теплос тойкость и др); 4) электрич-е св-ва (электропроводность, электрич сопротив ление); 5) оптич-е св-ва (цвет, блеск, прозрачность); 6) аккустич-е св-ва(скорость, сила звука); 7) сорбционные св-ва (водопроницаемость, влажность); 8) хим-е св-ва(структура, состав).
17. Классификация потреб. св-в т-ов
Различают след. группы потреб. св-в: 1) назначение; 2) эргономич-е св-ва; 3)эстетич-е св-ва; 4)экологич-е св-ва; 5) безопасность; 6) надежность
 
18. Назначение товара и их общие сведения Назначение – это определяющее потреб-е св-во. Оно хар-ет способность т-ов удовлетворять физиолог-кие и соц-ые потребности, а также потребности в класс сификации т-ов. В зависимости от удовлет воряемых потребностей, группа св-в назначения подразд-ся на подгруппы: 1)функциональное назнач.; 2)соц. назнач.; 3)классификационное назнач.; 4)универ сальное знач. Соц. назначение – это соотве ствие тов-а общественно необходимым и индивид-ым потребностям населения. Показатели соц. назнач. Зависят от ряда факторов: сезонность т-а, моды, стиля. Сущ-ет зависимость изменения показателей соц. св-в одних т-ов от изменения св-в др. изделий. Соц. назнач существенно для радиоэлектронной аппаратуры (значимость, престиж) Т.О. 1) показателями соц. назнач. Выступают внешний вид т-а, состав, содержание отдельных компонентов (содержание ароматич. в-в), имидж, аромат, звук т-а.; 2) нередко показатели соц. назнач. м/б измерены лишь кач-но (имидж товара по рез-там опроса потребителей); 3) показатели соц. назнач. Подвержены значительным изменениям. Классифика ционное назначение – это возможность исп-я некот. Св-в и показателей в кач-ве клас-ых признаков. Признаками могут служить св-ва или показатели св-в (содержание жира явл. признаком для жиросодержащих продуктов). Универсальное назначение – это способность некот св-в и показателей т-ов удов-ть различные потребности. Н-р: для бытовых холодильников показателями универсальности явл.:1) выдача охлажденных напитков без открывания двери; 2)электронный показатель температуры в камерах холодильника; 3) дезодорирование воздуха. Функциональное назначение - это возможность исп-я изделия по назначению.
 
Это подгруппа св-в и показателей удовл-ет физиологические потребности или выполняет вспомогательные ф-ии. Показатели функц-ого назначения зависит от специфики продукции: 1) показатели совершенства выполнения осн. ф-ии; 2) показатели универсальности; 3) показатели выполнения вспомогательных ф-ий. Н-р: функц-ое св-во утюга м/б выражено кол-ом и кач-ом выглаженного белья. Т.О. при опред-ии функц-х св-в необходимо установить: 1) основное назначение т-а; 2) условие использования по назначению. Совершенство выполнения осн. ф-ии хар-ет степень удовл-я потребности при использовании т-ов потребителями. Эффективность выполнения осн. ф-ии зависит от эксплуатационно-технич хар-к изделия. Совершенство вспомогательных ф-й хар-ет особенности функционирования на всех этапах производства. Совершенство вспомогательных ф-й сущ-но влияет на выполнение основной ф-ии. Совершенство выполнения вспомогательных ф-й определяет затраты времени потребителя на выполнение вспомог. операций. Н-р: моющий пылесос – моющая способность, вспомог-ая ф-я – время подготовки пылесоса к выполнению осн. ф-ии, время на отчистку пылесососборника, время подготовки пылесоса к хранению. Универсальность с т. з. функц-го назначения хар-ет возможность выполнения товара дополнительных ф-й, кот.  Полезны для потребителя. Н-р: для многих пищевых продуктов универсальность выражается в том, что они явл. лечебно-профилактическими средствами. Ф-ые св-ва, а значит и назначение в целом, могут изменяться в процессе транспортирования, потребления, эксплуатации.
 
23. Общие сведения об эрг-их св-вах т-ов
Для хар-ки отдельных потреб.св-в исп-ют понятие внешние потреб-е достоинства под кот. подразумевают такие хар-ки товаров, кот. определяются путем сенсорного анализа – это хар-ки обуславливают удобства пользования товаров. Эрг-ие св-ва хар-ют приспособленность товаров к исп-ю чел-ком в производственных и бытовых процессах. Эрг-ие св-ва делятся на 2 группы: 1) удобство пользования; 2) гигиенические св-ва.
25. Гигиенические св-ва т-ов, факторы и показатели гигиен св-в
Гигиенические св-ва – это такие св-ва товаров, кот. влияют на организм и работоспособность чел-ка. Определяются условиями эксплуатации изделия (шум, вибрация, газовый состав, прир.материл). Для оценки гигиенич. Св-в исп-ют след-е показатели: гигроскопичность, паро и пылеёмкость, влажность, уровень шума, вибрация.
19. Основные функциональные св-ва прод т-ов Основное функц-ое назначение прод. Товаров – это пищевая ценность. Пищевая ценность – это комплексное св-во. Составными в-вами пищевой ценности явл: 1) биологическая ц.; 2) физиологическая ц.; 3) энергетическая ц. Биологическая ц. хар-ся наличием продуктов биологически-активных в-в (витамины, макро и микроэлементы, незаменимые к-ты, полиненасыщенные жирные к-ты и балластные в-ва. По хим-ому составу и физ-ому назначению в-ва входящие в состав прод. Товаров делят на 3 группы: 1) энергетические (жиры и углеводы); 2)пластические (вода, белки, жиры, углеводы, минеральные в-ва); 3) обменно-функц-ые (витамины, азотистые соед-я, ферменты и экстрактивные в-ва). Физ-ми св-вами прод. товаров явл. форма, размер, масса, прочность, вязкость, упругость, цвет, эластичность, прозрачность. Физиоло гическая ц. опред-ся способностью продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно сосудистую, пищеварительную, иммунную систему чел-ка. Энергетическая ц. продуктов опред-ся содержанием в них жиров, углеводов, белков и их усвояемостью. Измеряется в джоулях и калориях. Сущ-ет методика расчета теоретической и практической  энергетической ц. Для этого необходимо знать  энергетическую ц.: 1 грамм белка, жира, углевода и их усвояемость.
 
20. Понятие СКОРа лимитирующих аминокислот. Биолог-ая ценность белков определяется сбалансированностью аминокислотного состава и атакуемости белков ферментами пищеварительного тракта. В организме чел-ка расщепляются до аминокислот, часть из них (заменимые) явл строи материалами для создания новых аминокислот, однако имеется 8 аминокислот (незаменимые, эссенциальные), кот не образуются в организме взрослого чел-ка, они должны поступать с пищей. Снабжение организма чел-а необходимым кол-ом аминокислот – основная ф-ия белка в питании. В белке пищи д/б сбалансирован не только состав незаменимых аминокислот, но и д/б определенное соотнош-е незаменимых и замен-ых аминокислот, в противном случае часть незаменимых будет расходоваться не по назначению. Биологическая ценность белка по аминокислотному составу м/б оценена при сравнении его с аминокислотным составом «идеального» белка. Расчет аминокислотного скора для установления биолог-ой ценности проводят след-им образом. Аминокислотный скор каждой незаменимой кислоты в идеальном белке принимают за 100%, а в природном белке определяют процент соответствия:
 
АК= соде ржание аминокислоты(в мг) в 1 г испы туемого белка/ содержание этой же  аминокислоты(в мг) в 1 г о белка по аминокислотной шкале*100, где АК- аминокислота. В результате определяют лимитирующую кислоту в исследуемом белке с наименьшим сроком. Наиболее близки к «незаменимому» белку животные белки. Большинство растительных белков содержат недостаточное кол-во незаменимых аминокислот (одной или нескольких). Так, например, белки злаковых культур, а следственно, и полученные из них продукты неполноценны по лизину, метионину, треонину. В белке картофеля, ряда бобовых не хватает метионина и цистина (60-70% оптимального кол-ва). В тоже время необходимо помнить, что некоторые аминокислоты при тепловой обработке, длительном хранении продуктов могут образовать не усвояемые организмом соединения, те становиться «недоступными». Это снижает ценность белка.
 
27. Общие сведения.
Эстет-ие св-ва – это способность выражать чувственно воспринимаемые признаки соц-но культурной значимости товара, степени их полезности и целесообразности, а также технического совершенства. Эстет св-ва выражают область эмоций и чувств. Суждение об эстет. уровне товаров прояв-ся в процессе восприятия и осмысления. Эстет св-ва товара изучает наука – эстетика. В наст время требования к товарам существенно повышаются, они дополняются рассмотрением общественных св-в, в том числе эстетических. Выделяют 4 группы эстет св-в: 1) информационная выразительность формы, 2) рациональность формы, 3) целостность композиции, 4) совершенство производственного
24. Групповые эрг-е св-ва удобства пользования и его показатели. Для того чтобы оценить удобства пользования товаров необходимо определить степень соотв-ия формы, массы, размеров и др. св-в товаров эрг-ми св-вами чел-ка (антро пометрические, психофизиолог-е, психи ческие) Т.О. удобство пользования: - это комплексное св-во; - это св-во определяет способность товара реализовать свое назначение; - можно разделить на след-е подгруппы: антропометрич-е св-ва товара, психофизиологич-е св-ва товара, психо логич-е св-ва товара. Т.О. удобство пользо вания учитывает удобства подготовки товара к функц-ю (установка, подключение, открывание, загрузка), учитывается удобство  функц-я товара  (удержание, регулировка, перевозка, удобство ухода ). Антропометрия – это метод, кот. заключ-ся в различных измерениях чел-го тела. Антропометрические св-ва товара – это способность товаров соотв-ть в наибольшей степени измеряемым хар-кам потребителя. Единичными св-вами для антро пометрического св-ва явл:размер, форма, конструкция. Наибольшее значение антропометрического св-ва имеют при оценке кач-ва непрод. товаров. Психофизиологич-е св-ва товара хар-ют в сооотв-ии изделий особенностям функц-ия органов чувств чел-ка. Выделяют 5 видов ощущений:
1) осязание – это кожное чувство, ощущение возникающее при прямом контакте с предметами внешнего мира; 2) вкус – это хим-ое чувство; 3) обоняние - это хим-ое чувство; 4) слух – это способность воспринимать звуковые волны; 5) зрение – обусловлено восприятием световых волн.  Психофизиологич-е св-ва товаров всегда явл. решающими при определении кач-ва новых продуктов питания и некот. непрод. товаров. Все богатство субъективных ощущений товаров формируется из 4 типов вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький); 7 первичных запахов (камфорный, мускусный, цветочный, ментоловый, эфирный, острый, гнилостный); 3 основных цветов (синий, красный, зеленый). Т.О. восприятие св-в товаров органами чувств явл. физиологическим процессом, кот. во многом зависит от индивид. Особенностей организма. Психологические св-ва товаров – это способность товаров соотв-ть психике потребителя (восприятию, мышлению, памяти). Психологические требования могут выражаться ч/з восприятие вкуса, цвета, громкости тембра звучания, яркости изображения. Психологические требования предъявляются к непрод. Товарам, особенно ясно к прод. товарам. Психологические св-ва товаров соотв-ют присущим и вновь формируемым навыкам чел-ка, а также возможностям восприятия и переработки информации. Эти св-ва хар-ны для прод. и непрод. товары. исполнения и стабильность товарного вида.
 
28. Классификация эстетич.св-в. Информационная выразительность товара включ художественно образную выразительность, оригинальность формы и соответствие стилю и моде. Рациональность формы – это соответствие формы объективным условиям произв-ва и потребления товаров. Рацион-ть формы учитывает функционально – конструктивную необходимость и соотв-ие формы эргономическим требованиям. Целостность композиции можно определить как гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элемента формы. Элементы должны быть взаимно подчинены основному признаку. Следует избегать переусложнение композиционной структуры. Совершенство производ-го исполнения и стабильность товарного вида. Необходимо соблюдать чистоту исполнения контуров и соединений отдельных элементов, необходимо соблюдать кач-во покрытий, отделки поверхности, должно быть кач-во и четкость исполнения фирменных знаков, а также сопроводительной и информационной документации.
29. Экологические св-ва товара.
Экол-ие св-ва товара - это св-ва товара, заключающееся в его воздействии на окруж среду в процессе жизненного цикла товара. В наст время изучается вопрос создания общеевропейской системы сертификации эколог-х св-в товара и разработки единой эко маркировки. К критериям выбора на рынке потреб-их товаров становится не цена, а безопасность продукции для человека и окруж среды. (Пр: эколог св-в: для бытовой техники – не выделяет вредных веществ.) Показателями экол св-в могут служить: 1) предельно допустимая концентрация (ПДК) вещ-в из кот-х изготовлен данный товар, 2) ПДК продуктов разложения товара, 3) предельно допустимый уровень (ПДУ) вибрации, радиации, шума. Виды экол св-в: 1) св-ва, проявляющиеся в процессе потребления или эксплуатации (хранение и эксплуатирование); 2) св-ва, прояв-ся в процессе утилизации. Факторы формирующие: 1) сырье, 2) технология произ-ва, 3) возможность переработки или утилизации. Факторы, сохраняющие экол св-ва: 1) условие транспортирования, 2) условие эксплуатации или потребления, 3) условие утилизации.
 
30. Общие сведения о безоп-ти товаров.
Безопасность – это состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым  уровнем. Безопасность товаров – это отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Опасная продукция подлежит уничтожению. Продукция, утратившая др. потреб св-ва относится к условно пригодной и м/б использована для переработки или восстановления свойств. В стандартах указываются обязательные требования, обеспечивающие безопасность товаров. Безопасность яв-ся обязательным условием для утверждения продукции к производству. При этом следует учитывать: даже если на товар есть сертификат, он не гарантирует его полную безопасность. Безопасность товара тесно связана с фальсификацией товара.  
31. Виды и показатели безоп-ти тов-в. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безоп-ть различают след её виды: 1) химич-ая без-ть, 2) механ-ая, 3) биолог-ая, 4) радиационная, 5) электр-ая, 6) элек тро - магнитная, 7) термическая, 8) пожарная, 9) взрывобезоп-ть, 10) безоп-ть излучений, 11) без-ть от шума и вибраций. Номенклатуру показателей безоп-ти устанавливают в завис-ти от специфики прод-ции и условий ее использования. Показатели безоп-ти  харак-ют особенности тов-ов, кот-ые обеспечивают безоп-ть потребления или эксплуатации. Химич-ая безоп-ть. – означает, что продукция не выделяет токсичные вещ-ва опасные для потреб-ля и его имущ-ва. Вещ-ва, кот-ые влияют на потреб-ля и его имущ-во подразделяют на группы: 1) токсичные элементы – это либо сами металлы, либо соли тяжелых метал лов(мышьяк, ртуть, свинец, железо и т.д.) эти элементы учитываются при сертифи кации всех пищевых прод-ов, когда под тверждается соответствие их показателям безоп-ти (предельно допустимая концен-ия), 2) микротоксины, 3) нитраты (NO3) и нитриты (NO2), 4) пистициды – содержание нормируется для прод.товаров, 5) анти биотики, 6) гормональные препараты, 7) высшие спирты и альгиды (для виноград изделий), 8) сложные эфиры, 9) мономеры, 10) запрещенные пищ-ые добавки, 11) запрещ-е красители, 12) запрещ-е поли мерные материалы. Эти элементы учитываются при сертификации. Часто на организм чел-ка происходит комбинированное воздействие токсичных вещ-тв.  В таких случаях происходит синергизм (одно вещ-во действует, другое усиливает воздействие), аддетивность (суммирующее действие), антоганизм (одно вещ-во ослабляет действие). Токсичные вещ-ва м/б однонаправленного и неоднонаправ-го  Действия (в-ва действуют на разные органы чел-ка).
В воздухе помещений или в воде присутствуют токсич-е вещ-ва, кот-е оказыв-ют косвенное действие на потребителя. Механич-ая безоп-ть  означает степень защиты потреб-ля и его имущ-ва от различ-х механ-х воздействий. Виды мех-их возд-ий: удары, трения, проколы, деформация и др. Показатели мех-ой безоп-ти устанавл-ся в основном для непрод тов-ов. Биолог-ая безоп-ть – это отсутствие недопустимого риска, кот-ый может возникнуть при различного рода биоповреждениях товаров (различ-е бактерии, микроорг-ы, продукты жизнедеят-ти микро и макро орган-ов.) Пр.: микроорг-ы вызывают микробиол-ие повреждения, т.е. заболевания. При этом в продуктах накапливаются токсичные вещ-ва: микротоксины, яды или токсины самонеллы. Микробил повреждения чаще всего характерны пищевым продуктам, однако в последнее время отмечается достаточно частые повреждения непрод товаров (метал изделий, древесины, тканей, кожи и т.д.) Биоповреждения макроорг-ми можно назвать зоологическими. В результате  повреждений  наблюд-ся количест-ые потери, нарушается целостность товаров, т.о. утрачивается безопасность. Насекомые повреждают пищевые прод-ы: мукоед, клещи, мухи и т.д. Радиационная безоп-ть – отсутствует недопустимый риск, кот-ый м/б нанесен радиоакт-ми элементами. Рад. без-ть – это степень защиты потребителя и его имущества от радиакт-ых элем-ов. Показатели: ПДК радиоакт-х изотопов. Пр: для пищевых прод-ов это изотопы кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов. Из непрод тов-ов радиа ционно опасные: строй. материалы. Также опасными яв-ся минеральные удобрения, ювелирные товары. Электрич и электромагнитная (э/м)  безоп-ть – это отсутствие риска, кот-ый м/б нанесен электрич и э/м полями.
Степень воздействия на организм чел-ка зависит от вида и марки элетротов-ов, продолжительности работы, соблюдения правил эксплуатации. Наиболее опасными яв-ся: СВЧ-печи, цвет телевизоры, сот телефоны, компьютеры. В стандартах на эту группу товаров обязат-но нормируются допустимые утечки электро энергии и др показатели, влияющие на электр и э/м безоп-ть. Источником  электростатических (эл/стат) зарядов яв-ся: 1) диэлектрики ( материалы, не проводят электр ток)- керамика, стекло, резина. 2) орган-ие соединения (высокомолек-е соед-я – твердые и жидкие углеводороды, нефтепродукты). Наличие эл/стат заряда м/б источником пожаров и взрывов. Для уменьшения эл/стат заряда  рекоменд-ся использ-ть антистатики, заземление и зануление, замена горючих сред негорючими средами, повышения влаж ности  воздуха в помещении. Э/м поля действуют на весь организм чел-ка. Методы защиты от э/м поля: 1) защита временем (реже пользов-ся мобилами, микроволновкой), 2) защита расстоянием, 3) снижение интенсивности, 4) экранирование. Термическая безоп-ть характ-ет степень защиты потребителя от возд-ия высоких температур при эксплуатации или потреблении тов-ов. Термич безоп-ю должны обладать нагревательные приборы (утюги, чайники). Пожарная безоп-ть – степень защиты потреб-я и его имущ-ва от опасности возгорания тов-ов при их экспл-ии, хранении или транспортирования. Особенно актуальна пож без-ть для стройматериалов, изделий из дерева, бумага; из пищев прод – растительное масло, пищи животные жиры. Безоп-ть от шума и вибрации – шум и вибрация отриц-но влияют на здоровье чел-ка. Это св-во существенно для след. тов-ов: холодильники, пылесосы, стиралки, эл кух приборы, ср-ва личной гигиены.
32. Безопасность пищ-ых продуктов (БПП).  БПП и их пищ-ая ценность взаимосвязаны, т.к. они зависят от химич-го состава сырья и прод-ов. БПП – это отсутствие токсического концерогенного, тератогенного, мутагенного или иного неблагоприят-го действия прод-ов на организм чел-ка при употребл-ии их в общепринятых колич-ах. Потребл-ие недоброкач-ой прод-ии приводит к пищевым отравлениям. Наибольшую опасность токического действия представляют токсичные элем-ты, микотоксины, пестициды, нитраты и нитриты. Микротоксины – это продукты метаболизма плесневых грибов. Пестициды – это химич-ие вещ-ва, кот-ые применяют в с/х для защиты растений от сорняков, вредителей и болезней. Нитраты при потреблении  в ЖКТ восстанавливаются до нитритов, нитриты далее оказывают токсичное действие на кроветворную систему. Источники нитратов – растит продукты, вода, прод раннего созревания. Канцерогены вещ-ва, кот-ые при длительном воздействии вызывают злокачеств-е заболевания. Концерог действием обладают полициклические, ароматические углеводороды, тяжелые металлы, радиоакт-ые вещ-ва, микотоксины.  Мутагены вызывают генетич-ие изменения в организме. К мутагенам относ-ся: радиоакт-е изотопы, некот-ые сильные хим-ие вещ-ва. Многие токсичные вещ-ва обладают тератогенным действием, т.е. вызывают аномалии в развитии плода.
33. Основные понятия и определения по теме надежность. Надежность – это св-во изделия сохранять во времени в установ ленных пределах значения всех пара метров, хар-х его способность выполнять требуемые функции заданных режимах и условиях применения. Объекты: восстанавливаемые и не восстан-мые. Состояние и событие: 1)исправность – состояние изделия, при кот-м оно в данный момент соот-ет всем требованиям установленным как в отношении остальных параметров, так и второстепенных. 2)неисправность-состояние изделия, при кот-ом оно не соот-ет хотя бы одному из требований установленных в отношении основных и второстепенных  параллелях. 3)работоспособность – такое состояние при кот-м оно в данный момент соот-ет всем требованиям в отношении основных пар-ов.4)отказ-это событие, в рез-те кот-го изделие частично или полностью утрачивает работоспособность. Еденичными св-ми явл-ся: 1.безотказность – способность тов-ра непрерыно сохранять работоспособность в опреде-х условиях в течении заданного интервала времени. Она хар-ся сроками в течении кот-го тов-р эксплуат-ся кол-ом возникающих дефектов в теч-нии опред-го периода времен. Безотказность используется для сложнотехнических  тов-в, и для приборов времени. Для оценки безотказности используют:1)средняя наработка до первого отказа 2) интенсивность отказа определяется для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказа не было. Интенсивность отказов явл-ся функцией времени работы. Чем она больше, тем надежнее товар. 3) вероятность безотказной работы то-рв. Виды отказа:не связанные с разрушением и обусловленные разрушением. По происхож дению м/б конструктивные, производ ственные, ремонтные, эксплуатационные. По хар-ру проявления: полные, частичный, внезапный. Постепенный. По последствиям: тяжелый, легкий, отказные и безотказные. 2.Ремонтопригодность – способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Показатели ремонто пригодность - вероятность восстановления за время, среднее время восстан-я, трудоемкость. 3. Сохраняемость – это способность т-ра сохранять потреби тельную стоимость при хранении и транс портировки в течении установленного срока и  после него. Хранение начинается с момента выпуска и завершается утилизацией. 1этап-складское хранение 2этап-домашнее хранение. Сохраняемость обусловлена структурой, хим. составом, св-ми вещ-в входящих в состав, наличие защиты от неблагоприятных внешних воздействий, от условий и срока хранения. Показатели сохраняемости: срок календарной продол житнльности хранения и транспор тирования изделия, потери в %, выход товарной продукции. 4.Долговечность – способност т-ра выполнять заданные функции в течении длительного времени до предельного состояния. То.о. Долгове чность будет определять фактическую продолжительность функционирования т-в.  Показатели: срок службы – это календарный рес-с наработка т-ра до предельного состояния. Фак-ры физичес кого износа:1) механические фак-ры (дефор мация, трение, нагрузки) 2)биолог-ие 3)тер мические – перепад темпер.4) физико-хим-кие-совокупность темп. ,влаги, лучей ультроф.5) хим-ие-действие хим вещ-в. Т.о. показатели безотказность, Долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность и зависящие от них показатели надежность часто яв-тся величинами статистическими. Надежность любого товара необходимо оценивать предварительно и окончательно.
 
36.Сущность и многоаспектность проблемы качества. Кач-во т-ра – совок-ть потреб-х св-в т-ра. За исходную хар-ку при определении кач-ва берется св-во тов-ов. Кач-во товара хар-ся: 1)комплексом присущих ему св-в 2) степенью соот-ия тов-ра установленным или предполо гаемым потребностям чел-ка. Чем выше кач-во тов-ра, тем полнее он удовлетворяет чел-ие потребности. Кач-во это техническая и социальная категория, оно ставится в ценре действия вскх сил. Необходимость обеспечения кач-ва продукции обусловлено 1)внедрением рыночных отношений, 2)усиление взаимосвязи м/у  гос-ми, 3)широкое распространение между народных стандартов. Т.о. в условиях рыночной эк-ки, кач-во продукции явл-ся конечной целью производителя и явл-ся фак-ом его конкурентоспособности. С точки зрения экон-ой эффек-ти рассматривается как эфек-ть производства кач-во как кач-во тов-в и услуг. При этом они взаимосвязаны. Затраты на кач-во бываю направлены 1)по предотвращению дефектов, 2)на контроль, 3)на дефект, 4)внешние затраты. Можно избежать затраты на неиспользованные материалы, дороботка иди переделка деф-ов, потери от продаж связанные с неудовлетворенностью потребителя , дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного %-та дефектов. Неизбежные затраты явл-ся страховкой. Они используются для поддержания достигнутого уровня кач-ва. Н-р: аудит системы кач-ва и функционирование.
37. Кол-ая хар-ка товаров
Единичный экземпляр тов-ов- отельные товары, кот-е обладают целостность и присущими конкретному виду или наименованию потреб-ми св-ми. К единичным экз-м товара не относится упаковочные еденицы, кот-е состоят из отдельных изделий. Комплексная упаковочная еденица – это совокупность единичных экземпляров тов-в. Товарная партия – совокупность ед-х экземпляров тов-ов и/или комплексных упаковочных едениц, кот-е обледенены по определенному признаку. Предпологается, что все товары явл-ся частью целого, обладают единичными св-ми. Различия св-в для промышл-х тов-ов связаны с неоднородностью сырья и производст-ми фак-ми. Необходимо установить допустимый диапазон кол-ых хар-к для еденичных экз-ов, установить среднее ариф-ое значение или предельное значение для тов-ой партии. Используют показатель однородности. К ним относятся среднее квадратическое отклонение значений кач-ва, размах. Кол-ые хар-ки бывают общие(масса, длина, термодинамическая темперетура), спецефические(св-ны единичным экземплярам или к тов-ым партиям. Особенность кол-ых хар-к – многие из них одновременно явл-ся критериями кол-ых и кач-х хар-к.
38. Факторы формирующие кач-ва тов-ов на стадии жизненного цикла.  
Все фак-ры м/б разделены на 2 вида.
1. Фак-ры формирующие кач-во.1)непосредственно влияющие на кач-во (н-р: сырье и материалы, проектирование и нормативные док-ты, оборудование, квалифиц-я персонала_ 2)фак-ры стимулирующие социальная и эк-ая эфек-ть производства, материальная заинтересованность персонала. 2. Фак-ры сохраняющие кач-во. Используют транспортировку, условия хранения, маркировку. Основные этапы формирования кач-ва тов-ов явл-ся проектирование и разработка продукции, сырье и материалы, комплектующие изделия. Выделяют 3 этапа: подготовительный, основной, окончательный. Факторы внешний среды – неконтролируемые фак-ры, экон-ие, конкурентные, международные, рыночные, политические, социальные.
39. Стадии жизненного цикла товара
Выпустив новинку на рынок, руководство молится, чтобы у нее была долгая и счастливая жизнь. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремится обеспечить получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. Руководство надеется, что сбыт будет высоким и долговременным. Оно знает, что у каждого товара есть собственный жизненный цикл, хотя характер и протяженность этого цикла предугадать нелегко. 1. Этап выведения на рынок - период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет. 2. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.
3. Этап зрелости - период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.  4. Этап упадка - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.
41. Требования к кач-ву товара. 1) текущие. К тов-ам кот-ые уже есть в производстве, они указанны в нормат. Док-х.2) перспективные. Объединяют более высокой по уровню комплексн. показателей кач-ва т-ов. Учитывается совершенствование производства, появление нового сырья, назначение и условие эксплуатации.3) общие. Соотв-ие тов-в по назначению требования безопасности, эстетичность, надежность, ремонтопригодность, технологические и экон-кие требования. 4) специфические (для конкретной узкой группы т-ов).
42. Системы управления кач-ом тов-ов.
Управление кач-ом продукции – это постоянный планомерный процесс воздействия на фак-ры и условия, кот-ые обеспечивают создание продукции необходимого кач-ва и поддержание необхлд-го уровня еог кач-ва. Системный подход к управлению кач-ом тов-ов предусматривает изучение потребностей, установление требование, планирование, системная оценка и контроль кач-ва. Современными системы управления кач-ва тов-ов явл-ся:1)TQM (система международного кач-ва). Разработка междун-го требования к мен-ту кач-ва. она охватывает обеспечение кач-ва. Решающая роль отводится работнику.2)ISO 14000 охватывают требования по защите окр. Среды и безопасность т-ов.3)QS-9000 Треб-ия, кот-е отраженны в ИСО 9000 и отрослевые спеце-ие требования потребителей
 
43. Сущность и необходимость оценки качества товаров. Оценка кач-ва- совокуп-ть операций по выбору номенклатуры показателей кач-ва, определению их действительных значений, сопоставления их с базовыми показателями. Показ-ль кач-ва - колич-ое и кач-ое выражение свойств продукции, т.е. каждый пок-ль имеет наименование (кач-ая хар-ка) и значение (колич-ая хар-ка). Уровень кач-ва -относительная хар-ка кач-ва, кот-ая получ-ся при сравнении показ-лей кач-ва оценки товаров со значением соответ-их базовых показ-ей. Т.о. оценка кач-ва товаров значит определенная относительная хар-ка товара. Как базу м использовать базовые показ-ли или берутся требования кач-ва лучших мировых или отечественных изделий. 1) этап – выбор номенклатуры показ-лей кач-ва осуществ-ся с учетом следующих критерий: жизненный цикл продукции, потребности, субъективные особенности. Т.о. необходимо выбрать существенные показатели;2)этап-определение действительных значений показателей качества проводится путем кач-ых или колич-ых измерений;3) этап- сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым, для этого сравнения используют нормативные док-ты. В рез-те  сравнения значений показателей кач-ва устанавливают опред-ые градации кач-ва товаров
44. Градации качества. Для оценки  кач-ва товаров используют различные градации кач-ва, отражение предусматривают в нормативный док-т или устанавливают в результате оценки кач-ва, различия в требов-х к кач-ву тов-в.  В мировой практике как градации кач-ва используют категории или разряд (либо численное, либо условное обозначение). Существует классификации тов-в не делящиеся на сорта (изделия из пластмасс, мебель, сложнотехнические товары). В наст. Время предложено унифицировавть градацию тов-в в рез-те сравнения действит-х и базовых показателей по всей номенклатуре устанав-ют соотв-ие или несоотв-ие требованиям. Заклюлючение:стандартным наз-ся тов-р, кот-ый соотв-ет установ-ым требованиям по всем выбранным показателям. Нестандартным наз-ся тов-р, кот-ый не соотв-ет устан-ым требованиям по одному или более показателям, но это несоответствие не яв-ся критическим. Если выяв-ся устранимые или неустранимые несоотв-ие по одному и более показателям товара наз-ся браком. Если брак устраняемый, то градации кач-ва тов-в увелич-ся. Разновидность брака с неустранимыми знач-ми или критич-ми дефетами яв-ся отходы. Дел-ся на ликвидные (со значит-ми несоотв-ми устан-ым требов-ям), неликвидные(с критич-ми несоотв-ям устан-ым треб-ям).
Результаты оценки качества товаров по назначению делятся на 3 класса: 1) товары пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, кот-ые подлежат реализации без каких-либо огран-ий 2) товары условно пригодные для исп-я по назначению. К этому классу определяется градация нестандартных товаров или брак с устранимым дефектом. Условно пригодные могут быть реализованы по пониженным ценам или направлены на промпереработку на корм скотам. 3) опасные товары не пригодные для использования по назначению. К ним относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации.  Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, наз-ся сортамент. Различают природный и товарный (природные – совок-сть сортов одноименной прод-ции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками; товарный – совокупность товарных сортов различающихся значениями регламентированных нормативных док-ов показателей кач-ва). На формир-ние товарного сортамента влияют след. факторы: сырье, технология, условия и сроки хран-ия.
45. Дефекты товаров. Дефект – каждое отдельное несоответствие прод-ции установленным требованиям. Дефектные изделия имеют хотя бы один изъян. Дефекты делят по нескольким признакам: 1) по причине происхождения дефектов – конструкции, сырья, произв-ва, маркировки, транспо-ки, хранения 2) по месту происхождения – технологические (деф-ты вызванные недостатками при проектировании или разработке прод-ции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов), предреа лизационные (возникают при транспортировке, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров), послереализационные (возникают при хранения, эксплуатации или исполь-нии товаров  потребителем) 3) по степени значимости – критические, хначительные, малозначительные 4) по возможности выявления – явные, скрытые. Дефекты бывают устранимые (деф-ты после устранения кот-ых товар м.б. использован по назначению), неустранимые (деф-ты кот-ые невозможно или экономически невыгодно устранять). Уровень дефектности – доля дефектных единиц товара на 100 единиц товара.  Уд = кол-во товаров (число деф-ов) / число проверок * 100.
46. Оценка уровня качества товаров. Оценкой кач-ва товаров занимается квалиметрия. 1. Оцениваемый технический уровень кач-ва опред-ся при сравнении отеч-ой и запад-ой прод-ции. 2. Технико-экон-ский уровень кач-ва. 3. Нормативный уровень кач-ва товаров используется при юрид-их подходах оценки кач-ва товаров. Ку = Q / Qбаз. Ку – показатель уровня кач-ва товара (является показателем тех свойств, по кот-ым оценивается кач-во товаров). Классификация показателей кач-ва товаров: 1. По кол-ву харак-мых свойств – единичные, комплексные (групповые, интегральные, общие) 2. По оценке уровня кач-ва – базовые, относительные, определенные, специфические. 3. По стадии определения – прогнозируемые, проектируемые, производственные, эксплуатационные. 4. По способу выражения – в натур-ых единицах, в стоимостных. Т.о. показатели имеют наименьшие численные значения, выбор номенклатуры показателей проводятся в соответствии с опред-ыми требованиями.  Методы оценки уровня кач-ва: I. Аналико-эверистический –               1) объективный (измерительный, расчетный, регистрационный) 2) статистический         3) комбинационный 4) эвристический (орга нолиптический, экспертный, социол-ий). II. Операционный – 1) дифференциальный 2) комплексный 3) смешанный. Сравниваются единицы показателей базового образца и оцениваемой прод-ции. Q = Pi / Pбаз ; Q = Pбаз / Pi.
 
Значения дифференциальных оценок необходимо выражать в Одина ковых безразмерных величинах (баллы). Если каждое из значений оцениваемого образца при сравнении его с базовым превышение его не менее чем на 5%, считается что этот образец превосходит мировые достижения. Комплексный метод основан на сравнении обобщенных комплексных показателей кач-ва оцениваемого и базового образцов. Обобщенный показатель может быть выражен через главный показатель, средневзвешенный, интегральный. Разность комплексного метода – экспресс метод. Смешенный метод основан на совместном применении комплексного и дифференциального методов. Не определяется обобщенный показатель кач-ва. Алгоритм оценки кач-ва прод-ции. 1. Установить класс и группу прод-ции. 2. Определить условия использования прод-ции. 3. Установление требований потребителям 4. Выбор и обоснование номенклатуры показателей КП. 5. Выявление лучших сопоставлений отечественного и зарубежного аналогов. 6. Выделение из группы аналога базовой прод-ции. 7. Опред-ние численного показателя кач-ва оцениваемой и базовой прод-ции. 8. Выбор метода оценки технического уровня кач-ва прод-ции. 9. Оценка уровня кач-ва прод-ции. 10. Получение результатов оценки кач-ва и принятие соответ-их решений: продукт превосходит мировой
уровень, соответствует МУ, уступает МУ.
47. Общие принципы и организация контроля качества продукции. Контроль – проверка соответствия отдельных его показателей качества к требованиям нормативно-технической документации. Выделяют 2 элемента контроля качества: а) получение информации о фактическом состоянии товаров (первичная информация); б) сопоставление полученной первичной информации заранее установленными требованиями (вторичная информация). Вторичная информация включает в себя: -контроль количественных характеристик (для ткани: ширина, длина); -качественные характеристики (внешние дефекты). Конт роль является действительным показателем качества продукции. Контроль качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла товаров, в результате выявляется годная или не годная продукция. Контроль качества и его организация взаимосвязаны. Уровень организации контроля определяется системой контроля. Система контроля – это совокупность исполнителей средств контроля и определенных объектов контроля, которые взаимодействуют по установленным правилам. Три основных уровня исполнителей: 1. Уровень предприятий (внутрипроизводственный контроль качества); На предприятии существуют службы технического контроля.
Главная задача – предотвращение выпуска нестандартной браковочной продукции. В службу контроля поступает сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и осуществляется входной, операционный, приемочный контроль. В торговом предприятии осуществляется контроль: а) приемка товаров по количеству и качеству (входной контроль);
б) проверка товаров при подготовке к продаже. 2. Ведомственный контроль. Осуществляет комиссия, в которую входят представители данного ведомства. Данный контроль не только осуществляет контроль качества продукции, но и следит за деятельностью подчиненных. Для всех видов продукции проверяют все нормативные показатели. 1) ее осуществляют: «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии». Ему подчиняются 7 региональных агентств, а региональным – местные; 2) специи фические группы продукции контролирует государственная торговая инспекция; 3) организация осуществляет контроль с точки зрения безопасности продукции и охраны здоровья населения (ветеринарные инспекции). Т.о. как качественно прово дится контроль, зависит безопасность людей. 3.Государственный контроль (вневедомственный).
 
 
 
 
 
48. Испытания. Систематизация видов
испытаний по основным признакам. Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных харак-ик свойств объекта испытания как результат воздействия на него. Функции испытания: 1) создать среду функционирования (среда может быть искусственная); 2) экспериментально определить показатели качества, для этого используют измеряемые, аналитико-эвристические оценки качества; 3) показатели качества могут оцениваться, если целью испытания является оценка качества, они могут определяться при функционировании товаров. Объект испытания – продукция, которая подвергается испытаниям. Объектом испытания может являться конкретный товар, макет или модель изделия, может быть единичное изделие или партия товаров. Если испытывается какой-то товар и в процессе заменен моделями, тем не менее, объектом считается само изделие. Программа испытаний – обязательный организационно-методический документ, обязательный к выполнению. Программа содержит методики испытаний или делает ссылки на документы. Результаты испытаний вносятся в протокол испытаний.
Систематизация видов испытаний по основным признакам: 1. Назначение испытаний: а) исследовательные испытания (проводится с целью определения или оценки показателей качества испытуемого объекта в определенных условиях его применения);
б) контрольные испытания (контроль качества товаров; делится на разновидности в зависимости от конкретного этапа жизненного цикла продукции); в) сравнительные испытания (проводят для аналогичных по характеристикам или одинаковых объектов); г) определяемые испытания (проводят для определения харак-тик объекта с заданными значениями показателей точности и достоверности). 2. Уровень проведения испытаний: а) государственные испытания (проводит головная организация по государственным испытаниям); б) межведомственные испытания (проводит комиссия, в состав которой входят представители нескольких заинтересованных ведомств); в) ведомственные испытания (проводят представители заинтересованного ведомства); 3. Этап разработки продукции: а) доводочные испытания (разновидность исследовательного испытания, проводят на разрешение продукции); б) предварительные испытания (разновидность контрольного испытания, объектами явл-ся опытные образцы или опытные партии продукции);
в) приемочные испытания (разновидность контрольного испытания, решающий вопрос о целесообразности произв. продукции или использования по назначению осуществляется после преварительных испытаний).
4. Испытания готовой продукции: а) квалификационные (контрольное испытание 1-ой промышлен ной партии); б) приемо-сдаточные (при приемочном контроле); в) периодические (контрольные испытания); г)инспекцион ные (контрольное испытание выпускаемой продукции, стабильность качества); д) типовые; е) аттестационные (проводятся при аттестации по категориям качества); ж) сертификационные (контрольное испыта ние). 5. Условия и место проведения испытания: а) лаборатория; б) в) г) 6. Продолжительность: а) нормальные;               б) ускоренные; в) сокращенные; 7. Вид воз действия: а) механические;                       б) Климатические; в) радиационные; г) электрические; д) электромагнитные; е) магнит ные; ж) химические; з) биолог-кие. 8. Результаты воздействия: а) неразрушимые; б) разрушимые; в) на стойкость; г) на прочность; д) на устойчивость. 9. Определяемые харак-ки объекта: а) функциональные; б) на надежность; в) на безопасность; г) на транспортабельность; д) граничные; е) технологические.
49. Виды и  методы контроля качества продукции.    
Нормальный
(для основной продукции)
 
Ослабленный                                                                 
                                        Усиленный
                                   (для новой продукции)
Приемочное число – контрольный норматив, являющийся критерием приемки товаров. Он равен максимально допустимому количеству дефектных единиц. Браковочное число – контрольный норматив, являющийся критерием забра ковывания продукции. Это минимальное число товарной партии. Товарную партию принимают, если приемочное число больше или ровно количеству дефектных единиц. Партию забраковывают, если количество единиц, неотвечающих требованиям, больше или ровно браковочному числу. Приемочные и браковочные числа зависят от массы упаковочных единиц или их количества. Для непродовольственных товаров применяется приемочный уровень дефектности, AQL.  Статистический контроль качества - это разновидность выборочного контроля, который основан на методах математической статистики, т.е. проверяются не все изделия из товарной партии.  Выборка – определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, которые составляют представительную часть товарной партии, они отобраны для составления исходной пробы, которая предназначена для контроля или оценки качества. Процедуру отбора этих упаковочных единиц проводят по установленным заранее или оговоренным правилам. Проба – минимально допустимая часть товарной партии, отобранная для контроля или оценки качества по определенным правилам. Если правила не соблюдаются, то признают результат не действительным. Может быть отказ от принятия претензий торговой организации, возможен перерасчет.
Общие правила: 1. выборка должна быть случайной и представительной; 2. оптимальность размера пробы и выборки. При статистическом контроле объем выборки зависит от объема контролируемой партии, а также от заданной точности результатов. Существуют методы отбора выборки: 1. отбор с применением случайных чисел; 2. отбор вслепую, если товар мелких размеров; 3. систематический отбор; 4. многоступенчатый отбор. Виды выборки: 1. мгновенная; 2. объединенная; 3. случайная; 4. преднамеренная; 5. систематическая. Виды проб: 1. точечная - единичная, определенного размера, взятая из одного места товарной партии, для этого используют различные приспособления (щуп). Если отбирают пробу из партии плодов и овощей необходимо сохранить соотношение мелких, крупных, средних, поврежденных экземпляров.  2. объединенная – совокупность точечных проб, которые отобраны от 1-ой товарной партии. Т.о. в нормативных документах надо приводить оптимальное значение объединенной пробы объединенная проба возрастает с увеличением товарной пробы не в арифметической прогрессии, а по определенным правилам. Иногда для уменьшения пробы используют исходную пробу. 3. исходная;  4. средняя.
Средний образец – часть исходного образца. Средняя проба – часть пробы или среднего образца. Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц, то их нельзя отобрать в средний образец, поэтому выбирают среднюю пробу. Можно готовить среднюю пробу методом измельчения продуктов. Для спорных случаев составляют арбитражные средние пробы. Из средних проб для испытания конкретных показателей качества выделяют навеску.
50. Нормативные документы, регулирующие правила приемки товаров. Общие правила приемки товаров изложены в:
1. Положение о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.