На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности преподавания психологии в школе и в вузе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1. Преподавание психологии в школе
 
В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8–11 классов. В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс. Заметим, что это был первый случай в системе образования, когда школьный учебный предмет:
-   разрабатывался в условиях реального педагогического эксперимента;
- его автор являлся одновременно экспериментатором, регулярно проводившим занятия со школьниками в течение всего периода обучения (4 года);
- результаты обучения отслеживались в психодиагностическом исследовании.
В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого».
Акцент делался на развитие чувства собственного достоинства ребенка как субъекта. Существенным моментом должно стать не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего поведения теперь и в будущем. Программа курса сконструирована так, что изучать базовые категории ее содержания («Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество») можно в любом порядке. Важно – сохранить основные направления, понятия, процесс. Нельзя строить изучение предмета, не учитывая интересы подростка.
Курс разрабатывался в принципиально отличной от традиционной  парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт». Такой подход имеет особую ценность. Его главная цель определяется отношением к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту. Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать творческим, социально адаптированным, защищенным. Своеобразие «Психологии» как учебного предмета обусловлено возникающими проблемами:
1. Каким образом дать ребенку знания о человеке, о самом себе, чтобы они «заработали» на его развитие, не ожидая далекого будущего, а уже здесь и теперь?
2. Поскольку природа психических феноменов такова, что ее невозможно «пощупать руками», можно лишь «схватить мгновение», «почувствовать ситуацию», «послушать себя», то как развить эмоционально-интуитивное начало и повысить гибкость рационального у ребенка, чтобы изучение подобного рода феноменов стало возможным?
3. Если психика – образование целостное, гармоническое, развивающееся, то как добиться этого единства в индивидуальном сознании?
Учебный материал выстраивается следующим образом: структура, функция, развитие. То есть: что это такое; как это можно почувствовать, оценить; как можно управлять этим процессом, явлением?
Учебный курс «Психология в школе» создавался в рамках так называемого интуитивно-психологического направления, основанного на целостном взгляде на личность, где важным считается «почувствовать» другого человека, посмотреть на него в системе его отношений с другими людьми, с окружающим миром и самим собой.
Главная цель курса состоит в том, чтобы построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет. Главная идея – каждый человек живет в Природе и в Обществе и вне природы, также как и вне общества, существовать не может. Таким образом, ребенок должен задаться вопросом: что такое человек? Что во мне человеческого и что общеприродного? Как я могу понять другого человека и почувствовать самого себя? Как я могу управлять своим поведением, своим развитием? Наконец, когда я выстраиваю целостную картину мира – как понять ее?
Основанием этой программы является понимание того, что то, как мы видим мир и самих себя в нем, существенно влияет на способы нашего поведения, стратегию построения отношений с окружающим миром, другим человеком и самим собой.
В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения. Решение поставленных и возникших на практике задач обучения требует создания специальной атмосферы в классе. Принципиальное значение здесь имеют три момента:
1. Создание обстановки безопасности и доверия. Со стороны учителя: безусловное положительное принятие личности ученика, установка на одобрение и поддержку.
2. Умение учителя задавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению.
3. Создание кабинета психологии в школе надо понимать не только как приобретение набора наглядных пособий, дидактических материалов и ТСО, но и как создание такой атмосферы и такого мира, в котором «Я» школьника может меняться, переходить из одного состояния в другое, ребенок может расслабляться, выражать себя и чувствовать комфортно. Элементарное физическое неудобство не позволяет быть раскрепощенным, свободным. Любой дискомфорт и несвобода сделает неэффективным проведение тренингов и других занятий, что, в свою очередь, значительно усложнит задачу развития творчества и освоения психической культуры.
На ситуацию с преподаванием психологии в школе существуют различные взгляды. Г.А. Цукерман предполагает, что: «…будущий предмет психологического познания дан ученику весь целиком, во всех деталях, и знание это эмоционально насыщенно, личностно значимо, хотя нерефлексивно, несистемно, не представлено в сознании в терминах языка. А нужно ли ребенку 10–12 лет рефлексивное, системное знание? Да, безусловно, но только тогда, когда оно необходимо самому говорящему для решения его собственных проблем. Следовательно, психологией можно заниматься только с теми, у кого к началу занятий уже сформировался собственный запрос на такое знание. Это должны быть только факультативы, где темы занятий задают сами школьники». [2]
Схожей точки зрения придерживается и И.В. Бачков: «…курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам. И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма – быть приемлемой для эффективной практической работы… Психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной» [3]. Кстати говоря,  этих точек зрения придерживаются и сами ученики и не без основания.
Но есть другое мнение, которое утверждает что, безусловно, психология должна преподаваться в школе. Знания о человеке, которые получают дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая психология. Без этого он не будет подготовлен к жизни. То, что этот взгляд на школьную психологию имеет широкое распространение, свидетельствует факт существования множества учебников и учебных программ с фиксированным количеством часов и четким планом изучения материала.
Присвоение подростком психологических знаний является фактором развития его личности, о чем свидетельствуют данные психодиагностического исследования:
-   развитие чувства собственного достоинства;
-   снижение уровня агрессивности;
-   изменение мотивов поведения;
-   повышение уровня понимания и принятия другого человека;
- умение прогнозировать и планировать свою жизнь на длительный период;
-   личностный рост и т.д.
Но это все на бумаге, а между тем дети имеют слабое представление о психике человека. Слова о «богатстве внутреннего мира»  воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения ни к ним самим, ни к окружающим людям. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, нередко толкают детей к социально неодобряемым формам поведения.
Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать. Скорей всего у этой «тайны за семью печатями» есть свое оправдание - взрослые подчас и сами не могут в этом разобраться.
Вывод:
Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути. Цель преподавания психологии в школе должна совпадать с основной целью всей системы образования – культурное и социальное развитие ребенка и обеспечивать ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь. Окончив школу, молодые люди поступают в ВУЗ, на разные факультеты, уже имея о них представление. А вот психология остается для них загадкой, которую каждый пытается отгадать по – своему. Отсюда – масса разочарований по мере погружения в психологическую науку и практику. Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной частью общего образования.
 
2. Преподавание психологии в ВУЗе.
 
Если представить, что начальные психологические знания уже получены, а процесс познания себя глубокий и длительный, то для этого необходимы новые научные знания, которые помогут определить направленность в развитии личности молодых людей.
Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов показывает, что выпускники школ идут туда часто по случайным основаниям - это модно, престижно, интересно. Многие, поступая учиться «на психолога», не знают, в чём будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как о науке.
Одна из специализаций студента-психолога, получаемых в ВУЗе, – преподаватель психологии. Как показывает практика, студенты во время учебной деятельности часто не связывают свой будущий профессиональный рост с этим видом деятельности (чего не скажешь, например, о карьере психолога-консультанта или психолога-психотерапевта). И как кажется, дело не только в материальной стороне, на которую так часто привыкли ссылаться студенты.
Кому из студентов-психологов не рисуется картина задушевного диалога между ним, психологом-консультантом, и клиентом, в результате которого последний приходит к осознанию своих жизненных ошибок и с чувством глубокой благодарности уходит от психолога, не забыв щедро одарить его? Ведь сколько раз слышали, что психологическое консультирование, как и психотерапия, располагается между наукой и искусством. А представить, что вы – преподаватель в вузе или школе? Какое уж тут искусство?! Ведь быть преподавателем это тяжкий труд. Константин Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России говорил: «Сколько должно быть обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок 20 или 40 еще не окрепших, рассеянных детских голов... Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критериум учительского достоинства».
Но если жизнь сложилась «не так удачно» и вы все-таки оказались преподавателем… Студенты-психологи еще в ВУЗе понимают, как это непросто – преподавать психологию. Столько нужно знать, чтобы все это уметь рассказать.
Именно на этом поприще складываются воедино научная, практическая и житейская психологии – ведь не зная достаточно глубоко и полно теорию науки, нельзя интересно, доступно и, в то же время, оставаясь на научных позициях, донести до слушателей разных возрастных групп основы самой замечательной науки – «науки о себе».
Как же учить будущего психолога-профессионала, чтобы он не боялся школьников, студентов и хотел бы преподавать? На наш взгляд, важную роль здесь призваны сыграть вузовские учебные дисциплины: педагогика, общая психология, история психологии, педагогическая психология, возрастная психология, и, конечно же, МПП. Роль последней до сих пор не оценена по достоинству.
Следует сразу оговориться, МПП в средней школе и в высшей школе все-таки различны ввиду различия целей.
Цели преподавания психологии в ВУЗе. Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно, взаимодействовать с ними в повседневной практике.
Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.
Таким образом, цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в результате: в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.
Общей целью изучения психологии студентами является формирование у них умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики. А также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).
Данная общая цель должна подразделяться на ряд конкретных целей. Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей, и 2) меньшая группа – это студенты-психологи, получающие профессиональное психологическое образование. Для той и другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Начнем рассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не готовящихся стать специалистами-психологами.
Психологические знания нужны специалисту любой профессии для психологической грамотности, поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить). Не менее важно хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.
По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность: «…это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении» [4].
Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к студентам-непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для программиста или геолога такой недостаток не будет столь ущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологические знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.
Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть готовым вести научные исследования по теоретическим проблемам психологии, тем самым, расширяя горизонты самой науки. Его задача – развивать науку дальше.
Конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии – педагогической, возрастной, юридической, инженерной, медицинской выглядит по-другому. Важная и ответственная роль прикладной психологии диктует следующую цель – формирование у студентов психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
Все же нельзя не отметить, что полноценное формирование профессионала-психолога предполагает очное обучение. Именно здесь, осваивая специальные (профессиональные!) знания каждый день по разработанной системе (учебному плану) под руководством опытных преподавателей, будущий профессионал, вставший на путь овладения профессией «психолог», сможет создать некую «решетку», психологического знания, сам определяя ширину и глубину «ячеек», относясь при этом к себе требовательно и критично. Впрочем, это не означает невозможности освоить психологические знания в иных формах, но выпускник-психолог должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании института искать недостающее знание, доучиваться, как самостоятельно, так и под руководством уже сложившихся профессионалов.
 
Вывод:
 
Вузовское обучение принципиально отличается от школьного не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически. Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень – от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского подхода. Учебная деятельность студента построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации.
Учителя только открывают дверь, входишь ты сам.
 
 
 
 
     Заключение
 
А.Б. Орлов, известный ученый-психолог, побывавший в Америке в конце XX в., заметил: «Менталитет российского человека гораздо в меньшей степени психологизирован, чем западного человека. Мои впечатления о том, что значит психология для американца, очень сильные. Я был поражен в свое время, когда мы были на стажировке в Калифорнии и общались там с разными людьми, не только с психологами, так как оказывалось, что любой наш собеседник мог поддержать разговор на психологическую тему, и имел запас знаний в этой области, был начитан, а какие-то вещи знал даже лучше, чем мы» [5].
Действительно, уровень психологической грамотности и культуры населения страны надо оценить как довольно-таки заброшенный участок общественной жизни. Даже наше высшее психологическое образование во многих случаях является начальным. «Большинство студентов, оказавшихся на соответствующих факультетах или отделениях ВУЗов, оказываются в странном положении: с одной стороны, преподаватели добросовестно стремятся обрушить на них лавину высоконаучной информации, познакомить с разного рода непростыми точками зрения на психику, с другой, эти студенты не проходили базовой подготовки для старта именно на вузовском уровне. Чем они располагают? Личными впечатлениями от наблюдений и самонаблюдений за явлениями психики, а также некоторыми обобщениями, «отстегнутыми» из области фольклора, житейского общения, гуманитарных школьных предметов; сведениями, почерпнутыми из «вольного потока», создаваемого СМИ. Весь этот интеллектуальный «компот» и оказывается в роли информационной базы, на которой начинает строиться «высшее» психологическое образование, именуемое так просто потому, что оно осуществляется в высшем учебном заведении» [6].
Известный ученый, психолог Г.И. Челпанов предсказывал текущему столетию название «век психологии». Он говорил: «…огромные практические задачи, которые должна будет разрешить психология и которые по своей жизненной важности значительно превосходят технические задачи, разрешаемые естествознанием, несомненно, сделают психологию центром научной работы».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
            Московский гуманитарно-экономический институт
                                       Нижегородский филиал
 
                                                  РЕФЕРАТ
        Студентки 4 курса, гуманитарного факультета, специальность
                         « Психология » группы   ПЗС 10
                           Коровина      Ольга     Николаевна
  Учебная дисциплина         «Методика преподавания психологии»
  Тема:    «Специфика преподавания психологии в школе и в ВУЗе»
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                      Проверил:
                                                                                                   Голубева О. В.
                                                                                                  канд. пед. наук
                                    
Регистр. номер
 
                                      
 
                                       Нижний Новгород
                                                   2011
                                                           Педагог-это тот человек, который должен
                                                           передать  новому поколению все ценные
                                                           накопления веков и не передать
                                                           предрассудков, пороков и болезней.
                                                                                                               А. Радищев    
 
       Введение
 
«Методика преподавания психологии (далее МПП) – это наука не о том, как учить студентов, а о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески»[1]. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям.
Следует отметить, что МПП не является сводом жестких и неизменных правил и технологий. Это наука о постоянстве обновления, и не столько самого содержания дисциплинарного знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных и когнитивных взаимодействий преподавателя с обучаемыми.
МПП во многих странах находится только на начальном этапе своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь  же долгую историю, как и сама психология. Работы, посвященные МПП в ВУЗах, стали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее время.
Курс рассматривает различные формы проведения занятий как в средних учебных заведениях (классно - урочная система), так и в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают развивающее обучение в ВУЗе (см. приложение).
Психолог, каким бы методом он не пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Не маловажное значение имеет личность психолога: только высоко нравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ученика по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, переживаний и стремлений. «Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно» (Тиру-Валлювар).
МПП как научная отрасль знания имеет свои объект и предмет исследования, содержание и задачи. Объектом является психологическое образование. Предмет изучения – методическая система психологического образования преподавания, куда входят цель образования, содержание, методы, формы и средства. Субъекты психологического образования – педагог и ученик. Цель работы – рассмотрение содержания и задач МПП как науки, ее место в средней и в высшей школах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
 

 
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
 
 

 
Активный метод – учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. К активным методам относятся:
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. При программированном обучении становился доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат, как в традиционном обучении. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Метод проблемного обучения – это метод обучения, центрированный на учащихся и поощряющий их получать новые знания посредством решения сложных и многогранных практических задач в контексте проблемных ситуаций. Работая в группах, студенты сами определяют что они уже знают, что им необходимо узнать, а также как и где найти новую информацию, имеющую определяющее значение для решения поставленной задачи. Уровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достигать успехов в  решении проблем. Задача учителя научить  не только понимать, но и мыслить.
К активным методам так же относится и интерактивное обучение, но его можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
 

 
Интерактивный метод - в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
                                     
 
                                 Список литературы
 
1.                   Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. – метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.                                                                                          [ 1]  стр. 8
 
2.                   Бачков И.В. Сказкотерапия: Развития самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.                  [ 3]  стр. 23-24
 
3.                   Ефимова Е.В. Левицкая Ю.Л. МПП. Учебно – методическое пособие. Н.Н. 2007.
 
4.                   Карандашев В.И. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
 
5.                   Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998.                       [ 4]  стр. 57-60
 
6.                   Ляудис В.Я.  МПП: Учеб. пособие. М.: УМК «Психология», 2003.
 
7.                   Орлов А.Б.  Психотерапия в процессе рождения // Психология.                       Журнал Высшей школы экономики, 2006.      [ 5 ] стр. 66 [ 6 ]  стр. 5
 
8.      Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб. –    метод, пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
 
9.     Стоюхина Н.Ю. МПП: история, теория, практика. Уч. Пособие. Электронная версия.
 
10.   Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.                                                                                  [ 2]  стр. 73
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                
                                            Содержание
                                                                                                                 Стр.
 
Введение ……………………………………………………………...…3
1.      Преподавание психологии в школе……………………………..5
2.      Преподавание психологии в ВУЗе……………………………..10
Заключение …………………………………………………………….15
Литература ……………………………………………………………..17
Приложение ……………………………………………………………18 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.