На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Субекты конституционных правоотношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение
1.              КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И НОРМЫ
1.1.              Общая характеристика конституционных норм
1.2. Общая характеристика конституционных правоотношений
2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Общая характеристика конституционных правоотношений
2.1. Содержание конституционно-правовых отношений
2.3. Эволюция субъектов конституционных правоотношений в РФ
Заключение
Список использованной литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Конституционное право – это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.
В сферу конституционного права попадает только определённая часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объёму эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью гражданского общества, государство постоянно расширяет своё вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказавшихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения всё новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, падение нравов и духовности, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-техническими открытиями., и др.).
Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные  проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществе существуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционное право призвано быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая определённый общественный порядок и условия для их благополучия.
Целью данной работы является изучение субъектов конституционных правоотношений в России и их содержания.
 

 

1.              КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НОРМЫ

 

1.1.              Общая характеристика конституционных норм

 
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права, но не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль, в силу своего назначения и характера, содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путём психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Ряд этих норм представляют собой декларации. Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции Российской федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1, с. 10]. Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом – высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм всё же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а, следовательно, и об ответственности за нарушение предписаний нормы поведения. Конституционно-правовые отношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, всё же определяют взаимоотношения  людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и люди получают судебную защиту со стороны органов  общей и конституционной юстиции.
Конституционные нормы очень разнообразны и различаются:
?                  по своему содержанию;
?                  по юридической силе;
?                  по территории действия;
?                  по характеру их регулирующего воздействия на общественные отношения. Различают управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы;
?                  по степени определённости содержащегося в них предписания. Выделяют императивные нормы, однозначно устанавливающие вариант поведения субъектов отношения, и диспозитивные, допускающие в определённых рамках возможности выбора вариантов поведения субъекта;
?                  по назначению в механизме правового регулирования. Различают материальные и процессуальные нормы; первые определяют содержание действия, вторые – порядок его осуществления [5, с.18-19].
Правильное применение конституционно-правовой нормы требует уяснения её особенностей на основе перечисленных признаков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

1.2. Общая характеристика конституционно-правовых            отношений

 
В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения.
Палитра конституционных правоотношений многообразна. Возможна их характеристика по разным основаниям. Раскроем одно из них:
1)                 по природе конституционно-правовые отношения являются политическими;
2)                 по видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделить четыре группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:
?                  связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;
?                  связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;
?                  по поводу государственного устройства Российской Федерации;
?                  связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3)               по степени обобщения конституционно-правового урегулирования конституционные правоотношения можно разделить на общие и конкретные:
?                  общие конституционно-правовые отношения - это так называемые правовые состояния. Эти отношения  существую объективно, вне зависимости от конкретных действий существующих субъектов. Более того, им и не надо совершать никаких действий в подтверждение  правового состояния. Например, типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства. Оно возникает в подавляющем большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь.
?                  конкретные конституционные правоотношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретные конституционно-правовые отношения не возникает. Например, в дополнение к названному выше общему правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношения  в сфере гражданства, если гражданин Российской Федерации хочет выйти из гражданства РФ.
4)               по фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические:
?                  статические отношения  - это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов и т.д. Например, Российская Федерация – федеративное государство, поэтому в целом федеративные отношения – статические;
?                  динамические отношения уже в силу определённого слова возникают в результате действия участников конституционно-правовых отношений. Иначе они возникнуть не могут. Но по совершении конкретных конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось. Динамичность предполагает, что в дальнейшем данное конституционно-правое отношение может возникать неоднократно, но в каждом случае понадобятся действия соответствующих субъектов. Например, участие избирателей в голосовании на выборах – это динамичный процесс, он выражается в том, что человек приходит на избирательный участок, получает бюллетень, его заполняет и опускает в избирательный ящик. На этом всё закончилось, и следующий цикл может возникнуть не просто с проведением очередных выборов, а именно с явкой гражданина на избирательный участок для совершения перечисленных действий [3, с. 33-35].
Итак, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует правовой факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.
Юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству возникает в связи с таким событием, как рождение человека. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков  избирателей, включение в эти списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования.
 
 
 
 
 
 

 

2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ                                      ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

2.1. Общая характеристика субъектов конституционных

правоотношений

 
Круг субъектов конституционных правоотношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта конституционных правоотношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации.
Субъектами конституционных правоотношений являются государство – Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Кроме перечисленных, субъектами конституционных правоотношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Если говорить обобщённо, то субъектами конституционных правоотношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определённые обязанности и которым предоставляются права.
В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).
Субъектами любых, в том числе и конституционно-правовых отношений, являются те лица, объединения, органы, территориальные образования, которые могут быть участниками (сторонами) соответствующих общественных отношений, причём такая их возможность закрепляется нормами права.
Спецификой конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причём некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно предъявить в иных правоотношения. Многим субъектам правоотношений не требуется предпринимать конкретных шагов для обозначения своего участия в них, или, как говорят юристы, для выражения своей правосубъектности. Конституционные правоотношения могут быть общими, выглядеть как правовые состояния. И достаточно юридической фиксации в качестве элемента такого состояния, чтобы считаться субъектом соответствующего правоотношения.
 
2.1. Содержание конституционных правоотношений
 
С учётом сказанного можно, отметить наличие следующих субъектов конституционных правоотношений.
1.               Народ, население, нация (народность, этническая общность).
Когда мы говорим о народе как о субъекте конституционных правоотношений, имеется в виду не просто демографическая категория, а народ как совокупность индивидов, составляющих общество конкретной страны и основу её государственного бытия.
Таким образом, субъектом конституционно-правовых отношений является не просто народ, а именно народ (или многонациональный народ) Российской федерации (ст.3 Конституции) [1, с.10].
Можно выделить следующие общие конституционные правоотношения, в которых народ участвует.
Во-первых, народ выступает источником всей власти в обществе и государстве,  что отражено в Конституции РФ (ст. Конституции 3, ч. 1) [1. с.10].
Это означает, что отношения властвования, как правовое состояние, основываются на участии в них народа.
Во-вторых, народ рассматривается как субъект отношений по принятию конституции государства. Это отражено в первых словах Российской Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской федерации…принимаем  Конституцию Российской Федерации» [1, с. 4].
В-третьих, можно говорить об отношениях «народ-государство» как о правовом состоянии, в котором народ является основой государства, а оно предназначено служить своему народу.
С учётом федеративной структуры государства, а также наличия местного самоуправления, можно выделить  и такие субъекты конституционных правоотношений, как народ республики в составе Российской Федерации, население края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа как субъекта РФ, а также население муниципального образования.
Применительно к населению специально отметим, что в конституционно-правовом плане оно не может рассматриваться как совокупность индивидов, проживающих на данной территории. Оно должно восприниматься как субъект конституционных правоотношений – например, только после выявления воли населения могут решаться вопросы, связанные с изменением статуса субъекта РФ, существованием или реорганизацией муниципальной единицы.
Субъектом конституционных правоотношений могут быть нации. Как правило, это общие правоотношения, правовые состояния. Например, возможно говорить о национальном суверенитете как средстве выражения воли нации к созданию своего государства, автономной единицы или к отказу от их создания. Допустимо общее правоотношение «нация-государство», когда интересы нации воплощаются в данном государстве, а государство, в свою очередь, направляет свои усилия на выражение и защиту интересов нации. Иногда предпринимаются попытки предусмотреть возможность конкретных правоотношений с участием нации.  Например, если проводится голосование о судьбе республики, территории, вводится правило отдельного подсчёта голосов для граждан, относящихся к так называемой титульной нации (т.е. нации, давшей имя данной республике, территории). Тем самым она воспринимается как самостоятельный субъект конституционного правоотношения. Правда, возникает вопрос, насколько это законно, поскольку данная нация является частью народа республики, населения территории, и воля целого должна превалировать над волей части, имеющей определённую национальную принадлежность, Кроме того, в связи с выявлением воли нации придётся сначала установить национальную принадлежность граждан, и не станет ли это своеобразным их принуждением, так как Конституция РФ говорит о праве каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность.
Наряду с понятием «нации» в политических науках используются также категории «народностей», «этнических общностей», «этносов». Одинакового подхода к этим категориям нет. Не вдаваясь в дискуссии, отметим их видовое родство с понятием нации. И  тогда следует констатировать, что они тоже могут быть субъектами общих, а порой и конкретных конституционных правоотношений. Это могут быть, в частности, отношения, связанные:
?                  с самоопределением народностей, этнических общностей и созданием автономных образований или обычных территориальных единиц, учитывающих интересы данных народностей, этнических общностей;
?                  с выражением воли и интересов лиц соответствующей национально-этнической принадлежности в форме голосования по какому-то вопросу либо проведения собраний, митингов и т.п.;
?                  с наличием специального представительства от народностей, этнических общностей в органах государственной власти и местного самоуправления [4, с. 12].
Возможны конституционно-правовые отношения с участием народностей, этнических общностей, связанные с гарантированием их прав на землю и иные природные объекты собственности. Следует отметить, что данные конституционные правоотношения постепенно получают перспективу в Российской федерации. В частности, Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации» 1999 г. говорит о праве указанных народов, а также объединений малочисленных народов и лиц на  отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, на безвозмездное владение и пользование землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
Эту линию продолжают  законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири, дальнего Востока Российской федерации» 2000 г. и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации» 2001 г. Последний предусматривает образование таких территорий в ранге федерального, регионального и местного значения по решению соответственно Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления – на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
2.               Субъектами конституционных правоотношений являются государства. В нашей стране данный субъект характеризуется как Российское государство и как Российская Федерация. Вместе с тем каждое их приведённых понятий имеет свои оттенки, лучше проявляющиеся в тех или иных отношениях. Так,  категория «Российское государство» особенно важна для отношений «народ – государство», «общество-государство», «гражданин-государство», «государство - общественные  объединения», «экономика и государство», «государственная собственность-государство». Во всех этих отношениях Российское государство выступает в качестве субъекта, стороны соответствующих правовых состояний. Качества же Федерации особенно для государства в федеративных отношениях, в его внутренней структуре, в национальной и региональной политике.
3.               Самостоятельными субъектами конституционных правоотношений выступают органы государственной власти. На Федеральном уровне – это Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях,  -  Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, банк России, Счётная палата РФ и др.
На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных отношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, - те же избирательные комиссии субъектов Федерации, уполномоченные по правам человека, счётные палаты и др.
4. Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы местного самоуправления – представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.
Зачастую субъектами конституционных правоотношений являются не только названные государственные органы и органы местного самоуправления, но и их должностные лица, структурные подразделения. В частности, в представительных органах таковыми выступают депутаты, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии.
5. Важной составной частью конституционного права является  избирательное право. Поэтому большой круг субъектов составляют участники избирательных правоотношений:
?                  субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные
должности в органах государственной власти и местного самоуправления;
?                  сами кандидаты;
?                  их доверенные лица;
?                  избирательные объединения;
?                  избирательные комиссии, члены избирательных комиссий;
?                  сотрудники аппаратов избирательных комиссий
?                  наблюдатели;
?                  избиратели, участвующие в этом качестве в мероприятиях
избирательных кампаний и в голосовании.
6. Субъектом многих конституционных правоотношений является гражданин. С одной стороны, это правовые состояния – например, состояние гражданства, где второй стороной выступает государство, состояние принадлежности к народу как источнику власти и др. С другой стороны, это и конкретные конституционно-правовые отношения, где гражданин выступает в данном своём качестве – например, при создании общественных объединений, в том числе политических партий, при проведении демонстраций, собраний, пикетирования, при обращении в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его прав законом и т.п.
Помимо граждан своего государства субъектами конституционных правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. В российской федерации это возможно через категорию общих правовых состояний («иностранцы, лица без гражданства – государство»), в которых воплощается государственная политика в отношении названных категорий лиц. Конституционно-правовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть и конкретными, динамическими – например, если они хотят приобрести российское гражданство, получить политическое убежище на территории России, приобрети статус беженцев в Российской Федерации и юр. Законодательство даже позволяет иностранным гражданам избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в голосовании на местных референдумах, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и далее отражено в законе.
7. Участниками конституционно-правовых отношений являются общественные объединения и, прежде всего, такая их разновидность, как политические партии. В частности, они могут выявлять общественное мнение и доводить его до сведения государственных органов. Политические партии вправе предусмотренными законом средствами влиять на формирование государственной воли.
Политические партии являются субъектами конституционных правоотношений не только в их контактах с органами власти. Определённые отношения в партии могут быть тоже урегулированы нормами конституционного права – например, обязанность иметь не менее 5- тысяч членов партии на территории Российской Федерации, отделения партии с числом членов не менее 500 человек на территории более половины субъектов Российской Федерации и др. Когда партия выдвигает своих кандидатов и списки кандидатов на выборах, в отношении порядка выдвижения также действуют нормы конституционного права. Субъектом конституционного права партия до недавнего времени могла стать и в отношениях с другой партией – например, при создании избирательного блока, теперь это не допускается.
8.               Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть религиозные группы и религиозные  организации. С одной стороны, существуют общие конституционные общие правоотношения «Российское государство и религиозные объединения (церковь)», характеризующие политику государства в отношении указанных объединений и исходные начала их положения в государстве. С другой стороны, возможны конкретные конституционные правоотношения с участием религиозных групп и организаций, в частности, обусловленные их созданием и текущей деятельностью.
 

2.3. Эволюция субъектов конституционных                                правоотношений в РФ

 
Круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, её строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно–правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.
Например, в нашей стране до недавнего времени не было президентства, а потому отсутствовали соответствующие субъекты конституционно-правовых отношений на общегосударственном уровне и в субъектах Федерации. Теперь субъектами конституционных правоотношений являются Президент РФ, президенты (главы) республик в составе Российской Федерации, губернаторы и иные главы исполнительной власти субъектов РФ.
Раньше тоже существовала двухпалатность в представительном органе государства – Верховном Совете СССР, но палаты того времени резко отличались от палат введённого потом профессионального парламента, а тем более сегодняшних Совета Федерации и Государственной Думы – палат Федерального Собрания РФ, (т.е., по факту существования как будто такие же субъекты, по сути – совсем другие). В советский период проект закона в высший представительный орган власти могли внести общественные объединения, в наши дни такого субъекта законодательного процесса на федеральном уровне нет. До известного времени субъектами конституционных правоотношений была только одна политическая партия, затем появились другие политические партии, а ранее существовавшая партия потеряла своё привилегированное положение и стала обычным субъектом конституционных правоотношений. Не было института Уполномоченного по правам человека в Российской федерации, Счётной палаты РФ и др.
На пути усиления защиты конституций сначала был учреждёно институт конституционного надзора, в том числе и в Российской Федерации. Но довольно быстро было отдано предпочтение конституционному правосудию, и в Российской Федерации появился такой субъект конституционного права, как Конституционный Суд, а впоследствии – конституционные, уставные суды субъектов Федерации.
Методом «проб» формируются аппараты Президента РФ и структура федеральной исполнительной власти. В результате сначала появляются, затем исчезают одни органы, подразделения и появляются новые. Можно наблюдать динамику и обновление таких субъектов конституционных правоотношений, как советы и комиссии при Президенте РФ, различные подразделения и должностные лица Администрации Президента, федеральные министерства и ведомства.
Ощутимую эволюцию прошли субъекты избирательных правоотношений. Как частично упоминалось, до определённого времени любые общественные объединения имели право выдвигать кандидатов, затем появилась категория «политические общественные объединения», а теперь лишь за политическими партиями оставлено данное право. Сначала возникли такие субъекты выдвижения кандидатов, как инициативные группы граждан, но по новому избирательному законодательству Российской Федерации они уже не имеют права на выдвижение. Избирательное законодательство предусматривает возможность выдвижения человеком самого себя в качестве кандидата (самовыдвижение), чего не было ни в советский период, ни в первые годы постсоветского развития. Введёно новый субъект избирательных правоотношений – наблюдатели.
В советский период элементом политической системы общества были трудовые коллективы (ст. 8 Конституции 1977 г.) [2, с. 144] . И они являлись субъектами многих конституционных правоотношений, в частности, могли выдвигать кандидатов в депутаты. Сегодня трудовые коллективы не воспринимаются как элемент конституционного строя, играют довольно скромную роль и могут выступать субъектами лишь очень узкого круга конституционных правоотношений.

Заключение

 
Таким образом, в работе раскрыты следующие положения, касающиеся конституционных правоотношений.
Роль конституционного права заключается, во-первых, в закреплении основ всего строя общества и государства, статуса личности, организации власти в стране; эти основы развиваются и детализируются далее в нормах различных отраслей права, в первую очередь, в нормах самого конституционного права. Во-вторых, роль конституционного права определяется тем, что задачей конституционного права является регулирование механизмов осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Содержание конституционного права раскрывается в правовых нормах. Ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения.
Те политические общественные отношения, которые охватываются предметом конституционного права и закрепляются его нормами, называются конституционно-правовыми отношениями. В политической литературе используется также термин «конституционные правоотношения»
Перечень субъектов конституционно-правовых отношений широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, центральные законодательные и исполнительные органы, а также соответствующие органы субъектов Федерации местного самоуправления., избирательные комиссии, политические партии, граждане, религиозные группы и организации и др. Другими словами, субъектами конституционно-правовых отношений в Российской Федерации могут быть те субъекты, на которых конституционные правовые нормы возлагают определённые обязанности и которым предоставляют права.
 
 

 

Список использованной литературы

 
1.                  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант-плюс».
2.               Конституция общенародного государства. - М.: Политиздат, 1978. –247 с.
3.               Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 4-е изд., перераб. и доп. – В 2-х т. Т.1. – М.: Юристъ, 2010. – 784 с.
4.               Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 6-е изд, изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 784 с.
5.               Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. 4-е изд. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.