На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Создание и развитие ОАО "Свiтанак"

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.1 Создание и развитие  ОАО "Свiтанак"

Полное наименование предприятия – Открытое акционерное  общество «Свiтанак».  
Отрасль – трикотажная (легкой промышленности).  
Вышестоящее ведомство – Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».  
Юридический адрес – 222160, г. Жодино, ул. 8 Марта, 1.  
Форма собственности – общая долевая.  
Дата последней регистрации – № 506 от 04.08.2000г. Минским облисполкомом.  
Учредители предприятия:  
-Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь;  
-работники ОАО «Свiтанак».  
Распределение уставного фонда в долях:  
-государства – 50,4%;  
-субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности (юридических лиц) – 12,3%;  
-иностранных участников – 0%;  
-прочих участников (физических лиц) – 37,3%, из них – членов трудового коллектива ОАО «Свiтанак» - 18,7%.  
ОАО «Свiтанак» - одно из молодых предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, входящих в систему концерна «Беллегпром». 15 декабря 1975 года была введена в эксплуатацию Жодинская швейно-трикотажная фабрика как филиал Минского производственного объединения «Прогресс». С 1975 года по 1985 год фабрика состояла из трех основных цехов – подготовительно-закройного и двух швейных и производила бельевые трикотажные изделия из товарного полотна, поставщиками которого были смежные предприятия республики - в г. Солигорске, г. Гомеле, г. Бобруйске и др.  
В 1981 году было начато строительство второй очереди фабрики трикотажного производства. Комплектация цехов нового производства производилась новейшим импортным оборудованием. В декабре 1985 года были введены в действие мощности первого пускового комплекса по производству трикотажного полотна – вязального цеха, а в декабре 1986 года был сдан в эксплуатацию второй пусковой комплекс – красильно-отделочный цех. Таким образом, на территории республики было создано крупнейшее предприятие легкой промышленности, предназначенное для массового производства трикотажных изделий из хлопчатобумажной пряжи с полным производственным циклом. Потребителями продукции предприятия являлись практически все республики бывшего СССР. Вплоть до распада СССР предприятием ежегодно производилось более 45 млн. шт. изделий в год.  
С 1 апреля 1986 года, в связи с вводом в эксплуатацию фабрики трикотажного полотна, Жодинская швейно-трикотажная фабрика вышла из состава Минского производственного трикотажного объединения «Прогресс» и была преобразована в Жодинское производственное швейно-трикотажное объединение, состоящее из двух фабрик – трикотажной и швейной.  
С мая 1991 года с целью упрощения управления предприятием, сокращения условно-постоянных расходов и в связи с вводом в эксплуатацию фирменного магазина объединение было преобразовано путем слияния в одно предприятие и переименовано в Жодинскую промышленно-торговую фирму «Свiтанак». С 1 октября 1992 года в соответствии с решением трудового коллектива между предприятием и концерном «Беллегпром» был заключен договор аренды.  
Арендная промышленно-торговая фирма «Свiтанак» была акционирована 30 ноября 1994 года по решению учредительного собрания трудового коллектива. Приказом Мингосимущества Республики Беларусь  
№ 382 от 31 октября 1994 года в Уставный фонд предприятия была передана государственная собственность, в результате чего уставной фонд был утвержден в размере 7905290 тыс. р. и распределился следующим образом: 1203130 тыс. р. или 15,2% доля коллектива арендаторов, заработанная его членами за период аренды, и 6702160 тыс. р. или 84,8% государственная доля. Номинальная стоимость одной акции составляла 10000 р.  
В результате продажи государственной доли на льготных условиях членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам за наличные средства, а также чеки «Имущество» произошло перераспределение уставного фонда ОАО. На начало 1999 года за чеки «Имущество» государством было продано 215455 акции (27,3% от всего количества акций), в результате льготной продажи было выкуплено 11979 акций (1,5%).  
На 01.01.2007г. юридическим лицам негосударственной формы собственности принадлежало 12,3% акций, физическим лицам - 37,3%, из них членам трудового коллектива ОАО - 18,7%; государству - 50,4% акций предприятия. Стоимость имущества, приходящегося на 1 акцию, по балансу на 01.01.2007г. составляла 53934 р. Номинальная стоимость 1 акции на ту же дату – 150 рублей.  
В настоящий момент производственная структура предприятия включает в себя 5 основных цехов: вязальный, красильно-отделочный, подготовительно-закройный и два швейных, а также вспомогательные цеха и службы – ремонтные, энергетические и транспортные, имеется большое складское хозяйство.  
Предприятие содержит такие подразделения социально-бытовой сферы, как: санаторий профилакторий, 6 общежитий, здравпункт, учреждения общественного питания и кафе, в которых занято 185 человек.  
Открытое акционерное общество «Свiтанак» и в настоящее время является одним из крупнейших в республике предприятий трикотажной отрасли легкой промышленности, производящим бельевой трикотаж, а также верхние трикотажные изделия для детей и взрослых. Удельный вес выпуска продукции предприятий, входящих в состав концерна «Беллегпром» за 2007-2008 годы, представлен табл. 1.  
Таблица 1  
Удельный вес выпуска продукции предприятий,  
входящих в состав концерна «Беллегпром» за 2007-2008гг.

Наименование  предприятия  Выпуск, тыс. шт. Удельный  вес в отрасли, %
2007 год  2008 год  2007 год  2008 год 
Витебск, ОАО «КИМ»  3890 3300 9,6 10,4
Гомель, ПТФ «8 Марта» 4512 2800 11,1 8,8
Барановичи, трикотажная фабрика  138 110 0,3 0,3
Минск, ПТФ «Алеся»  692 183 1,7 0,6
Жодино, ОАО «Свiтанак» 17165 16112 42,4 50,8
ОАО «Бобруйсктрикотаж» 2191 2144 5,4 6,8
Брест, ПТФ «Элма» 528 335 1,3 1,1
Пинск, «Полесье»  4715 3385 11,6 10,7
Солигорск «Купалинка» 6684 3327 16,5 10,5
Всего по отрасли: 40515 31696 100,0 100,0
Как видно из табл. 1, удельный вес продукции ОАО  «Свiтанак» в общем объёме произведенной продукции по отрасли в 2007 году составлял 42,4 %, в 2008 году - 50,8 %, что соответствует наибольшему значению.

     Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

Основной целью  деятельности ОАО «Свiтанак» является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предприятие осуществляет производство и реализацию трикотажных изделий и полотна, а также оказывает услуги по вязанию, крашению, отделке полотна и изготовлению готовой продукции из сырья заказчика. Установленное оборудование, применяемая технология и квалифицированные кадры позволяют предприятию выпускать сравнительно небольшими партиями широкий ассортимент продукции, пользующейся устойчивым потребительским спросом, как на внутреннем рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.  
По итогам работы за 2007 год предприятие произвело 16524 тыс. шт. изделий, в 2008 году произведено 16978 тыс. шт. Объём реализованной продукции за 2007 год составил 64967 млн. р., в 2008 году на сумму 75466 млн. р. Издержки по производству и сбыту продукции составили: в 2007 году – 57403 млн. р., в 2008 году в размере 62857 млн. р., из них постоянные – 30,9%.  
Рентабельность реализованной продукции за 2007 год составила 13,9%, в 2008 году составила 18,7%.  
Показатели финансовой устойчивости предприятия составляли: за 2007 год коэффициент текущей ликвидности - 2,1; коэффициент обеспеченности собственными средствами - 0,5; за 2008 год соответственно 2,52 и 0,53.  
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Свiтанак» за период с 2006 по 2008.  
Предприятие выпускает трикотажные изделия ясельной, детской, мужской и женской ассортиментных групп. Ассортимент постоянно обновляется с учетом сезонности. В течение года разрабатываются и внедряются в производство более 250 новых моделей изделий. Наряду с недорогими, доступными всем слоям населения изделиями бельевой группы, в коллекции предприятия присутствуют и более дорогие из более качественного сырья изделия верхнего трикотажа - это большая и разнообразная группа изделий из бархатоподобного полотна.  
Качество выпускаемой продукции соответствует требованиям, предъявляемым к нему стандартами Республики Беларусь и Российской Федерации. Готовая продукция предприятия выпускается в соответствии с межгосударственными стандартами.  
Широкий ассортимент продукции соответствует потребительским запросам всех слоев и половозрастных групп населения. Ежегодно для поставок на внутренний рынок обновляется свыше 50% ассортимента предприятия, а с учетом экспорта обновление составляет до 76%.  
Ассортиментная политика предприятия, проводившаяся в 2007-2008 годы, была направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение его качества путем вовлечения в производство новых видов сырья, заправок и переплетений полотен, новых рисунков набивки и штучной печати, нового оборудования. Все это способствовало повышению технического уровня и конкурентоспособности продукции предприятия.  
В соответствии с Уставом ОАО управление предприятием осуществляется общим собранием акционеров, наблюдательным советом, директором и дирекцией. Общее собрание акционеров является высшим органом управления обществом. В промежутках между собраниями в соответствии с предоставленными полномочиями функции общего руководства осуществляет наблюдательный совет предприятия. Руководство текущей оперативно-производственной деятельностью предприятия осуществляет дирекция и директор предприятия в соответствии с действующей структурой управления предприятием, состоящей из семи блоков:  
№ 10 – блок общего руководства; возглавляет директор предприятия;  
№ 20 – блок организации основного производства; возглавляет заместитель предприятия по производству (первый заместитель директора);  
№ 30 – блок технического развития; возглавляет - заместитель директора по техническим вопросам;  
№ 40 – экономический блок, состоящий из подразделений учета и финансов, возглавляемых главным бухгалтером, а также экономических подразделений, возглавляемых главным экономистом;  
№ 50 – блок маркетинговой деятельности; возглавляет - заместитель директора по маркетингу;  
№ 60 – блок контроля качества продукции; возглавляет - начальник ОТК;  
№ 70 – блок социального развития; возглавляет - заместитель директора по информационной работе и социальным вопросам.  
В состав дирекции входят: директор, его заместители, главный бухгалтер и начальник юридического отдела.  
Директор, его заместители и главные специалисты имеют высшее инженерное или экономическое образование и большой опыт работы в отрасли и на предприятии. Руководители среднего звена и специалисты также имеют большой практический опыт работы на предприятии и высшее или среднее образование.  
Большая работа на предприятии проводится по автоматизации управления производством. Специалистами ОАСУП разработано и внедрено множество задач, позволяющих прослеживать процессы производства продукции, выполнение планов по отгрузке и т.д., что даёт возможность руководству оперативно принимать соответствующие управленческие решения. В 2001 году был создан сайт в сети Internet, ежемесячно осуществляется его актуализация с целью расширить рынки сбыта. В 2002 году начата работа по внедрению штрих кодирования готовой продукции, которая была закончена в декабре 2003 года.  
Инвестиционная деятельность предприятия направлена в основном на техническое перевооружение подготовительно-закройного цеха, повышение технического уровня КОЦ (за счет модернизации печатной машины «Шторк» и покупки красильного аппарата малой загрузки «Софт-ТКО», обновление парка оборудования швейных цехов, а также на внедрение мероприятий по энергосбережению, предусмотренных соответствующей Программой для демонстрационной зоны Республики Беларусь на 2008-2007 гг., и на автоматизацию учетных и счетно-вычислительных работ. Основные направления инвестиционной деятельности обусловлены большой степенью износа оборудования (по состоянию на 01.01.2007г. – на 82 %) и необходимостью снижать затраты на производство продукции.  
В связи с дефицитом оборотных средств на приобретение нового оборудования ОАО «Свiтанак» вынуждено привлекать кредитные ресурсы банков. Так, в ноябре 2003 года был оформлен валютный кредит в ОАО «Беларусбанк» на сумму 600 тыс. у.е. сроком на 3,3 года на покупку вышеуказанного комплекта оборудования для красильно-отделочного цеха. В 2008 году предприятие продолжало выплату основного долга по данному кредиту, уменьшая остаток задолженности к концу года до 101,7 тыс. у.е.  
Учитывая назревшую необходимость технического переоснащения подготовительно-закройного цеха, предприятие приобрело в октябре 2007 года Систему автоматизированного проектирования раскладок (САПР) производства американской фирмы «Гербер» стоимостью 100 тыс. у.е., а также автоматизированный настилочный комплекс и автомат для раскроя трикотажного полотна фирмы «Курис-Вастема» стоимостью 332 тыс. у.е. Оборудование приобретено посредством привлечения заемных средств сроком на 3,5 года с отсрочкой платежей по основному долгу на полгода.  
Установка нового оборудования в ПЗЦ позволит сэкономить около 40 тонн сырья в расчете на год, повысить производительность и уровень механизации труда, в результате чего высвободится 20 человек рабочих цеха, а также сэкономить энергоресурсов в расчете на год на сумму 1,9 тыс. у.е. По предварительным расчетам срок окупаемости по данному проекту составит 3,9 года.  
В декабре 2008 года предприятие привлекло иностранный валютный кредит на покупку оборудования и запчастей для КОЦ - красильного аппарата и модульных узлов для печатной машины «Шторк». Кредит планируется взять под 5% годовых сроком на 2,5 года с отсрочкой платежа на 0,5 года и начать погашение основного долга с июля 2007 года.  
Основой своей политики в области качества ОАО «Свiтанак» считает выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей.  
В августе 2001 года на ОАО «Свiтанак» была сертифицирована система качества в Национальной системе сертификации Республики Беларусь на соответствие стандарту ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».  
Деятельность предприятия по производству продукции основывается на планах: стратегических, текущих, оперативных и их исполнении.  
С целью обеспечения ритмичной работы предприятия с минимальными трудовыми и материальными затратами на ОАО «Свiтанак» создана система планирования, управления и учета в основном производстве, состоящая из следующих подсистем:  
-                   годовое, квартальное и оперативно-календарное планирование;  
-                   оперативное управление основным производством;  
-                   регулирование хода производства;  
-                   оперативный учет с помощью компьютерной техники;  
-                   анализ и оценка хода производства.  
Целью планирования является создание планов объема производства на определенный календарный период (год, квартал, месяц). При планировании годовой производственной программы учитывают прогнозы реализации продукции маркетинговой службой, экономические показатели развития и функционирования предприятия, мощности оборудования, план повышения эффективности производства. Объем планируемой продукции за квартал рассчитывается исходя из годовой программы и количества дней за календарный период.

Квартальный план разрабатывается  ПЭО и утверждается директором до 10 числа последнего месяца предыдущего  квартала.  
На основании квартального плана разрабатывается оперативный график выпуска продукции на следующий месяц.  
Целью оперативного управления основным производством является организация работ цехов основного производства.  
Первоочередными задачами оперативного управления являются: регулирование выполнения цехами основного производства задания по выпуску продукции в заданном количестве; контроль за текущим материально-техническим обеспечением; подготовка технологической оснастки и оборудования; проведение оперативных ежедневных совещаний с начальниками цехов; организация профилактических и ремонтных работ.  
Основными подразделениями, осуществляющими организацию экономической работы на ОАО «Свiтанак» являются ПЭО, ОТиЗ, бухгалтерия.  
Функции ПЭО: планирование и прогнозирование работы предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды; расчет себестоимости продукции; определение величины прибыли и утверждение направлений ее использования; учет и анализ основных показателей эффективности деятельности предприятия (рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность производства и т.д.); анализ использования трудовых и материальных ресурсов.  
Работа ПЭО заключается в обеспечении нормальной деятельности предприятия, согласованной работы всех его структурных подразделений.  
В связи с быстрыми темпами инфляции в Республике Беларусь анализ отдельных показателей в стоимостном выражении становится нецелесообразным. Производимая на предприятии переоценка и пересчет этих показателей по установленной методике не позволяет отразить их реальную динамику. Поэтому ПЭО больше внимания уделяет краткосрочному планированию и прогнозированию.  
Функции ОТиЗ: нормирование выполняемых операций; расчет потребности в трудовых ресурсах; ведение учета рабочего времени; начисление заработной платы; анализ использования фонда оплаты труда; анализ численности.  
Исходя из производственной программы на планируемый период, которая предоставляется планово-экономическим отделом, отделом труда и заработной платы определяется необходимая численность рабочих и плановый ФОТ.  
Функции Бухгалтерии: ведение учета всех ресурсов, имеющих стоимостное выражение; составление отчетности по использованию ресурсов; осуществление расчетов с рабочими и служащими; учет товарно-материальных ценностей; учет готовой продукции; определение потребности в оборотных средствах; осуществление ревизионно-методологической работы; составление бухгалтерской и финансовой отчетности; расчет налогов, предоставление информации в налоговую инспекцию; предоставление информации о предприятии Министерству статистики; предоставление информации руководителям.  
Устойчивой работе предприятия на протяжении последних ряда лет способствовала правильно выбранная стратегия развития предприятия расширение объёмов работы на экспорт с целью осуществления технического перевооружения производства, внедрения новых технологий и повышения на этой основе конкурентоспособности выпускаемой продукции.  
В рамках выбранной стратегии предприятие осуществляло свою работу и в 2008 году.  
В сравнении с 2007 годом финансовые результаты работы предприятия несколько улучшились. Рентабельность реализованной продукции за 2008 год составила 18,7%. В 2008 году у предприятия улучшились показатели финансовой устойчивости: коэффициент текущей ликвидности с 2,1 на конец 2007 года вырос до уровня 2,52 на ту же дату в 2008 году; коэффициент обеспеченности собственными средствами с 0,5 в 2007 году вырос до 0,53 в 2008 году.  
В 2007 году в направлении экономического развития планируется сконцентрировать усилия всех подразделений предприятия и направить их на поиски резервов производства, снижение затрат на производство и реализацию продукции, повышение эффективности работы на экспорт, максимизацию текущей прибыли, дальнейшее совершенствование ассортимента и улучшение качества. Планом мероприятий по снижению затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Свiтанак» на 2007 год предусматривается сэкономить 479 млн. р.  
В направлении технического развития предприятия в 2007 году планируется произвести техническое переоснащение подготовительно-закройного цеха, внедрить автоматизированный учет энергозатрат в цехах швейного производства и ряд других энергосберегающих мероприятий в соответствии с программой демонстрационной зоны легкой промышленности Республики Беларусь, частично обновить парк швейного оборудования, осуществить комплекс работ по модернизации локальной вычислительной сети для АСУП, закончить внедрение штрих кодирования готовой продукции и выполнить другие мероприятия.  
В направлении социального развития предприятия в 2007 году планируется произвести косметические ремонты в некоторых служебных помещениях и осуществить ряд других мероприятий по улучшению условий труда в основных и вспомогательных цехах производства, обеспечить в 2007 году размер средней зарплаты работникам предприятия на уровне не ниже 265 у.е., обеспечив её реальный прирост на 14%. Осуществление других мероприятий социального характера будет зависеть от финансовых возможностей предприятия.  
Производственная мощность ОАО «Свiтанак» по состоянию на 01.01.2008 г. в номенклатуре ассортимента 2007 года составила 23 026 тыс. штук трикотажных изделий исходя из наличия в швейном производстве 785 рабочих мест для работы в двухсменном режиме. Фактически при завершении начатой в 2006-2007 годы реорганизации швейного производства, организации "потоков-пилотов" нового типа, количество рабочих мест, размещенных на имеющихся производственных площадях сократится до 685. Необходимость реорганизации вызвана изменившимися условиями рынка - большим количеством и частой сменяемостью моделей, производимых на потоке, необходимостью в связи с этим быстрой перестановки оборудования. Учитывая данный фактор, в пересчете на 685 рабочих мест производственная мощность к концу 2008 года составляла 23026 тыс. шт. Выпуск 16978 тыс. шт. обеспечил её использование на 75,5 %.  
Производственные мощности цехов трикотажного производства используются также не полностью. Так, в 2008 году мощности вязального цеха использовались на 37,6%, по красильно-отделочному производственные мощности использовались в зависимости от вида оборудования с различной степенью нагрузки:  
-красильные аппараты «Софт-Стрим» - на 67,1%;  
-сушильные машины СБП - на 27,1%;  
-сушильная машина «Ротосвинг» - на 91,9%;  
-каландр ТК - 2000- на 17,1 %;  
-каландр «Ферраро» - на 55,5 %;  
-ворсовальные машины- на 15,1%;  
-СШМ «Элитекс»- на 98,0%;  
-печатная машина «Шторк» - на 95,4 %;  
-печатная машина «Бузер» - на 91,7%.  
Основными причинами, по которым предприятие не работает на полную мощность, являются:  
-потеря рынков сбыта в период развала бывшего СССР и вытеснение отечественной продукции дешевым ширпотребом импортного производства;  
-отсутствие необходимого количества качественного сырья хлопчатобумажной пряжи отечественного производства;  
-недостаток оборотных средств, как у потребителей продукции, так и у её производителей;  
-сложная система налогообложения и чрезмерно высокие ставки налогов.

     Развитие  маркетинга на предприятии 

Стратегия маркетинга ОАО изложена в «Концепции развития маркетинга на ОАО «Свiтанак».  
Стратегия маркетинга предприятия состоит в стремлении добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые могли бы обеспечить предприятию высокую рентабельность производства на длительную перспективу. ОАО «Свiтанак» в своем развитии руководствуется стратегией маркетинга, ориентирующейся на полнейшее удовлетворение потребностей заказчика и умение приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим условиям.  
Стратегия маркетинга предприятия призвана обеспечить решение следующих основных вопросов:  
-удержание ранее завоеванных позиций, расширение влияния на новых рынках сбыта, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья;  
-обеспечение максимально возможного уровня удовлетворения потребностей покупателей;  
-сокращение издержек, техническое переоснащение производства оборудованием, обеспечивающим производство качественных изделий в необходимом объеме;  
-внедрение прогрессивных технологий при производстве продукции, отвечающей высоким техническим, эстетическим и эксплуатационным требованиям потребителей;  
-расширение рынков закупки сырья;  
-проникновение на новые сегменты рынка под новой торговой маркой с целью продаж продукции улучшенного качества по более высоким ценам;  
-обеспеченность сырьем в соответствии с потребностью производственных мощностей.  
Одной из главных задач в развитии предприятия является сохранение имеющихся внутренних рынков сбыта и одновременное увеличение объемов выпуска качественной конкурентоспособной продукции для дальнейшего продвижение ее на экспорт, включая Российскую Федерацию.  
ОАО «Свiтанак», как производитель трикотажных изделий стремится обеспечить лидирующее положение на рынке. Поэтому важной стратегической задачей в современных условиях становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых видов продукции, новых технологий, улучшении качества и потребительских свойств выпускаемой продукции, соответствующей мировому уровню. Вся работа предприятия, использующего принципы маркетинговой политики, направлена на подчинение производства интересам потребителя.  
Стремясь реализовать свою стратегию маркетинга, ОАО «Свiтанак» определило, что миссией предприятия является обеспечение потребителям максимально возможного уровня удовлетворения их потребностей в качественном и недорогом хлопчатобумажном белье, спортивной одежде и легком верхнем трикотаже из натуральных видов сырья.  
Спрос на продукцию ОАО «Свiтанак» можно охарактеризовать как устойчивый. Этому способствует довольно широкий ассортимент в сочетании с высокими качественными и дизайнерскими характеристиками и приемлемым уровнем цены.  
Устойчивым спросом у покупателей пользуются изделия таких ассортиментных групп, как белье ясельное, взрослое белье, белье и верх подростковый. Особым спросом пользуется верх взрослый (халаты плюшевые и бархатные, платья и т.д.).  
Доля продукции предприятия, которая может быть востребована на внутреннем рынке, составляет 45-47%. Спрос на внутреннем рынке сдерживается низким уровнем платежеспособности населения. Однако, учитывая особенности ассортимента продукции предприятия - преобладание бельевого трикотажа, с большой долей вероятности можно предположить, что потребность в нем будет сохраняться и в будущем.  
Статистические маркетинговые исследования показывают, что абсолютные размеры рынка продукции предприятия за предыдущие периоды имеют следующий вид (табл. 2):  
Таблица 2  
Размеры рынка продукции предприятия за 2006-2008гг.

Регион  Единицы  
 
измерения
2006 год  2007 год  2008 год 
Республика  Беларусь тыс. шт.  
тыс. у.е.
14 077,6  
17 301,3
9 980,5  
11 649,2
8 963,0  
10 509,4
Страны  СНГ  тыс. шт.  
тыс. у.е.
2 500,5  
3 003,8
5 178,0  
6 327,4
5 842,7  
7 594,9
Страны  Прибалтики тыс. шт.  
тыс. у.е.
30,8  
40,3
86,0  
96,2
27,8  
30,5
Страны  дальнего зарубежья  тыс. шт.  
тыс. у.е.
1 436,8  
1 844,0
1 365,6  
2 049,4
1 417,9  
2 079,1
Всего по предприятию  тыс. шт.  
тыс. у.е.
18 042,5  
22 189,4
16 610,1 2  
0 022,2
16 251,4  
20 213,9
Участие в проводимых выставках и ярмарках, а также  сложившиеся внешнеэкономические  связи показывают, что продукция  предприятия пользуется спросом  у потребителей и это дает основание  рассчитывать на сохранение существующих рынков сбыта как в 2008-2007 годы, так  и в последующие периоды.  
Проблема конкурентоспособности продукции имеет для предприятия долговременный стратегический характер. Основными направлениями деятельности с целью достижения конкурентного преимущества для предприятия являются:  
-разнообразие моделей и дизайн изделий ясельного ассортимента;  
-регулярное обновление детского ассортимента за счёт большого количества набивных рисунков;  
-производство верхней женской одежды для дома из набивных кулирных полотен, гладких и рисунчатых плюшевых полотен;  
-производство верхней женской одежды для весенне-летнего сезона из вискозного полотна;  
-производство женского белья с шитьём и кружевами;  
-возможность поддерживать уровень цен ниже других предприятий за счет больших объёмов производства;  
-наличие нового оборудования для получения малоусадочных полотен;  
-имидж ОАО «Свiтанак» как производителя качественной продукции разнообразного ассортимента, имеющего свои традиции в дизайне, располагающего современными технологиями, способного удовлетворить запросы всех групп потребителей;  
-выпуск новой молодёжной коллекции «ЭГО».  
Для усиления конкурентных позиций предприятия необходимо долгосрочное прогнозирование объема и ассортимента, перспективное планирование технического уровня и качества продукции, которые направлены на выявление возможных требований к ассортименту и качеству продукции на период производства и потребления, и определение научно-технических и экономических возможностей, способствующих удовлетворению запросов потребителя.  
Не исключается и краткосрочное прогнозирование с целью завоевания новых позиций на рынке и быстрого удовлетворения потребностей рынка, обеспечивая при этом хорошее качество и доступные цены.  
 
ЛИТЕРАТУРА  
1.                     Аврашков Л.Я. Экономика предприятия / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 455 с.  
2.                     Антосенков Е., Кокин Ю. Реформа заработной платы – ожидание и реальность // Экономист. 2003. № 4. С. 25-28.  
3.                     Бабук И.М. Экономика предприятия: Учебное пособие для студентов технических специальностей / И.М. Бабук. – Минск: «ИВЦ Минфина», 2006. – 327с.  
4.                     Бовыкин В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. – М.: «Эксмо», 2003. – 480 с.  
5.                     Ворст И. Экономика фирмы / И. Ворст, П. Ревентлоу. – М.: Высшая школа, 2003. – 290 с.

2.2КОНТРОЛЬ  КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ  И РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ  Понятие и виды  контроля качества  продукции и работы

Под контролем  качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик  продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным  техническим требованиям.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен  на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или  эксплуатации.
Суть контроля качества продукции на предприятии  заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении  полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки, ТЗ. НТД, ТУ и других документах.
Контроль предусматривает  проверку продукции в самом начале производственного процесса и в  период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего  качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом, контроль продукции включает в себя такие меры на месте ее изготовления или на месте ее эксплуатации, в  результате которых допущенные отклонения от нормы требуемого уровня качества могут быть исправлены еще до того, как будет выпущена дефектная  продукция или продукция, не соответствующая  техническим требованиям. Недостаточный  контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению  финансовых проблем и влечет за собой  дополнительные издержки. Контроль качества включает:
•         входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;
•         производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
•         систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольноизмерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;
•         контроль моделей и опытных образцов;
•         контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).
Стимулирование  качества охватывает:
•         разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции;       
  разработку положений  о премировании  работников предприятия  за качество работы (совместно  с отделом организации  труда и заработной  платы);
•         обучение и повышение квалификации.
Особым  видом контроля качества являются испытания  готовой продукции  – это определение  или исследование одной или нескольких характеристик продукции  под воздействием совокупности физических, химических, природных  или эксплуатационных факторов и условий.
Испытания проводятся по соответствующим  программам. В зависимости  от целей существуют следующие основные виды испытаний:
•         предварительные испытания – это испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
•         приемочные испытания – это испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производства;
•         приемосдаточные испытания – это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
•         периодические испытания – это испытания, которые проводятся один раз в 3 – 5 лет для проверки стабильности производства;
•         типовые испытания – это испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
На  различных предприятиях могут применяться  следующие меры контроля продукции. На отдельных  предприятиях меры контроля продукции могут  охватывать весь цикл серийного производства, в течение которого исходные материалы  и закупленные  элементы превращаются, переходя от одного процесса к другому, в конечный продукт. Однако, на предприятиях, специализирующихся на обработке деталей, меры эти могут  охватывать лишь ту часть полного  цикла, которая связана  с обработкой элементов. На других предприятиях контроль продукции  может ограничиваться контролем сборочных  процессов. Тем не менее, во всех случаях  контроль продукции  сопрягается с  упорядоченным потоком обрабатываемых деталей и материалов. Здесь, как правило, выделяют следующие стадии:
Прогнозирования являются стержнем любой  торговой системы, поэтому  компетентно сделанные прогнозы Форекс могут сделать Вас страшно богатым.
1.     Получение заказа на деталь, материал или сборку.
2.     Исследование требований, содержащихся в заказе, и принятие шагов, необходимых для выполнения заказа, включая правильное распределение имеющегося технологического и контрольного оборудования.
3.     Передача заказа в производство.
4.     Контроль материала в процессе изготовления.
5.     Одобрение продукции.
6.     Проверка качества продукции и оценка полученных результатов.
7.     Упаковка и доставка продукции
Меры  по контролю продукции, применяемые на протяжении этих семи стадий, могут  быть разбиты на две  группы:
1.     Меры   по   установлению   и   поддержанию   производственных стандартов (осуществляются на стадиях 13).
2.     Меры по контролю материала в период серийного производства (осуществляются на стадиях 47).
Разнообразие   форм   и   видов   контроля   качества   продукции позволяют выделить следующие виды контрольных операций:
По стадиям жизненного цикла изделия:
-   контроль проектирования новых изделий;
-   контроль производства и реализации продукции;
-   контроль эксплуатации или потребления.
По объектам контроля:
-   контроль предметов труда;
-   контроль сре дств пр оизводства;
-   контроль технологии;
-   контроль труда исполнителей;
-   контроль условий труда.
По стадиям производственного процесса:
-   входной контроль, предназначенный для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства;
-   промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического процесса (пооперационный);
-   окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;
-   контроль транспортировки и хранения продукции.
По степени охвата продукции:
Сплошной  контроль, выполняемый  при 100 %ном охвате предъявляемой продукции.
Он  применяется в  следующих случаях:
при    ненадежности    качества    поставляемых     материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц;
-   когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают однородность изготовляемых объектов;
-   при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости;
после операций, имеющих  решающее значение для  качества последующей  обработки или  сборки;
-   после операций с возможным высоким размером брака;
-   при испытании готовых изделий особого назначения;
Выборочный  контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в  следующих случаях:
-   при большом числе одинаковых деталей;
-   при высокой степени устойчивости технологического процесса;
-   после второстепенных операций. • По месту выполнения:
Стационарный  контроль, выполняемый  в стационарных контрольных  пунктах, которые  создаются в следующих  случаях:
При необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства, которые требуют  специально оборудованных  контрольных пунктов (сложная  измерительная аппаратура);
При возможности включения  работы стационарного  контрольного пункта в поток заключительных операций производственного  процесса;
Скользящий  контроль, выполняемый  непосредственно  на рабочих местах, как правило, в  следующих случаях:
При     проверке     громоздких     изделий,     неудобных     для транспортировки;
При изготовлении малого числа одинаковых изделий;
При     возможности     применения     простых     контрольноизмерительных инструментов, либо приборов.
По времени выполнения:
-        Непрерывный;
-        Периодический.
По  организационным  формам  выявления  и  предупреждения брака:
Летучий контроль, выполняемый  контролером произвольно  без графика при  систематическом  обходе закрепленных за ним рабочих  мест;
Кольцевой контроль, заключающийся  в том, что за контролером  закрепляется определенное количество рабочих  мест, которые он обходит по кольцу периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция  проходит контроль на месте ее изготовления;
Статистический  контроль, являющийся формой периодического выборочного контроля, основанный на методах  математической статистики и позволяющий  обнаружить и ликвидировать  отклонение от нормального  хода технологического процесса раньше, чем  эти отклонения приведут к браку;
Текущий предупредительный  контроль, выполняемый  с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает:
-   проверку первых экземпляров изделий;
-   контроль соблюдения технологических режимов;
-   проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.
По влиянию на возможность последующего использования продукции:
-        Разрушающий контроль;
-        Неразрушающий контроль.
По степени механизации и автоматизации:
-        Ручной контроль;
-        Механизированный контроль;
-        автоматизированный (автоматизированные системы управления качеством) контроль;
-        автоматический контроль;
-        активный и пассивный контроль.
По исполнителям:
-        Самоконтроль;
-        Контроль мастеров;
-        Контроль ОТК
-        Инспекционный контроль;
-        Одноступенчатый контроль (исполнителя плюс приемка ОТК);
Многоступенчатый  контроль (исполнителя  плюс операционный плюс специальный, плюс приемочный).
По используемым средствам:
-   Измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия: по точному значению (используются инструменты и приборы шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров (применяются шаблоны, калибры и т.п.);
-   Регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);
-   Органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контролируемого объекта;
-   Визуальный контроль – вариант органолептического, при котором контроль осуществляется только органами зрения;
-   Контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого изделия с признаками контрольного образца (эталона);
-   Технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости с привлечением простейших средств контроля.
Методы  технического контроля характерны для каждого  участка производства и объекта контроля. Здесь различают:
•   Визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
•   Измерение размеров, позволяющее определить правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
•   Общую совокупность субъектов контроля качества продукции можно классифицировать по уровням управления, на которых они осуществляют свою деятельность, а также по видам контроля.
Так на общегосударственном уровне проверками качества выпускаемой и реализуемой продукции, а также применением различных мер воздействия к нарушителям занимаются:
•   Госстандарт России и его территориальные органы;
•   Органы по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
•   Органы таможенного и антимонопольного регулирования;
•   Судебные органы и органы Госарбитража;
•   Комиссии местных органов власти.
На  отраслевом уровне и уровне предприятий ведомственный контроль качества продукции в соответствии с закрепленными обязанностями и представленными полномочиями осуществляют:
•   Министр и его заместители;
•   Главные инспекции по качеству министерств;
•   Подразделения контроля качества разработок в научноисследовательских, проектноконструкторских и технологических организациях отрасли;
•   Отраслевые испытательные центры;
•   Директора и главные инженеры предприятий отрасли;
•   Подразделения контроля качества конструкторской, технологической и другой нормативнотехнической документации на предприятиях;
•   Авторы конструкторских и технологических разработок, переданных в производство;
•   Управления контроля качества производственных объединений и их подразделения;
•   Отделы технического контроля предприятий и их подразделения;
•   Бюро технического контроля цехов и участков;
•   Бригады контролеров ОТК;
•   Контролеры ОТК;
•   Исследовательские и измерительные лаборатории, контрольноиспытательные станции, подразделения служб главного конструктора, главного технолога, главного механика, главного металлурга, главного метролога, главного бухгалтера, материальнотехнического снабжения, сбыта, юридический, финансовый и др.;
•   Группы качества;
•   Мастера;
•   Бригадиры;
•   Исполнители производственных операций, переведенные на самоконтроль;
•   Исполнители производственных операций, не переведенные на самоконтроль;
Межведомственный  контроль качества продукции в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства могут осуществлять:
•   Органы Госторгинспекции, контролирующие подразделения торговых, снабженческосбытовых и других организаций
•   Заказчики (представители заказчиков на предприятияхизготовителях);
•   Потребители (их общества, ассоциации, союзы и т.п.).
Каждому из названных субъектов  контроля соответствует  свой вид контроля качества, отличающийся от других видов следующими признаками:
•   Основные направления и конкретные задачи проверок;
•   Арсенал имеющихся средств и методов осуществления контроля качества продукции (работ, услуг);
•   Место и время проведения контроля;
•   Глубина проникновения в суть явлений и степень охвата всей совокупности факторов и причин, прямо или косвенно влияющих на качество продукции (работ, услуг);
•   Уровень обобщения результатов проверок;
•   Совокупность рычагов и каналов воздействия на объект контроля;
•   Характер воздействия на контролируемый объект.
•   Лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
•   Механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
•   Рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
•   Технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
•   Контрольносдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
•   Контроль соблюдения технологической дисциплины;
•   Изучение качества продукции в сфере потребления;
•   Электрофизические методы измерения параметров изделия;
•   Методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков (вторичн ая ио нная массспектроскопия, электронная Ожеспектроскопия, электроннозондовый рентгеновский микроанализ идр.).
Итак, рассмотрев основные формы и виды контроля качества продукции, можно убедиться, насколько он необходим  во всех областях деятельности предприятия. Но для  того, чтобы его  применение было действительно  результативным, эффективный  контроль должен иметь  следующие характеристики:
•   Стратегическая направленность контроля, Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты предприятия и поддерживать их.
•   Ориентация на результаты. Необходимо помнить, что конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием. Ведь в конечном счете эффективным контроль
можно назвать только тогда, когда предприятие  фактически достигает  желаемых целей.
•   Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен измерять и оценивать то, что действительно важно.
•   Своевременность контроля. Эффективный контроль должен быть своевременным. Это заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
•   Гибкость контроля. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Контроль  качества в масштабах  предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или  обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой  продукции, методов  проверки качества и  порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий  их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в  тесном контакте с  соответствующими службами в производственных отделениях, а также  с заводскими службами контроля качества (или  отделами технического контроля). Центральная  служба контроля может  осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции.
Таким образом, контроль призван  обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях  управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной  деятельности предприятия.
Для контроля качества продукции  необходимо располагать:
1)     показателями (стандартами, техническими параметрами), характеризующими качество продукции;
2)     методами и средствами контроля проверки качества;
3)     техническими средствами для проведения испытаний;
4)     результатами анализа рекламации;
5) причинами   возникновения   дефектов,   брака   и   условий   их устранения.
Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях, цехах, участках, рабочих  местах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают  о возникновении  производственного  брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение  хода технологического процесса и принимать  срочные меры к  сокращению потерь от брака.
Все сведения, полученные в ходе проведенного контроля, ежедневно  и посменно поступают  в главную диспетчерскую  службу. В связи  с этим сложилась  следующ ая ие рархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля предприятия – бюро технического контроля цеха – бригада контролеров участка – рабочийконтролер.
Многообразие  задач контроля качества продукции и необходимость  соответствующих  проверок на различных  этапах процесса производства изделий обуславливают  выделение в составе  контрольных служб  специальных функциональных подразделений, ориентированных  на выполнение отдельных  видов работ по контролю качества.
В наиболее общем случае в состав отделов  и управлений технического контроля предприятий  могут входить  следующие специализированные подразделения:
•   контроля технического состояния и точности оборудования;
•   контроля технологической оснастки;
•   агрегатов;
•   исследования надежности выпускаемой продукции;
•   контроля качества упаковки и хранения продукции на складах;
•   контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации;
•   измерительной техники;
•   линейных и угловых измерений;
•   особо точных измерений;
•   дефектоскопии;
•   изоляции брака;
•   контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт;
•   инспекционного контроля;
•   технического и технологического обеспечения процессов контроля качества;
•   учета, анализа и классификации брака в производстве;
•   анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию;
•   внедрения  новых  средств  и  методов  технического  контроля (неразрушающего, активного и др.);
•   ремонта контрольноиспытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки;
•   разработки, внедрения и контроля функционирования системы управления качеством продукции на предприятии.
Приведенный перечень подразделений  может быть существенно  расширен за счет включения  в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы главного конструктора, подразделения нормоконтроля службы стандартизации, подразделения наладки и поверки контрольно измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.
Особая  роль в управлении контролем качества принадлежит менеджеру, отвечающему за контроль качества продукции. Решения менеджера  будут меняться в  зависимости от сложившейся  ситуации в технологическом  процессе. Менеджер может принимать  решения, если возникнет  необходимость, остановить производственный процесс.
В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества, при этом недостаточно развиты организационноэкономические и
информационные  функции отделов  и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений  имеются такие  проблемы и недостатки, как:
•   низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;
•   недостоверность результатов контроля, низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;
•   слабая техническая вооруженность и несовершенство метрологического обеспечения;
•   несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;
•   относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества предприятий ;
•   несовершенность системы премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;
•   несоответствие по квалификации разряда контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий общеобразовательный уровень работников ОТК предприятий.
Устранение  отмеченных недостатков  в работе служб  технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.
Вопервых, технический контроль, направленный на предупреждение разладок производственных процессов и возникновения отклонений от требований, предъявляемых к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что несомненно приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.
Вовторых, строгий и объективный контроль качества изделий работниками ОТК препятствует проникновению брака за пределы предприятийизготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставленных потребителям, снижает вероятность появления, неизбежно возникающих при плохом контроле, дополнительных непроизводственных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями последних и возврату изготовителям.
Втретьих, надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.
Многие  недостатки в работе служб контроля качества продукции на предприятиях в значительной мере обусловлены тем, что персонал подразделений  технического контроля не выполняет отдельные  виды работ, имеющие  важное значение для  выпуска продукции  стабильно высокого качества, а также  тем, что неправильно  распределены обязанности     по     техническому     контролю     между     различными подразделениями и отдельными специалистами соответствующих служб, отсутствуют действенные материальные и моральные стимулы повышения достоверности и эффективности проверок, нерациональна и неполна организационная структура отделов и управлений технического контроля (в ее составе нередко отсутствуют многие важные подразделения).
Совершенствование деятельности отделов  и управлений технического контроля предприятий  должно предусматривать, в первую очередь, создание, развитие и укрепление в  рамках контрольных  служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие  задачи:
•   разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвержденных технологических процессов, предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;
•   разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;
•   периодическая подготовка всей необходимой информации для нормирования трудоемкости контрольных операций и определения на этой основе требуемого количества контролеров, для пересмотра действующих норм трудозатрат и штатной численности работников ОТК;
•   объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;
•   подготовка необходимых данных для последующей централизованной автоматизированной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качество поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., качество труда работающих, состояние технологической дисциплины в цехах и на участках и т.д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;
•   проведение работ по внедрению самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль, оснащение рабочих мест необходимыми контрольноизмерительными приборами, инструментами, оснасткой и документацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль деятельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внедрения самоконтроля в производстве и т.д.);
•   проведение специальных исследований динамики качества продукции в процессе эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;
•   планирование и техникоэкономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции ;
•   координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля;
•   периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятий, оценка эффективности работы контрольной службы.  

Наменование:
Реферат Понятие  и виды контроля качества продукции. Организация контроля качества продукции  и профилактики брака. Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин. Методика органолептического анализа качества пищи с использованием бальных оценок и шкал.
Предмет:
Менеджмент
Год сдачи:
2010
Объем (страниц):
Выложен полностью
Дата публикации:
16.11.2010
Описание (план):
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного  питания (далее по тексту Методические указания) переработаны и дополнены  на основе Методических указаний по лабораторному  контролю качества пищи, издания 1983 г. г.Киев (Утвержденных приказом Министерства торговли СССР N 294) и Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, издания 1991 г., Москва (одобренных Министерством здравоохранения СССР 23.10.91 г. N 122-5/72; рекомендованных Министерством торговли СССР 11.11.91 г. N 1-40/3805), нормативной документации, действующей в отрасли и в смежных отраслях пищевой промышленности, а также в соответствии с законами Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" с целью обеспечения населения Республики Беларусь безопасной, качественной и конкурентоспособной продукцией общественного питания.
В Методических указаниях применены унифицированные  методы исследования, нормативные показатели, предусмотренные в методических указаниях и рекомендациях Министерства здравоохранения Республики Беларусь; гигиенические требования, предъявляемые  к качеству продовольственного сырья  и пищевых продуктов; включен  порядок организации и проведения проверки качества продукции общественного  питания непосредственно на производстве, а также при отпуске потребителю, порядок отбора проб, подготовки к  проведению анализа, физико-химические и органолептические методы испытаний, контроль массы блюд и изделий, контроль за правильностью ведения технологического процесса, соблюдение рецептур и требований нормативной и нормативно-технологической документации.
Изложена методика органолептического анализа качества пищи с использованием бальных оценок и шкал.
Даны краткие  характеристики органолептических  показателей блюд по группам, приведены  данные о сроках реализации блюд.
Настоящие методические указания являются единым нормативным  документом для лабораторий, осуществляющих контроль качества сырья и продукции, вырабатываемой в организациях и  объектах общественного питания  всех форм собственности.
 

 
1. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ И РАБОТЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ 

 
1.1 Понятие и виды  контроля качества  продукции и работы

Под контролем  качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик  продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным  техническим требованиям.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен  на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или  эксплуатации.
Суть контроля качества продукции на предприятии  заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении  полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки, ТЗ. НТД, ТУ и других документах.
Контроль предусматривает  проверку продукции в самом начале производственного процесса и в  период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего  качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом, контроль продукции включает в себя такие меры на месте ее изготовления или на месте ее эксплуатации, в  результате которых допущенные отклонения от нормы требуемого уровня качества могут быть исправлены еще до того, как будет выпущена дефектная  продукция или продукция, не соответствующая  техническим требованиям. Недостаточный  контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению  финансовых проблем и влечет за собой  дополнительные издержки. Контроль качества включает:
* входной контроль  качества сырья, основных и  вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;
* производственный  пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
* систематический  контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольноизмерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;
* контроль моделей  и опытных образцов;
* контроль готовой  продукции (деталей, мелких сборочных  единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).
1.2 Организация  контроля качества продукции  и профилактики брака
Особое место  в управлении качеством продукции  занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств  достижения намеченных целей и важнейшая  функция управления способствует правильному  использованию объективно существующих, а также созданных человеком  предпосылок и условий выпуска  продукции высокого качества. От степени  совершенства контроля качества, его  технического оснащения и организации  во многом зависит эффективность  производства в целом.
Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление  фактически достигнутых результатов  функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.
Контроль - это  процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).
Предметом контроля может быть не только исполнительская  деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят  о целесообразности объединения  планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - это  контроль лицами, не зависящими от процесса.
Процесс контроля должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса правления);
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.