На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Дворцово-парковые комплексы ЮБК

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Крымские  парки – это  сочетание наиболее выразительных компонентов  природного ландшафта  – гор, леса и моря, а их объемно-пространственная композиция всецело  подчинена одной  задаче – как можно  лучше раскрыть живописность и декоративность всех составляющих великолепной крымской природы.
     Удивительное  и необычайно емкое  понятие «парки Крыма» так много говорит  нам, что наверное нет нужды его  пояснить. Более ста  лет прошло со времени  их создания, а образ  парков почти не изменился: «Целыми рощами и  красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».
       В чем же феномен  крымских парков? В первую очередь,  это ярко выраженная  и стабильная композиционная  основа – рельеф территории. И действительно, по сохранившимся рукописям, гравюрам, фотографиям, описаниям Э. Берндта, В. Я. Курбатова, М. П. Волошина, И. А. Косаревского можно установить, что архитектурно-планировачная структура парков не претерпела заметных изменений из-за расположения на каменистом горном рельефе с большой разницей отметок (180м), на котором трассировка плавно изгибающихся и повторяющих естественный рельеф аллей и тропинок имеет четкие природные ориентиры. Другая особенность парков – долговечная субтропическая растительность, медленно растущая, хорошо приспособленная к местным условиям и потому устойчивая. Архитектоника Крамских деревьев необычайно выразительно и монументальна _ конусовидные, колоновидные, зонтикообразные, шаровидные формы удивительно хорошо сочетаются с горным и прибрежным ландшафтом, камнем и морем.
     Значение  Крыма как уникальной здравницы требует  особо бережного  отношения к его  курортно-рекреационным  ресурсам и памятникам культуры, их рациональному  использованию, сохранению, приспособлению к современным условиям. Примером таких объектов, которые сочетают в себе функции оздоровления, отдыха и в то же время представляют памятники архитектуры, культуры и садово-паркового искусства, являются курортные парки Крыма. Их специфика в том, что посетители, приезжающие со всех концов страны, получают здесь одно из наиболее ярких впечатлений от пребывания на курорте, поэтому сохранение и использование парков имеют огромное значение не только в формировании среды отдыха и оздоровления, но также и в формировании эстетического мировоззрения, так как во время отдыха человек особенно чуток к восприятию прекрасного.
     К наиболее посещаемым курортным паркам — памятникам садово-паркового  искусства можно  отнести Алупкинский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Симеизский, Гурзуфский, парки Утес и Карасан, входящие в состав Большой Ялты. Лучше всего сохранились и находятся в хорошем состоянии первые три. Это объясняется их размещением в центре прославленного курортного района и тем, что Алупкинский и Ливадийский представляют собой дворцово-парковые комплексы, имеющие большое историко-культурное значение. По этим объектам накоплен определенный опыт проведения реконструктивно-реставрационных работ. Он может быть использован при реконструкции и реставрации других парков.
     Реставрация и сохранение парка  — необычайно сложная  проблема, так как  парк — живой организм и его активный возраст соответствует  возрасту растений ‚00—200 лет. дольше сохраняются  лишь отдельные экземпляры. Однако есть более  устойчивые элементы парков, чем растения,— их «скелет» — рельеф и парковая архитектура — дворцы, каналы, фонтаны, террасы. Они способствуют сохранению образа парка. В отношении крымских парков архитектурная часть проблемы наименее сложна, благодаря ярко выраженному и стабильному рельефу, и в основном она относится к поискам гармонических приемов приспособления. Что касается «зеленой архитектуры» пар ков, то понимание основ ее композиции совершенно необходимо для их сохранения и реставрации. Если исходить из определения реставрации, данного И. Э. Грабарем, то задача ее — продление жизни памятника — эстетической, исторической, физической и материальной.
     Эстетическая  основа крымских парков — максимальное раскрытие  перспектив на горы и море, создание замкнутых внутренних парковых пространств, отвечающих местным климатическим условиям, и демонстрация одиночного экзота или группы на зеленом газоне. Созданные в ХIХ в. крымские парки представляют собой дворцовые и приусадебные ансамбли, рассчитанные на небольшое число посётителей. Здесь особенно необходимо найти тот критический «порог» нагрузки, за пределом которого парку может быть нанесен непоправимый ущерб. От этого зависит продление физической и материальной жизни парка. Средством решения этой проблемы является включение парка — па мятника садово-паркового искусства в систему всех курортных парков на основе градостроительных исследований и перспективного планирования развития курортов. Это позволяет правильно определить основную функцию реконструируемого парка, регулировать его посещаемость и, используя его для отдыха, в то же время создать условия для его сохранения, особенно в буферных зонах. Неповторимая природа Крыма придает особую экзотичность садово-парковому искусству. Не случайно крымские парки широко отражены в творчестве русских и советских художников Ф. А. Васильева,
     П. С. Уткина, А. П. Шнейдер, К. Ф. Богаевского, А. А. Осмеркина. Можно  сказать, что во всех крымских ансамблях  доминирует союз с  природой, которая  открыта человеку, соизмерима с ним.
     Помимо  уникальной природы  крымских парков, эти памятники объединяет их огромная историко-культурная и художественная ценность. Несмотря на то что к ним относятся различные по идейному содержанию и стилевой направленности объекты романтический ансамбль Алупки, эклектика Ливадии, парк в Гурзуфе, связанный с именем А. С. Пушкина, имение Раевских в Карасане, уникальный образец синтеза искусств начала ХХ в.— дача Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое - все они неотделимы от истории культуры и искусства нашей страны.
     В старом Гурзуфском парке, заложенном в начале прошлого века, расширенном и украшенном фонта на ми, стоит дом, где провел в 18 г. три недели А. С. Пушкин. Память о поэте здесь бережно сохраняется (ежегодно в Гурзуфе проводится поэтический пушкинский праздник). На территории парка Утес-Карасан посадка редких деревьев и цветов началась в период закладки Никитского ботанического сада (1812- 1814 гг.). В эти же годы был построен первый, сохранившийся до нашего времени жилой дом, называемый ныне домиком Пушкина. Здесь многое связано с именем его друзей Раевских, которым принадлежало имение в Карасане. Герои войны 1812 г., они были не только храбрыми воинами, но и большими любителями садоводства. Большую ценность представляют парковые ландшафты, отдельные группы и экземпляры деревьев, великолепная сосновая роща перед фасадом дома, обращенным к морю. Красивый особняк на месте бывшего деревянного дома был построен в 1887 г. в восточном стиле. дворец соседнего имения Гагариных, «Утес», возведенный в 1902—1907 гг., состоит из нескольких разноэтажных объемов, два из которых увенчаны высокой шатровой крышей. В отделке фасадов широко применен камень, обработанный бучардой.
     Алупкинский парк представляет собой  уникальное произведение садово-паркового  искусства, значение которого, по мнению специалистов, намного превышает бытующую сегодня среди архитекторов оценку. Образная логика планировки этого ансамбля, его семантика требуют еще специального изучения.
     Особое  место среди парков Крыма занимает ансамбль дачи Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (ныне поселок Парковое) -—- совместное творчество художников В. Д. Замирайло, П. В. Кузнецова, П. С. Уткина и скульптора А. Т. Матвеева. Этот небольшой по размерам и камерный по значению ансамбль был основан на нерасторжимом союзе искусства и природы. Такие идейно-эстетическая целостность и художественная выразительность могли быть достигнуты только в определенных благоприятных условиях, которые сумел создать для художников человек высокой культуры, коллекционер Я. Е. Жуковский. Он хотел сделать свое имение вместилищем шедевров живописи и скульптуры. И этот замысел удалось осуществить: живопись и скульптура встретились здесь под эгидой архитектуры и природы. В 1921 г. владелец усадьбы передал ее государству. дом в стиле модерн был сооружен по эскизам худож. В. Д. Замирайло. Росписи и орнаменты, которыми были украшены интерьеры, не сохранились. Идея планировки парка, разработанная В. С. Сергеевым, руководителем строительства, была предельно проста — создать удобный спуск к морю, упорядочить естественный рельеф крутого берега. Осью ансамбля является кипарисовая аллея, идущая сверху вниз. Живописны отдельные группы растений. Всего их более 120 видов и форм, в том числе есть весьма редкие для Крыма.
     Но  самое замечательное  — парковая скульптура, которая была выполнена  из местного инкерманского камня. Здесь нашли неожиданно свежее продолжение традиции декоративно-парковой скульптуры ХVII в., особенностью которой была поэтическая созвучность статуй и природы. Не зря П. С. Уткин написал множество этюдов, посвященных этим местам, где скульпт. А. Т. Матвеева играют роль героев пейзажа. Сам принцип расстановки фигур в парке имеет в виду не только организацию окружающего пространства и ритмическое оформление дороги к морю, но и развитие поэтической темы всего ансамбля. Скульптуры украшают лестницу, ведущую к круглому бассейну, посреди которого установлена мраморная Нимфея; четыре атланта поддерживают парковый мостик; майоликовые барельефы вмонтированы в естественные скалы и как бы вырастают из самой природы.
     Во  время Великой  Отечественной войны многое в парке было варварски уничтожено немецко-фашистскими захватчиками. В 60-е годы ученики А. Т. Матвеева по сохранившимся гипсовым оригиналам исполнили мраморные копии утраченных скульптур. Это стало лучшей памятью о замечательном мастере. В августе 1978 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения скульптора.
     На  торжестве в Парковом ученик А. Т. Матвеева — народный худож. СССР, лауреат Ленинской  премии М. К. Аникушин отметил, что «ансамбль  имеет исключительное значение в истории  изобразительного искусства, он ценен содружеством талантов, единством человека и природы.
     Большую ценность представляет растительность парка. Многие растения поражают своим величием и  красотой, особенно кипарисы и тополь туркестанский.
     В Крыму немало сооружений, для которых характерны черты романтического стиля, причем свое образную окраску им придает использование форм и приемов мавританской архитектуры. Самым замечательным из них является Воронцовский дворец и парк в Алупке. Парк создавался с 1830 по 1846 г. (строительство дворца было закончено в 1837 г.). для строительства был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы, Э. Блор, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка В. Скотта Абботсфорд в Шотландии. Сам Э. Блор не приезжал в Алупку. Строительство дворца и придворовой части парка осуществлял архитектор строитель В. Гунт. Парк в течение 25 лет создавал садовник К. Кебах. Дворец запроектирован в форме поздней английской готики в сочетании с элементами мавританской архитектуры. Главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде лоджии. дворец расположен на узкой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, выполненные в стиле крепостной средневековой архитектуры с нишами, переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня — диорита, поэтому создается впечатление, что, он высечен из скалы. Он довольно мрачен, как и положено старому шотландскому замку, особенно его северный фасад. Однако этой мрачности противопоставлена светлая и нарядная мавританская лоджия южного фасада. В интерьере дворца также поражают контрасты: комнаты с панелями и потолками из темного дерева и голубая гостиная с мягки ми линиями углов, отделанная сплошной лепкой из белых цветов по голубому фону. Она как очаровательная шкатулка из знаменито го фарфора «бисквит». Таким же контрастом к общему «английскому» колориту интерьеров является пронизанный светом зимний сад с прекрасными растениями и велико лепной коллекцией скульптуры. Не сколько в отдалении от центрально го корпуса расположен библиотечный корпус, соединенный с ним узким коридором и широкой лестницей. Шуваловский проезд между корпусами дворца напоминает средневековую улицу. Архит. Э. Блор нашел в ландшафте участка и его окружения прекрасный повод, чтобы развернуть композицию на хорошо знакомую ему тему дикой горной Шотландии с ее скала ми, водопадами, елями, дубами и соснами, навеянную модными в ХУ в. шотландскими балладами. Гигантские нагромождения камней Большого и Малого Хаоса органично увязывают подножие и фантастические вершины горы Ай-Петри с прибрежными скалами у кромки моря. Масса дворца, вытянутая в плане, с ее башенками как бы повторяет рисунок Ай-Петри, вершина, которой и сама похожа на фантастический замок. Трудно себе представить более полное слияние архитектуры с природой. Мавританские мотивы архитектуры дворца нашли продолжение в архитектуре парка. Недаром считалось, что знаменитая Альгамбра была в воображении архитектора и садовника, когда они создавали этот сад с множеством бассейнов, фонтанов, каскадов, с прохладны ми уголками, куда попадают неожиданно, свернув с главной дорожки, с небольшими интерьерными пространствами, как бы специально приспособленными для отдыха и уединения, с приемом внезапного раскрытия перспектив, т. е. с теми средствами, которыми формировалась объемно-пространственная композиция садов арабов в Испании. Здесь присутствуют также детали итальянских садов эпохи Возрождения (скульптура, стриженые насаждения лавра и буксуса), элементы барокко и классицизма.
     Эклектический характер архитектуры  ансамбля не вызывает негативных ощущений, поскольку принципиальная установка эклектики  на использование  любых форм в любых  сочетаниях реализуется  здесь на такой великолепной при родной основе, что представляется абсолютно гармоничной. Представляется гораздо более правильным по отношению к Алупкинскому дворцово-парковому комплексу заменить определение «эклектический» на «романтизм и историзм». Это целостный и неповторимый архитектурно-художественный ансамбль.
     При подъезде к Алупке по авто магистрали со стороны Севастополя  издали хорошо узнаются очертания готического  дворца, темно-зеленые  вершины кипарисов  и плоские кроны  пиний. Ансамбль, занимающий площадь 40 га, замечателен не только оригинальностью дворца и парковой архитектуры, но и яркой выразительностью парковых композиций. Верхний парк за дворцом необычайно разнообразен. Он граничит с предгорными лесами у подножия Ай-Петри и естественно в него переходит. Основные композиции просматриваются в направлении вершины Ай-Петри — ее очертания доминируют во многих пейзажах. Здесь есть большие светлые поляны, покрытые сочной зеленой травой, извилистые дорожки и тропинки, мостики, оформленные камнем водоемы в сочетании с миниатюрными водопадами и каскадами. Водные устройства, выполненные с большим мастерством, дополняются искусно размещенными обломками скал, переходящими выше по склону в Большой Хаос — естественное - нагромождение гигантских обломков камня, на вершине которого произрастает старая роща сосен алеппской и итальянской. В расщелинах скал растет мелкоплодный земляничник с кораллово-красной корой и вечнозеленой листвой. За Большим Хаосом посажены высокие кипарисы Они закрывают все, что находится между ним и горами. Поэтому создается впечатление, что до Ай-Петри «рукой подать», тогда как в действительности до горы 7 км. Впечатление первозданности и грандиозности этой композиции нарушено типовым спальным корпусом санатория, сооруженным на отметке выше Большого Хаоса. У его подножия начинается каскад из трех озер. Верхнее — Зеркальное, самое маленькое и эффектное. В нем, как в осколке зеркала, отражается и становится бесконечно глубоким окружающий пейзаж. В среднем и нижнем озерах живут экзотические лебеди и утки. Здесь начинается другая достопримечательность Верхнего парка — Малый Хаос — лабиринт дорожек и переходов среди темных камней с искусственными гротами, журчащими ручьями. Среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. Это подлинная гармония камня, леса и воды. Все время слышен шум воды, вода сбегает тонкими струйками или широкими полосами с камней, вытекает из-под корней деревьев, ниспадает в небольшие бассейны у подножья огромных валунов и течет вниз по каменным желобам. Камни так искусно разбросаны, что образуется множество неповторимых композиций. Кульминацией Малого Хаоса является исполинский лунный камень, покрытый бархатным мхом и лишайником. От Малого Хаоса можно пройти по узкому зеленому коридору, в конце которого внезапно в проеме стены открывается широкий двор перед северным фасадом дворца.
     Главным украшением Верхнего парка являются вековые  деревья. Центр его  композиции формируется  четырьмя открытыми  пейзажными полянами: Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой. Здесь можно увидеть отдельные мощные экземпляры или группы сосны итальянской, кедра ливанского, тисса, платана, каштана, кипариса, гигантской секвойи и земляничника розовоствольного. Особенно прекрасна Солнечная поляна. В течение дня она переливается солнечными бликами. По периметру растут кипарисы. На самой поляне — необычайно выразительный кедр ливанский и контрастные ему сосны итальянская и мексиканская, темнохвойные тисы - ягодные. Весной на поляне цветут фиалки и примулы, маргаритки сменяются клевером. При обходе поляны пейзаж все время изменяется. Очень красива группа кипарисов, подбитая калиной вечнозеленой, и рядом с ними — сосна крымская.
     Через всю территорию парка  с востока на запад  проходит главная  аллея длиной 1 км. Это композиционная ось территории. Она делит ее примерно на две равные части, отделяя Верхний парк от Нижнего, спускающегося к морю. Ее акцент — дворец и придворцовая часть парка. Территория перед фа садом дворца решена террасообразно — три четко выраженные террасы как бы повторяют очертания фасада. Эта часть парка насыщена партерной зеленью, цветниками, бордюрами, скульптурой. На первой террасе — два партера, окаймленные стриженым темно зеленым буксусом. В центре них симметрично размещены мраморные фонтаны в мавританском стиле. Партер украшают мраморные скамьи на фоне стриженых зеленых стенок, низкие широкие вазы с агавами. Ряд ваз размещен по краю подпорной стенки первой террасы. Фонтан слёз расположен у стены, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки. Эта площадка раскрыта в сторону моря. На втором уровне, в западной части — фонтан-лира с круглым бассейном. К нему ведет узкая, едва заметная аллея. По оси дворца между второй и третьей террасами в нише подпорной стенки — фонтан-раковина, по сторонам которого стоят скифские бабы. На этой же террасе оригинальный водопад: вода вытекает из середины огромного валуна, покрытого плющом, стекает в маленький бассейн и уходит под дорожку, из-под которой вытекает, затем и стремится вниз по глубокому каменному желобу. Нижняя терраса представляет собой большой партер с шаровидными и конусовидными формами хвойных, высоким стриженым бордюром, отдельными экземплярами ширококронных листопадных. Отсюда открывается прекрасный вид на море. С этой террасы видны лишь башенки дворца, вся композиция обращена к морю. В приморской части Нижнего парка видовые точки раскрыты на прибрежные скалы и морские дали. Особую известность имеет скала Айвазовского, где великий маринист написал несколько этюдов. В композиции насаждений парка успешно применяется сочетание двух приемов: раскрытия и замкнутости. В Нижнем парке композиция преимущественно обращена внутрь. Замкнутые интерьерные пространства возникают не только как следствие стилистической направленности, но и климатических условий — прохладные затененные «комнаты» для отдыха. В Верхнем парке композиция по преимуществу обращена наружу, в сторону окружающего ландшафта. Аллея, ведущая от курдонера дворца в Верхний парк, примечательна контрастным сочетанием невысокой стриженой изгороди из буксуса и отдельных шарообразных кустов с высокими вертикальными силуэтами кипарисов. Интересны приемы постепенного и внезапного раскрытия перспектив. Упомянутая аллея своими топиарными формами подготавливает зрителя к восприятию скал — хаоса, а через «окна» и «рамки», образуемые стволами и ветвями вековых деревьев, открываются разнообразные пейзажи. При прогулке по Верхнему парку внезапно с боковых дорожек просматриваются малозаметные водные устройства.
     Весной  парковые композиции очень нарядны  в своем цветении. Форзиция, слива, миндаль, рододендрон, калина вечнозеленая создают неповторимую игру бело – розово -  желтых и малиново-красных пятен. И все это на фоне ярко-зеленого газона, местами сплошь покрытого голубой фиалкой.
     Оригинальность  архитектурно планировочного решения парка  и его ландшафтной композиции основана на максимальном раскрытии живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма, на большом разнообразии композиционных приемов и высокохудожественной группировке декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с великолепным газоном.
     Для восстановления наиболее  ценного в композиции парка проведены  следующие реставрационные  мероприятия: расчищены  от самосева поляны, раскрыты внешние  перспективы и  внутренние пейзажи; воссоздан газон  с применением засухоустойчивых растений и про ложен поливочный водопровод: посажены «дублеры» наиболее ценных экзотов взамен отмирающих экземпляров; организован индивидуальный уход за ценными вековыми деревьями, формирующими парковый пейзаж, с применением шахтного полива, внутрикорневой подкормки, обрезки сухих ветвей и периодического обмыва крон; отремонтированы и построены подпорные стенки и парковые лестницы из местного диабаза, устроены покрытия пешеходных аллей с использованием декоративного камня; возобновлены каптажи естественных источников, позволяющих пополнить декоративные водоемы парка, ручьи, водопады; вынесены за пределы парка все несвойственные ему случайные сооружения.
     Работа  по реставрации Алупкинского парка в 1972 г. была отмечена дипломом 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе лучших парков страны.
     Изучение  ландшафтной основы парка позволило  не только наметить правильный путь его  восстановления, но и использовать отдельные  принципиальные положения  при реконструкции  Ливадийского, Массандровского и других парков Крыма.
     Алупкинский парк представляет собой  уникальное произведение садово-паркового  искусства, культурное значение которого, по мнению специалистов (А. А. Анненков, А. А. Галиченко, 1979 г.), значительно превышает  бытующую сегодня  среди архитекторов оценку. Образная логика планировки этого ансамбля и его семантика пока недостаточно раскрыты и требуют специального изучения. Над этой проблемой сейчас работают сотрудники Алупкинского музея.
     Примерно  в то же время, что  и в Алупке, закладывался парк в Ливадии, занимающий около 46 га. В 1834 г. имение приобрел польский магнат Л. Потоцкий. Дворец был построен по проекту архит.
     К. И. Эшлимана. Вокруг дворца под руководством садовода Делингера  был разбит парк. В 1860 г. поместье становится собственностью императрицы, жены Александра 11. Дворец неоднократно перестраивался и строился заново. Существующий теперь Белый дворец был построен по проекту архит.
     Н. П. Краснова на месте  сгоревшего в 1882 г. Одновременно с Белым дворцом  возводились два  других корпуса — для министра двора и свитский корпус. Постройка была закончена к концу 1911 г. Дворец размещен на террасе на высоте 121 м над уровнем моря. В архитектуре 3-этажного, облицованного белым инкерманским камнем, дворца отчетливо прослеживаются формы итальянского Возрождения с тончайшей прорисовкой колоннад, открытых аркад, флорентийского дворика. В качестве свойственных эклектике «добавок» привлечены элементы зодчества Византии (звонница), арабской архитектуры (световой дворик) и готической (колодец и химера на балконе). Комплекс дворца представляет собой цельный художественный ансамбль. В сохранившемся до наших дней интерьере белого зала дворца в феврале 1945 г. проходили заседания Крымской конференции великих держав — участниц антигитлеровской коалиции — Советского Союза, США и Великобритании.
     Дворец  привлекает архитектурой внутреннего пространства, особенно его итальянского дворика. С четырех  сторон дворик окружен  аркадой из полуциркульных арок, опирающихся  на колонны дорического  ордера.
     В центре — регулярная композиция из восьми низких боскетов с фонтаном. Вечнозеленые растения создают ощущение гармонии и покоя. Растительный орнамент металлических кованых ворот близок к мотивам итальянского Ренессанса.
     Территория  Ливадии представляет собой крутые горные склоны, пере ходящие местами в обрывы, с многочисленными балками и отдельными скалистыми возвышенностями и террасами. Планировка основывалась на четко выраженном рельефе и системе террас, спускающихся уступами к морю. Основная достопримечательность парка — секвойи и пинии гигантских размеров, растущие на фоне светло-зеленых полян на придворцовом участке. Парк проектировался с размахом. Прогулочные аллеи его верхней террасы достаточно широки и подводят к удобным смотровым площадкам, с которых открываются внутренние перспективы на дворцовые постройки, мощные вековые секвойи и внешние — на Ялту, Ялтинскую бухту и окрестные горы. В запад ном направлении виден весь берег моря до Алупкинского мыса, изрезанный бухтами у подножия высоких, обрывающихся к морю скал. Вдоль берега хорошо просматриваются санаторные комплексы Ореанды, Гаспры, Кореиза и Мисхора.
     Часть парка, примыкающая  к южному фасаду дворца, обращенному к  морю, решена в виде открытой террасы  с низкорослыми деревьям и кустарниками, гармонически сочетающимися по форме кроны и окраске листвы. Система балюстрад и лестниц верхней террасы подчеркнута посадками формованных вечнозеленых растений и не высокой живой изгородью. Вдоль главной подпорной стены с вазами низкая стриженая изгородь и шары из калины вечнозеленой, в стену вкомпонован прекрасный фонтан. Неподалеку, в куртине — большая группа из девяти кипарисов, между которыми весной цветут бело-розовые кустарники. Следующая подпорная стенка из рваного камня—более живописная. С южной стороны аллеи, которую она обрамляет, чередуются шаровидные кустарники и пальмы прогулочная часть парка, расположенная между верхней террасой и пляжем, хорошо затенена, насыщена площадками отдыха с удобными скамьями, питьевыми фонтанчиками, естественными ручьями миниатюрными водопадами. Дорожки спускаются к морю в виде серпантина. Постепенно в западном направлении парк переходит в естественный массив, в котором тоже проложены дорожки.
     Парковая  территория, примыкающая  к дворцу с обращенной к морю стороны, низкая, партерная. Благодаря  этому из окон дворца открывается широкая перспектива море и окружающий ландшафт.
     Ниже  склону, где высокие  деревья не могут  закрывать перспективу, преобладают посадки  экзотов, достигающих  крупных размеров. Дубовая роща служит фоном для голубого атласского кедра.
     Неподалеку  растет секвойя гигантская с великолепно  развитой кроной. Высота этого гиганта 35 м. Здесь же гималайский  кедр, алеппская сосна. Много в парке  платана, кедра ливанского, несколько разновидностей сосны, пихты, магнолии.
     Ландшафт  Ливадийского парка украшают рощи из одной породы или смешанные, например, роща сосны судакской из 17 деревьев высотой до 25 м. Между ее красноватых стволов видно море и вдалеке - Ялта. Роща сосны итальянской, крымской, судакской и приморской - 19 громадных деревьев— выглядит монолитным массивом на фоне пепельно-серой листвы вековых деревьев дуба пушистого. В Ливадийском парке вообще часто применяются групповые посадки — это, пожалуй, один из важнейших элементов парковых композиций. Таковы группы из кипариса, дуба, кедра гималайского, ливанского, атласского. Они очень декоративны. К югу и юго-западу от дворца, в сторону Нижней Ореанды крутые склоны сплошь покрыты очень красивыми зарослями зверобоя чашецветного. Этот низкий вечно - зеленый полукустарник сплошь покрывает почву и красиво цветет. Обширный зеленый массив Ливадии в преобладающей части состоит из естественных насаждений. Местные породы придают парку специфическую выразительность, свойственную крымским пейзажам. Особенно эффектные в декоративном отношении экземпляры и группы местных пород оставлены даже в центральной части парка, вблизи сооружений, например, 150-летние дубы у большого дворца, ясени.
     Ливадийскому  парку также присущи  характерные черты  романтического стиля: небольшая колонна  из серого мрамора  с надписью арабской вязью; химера, склонившаяся над колодцем на углу восточного фасада; несколько раз личных по форме небольших фон танов; великолепная пергола протяженностью 80 м, металлический каркас, который сплошь увит лианами, Розовая и Турецкая беседки, Лавровая беседка. В центре парка расположена тенистая роща дубов. В целом образ этой части парка парадный, торжественный. Он соответствует ренессансному стилю архитектуры дворца. Уже на входной аллее создается впечатление праздничности. Она выложена на рядной шестигранной плиткой. По правую сторону аллеи высажены экзотические розовоствольные земляничные деревья. Вдоль аллеи — бордюр из роз. Примерно посередине аллеи расположена площадка с фонтаном и декоративными плакучими деревьями, в конце аллеи два стройных кипариса как бы приглашают войти на придворцовую площадь. Здесь справа — медноствольная секвойя гигантская. Слева на повышенных отметках — площадка отдыха. Придворцовая часть — это настоящий архитектурный сад благо даря изумительному искусству фигурной стрижки деревьев и кустарников. Шары калины вечнозеленой и лавра благородного, великолепные стриженые бордюры разной высоты прекрасно сочетаются с конусно- и колонновидными формами хвойных. Строгий ритм ваз украшает подпорную стену между верхней и нижней террасами. Все это создает впечатление зеленой архитектурной симфонии, строгость которой нарушается вкраплениями нарядных пальм. Из этого зеленого великолепия вырастает белый дворец, интересный не только объемно пространственным решением, но, еще более, деталями. Их можно рассматривать без конца: эркер с каннелированными пилястрами, великолепный орнамент фриза, обрамление окон второго этажа, черные вазы в нишах фасада, детали из чугунного литья. Кипа рисы по углам здания подчеркивают его связь с окружением.
     Историко-художественное значение Ливадии определилось в первые годы Советской власти. Уже в 1921 г., вскоре после национализации, в Большом и Малом дворцах открывается научно-художественный музей. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты сожгли Малый дворец, причинили большие поврёждения свитскому корпусу, уничтожили мебель Большого дворца, нанесли значительный ущерб парку.
     С 1974 г. Большой дворец вновь превращен  в выставочный  комплекс, который  имеет не только мемориальное значение. В нем  устраиваются великолепные передвижные выставки из собраний лучших музеев страны.
     В состав ансамбля входят также дворец Фредерикса (1916 г.) — здание в  стиле модерн в  двух уровнях с  развитой и богато декорированной композицией  главного входа, а  также Воздвиженская церковь, перестроенная в дворцовую из каплицы архит.
     И. А. Монигетти в 1864 г. и реконструированная во время строительства  Большого дворца Н. П. Красновым. Она украшена великолепными резными  наличниками и  фризом и мозаичным  панно в золотисто-красной  с белым гамме работы венецианского мастера Л. Сальвиати.
     Размещение  на территории парка  большого кардиологического  сана тория привело  к его интенсивному использованию. В  парке появились  сооружения, обеспечивающие удобную связь  с пляжем — неширокие  прогулочные дороги пересекаются системой лестниц и пандусов. Здесь же функционирует лифтовой подъемник, доставляющий отдыхающих с верхней террасы на нижнюю и обратно. В связи с большой посещаемостью парка и дворца потребовалась разработка нового проекта организации территории с расширением границ парка за счет пустующих участков с западной стороны. К парку присоединяется лесной участок выше по склону и выделяются придворцовая, прогулочная и сана торная зоны. Композиционный замысел предполагает максимальное использование природных компонентов, раскрытие просмотра в наиболее живописных направлениях, зрительное включение в ком позицию окрестностей и использование богатого породного состава крымской растительности.
     В связи с тем, что  в перспективе  ожидается заметное увеличение числа посетителей парка, особенно в придворцовой части, в процессе реконструкции будут осуществлены мероприятия по упорядочению экскурсионных маршрутов, которые не должны пересекать основные направления движения отдыхающих от спальных корпусов к пляжу. На территории парка предусматриваются разной протяженности терренкуры для дозированной ходьбы с учетом определенной нагрузки и система площадок отдыха.
     Земли Массандры, владельцем которых в 1823 г. стал граф М. С. Воронцов, было решено использовать под виноградники и парк-питомник. Таким образом, Массандровский парк создавался почти одновременно с Алупкинским и первоначально служил местом выращивания ценного посадочного материала. Он формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых были кипарис, секвойя гигантская, самшит, тисс ягодный, пиния, катальпа. В 1889 г. Массандра становится царским имением. Парк состоит из двух самостоятельных участков — Верхнего и Нижнего.
     Дворец  и парк Верхней  Массандры расположены  в горах, на скате  Массандровской яйлы, над шоссе, на высоте 200—250 м над уровнем  моря. Небольшой дворец — красивое, легкое по форме сооружение — хорошо вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом  гор. Архитектурно оформленная часть парка занимает небольшой участок у самого дворца. Далее она переходит в естественный лесной массив с прогулочными дорогами и тропинками. Участок у дворца решен регулярно в виде партера с газонами, цветниками и невысокими кустарника ми. В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами. От дворца он отделен каменной оградой с балюстрадой и двумя сфинксами на главном подходе к дворцу. Напротив сфинксов, на партере за бассейном растут гигантские секвойи редкой формы и цвета. Их широкопирамидальные формы прекрасно гармонируют с архитектурой бассейна, строгой планировкой партера и сфинксами. Благодаря высокой отметке участка и «раскрытой» планировке зеленого пространства с площадки у дворца и от партера открывается пре красный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри. Строго решенный партерный участок хорошо подчеркивает дворцовое здание в массиве лесов и гор. В парке насчитывается около 50 видов растений.
     Нижний  Массандровский парк один из красивейших  на Южном берегу Крыма. Автором его первоначальной планировки был К. Кебах — создатель  Алупкинского парка. Заложен он был  в 40-х годах ХIХ  в. и работы по его  формированию продолжались до начала ХХ в. Сейчас на 43 га Нижней Массандры произрастает более 200 древесных и кустарниковых пород.
     Парк  расположен на крутом рельефе, поэтому  лучше всего начинать его осмотр, спускаясь  сверху, от ул. Мира. Кипарисовая аллея  приводит к большой  игровой площадке с драконами, оригинально оформленной. Отсюда раскрывается перспектива на горы. Характер растительности здесь лесной и больше местных пород: дуб, грабинник, фисташка дикая, сосна крымская, слива, миндаль. Отсюда начинаются большие поляны с группами высоких можжевельников, группами и одиночными экземплярами сосен, дубов, рядами молодых кипарисов. Основу растительности парка составляют вековые дубы и кипарисы. Глубокий овраг отделяет парк от территории пансионата «Донбасс» примыкающего с восточной части. Территория парка представляет собой огромный террасированный амфитеатр, обращенный к морю. Склоны, пологие в верхней части, становятся книзу все круче, появляется множество подпорных стенок и крутых зеленых откосов, обрамленных низким стриженым бордюром, по каменным желобкам шумя, стекают горные ручьи. Аборигенные породы с преобладанием лиственных сменяются экзотическими, хвойными. Во многих местах издали видны темные готические массы кипарисов. Они возвышаются над всем массивом парка. Такие мощные, старые кипарисы можно видеть, пожалуй, только в Никитском ботаническом саду. Ни в Алупкинском, ни в Ливадийском парках нет таких монументальных экземпляров, или они очень редки. Кульминацией этой части парка является площадка в окружении огромных кипарисов, ее можно было бы назвать «Сад кипарисов». В центре площадки – водоемов неправильной округлой формы с бордюром из рваного камня. Композиция вся устремлена ввысь. С площадки сквозь ряд кипарисов открывается изумительный вид на покрытую лесом Нагорную часть парка.
     В центральной части  парка сохранился охотничий домик  графа М. С. Воронцова. Эта часть прекрасно  благоустроена. С  видовых площадок открываются перспективы  разной глубины просмотра. Рядом с домиком  декоративная поляна, ее свежий газон кажется  бархатистым. Весной она покрыта фиалками и маргаритками. От домика можно спуститься по крутой лестнице к бамбуковой роще. Здесь в куртинах растут одиночные гиганты — дубы и сосны. Другим композиционным узлом этой части парка является поляна с секвойей гигантской. Это совершенно уникальный экземпляр. Ее вершина уже обломана, но нижняя часть кроны и монументальность медно красного огромного ствола производят незабываемое впечатление. Возле старого гиганта поднимается его молодой «дублер» — маленькая секвойя. Вдоль одной стороны поляны проложена дорожка, выложенная плиткой. По пери метру поляны высажены кипарисы, высокой стенкой подчеркивающие ее форму. Другая опушка обрамлена деревьями с живописными раскидистыми кронами. А у самой дорожки растет старая сосна.
     В западном направлении от цен тральной части большой интерес. представляет композиция каменистого сада, являющаяся акцентом при подходе к парку от Поликуровского холма. Он расположен в небольшом амфитеатре, по склону которого пандусом спускаются дорожки, выложенные рваным камнем. Камень уложен естествен но, и дорожки действительно труднопроходимы. Здесь растут дуб, многоствольные колонновидные экземпляры тиса ягодного, земляничное дерево, форзиция, множество можжевельников. Очень декоративна иглица понтийская, сплошь покрывающая откосы, много красивоцветущих многолетников и летников. С естественно уложенным камнем прекрасно сочетается кизильник горизонтальный. Плющ вьется по камням, по газону, обвивает стволы деревьев и невысокие подпорные стенки. Нижняя площадка амфитеатра оформлена оригинальной скамьей — «чудовищем» из цельного бревна. В центре стоит каменный стол — большой красивый камень с плоской столешницей. Отсюда открывается вид на большой зеленый партер, где в обрамлении низкого стриженого бордюра на декоративном ковре растет плакучая форма кедра атласского серебристо-голубого цвета. По углам партера — стриженые шары. Плотная группа темных кипарисов, расположенная напротив, своей мощной вертикалью контрастирует с ниспадающей плакучей формой кедра.
     Недалеко  от секвойи растет великолепный экземпляр гигантского кедра. От него по лестнице можно попасть к пальмовой аллее из 30 пальм. Они очень эффектны своими ровными толстыми мохнатыми стволами. Размещаются они с разрывом то на одной, то на другой стороне аллеи. Здесь• же, при входе с боковой дорожки растут два великолепных экземпляра лавра благородного. За рядами пальм — газоны с декоративными композициями из стриженых и свободно растущих кустарников. Одна из немногих прямых аллей парка — аллея роз, где собрано около 4500 экзепляров. По обе стороны аллеи, в нишах которой стоят скамьи для отдыха,— бордюр из розовых прямоугольных грядок. Они обрамлены очень низким, едва заметным камнем. Начинается аллея двумя каменными столбами прямоугольного сечения, а заканчивается — группой кипа рисов, посаженной на поляне по оси аллеи. Розы цветут с мая по ноябрь. В ком позиционном отношении одно целое с аллеей составляет поляна, которую можно было бы, назвать синей, за ее весенний цвет. Она сплошь усеяна синими фиалками. На поляне растут великолепные экземпляры кедра с низко опущенными кронами и дуба. Темно-зеленая, с синим отливом, хвоя кедров как бы отражает синий цвет поляны. Один край поляны оформлен низким бордюром из стриженого буксуса. Соседняя с ней, сильно затененная поляна, покрыта сплошь ковром из плюща, который не только укрывает землю, но и поднимается по стволам деревьев.
     Немало  в парке южных  экзотических растений, особенно в центральной  его части: кипарисы, пальмы, кедры, секвойи, магнолии, криптомерии, заросли бамбука. В этом отношении он по праву считается дендропарком. В парке тенистые ниши из самшита, гигантские шары из стриженой калины вечнозеленой и лавра. Множество ручейков стекают с гор, среди темной зелени блестят зеркала бассейнов. Одно из лучших украшений парка — группа из шести сосен итальянских с единой зонтичной кроной. На одной из полян рас кинул могучие ветви пятисотлетний дуб.
     Сформировавшийся  в течение столетия Массаидровский парк сильно пострадал  во время немецко-фашистской оккупации Крыма. Погибли многие ценные экзоты. Периферийные участки стали быстро зарастать самосевом, началось возобновление аборигенными породами — грабом, дубом, ясенем, буком. Парковая территория, на которой сохранились первоначальные пейзажные композиции, сократилась более чем вдвое.
     В настоящее время  после строительства  по соседству с  парком гостиницы  «Ялта» число посетителей  парка заметно  увеличилось. В связи  с этим возникла настоя тельная необходимость  обновления, реконструкции  и расширения парка. За последние годы вы полнены следующие реконструктивные работы: построены подпорные стенки и парковые лестницы из местного серо-зеленого диорита; созданы декоративные композиции из крупных валунов с хвойными кустарниками; реконструирована водная система парка с использованием естественных источников, которые берут начало с верхней парковой террасы и ниспадают в виде каскадов и небольших водопадов на всем протяжении парка до нижней приморской террасы; создана сеть поливочного водопровода; расчищены поляны от дикой поросли и созданы открытые парковые пространства, обеспечивающие светотеневой эффект и просмотр парковых пейзажей; постановлен декоративный газон и обеспечен механизированный уход за ним; проведены работы по сохранению экзотов на территории парка с организацией индивидуального ухода за наиболее ценными из них. С большим вкусом оформлен главный вход со стороны гостиницы «Массандра».
     Для лечебного использования  парка по территории протрассированы  терренкуры различной  протяженности и  уклонов для дозированной ходьбы. Вдоль терренкуров предусмотрены затененные площадки отдыха с интервалами 300—500 м. Зона массового отдыха организуется на нижней парковой террасе, наиболее доступной от остановок общественного и индивидуального транспорта. Она должна явиться буферной зоной и способствовать сохранению от перегрузок заповедной части парка с ценными насаждениями. Неподалеку размещаются ресторан, автостоянка для индивидульного и общественного транспорта, видовая площадка на каменном утесе, круто обрывающемся к морю. Все это в комплексе создает первый «этаж» парка.
     В настоящее время  территория Массандровского  парка расширяется  в направлении  пансионата «Донбасс»  и гостиницы «Ялта» от автострады Ялта—Симферополь до Массандровского  пляжа, благоустроенного за последние годы и защищенного  от моря системой гидротехнических устройств. Будущее Массандровского парка во многом зависит от соседства нового гостиничного комплекса отдыха «Ялта», процессе проектирования и строительства которого его создатели ставили как одну из первейших задач, которые необходимо было решить,— гармоничную взаимосвязь архитектуры с природой и бережное отношение к уникальному Массандровскому парку. Участок для строительства вблизи парка создавал трудности при решении генерального плана и архитектурного образа комплекса. Природные особенности участка определили террасное построение всей композиции. Верхняя, частично свободная от растительности терраса, приближенная к парку, была выбрана для застройки, средняя — шоссе Ялта—Массандра — для размещения автостоянок, нижняя — для полосы пляжа. Идея заключалась в создании нового парка, органично продолжающего зеленое пространство функционирующего Массандровского парка. Это должно было уменьшить нагрузки на ценные парковые территории. Условия участка определили компактность композиции комплекса на верхней террасе. По замыслу архитекторов эта терраса с широкими кронами старых деревьев, сетью прогулочных дорожек и площадками отдыха, спланированными вокруг здания, обеспечивала возможность гармоничного слияния нового массива с зеленым массивом Массандровского парка, становилась как бы его продолжением. В качестве эстетической задачи ста вилось достижение эффекта органического слияния архитектуры комплекса с природным окружением. Один из приемов ее решения — введение сплошных поэтажных лент-парапетов, ограждающих лоджии спального корпуса. Это придало легкость всему объему и пластичность. Целью благоустройства территории было максимальное сохранение существующей уникальной природы. Живописная система аллей и дорожек парка всецело подчинена рельефу и не имеет ярко выраженных композиционных осей и акцентов. В этом одна из особенностей этого парка, делающая его не похожим на другие. Вся его ценность — в размещении растительности и ее декоративности. Объемно-пространственная композиция создается здесь исключительно благодаря рельефу и компоновке деревьев, кустарников, открытых и закрытых пространств. Поэтому можно ожидать, что новый парк примет на себя роль аванзала, места массового посещения и общения, как бы буферного участка перед парком-заповедником. В этом идея сосуществования двух таких значительных объектов, как современный комплекс отдыха, воплотивший в себе прогрессивные тенденции современного курортного строительства, и уникальный парк - дендрарий, где собраны ценнейшие представители крымской и экзотической флоры и где в сконцентрированном виде присутствуют разно образные качества крымского ландшафта.
     В процессе проектирования и строительства  гостиницы «Ялта» с особой тщательностью  учитывалась в  рисунке генерального плана любая деталь — будь то старая крымская сосна, бережно сохраняемая вблизи самого здания, вереница пирамидальных тополей у его подножия или стройные ряды кипарисов на плавных изгибах ранее заложенных аллей. В благоустройстве применены разнообразные декоративные акценты — скульптурные элементы (декоративные вазы и композиции из керамики), мостики, пластика текущей воды, столь характерные для крымских парков. И здесь, в современном парке в многочисленных фонтанах, бассейнах, каскаде пластика текущей воды стала одним из существенных элементов ландшафтной архитектуры. В парке высажено 150 сортов деревьев и кустарников. На верхней террасе, наиболее бога той растительностью, созданы два участка отдыха. В центре композиции одного из них в кольце прогулочных дорожек — фонтан Флора. Другой формируется площадками платанов, каштанов и кипа рисов. Отсюда просматриваются морская панорама и лежащие внизу открытые бассейны. декоративные цветники и площадки свободно следуют пластике рельефа с системой пандусов и лестниц. Все это создает глубокую связь комплекса с окружающей средой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.