На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этапы формирования рынка в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Содержание 

Введение……………………………………………………………………...2
Понятие рынка……………………………………………………………..3
Функции рынка …………………………………………………….............7
Виды  рынков………………………………………………………………...9
Типология рынка……………………………………………………….......12
Развитие  рыночных отношений  в России……………………………...14
Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа  реформ………………………………………………………………………16
Внутренний  и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний  день…………………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………45
Список  используемой литературы………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 
 
 

Любое общество, независимо от степени его  экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или  иной формы организации для решения  основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами и стал результатом естественного исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6–7 тысячелетий назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие рынка. 

Рынку достаточно трудно дать исчерпывающее  определение. В имеющихся и уже  устоявшихся понятиях не удается  достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все  стороны столь сложного явления, как рынок.                                                                                                                                   Прежде всего следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства или  обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.       Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на 
Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Понятие "рынок" многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.     Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. 
Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения

первобытного  общества, когда обмен между общинами только становился более или менее  регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.                                           По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие "рынок" приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.                                                                                                    С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно- денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Например, в толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. 
Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок– это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если  рассматривать рынок со стороны  субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Но это всего лишь одна сторона рынка. Эти определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения. С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.   Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие 
"рынок" расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются определения рынка как совокупности "экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме" или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ". В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.                                                                                                                     Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений – наличие товарно- материальных ценностей и денежных средств; во втором – на отношения, выражающие сущность категории "рынок". Рынок рассматривают также как систему или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.
 

    Существуют  два типа хозяйственных  связей:
    1. Натурально-вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей.
    2.Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными 
    чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются, формальными актами, купли-продажи.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок–потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи.
Условия возникновения рынка.
Первое    условие— разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.                                                                                                       Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.                                                                        Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.                                                                                           Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе    условие— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).                                                                      
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства  необходимо и   третье условие— свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 

ФУНКЦИИ РЫНКА.
Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой  уникальный способ коммуникации, распространения  информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.                                                                           Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.                         К числу важнейших функций также относится функция саморегулирования товарного производства, проявляющаяся в том,что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы его выпуска и повышают цены; при насыщении рынка товарами спрос снижается и цены понижаются, в результате чего производство начинает сокращаться.                                   Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда действует в условиях бездифицитного производства ( когда покупатель имеет выбор ); отсутствия монопольного положения в производстве; наличия нескольких производителей и состязательности между ними.
Также к функциям рынка  относятся:
    информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
    посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
    регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
    стимулирующая  —  рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Виды  рынков.
Субъектами  рынка выступают продавец, покупатель, посредник. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
К объектам рынка относят:
    рабочую силу
    потребительские товары и услуги
    средства производства
    финансовый капитал
    интеллектуальная собственность
Виды  рынков.
По  территориальному признаку:
    местный (рынок, совокупность отношений на котором замыкается в пределах одной территории, зоны)
    региональный ( рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров )
    национальный ( сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами страны )
    мировой ( сфера товарного обмена, находящаяся за пределами страны (предприятия). Такой рынок вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций )
По  объектам обмена:
    рынки факторов производства ( в их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых )
    рынок товаров и услуг ( сфера купли-продажи различных видов деятельности, которыми удовлетворяются соответствующие потребности людей; предмет сделок определяется оказанием тех или иных видов работ (рекламных, медицинских, консультационных, юридических, образовательных, страховых, финансовых и т.д.)
    финансовый ( система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника)
По  видам субъектов  рыночных отношений:
    рынки оптовой торговли ( в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации )
    рынки розничной торговли ( продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями — отдельные граждане )
    рынки государственных закупок сельхозпродукции ( покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: агропредприятия, фермы...)
По  степени соблюдения законности:
    легальный (официальный)
    нелегальный (теневой)
    черный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»); ( часть теневой, связанная с оборотом товаров и услуг, которые в данной стране либо вообще не могут являться предметом легальной продажи (например, люди, сексуальные услуги и т.д.), либо ограничены в обороте (оружие и боеприпасы, наркотические средства). Как правило, чёрный рынок тесно связан с контрабандой и часто контролируется организованной преступностью )
По  степени насыщенности:
    равновесный (спрос = предложение)
    дефицитный(спрос > предложение)
    избыточный (спрос < предложение)
По  степени развитости экономической свободы:
    свободный ( регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей )
    регулируемый ( важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия )
Рабочий механизм рынка.
В рынке  действует Рабочий механизм, т.е  порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих законов:
    закон стоимости ( производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства )
    закон спроса и закон предложения ( спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой )
    закон конкуренции ( закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг )
Из сущности рынка и его функций логически  вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль  рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Типология рынка.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.                        Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок  характеризуется  следующими чертами:
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная • свобода передвижения капитала.
4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Преимущества  свободного рынка заключаются в  том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Регулируемый  рынок – это когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. 
Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

К основным чертам деформации рынка можно отнести: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; несбалансированность спроса и предложения, с каждым годом возрастающую; расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; отсутствие у потребителя права выбора товара.
 
Развитие рыночных отношений в России.

В нашей  стране развитие товарно-денежных отношений  прошло несколько этапов. В 1921 г. в Советской России был введен НЭП. В этот период были проведены меры по развитию частного предпринимательства. Крупномасштабные преобразования были осуществлены в финансовой сфере, в области денежного обращения. Подразверстка была заменена продналогом, введена сводная торговля. В промышленности было осуществлено трестирование производства, а новые производственные образования переведены на самоокупаемость и самофинансирование. Предпринятые меры позволили быстро восстановить равновесную рыночную систему.                         В 1930-х гг. в СССР началось вытеснение рыночных отношений и формирование командно-административной системы. В конце 1950-х-начале 1960-х гг. была предпринята попытка осуществить либерализацию командно-административной системы, осуществить меры, направленные по распространению рыночных отношений на производство и реализацию средств  производства.                                                                                                                      Крупная экономическая реформа по возрождению рыночных отношений в нашей стране была проведена в 1966-1971 гг. В качестве важнейших оценочных показателей функционирования предприятий были введены прибыль, рентабельность, реализованная товарная продукция. Усилилась материальная заинтересованность предприятий в результатах деятельности. Стали создаваться фонды экономического стимулирования, введены плата за фонды, рентные платежи. Новый, крупномасштабный процесс перевода экономики на рыночные методы хозяйствования начался во второй половине 1980-х гг.     Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.     Объективно назревшая задача отхода от единой административно-командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана.                                                                   Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-1994гг. ПРОГРАММА  РЕФОРМ. 

Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.
Обострившийся экономический кризис сдерживал  рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление  консерваторов еще более углубили положение.                                              Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику с открытой инфляцией 260% в год1 и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП2, по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП3. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода.
Кризис  усугублялся тем, что Россия традиционно  была экономическим донором большинства союзных республик, особенно по энергоносителям и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.
Огромный  внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов4, невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало    низкого уровня – всего 289,6 т5, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд6. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.7 долларов.
В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий.
В соответствии с первым вариантом следовало  сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям;  постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.
Второй  вариант предполагает глубокую и  резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся  структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы.
Первый  вариант был более понятен  как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.
Второй  вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.                                                                              Надо было что – то делать, хотя бы и с какими – то жертвами. Да, никто из высших руководителей и не знал, что делать, ни на что не мог решиться. Ситуация между тем обострялась. Политическая активность населения нарастала и все больше обращалась против власти. Достижениями гласности и демократии накормить голодный народ было нельзя. Надо было выбирать из двух вариантов, либо беспощадное подавление по – большевитски, либо радикальные и быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство.             Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.                                                                                                В ноябре1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. Было решено отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.                                                       В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики (представляет собой один из важнейших методов государственной экономической политики и в конечном итоге нацелен на достижение макроэкономической стабильности в обществе). Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.
РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА.
Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.                                                           В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.   Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.