На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классификация наук

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
 
Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий.
Классификация наук – это раскрытие  взаимной связи наук на основании  определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое  значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.
Классификация наук производится по нескольким критериям:
- классификация по типу направления  науки;
- по дисциплинарным группам;
Рассмотрим классификацию в  зависимости от предметной области  изучения науки. В современном естествознании выделяют два типа направления наук:
- естественнонаучное направление
- гуманитарное направление.
Предметной областью естественнонаучного  типа науки, являются чисто природные  свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических  изобретений и приспособлений, производственных технологий.
Предметной областью гуманитарного  направления науки является область  явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих  людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят человековедческие науки (философия, социология, история и другие), а так же религия, мораль, право.
Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного  и гуманитарного) стало предметом  философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большого количества наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права).
В двадцатом веке проблема выбора и изучения того или иного типа науки стало очень остро. То есть разрыв между гуманитариями и  «естественниками» увеличился, существовала проблема статуса и общественной значимости двух типов наук: естественных и гуманитарных.
К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую  и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации и  классификации – дисциплинарный. То есть классификация наук производиться  по дисциплинам, которые они изучают.
Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному  признаку – в соответствии с вовлечением  в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем, в системе  «разделения» научных дисциплин  есть и небольшой «привилегированный»  класс наук, выполняющих интегрирующие  функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, - математика, логика, философия, кибернетика, синергетика  и. их предметная область предельно  широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет  им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.
Обобщая все вышесказанное, можно  сказать, что в современном естествознании, науки подразделяют не только на типы, которые были рассмотрены ранее, но и на группы или дисциплины:
- общественные науки;
- естественные науки;
- технические науки.
Общественные науки изучают  человека и общество, взаимоотношения  и взаимосвязь между ними. Так  же к общественным наукам относятся, например, история, экономика, право.
Естественные науки - изучают физику, химию, биологию. Биология охватывает все процессы, протекающие в живой  природе, физика – в неживой, а  химия является пограничной наукой и делится на органическую и неорганическую.
К техническим наукам принято относить робототехнику, самолетостроение, электронику. То есть к технически наукам относят  те, в которых требуются знания различных или особенных видов  техники и технического оснащения.
В учебной литературе рассматривается  много различных теорий классификаций  наук, каждая из которых рассматривает  классификационную структуру наук по - разному.
Интересную попытку дать общую  классификацию теоретических и  практических (технических в широком  понимании) наук предпринял сербский ученый и инженер Милутин Миланкович в своей книге, посвященной науке  и технике в их историческом развитии (1955 г.). Он исходит из того, что человеческое познание имеет два источника: наблюдение, или эмпирию, и размышление, или  «рационализм».
По мнению автора, из этих двух источников произошли все науки: во-первых, эмпирические, или дискриптивные, которые возникли на основе наблюдения, и, во-вторых, рационалистические, или точные, возникшие путем размышления. Науки обоего рода взаимно оплодотворяются  и дополняются, причем среди ученых были не только эмпирики или рационалисты, но и такие исследователи, которые  сочетали в себе острых наблюдателей природы и гениальных мыслителей.
Приняв за исходное указанное  деление всех наук на две основные группы, Миланкович переходит к более  детальному их подразделению. При этом он имеет в виду постепенное развитие отдельных наук и их нынешнее состояние.
Схема Миланковича составляется следующим образом: наносятся, семь концентрических кругов, в результате чего образуется один внутренний круг наименьшего радиуса и шесть  последовательно окружающих его  кольцевых площадей, все большего и большего размера. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук, которые обозначены на схеме XXXIV римскими цифрами.
Внутренний круг (I) представляет математические науки, к которым, согласно Миланковичу, относятся математика и геометрия. «Они являются рационалистическими науками в подлинном смысле слова, так созданы только путем логического рассуждения. Их строгая логика и их совершенный язык, выраженный математическими образцами, сделали их основой тех наук, которые называются точными».
Согласно Миланковичу, науки, занимающие внутренние сферы в его  геометрической схеме, выступают в  качестве основных по отношению к  «окружающим» их наукам, занимающим внешние  сферы в той же схеме.
Первое кольцо, примыкающее  непосредственно к математическим наукам, занимают точные науки (II). Сюда он относит рациональную и небесную механику, астрономию, физику и химию. Этим наукам, по его словам, «удалось открыть законы природы и выразить их математическим языком настолько точно, что изучаемые ими явления природы можно проследить шаг за шагом и в будущем». Не только астроном, но и физик, и химик заранее знают, как именно будут протекать соответствующие процессы.
Следующее кольцо включает в себя практические науки, являющиеся применением точных наук, прежде всего  технические науки (III). Это означает, что Миланкович не разрывает теоретические и практические знания, как это делал Конт, а пытается связать их между собой, показать их с точки зрения существующего между ними взаимодействия. Если по отношению к точным наукам математика играет роль их основы, то по отношению к техническим наукам роль основы играют в свою очередь точные науки, на прочном фундаменте которых только и могла быть создана современная техника.
Третье по счету кольцо изображает, по автору, науки, называемые дискриптивными неорганическими естественными  науками: это метеорология, минералогия, геология и география. Он утверждает, что эти науки называются дискриптивными, что они сообщают якобы только фактические данные, и не достигли еще того, чтобы раскрывать механизм явлений и предсказывать их протекание.
Пятую кольцевую область  схемы представляют науки, охватывающие применение биологических наук, медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую  биологию.
Наконец, последнюю (внешнюю) кольцеобразную область занимают духовные и общественные науки, самыми важными  из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.
В схеме Миланковича интересна  попытка сочетать теоретические  науки с практическими, которые  следуют непосредственно за первыми  в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) следует  за первым (физико-химические науки) и  пятое кольцо (практическая биология) — за четвертым (биологические науки). Однако этот принцип не выдержан по отношению к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным).

Рис 1. Схема классификации наук Миланковича
Здесь цифры обозначают: 0 — область математических наук, I — физико-химических, II — технических, III — геолого-географических, IV — биологических, V — медицинских и сельскохозяйственных, VI — гуманитарных.
Но главная слабость его  схемы состоит в том, что здесь  не учитываются переходные и промежуточные  науки: концентрические разделительные линии резко обособляют одну область  знания от другой, не оставляя места  для перехода, например, от химии (и  физики) к биологии или к геологии.
 
 
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Общественные науки имеют  дело с той частью бытия, которая  включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные организации  и институты и т.д.
В совокупности общественных наук принято выделять социально-научные  и гуманитарные дисциплины. Разделение это не строгое и не однозначное, но, тем не менее, имеющее под собой  серьезное основание.
Социально-научные системы  знания (экономика, социология, политология, демография, этнография, антропология и др.) ориентируются на стандарты  естественных наук. Они пытаются изучать  социальную реальность как некий  внешне-положенный объект, по возможности  абстрагируясь от того факта, что  сам исследователь составляет часть  изучаемой реальности, находится  как бы «внутри» нее. Эти науки  предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами исследования, активно применяют  формализованные модели, добиваются однозначной интерпретации имеющегося эмпирического (опытного) материала.
Гуманитарные же отрасли  знания (философия, история, филология, культурология, правоведение, педагогика) четко осознают ограниченность формализованно-математических методов в изучении духовно-ценностных параметров социальной реальности и  пытаются раскрыть их как бы «изнутри», не противополагая себе объект исследования, а «включаясь», «вписываясь» в него.
Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук являются, как правило, тексты (в широком  смысле этого слова) — исторические, религиозные, философские, юридические, рисованные, пластические. Поэтому  методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диалог с его автором. Рождающиеся  в результате такого диалога интерпретации  текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксированных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разумеется, быть строго однозначными. Да к тому же они обязательно будут  меняться с каждой новой исторической эпохой.
У гуманитарного знания и  цели иные, нежели у социально-научного. Гуманитарное знание стремится объяснить  общественную жизнь, чтобы научиться  ею управлять. Задача гуманитарного  знания — дать возможность человеку понять, принять жизнь, полюбить и  насладиться ею в итоге.Необходимо так же сказать про предмет наук о мышлении. Вместе с общественными науками они составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект, отражённый в общественном или же индивидуальном сознании человека (субъекта).
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ  НАУК
В дисциплинарной структуре  классификации научного знания особое место занимают науки технические.
К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований — техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная стороны  человеческой деятельности.
Главной особенностью технических  наук считается то, что конечной их целью выступает не познание истины о природных процессах, а эффективное  использование этих процессов в  производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть  технического знания может быть отнесена к разряду прикладного, которое  принято отличать от знания фундаментального.
Различаются эти виды научного знания по своим главным функциям. Предметная область того и другого  при этом может быть идентичной, а соотношение объяснительной и  практически-действенной функций  — разным.
Всякая возникающая наука  неизбежно проходит ряд стадий своего формирования, на которых пределами  ее возможностей последовательно выступают:
а) описание объекта;
б) его объяснение;
в) предсказание поведения  объекта в различных ситуациях;
г) управление изучаемым  объектом;
д) его искусственное воспроизведение.
Лишь очень немногие науки  добираются в своей эволюции до последней  стадии, а для некоторых это вообще наверное невозможно, но устремление к ней неизбежно. Научиться искусственно воссоздавать изучаемый объект — предел мечтаний любой науки.
Научное знание, успешно  выполняющее первые три из перечисленных  выше функций (описание, объяснение, предсказание), считают фундаментальным. Если же оно  располагает возможностью выполнять  хотя бы одну из двух оставшихся функций (управление и воспроизведение), то такое знание получает статус прикладного.
Задача прикладных наук —  обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт  до потребителя.
Наука второй половины XX в. характеризуется взрывообразным ростом именно прикладного научного знания, экономическая эффективность и выгодность которого очевидны. Возникла даже опасность недооценки значения фундаментального научного знания, которое по природе своей затратно, и быстрой отдачи, как правило, не обещает. Однако прикладные науки не могут существовать и развиваться самостоятельно, без опоры на новации знания фундаментального. Как в нынешней экономике: наиболее быстрые и «легкие» деньги делаются в торговле и финансовой сфере, но ведь ясно, что подобная ситуация в длительном плане может сохраниться только в том случае, если есть, чем торговать и на основе чего заниматься финансовыми спекуляциями. Так и в науке. Перспектив роста у прикладного научного знания нет без ра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.