На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковские системы на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Введение
Банковская система –  одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют  хозяйство, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности труда.
Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики в рыночной экономике. В его функции  входит выбор целей и приоритетов, разработка соответствующей стратегии  и тактики денежно-кредитной политики, а также её реализация посредством  разнообразных инструментов и методов. Помимо этого, одной из основных задач  центрального банка является поддержание  стабильности функционирования банковской и денежной систем страны. В странах  с развитой банковской системой денежно-кредитная  и валютная политика имеют статус одного из ключевых инструментов воздействия  на экономическую конъюнктуру для  достижения планируемых государством ориентиров экономического развития.
Последнее десятилетие было отмечено значительным возрастанием роли центральных банков в регулировании  экономических процессов. В особенности  это касается развитых стран: так, в  США от решений Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС  во многом зависит динамика экономического развития. Рост зависимости национальных экономических систем от конъюнктуры  мирового финансового рынка потребовал от центральных банков принятия адекватных мер денежно-кредитной политики, способных обеспечить стабильность экономического развития или достаточно быстрое преодоление последствий  финансового кризиса.
При планировании и подготовке регулирующих мероприятий в современных  условиях наиболее актуальным является вопрос о выборе тех или иных инструментов воздействия на экономическую конъюнктуру. Опыт денежно-кредитного регулирования в развитых странах в последней четверти XX века показывает ослабление взаимосвязи между динамикой денежной массы и среднегодовым уровнем инфляции. Во многом это обусловлено "размыванием" границ национальных финансовых рынков, ростом их зависимости от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля центральных банков. В результате меняются цели использования ряда "классических" инструментов денежно-кредитной политики (купля-продажа финансовых активов на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов): вместо прямого воздействия на объем денежного предложения широкое распространение получило применение указанных инструментов для косвенного влияния на систему процентных ставок и стоимость кредита. Начавшийся в 1990-х гг. процесс перехода центральных банков развитых стран непосредственно к установлению и достижению ориентира по инфляции (инфляционному таргетированию) сопровождался пересмотром имеющихся в арсенале центрального банка механизмов регулирования денежно-кредитной сферы в пользу инструментов, имеющих четко выраженный рыночный характер.
С 1993 г. в России началось интенсивное развитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Девальвация рубля (рост обменного курса за 1998 г. составил около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а также создала дополнительные проблемы с возвратом синдицированных кредитов.
На восстановление российской банковской системы понадобилось значительное время. Но банковская система выбралась  из кризиса и в основном за счет собственных возможностей. Материальная помощь со стороны государства была минимальной, не сравнимой с той, которая оказывалась в подобных случаях в зарубежных странах. Решительные меры по ликвидации кризиса банковской системы были приняты непосредственно Банком России - центром этой системы. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.
В отечественной экономической  литературе банковская система рассматривается  как «совокупность различных  видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в  той или иной стране в определенный исторический период». Есть и другое определение: банковская система есть «совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой».
С учетом этих определений  можно утверждать, что в России имеется двухуровневая банковская система рыночного типа, которая  представлена прежде всего Банком России и совокупностью коммерческих банков. Они практически бесперебойно обеспечивают расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяют временно свободные средства, выполняют все  остальные банковские функции, постоянно  и тесно взаимодействуют на рынке  между собой и с внешней  средой.
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура  банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты  и методы обслуживания клиентуры.
 Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной  банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми Центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.
Задачи:
- изучить инструменты денежно-кредитной политики, а также ознакомиться с мировым опытом её проведения;
- проанализировать статистические данные по разным странам и оценить эффективность деятельности Центробанков;
- рассмотреть сущность  и структуру банковской системы;
- основные функции банковской  системы;
- исследовать особенности  денежно-кредитной политики банков;
- определить роль банковской  системы в рыночной экономике;
Объект исследования - денежно-кредитная сфера экономики.
Предмет исследования - деятельность центральных банков, их воздействие на финансовые рынки.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой разбираются теоретические аспекты функционирования центральных банков, рассказана история их возникновения, даётся характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики: механизм воздействия на денежный рынок, рекомендации по использованию.
Вторая глава представляет собой  описание зарубежных банковских системы на современном этапе. В данной главе раскрыт многолетний опыт деятельности центральных банков развитых стран по регулированию инфляции, приведены примеры вмешательства на валютный рынок, рассказано о мерах по регулированию банковского сектора,  системы страхования вкладов.
В третьей главе раскрыты  особенности функционирования банковской системы России на современном этапе и ее роль в развитии экономики. Проведено сравнение банковских систем РФ, США и Японии.
При написании работы использованы статьи из периодической печати, учебная  литература, ФЗ "О Банке России", сайты интернет.
 
 
 
 Глава 1. Основы функционирования банковских систем
      Понятие банковской системы, ее структура и институты
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что  банковская система включает Центральный  банк, кредитные организации и  их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. systeme - целое, составленное из частей, соединение). Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.
Правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации  Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через  который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.
Банковская система —  это такое целостное образование, совокупность элементов ее можно  представить в виде следующих  блоков и их элементов:
I. Фундаментальный блок
— Банк как денежно-кредитный  институт
— Правила банковской деятельности
II. Организационный блок
— Виды банков и небанковских кредитных организаций
— Основы банковской деятельности
— Организационная основа банковской деятельности
— Банковская инфраструктура
III. Регулирующий блок
— Государственное регулирование  банковской деятельности
— Банковское законодательство
— Нормативные положения  Центрального банка Российской Федерации
— Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками  в целях регулирования их деятельности.
Представленные блоки  и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом  признаков:
- включает элементы, подчиненные  определенному единству, отвечающие  единым целям;
- имеет специфические  свойства;
- действует как единое  целое;
- является динамичной;
- выступает как система  «закрытого» типа;
- обладает характером  саморегулирующейся системы;
- является управляемой  системой.
Банковская система разделена  на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в  обращение (эмиссию), его задачей  является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью  коммерческих банков. Второй ярус состоит  из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Двухуровневая банковская система  включает в себя (рис 1.):
-центральный банк;
-коммерческие банки (кредитные  организации);
- вспомогательные организации
 
Рисунок 1. Структура банковской системы
Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в  виду, что она в качестве элемента включает банки, как денежно-кредитные  институты. Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущности ее элементов. Сущность банковской системы  не только в сложении отдельных элементов, но и их взаимосвязь, взаимодействие.
Практика знает несколько  типов банковской системы:
-распределительная централизованная  банковская система;
-рыночная банковская  система;
-система переходного  периода.
Различия между двумя  типами системы представлены в таблице  1.
 

Таблица 1
Типы банковской системы
Распределительная (централизованная) банковская система
Рыночная банковская система
I. По типу собственности
Государство - единственный собственник на банки
Многообразие форм собственности
II. По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков
Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические  и физические лица могут образовать свой банк
III. По количеству уровней системы
Одноуровневая банковская система
Двухуровневая банковская система
IV. По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) схема управления
Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
V. По характеру банковской политики
Политика единого банка
Политика множества банков
VI. По характеру взаимоотношений банков с государством
Государство отвечает по обязательствам банков
Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как  банки не отвечают по обязательствам государства
VII. По характеру подчиненности
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности
Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному  Совету.
VIII. По выполнению эмиссионной и кредитной операции
Кредитные и эмиссионные  операции сосредоточены в одном  банке (кроме отдельных банков, которые  не выполняют эмиссионные операции)
Эмиссионные операции сосредоточены  только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий  и физических лиц выполняют только коммерческие банки
IX. По способу назначения руководителей банка
Руководитель банка назначается  центральной или местной властью, вышестоящими органами управления
Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель коммерческого  банка назначается его Советом

 
В противоположность распределительной  системе банковская система рыночного  типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве существует множественность банков с децентрализованной системой управления.
Эмиссионные и кредитные  функции разделены ими между  собой. Эмиссия сосредоточена в  центральном банке, кредитование предприятий  и населения осуществляют различные  деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как  государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки  подчиняются своему совету, решению  акционеров, а не административному  органу государства.
Современная банковская система  России представляет собой систему  переходного периода. Она выступает, как рыночная модель и разделена  на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его  задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью  коммерческих банков. Второй ярус состоит  из деловых банков, задача которых  — обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Банковская система находится  в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит от предшествующей, поэтому имеет  «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в  России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов  банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности  и условия рыночной экономики.
За свою долгую историю  банки прошли огромный путь развития и совершенствования. Итогом этого  пути стало рождение множества форм банковских учреждений. При этом банковские системы различных стран нередко  довольно существенно различаются  по устройству. Общим, пожалуй, является лишь деление всех банков на две  категории:
1) эмиссионные;
2) коммерческие.
Эмиссионные и кредитные  функции разделены ими между  собой. Эмиссия сосредоточена в  центральном банке, кредитование предприятий  и населения осуществляют различные  деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др.
Как правило, эмиссионным  является либо один (центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих  эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий  государству. Эмиссионный банк не обслуживает  частных лиц и фирмы. Он ведет  дела только с государством и коммерческими  банками. Все остальные банки  относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем. Сводные статистические материалы по 30 крупнейшим банкам Российской Федерации. Существует большое число разновидностей таких банков. В России эксперты выделяют следующие типы банков:
1) биржевые. Они обслуживают биржевые операции, а порой и сами превращаются в центры особого рода торговли — торговли свободными денежными ресурсами фирм, других банков и граждан;
2) страховые. За ними стоят крупнейшие страховые компании, которые эти банки обслуживают в первую очередь;
3) ипотечные. Эти банки пытаются вести в России операции по предоставлению кредитов для покупки объектов недвижимости;
4) земельные. Такого рода банки помогают проводить операции по покупке и продаже земли, а также обслуживают сельскохозяйственные предприятия;
5) инновационные. Эти банки стремятся вкладывать существенную долю своих средств в кредитование тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доходности;
6) торговые. Они созданы, как правило, крупными торговыми фирмами и специализируются на их обслуживании;
7) залоговые. Эти банки ведут операции по кредитованию под залог, то есть под имущество заемщика, которое передается им в распоряжение как гарантия возврата кредита;
8) конверсионные. Их целью является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в гражданские, которые сулят высокую доходность;
9) трастовые. Такого рода банки зарабатывают деньги на оказании услуг клиентам по управлению их свободными денежными средствами.
И это еще не все разновидности  банков, которые уже существуют в  России, хотя система коммерческих частных банков реально развивается  только с начала 90-х годов.
Центральный банк России
Основные задачи Центрального банка:
- обеспечение устойчивости  денежной единицы;
- проведение денежного  обращения, расчетов и валютных  отношений;
- защита интересов кредиторов  и вкладчиков на основе определения  правил регулирования деятельности  коммерческих банков и контроля  за их соблюдением;
- содействие развитию  экономики, созданию единого рынка  Российской Федерации и его  интеграции в мировую экономику.
В рамках резервной системы  он выполняет:
- эмиссионные;
- кредитные;
- расчетные;
- управленческие функции.
На Центральный банк РФ возложено регулирование деятельности коммерческих банков в целях создания общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрения  принципов добросовестной банковской конкуренции. При этом в текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк РФ не вмешивается. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Он выдают в порядке, предусмотренном Законом о банках, лицензии на совершение банковских операций, в том числе в иностранной валюте.(11, с.67)
В целях обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов  его клиентов, Центральный банк РФ определяет порядок формирования из прибыли коммерческих банков страховых  и резервных фондов, предназначенных  для покрытия возможных убытков, устанавливает для этих банков следующие  экономические нормативы:
- минимальный размер уставного  капитала;
- предельное соотношение  между размером собственных средств  банка и суммой его активов;
- показатели ликвидности  баланса;
- размер обязательных  резервов, размещаемых в Центральном  банке РФ;
- максимальный риск на  одного заемщика;
- максимальные размеры  валютного, процентного и курсового  рисков.
В целях обеспечения экономических  условий устойчивости функционирования банковской системы, Центральный банк РФ установил также следующие  экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
- нормативы достаточности  капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности  баланса коммерческого банка;
- минимальный размер обязательных  резервов, депонируемых в Центральном  банке РФ;
- максимальный размер  риска на одного заемщика.
При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так  и оценочные, используемые для анализа  их деятельности и финансового состояния.
Коммерческие банки
Коммерческими банками являются учреждения, осуществляющие на договорных условиях кредитно-расчетные и иные банковские обслуживания юридических  лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено  Законом РФ.
Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут  быть юридические лица и граждане, за исключением Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций  и специализированных общественных фондов. Установлено, что доля каждого  из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35 процентов размера  уставного капитала.
Коммерческие банки действуют  на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка.
Центральный банк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий, и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых  банками. По результатам проверок и  ревизий они имеют право применять  к коммерческим банкам меры, предусмотренные  действующим законодательством.
Коммерческие банки могут  осуществлять весь комплекс кредитных  и расчетных операций, присущих банковскому  органу.
Основные из них следующие:
- ведение счетов клиентов  и банков-корреспондентов;
- финансирование капитальных  вложений по поручению владельцев  или распорядителей инвестируемых  средств;
- выпуск платежных документов  и иных ценных бумаг (чеков,  аккредитивов, векселей, акций, облигаций  и других);
- покупка, продажа и  хранение государственных платежных  документов и иных ценных бумаг  и другие операции с ними;
- выдача поручительств,  гарантий и иных обязательств  за третьих лиц, предусматривающих  их исполнение в денежной форме;
- приобретение права требования  из поставки товаров и оказания  услуг, принятие рисков исполнения  таких требований и инкассация  этих требований (факторинг);
- покупка у организаций  и граждан и продажа им иностранной  валюты;
- покупка и продажа  в РФ и за границей драгоценных  металлов, природных драгоценных  камней, а также изделий из  драгоценных металлов и драгоценных  камней;
- привлечение и размещение  драгоценных металлов на счета  и во вклады и иные операции  с этими ценностями в соответствии  с международной банковской практикой;
- доверительные операции (привлечение и размещение средств,  управление ценными бумагами  и другие) по поручению клиентов;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных  услуг, связанных с банковской  деятельностью.
Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации  и осуществлению международных  расчетов, операций с иностранной  валютой, кассовому обслуживанию имеющей  ее клиентуры.
Банковскую систему можно  представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части  банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут  при необходимости заменить одна другую.
Исторически можно выделить два пути возникновения центральных  банков. Первый - эволюционный: сначала  банк действует как коммерческий, а затем, в процессе эволюции становится центральным банком. Примером может  служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком. Банк Франции стал эмиссионным центром в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г. Другие банки были учреждены как эмиссионные центры изначально: центральные банки России (1860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 г.), Японии (1882 г.), США (1913 г).
Поначалу основная часть  этих банков была представлена частными банками. В 30-х гг. ХХ в. появилась  необходимость регулирования экономики  страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных  банков, проходящему главным образом  через их национализацию. В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков. Поэтому в настоящее время по форме собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным или смешанным.
Капитал государственных  банков принадлежит соответственно государству. К их числу относится  основная часть банков, в частности  Банк России. Акционерные банки - банки, капитал которых формируется за счёт эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются 5470 различных банков. Основой ФРС выступают 12 Федеральных банков (12 округов США). Центральный банк Италии также является акционерным.
Смешанные банки - банки, капитал которых акционерный, но часть акций принадлежит государству. Это центральные банки Австрии, Японии и Швейцарии.
Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если банк акционерный, то помимо этого и Устав центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Эффективное воздействие центрального банка на денежной обращение возможно лишь при условии независимости его деятельности. Степень независимости можно определить по таким факторам, как:
    Участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля. Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, собственниками паёв могут стать только те резиденты, которые получили на это согласие министерства финансов. Пай переходит по наследству, и он может быть продан также с согласия министерства. Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считается скорее вопросом престижа и традиций. Влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США.
    Процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России.
    Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой - определяются его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке.
    Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, т.е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка. А со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования.
    Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.
В целом же положение центральных  банков противоречиво. Политика центральных  банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, ориентированные  на экспорт, выступают за снижение курса  национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной способности  денег, промышленные компании - в дешёвых  кредитах, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую  занятость. Государство стремится  к снижению дефицита платёжного баланса. Эта противоречивость целей экономической  политики получила в зарубежной экономической  литературе название "магический четырехугольник", углами которого являются: экономический  рост, полная занятость, стабильность цен и равновесие платёжного баланса. Одновременное решение этих целей невозможно. Приоритетное направление политики определяется в зависимости от экономической конъюнктуры и расстановки социально-экономических сил.
 
1.2.Цели и функции центральных банков
Деятельность центральных  банков связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и её курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчётов.
Принято также выделять первичную (конечную) цель денежно-кредитной политики. В эпоху золотого стандарта конечной целью было поддержание постоянной цены на золото или, иными словами, сохранение фиксированного валютного курса. В  период Бреттон-Вудской системы  в законах о центральном банке конечной целью значилась "внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы": низкая инфляция и фиксированный валютный курс. С переходом на плавающие обменные курсы валют обязательство по поддержанию фиксированного паритета автоматически исчезло, и конечной целью стала ценовая стабильность. Под ней понимается такой незначительный прирост цен, который не берётся агентами в расчёт при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, однако по ряду технических причин (например, ошибки статистики, запаздывание в обновлении информации и т.д.) центральные банки не ориентируются на нулевую инфляцию. В результате на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.
В соответствии с поставленной целью центральный банк выполняет  свои функций. Например, функции ЦБ РФ приведены в ст.4 закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".  
Наиболее характерные  функции центральных банков могут  быть сгруппированы следующим образом.
1. Монополия денежной  эмиссии. Центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны. Данная функция законодательно закреплена за центральным банком как представителем государства. Центральный Банк осуществляет не только производство, но и дизайн, установление знаков защиты от подделок, ликвидацию денежных знаков и монет. Продажа банкнот банкам осуществляется по номиналу. Разница между номиналом и издержками на производство банкнот - эмиссионный доход Банка России. Но в отдельных странах центральные банки могут взимать комиссию за предоставление дополнительных услуг в связи с доставкой наличных денег банкам. Например, Банк Норвегии берёт дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для автоматических кассовых автоматов, за специально упакованные монеты и другие услуги.
Монополии на безналичную  эмиссию не существует. Выпуск в  обращение векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов и  иных безналичных денег могут осуществлять как центральные, так и коммерческие банки.
2. Банк Правительства. Центральный банк организует расчёты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы, анализирует состояние экономики и разрабатывает её прогноз, а также платёжный баланс государства.
3. Банк банков. Центральный  банк - расчётный центр и кредитор  в последней инстанции для  кредитных организаций; осуществляет  регулирование, контроль и надзор  за деятельностью коммерческих  банков, лицензирование их деятельности, методологическое обеспечение проведения  банковских операций, их учёта  и составления отчётности и  другие регулирующие и контрольные  функции по отношению к кредитным  организациям.
4. Проведение денежно-кредитной  политики. Это определение основных  направлений её осуществления  в стране, методов и инструментов  её реализации, антиинфляционная  политика, а также организация  платёжного оборота.
      Роль денежно-кредитной политики
Роль  денежно-кредитной политики заключается в воздействии центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной  политики применяются прямые и косвенные  методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж. Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Различают также общие  и селективные методы денежно-кредитной  политики.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Такое централизованное перераспределение кредитных ресурсов несвойственно для стран с рыночной экономикой, поскольку оно искажает рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживая конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных баков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
    норма обязательных резервов;
    процентную политику центрального банка;
    операции на открытом рынке.
    центральный
Обязательные резервы  представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Механизм действия инструмента заключается в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения в соответствии с изменением величины депозитного мультипликатора. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объёма предложения денег.
В мировой практике изменение  норм обязательных резервов не относится  к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В  современной экономике ФОР выполняет  следующие функции: создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе; повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков; определение верхнего предела роста денежной массы; ограничение волатильности ставок денежного рынка.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Норма обязательных резервов - это своего рода налог, т.к. её нельзя увеличивать до бесконечности, а частые манипуляции с этим инструментом могут привести к дестабилизации работы кредитной сферы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объёме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. Как следствие, изменение нормы резервирования используется лишь в крайних случаях, когда необходима быстрая настройка денежно-кредитной системы.
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая ещё может быть названа политикой учётной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учётная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учётную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешёвыми. Ссудные резервы  банков увеличиваются на величину полученных от ЦБ кредитов, а денежная масса  расширяется с мультипликативным  эффектом. И наоборот, увеличение учётной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заёмные  средства, пытаются возвратить их, так  как эти средства становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.
Определение размера учётной  ставки - один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение  учётной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учётной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учётную процентную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без инкассации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учётной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Вместе с тем именно использование этого инструмента  показывает, что результаты денежно-кредитной  политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования делает заёмные средства более дешёвыми, поэтому приводит к расширению денежной массы. Однако снижение ставки рефинансирования приводит к снижению процентов по кредитам коммерческих банков, а значит и по депозитам. Прибыльность банковских вкладов падает, спрос на наличность возрастает, а банковский мультипликатор уменьшается. Но как и в каком  периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной  политике следует различать краткосрочные  и долгосрочные периоды. В краткосрочном  периоде снижение ставки рефинансирования является "расширительной" мерой, в долгосрочном - сдерживающей.
Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике  у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому центральные  банки, как правило, используют систему  специальных кредитов (вспомогательный  кредит, ломбардный кредит и др.) для  решения проблемы временной неплатёжеспособности коммерческих банков.
Наряду с пересмотром  ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциями РЕПО и средствами банков, привлечёнными  на депозиты в Банк России.
Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность  влиять на размер денежного предложения.
С помощью указанных операций можно регулировать не только краткосрочную  ликвидность банков, но и ликвидность  в среднесрочном периоде. Данный инструмент позволяет оперативно изъять излишнюю ликвидность банковской системы  для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных  секторах финансового рынка.
Операции центрального банка  на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продаёт или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают прямое влияние на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объёма кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая её. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жёсткой  рестрикционной политике, результатом  которой должен стать отток кредитных  ресурсов с ссудного рынка, центральный  банк уменьшает цену продажи или  увеличивает цену покупки, тем самым  увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета; таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений.
Схема осуществления этих операций следующая.
1. Предположим, что на  денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении  и центральный банк ставит  задачу ограничить или ликвидировать  этот излишек. В данном случае  центральный банк начинает активно  предлагать государственные ценные  бумаги на открытом рынке банкам  или населению, которые покупают  правительственные ценные бумаги  через специальных дилеров. Поскольку  предложение государственных ценных  бумаг увеличивается, их рыночная  цена падает, а процентные ставки  по ним растут, соответственно  возрастает их привлекательность  для покупателей. Население (через  дилеров) и банки начинают активно  скупать правительственные ценные  бумаги, что приводит в конечном  счёте к сокращению банковских  резервов. Сокращение объёма банковских  резервов в свою очередь приводит  к уменьшению предложения денег  в пропорции, равной банковскому  мультипликатору. При этом процентная  ставка растет.
2. Предположим теперь, что  на денежном рынке существует  недостаток денежных средств  в обращении. В этом случае  центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного  предложения, а именно центральный  банк начинает скупать правительственные  ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счёте к увеличению банковских резервов и (с учётом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
И снова можно отметить непредсказуемость результатов  денежно-кредитной политики в связи  с тем, что открытый рынок - это  финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения  финансовых активов, следовательно, к  росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится  на увеличении мультипликатора, что  отчасти погасит эффект сокращения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут  привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и  мультипликатора.
Рассмотренные инструменты  денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе  в соответствии с целью денежно-кредитной  политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в  экономике страны. Например, при  продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях  уменьшения денежного предложения  центральный банк устанавливает  высокую учётную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс  продажи коммерческими банками  государственных ценных бумаг, поскольку  им становится невыгодно восполнять резервы займами центрального банка, эффективность операций на открытом рынке повышается. Наоборот, при  покупке центральным банком государственных  ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учётную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и таргетирование, а также валютные интервенции.
Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров определённых показателей, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования:
    таргетирование инфляции;
    таргетирование валютного курса;
    таргетирование денежных агрегатов;
    таргетирование прироста номинального ВВП.
Валютное регулирование  осуществляется прямыми (валютные интервенции) и косвенными (контроль за движением  капитала и ограничения торговлю иностранной валютой). Валютные интервенции - это операции центрального банка  по покупке/продаже национальной валюты. Покупка иностранной валюты ведёт  к девальвации национальной и  увеличению золотовалютных резервов, при продаже эффект обратный. Такая  интервенция называется "нестерилизованной", т.к. приводит к изменениям в денежной базе. Если центральный банк хочет  избежать подчинения денежно-кредитной  политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебание денежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенцией станет проводить  компенсационные операции на открытом рынке по покупке/продаже национальных облигаций. Валютная интервенция с  компенсацией будет уже носить название "стерилизованная интервенция".
Для определения эффективности  интервенции используются следующие  критерии:
    критерий "направление". Профессор Гарвардского университета Джеффри Френкель предложил первый и самый простой критерий успеха интервенции. Если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то интервенция эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает национальную валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться;
    критерий "сглаживание". Второй критерий успеха интервенции был предложен экономистом Федерального резервного банка Кливленда (США) Оуэном Хампэйджем. Он связан со сглаживанием в колебаний валютного курса: интервенция эффективна, когда усилиями центрального банка замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается - то к торможению роста;
    критерий "разворот". Автором третьего критерия является эксперт Европейского центрального банка Расмус Фатум. Интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Говоря языком технических аналитиков, происходит разворот тренда - центральный банк успешно "гребет против ветра".
МВФ установил три принципа, которыми должны руководствоваться  страны при проведении интервенций:
    запрет на манипулирование валютным курсом для уклонения от макроэкономической адаптации;
    обязательство по проведению в случае необходимости валютных интервенций для прекращения беспорядка на финансовых рынках, которые могут быть вызваны краткосрочными колебаниями курса одной из валют;
    каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.
Используются валютные интервенции  в основном для уравновешивания  платёжных балансов, изменения структуры  импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.
 

 Глава 2. Зарубежные банковскме системы на современном этапе
2.1. Характеристика  кредитной  системы США
Кредитная система США  является самой развитой, и по сравнению  с кредитными системами других стран  отличается очень большой спецификой в своей институциональной организации. [27, с. 53]
Ядром кредитной системы  США является Федеральная резервная  система (далее - ФРС), которая выполняет  функции Центрального банка страны. По своей структуре она значительно  отличается от центральных банков европейских  стран. [19, с. 68]
После нескольких неудачных  попыток создать единый центральный  банк страны в целях рассредоточения  властных полномочий, в 1913 г. в соответствии с принятым Конгрессом США законом  была создана Федеральная резервная  система. Она является частной компанией, которой владеют банки-пайщики. [23, с. 66]
ФРС включает в себя три  основных звена:
    Совет управляющих (в Вашингтоне);
    12 Федеральных резервных банков;
    банки – члены ФРС. [2, с. 24]
Во главе ФРС стоит  Совет управляющих (в составе  семи членов, назначаемых президентом  США на 14 лет), которому дано право  определять учетные ставки федеральных  резервных банков, изменять нормы  обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные  резервными банками советы директоров. [9, с. 601] Помимо этого, в сферу полномочий и ответственности Совета управляющих  входит контроль за денежной и платежной  системами и участие в работе Комитета по операциям на открытом рынке.
Комитет по операциям на открытом рынке состоит из 12 членов, семь из которых являются членами  Совета управляющих ФРС, а оставшиеся пять – президентами резервных банков. Основное внимание в работе комитета сосредоточено на определении направлений денежно-кредитной политики как в долгосрочной перспективе, так и на текущий период. Разработка основных направлений денежно-кредитной политики осуществляется на базе анализа перспектив экономического развития страны. Начиная с 2000 г. после каждого заседания комитета (обычно в течение года комитет планово заседает восемь раз) участники публично высказываются относительно рисков нарушения ценовой стабильности и устойчивости экономического развития. Протоколы заседаний комитета периодически публикуются. Роль и значение комитета в общей системе денежного регулирования чрезвычайно велики. Объясняется это тем, что операции на открытом рынке, ответственность за проведение которых полностью лежит на членах комитета, являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики ФРС. [23, с. 69]
В рамках ФРС (в соответствии с Законом о Федеральной резервной  системе) действует также консультативный  орган – Федеральный консультативный  совет (ФКС), состоящий из 12 представителей от каждого округа ФРС, избираемых председателями соответствующих Федеральных резервных  банков. В функции ФКС входят выработка  рекомендаций для Совета управляющих  по вопросам развития экономики и  монетарной политики. Кроме того, ФКС  занимается сбором и оценкой информации по развитию сберегательных учреждений и потребительского рынка, на базе которой  также готовит рекомендации для  Совета управляющих. Все разработки ФКС носят рекомендательный характер и не могут непосредственно влиять на изменения денежно-кредитной  политики. [23, с. 70]
Следующая важная составляющая американской банковской системы - 12 Федеральных  резервных банков, которые являются:
    центральными банками;
    квазиобщественными банками;
    банками банкиров.
Теория банковского дела в США предлагает несколько методов  управления активами. Рассмотрим три  из них.
1) Метод общего фонда  средств
В основе метода лежит идея объединения всех ресурсов банка:
• собственных (капитал, фонды  и резервы);
• привлеченных (различные  депозиты и займы).
Метод общего фонда средств представлен на рис. 2.
 

Рис. 2. Метод общего фонда средств
 
В первую очередь банк формирует  резервы — первичные и вторичные. В балансе эти резервы не выделяются отдельными строками. Это ликвидные  средства, которые размещены в  форме наличных денежных средств, средств  на счетах в банках-корреспондентах, в Федеральном резервном банке; в высоколиквидные государственные  или муниципальные ценные бумаги, в отдельных случаях — в  кредиты (с ближайшим сроком погашения  до 30 дней, в кредиты до востребования).
Первичные резервы можно  определить как кассовые, а вторичные  — как некассовые резервы Банк самостоятельно определяет общую сумму  резервов в процентах от общего фонда  средств, находящегося в распоряжении банка, с учетом обязательных нормативных  требований, установленных законодательством.
Следующий этап размещения средств по методу общего фонда —  формирование кредитного портфеля. Ссуды  занимают наибольший удельный вес в  размещенных активах и имеют  наибольшее значение в деятельности банка. Возможности банка в предоставлении кредитов определяют его позиции  на рынке. Банк получает основную долю доходов именно от предоставления кредитов.
В последнюю очередь, по «остаточному принципу», формируется портфель ценных бумаг. Свободные после удовлетворения законных потребностей клиентов в кредитах средства банк может разместить в  первоклассные краткосрочные или  относительно долгосрочные ценные бумаги. Доход по этим бумагам дополняет  доходы по кредитам и операционной деятельности. Ценные бумаги дополняют  резервы второй очереди по мере приближения  даты погашения.
При использовании этого  метода наибольшее внимание уделяется  вопросам ликвидности банка, но не учитываются  различия в требованиях ликвидности  депозитов до востребования, срочных  депозитов с различными сроками  погашения и ликвидности капитала.
2) Метод распределения  активов (метод конверсии средств)
Размер необходимых банку  ликвидных средств зависит от источников привлечения средств.
При этом методе происходит определенное разграничение источников средств в соответствии с действующими нормами обязательного резервирования и оборачиваемостью каждой категории  ресурсов. Каждая категория источников средств распределяется по группам  активов независимо от остальных.
Требования к наличию  резервов по депозитам до востребования, как обязательные, так и вытекающие из скорости оборота средств, очевидно, будут значительно выше, чем к  наличию резервов по капиталу. Основной капитал, не требующий покрытия резервами, может быть использован на вложения в основные средства и долгосрочные инвестиции. Метод распределения  активов представлен на рис. 3.
Преимущества данного  метода заключаются в том, что  расчет распределения категорий  ресурсов по категориям активов позволяет  уменьшить долю ликвидных активов, прежде всего в форме наличных средств, и, соответственно, увеличить  норму прибыли.
К недостаткам следует  отнести отсутствие тесной и прямой связи между скоростью обращения  средств и неснижающимся остатком средств по данной категории ресурсов. Метод этого не учитывает.
 

Рис. 2. Метод распределения  активов
 
Кроме того, на практике не бывает предполагаемой независимости источников ресурсов от их распределения. Привлечение  крупного клиента, имеющего депозиты до востребования, чековые счета, как  правило, подразумевает и выдачу этому клиенту кредитов, причем не только краткосрочных.
Недостатком двух указанных  методов является и отсутствие должного внимания удовлетворению потребности  клиентов в кредитах. Не учитываются  сезонные колебания потребности  в ссудах, конъюнктурные колебания  спроса на кредиты.
Оба метода опираются на средний уровень ликвидности, а  не на предельный для каждого отдельного банка. Только анализ движения средств  по счетам клиентов, знание особенностей местной конъюнктуры позволят банку  определить потребность в ликвидных  средствах на каждый отдельный период времени.
3) Метод линейного программирования
Метод основан на решении  линейных уравнений. Необходимо сформулировать в явном виде цель, которая должна быть оптимизирована. Например, как  распределить ресурсы для получения  максимальной прибыли при данных условиях или минимизировать издержки при данных условиях.
Пример. Имеются варианты размещения ресурсов по направлениям с учетом заданной доходности А1 —  госбумаги по ставке 6% годовых, А2 —  первоклассные коммерческие кредиты  по ставке 8% годовых, A3 — потребительские  кредиты по ставке 10% годовых, А4 —  прочие коммерческие ссуды по ставке 9% годовых, Р — прибыль.
Получение прибыли от вложений в эти активы можно описать  формулой
Р = 0,06А1 + 0,08А2 + 0,10АЗ + 0,09А4
Цель решения задачи —  максимизация прибыли, т.е правильно  определить, куда вложить средства для получения максимального  дохода. Если при решении задачи не заложены определенные ограничения, то ответ будет прост: вложить  все средства в А3.
Поскольку все средства вложить  в А3 на практике невозможно в силу емкости рынка, конкуренции, при  решении задачи закладываются различные  ограничения. Эти ограничения устанавливают  исходя из требовании федерального и штатного законодательства, инструкций ФРС, ФКСД и Контролера денежного обращения - ограничения, исходящие из степени насыщения рынка данным видом банковского продукта, ограничения в размерах используемых средств по времени и т.д.
Качество конечного результата зависит от корректности постановки задачи и корректности введенных  ограничений.
На практике используется комбинация методов, где исходными  показателями для расчетов распределения  ресурсов и размещения активов являются нормативы пруденциального надзора, которые преимущественно и определяют структуру активов. Все три метода интересны скорее теоретически, так  как их прикладное значение невелико. Окончательное решение по формированию портфеля активных операций всегда принадлежит  руководству банка, и качество принятых решений зависит от уровня компетенции  руководства.
Вся территория США разделена  на 12 федеральных округов, и в  каждом из них есть свой резервный  банк, осуществляющий все необходимые  функции, аналогичные центральному банку в европейских странах. Федеральные резервные банки  расположены в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Атланте, Ричмонде, Кливленде, Чикаго, Сан-Франциско, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе, и еще в 25 других крупных городах США расположены  их филиалы. Каждый резервный банк обладает равными полномочиями и проводит политику ФРС в своем округе.
Банки – члены ФРС –  это наиболее крупные частные  коммерческие банки, на долю которых  приходится свыше 70% всех депозитов  кредитной системы США. Они являются акционерами федеральных резервных  банков и получают за свой акционерный  пай 6%-ный дивиденд. Кроме того, преимущество, которым пользуются банки - члены  ФРС, обусловлено прежде всего тем, что они становятся клиентами  одного из федеральных резервных  банков и пользуются его услугами, в том числе в получении  необходимых денежных сумм путем  займа или учета коммерческих бумаг.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли  от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд. долларов. Независимость  ФРС выражается и в том, что  президент США не имеет права  отдать ФРС какой-либо приказ или  сместить ее управляющих. [2, с. 224]
В настоящее время ФРС  выполняет следующие функции:
    управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильности цен;
    контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
    поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;
    предоставляет финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов. [22, с. 73]
На втором уровне в кредитной  системе США стоят коммерческие банки.
Коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные. Первые функционируют  согласно федеральным законом и  в обязательном порядке входят в  Федеральную резервную систему  в качестве банков-членов; последние  действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию  входят либо не входят в ФРС.
Из-за постоянного слияния  коммерческих банков в условиях усиления конкуренции с японскими банками  количество американских коммерческих банков постоянно меняется: в 1994 г. их насчитывалось 40,9 тыс., в 1998 г. – около 9 тыс., в 2008 – примерно 15 тыс. [1, с. 140]
Особую роль в кредитной  системе США играют инвестиционные банки, которые осуществляют два  главных вида операций с ценными  бумагами:
    гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке;
    непосредственное размещение ценных бумаг компаний; инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом они широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги. [9, с. 603]
Важную роль в кредитной  системе США занимают страховые  компании. В настоящее время страховые  компании привлекают огромные денежные средства. Вместе с пенсионными фондами  они ежегодно предоставляют рынку  ссудных капиталов 68-78 млрд. долларов аккумулированных долгосрочных сбережений.
Пенсионные фонды в  США делятся на государственные  и частные. Средства государственных  пенсионных фондов, складывающиеся из взносов государственных служащих, инвестируются в облигации казначейства. Частные пенсионные фонды создаются  за счет взносов служащих корпораций и предпринимателей. Средства частных  пенсионных фондов в основном вкладываются в акции и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют  с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства.
Острая конкуренция характерна для сферы потребительского кредита, где наиболее активны коммерческие банки и финансовые компании.
Финансовые компании могут  быть трех видов. Первые (salesfinancecompanies) кредитуют продажу в рассрочку потребительских товаров длительного пользования. Финансовые компании второго вида (commercialfinancecompanies) обслуживают систему коммерческого кредита, предоставляемого промышленными компаниями друг другу при отгрузке товаров. Финансовые компании третьего вида (consumerfinancecompanies) выдают мелкие ссуды частным лицам.
Брокерские фирмы выполняют  посреднические функции, участвуют  в размещении новых эмиссий ценных бумаг и в торговле старыми  выпусками. Брокерские фирмы делятся  на две группы: fullservice (полное обслуживание) и discountservice (обслуживание со скидкой).
Широко развиты в США  компании, создававшиеся для аккумуляции  сбережений (вкладов) и целевого кредитования вкладчиков – сберегательные финансовые учреждения. К ним относятся:
    ссудо-сберегательные ассоциации;
    взаимные сберегательные банки;
    кредитные союзы.
Ссудо-сберегательные ассоциации могут быть паевыми (если они принадлежат  вкладчикам) и акционерными (если принадлежат  акционерам). Сегодня ассоциации прилагают  большие усилия, чтобы постоянно  адаптироваться к современному рынку. Одни, такие как «FirstUnion»практически превратились в коммерческие банки, другие, типа «NortAkronSavings & Loun», функционируют в традиционных рамках.
Взаимные сберегательные банки специализируются на выдаче ссуд под залог недвижимости, выдают и  иные ссуды, покупают значительное количество ценных бумаг, в том числе акции  и облигации промышленных корпораций. Депозиты, как и в случае ссудо-сберегательных ассоциаций, состоят преимущественно  из вкладов и срочных депозитов  малого размера; предлагается также  открытие чековых депозитов. Сегодня  взаимные сберегательные банки, как и ассоциации, стали похожими на коммерческие банки, однако их деятельность в большей степени ориентирована на потребителя. [22, с. 77]
Кредитные союзы США представляют собой кооперативные кредитные  учреждения, организованные на принципах  деятельности мелкой кредитной кооперации (взаимное доверие и персональная ответственность по общим обязательствам). Это единственные кредитные учреждения в стране, деятельность которыми не облагается налогами и может лицензироваться  как органами штатов, так и федеральным  правительством. В настоящее время  в стране насчитывается около 8000 кредитных союзов, совокупные активы которых превышают 800 млрд. долларов. [1, с. 148]
 
2.2.  Характеристика кредитной  системы  Японии
В 1868 году (то есть в процессе реформ Мэйдзи, направленных на модернизацию страны) японское правительство, по примеру  США, приступило к формированию системы  государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным  институтом такого рода стал банк "Первый государственный" (позднее - "Первый промышленный"). Затем, в 1874 году была создана система почтово-сберегательных учреждений (сыгравших в экономике  страны очень важную роль), из которых  в 1880 году "вышли" сберегательные банки. В 1877 году частным капиталом  была создана первая банковская ассоциация, в 1879 году в Осаке появился клиринговый  дом для упрощения межбанковских  расчетов, а в 1878 году открылись две  фондовые биржи. Однако в Японии бизнес был в основном сосредоточен в  замкнутых структурах дзайбацу (финансово-промышленные группы). По этой причине прямое финансирование (через выпуск ценных бумаг) в стране так и не получило широкого развития. Вплоть до последнего времени в Японии преобладало косвенное финансирование (через банки).
В 1882 году было решено оставить лишь один эмиссионный центр. С тех  пор и поныне его функции выполняет  Банк Японии. Остальные государственные  банки были перепрофилированы в  обычные (коммерческие) кредитные институты, встав в один ряд с параллельно  возникшими частными банками (коммерческими  и сберегательными, выросшими из торгово-ростовщических контор). Подобные частные структуры были "легализованы" законом о банках от 1890 года. Все  эти банки занимались обычной  коммерческой деятельностью, привлечением свободных средств, выдачей кредитов и расчетами между предприятиями. 
Однако профинансировать модернизацию и индустриализацию страны в полном объеме, в силу своего коммерческого характера и относительно небольшого объема находившихся в их распоряжении денежных ресурсов, эти обычные банки были не в состоянии. К решению задачи подключилось государство, создав полуправительственные/получастные кредитные институты, такие, как "Валютный банк Иокогамы" (для финансирования внешней торговли, позднее - "Банк Токио"), "Японский промышленный банк" (для финансирования долгосрочных проектов) и т.п. В 1900 году был принят закон о промышленных кооперативах, который положил начало созданию специализированных институтов по поддержке малого бизнеса, таких, как Центральный банк промышленных кооперативов (позднее - "Центральный банк сельского и лесного хозяйства"). Пика своего развития эта банковская система достигла в 1901 году, когда в стране насчитывалось 1867 обычных банков. Среди прочих важных нововведений необходимо отметить, что в 1915 году существовавшие с незапамятных времен специфические японские кооперативы мудзин, финансировавшие предпринимательскую деятельность, получили официальный статус компаний взаимного финансирования малого бизнеса. В 1917 году были созданы первые структуры жилищного кредитования. Наконец, после Первой мировой войны возник рынок онкольных займов (право на получение кредита на определенных условиях, практикуются для урегулирования краткосрочных расчетов между банками).
В ходе кризиса 1927 года начался  процесс разорения маломощных банков. В 1927 году был принят новый закон  о банках, в котором был впервые  оговорен обязательный для банков минимум  капитала. Тем самым закон побудил  банки к слиянию и укрупнению. В результате этих процессов, к исходу Второй мировой войны, в стране насчитывалось  всего 64 обычных и 4 сберегательных кредитных института. В ходе самой  войны были сделаны два важных шага по пути универсализации и консолидации банковского бизнеса - обычные банки  получили права сберегательных, а  межбанковские расчеты стали  осуществляться через Банк Японии.
После Второй мировой войны  основы банковского законодательства Японии не пересматривались. Однако был  предпринят ряд практических шагов  по реформированию кредитных институтов. Так, в связи с окончанием войны  и утратой колоний были закрыты  специальные военные финансовые институты и колониальные банки. В 1945 году банковские ассоциации были объединены в Федерацию, а с 1947 года стали проводиться общенациональные банковские съезды. В 1948 году закон  о биржах и ценных бумагах запретил банкам операции с ценными бумагами, кроме как с облигациями и  дебентурами (бумаги с фиксированным  процентом). Тем не менее, им удалось  сохранить контроль над специализированными  компаниями, в ведении которых  оказались сделки с акциями и  бумаги коммерческого характера. В 1949 году был создан совет директоров Банка Японии, что усилило независимость  центрального банковского учреждения страны. Тогда же была сформирована сеть правительственных финансовых корпораций (малого бизнеса, сельского  хозяйства, развития отдельных регионов, медицинских учреждений и т.п.)
В 1950 году все специализированные банки были обращены в обычные (коммерческие). В первой половине пятидесятых годов  мудзин были превращены в банки взаимного  кредитования, кредитные кооперативы - в кредитные ассоциации, созданы новые системы банков долгосрочного кредитования и трастовых банков. Наконец, в 1954 году, согласно закону о валютной банковской деятельности, были расширены возможности банков в области финансирования внешнеэкономической деятельности.
Кредитная система Японии характеризуется высоким уровнем  развития, хотя по сравнению с кредитными системами США и стран Западной Европы она относительно молодая. Кредитная  система Японии состоит из 3 звеньев: Банка Японии, коммерческих банков и кредитно-финансовых учреждений.
Возглавляет кредитную систему  страны Банк Японии. По своему статусу  он является не административным органом, а акционерной компанией, 55 % его  капитала принадлежит правительству  и 45 % - финансовым институтам, страховым  компаниям и другим частным акционерам.
Руководящим органом Банка  Японии является Политический совет, который  состоит из 9 членов: шести назначаемых  членов совета, председателя банка  и двух заместителей. Кроме совета, в управление Банка также входят три исполнительных аудитора, три  исполнительных директора и восемь советников.
Банк Японии как центральный  банк выполняет следующие функции:
    выпуск банкнот;
    реализация денежно-кредитной политики;
    осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;
    мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений.
Своей основной задачей Банк Японии считает борьбу с инфляцией/дефляцией, которую он осуществляет через регулирование  курса национальной валюты и денежного  обращения, а также стабильное развитие кредитной системы страны.
Далее рассмотрим коммерческие банки Японии, в которые входят: городские банки, региональные банки, региональные банки второго уровня, трастовые банки, банки долгосрочного  кредитования, иностранные банки, другие банки.ир классический интерьер де
Городские банки являются наиболее крупными по размеру капитала и объему проводимых операций. На их долю приходится более 20 % всех имеющихся  в частных банках Японии депозитов, а также около 36 % общего объема капитала банковской системы. В Японии насчитывается 11 таких учреждений, имеющих более 3700 филиалов.
Региональные банки уступают городским по размеру капитала и  объему проводимых операций. В стране насчитывается более 60 региональных банков, имеющих около 7600 филиалов. Основной вид деятельности – кредитование малых и средних предприятий, некоторые принимают сберегательные вклады. Кроме того, региональные банки  играют важную роль в финансировании органов местного самоуправления.
Региональные банки второго  уровня ориентируются на прием депозитов  от населения и предоставление краткосрочных  кредитов средним и мелким компаниям. Количество таких учреждений в стране - около 70 при наличии более 4700 филиалов.
Трастовые банки специализируются на проведении соответствующих операций. В настоящее время усилилось  взаимопроникновение деятельности этих учреждений и деятельности городских  и региональных банков. В стране функционируют семь трастовых банков, имеющих 430 филиалов.
Банки долгосрочного кредитования своей деятельностью дополняют  городские и региональные банки. Сейчас они преимущественно финансируют  компании в сферах, связанных с  высокой степенью финансового риска: разработка принципиально новых  технологий, создание источников энергии  будущего и т.п.
Иностранные банки представляют в Японии 88 государств мира. Доминируют банки США и Великобритании. Традиционная функция зарубежных банков – торговля иностранной валютой. Благодаря им в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски во внешней торговле. Иностранные банки также нашли себе применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.
Другие банки включают в себя банки нового типа, возникшие  в XXIв. В связи с развитием новых каналов распределения финансовых услуг (Интернет, мобильная связь). Одни из них специализируются на расчетах или проводят операции по сети Интернет (интернет-банки). Другие осуществляют кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также вновь создаваемых мелких предприятий, нуждающихся в оборотных средствах. [14, с. 18]
Третье звено кредитной  системы Японии составляют кредитно-финансовые учреждения. Важное место среди них  занимают государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк Японии, Японский банк развития и государственные  финансовые корпорации.
Экспортно-импортный банк Японии кредитует внешнюю торговлю и участвует в заграничных  инвестициях и кредитах. Сейчас он объединен с Фондом международного сотрудничества. Вместе они образуют Банк международного сотрудничества.
Японский банк разви
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.