На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория и практика антимонопольного регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
Кафедра микроэкономики
 
Курсовая работа на тему
«Теория и практика антимонопольного регулирования»
 
 
Выполнил: студент Н1-3 Абдувахидов  А.И.
Научный руководитель: д.э.н., проф. Ланин Б.Е.
 
 
 
Москва
2010
 

План работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В  СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность  монополий, цели и механизмы  функционирования 6
1.2 Виды монополии 8
1.3 Особенности  российского монополизма 11
Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 14
1.1 Эволюция  антимонопольной политики 14
1.2 Проблемы  правового регулирования конкурентных  отношений в России 19
1.3 Деятельность  Федеральной Антимонопольной Службы  России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
 
 


ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших предпосылок  политического, экономического и социального  развития России является наличие свободной  конкуренции в обществе. Необходимость  конкуренции доказана всем ходом  исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX – начале XXI в.
В рыночной экономике независимое  поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции и формирующих свою экономическую политику под воздействием складывающихся на рынке спроса и  предложения, составляет основу ее функционирования.
Свободная конкуренция  является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом  продукции по наименьшим ценам в  нужном количестве. Конкуренция обеспечивает оптимальное распределение ресурсов и необходимые изменения в  структуре рынка, которые, в свою очередь, способствуют повышению конкурентоспособности  российских товаров и компаний на международных рынках. Предприниматели  в условиях честной борьбы снижают  издержки и внедряют в производство новейшие достижения науки и техники.
От справедливой конкуренции  выигрывают не только предприниматели  и власти, но и граждане – за счет снижения цен и расширения ассортимента продукции.
Эффективная конкуренция  на внутреннем рынке заставляет компании пробиваться на мировой уровень  в поисках возможностей для дальнейшего  роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает  предпосылки для внедрения таких  инноваций, которые повышают международную  конкурентоспособность компаний. Таким  образом, внутренняя конкуренция значительно  содействует росту конкурентных преимуществ страны.
«Там, где конкуренция  острее, мы находим более высокие  темпы экономического роста, более  высокую занятость, более высокий  уровень иностранных инвестиций, более высокие семейные доходы», – заявил в своем выступлении  на семинаре «Антимонопольное регулирование  в Российской Федерации. Тенденции  и перспективы» в Москве г-н Бернард Филипс, глава Департамента по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 9 декабря 2005 г.
Экономисты Всемирного банка установили связь между  конкуренцией и экономическими показателями. В Докладе о мировом развитии за 2005 г. говорится: «Барьеры на пути конкуренции  приносят выгоду одним фирмам, лишают возможностей другие фирмы и потребителей, а также увеличивают их расходы. Они также ослабляют заинтересованность защищенных протекционистскими мерами фирм к инновации и повышению  производительности. Повышение конкурентного  нажима может повысить вероятность  инновации в фирме более чем  на 50%».
В российской правовой науке  конкуренция определяется как соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельные действия каждого  из них исключаются или ограничивается возможность каждого из них в  одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке1.
Политика в области  конкуренции, часто называемая «конкурентной  политикой», «антитрестовской политикой» или «антимонопольной политикой», как  раз призвана следить за тем, чтобы  соперничество между компаниями было честным, а условия деятельности – равными.
В общем виде можно сказать, что целью антимонопольной политики во всем мире является развитие конкуренции  на рынке, предотвращение монополизации  рынков, обеспечение эффективного распределения  ресурсов, защита общественных интересов  и т.д.
Антимонопольная политика очень важна для экономики  России, ибо в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служит одним из существенных условий  успешного социально-экономического развития нашей страны.
В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной  политики в России и объяснить  наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования  экономики. Так же было уделено большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
 


Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ МОНОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.2 Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии словами «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: «несовершенный конкурент»3, «ценоискатель»4.
Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм.5 В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела: «монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции».6
До XX в. монополии возникали  в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения (соглашения предприятий одно отрасли о ценах, рынках и объемах сбыта), синдикаты (соглашения предприятий одной отрасли, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через одну контору), слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену.
Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более  высоким рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах мира государство проводит более или  менее жесткую политику регулирования  деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции  на рынке.
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения  и существования монополии.7
Природе монополий присуще  стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и  потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной  структурой и сокращая число предприятий  с монопольным положением, можно  ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки.
 

1.2 Виды монополии

На сегодняшний день не существует единой причины, по которой  образуются монополии. Чаще всего экономисты выделяют три причины, а, следовательно, три вида монополии:
      Естественная монополия
      Государственная монополия
      Искусственная монополия
Давайте рассмотрим первое понятие — естественные монополии. Из понятия очевидно, что это ситуация на рынке, когда монополия происходит сама собой, без вмешательств извне. На деле это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических  особенностей производства (в связи  с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью  материально-технической базы)8. Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Сюда можно отнести компании, занимающиеся обеспечением электроэнергией, газом, водой, транспортными перевозками. Классическим примером в России служит ОАО «Российские Железные Дороги», а в США некогда «Standard Oil». Эти гиганты извлекают прибыль, достигаемую исходя из положительного эффекта масштаба, а значит, более мелким фирмам конкурировать здесь невозможно.
К этой же категории, как правило, добавляют и компании, получившие монопольную власть на рынке, благодаря уникальным знаниям, защищенными различными патентами и лицензиями. Патент предоставляет фирме исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени (в США этот срок составляет 17 лет)9. Классическим примером монополии данного вида служит компания «Zinger», которая безраздельно господствует на рынке швейных машин по сей день.
Особую роль на рынке занимают государственные монополии —  это монополии, созданные в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Говоря проще, существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
Что же касается последней  причины появления монополии, то, как нетрудно догадаться, это случай с искусственным насаждением  монопольной власти на рынке. Это явление так и называют — искусственной монополией, объединяя в этом понятии не только концерн, но и такого рода договоренности, как синдикат и картель.
Под искусственной монополией понимают группу компаний, каждая отдельно взятая из которых не обладает монопольной  власть на рынке, созданную с целью извлечения монопольной прибыли. Выделяют основные формы искусственной монополии:
      Картель (Простейшая форма монополистического объединения. Каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих)
      Синдикат (организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий)
      Концерн (группа компаний, сохраняющих юридическую и хозяйственную самостоятельность, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии)
      Трест (форма монополистического объединения, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность)10
 


1.3 Особенности российского монополизма

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная  на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни в  одной своей части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры  их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.11
Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие  приходилось в среднем 813 рабочих  мест, для сравнения эти же показатели в Венгрии - 186, а в Западной Европе - 86.12 Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия. Это объяснялось удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно  тому, как в человеческом организме  существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности  всего организма (какие-то функции  возложены на сердце, какие-то –  на печень, какие-то – на желудок), так  и в социалистическом хозяйстве  одни заводы удовлетворяли потребность  всей страны в одной, другие – в  другой продукции. По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме.13
Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всей гигантской стране не превышало двух-трех заводов, которые диктовали свои условия потребителю. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.14
Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент  мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии  существенно отличались от капиталистических  аналогов. Капиталистические монополии  возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали  в тепличных условиях. В монополисты  при капитализме прорывается  предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет  ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия  им и потребителям. Доминирующим считается  положение предприятия, если его  доля на рынке определенного товара не менее 50%. Из этого правила есть исключения:
    положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 50-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
    положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 50%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.
Если же доля предприятия  на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может  быть признано доминирующим, а оно  само монополистом. 15
 


Глава 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1.1 Эволюция антимонопольной политики

На сегодняшний день российское антимонопольное законодательство включает в себя законы "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г., "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 8 июля 2006 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 24 июля 2007 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 14 января 1998 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 13 марта 2006 г., "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.16
Сегодня, спустя без малого двадцать лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо усовершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла еще надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, еще лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг17.
Но прежде всего логичнее было бы отследить динамику развития, эволюцию антимонопольной политики и антимонопольного регулирования  нашей страны.
Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере  естественных монополий, пресечения монополизма  на товарных рынках, создания условий  для здоровой конкуренции был  создан Государственный комитет  по антимонопольной политике, имеющий  территориальные управления.
Первоначально ГКАП России руководствовался "презумпцией виновности" в отношении российских предприятий: регистрация новых предприятий  была возможна лишь после одобрения  со стороны антимонопольных органов. Тем самым антимонопольная политика создавала новые административные барьеры для конкуренции и  свободного вхождения на рынок.
Антимонопольная политика изначально мыслилась и закладывалась как  пассивная защита возникающей конкуренции  с преимущественно разрешительно-запретительной функцией. Придание антимонопольной  политике пассивной роли в рамках более «важной» экономической политики объясняет, например, факт отсутствия осмысленного контроля со стороны антимонопольных  органов над формированием финансово-промышленных групп в России, объединяющих крупнейших производителей и финансовые структуры  главным образом на горизонтальной основе в рамках отдельных отраслей, которые представляются, как показывает мировая практика, наиболее опасными с точки зрения подрыва конкуренции. Предназначение антимонопольной политики быть своего рода "придатком" экономической  политики, как это, по-видимому, виделось на первом этапе реформ, проявлялось  в активизации преимущественно  регистрирующей функции Антимонопольного комитета - составлении и ведении (периодическом пополнении) Реестра  предприятий-монополистов, а также  в развернутой деятельности Комитета по регулированию ценообразования.
Кроме того, как показывают материалы ГКАП18, первоначально в ведение антимонопольных органов были включены самые разнообразные виды деятельности: контроль за лицензированием, защита прав потребителей, экспертиза учредительных документов союзов, ассоциаций, холдингов и акционерных обществ. Основной функцией ГКАП в этот период считалась разработка положений о правилах торговли и оказании услуг и осуществлении мер по коммерциализации товаропроводящей сети, что существенно сужало круг целей антимонопольной политики.
Возникли серьезные трудности  согласования экономической и конкурентной политик. Это было связано с чрезвычайно  ограниченным представлением антимонопольных  органов о конкурентных процессах. Так, в докладе ГКАП 1995 г. концентрация производства отождествляется с  негативными монопольными эффектами, а деконцентрация трактуется как главный способ борьбы с монополизмом.19 А в действительности сам по себе уровень концентрации, да и монопольное положение могут не сопровождаться злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов.
Следует признать, что, в силу узкой ориентации на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активизации конкуренции, ГКАП так и не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе создано  Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Наконец пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективности экономической политики.
В этот период антимонопольная  политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая  редакция Закона "О конкуренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм. Однако из всех дополнений и изменений  в новой редакции по-прежнему лишь две статьи (ст. 17 и 18) касаются поведения  фирм ex ante (регулирование слияний  и поглощений и регулирование  приобретений акций компаний), причем в большинстве случаев применение данной статьи носит уведомительный, а не предупредительный характер. Политика демонополизации полностью  передается в ведение органов  антимонопольного регулирования. Тем  самым начинается процесс разграничения  полномочий экономической и конкурентной политик.
В общем и целом можно  охарактеризовать масштабную работу специалистов ведомства по совершенствованию антимонопольного законодательства, сводившуюся в основном к внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, как довольно поверхностную.
В докладе консультанта отдела финансовых и деловых отношений  при ОЭСР г-жи Сары Рейнолдс в 2004 г. отмечалось: «Относительно быстрые изменения  в структуре [антимонопольного] органа и круге задач, стоящих перед  ним, постоянное внесение поправок в  антимонопольное законодательство и связанные с ним законодательные  акты и сам объем обязанностей по правоприменению осложняли развитие правовых стандартов и способствовали отвлечению ресурсов от решения ключевых вопросов в сфере конкуренции».20 Низкие пороговые значения при контроле слияний, отсутствие комплексного регулирования естественных монополий и широкая юрисдикция по отношению к действиям государственных органов в комбинации с отсутствием какой-либо свободы в выборе дел для преследования приводили к возникновению трудно поддающейся обработке рабочей нагрузки, включающей в себя большое количество вопросов, решение которых мало влияло на конкуренцию.21
Это и стало одной  из причин реорганизации ведомства  в 2004 г. 9 марта 2004 г. министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП  России функции федерального антимонопольного органа, контроля за деятельностью  естественных монополий и соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе (ФАС России), руководителем которой стал Игорь  Артемьев.
Создавая ФАС России, руководство страны в очередной  раз озвучило идею о необходимости  развития конкуренции в России и  создания условий для повышения  конкурентоспособности российских предприятий в мире. Так, Председатель Правительства России Михаил Фрадков  заявил, что конкурентная политика является «ключевым элементом создания рыночной экономики», а «ФАС России, по сути, находится на передовых  позициях борьбы за создание рынка  в России».22
 В настоящее время  Федеральная антимонопольная служба  является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.23
ФАС России находится в  непосредственном подчинении Правительства  Российской Федерации, но в отличие  от МАП России в состав Правительства  России не входит. С одной стороны, это понизило ее статус, с другой стороны, это обеспечило проведение более независимой политики антимонопольного ведомства при возбуждении дел  против других органов власти.
Основными функциями ФАС  России в настоящее время являются надзор и контроль за соблюдением  законодательства о конкуренции  на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе  и законодательства о государственных  и муниципальных закупках.
Вместе с тем многие эксперты отмечают, что полномочия российского антимонопольного органа гораздо шире задач, которые стоят  перед зарубежными антимонопольными органами. К тому же бюджет ФАС России значительно меньше бюджетов других антимонопольных ведомств.24
 


1.2 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений в России

Пожалуй, важнейшей проблемой  антимонопольного регулирования является высокая степень административного  монополизма, в первую очередь, монополизма  центральных государственных органов  управления.
Одним из специфических обстоятельств, характерных для  современного периода  развития России, является то, что решение  задачи преодоления элементов чрезмерного  государственного административного  монополизма предполагает в ближайшей  перспективе определённое оживление  самого же этого монополизма. Так  получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое  зло, но становление эффективных  рыночных структур, ускоренный выход  страны из состояния глубокого кризиса  не могут быть осуществлены без уси
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.