На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детский коллектив

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Детский коллектив. 
Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса 

Содержание 
 
     Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе  
    • Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике  
    • Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива  
    • Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива  
    • Основные условия развития коллектива
Диалектика коллективного  и индивидуального в педагогическом  процессе 

 
    Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. 
    Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. 
    Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Формирование личности  в коллективе — ведущая идея  в гуманистической педагогике 
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 

 
С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась  традиционно педагогической, хотя  отдельные аспекты коллективной  жизни изучались и в рамках  других наук. С начала 60-х гг. интерес  к коллективу в силу изменившихся  социально-политических условий  проявился со стороны всех  общественных наук. Философия исследует  коллектив как социальную общность  людей в его отношении к  личности, закономерности и тенденции  соотношения личного и общественного  интереса и их учет в управлении  развитием общества.  
Особо весомый вклад  в разработку теории и практики  коллектива внес А.С.Макаренко. Он  доказал, что никакой метод не  может быть выведен из представления  о паре: учитель + ученик, а может  быть выведен из общего представления  об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал  стройную концепцию воспитательного  коллектива, пронизанную гуманистическими  идеями. Педагогические принципы, положенные  им в основу организации детского  коллектива, обеспечивали четкую  систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию  каждого члена коллектива. Система  перспективных линий, методика параллельного  действия, отношения ответственной  зависимости, принцип гласности  и другие были направлены на  то, чтобы вызвать лучшее в  человеке, обеспечить ему радостное  самочувствие, защищенность, уверенность  в своих силах, сформировать постоянную  потребность движения вперед. Последовательное  развитие идеи А.С.Макаренко получили  в педагогических трудах и  опыте В.А-Сухомлинского. Усматривая  задачу школы в обеспечении  творческого саморазвития личности  школьника в коллективе, он предпринял  и реализовал удачную попытку  построения целостного педагогического  процесса как единства обучения  и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива  учащихся с педагогическим коллективом. В.А-Сухомлинский в основу своей  воспитательной системы творческого  развития личности положил идею  направленного развития у ребенка  субъектной позиции. В последние  десятилетия педагогические исследования  были направлены на выявление  наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования  воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, МД-Виноградова, А-В.Муд-рик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на  разработку принципов и методов  стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гор-дин, М.П.Шульц и др.), развитие  воспитательных функций коллектива  и самоуправления в нем (В.М.Коротов  и др.), разработку педагогической  инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного  коллектива (Т.А.Ку-ракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как  своеобразную модель общества, отражающую  не столько форму его организации, сколько те отношения, которые  ему присущи, ту атмосферу, которая  ему свойственна, ту систему человеческих  ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством  достижения стоящих перед обществом  воспитательных задач, а для ребенка  он выступает прежде всего  своеобразной средой его обитания  и освоения опыта, накопленного  предшествующими поколениями'. В  настоящее время исследуются  такие вопросы ценностной теории  коллектива, как массовое, групповое  и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими среди которых рассматриваются  приобщение к различным аспектам  культуры, формирование социальной  направленности личности и развитие  творческой индивидуальности членов  коллектива; идентификация и обособление  в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегу 
Роль учебно-воспитательного  коллектива в развитии личности 

 
    Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
    Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.
Сущность и организационные  основы функционирования учебно-воспитательного  коллектива 
Существенные признаки коллектива и его функции 

 
    На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. 
    Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.
    Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно стью;воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
 
Структура и основные  типы учебно-воспитательных коллективов 

 
    Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. 
    При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой. 
    Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью. 
    Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; 
    организации обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Этапы и уровни развития  учебно-воспитательного коллектива 

 
Коллектив как специально  организованное объединение учащихся  формируется не сразу. Ни одно  объединение людей изначально  не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива  длительный и проходит через  ряд этапов. 
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. 
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. 
Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций. 
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив — это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Основные условия развития  коллектива 

 
    В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:
    в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
    деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
    Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.