На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические теории конфликта. Эрик Берн

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
 
 
КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
                                                  Реферат
«Психологические теории конфликта. Эрик Берн.»
 
 
 
 
 
 
 
 
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Баныкина С.В.
 
 
Слушатель  1 курса   
Методист-организатор МФ ПСТГУ
                                Власенко Ю.В.
 
 
 
 
Москва 2010

План:
Биография Э. Берна                                                                                      стр. 3
Теория трансакционного анализа и конфликтология:                                 стр. 6
1. Основные положения теории трансакционного анализа                   стр. 6
2. Поведенческие характеристики основных трансакций                    стр. 7
3. Трансакционный анализ конфликта                                                     стр. 8
Заключение                                                                                                     стр. 12
Литература                                                                                                      стр. 13

Биография Э. Берна.
Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 году в семье выходцев из Российской империи [1], доктора Давида Гиллеля Бернастайна и литератора Сары Гордон. В Канаде он прожил  первые двадцать лет своей жизни.
Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдать за работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил его работу, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласились на роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна на психотерапию и ряд его теоретических концепций.
В 1919 году отец Эрика умер, что было для него, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Забота о семье — Эрике и его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторским трудом. Работа матери стала воодушевляющим примером. К одиннадцати годам Эрик написал свои первые литературные опусы. С той поры он продолжает писать всю жизнь. Основными директивами его жизненного сценария стали литературное творчество и помощь людям[2].
В 1935 году Эрик оканчивает медицинский факультет Университета МакГилла, который в свое время окончил и его отец. После этого он сокращает своё имя с Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. [3]
В США Берн начал свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа. В 1941 году он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве психиатра. Армейский опыт дал мощный толчок для его развития как психотерапевта, отточив природную наблюдательность и интуицию.
 От армейского психиатра требовалось за минимальное время принимать решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулаты ортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнуло Берна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранее незыблемыми.
 Автор начал практиковать лечение пациентов в группе, работая в армейском госпитале во время Второй мировой войны. 
Выпивка была под запретом, и солдаты имели обыкновение закупать огромные количества лосьона для бритья и прятать его в различных местах, чтобы выпить, когда появится возможность. Поэтому нужно было каждое утро проверять кровати: два санитара перетряхивали все матрасы в поисках припрятанного. Таким образом обнаруживались большие залежи бутылок с токсичными жидкостями.
 В отчаянии автор решил собрать пациентов в комнате отдыха, чтобы обсудить с ними фармакологические свойства лосьона для бритья. Пациентам так понравилась встреча, что они предложили проводить ежедневные встречи для продолжения этих дискуссий. Очень скоро групповая терапия получила одобрение военного департамента; таким образом у автора появилась возможность продолжить свою деятельность на официальных основаниях, и с тех пор он регулярно проводил встречи с пациентами.
 После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику[4].
С конца 40-х годов Берн начинает разрабатывать проблему интуиции.
В 50-е годы складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.
 В 1961 году выходит первая книга по трансакционному анализу - «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.
 В 1963 году выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи трансакционного анализа в приложении к групповой динамике и развитию организаций.
 В 1964 году выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, — «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м — руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».
 Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности — теорию сценарного анализа[5].
В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть.
Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.[6]
 

Вклад трансакционного анализа в конфликтологию.
Один из пациентов Э. Берн – адвокат по специальности – рассказывал ему  историю из своего детства: «Когда мне было восемь лет, я отдыхал на ранчо. В одно утро, одетый в ковбойский костюм, я помогал конюху расседлывать лошадь. Когда мы закончили, конюх поблагодарил меня, сказав «спасибо, ковбой», на что я возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик».
Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик».
Далее, в ходе терапии, он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь — к адвокату или к мальчику?»
Эта история и положила начало берновской теории.
 
Основные положения теории трансакционного анализа.
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».
Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.[7]
Другое определение:
Трансакция – непосредственный акт межличностного взаимодействия.[8]
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Ре.[9]
 
Поведенческие характеристики основных трансакций.
Родитель:
У  каждого человека были родители (или те, кто их заменял),  и  он хранит  в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как  он  их  воспринимал). Эти родительские состояния  «Я»  при  некоторых обстоятельствах  начинают  активизироваться[10].
Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п[11].
Взрослый:
Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации  при  условии, что активизированы соответствующие  состояния  их
«Я». [12]
Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п[13].
Ребёнок:
Любой  человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он  несет  в себе  впечатления  прежних  лет, которые при  определенных  условиях  могут активизироваться.  Можно  сказать,  что  "каждый  таит  в  себе  маленького мальчика или девочку".[14]
Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п[15].
 
Трансакционный анализ конфликта.
Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). 
Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров[16] (схема 2).
Коммуникация также может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Берна), когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым»[17] (схема 1).

 
                     Схема 1. Дополнительные трансакции первого типа

Схема 2. Дополнительная трансакция второго типа
Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.[18]
На схеме 3 и 4 представлены  наиболее  обычные  пересекающиеся  трансакции,   которые вызывают  «наибольшие  трудности  в  процессе  общения,  какой  бы   стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви,  дружбы  или работы».[19]
Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый – Взрослый, например: « «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции Взрослый – Взрослый может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе».
Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответ будет другим, например: «Вечно я у тебя во всем виновата!» Ответ соответствуют схеме Ребенок – Родитель, и, как видно из схемы 3, векторы трансакций пересекаются.

Схема 3. Пересекающаяся трансакция первого типа
 
На схеме 4 показан случай, пересекающейся трансакции второго типа. «Он представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. Например, на вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?» – может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок!»[20]

Схема 4. Пересекающаяся трансакция второго типа
 
Э. Берн, взамен психоанализу, проводимому индивидуально на протяжении длительного времени, предложил сеансы групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я. [21]
Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне «Взрослый — Взрослый». Те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение.[22]
При этом нельзя излишне подавлять «Родителя» и «Ребёнка». Состояния «Родителя» и «Ребенка» включают в себя крайне важные для культурного общения аспекты. Если бы не было твердых жизненных правил, начиная с заповеди «не укради», кончая поведением за столом, человечество, наверное, не могло бы существовать.[23]
Кроме этого, «Ребенок» — это прежде всего суть стремления «хочу». Если люди будут стараться многие важные дела тесно связывать с состоянием «хочу», то деятельность человека будет осуществляться с большей радостью и с большим эффектом.[24]

Вывод.
Американский психотерапевт Эрик Берн в 60-х годах ХХ века  разработал теорию трансакционного анализа, которая позволила рассмотреть конфликт, как взаимодействие разных состояний  «Я» человека, соответствующих категориям «Родитель» «Взрослый», «Ребёнок».
При перекрестной трансакции может возникнуть дисгармония отношений, нарушение взаимопонимания – возрастает вероятность конфликта.
Разработанная теория может быть с успехом применена как в работе психолога по коррекции поведения человека, так и в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
 
 

Литература.
Материалы с электронного ресурса:
Библиотека Гумер. Берн. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bern_Games/index.php
Библиотека Гумер. Ионин Л. Г. и Московский М. С. Послесловие к книге Э. Берна «Игры  в которые играют люди». – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bern_Games/index.php
Библиотеке FictionBook.ru. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/
Википедия – свободная энциклопедия. Берн, Эрик Леннард. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Берн
Крымский психологический портал. Эрик Берн. Биография. – Режим доступа: http://www.sevpsiport.com/kalendar/196-erik-bern
Психотерапевт.ru. Эрик Берн. Биография. - Режим доступа: http://www.psyhoterapevt.ru/bern.htm
 
8
 


[1]Википедия – свободная энциклопедия. Берн, Эрик Леннард. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Берн
[2] Крымский психологический портал. Эрик Берн. Биография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sevpsiport.com/kalendar/196-erik-bern
[3]Психотерапевт.ru. Эрик Берн. Биография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyhoterapevt.ru/bern.htm
[4] Крымский психологический портал. Эрик Берн. Биография. [Электронный ресурс]. -   Режим доступа: http://www.sevpsiport.com/kalendar/196-erik-bern
[5] Была опубликована посмертно в 1972 г.
[6] Психотерапевт.ru. Эрик Берн. Биография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyhoterapevt.ru/bern.htm
[7] Библиотеке FictionBook.ru. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fictionbook.ru/
[8] Крымский психологический портал. Эрик Берн. Биография. [Электронный ресурс].   – Режим доступа: http://www.sevpsiport.com/kalendar/196-erik-bern
[9] Библиотеке FictionBook.ru. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fictionbook.ru/
[10] Библиотека Гумер. Берн. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. [Электронный ресурс].- http://lib.ru/PSIHO/BERN/games.txt
[11]Библиотеке FictionBook.ru. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. [Электронный ре
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.