На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Региональная и муниципальная статистика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?23
 
Содержание
 
Введение                                                                                                                       3
1. Особенности и значение региональной статистики Российской Федерации    4
    1.1. Понятие и значение региональной статистики              4
    1.2. Принципы и показатели региональной статистики              7
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
    Федерации                  11
    2.1. Понятие и значение муниципальной статистики              11
    2.2. Принципы и показатели муниципальной статистики              14
Заключение               22
Библиографический список              23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Приоритетные направления развития региональной и муниципальной статистики в 2005 году определялись информационными потребностями органов власти субъекта РФ и местного самоуправления.
Региональная система показателей основывалась на результатах государственных федеральных, региональных и ведомственных статистических наблюдений, используемых для получения данных в разрезе муниципальных образований, административно-территориальные границы которых совпадают с границами городов и районов. Организация и проведение региональных государственных статистических наблюдений обеспечено нормативными правовыми актами Правительства.
Необходимость создания муниципальной статистики была обусловлена многократным увеличением количества хозяйствующих субъектов, существенным сокращением количества работников государственной статистики, переходом государственной статистики на выборочные обследования, внедрением методик досчета результатов выборочных обследований, предполагающих получение итогов лишь на региональном уровне, принципиальной невозможностью проведения статистических работ на районном уровне (например, разработки баланса денежных доходов и расходов населения).
        Целью реферативной  работы является  теоретически с использованием литературных источников и статистических сборников рассмотреть региональную и муниципальную статистику Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.      Рассмотреть понятие, показатели, задачи и особенности региональной статистики;
2.      Оценить особенности, значение муниципальной статистики. 
         Для решения поставленных задач были изучены: статистические сборники, материалы учебных пособий и журнальных статей, методические рекомендации и т.д.
1. Особенности и значение региональной статистики
Российской Федерации
 
1.1. Понятие и значение региональной статистики
 
У российской региональной статистики можно отметить географические, методические и конъюнктурные особенности. Отдельно выделим особенности статистики, собираемой и публикуемой регионами (в т.ч. в внутрирегиональном разрезе).
Российская региональная статистика имеет ряд особенностей по сравнению с территориальной статистикой в других странах. В наибольшей степени эти особенности вызваны причудливым характером административно-территориального и федеративного устройства России.
Во-первых, в России существуют регионы разного типа — области, края, республики, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения. Согласно Конституции, все они обладают равными правами, но вместе с тем одни регионы (они именуются сложными субъектами федерации) могут включать другие, то есть реально существует иерархия.
Так, некоторые области и края включают в себя автономные округа. Как правило, административные границы «первичных» субъектов федерации существенно не менялись в последнее время, но включенность одних регионов в состав других претерпела определенные изменения, в основном в начале 90-х годов.[1]
К примеру, республика Хакасия отделилась от Красноярского края, куда она «ассоциировано» входила, то же самое произошло с Чукотским автономным округом, Еврейской автономной областью и т.п. По многим из только что перечисленных регионов отдельная статистика в советское время не собиралась, так что временные ряды можно построить только для 90-х годов.
Соответственно, значения показателей для сложных субъектов федерации в длинных динамических рядах (если они и существуют) не вполне сопоставимы, поскольку в разные периоды времени эти сложные регионы включали в себя разное число первичных субъектов федерации.
Во-вторых, де юре равноправные субъекты федерации в реальности имели и имеют разный вес в системе административно-территориального и федеративного устройства страны. Это обстоятельство помимо правовых аспектов имеет и ряд вполне очевидных последствий для государственной статистики. В иерархии регионов автономные округа являются «младшими братьями» и статистика по ним по сравнению с областями и краями собиралась и собирается в усеченном виде (в последние годы наметилось некоторое улучшение). В итоге ряд статистических показателей по автономным образованиям отсутствует, что крайне затрудняет процедуру сбора и обработки статистической информации по всем субъектам федерации. Соответственно, страдает и система принятия государственных решений, поскольку официально декларируемое равенство субъектов федерации сосуществует с реальной невозможностью иметь сопоставимую информацию по всем из них.
Наиболее явное противоречие существует между системой принятия решений для целей бюджетного федерализма и усеченным характером региональной статистической информации. Объектом изучения бюджетного федерализма является совокупность 89 субъектов федерации, но полную статистическую информацию по всем регионам получить невозможно. Особенно важно отметить, что по автономным образованиям нет ряда особенно значимых и фундаментальных показателей - валового регионального продукта, структуры занятости и экономической активности, реальной (то есть посчитанная по методике МОТ, а не официальной) безработицы и т.д.
Уровнем выше субъектов федерации находятся 12 экономических районов. Большая часть статистики на уровне субъектов федерации агрегируется до уровня экономических районов, однако в некоторых случаях Госкомстат почему-то этого не делает, и соответствующие данные приходится рассчитывать самостоятельно. Одной из наиболее характерных особенностей российской региональной статистики является несовпадение методики расчета статистического показателя для России в целом и регионов.
Данная особенность — использование разных методик расчета средне/общероссийского показателя и показателей для регионов — начала проявляться в статистике Госкомстата в последнее время. Одной из наиболее типичных форм различия в методике является учет в общероссийском показателе деятельности малых, совместных и иностранных предприятий (пример — объем и физическая динамика промышленного производства), учет неформальной экономики и теневого сектора (пример — розничный товарооборот, где в общероссийской цифре учитывается оценка оборота на продовольственных, вещевых и смешанных рынках). В итоге, в случае статических показателей сумма по России получается завышенная, то есть больше, чем сумма регионов, а в случае динамических показателей — более оптимистичные цифры по России в целом, чем по совокупности входящих в нее регионов (так как неформальный сектор, малые и совместные предприятия часто функционировали лучше, чем крупные и/или государственные).
Еще совсем недавно для России приводились две цифры — по кругу крупных и средних предприятий, и по кругу всех предприятий, так что была возможность сопоставления регионов и России в целом. В настоящее время Госкомстат публикует столь методологически (и идеологически) разные цифры непосредственно друг под другом, упомянув различие в методологии расчета лишь мелким шрифтом в самом конце таблицы. Таким образом, как минимум нужно подходить осторожно к некоторым публикуемым цифрам, и в худшем случае делать их перерасчет.
В отношении тенденций разработки статистических показателей можно выделить несколько типичных ситуаций:
прекращение разработки (и/или публикации) статистического показателя (прибыль по экономике, структура занятости и величина заработной платы в разрезе регионов, отраслей народного хозяйства и для последних лет);
разработка (и/или публикация) нового статистического показателя (объем валюто-обменных операций физическими лицами);
изменение методики расчета статистического показателя;
изменение методики расчета статистического показателя для отдельных регионов и групп регионов (физический объем промышленного производства, розничного товарооборота).
 
1.2. Принципы и показатели региональной статистики
 
Площадь территории — абсолютный показатель. За крайне редкими исключениями, мало меняется со временем, особенно в последнее время. Служит базой для расчета другого важного показателя — плотности населения. Также можно использовать для расчета плотности экономического потенциала, капиталовложений на единицу территории и т.п.
Плотность населения — относительный показатель. Поскольку оба базовых показателя, которые служат для его расчета (численность населения и площадь территории) мало меняются со временем, строить динамические ряды для этого показателя не имеет смысла.
Доля городского населения — относительный показатель. Хотя города в России характеризуются своеобразной динамикой населения, различия в подвижках в населении в целом и в городском населении в общем совпадают, поэтому строить динамические ряды не имеет смысла, если не стоит задача отслеживать внутрирегиональные сдвиги в размещении населения.
Социально-демографические показатели
Демографические показатели являются важным источником для анализа социальной ситуации в регионе. Их достоинствами являются относительная простота сбора и расчета, низкая фальсифицируемость, слабая зависимость от экономики и идеологии (показатели собираются по всему миру и в любые периоды истории), возможность перерасчета (так как в большинстве случаев относительные показатели рассчитываются на основе открыто публикуемых абсолютных цифр).
Социальные показатели
Особенностью социальных показателей является то, что они в большинстве звучат как “обеспеченность населения ...”. В случае, если физическая инфраструктура сохраняется, а население сокращается, подобные показатели могут в ряде случаев сильно увеличиваться (так произошло, например, на Чукотке, откуда уехало более трети населения в начале 90-х годов). Поэтому динамику таких показателей надо интерпретировать осторожно.
Важно также иметь в виду, что сходные количественные показатели социального развития далеко не всегда характеризуют качество жизни населения. Дело в том, что помимо количества социальных благ и услуг важно также их качество, а оно в России варьирует не меньше, чем количество. К примеру, наличие большой жилой площади не характеризует обеспеченность этой жилой площади, к примеру, отоплением, горячим водоснабжением и т.п. Точно также, например, телевизор считается одинаково телевизором, если он черно-белый или цветной со спутниковой антенной и кабельным вещанием. Таким образом, надо всегда помнить, что лишь сам факт наличия и даже большое количество вовсе не гарантируют адекватное качество.
Показатели материального благополучия
Среднедушевой доход. Важный показатель, отражающий материальное благополучие общества. Предпочтителен по сравнению с заработной платой, так как включает в себя денежный эффект предпринимательской деятельности, пенсии и прочие выплаты. К сожалению, в российских условиях не отличается большой достоверностью, так как в России отсутствует система достоверного учета доходов граждан, например, обязательная подача налоговых деклараций. В настоящее время показатель имеет 10-кратную вариацию по регионам (не собирается по автономным образованиям).
Заработная плата. Преимущество этого показателя в системе индикаторов материального благополучия — его собираемость по всем регионам.
Величина пенсии. Важный показатель, характеризующий материальное положение пенсионеров, но довольно мало варьирует по регионам.
Прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины. Важные показатели, характеризующие стоимость жизни в регионах страны. Имеют примерно четырехкратную вариацию (что меньше, чем вариация доходов).
Социально-экономические и трудовые показатели
Уровень безработицы. Важный показатель, характеризующий ситуацию на рынке труда. В российских условиях существуют две его разновидности — уровень официальной безработицы, отражающий официальную регистрацию безработных на биржах, а также уровень общей безработицы (также именуется уровнем безработицы по методологии МОТ), который включает скрытую. Использование показателя общей безработицы предпочтительно, однако он публикуется реже и хуже, чем уровень официально регистрируемой безработицы. Также можно использовать структурные характеристики безработицы: доля молодежи среди безработных (показатель особенно велик в ряде небольших, северных и малодосягаемых регионах), доля женщин среди безработных, распределение безработных по уровню образования, возрасту, продолжительности и т.п.
Экономические и финансовые показатели
Валовой внутренний (региональный) продукт. Наиболее фундаментальный показатель, характеризующий экономическую мощь региона, также рассчитывается на душу населения. Другое название этого показателя — валовая добавочная стоимость.
Объем промышленного производства. Важный экономический показатель, характеризующий производственную мощь экономики региона. В России имеет важное значение, так как страна является все еще индустриальной, а не постиндустриальной державой, и падение промышленного производства не компенсировалось соответствующим ростом активности в других секторах народного хозяйства.
Структурные экономические показатели
Анализ показателей, характеризующие структуру экономики региона, должен находиться в центре исследования ситуации в неблагополучных регионах (слаборазвитых, депрессивных, кризисных).
К сожалению, в России довольно нерегулярно и с большим опозданием публикуется показатель валового регионального продукта (ВРП), в то время как в развитых странах доступны не только эти цифры, но также и структура валового регионального продукта (валовой добавочной стоимости), как наиболее важный показатель, характеризующий структуру экономики. В нынешних российских условиях приходится довольствоваться такими показателями, как структура промышленного производства и структура занятости по отраслям народного хозяйства.
Показатели транспорта и связи
Плотность автодорог (в том числе с твердым покрытием). Важный показатель развитости инфраструктуры региона в российских условиях (огромная территория, слабая освоенность). Плотность автодорог также характеризует, отражает настоящие и будущие возможности развития бизнеса. Вариация достигает сотен раз и нет оснований для ее уменьшения в обозримом будущем.
Обеспеченность населения телефонными аппаратами. Показатель, характеризующий вовлеченность населения в информационный обмен. В некотором роде показатель характеризует уровень развития региона, так как высокая плотность телефонной сети свидетельствует о возможности тертиаризации экономики региона (по признанию ведущих экспертов, возможности развития бизнеса в России сдерживаются плохой развитостью телефонной сети).
 
 
 
2. Особенности и значение муниципальной статистики Российской
Федерации
 
2.1. Понятие и значение муниципальной статистики
 
Проводимая с 1997 года структурная перестройка органов статистики предусматривала их техническое перевооружение, разработку и внедрение в практику нового технологического инструментария, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако средства, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, обеспечивали выполнение лишь Федеральной программы статистических работ. В результате органам субъектов Российской Федерации и местным органам власти пришлось изыскивать дополнительные средства для создания региональной и муниципальной статистики. [2]
Обеспечение муниципальных образований статистической информацией осуществляется на договорной основе между региональными комитетами статистики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В течение последних лет нарастают проблемы в работе со статистической информацией, которые значительно осложняют проведение анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Муниципальная статистика так и не стала полноценным источником информации для принятия управленческих решений органами местного самоуправления.
С одной стороны, это обусловлено объективными причинами: действующей технологией сбора информации органами статистики, отсутствием методик досчета на муниципальном уровне, отсутствием содержательной и взвешенной концепции функционирования органов муниципальной статистики. С другой стороны, отчетливо прослеживается отсутствие средств в муниципальных образованиях на техническое оснащение статистики, проведение дополнительных статистических наблюдений, разработку (доработку) методик досчета результатов выборочных наблюдений. Практика показывает, что в тех субъектах Российской Федерации, где службы муниципальной и государственной статистики проводят такие работы (например, Московская, Ростовская, Тамбовская области), они финансируются за счет местных и региональных бюджетов.
Существующая система сбора, систематизация и доведение до пользователей статистической информации не отвечает требованиям времени. Выбор, отслеживаемых региональными комитетами государственной статистики показателей, базируется на соблюдении определенных требований Госкомстата России, а не на потребностях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Сокращена система показателей в разрезе муниципальных образований. Первичная информация о предприятиях как для муниципалитетов, так и для региональных администраций недоступна. Статистическая информация в муниципалитеты поступает от региональных комитетов статистики, а статистические органы, расположенные на территориях муниципальных образований обеспечивают лишь сбор информации, что лишает систему оперативности.
Растет стоимость статистической продукции. Рыночная цена становится для органов местного самоуправления слишком высокой. В связи с ограниченными финансовыми возможностями администрации муниципальных образований ставят вопрос о снижении платы за информацию.
Сведения о результатах финансовой деятельности органы статистики получают от организаций - юридических лиц. При этом информация по месту нахождения обособленных подразделений предприятиями и организациями не предоставляется, что приводит к отсутствию у органов местного самоуправления полной и достоверной информации по своей территории.
Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований отрицательно сказывается на качестве экономических разработок. Так, отсутствует статистическая информация по городам и районам о состоянии малого предпринимательства.
По данным статистических сборников нельзя оценивать динамику производства той или иной продукции в отдельных муниципальных образованиях, т.к. информация дается госстатистикой только по крупным и средним предприятиям. Например, в пищевой промышленности наряду с крупными предприятиями действует большое количество малых предприятий, которые во многих муниципальных образованиях производят значительные объемы продукции, превышающие объемы производства крупными и средними предприятиями в несколько раз.
Существующая методика расчета (досчет) объемов производства в стоимостном выражении для полного круга предприятий несовершенна. По оценкам экономических служб муниципальных образований величины по многим позициям превышают реальные объемы на порядок. Вместе с тем по отдельным районам из учета выпадают целые предприятия. Таким образом, только сплошное наблюдение вместе с единой системой показателей обеспечат достоверность результатов на муниципальном уровне.
Сведений, представляемых органами государственной статистики администрациям муниципальных образований, недостаточно. Отсутствует целый ряд социально-экономических показателей, таких как: индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции; экономически активное население; численность безработных по методологии МОТ; численность занятых в частном секторе; занятых в домашнем хозяйстве; численность военнослужащих; численность бюджетников; численность трудовых ресурсов; денежные доходы, расходы и сбережения населения; величина прожиточного минимума (показатель отменен); продолжительность жизни населения; показатели, отражающие работу транспорта, выручка от реализации оказанных услуг; фонд заработной платы в материальном производстве и непроизводственной сфере; распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода и т.д.
Многие из перечисленных показателей региональные комитеты государственной статистики рассчитывают по отдельному запросу. В то же время имеют место отказы на запросы в предоставлении информации по статистическим показателям, ссылаясь на то, что такие показатели для муниципальных образований не рассчитываются, хотя в разрезе субъектов Российской Федерации они разрабатываются.
 
2.2. Принципы и показатели, и план развития муниципальной
статистики
 
Основными отраслями муниципальной экономики являются: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Именно в этих отраслях на протяжении последних лет расходуется  около 70 % средств  местных бюджетов.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру,  искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 5 лет. [3]
На протяжении последних лет в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%. Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности  вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью  потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В сельском хозяйстве доля муниципальных предприятий в производстве отрасли составляет порядка 0,6-0,7 процентов. На сельскохозяйственных предприятиях муниципальной формы собственности проблемы, характерные для сельского хозяйства регионов в целом, усугубляются. Износ основных фондов в муниципальных сельскохозяйственных организациях составляет свыше 50%, процесс обновления идет медленно. 
Доля инвестиций муниципального сектора в основной капитал в общем объеме инвестиций по субъектам Российской Федерации составляет стабильно 4 - 5%. Ожидается прирост объема инвестиций на 18% в 2004 году по сравнению с 2003 годом и на 14-18% в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения.
В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли «транспорт», по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.


Наилучшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа –1107,8 руб. на человека на 2004 год, 1228,8 руб. на человека на 2005 год. В Сибирском федеральном округе инвестиции составят –7044,1 руб. на человека в 2003 году, 7452 рублей на человека в 2004 году. Наихудшие показатели инвестиций по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Западного федерального округа –119,6 руб. на человека на 2004 год, - 140,9 руб. на человека на 2004 год.
 
Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности по ЖКХ и социальной сфере
 
 
ЦФО
СЗФО
ЮФО
ПФО
УФО
СФО
ДФО
 
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
руб/чел
жилищно-коммунальное хозяйство
2004 год
307,0
119,6
216,4
291
1107,8
183,4
280,2
2005 год
371,8
140,9
240,4
319,4
1228,8
205,1
311,8
социальная сфера
 
 
 
 
 
 
 
2004 год
86,1
93,2
120,1
124,2
669,6
103,4
120,5
2005 год
107,6
109,7
142,2
138,1
776,7
119,6
150,2
Основными приоритетами инвестиционной политики в 2005 году станут реализация программных мероприятий, входящих в состав федеральной целевой программы «Жилище» и соответствующих региональных жилищных программ (что позволит активно развивать ипотечное жилищное кредитование), а также программ благоустройства, водоснабжения и газификации муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, связанные с ростом объема инвестиций в стоимостном выражении, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности. Инвестирование в отрасль будет ограничено ресурсами бюджетной сферы и, следовательно, развитие отраслей социальной сферы за счет привлечения средств инвесторов малоперспективно.
Недостаточная активизация инвестиционных средств населения связана, в основном, с ухудшением структуры потребления и снижением накоплений, вызванного, в первую очередь тем,  что в течение ряда лет в реформировании жилищно-коммунального хозяйства существовала единая схема: за счет опережающего роста цен на услуги ЖКХ для населения добиваться повышения доли платежей в оплате услуг естественных монополий.
В целом по субъектам Российской Федерации отмечается небольшой рост эффективности использования муниципальной собственности за счет сдачи в аренду муниципального имущества, в основном, в связи с проводящейся переоценкой арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, работой с имеющимися должниками, а также сокращением льгот при использовании объектов муниципальной недвижимости. Вместе с тем, на сбор арендной платы влияет изменяющееся количество заключенных договоров аренды в течение отчетного года, банкротство предприятий-арендаторов.
Показателем эффективности использования муниципальной собственности является также увеличение суммы денежных доходов, получаемых от деятельности муниципальных унитарных предприятий.
 
Структура эффективности использования муниципальной собственности (продажа и аренда имущества, прибыль МУПов) в 2005 году
 

и т.д.................


 
ЦФО
СЗФО
ЮФО
ПФО

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.