На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Девиантное поведение младших школьников !!! Внимание тут только 1-я глава!!!

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Профилактика девиантного поведения младших школьников.
 
 
 
 
 
 
 
 
Работу выполнила
студентка 231 группы

 
Научный руководитель
к.п.н., доцент
 
 
Оценка: ____________
 
«__» _______________ 2011 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Петрозаводск
2011 г.
 
 
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения младших школьников.
1.1. Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………...………………………………….5
1.2. Виды девиантного поведения…………………………..…………………….. ... …….9
1.3. Особенности профилактики видов девиантоного поведения.………........................14
1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях…………………………………………………………………...
Глава 2. 
2.1. ……………....17
2.2.
………………………………………………………………..…23
Заключение…………………………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………………………..26
Приложения……………………………………………………………………………………27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Еще одна, не менее актуальная причина, заключается в том, что девиантное поведение служит причиной отклонения от нормального развития личности ребенка, а в настоящее время основной целью образования является разностороннее развитие личности, которое заключается в умственном, эмоциональном, трудовом развитии.
Актуальность профилактики девиантного поведения заключается в том, чтобы не дать ребенку отклонится от нормального развития личности, и в следствии получить сформированную личность взрослого человека.
Современная ситуация развития общества сопровождается ростом отклоняющегося поведения в детской среде, что является негативным социальным явлением. К сожалению, дети – самая незащищенная категория населения, и им, безусловно, нужна помощь и поддержка взрослых именно сегодня и сейчас, и существующие в детской среде проблемы требуют своего безотлагательного решения именно сегодня и сейчас.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Объект исследования: профилактика девиантного поведения учащихся.
Предмет исследования: проявления девиантного поведения у младших школьников.
Цель: познакомиться с видами девиантного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1.                     Проанализировать проблему девиантного поведения в психолого - педагогической литературе.
2.                     Рассмотреть причины, в наибольшей степени влияющие на возникновения девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
3.                     Рассмотреть профилактику и коррекцию девиантого поведения.
             Методы исследования:
1.    Анализ литературы по проблеме.
2.    Тестирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.
1.1 Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. По его мнения девантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Так что же представляет собой девиантое, отклоняющееся поведение?
Девиация (от лат.deviatio - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, с присущей ему пртиворечивостью процесса развития, постоянного стремлению к сохранению и изменению. Коллектив авторов во главе с акакдемиком В.Н. кудрявцевым рассматриваюь девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушения, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, утойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстный, агрессивной ориентации, так и социально пассивного типа.
Точку зрения В.Н. Кудрявцева разделяет С.А.Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение прцесса социализации детей, поведения, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность – это проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефиктивности психологической саморегуляции.
Ряд зарубежных исследователей исходит из «психолого- гозированных» определений понятия девиатного поведения и непосредственно не связывает его с влиянием социальных факторов. Напимер, американский социолог А. Коэн отклоняющимся поведением называет такое, которое «идет в разрез с инититуциональными ожиданиями », а английский ученый Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение это в значительной степени приписываемый статус».
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующие определения девиантному поведению : «отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравтсвенного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально – волевой сферы.
Такие ученые, как К.А. Абульханова – Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиатное поведение понимают как отклоняющееся от установленных норм и стандартов отдельные поступки,входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и маральными нормами, причем на денном уровне социального и развития последних. К наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение.
Ю. А. Клейберг, один из известных современных девиантологов, добавляет : девиантое поведение это специфический способ изменения социальных норма и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Е. В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личноти, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дизадаптацией.
Обобщая,можно сделать вывод, что девиантное поведения, по мнению большинства ученых,- это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек, девиацией здесь считается отклонение от принятых в данном обществе норм в межличностных взаимоотношениях: действий, поступков, контактов, совершаемых как в состоянии психического здоровья, так и в ситуациях проявления различных форм нервно – психической патологии, особенно пограничного уровня; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.
1.2. Виды девиантного поведения.
В различных научных публикациях дается обстоятельный анализ различных видов отклонений в поведении детей. В своей работе я остановлюсь на тех из них, которые на сегодняшний день в детской среде имеют тенденцию к приоритетной распространенности, а именно: употребление детьми наркотических веществ, детский алкоголизм и проституция, суицидальное поведение детей, и наиболее распространенный вид – агрессия.
Агрессивное поведение младших школьников и причины его проявления.
Слово «агрессия» происходит от лат. «aggredi», что означает «нападать». Оно издавно бытует в европейских языках, однако до начала 19в. Агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств. Чаще всего под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушеня, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Проявления агрессии весьма разнообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие формы проявления агрессивности и враждебности детей:
?    физическая агрессия – использование физической силы;
?    вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а так же угрозы, проклятия, ругани;
?    косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявления неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами);
?    негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитарных и руководящих лиц (от пассивного сопротивления до активных действий);
?    раздражение – склонность к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;
?    подозрительность – склонность к недоверию и  осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред;
?    обида – проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания;
?    аутоагрессия, или чувство вины, - мысли и действия по отношению к себе как к человеку дурному, плохому, вредному, бессовестному, недостийному.
В зависимости от цели агрессия выделяется:
?    прямая – имеет целью причинение боли или повреждение другому человеку;
?    косвенная – притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.
У детей в возрасте от 6 до 11 лет агрессивные акты представляют собой ответные реакции на нападение противоположной стороны. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более социализированных форм, таких как оскорбление или соперничество.
У младших школьников соотношения форм выражения агрессии противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств.
Зарубежные исследователи отмечают, что с возрастом агрессивность детей приобретает все более выраженную окраску.
Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению в юношеском возрасте.
Основной причиной агрессивного поведения, как и других видов девиантного поведения ребенка, является показатель его социальной дизадаптации. Социальная дизадаптация ребенка – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Под «дизадаптацией » обозначается нарушенность, искаженность адаптации, а не её отсутсвие.
Социальная дизадаптация ребенка может нарушиться, в первую очередь, в семье. Ведь именно в семье ребенок проходит первую социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне её.
В усвоении модели агрессивного поведения играет роль личностный пример. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям, изменяется его индивидуальный образ реальности, это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.
Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Этот источник агрессии представляет для меня наибольший интерес, так как он связан с возрастными особенностями младших школьников. Агрессивность в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них неприятные ярлыки.
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми, по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.
Постепенно в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности.
Личные взаимоотношения уже в млдшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые и общительные ребята или спокойные, доброжелательные. Коллектив может положительно влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка  в системе межличностных отношений благоприятно.
Еще одна ситуация прикоторой возникает агрессия  - это ситуация, когда ребенок ощущает угрозу, исходящую из окружающего мира. Именно ощущение угрозы, по мнению Маслоу являются непосредственной причиной агрессии.
Избегая вышеуказанных причин можно избежать детской агрессии, а значит и отклонения в развитии личности младшего школьника.
Употребление наркотиков и психоактивных веществ как проявление девиантного поведения и причины его возникновения.
Психоактивные вещества – это вещества, которые воздействуют на настроение, сознание и поведение. К психоактивным веществам относя так же наркотики.
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди разных культур, в разных целях: медицинских, религиозных. В настоящее время наркотик – это химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменения функционирования организма и,  возможно, его структуры.
Наркомания – это заболевание, вызванное возникновением зависимости от наркотического вещества, отягощенное её последствиями, которые оказывают негативное влияние на психологическое и физическое состояния здоровья человека.
Употребление психоактивных веществ в младшем школьном возрасте отмечено единично, но отрицать этого факта нельзя. Это связано с одним из главных событий в жизни детей – поступление в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новом коллективе. Так как в этом возрасте организм ребенка находится в стадии интенсивного развития, то начало употребления ребенком наркотиков может оказать пагубное влияние на него, не говоря уже о том, что это может привести к летальному исходу. Поэтому необходимо внимательно следить за психическим и физическим состоянием ребенка, как дома, так и в школе.
Естественно возникает вопрос: какие факторы способствуют формированию у детей мотивации приобщения к употреблению различных психоактивных веществ?
Первый фактор – влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Оказать влияние на возникновение интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых к табаку и алкоголю, а тем более их употребление. Такая тенденция выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях, посвещённых проблеме психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относиться к алкоголю и табакокурению.
Второй фактор – информационный. Сегодня мы живем во времы так называемой «информационной эволюции». Она заключается в том, что каким – либо образом управлять информационными потоками практически невозможно, это приводит к тому, что дети имеют доступ к информации любого характера. Кроме того, нельзя забывать о том, что мнению друзей и своему собственному ребенок склонен доверять больше, чем точке зрения взрослых, поэтому искаженная или избыточная информация оказывает обратное действие на растущего человека. Побуждая его сделать то, против чего протестуют взрослые. Конечно, информация нужна, но прежде чем информировать ребенка необходимо найти оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Следующий фактор индивидуально – психологический. Каждый человек имеет слабую или сильную волю, способен управлять своими эмоциями, преодолевать жизненные трудности, или нет, поэтому важно учитывать личностно – характерологический свойства, которые как в отдельности, так и  в совокупности могут стать импульсом к употреблению психоактивных веществ.
На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также и потребности ребенка:
?    общение со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими);
?    познавательная потребность (любознательность, любопытство);
?    потребность быть взрослым (подражание старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам).
Детский алкоголизм и причины его появления.
Потребность в алкоголе прямо не входит в число естественных жизненных потребностей как, например, необходимость в кислороде или пище, и поэтому сам по себе алкоголь изначально не имеет притягательной силы для человека. Однако сформировавшаяся привычка к алкоголю оказывает влияние и на последующее поколение, порождая предрасположенность к нему. В современном российском обществе широко распространены алкогольные традиции. В самой общей форме их можно определить как исторически – сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения традиции и формы потребления спиртных напитков.
Усвоение алкогольных обычаев возникает задолго до того, как у ребенка возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребенок, сидящий за праздничным столом, ждет, что ему в рюмку нальют сладкой воды, «детского вина», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, вновь и вновь наблюдая и подсознательно усваивая при этом ритуал винопития. Почти всегда первое употребление алкоголя воспринимается субъективно плохо: дети отмечают «горький вкус водки», жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту. После такого знакомства большинство из них некоторое время избегают алкоголя. Однако неприятные ощущения со временем забываются, и снова возникают ситуации, которые провоцируют ребенка на употребление алкоголя. Пожалуй, это основная причина, провоцирующая «знакомство» с алкоголем и дальнейшее его употребление.
Суицидальное поведение детей и причины его возникновения.
Под суицидальным поведением людей понимают различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащее средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей.
В младшем школьном возрасте смерть оценивается как временное явление. Появляются разграничения понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятие траура, похорон и т.д.) Знание о смерти не соотносится ребенком не со своей собственной личностью, не с личностью кого-либо из близких; не сформировано о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Они в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти.
Анализируя суицидальные конфликтные ситуации, специалисты убедились, что для ребенка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, проблем. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождая чувства отчаянности и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.
Формирование суицидального поведения в детском возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента, таких как эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, импульсивность. Эти черты создают предпосылки для социально-психологической дизадаптации личности рбенка.
К причинам также относится:
?    условия семейного воспитания;
?    стиль жизни и деятельности;
?    взаимоотношения с окружающими;
?    недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и т.д.)
?    длительные соматические заболевания.
1.3. Особенности профилактики видов девиантного поведения.
Профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления ил действия. Профилактика девиантного поведения – это работа, которая направлена на предупреждение появления различных видов этого поведения.
Работа по профилактике отклонений в поведении ребенка по воздействиям на него факторов риска носит двусторонний, взаимосвязанный процесс. С одной стороны - это создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих влияний ближайшего окружения, а с другой – это развитие экзистенциональной сферы учащихся, что понимается как формирование у детей рефлексивной позиции.
Для профилактики агрессивного поведения необходимы, во-первых, нормальные отношения в семье, во-вторых, благоприятствующие условия для общения в школьном коллективе, это приведет к оптимальному развитию социализации ребенка.
Профилактика употребления наркотиков заключается в том, что необходимо проводить мероприятия, направленные против алкоголя и табакокурения. Необходимо исключить все возможные причины и внимательно следить за проблемами ребенка. Родители и педагоги должны стремится к психологического и физиологического комфорта.
Сегодня в профилактике алкоголизма доминирует два подхода. Первый из них связан с повышением информированности учащихся о разрушительном влиянии алкоголя в их жизнедеятельности. Другой подход к целенаправленному формированию негативного отношения детей к алкоголю предусматривает сочетание клинико-психологичекой, коррекционной деятельности с просветительской работой. Так, А.Е. Личко выделяет три направления в первичной профилактике: систему запретов и наказаний, санитарное просвещение и выделение групп риска детей для организации соответствующей психокоррекционной и социально-реабилитационной работы. Важно сделать акцент на формирование отрицательного отношения к алкоголю, развитие новых позитивных установок на здоровый образ жизни, активную общественную или познавательную деяельность, самосовершенствование.
В профилактике суицидального поведения используется беседа, что является главным в приодолении кризисного состояния человека. Следует принять во внимание следующее:
?                  в беседе с любым человеком, оссобенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточное внимание активному выслушиванию;
?                  активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что даёт возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
?                  активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помгает ему сохранить веру в себя;
?                  активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Беседа помогает предотвратить суицид и восстановить душевное равновесие. 1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях.
Девиантное поведение наших детей сегодня – это интердисциплинированная, комплексная проблема, в решении которой значительное место отводиться системе образования. И это вполне обосновано, поскольку именно в условиях образовательного учреждения возможно организовать пофилактический процесс в ходе воспитательной работы с детьми, тем самым обеспечив опосредованный характер пофилактических воздействий на ребенка, что является основополагающим принципом профилактики девиантного поведения в детской среде.
Забывается простая истина: легче что-либо предупредить, чем исправить, скорректировать, изменить к лучшему.
Большое внимание уделяется изучению количественных показателей различных отклонений через систему массовых анкетирований или тестирований учащихся, но следует учитывать, что дети не всегда дают ответы искренне, поэтому подобная статистика, как правило, не отражает реального положения дел.
Целью профилактической работы должно стать формирование устойчивой, самостоятельной личности, основнной жизненной позиции которой является здоровый образ жизни, личости, которая бесцельному времяпрепровождению противопоставляет содержательную, социально значимую деятельность различного характера.
Проблемы отклоняющегося поведения могут возникать не только в неблагополучных семьях, но и в весьма состоятельных, так как в таких семьях может возникнуть вероятность финансовой нестабильности детей. Постоянное чувство тревоги – это характерный признак эмоциональной неустойчивости человека, поэтому важной задачей профилактической работы является процесс формирования эмоциональной устойчивости личности в различых жизненных ситуациях, способности ребенка контролировать свои эмоциональные проявления и адекватно управлять возникающими эмоциями и чувствами. Для этого важно создать условия, формирующие мотивацию на достижение успеха, которые пмогают преодолеть чувство тревоги, выработать готовность к активному противостоянию  негативным факторам среды.
Результативность и эффективность профилактической работы щависит также от позиции учащихся, от организации работы с родителями, от их активного включения в профилактический процесс. Ученые свидетельствуют, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. С семьей тесно связано психическое и фищзическое здоровье человека.Стратегия семейного воспитания должна совпадать с педегогической, иначе ребенок будет выбирать свой собственный «вариант» определения в жизни. Стратегия воспитания и её практическая реализация не отрицают детскую самостоятельноять, а обеспечивают условия для формирования самочтоятельной личности, адекватно взаимодействующей с социальным окружением, что выражается в адаптивном поведении ребенка по отношению к социальной среде.
Таким образом, профилактическая работа в учреждениях образования должна вестись с педагогами в аспекте подготовки их к организации профилактического процесса с детьми, с родителями в направлении обеспечения условий для эффективного взаимодействия с целью устранения или смягчений действия негативных факторов на ребенка и формирования социально здоровой, мобильной, эмоционально устойчивой и самостоятельной личности.
Профилактика девиантного поведения детей в условиях образовательного учреждения может включать 3 блока: психологический, теоретический и практический.
Психологический блок – это диагностика и изучение психологической сферы ребенка, личности конкретных детей, их поведения, а также работа по формированию положительной мотивации у ребенка на совместную со взрослыми деятельность и процесс взаимодействия в её ходе, которые обеспечиваются адекватным анализом детский интересов и потребностей.
Теоретический блок – это система знаний общеобразовательного храктера, которую ребенок получает в ходе профилактической работы: о мире в целом, обществе, в котором он живет, о взаимодействии людей на основе принципов толерантности, взаимоотношения и уважения культуры и обычаев людей других национальностей, их вероисповедания, о человеке, его развитии и формировании, качествах личности современного человека, комфортно и уверенно чувствующего себя в жизни и профессиональной сфере.
Практический блок обеспечивает важное решения следующих задач:
    формирование навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов;
    формирование позитивной самооценки, чувтва собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;
    формирование ответственного отношения к себе;
    треннировка навыков принятия ответственных решений, отствивания своих убеждений и позиций;
    накопление знаний и факторов ситуаций риска, правил поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска – умение сказать «нет»;
    закрепление навыков конструктивного и позитивного общения между собой и со взрослыми;
    формирование адекватных представлений о чувствах, эмоциях, настроений, их влияния на поведение, управление чувствами, преодоление стрессов;
    формирование ценностного отношения к свому здоровью, адекватная регуляция своего состояния и самочувствия.
 
 
 
 
 
 
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.