На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансово-эксплуатационные потребности СПК "Окинский"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКСПЛАУТАЦИОННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1.Экономическое содержание финансово-эксплуатационных потребностей предприятия 3
1.2.Теоретические основы управления элементами финансово-эксплуатационных потребностей 3
1.3. Нормативно-правовые  основы управления финансово-эксплуатационными  потребностями 3
2. ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ  ПОТРЕБНОСТЯМИ В ООО «САЯНСКИЙ БРОЙЛЕР» В 2006-2008 гг. 3
2.1. Характеристика  и оценка состояния финансово-эксплуатационных  потребностей в ООО «Саянский бройлер» в 2006-2008 гг 3
2.2. Оценка управления собственным оборотным капиталом и краткосрочным кредитованием эксплуатационной деятельности в ООО 3
«Саянский бройлер» в 2006-2008 гг 3
2.3.Определение  финансовой политики управления    финансово-эксплуатационными потребностями,  используемых в 3
ООО «Саянский  бройлер» 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская  деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового  менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Наличие у предприятия  оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота и эффективность  использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке [13, C. 129].
Развитие рыночных отношений  определяет новые условия организации  оборотного капитала и новые подходы  управления им на предприятии. Высокая  инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий  уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких  банковских процентов и другие кризисные  явления вынуждают предприятия  изменять свою политику по отношению  к оборотным средствам, искать новые  источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами [17, C. 230].
При управлении оборотными активами важно определить, обеспечена ли текущая  деятельность компании имеющимися финансовыми  ресурсами, и если нет, то в каком  объеме требуется кредитное финансирование. Получить ответ на этот вопрос позволяет  показатель финансово-эксплуатационных потребностей. Финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) — это разность между суммой запасов, дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью. Этот показатель часто путают с чистым оборотным капиталом.
Показатель ФЭП характеризует достаточность либо недостаток у предприятия собственных оборотных средств. Этот недостаток при существующих источниках финансирования может быть покрыт за счет привлечения краткосрочных кредитов. Следовательно, положительное значение ФЭП отражает потребность предприятия в дополнительных источниках финансирования оборотных активов, к примеру, в краткосрочных кредитах [23, C. 91].
Актуальность данной темы заключается  в том, что от наличия текущих активов и его эффективного использования зависит не только финансовое состояние организации, но и оборотными активами интересуются внешние пользователи в первую очередь инвесторы (акционеры).
Целью курсовой работы является анализ финансово-эксплуатационных потребностей в ООО «Саянский бройлер.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
    обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению и анализу финансово-эксплуатационных потребностей;
    анализ и оценка состояния финансово-эксплуатационных потребностей предприятия;
    оценка управления собственным оборотным капиталом и краткосрочным кредитованием эксплуатационной деятельности .
    выбор финансовой политики управления текущими активами и текущими пассивами .
Объект исследования - ООО «Саянский бройлер».
Исследовательская база: формы  отчетности о финансово-экономическом  состоянии ООО «Саянский бройлер» (бухгалтерский баланс (ф. № 1), отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), отчет об изменение капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных средств (ф. № 4)) за 2006-2008 гг.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКСПЛАУТАЦИОННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
      Экономическое содержание финансово-эксплуатационных потребностей предприятия
 
Активы предприятия делятся  на основные, или постоянные (земля, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и  вложения) и оборотные, или текущие (все остальные активы баланса). Основные активы труднореализуемы в том смысле, что может понадобиться значительное время немалые хлопоты и даже дополнительные затраты для реализации этих активов в случае необходимости. В свою очередь, оборотные активы делятся, в зависимости от способности  более или менее легко обращаться в деньги, на медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолжность, средства на депозитах)  и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные  рыночные ценные бумаги). Далее, основные активы и та часть оборотных средств, которая находится на протяжении достаточно представительного периода  на неизменном уровне, на завися от сезонных колебаний, в сумме составляют стабильные активы. Остальные же активы могут  быть названы не стабильными.
Пассивы подразделяются на собственные и заемные. Собственные  средства и долгосрочные кредиты  и займы объединяются в постоянные пассивы; краткосрочные кредиты  и займы, кредиторская задолжность  и та часть долгосрочных кредитов  и займов, срок погашения которой  наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы [29, C. 174].
В процессе эксплуатации инвестиций, т. е. в текущей хозяйственной  деятельности предприятие испытывает краткосрочные потребности в  денежных средствах: необходимо закупать сырье, оплачивать топливо, формировать  запасы, предоставлять отсрочки платежа  покупателям.
Разница между текущими  активами и пассивами представляет собой чистый оборотный капитал  предприятия. Его еще называют работающим, рабочим капиталом, а в традиционной терминологии – собственными оборотными средствами. В качестве существенного  дополнения, заметим, что оборотный  капитал можно с одинаковым успехом  подсчитать по балансу двумя способами: «сверху» и «снизу». Произведя эти  операции, мы определяем величину оборотных  активов предприятия, формирующихся  за счет собственных оборотных средств  и долгосрочных заимствований:


«Снизу»: «Сверху»:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 – Величина оборотных  активов предприятия, формирующихся  за счет собственных оборотных средств
 
 
Оставшуюся же часть оборотных  активов, если она не покрыта денежными  средствами, надо финансировать в  долг – кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности  – приходится брать краткосрочный  кредит [28, C. 190].
Мы подходим, таким образом, к понятию финансово-эксплуатационных потребностей (ФЭП):
ФЭП – это:
      Разница между текущими активами (без денежных средств) и товарной кредиторской задолженностью;
      Разница между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, а также дебиторской задолженности, и суммой коммерческого кредита поставщиков;
      Не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть чистых оборотных активов;
      Недостаток собственных оборотных средств;
      Прореха в бюджете предприятия;
      Потребность в краткосрочном кредите.
       Учитывая  остроту проблемы недостатка  собственных оборотных средств,  сконцентрируемся на природе  финансово-эксплуатационных потребностей и способах их регулирования.
Для финансового состояния  предприятия благоприятно: получение  отсрочек от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия (если имеет место задолженность по заработной плате), от государства (если в краткосрочном периоде есть задолженность по уплате налогов) и  т. д. Отсрочки платежа дают источник финансирования, порождаемый самим  эксплуатационным циклом.
 
 
 
Не благоприятно:
    Замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запас готовой продукции). Это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании.
    Предоставление отсрочек платежа клиентам. Такие отсрочки соответствуют коммерческим обычаям. Предприятие воздерживается при этом от немедленного возмещения затрат – отсюда вторая важнейшая потребность в финансировании.
ФЭП = запасы сырья и материалов + запасы готовой продукции + дебиторская  задолженность – кредиторская задолженность
Рассмотрение экономического содержания финансово-эксплуатационных потребностей предприятия вплотную подводит нас к расчету средней  длительности оборота оборотных  средств, т. е. времени, необходимого для  превращения средств, вложенных  в запасы  и дебиторскую задолженность, в деньги на счете [19, C. 75].
Период оборачиваемости  оборотных средств = период оборачиваемости  запасов (1) + период оборачиваемости  дебиторской задолженности (2) –  средний срок оплаты кредиторской задолженности (3)
Все компоненты этой формулы, равно как и итог, выражаются в днях.
Предприятие заинтересовано в сокращении показателей (1) и (2) и  в увеличении показателя (3) с целью  сокращения периода оборачиваемости  оборотных средств финансово-эксплуатационные потребности можно также исчислять  в процентах к обороту (объему продаж, выручке от реализации), или  во время относительности оборота:

Если результат равен 50 %, то это означает, что нехватка оборотных средств предприятия  эквивалентна половине его годового оборота; 180 дней в году предприятие  тратит только на то, чтобы покрыть  свои финансово-эксплуатационные потребности [26, C. 168].
Желательно, чтобы коммерческий кредит поставщиков с лихвой перекрывал клиентскую задолженность. Действительно, когда у предприятия в каждый данный момент оказывается денежных средств даже больше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности  производства (величина финансово-эксплуатационных потребностей оказывается при этом отрицательной). Но как же добиться такого положения? Задача эта сводится к расчету разумной длительности отсрочек платежей по поставкам сырья  и реализации готовой продукции. Вскоре будет сделан такой расчет, но прежде отметим, что величина ФЭП  неодинакова для различных отраслей и даже для предприятия одной  и той же отрасли. На ФЭП оказывают  влияние:
    Длительность эксплуатационного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция – в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;
    Темпы роста производства: поскольку финансово-эксплуатационные потребности вытекают непосредственно из величины оборота, постольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота; большой объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и прочие. Кроме того в условиях инфляции предприятие предпочитает создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен;
    Сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжение сырьем и материалами. Несхождение сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнении своих обязательств – так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности).
    Состояние конъюнктуры: при «разогретом» и высококонкурентном рынке самое нелепое , что может случится с продавцом – это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередит конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателя все более выгодными условиями коммерческого кредита;
    Величина и норма добавленной стоимости: чем меньше норма добавленной стоимости, тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.
Попробуем на примере не только доказать существование этого  парадокса, но и показать расчет разумной длительности отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.
Два предприятия – А  и Б – получают в среднем  один месяц отсрочки платежа по поставкам  сырья, и в свою очередь, предоставляют  клиентам месячные отсрочки. Идеальная  ситуация? Посмотрим, «взвесив» выручку  и стоимость сырья по средней  длительности отсрочки соответствующих  платежей. Если среднемесячный оборот предприятия А составляет 100 млн. руб., а стоимость потребляемого  сырья – 50 млн. руб., то клиентская задолженность  перекрывается коммерческим кредитом поставщиком лишь наполовину:   
 
Клиентская (дебиторская)                           Коммерческая кредит
задолженность                                             поставщиков (кредиторская
                                                                       задолженность


100 млн. руб.                        -                           50 млн. руб. = 50 млн. руб.
1 мес.*месячный оборот 1 мес. * месячный объем
                                                                                                закупок  сырья
 
У предприятия Б с таким  же месячным оборотом (100 млн. руб.), но с  меньшим потреблением сырья (25 млн. руб.) и большей нормой добавленной  стоимости (75 % против 50 %) выходит:
100 млн. руб. – 25 млн.  руб. = 75 млн. руб.
Следовательно, предприятию  А необходима двухмесячная отсрочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месячную отсрочку клиентам, а для  более эффективно работающего предприятия  Б это соотношение равно 4:1. Далее, чтобы величина ФЭП стала отрицательной  и превратилась в источник финансирования, предприятию А нужно просит у  поставщиков 2,5-3 месяца отсрочек, а  предприятию Б – 4,5-5 или даже 6 месяцев отсрочек, что уже почти  несбыточно в нынешних условиях. Ужесточение  сроков расчета с клиентами грозит усложнением в сбыте продукции.
Итак, чем больше норма  добавленной стоимости, тем больше финансово-эксплуатационные потребности. Более того, у предприятий с  повышенной нормой добавленной стоимости  ФЭП растут быстрее выручки от реализации, но:
Во-первых, нет смысла без  крайней необходимости искусственно снижать норму добавленной стоимости: это может перечеркнуть все усилия по подъему уровня рентабельности; во-вторых, чтобы обернуться по срокам выплат и поступлений, предприятие  может прибегнуть к банковскому  кредиту (в частности, в форме  овердрафта), либо к учету векселей, либо к новой, прогрессивной форме  финансирования текущих потребностей – факторингу.
Предприятия малого бизнеса  обладают одним весьма важным преимуществом: таким предприятиям удается поменять знак величины финансово-эксплуатационных потребностей на отрицательный благодаря  невысокой норме добавленной  стоимости и удачному соотношению  в сроках платежей по закупкам сырья, с одной стороны, и поступлений  за готовую продукцию, с другой стороны. Тогда коммерческий кредит поставщиков  не только покрывает средства, замороженные в запасах, и клиентскую задолженность, но и порождает дополнительный источник финансирования предприятия [14, С. 303].
 
1.2. Теоретические основы  управления элементами финансово-эксплуатационных  потребностей
 
Постановка основной задачи рационального управления оборотными активами предприятия: всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличить срок оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения финансово-эксплуатационных потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину. Рассмотрим возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия:
    Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона;
    Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование);
    Учет векселей и факторинг.
Принцип дорогой закупки  и дешевой продажи товара –  при высоких показателях оборачиваемости оборотных средств коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) может значительно превышать единицу. Формула Дюпона в любых ее модификациях  неопровержимо свидетельствует в пользу этого положения: высокая оборачиваемость средств умножает на себя скромную рентабельность оборота и дает в итоге повышенную рентабельность использования средств. При этом повышается значение дифференциала эффекта финансового рычага. И предприятие может себе позволить еще больше увеличить плечо рычага [22, C. 81].
При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:
    стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;
    наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;
    ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;
    ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);
    необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.
     Определение  скидок покупателям за сокращение  сроков расчета (спонтанное финансирование) – наша следующая задача.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец предоставляет своему партнеру кредит, который отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку в 45 дней, вы идете  на упущенную выгоду – тот же убыток – по крайней мере в сумме  банковского процента, который мог  бы набежать на вашу сумму за полтора  месяца, получи вы ее немедленно. Более  того, если ваша рентабельность превышает  среднебанковскую ставку  процента, то сумма платежа, немедленно выпущенная вами в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах  с развитой рыночной экономикой давно  был найден и успешно применяется  способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование [16, 203].
Представьте себя на месте  поставщика. Если вы оплатите товар  до истечении определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого  срока вы платите сполна, укладываясь  договорной срок платежа. Что вам  выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для  этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом. Давайте  сопоставим «Цену отказа от скидки»  со стоимостью банковского кредита (и то, и другое – на базе годовых  процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей.

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше  обратиться в банк за кредитом и  оплатить товар в течение льготного  периода.
Вот пример из американской практики.
Товар продается на условиях: скидка 1 % при платеже в 15-дневный  срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского  процента – 10 % годовых.
 
Поскольку 24,2 % >10 %, есть смысл воспользоваться предложением поставщика: отказ от скидки обойдется на 14,2 процентных пункта, или более чем вдвое дороже банковского кредита.
Решим еще одну задачу.
Предлагаемое условие  оплаты: 3/15, net 45. Покупатель же оплачивает на 20-й день и спокойно пользуется скидкой. Банковский процент – 10 % годовых.


44,5 % - 10 % > 37,1%  - 10 %
Увеличение  продолжительности  льготного периода  способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика (скидка, ожидание, хотя и  сокращенное) можно  считать своеобразной ценой победы в  конкурентной борьбе.
Оплачивать  счета все-таки надо добросовестно. Поставщик  из предложенной задачки  имеет все основания  для взыскания  недополученной суммы, возможно, и с процентом  за каждый день просрочки [23, C. 340].
Спонтанное  финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения  средств; такое кредитование не требует от клиента  обеспечения и  привлекает достаточно длительными сроками  льготного периода.
Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно  также повысить, разумно  используя учет векселей и факторинг с  целью превращения  ФЭП в отрицательную  величину и ускорения  оборачиваемости  оборотных средств.
Действующее законодательство по вексельному обращению  дает определение  векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельных операций, поэтому  нет смысла останавливаться  на этих вопросах. Интерес  сейчас вызывает только главное экономическое  предназначение учета  векселя: немедленное  превращение дебиторской  задолженности поставщика в деньги  на его  счете.
 
1 млн. руб.         Денежные
                                                                                                                                                   средства
 
15 ноября                                                                                                                                 30 декабря

Товар отгружен. Нужны деньги,
а до срока получения платежа…………………………………………………………еще целых 45 дней
 
Денежные средства  Банк удерживает

                                                                                                                                       дисконт (или                    
                                                                                                                                      учетный процент)
  0,075 млн.руб.
 
Денежные средства                                                                        1 млн. руб.- дисконт=0,925 млн. руб.

15 ноября


Выход найден: УЧЕТ ВЕКСЕЛЯ!
обязательства покупателя немедленно

превращаются в наличность.
 
Схема 1 – Учет векселя

   В нашем примере  величина дисконта составляет 0,075 млн. руб. Немало, но учитывая  уровень банковских процентных  ставок  за кредит на момент  выхода в свет этого издания,  вполне реалистично.
Величина дисконта прямо  пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя  до срока  платежа по нему, номиналу векселя  и размеру банковской учетной  ставки:

Чем больше номинальная стоимость  векселя, тем большую сумму удержит  банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока  платежа по векселю, тем меньший  дисконт причитается банку.
Чтобы ускорить получение  денег по векселю, владельцу не обязательно  продавать его банку. Можно и  заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого  аваля, т. е. гарантии своевременности  платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо, либо одно из лиц, подписавших  вексель.
Слово «factor» в переводе с английского языка означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
К факторинговых операциях  участвуют три стороны:
    Факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
    Клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
    Предприятие (заемщик) – фирма-покупатель товара.
 Взаимоотношение между  этими сторонами представлены  на рисунке 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 2 – Организация  факторинга
Факторинговые услуги предоставляются  «без финансирования» или «с финансированием».
В первом случае клиент может  требовать немедленной оплаты счета-фактуры  вне зависимости от предусмотренного срока  платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т. е. осуществляет финансирование в  виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая  компания возмещает клиенту большую  часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается  продавцу в момент наступления срока  платежа за товар.
Факторинговая компания может  оплатить счет в момент наступления  срока  платежа и досрочно. В  последнем случае  она выполняет  функции банка, поскольку досрочное  предоставление  денежных средств  клиенту равносильно выдаче ему  кредита. Наиболее важной услугой здесь  является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем  внутренних  и международных операций: факторинговая компания обязана  оплатить клиенту все акцептованные  счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников [19, C. 285].
 
Стоимость факторинговых  услуг складывается из двух элементов:
    комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счет- фактуры);
    процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных       документов.
Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получение  денег по неоплаченным требованиям  и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятий, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и  недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для предприятия  в первичный период их создания и  начала производственной деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем, тормозом является дороговизна кредита, почти  полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы [25, C. 32].
Факторинг, равно как и  учет векселей, имеет смыл применять, когда выгода от немедленного поступления  денег больше, чем от их получения  в свой срок. Это обычно бывает при  следующих обстоятельствах:
    предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.
    Потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции. Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты труда. Впрочем, банкир тоже заботится о положительной норме  своей доходности с учетом инфляции.
    Нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателям, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего [18, С. 310].
 
1.3. Нормативно-правовые основы  управления финансово-эксплуатационными  потребностями
 
Учет материально-производственных запасов регламентируется следующими нормативными документами: Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г № 129-ФЗ., в редакции Федерального закона от 23.07.98г. № 123 "О бухгалтерском учете" Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от24.03.2000г. №31н).
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его  применению. Утверждены приказом Минфина  РФ от 31.10.2000 г. № 94н., в редакции 2002г.
Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина  РФ от 09.06.01 г. №44н. (взамен действовавшего ПБУ 5/98).
Во исполнение Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства  Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283, приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н утверждено положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (приказ зарегистрирован  в Минюсте России 19 июля 2001 г., регистрационный  номер 2806). Новое положение вышло  взамен ранее утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н положения  по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98". Разработка новой  редакции положения вызвана введением  в практику российского бухгалтерского учета отдельных требований международных  стандартов финансовой отчетности, которые  не были реализованы в ранее принятом положении (отражение в бухгалтерском  учете создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей). С выходом ПБУ 5/01 завершен последовательный ряд изменений, касающихся отражения  в учете средств труда, включаемых в состав средств в обороте, или  так называемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), в новом положении  такое понятие отсутствует. С  введением в действие положения  по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного  приказом Минфина России от 30.03.01 г. №26н, приобретаемые активы, учитываемые  ранее в составе МБП, включаются в состав материально-производственных запасов и отражаются как инвентарь  и хозяйственные принадлежности на счете 10 "Материалы". При принятии к бухгалтерскому учету материальных активов, срок полезного использования  которых превышает 12 месяцев, вне  зависимости от их стоимости организациям следует руководствоваться ПБУ 6/01. Методических указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н Методические рекомендации по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а, Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000г. № 166-ФЗ). Приказ Минфина РФ от 26.12.2002г № 135 «в утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального приспособления, специального оборудования и специально одежды»[15, С. 47].
Нормативно-правовое  регулирование  дебиторской и кредиторской задолженности  осуществляется в соответствии с  федеральным законом «О бухгалтерском  учете» N 129-ФЗ,  ПБУ 9\99 «Доходы организации», ПБУ 10\99 «Расходы организации»,  ПБУ 15\08 «Учет займов и кредитов и затрат по  их обслуживанию».
Основным нормативно –  правовым документом, регулирующим бухгалтерский  учет расчетов с дебиторами и кредиторами  является Федеральный Закон «О бухгалтерском  учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. Закон  устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности, определяет сущность бухгалтерского учета  и его задачи, определяет порядок  регулирования, организации и ведения  бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а также  вопросы документации и регистрации.  Порядок списания и оценки кредиторской задолженности в бухгалтерском  учете организации регулируется ПБУ 9/99 и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Порядок списания и оценки дебиторской задолженности в бухгалтерском учете организации регулируется ПБУ 10/99 и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности  излагается в ПБУ 15\08 «Учет займов и кредитов и затрат по  их обслуживанию»[14, C. 26].
 
 
 
 
 
 
    ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ  ПОТРЕБНОСТЯМИ В ООО «САЯНСКИЙ БРОЙЛЕР» В 2006-2008 гг.
 
2.1.Характеристика и оценка состояния финансово-эксплуатационных потребностей
 
Финансово-эксплуатационные потребности предприятия представляют собой разницу между текущими активами и текущими пассивами фирмы.
В узкой трактовке ФЭП - величины, связанные со спецификой финансового механизма функционирования фирмы. Это могут быть запасы, которые не принимают непосредственного участия в формировании финансовых результатов деятельности (это или произведенная, но не реализованная продукция, или необходимое количество сырья и материалов, делающее маловероятным наступление разрывов в движении капитала), или это та часть средств предприятия (его капитала), которая формально принадлежит фирме, не участвует в хозяйственном обороте (дебиторская задолженность), или это такие средства, которые, не являясь собственностью предприятия, тем не менее принимают участие в процессе его хозяйственного оборота. Таким образом, очевидным представляется достижение такого положения (с точки зрения реализации финансовых целей фирмы), когда величина запасов сокращается, размер дебиторской задолженности сокращается, а кредиторской возрастает.
Если кредиторская задолженность  фирмы (предприятия) превысит размер дебиторской  задолженности и при этом величина запасов будет минимизирована, то это может означать только одно: фирма в большей степени использует чужие ресурсы для достижения своих финансовых целей, чем другие предприятия пользуются ее ресурсами. С точки зрения финансового алгоритма функционирования фирмы - это прекрасный результат, к которому должна стремиться любая фирма.
Отрицательное значение финансово-эксплуатационных потребностей предприятия означает и то, что фирма имеет избыточные оборотные (денежные) средства и может  ставить вопрос об их непроизводительном использовании для получения  спекулятивного дохода (дохода от вложений в ценные бумаги государства и  других предприятий, дохода от спекуляций на валютном рынке и некоторых  иных видов спекулятивного дохода) и дохода от вложения денег в коммерческие банки (банковские депозиты и проч.).
В противном случае речь идет о нехватке оборотных (денежных) средств. Данная ситуация сейчас наиболее часто встречается в нашей  стране.
Поэтому, в качестве одной  из основных задач тактического финансового  менеджмента является превращение  финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в отрицательную  величину.
Финансово-эксплуатационные потребности определяются в процентах к объему продаж и в днях относительно продолжительности оборота. Первый показатель позволяет определить, какая часть объема продаж должна быть направлена на покрытие недостатка в денежную форме оборотного капитала. Второй - количество дней, в течение которых фирма должна получать доход от продаж и направлять его не покрытие недостатка денежных средств [26, С 10]. 
      Оценка политики управления оборотным капиталом на примере ООО «Саянский Бройлер» ведется по показателям, составляющим оборотный капитал.
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1 – Состав и структура  оборотного капитала ООО «Саянский  бройлер» за 2007-2008 годах
Изменение
Показатели
2007
2008
Сумма, тыс. руб.
Удел. вес %
Сумма, тыс. руб.
Удел. вес, %
Денежные средства
540
0,11
32522
5,79
31982
Краткосрочные финансовые вложения
59420
12,15
59420
10,57
0
Дебиторская задолженность
213666
43,68
195876
34,84
-17790
Товарно-материальные запасы
208562
42,64
266862
47,47
58300
в т. ч. Запасы сырья и материалов
125632
25,68
177654
31,60
52022
 Животные на выращивании  и откорме
49987
10,22
51583
9,18
1596
 Запасы в незавершенном  производстве
24071
4,92
31950
5,68
7879
 Готовая продукция
7185
1,47
5675
1,01
-1510
 Расходы будущих периодов
1687
0,34
0
0,00
-1687
НДС по приобретенным ценностям
6825
1,40
6825
1,21
0
Прочие оборотные активы
126
0,03
657
0,12
531
ИТОГО оборотного капитала
489139
100
562162
100
73023

 
Проанализировав данную таблицу, можно сделать следующие выводы, что в 2008 году значительно выросли  денежные средства на 31982 тыс. руб. сумма  краткосрочных финансовых вложений осталась неизменной, но удельный вес  в общей сумме активов в 2008 году уменьшился на 1,58 %.  Дебиторская  задолженность в 2008 году уменьшилась  на 17790 тыс. руб., однако ее уровень остается очень высоким. Товарно-материальные запасы в отчетном периоде увеличились  на 58300 тыс. руб.
Таблица 2 – Финансово-эксплуатационные потребности ООО «Саянский бройлер» в 2007-2008 годах
Показатель
2006
2007
Объем продаж, тыс. руб.
615871
719469
811811
Товарно-материальные запасы, тыс. руб.
230469
208562
266862
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
126091
213666
195876
Кредиторская задолженность, тыс. руб.
74529
73004
81658
Финансово-эксплуатационные потребности, тыс. руб.
282031
349224
381080
Финансово-эксплуатационные потребности относительно объема продаж, %
45,79
48,54
46,94
Финансово-эксплуатационные потребности в днях относительно оборота, дн.
164,86
174,74
168,99

 
    Проанализировав  данную таблицу, можно сделать  следующие выводы, что на предприятии  высокий уровень финансово-эксплуатационных  потребностей.  В 2008 году их  величина составила 381080 тыс. руб., что на 99049 тыс. руб. больше, чем  2006 году. Увеличились финансово-эксплуатационные  потребности относительно объема  продаж. Уровень ФЭП в 2008 году  составил 46,9 %, это значит, что 168 дней в году предприятие работает только на то, чтобы покрыть свои финансово-эксплуатационные потребности. Финансово-эксплуатационные потребности в днях относительно оборота резко возрастают в 2007 году – 174 дня, но уже в 2008 году снизились до 169 дней.
      Для снижения  уровня ФЭП требуется регулировать  длительность эксплуатационного  и сбытового циклов, темпы роста  производства, сезонность производства  и реализации готовой продукции,  состояние конъюнктуры. 
 
2.2.Оценка управления собственным  оборотным капиталом и краткосрочным  кредитованием эксплуатационной  деятельности в ООО «Саянский бройлер» в 2006-2008 годах
 
Собственный оборотный капитал  предприятия (синонимы: собственные оборотные активы, собственные оборотные средства, чистый оборотный капитал, чистый рабочий капитал) - это те оборотные активы, которые остаются у предприятия в случае единовременного полного (стопроцентного) погашения краткосрочной задолженности предприятия. Другими словами, это тот запас финансовой устойчивости, который позволяет хозяйственному субъекту осуществлять бизнес, не опасаясь за свое финансовое положение даже в самой критической ситуации (когда все кредиторы предприятия одновременно потребуют погасить образовавшуюся текущую задолженность) [23, C.76].
Чаще всего  выделяют следующие варианты расчета собственного оборотного капитала:
    источники собственных средств минус внеоборотные активы;
    источники собственных средств плюс долгосрочные кредиты и займы минус внеоборотные активы;
    текущие активы (оборотные средства) минус текущие пассивы (краткосрочная задолженность).
На самом деле перечисленные  варианты можно отнести к частным  случаям общего подхода к расчету  собственного оборотного капитала, который  должен базироваться на правильной группировке  статей активов и пассивов исходного бухгалтерского баланса (формировании так называемого аналитического баланса), а самое главное — на учете целевого назначения полученных долгосрочных кредитов и займов.
Рассмотрим порядок расчета  собственного оборотного капитала при различных вариантах привлечения долгосрочных кредитов и займов.
     Вариант 1. Долгосрочные  кредиты и займы имеют целевое назначение — инвестирование во внеоборотные активы.
1-й способ расчета.  Данные источники сформировали  внеоборотные активы и собственные оборотные активы. Соответственно, для того, чтобы определить величину последних, нужно из источников собственных средств вычесть стоимость внеоборотных активов. При этом сами внеоборотные активы должны быть показаны за минусом той их части, которая была сформирована за счет внешних источников средств, а именно - за счет долгосрочных кредитов и займов. Таким образом, при определении собственного оборотного капитала из собственных источников исключаются те внеоборотные активы, которые были созданы только за счет собственных средств  [7, C.10].
Собственный оборотный капитал = (Источники  собственных средств - внеоборотные активы) – долгосрочные кредиты  и займы

 
2-й  способ расчета. Этот способ  основан на том, что источниками  оборотных средств в данном  варианте являются только собственный  оборотный капитал и краткосрочная  задолженность. Поэтому для определения  величины собственного оборотного  капитала необходимо из величины  текущих активов (оборотных средств)  вычесть величину текущих пассивов (краткосрочной задолженности). Таким  образом, получим:     
      Собственный            Текущие                         Текущие 
       оборотный        =       активы           -                пассивы
        капитал
Вариант 2. Целевым назначением долгосрочных кредитов и займов  является пополнение оборотных активов.
1-й способ расчета.  Поскольку долгосрочные кредиты  и займы не участвовали в  образовании внеоборотных активов, то расчет сводится к вычитанию из источников собственных средств стоимости внеоборотных активов:
Собственный          Источники            Внеоборотные            Долговые
оборотный       =    собственных     -                                   +                  
капитал                     средств                  активы                        обязательства
2-й способ расчета. В отличие  от первого варианта помимо собственного оборотного капитала и краткосрочной задолженности у оборотных активов появился дополнительный источник - долгосрочные кредиты и займы. Поэтому величина собственного оборотного капитала будет определяться после того, как из общей величины текущих активов мы исключим величину долгосрочных кредитов и займов и общую величину краткосрочной задолженности:

Собственный            Текущие                Долгосрочные                Текущие  

 оборотный      =                            -              кредиты и       -   
  капитал                      активы                       займы                         активы
     Таким образом,  чистый  оборотный  капитал - это собственные оборотные средства предприятия. Оставшуюся часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами,  надо финансировать в долг - кредиторской задолженностью, а если ее не хватает - брать краткосрочный кредит. Учитывая остроту проблемы недостатка оборотных средств, сконцентрируемся на природе ФЭП операционного характера и способах их регулирования. Операционные ФЭП - это та часть суммарных ФЭП, которая представляет собой недостаток (излишек) материальных оборотных средств предприятия [18, C.208].
Операционные ФЭП = запасы сырья и готовой продукции + дебиторская  задолженность покупателей –  кредиторская задолженность поставщиков
    Так как одной из задач комплексного  оперативного управления текущими активами и текущими пассивами является превращение ФЭП в отрицательную величину,  то для финансового состояния предприятия благоприятно:
получение  отсрочек  платежа  от  поставщиков, от работников предприятия, от государства и т.д.;
Как суммарные,  так и операционные ФЭП можно исчислять в рублях, в процентах к обороту, а также во времени относительно оборота.
Задача  превращения  ФЭП в отрицательную величину сводится к расчету разумной  длительности отсрочек платежей по поставкам сырья и реализации готовой продукции.
На операционные ФЭП оказывают влияние:
    длительность эксплуатационного и сбытового циклов;
    темпы роста производства;
    сезонность производства и реализации готовой продукции , а также снабжения сырьем и материалами;
    состояние конъюнктуры;
    величина и норма добавленной стоимости:  чем  меньше норма добавленной стоимости,  тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность.
Чем больше  норма добавленной  стоимости, тем больше операционные  ФЭП.
У предприятий с повышенной нормой добавленной стоимости операционные ФЭП растут быстрее выручки от реализации. Теперь — текущие финансовые потребности
Основные взаимосвязи: [22, C. 128]
ФЭП =ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ без денежных средств – ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ = оперФП + внереалФП = ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ + ЗАПАСЫ – КРЕДИТОРСКАЯ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬ + КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И ДРУГИЕ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ, кроме денежных средств - КРАТКОСРОЧНЫЙ КРЕДИТ.                                                                                                  
Известно:
    что в запасы сырья и готовой продукции вложены деньги.
Пока сырье  не трансформировалось в готовую  продукцию, а готовая  продукция - в деньги на счете, запасы уже самим своим существованием порождают потребность в оборотных средствах;
    что в дебиторской задолженности тоже воплощена потребность в оборотных средствах. Пока товар не произведен, не складирован, не отгружен и не оплачен покупателем, эта потребность требует соответствующего удовлетворения;
    то в кредиторской задолженности воплощено покрытие текущей потребности в оборотных средствах. Пока не пришел срок оплаты счетов по обязательствам за приобретаемые товары сырье, материалы и т. п., кредиторская задолженность представляет собой бесплатный кредит со стороны поставщиков, т. е. источник ресурсов для предприятия.
            Если операционные финансовые потребности больше нуля, то текущие потребности в финансировании неденежных оборотных активов превышают краткосрочные ресурсы.
     В самом  общем случае промышленные предприятия  имеют положительное значение  операционных финансовых потребностей. Причин тому несколько:
    наличие значительных запасов сырья и готовой продукции, а также не завершенного производства. Необходимо также помнить, что запасы готовой продукции учитываются по производственной себестоимости, т. е. с включением всех затрат на изготовление (сырье, энергия, труд, косвенные затраты), поэтому в структуре стоимости запасов может наблюдаться крен в сторону запасов готовой продукции. И вообще, у предприятий с высокой себестоимостью производства все текущие активы могут утяжеляться, порождая повышенные текущие финансовые потребности;
    иммобилизация значительных, как правило, сумм в дебиторской задолженности. Это может быть связано с трудностями сбыта, когда предприятию не удается пристроить свою продукцию, если не предоставлять длительных отсрочек платежа покупателям. Встречается и противоположная причина разбухания дебиторской задолженности
    слишком щедрая, нерасчетливая политика отсрочек, не продиктованная ни трудностями реализации, ни маркетинговой политикой предприятия.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.