На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги России, их виды и принципы классификации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федерального государственного образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовая университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
«Ростовский финансово-экономический колледж-филиал Финуниверситета»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ТЕМА: Налоги России, их виды и принципы классификации. 
 
 
 
 
 
Специальность 080106 «Финансы (по отрослям)»
Специализация: «Налоги и налогообложение»
 
                                                     Выполнила: студент
                                                            Заочного отделения группы
 
                                                             
 
 
                                                         Научный руководитель:
 
 
 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2011г.
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ                          5
1.1. Появление налогообложения                                                                     5
1.2. Понятие налога                                                                                           11
1.3. Налоговая система России                                                                         13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ                                   16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения                                  16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация                                         19
2.3. Основные налоги Российской Федерации                                              25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ         31
3.1. Уклонение от налогов                                                                               31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов                                                 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов                                35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               37
Список используемой литературы                                                              38
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
Развитие и трансформация форм государственного устройства всегда сопровождаются реорганизацией налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги, это основная форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического развития.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине.
Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе XVI начало XIX вв. в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя, определяет квоту обложения, следит за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками.
Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Государство только в том случае может действительно использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным обстоятельством восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его гражданином.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения благополучного продвижения экономических преобразований.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и:
 
-федеральными законами,
-постановлениями федерального правительства,
-многочисленными инструкциями,
-методическими рекомендациями,
-письмами (Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ,    Министерства РФ по налогам и сборам.)
 
Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя, из цели в работе поставлены следующие задачи - раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения - рассмотреть основные виды и функции налогов - проанализировать нынешнее состояние экономики России.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ.
 
 
 
1.1. Появление налогообложения
 
 
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах государственной организации первоначальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.
Не следует думать, что оно было основано только лишь на добровольных началах. Жертвоприношение было неписанным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Такая же практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы, так, в Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов - государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, организацию праздников, раздачу продуктов и денег беднякам и на другие социальные цели.
В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению.
В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов.
Другое дело - добровольные даяния. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Проследим за развитием налоговой системы в Древнем Риме. В мирное время денежных податей граждане не уплачивали.
Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель.
Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога проводилось каждые пять лет избранными чиновниками - цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном благосостоянии и семейном положении.
Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В 3-4 веке до нашей эры Римское государство разрасталось, происходили и трансформации в налоговой системе.
В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их размер зависел от размеров благосостояния граждан.
Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, живущие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случаях победоносных войн налоги убавлялись, а порой и вовсе отменялись. Необходимые средства снабжались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались систематично.
Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее достойное сопротивление римским легионерам, после завоевания облагались более высокими налогами.
Кроме того, римская администрация нередко сохраняла систему налогов, сформировавшуюся в данной местности до завоевания римлянами. Изменялось лишь направление и применение поступающих средств.
Задачу преобразования финансового хозяйства Римского государства решил император Август Октавиан. Во всех провинциях им были организованы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль налогообложения. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль.
Была заново проведена оценка налогового потенциала периферий с целью наиболее верного распределения налогов и увеличение их отдачи.
Для этого были проведены замеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о владельцах земель. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан.
Перепись возглавляли наместники провинций совместно с прокураторами, руководившими финансовыми учреждениями провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.
Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но играли роль добавочного стимулятора развития хозяйства.
Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено изготовлять излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства возникло с конца 9 века.               Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути первоначально нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.
Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.
Дань взималась двумя способами: подвозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме судебных и торговых пошлин:
 
-пошлина мыт взималась за провоз товаров через горные заставы,
 
-пошлина перевоз - за перевоз через реку,
 
-гостиная пошлина - за право иметь склады,
 
-торговая пошлина - за право устраивать рынки.
 
Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина вира взималась за убийство, а продажа - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
После нашествия татар - монголов основным налогом стал выход, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями.
Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Любой удельный князь собирал дань в своем уделе сам и направлял её великому князю для отправления в Орду. Сумма выхода стала зависеть от договора великих князей с ханами.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможно. Главным источником внутренних доходов стали пошлины
Уплата выхода была прервана Иваном III в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.
В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовые и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания постоянной армии и полоняночные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо.               Сошное письмо предусматривало измерение земельных площадей, В том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы сохи и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины ), её размер в различных местах был неодинаков.
 
Финансовая система России была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
 
Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Многочисленные войны, больше строительство, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги.
Царь установил особую должность – прибыльщики, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.
Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.
 
При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер - коллегия, штат-с контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия.
 
Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции.
Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.
 
В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств», было создано Министерство финансов и определена его роль.
В манифесте говорилось: Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют правительству нужные доходы и генеральное для всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов.
 
 
На протяжении XIX века основным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.
 
Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.
 
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.
Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати.
Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала заносился по совести каждого.
Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 года).
С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов - на уплату долгов.
Кроме государственных прямых налогов действовали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству приносили акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Существенными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
 
В 70 - 80-е годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов:
 
-налоговой ставки,
 
-налоговой базы.
 
Увеличение налогового бремени может приводить к росту государственных доходов, только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к повышению, а к сокращению доходов бюджета.
 
Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и фор­мирования налоговой системы Российской Федерации.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями, складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение, мобилизацию денежных средств, в распо­ряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с свойственными ей функциями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Понятие налога
 
 
В нашей стране, так же как и в иных странах мира, каждый гражданин является налогоплательщиком. Статьей 45 Конституции России установлено, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В тоже время многие люди не знают, что это такое и зачем надо их платить.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Современные Интернет – энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов популярных людей:
 
Жан Симонд де Сисмонди (1819):
«Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».
 
Бу Свенссон:
«Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
 
Иван Иванович Янжул (1898):
«Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
 
Николай Тургенев, Русский экономист (1818):
«Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».
 
А. А. Исаев (1887):
«Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
 
А. А. Соколов (1928):
«Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».
 
Почему надо платить налоги?
Их платить надо потому, что:
- Обязанность уплаты установлена законодательно;
- За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).
Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?».
Представьте такую ситуацию - я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги.
Что тогда будет?
В таком случае, у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций таких как:
-защита странны,
-борьба с преступностью,
-обеспечение граждан бесплатной медициной,
-образованием и т.д.
Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.
 
 
1.3. Налоговая система России
 
 
В настоящее время налогоплательщики жалуются, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ста­вок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает существенные трудности в организации производства и предпринимательст­ва, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перс­пектив, исчисления бюджетных платежей.
 
Система налогов, введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тен­денций, практически она устарела уже к моменту начала своего функцио­нирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало крайне сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложе­нием, вообще исключают необходимость налога с оборота.
 
В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост средств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограни­чение роста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развер­нуть и активизировать предпринимательскую деятельность и просто не рационально при либерализации цен с их неизбежным высоким первоначальным повышением.
 
Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при переходе к рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принима­лось во внимание, что свобода предпринимательства, появление частной собственности, приватизация государственных и муниципальных предприятий, отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньги приведут к существенному увеличению недвижимого и иного имущества во владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи, обмена, дарения, наследства.
 
Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая система России призвана амортизировать серьезнейшие диспропорции экономичес­кого развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и порожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру и объемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отрас­лям и регионам, проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, появляющуюся от мо­нопольного роста цен. Одновременно налоговая система выступает регуля­тором частных доходов граждан.
 
Принятый в России новый пакет законов о налогах вобрал в себя ми­ровой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.
 
Законом " Об основах налоговой системы в Российской Федерации " предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных об­разовании, и местные налоги. Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирова­ния бюджетов всем уровням управления при разделении некоторых нало­гов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некото­рые из них.
 
Налоги в России впервые распределены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
 
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на терри­тории которого находится предприятие.
Из местных налогов общеобязательны только три - налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также регистрационные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью.
Остальные устанавливаются (или не устанавливают­ся) по решению местных органов управления. По большинству местных налогов максимальная ставка ограничена законодательством Российской Феде­рации.
 
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограни­ченности ресурсов важную роль имеет принятие в нало­говом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятель­ности.
 
Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и орга­низаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии полного применения сумм начисленного износа (амортизации).
 
Для усмирения роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания.
В целях стимулирования развития и улучшения образовательного процесса установлены дополнительные ль­готы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурные нужды.
 
Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципи­альные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объек­том налогообложения теперь является не месячный заработок, а совокупный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных пос­туплений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, получен­ные в натуральной форме, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям.
Значительно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новым является то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождает­ся, хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы.
 
Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
 
 
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения
 
 
1. Основная функция налогов фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
 
Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
 
2. Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
 
Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов физических и юридических лиц. Государство может ставить разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях.
 
Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его.
3. Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
 
Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.
 
4. Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
 
5. Распределительная - при помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.
 
 
6. Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за дея­тельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
 
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функ­цией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкрет­ными формами проявления категории налога являются виды налоговых пла­тежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
 
Сегодня налоговая система призвана реально влиять, на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и наряду с этим служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения
 
Налогообложение базируется на ряде принципов.
 
Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
 
Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно.
 
Общепризнанные принципы: однократный, обязательный
характер уплаты налога, простота и гибкость.
 
Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия.
 
Справедливость - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствен­ной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во-вторых, равный подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полу­ченного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики.
 
Однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период.
 
Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок нало­гообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению.
 
Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов которая, тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования.
 
Стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действую­щих в течении довольно длительного периода и простота исчисления пла­тежа.
 
Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том чис­ле гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны уста­навливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех.
 
Четкое деление налогов по уровням государственного управле­ния: федеральные (центральные), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.
 
 
В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.
 
 
 
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация
 
Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:
 
- Прямые;
- Косвенные.
 
Прямые - это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.
К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.
 
В свою очередь прямые налоги подразделяются на:
 
- реальные;
- личные.
 
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.).
Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.
 
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.
 
Косвенные налоги представляют собой, в сущности, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
Косвенный налог, таким образом, является как ценно-образующий фактор, а уплата его, по сути, перекладывается продавцом на покупателя.
 
Главным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета.
Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно малы.
К недочетам можно отнести уклонение от их уплаты, снижение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
 
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.
 
Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они увеличивают неравномерность распределения налогового бремени среди населения.
Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.
 
Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:
 
По субъекту налогообложения:
 
- Налоги с физических лиц;
- Налоги с юридических лиц;
 
- По способу изъятия:
- Прямые налоги;
- Косвенные налоги;
 
По источнику уплаты:
 
- Зарплата;
- Выручка;
- Доход или прибыль;
- Себестоимость;
- Стоимость имущества и др.
 
По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:
 
- Федеральные;
- Региональные;
- Местные;
 
По объекту налогообложения:
 
- Имущественные;
- Налоги на потребление;
- Налоги на доходы;
- Ресурсные (рентные);
 
По способу налогообложения:
 
- Кадастровые;
- У источника;
- По декларации;
 
По назначению:
 
- Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
- Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие, от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;
 
По методу исчисления:
 
- Пропорциональные;
- Прогрессивные;
- Регрессивные;
- Твердые (установленные в абсолютных суммах);
- Линейные;
- Ступенчатые.
 
Классификация по уровням налогообложения Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
 
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом “О налоговой системе” в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
 
-таможенная пошлина,
 
-налог на операции с ценными бумагами,
 
-сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними,
 
-сбор за пограничное оформление,
 
-налог на пользователей автодорог,
 
-налог с владельцев транспортных средств,
 
-налог на приобретение автотранспортных средств,
 
-налог на отдельные виды автотранспортных средств,
 
-налог на реализацию ГСМ,
 
-налог на прибыль,
 
-акцизы на группы и виды товаров,
 
-налог на добавленную стоимость,
 
-налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте,
 
-отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
 
-плата за пользование водными объектами,
 
-подоходный налог с физических лиц,
 
-налог на игорный бизнес,
 
-платежи за пользование недрами,
 
-гербовый сбор,
 
-государственная пошлина,
 
-налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,
 
-плата за пользование водными объектами,
 
-сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
 
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональный налог). Термин «региональный» был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации.
 
Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
 
К региональным налогам относятся:
 
-лесной налог;
 
-единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
 
-налог на имущество предприятий;
 
-налог с продаж.
 
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
 
-налог на имущество физических лиц;
 
-земельный налог;
 
-регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
 
-налог на промышленное строительство в курортной зоне
 
-курортный сбор;
 
-сбор за право торговли;
-целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
 
-сбор за право использования местной символики;
 
-налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
 
-сбор с владельцев собак;
 
-лицензионный сбор за право винной торговли;
 
-лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
 
-сбор за выдачу ордера на квартиру;
 
-сбор за парковку автотранспорта;
 
-налог на рекламу;
 
-сбор за участие в бегах;
 
-сбор за выигрыш на бегах;
 
-сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
 
-сбор с биржевых сделок;
 
-сбор за проведение кино- и телесъемок;
 
-сбор за уборку территории;
 
-сбор за открытие игорного бизнеса;
 
-налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
 
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги являются лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов.
Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов.
Каждому органу управления, трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
2.3. Основные налоги Российской Федерации.
 
Налог на добавленную стоимость.
 
Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.
 
Налог на добавленную стоимость (НДС), введен в РФ в 1992 г.
 
Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
 
Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
 
НДС взимается по ставке 18%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом.
 
НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений.
 
НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога.
 
Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
 
От НДС освобождены:
 
-экспортируемые товары (работы, услуги);
-услуги пассажирского транспорта;
-квартирная плата;
-некоторые финансовые операции;
-патентно-лицензионные операции;
-продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания,
-услуги социальной сферы;
-услуги в сфере образования;
-научно-исследовательские
-опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета;
-услуги учреждений культуры;
-платные медицинские услуги;
-продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда;
-изделия народных художественных промыслов;
-некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
 
Сначала при введении НДС рассматривался как спасение от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью удастся свести к минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять первое место среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло.
 
Надо заметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг).
Они продолжают поступать и при каждой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога достаточно сложно, хотя это и случается.
 
Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно проконтролировать уплату налога.
 
Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя.
Лишь на конечном потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.
 
Акцизы.
 
Акциз (от франц. accise) - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный, и местный бюджеты.
 
Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором.
Акцизы стали важным видом косвенных налогов, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и сбывающие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997г. плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем, достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств значительно превышает себестоимость.
              Объектом налогообложения являются обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.
 
Подоходный налог
 
Налог на доходы физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Представляет либо прогрессивный налог, ставка которого увеличивается по мере нарастания величины годового дохода, либо пропорциональный со ставкой, не зависящей от дохода. В РФ от него освобождены доходы по пенсиям.
 
Подоходный налог с физических лиц относится к числу крупных источников дохода бюджета. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета.
 
Увеличивается значение этого налога и в Российской Федерации. Но этому процессу препятствует невысокий уровень доходов основной массы населения. По законодательству, введенному в 1992г., объектом обложения стал совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер.
Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.
Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.
Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.
Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов бюджета.
 
Налог на прибыль
 
Налог на прибыль - существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по определенным ставкам на основе налоговых деклараций этих лиц. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли, и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство). В РФ подобный налог существует в форме налога на прибыль, взимаемого с юридических лиц по установленной шкале.
Налог на прибыль является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и организаций.
Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. На сегодняшний день в России действует единая ставка налога на прибыль, составляющая 20% из которых: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% (но  не  ниже 13,5%) в бюджеты субъектов Российской Федерации.     
При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.
При исчислении прибыли для целей налогообложения наиболее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов, например командировочные расходы, представительские расходы и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ.
 
 
3.1. Уклонение от налогов.
 
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов.
В результате они получают средства для выживания бизнеса и неформального решения производственных и социальных вопросов в условиях несовершенных общественных институтов и высокой коррупции.
Вместе с тем это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, росту коррупции, нарушению правил честной конкуренции, оттоку капиталов за рубеж и др.
Некоторые граждане могут считать целесообразным, уклоняться от уплаты налогов, рассчитывая на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными, не повлияют на решение других об уплате налогов и не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.
Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Правило большинства создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости.
Для борьбы с уклонением целесообразно увеличить размеры штрафов, тем более что в отличие от усилий по повышению вероятности его обнаружения данная мера не требует значительных дополнительных затрат. Однако такое предположение ошибочно. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказания для посредников с тем, чтобы их бизнес стал более рискованным. Это потребует от них если не прекращения его вообще, то повышения размера комиссионных.
В результате большинство налогоплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг посредников, а без них перестанут действовать наиболее распространенные схемы уклонения и многократно возрастет вероятность его обнаружения. Относительная дешевизна услуг посредников, способствующих уклонению от уплаты налогов, обусловлена их крайне низкими рисками.
Если мы хотим снижения масштабов уклонения от налогов, в нашей стране требуется снижение ставок налогов, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика.  
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов.
 
По минимальной оценке, потери бюджета и социальных фондов, вызванные уходом от налогов с помощью неучтенного наличного оборота составляют 4-5 млрд. долларов в год. По результатам обобщения результатов углубленных неформализованных интервью с российскими предпринимателями и экспертами, можно выделить основные схемы использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов и обязательных сборов.
 
Традиционная схема.
Налогоплательщик продает часть товара или оказывает какие-то услуги нелегально - не выставляя счетов. При этом объем продаж и уровень валового дохода занижается. Выручку налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему чаще всего либо "независимые профессионалы" (типа нотариусов, врачей, адвокатов и т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий.
 
Базовая схема ("обналичивание").
Основная идея состоит в замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под налогообложение (прежде всего зарплата и прибыль), такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые на себестоимость). Налогоплательщик -"клиент" переводит свои деньги в безналичной форме на банковский счет фирмы -"однодневки" в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе. А затем получает их назад, но уже в форме неучтенных ("черных") наличных. За что фирме - "однодневке" выплачиваются комиссионные, обычно не превышающие 2-3 процентов от первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие - "клиент" существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая отчетность остается чистой. Получается, что он просто потратил свои средства на некоторые товары или услуги.
Напротив, фирма -"однодневка" не смогла бы объяснить, куда делись деньги, возвращенные в виде неучтенных наличных. Поэтому она действует только два или три месяца до конца очередного квартала, когда налоговые органы должны получить ее первый отчет. Налоговые органы, вследствие трудоемкости, не ведут поиск организаторов самоликвидировавшихся фирм-однодневок.
 
Обратная схема ("обезналичивание").
Смысл этой схемы можно пояснить на простом примере: у розничного торгового предприятия, регулярно и в больших объемах занижающего свою выручку от реализации, возникает объективная потребность в обмене неучтенных наличных ("черного" нала) на официальные безналичные. Она может быть связана, например, с тем, что крупные оптовые фирмы, как правило, предпочитают продавать свой товар сугубо официальным образом по безналичному расчету. При этом по выставленным ими счетам легко идентифицировать покупателя. В этой ситуации розничная фирма будет сталкиваться с двумя проблемами.
Во-первых, в случае одновременной "встречной" проверки оптовой фирмы и ее покупателей налоговая инспекция может обратить внимание на то, что розничная фирма регулярно закупает больше товаров (по данным оптовика), чем продает (по данным собственной отчетности розничного торгового предприятия).
Во-вторых, при реализации товаров преимущественно за неучтенные наличные у такой розничной фирмы на ее банковском счете не будет достаточных средств для возобновления товарных закупок у оптовиков, ориентирующихся на безналичные расчеты. Обе эти проблемы эффективно решаются в рамках применения обратной схемы ("обезналичивание").
Благодаря ей официальным покупателем товара (по документам оптовика) оказывается та же фирма -"однодневка". И одновременно для реально существующей розничной фирмы, реализующей товары преимущественно за неучтенные наличные и представляющей в налоговые органы отчеты с минимальными оборотами, обеспечивается регулярное поступление неучтенного товара.
В случае тесных контактов между оптовиком и несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности, оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и затем, используя контракт с фирмой-"однодневкой", менять их на официально полученные безналичные средства на своем банковском расчетном счете.
Таким образом, с одной стороны, все сделки оптового поставщика остаются легальными, с другой - в розничной торговле почти все операции могут быть нелегальными, "невидимыми" для налоговой инспекции.
 
Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег.
Большая часть фирм-однодневок обеспечивается наличными, группой мелких и средних коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую схему участия банков в обналичивании.
Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-"однодневками". Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-"однодневок", а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и ре
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.