На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характер и его проявление в поведении

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
 
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
 
 
 
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: «ПСИХОЛОГИЯ  И ПЕДОГОГИКА»
НА ТЕМУ: «Характер  и его проявление в поведении»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                        Выполнила: студентка 2 курса УП1 080504
                                                                                                                                        Владимирова Людмила Евгеньевна
                                                                                                                                        Преподаватель: Надточий Ю.Б.
 
Москва - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие характера
2.2 Черты характера
2.3 Строение характера  как целого
2.4 Формирование и развитие  характера
2.5 Проявление характера
2.6 Методы и источники  познания характера
2.7 Классификация  и  типология характеров
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ЛИТЕРАТУРА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ.
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают  определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое  для нее отношение к миру и  прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек -- это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека -- это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера -- это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
 2.1 ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА
Характер - это сложившийся  и укрепившийся под влиянием жизненных  воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения  человека. Характер того или иного  человека выражает определенный склад  его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся  в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах  поведения. В характере различают  следующие основные качества: моральную  воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная  воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально  ценным качеством характера. Полнота  характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью  развития. Цельность характеризует  внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений  с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях  и интересах, единство слова и  дела. Определенность характеризует  твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует  сложившимся убеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.
2.2 ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Под чертами характера  понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные  для человека и позволяющие с  известной вероятностью предугадывать  его поведение в том или  ином конкретном случае.
Зная, что данный человек  обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при  тех или других обстоятельствах. Зная черты своего характера, человек  сам нередко руководствуется  ими как своего рода критерием  поведения. Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), было бы неправильно каждую черту характера  считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для  личности, включая в себя некоторые  навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера. Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и  динамична. Одна и та же черта формируется  по-разному и видоизменяется в  зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом. Все  черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и  конкретное выражение индивидуального  своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях.
Черты характера могут  иметь различную яркость, могут  быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты. В области изучения черт характера  перед психологами стоят несколько  основных задач. Первая из них - выделить и описать черты характера, которые  являются ведущими или стержневыми  для данной личности и прежде всего  те из них, которые отражают ее направленность и волю. Вторая задача, теснейшим  образом связана с первой, - объяснить  или проанализировать черты характера. Этот анализ может идти в различных  направлениях:
 а) раскрыть структуру  черты, что означает выделить  в данной черте более частные  и соподчиненные черты и проявления;
б) показать значение данной черты в структуре характера  путем установления соотношения  между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом;
в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально  и что типично для известной  группы людей;
г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.
Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты  характера у этого человека и  как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении  могут и должны развиваться эти  черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном  развитии позволит в структуру характера  внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.
2.3 СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО
Под строением характера  как целого подразумеваются его  определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность. Одной  из самых главных особенностей характера  является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность. Люди которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным. Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие не между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека. Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью.
В структуре некоторых  характеров имеют противоречия и  от этого сложность их увеличивается. За сложность характера иногда принимают  его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем  люди скрытные маскирующие свой характер. Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его  чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой. Есть характеры, которые  условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность  характера не являются достоинством или недостатком - все зависит  от того, на что направлена динамичность со статичностью. Иногда выделяют среди  черт характера его оригинальность, то есть такое индивидуальное своеобразие, которое встречается редко. Сама по себе оригинальность не является чем то положительным, как некоторые люди склонны думать. Но оригинальность может быть положительной чертой, когда человек в своей индивидуальности, направленной на высокие цели, в полном смысле слова неповторим. Характер обычно оценивается со стороны своей силы или твердости.
Определенность и цельность  характера, равно как его сложность, широту и динамичность скорее можно  встретить как выражение силы характера. Но основными показателями этой силы являются глубина и сила направленности человека. Глубина направленности определяется тем, насколько жизненные  принципы, цели и мотивы влияют на личность человека. Поверхностность в направленности выражается в том, что жизненные  цели, принципы, интересы не проникают  в глубину личности человека, а  остаются для него чем-то внешним. Сила направленности определяется прежде всего уровнем тех достижений, к которым человек стремиться. Большое значение для силы характера имеет устойчивость направленности человека. Глубина, сила и устойчивость направленности еще не обеспечивают силу характера, для ее реализации необходимы волевые черты активности, организованности и стойкости. Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Черты его также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение. Все это приводит к выводу, что при определении структуры характера в каждом конкретном случае необходимо учитывать как индивидуальное своеобразие каждой черты в зависимости от ее сочетания с другими чертами, так и характер в целом, а также его динамичность черт, объясняемую в первую очередь изменчивостью жизненных условий.
2.4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни  и воспитания. Интегрирование свойств  подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный  характер переживаний и волевой  активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности. Отсюда вытекает педагогический вывод: для формирования цельного и социального  ценного характера необходимо всесторонне  развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально  значимого ядра характера. Поэтому  при воспитании характера следует  отчетливо представлять нравственно-психологический  идеал положительного характера  нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого  необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности  личности. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего  человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера  имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую  осуществляет личность и которая  жизненно необходима и важна для  ее развития. Требования людей и  деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно  усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни  человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его  жизни. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.
2.5 ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
В типологии твердо установлено  положение, что все психические  процессы и психические состояния  могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается  принцип неразрывной связи или  единства психики и деятельности. Характерологические различия между  людьми также можно лучше всего  установить, изучая деятельность того или другого человека. Объективные  и существенные показатели целенаправленности, настойчивости и других черт характера  дает труд человеку. Один и тот же человек иногда по разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий труда, своего отношения к нему, достигаемых успехов. Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду как темп, так и качество труда, которые не всегда у человека между собой соотносятся.
Жизнь требует высоких  темпов труда, но при обязательном условии  сохранения и высокого качества. Темп труда человека в какой-то мере зависит  то темперамента - при равных условиях быстроты в работе можно ожидать  скорее от сангвиника и холерика, чем  от флегматика и меланхолика, но еще  большее значение имеют характерологические  черты. Медленность темпа можно  объяснить разнообразными чертами  характера: у одних людей - рассудительностью, стремлением к точности и аккуратности, у других - леностью, нежеланием затрачивать  усилия, требуемые при быстрой  работе, у третьих - неуверенностью, боязнью ошибиться. Быстрый темп в работе чаще связан с чертами  волевой активности, в отдельных  случаях он указывает на ту вредную  торопливость, при которой отсутствует  вдумчивое отношение к делу. Характер с большой силой проявляется  в тех видах действий человека, которые мы называем поступками. Поступком  называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке.
Особенное значение для характера  имеют поступки в которых находят свое отражение направленность и воля человека. Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычки или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен к такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками. Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер. Изучая проявления характера в деятельности, необходимо выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом. Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния.
Труд, поступки и поведение  человека, а также продукты его  деятельности - основные проявления характера. Поэтому нет возможности познать  характер человека, не зная, каков этот человек на работе и каковы его  поступки и поведение. Психологи  рассматривают мышление в единстве с языком. Мыслей без слов не существует, поэтому и направленность человека, всегда выражается в содержании и  образе его мыслей, не может быть оторвана от языка. Для познания характера  имеет большое значение то, как  человек говорит: много или мало, искренне или нет, однотипно или  с разными людьми по-разному, какие  употребляет выражения, каков стиль  его речи и многое другое. Жизненные  наблюдения показывают, что легко  различить людей говорящих много, любящих поговорить, и людей неразговорчивых, молчаливых. В свою очередь разговорчивость  имеет разные степени и формы. Разговорчивость может служить  проявлением различных черт характера: самоуверенности, желания порисоваться, самовлюбленности, эгоцентризма, но также  в известной мере внимательности к людям, отзывчивости, желания быть приятным в обществе.
Таким образом и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека. Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев - замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее характерно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места и встречи. Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте. Характер также проявляется в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Своеобразие индивидуальных характеров проявляется здесь в том, на какую сторону вопроса больше обращается внимания. Несомненно, характеризует человека также стиль его речи. Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций. Характерологичекое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни люди говорят однотонно, как бы на одной ноте; другие часто меняют интонации: одни любят делать более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз; у одних в речи много театральности, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи, как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность. Делались попытки определять черты характера по голосу, по внешним особенностям речи человека.
В ряде исследований результаты проведенных экспериментов были положительные. Оказалось, что по голосу (тембру, интонациям и другим факторам) можно в некоторой мере судить о характере человека. Но были исследования давшие совершенно отрицательные результаты. Во всяком случае, на основании как жизненных наблюдений, так и экспериментальных данных можно сделать общий вывод, что при суждении о характере человека в некоторой мере следует использовать и внешнюю форму речи. По-видимому, надо иметь в виду речь привычную, в какой-то степени наигранную. Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Особенности характера могут проявиться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, в синтаксисе, в стиле. Давно замечено, что не лишено характерологического значения, предпочитает ли данный человек выражать свои мысли устно или письменно. Предпочтение устной речи наблюдается у людей общительных, живых, нередко обладающих сангвиническим темпераментом; и письменной речи более склонны сосредоточенные в себе, стеснительные, застенчивые. Однако нельзя широко обобщать подобного рода факты. Предпочтение устной или письменной речи может объясняться разными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и потому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить лишь при сопоставлении с другими проявления характера. Когда писатели-художники обрисовывают характеры своих героев, они нередко стремятся дать ясное представление и об их внешнем облике, то есть строении тела, мимика, пантомимике и прочие, намеренно подчеркивая связь между этими особенностями и теми или иными внутренними сторонами личности. Однако случаи выражения черт характера в строении тела не могут служить достаточным основанием для широких обобщений. Ни рост, ни вес тела, ни соотношение размеров туловища и конечностей сами по себе ничего не говорят о характере человека, в частности, об его идейной направленности и волевых качествах. При одном и том же типе строения тела люди имеют самые разнообразные характеры. Более того, между строением тела и духовным обликом человека может быть полное несоответствие. Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к тем показателям, которые дает его лицо. Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека "красив, но не симпатичен", это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
Показатели характера  на лице человека можно разделить  на статические и динамические. К статическим показателям относятся особенности строения головы, очертания глаз, губ, носа и другие. По телесной физиономии судят о физиономии духовной. К динамическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека. Одно время физиономическим показателям характера придавалось такое большое значение, что на этой почве возникла даже особая наука - физиогномика. Претензия физиогномики решить все загадки познания характера не оправдалась. Это, однако, не значит, что весь конкретный материал, приведенный физиогномистами, не заслуживает никакого внимания. Однако отрицание необоснованных претензий физиогномики не мешает признать известное характерологическое значение черт лица вместе с выразительной мимикой. У некоторых людей черты лица и мимика очень выразительны. Большую роль в выражении лица играют глаза. Они могут быть широко раскрытыми, как бы удивленными или, наоборот, опущенными, словно недоверчиво присматривающимися, с блестящим или тусклым взором, неподвижные и подвижные, "бегающие" и тому подобное.
Выражение глаз может иногда служить показателем характера. Показательны также для характера  изменения в мимике лица. Многие, в том числе открытые, черты  характера могут получать выражение  в улыбке. Люди на лице которых никогда не играет улыбка, кажутся холодными и суровыми. Слабая улыбка, часто и неожиданно появляющаяся на лице, может выражать склонность к иронии, скептицизм, неуверенность в себе, а также добродушие, мягкость, приветливость. Немало проводилось экспериментальных исследований в целях сопоставления различных показателей внешнего облика человека с чертами его личности или характера, определяемыми субъективными оценками. В ряде исследований была поставлена задача: распознавать черты характера по фотографиям.
Результаты оказались  довольно противоречивы. Единственное, что можно считать установленным (хотя известным и без экспериментов), что физиономические показатели имеют разное значение для различных  черт характера, но пока еще нет достаточно убедительных экспериментальных данных для практического использования  экспериментальной физиогномики при  диагнозе характера. Жесты иногда выдают характер человека больше, чем его  внешний вид. Можно различать  людей с богатой и бедной жестикуляцией. Будучи связаны с эмоциональной  возбудимостью, жесты нередко выражают темперамент человека: обильной жестикуляции мы нередко ожидаем от сангвиника и холерика, чем от меланхолика и флегматика. Но обильная жестикуляция может иметь разное характерологическое значение. Она может говорить невыдержанности, а также о неестественности. Подобным образом скупость жестов в одних случаях означает общую заторможенность, стеснительность, в других - большую выдержку, подтянутость, умение владеть собой. Для познания характера особенно важны жесты привычные и хотя бы в деталях оригинальны. Даже костюм человека и его вещи иногда представляют важную деталь в его характеристике. Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой. Иногда сочетание таково, что эти особенности находятся в полном соответствии между собой. В других случаях внешние черты находятся в дисгармонии, что создает противоречивое впечатление о характере человека. Но возможность вносить существенные детали в толкование одного и того же образа и выражение этого индивидуального толкования в особой мимике, пантомимике и других внешних проявлениях показывают, что связь между внешним обликом и духовной сущностью человека пластична. Обычно внешний облик человека дает что-то для познания характера лишь в том случае, если имеются и другие проявления характера. Таким образом, внешний облик человека может интерпретироваться поразному.
Только имея некоторые  знания о характере человека по другим проявлениям (прежде всего по деятельности), можно сказать, о какой черте например свидетельствует смешливость или плаксивость данного человека. В жизни соотношения между характером и внешним обликом бывает более сложным, менее определенным, и поэтому выносить суждение о характере человека только на основании внешнего облика было бы опрометчиво.
2.6 МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА
Раскрытие структуры характера - его черт и проявлений - позволяет  наметить и основные пути его изучения. Вопрос о методах исследования характера  имеет большое принципиальное значение, так как методика в большой  мере зависит от понимания характера. Связь методики изучения характера  с теоретическими предпосылками  не означает, что если эти предпосылки  ложны, то не могут быть собраны отдельные  научно значимые факты. Но при этом к разрабатываемым методам существуют общие требования:
1. Материалы должны точно  протоколироваться, чтобы возможна  была их проверка;
2. Методы должны быть  надежными; 
3. Методика должна быть  объективной; 
4. Каждый метод изучения  характера должен обладать так  называемой валидностью, то есть соответствием его назначению, в частности диагностической и прогностической значимостью.
5. Для суждения о характере  следует использовать и субъективные  данные - как высказывания самого  изучаемого человека, так и мнения  о нем хорошо знающих его  людей.
6. Наконец, при выборе  и применении методов нельзя  забывать, что речь идет о характерологических  исследованиях, то есть таких,  в которых надо в той или  другой форме найти индикаторы  черт характера. Поэтому техника  проведения и анализа результатов  применения каждого метода зависит  от конкретной цели данного  характерологического исследования. К характерологическим методам  относятся: объективное наблюдение, самонаблюдение и самоанализ, эксперимент  естественный и лабораторный, беседы  и анкеты, свободное сочинение,  анализ продуктов деятельности. Также к источникам познания  можно отнести: письма, дневники, мемуары, автобиографии, биографии,  литературно-художественные произведения.
2.7 КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Существует множество  попыток классификации характеров. Первая по времени попытка классификации  характеров принадлежит Платону, который  создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. С научной же точки зрения первая попытка была предпринята создателем френологии Галлем в первой половине XIX века. Именно это время считается начало возникновения науки о характерах. В теории Галля перечислялись 27 элементарных психических способностей, из которых строится человеческий характер. Несмотря на критику перечня способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, интересно отметить то, что через столетие некоторые "способности" из перечня Галля получат не теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX века. В начале XX века перед психологами занимающимися изучением характера возникает цель систематического изучения индивидуальных характеров и составления их классификации. Но это оказалось нелегким делом. И по этому поводу немецкий психолог В.Штерн в 1900 году заявил, что совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний. В дальнейшем проблемой изучения характера занимались многие психологи, среди которых хотелось бы выделить: отечественные - А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.А. Рубинштейн, Б.С. Братусь,, А.Е. Личко, П.Б. Гуннушкин и многие другие, а также зарубежные - З. Фрейд, А. Кординер, Д. Хонигман, Д. Хсю, Г. Блюм, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон и другие.
Необходимо заметить, что  все они хоть и занимались одной  проблемой, но имели свой подход к  ней. Постепенно возникают два направления  в изучении характеров. К первому  относятся так называемые социальные характеры, ко второму же индивидуальные. В первые, в истории психологии, понятие "социального характера" еще за 18 лет до Э. Фромма была сформулирована А.Ф. Лазурским. Так в своей работе "Классификация личностей" он писал: "Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиологию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером: другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова". Основоположником же данного направления по праву можно считать американского психолога Э.Фромма. Он дал ему вполне четкую формулировку: "Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т. е. Отдельных людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером: В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни". Но это определение дает лишь общую формулировку социального характера и не дает его функцию. По поводу же функции социального характера то Э. Фромм дал ей такую формулировку: "Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры". После Э. Фромма можно выделить американского психолога Э. Шострома и российского психолога Б.С. Братуся, которые также занимались проблемой социального характера и создали свои типологические модели социальных характеров. Если в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, то типологию индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Создателем же первой типологии характера считается К. Юнг. Сам К. Юнг считал, что "целью психологической типологии не является классификация людей по категориям", это скорее "инструмент для исследования, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии". Однако эта типология, как и большинство великих открытий, вызвала столько же критики, сколько положительных отзывов. Одним из самых ярых критиков был Э. Фромм, объединяя несопоставимых Кречмера,, Шелдона и Юнга, он вообще отказал Юнгу в создании типологии характеров, являясь убежденным в том, что у выше перечисленных авторов допущено смещение понятий темперамента и характера, и что речь у них вообще идет в основном о темпераменте.
Через семь лет, уже после  создания своей типологии, Юнг делает неожиданный для его мировоззрения  вывод. Так на собрании швейцарских  психиатров в 1928 году он говорит: " Характер - это устойчивая форма человеческого  бытия, причем форма как физического, так и душевного рода: В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать: выводы о качествах  души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих  телесных формах".
К такому выводу К. Юнга подтолкнули  появившиеся работы Э. Кречмера. Идея Э. Кречмера сводилась к тому, что наши тело и душа и их проявления находятся в тесной взаимосвязи. После Э Кречмера развитием этого направления занимался один из его критиков У. Шелдон. И хотя типологию У. Шелдона иногда называют формализованным вариантом кречмеровской системы, но, по сути, она существенно отличается от типологии Э. Кречмера. Кроме названных здесь типологий существует еще множество различных подходов к проблеме характера. Вообще вторая половина XX века дала новые ростки типологий индивидуальных различий, большинство из которых опираются на типологию К. Юнга. После всего описанного попытаемся найти ответ на вопрос: " Для чего же нужна типология характеров?". Точнее других на этот вопрос ответил К. Юнг. По его мнению, типология это:
1. Критический инструмент  для исследователя; 
2. Помощник в понимании  широкого разнообразия индивидов  и ключ к фундаментальным различиям  в психологических теориях. И,  наконец, самое важное, это существенное  средство для определения "личностного  уравнения" практического психолога,  для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Характер человека -- это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщен-ных побуждений. Побу
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.