На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Современная структура общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
    Понятие общественного производства
    Современная структура общественного производства
    Производство и общество
Литература
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие общественного производства является одним из всеобщих
      определений  общества, однако оно не тождественно  понятию общест-
      венной  жизни.  Процесс  общественного  производства людьми своей
      жизни,  включает в себя прежде всего  материальное  производство,
      ибо   без  производства  и воспроизводства  материальных условий и
      средств  жизни невозможна сама жизнедеятельность  людей во всем ее
      многообразии.  Этим и обусловлена определенная,  конституирующая
      весь многообразный  процесс общественной жизни роль  материального
      производства. Однако признанием и разъяснением  данного принципи-
      ального  положения социально-философской   теории  марксизма  тема
      "производство  и общество" вовсе не исчерпывается.  Производство
      общественной  жизни включает в себя также  и духовное производство
      ("производство  сознания"),  производство людей,  как общественных
      индивидов  и производство "самой формы  общения"  (К.Маркс),  т.е.
      определенного  типа социальной связи людей.  Короче, в отличие от
      чисто экономического  толкования сущности производства, философс-
      кий   подход позволяет рассмотреть  последнее как производство об-
      щественной  жизни,  выражение органической  целостности человечес-
      кой деятельности.
         В составе историко-материалистического  учения об обществе ка-
      тегория   общественного производства дает  представление о целост-
      ности   самой  основы  общественной  жизнедеятельности,  фиксируя
      единство  и взаимодействие материального  и духовного начал (про-
      цессов) жизни  людей.  Фундамент этого единства  составляет  дея-
      тельность  людей по производству и воспроизводству  условий своего
      бытия,  а критерием общественной природы  (характера и формы) об-
      щественного   производства  выступает развитие  человека,  как об-
      щественного  существа.
         Маркс писал:  "Если  рассматривать   буржуазное общество в его
      целом, то  в качестве конечного результата  общественного процесса
      производства  всегда выступает само общество,  т.е. сам человек в
      его общественных  отношениях.  Все, что имеет  прочную форму, как,
      например, продукт и т.д., выступает в  этом движении лишь как мо-
      мент, как  мимолетный момент. Сам непосредственный  процесс произ-
      водства  выступает здесь только как  момент.  Условия и предметные
      воплощения  процесса производства сами в  одинаковой мере являются    моментами,  а в качестве субъектов выступают только индивиды, но
      индивиды  в их взаимоотношениях,  которые  они как  воспроизводят,
      так и  производят заново.  Здесь перед  нами их собственный посто-
      янный процесс  движения, в котором они обновляют  самих себя в та-
      кой же  мере, в которой они обновляют  создаваемый ими мир богатс-
      тва." /Маркс  К.,  Энгельс Ф.  Соч.  2-е изд.,  т.46, ч.2 с.222./
      Иначе   говоря,  производство  является  общественным прежде всего
      потому,  что его конечным продуктом  всегда  выступает  общество,
      или,  что  то же самое,  производство  человека, как общественного
      существа.  По отношению к этой цели  и результату все остальное  -
      будь  то  произведенный продукт,  условия  труда,  даже сам непос-
      редственный  процесс производства - оказываются   лишь  моментами,
      или   средствами и материальным условием  осуществления индивидами
      своего  общественного бытия,  "собственного  постоянного  процесса
      движения".  Этот вывод можно сформулировать  иначе: именно произ-
      водство  и воспроизводство индивидов  в их взаимоотношениях,  что,
      в  свою  очередь неотделимо от создания  людьми материальных и ду-
      ховных  условий своей жизнедеятельности,  и  составляет  основное
      содержание  производства,  если рассматривать  его применительно к
      обществу  в целом.
         Развивая это положение в плане  раскрытия структуры обществен-
      ного производства  и взаимодействия ее составных  частей,  необхо-
      димо отметить  следующие моменты.  Безусловно,  первым основанием
      общественного  характера производства  является  совместный  труд
      индивидов,  на  базе и в рамках которого  возникают и развиваются
      сознание  и коллективные формы человеческой (общественной)  связи
      и жизнедеятельности.  Как уже отмечалось, способ производства  ма-
      териальных  условий бытия людей  -  основополагающая  предпосылка
      развития  собственно человеческой (общественной) истории и самой
      способности  людей делать историю.  Она  остается таковой на любом
      этапе человеческой  истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-
      никают, начинают  действовать и другие предпосылки,  не менее важ-
      ные, существенные. По мере того как человек  переходил от присво-
      ения готовых  продуктов к труду, происходило  формирование челове-
      ческого   сознания  и самих механизмов  сознательной деятельности.
      Производство  сознания включается непосредственно  в реальный про-
      цесс  производства  людьми  условий  и обстоятельств  своей жизни
      (впоследствии, в результате общественного разделения  труда появ-
      ляется собственно духовное производство).  Однако еще более важ-
      ной предпосылкой  была следующая:  производство  и воспроизводство
      условий  и средств материального существования  людей с самого на-
      чала было (объективно,  независимо от  степени   осознания  этого
      факта)  производством  самого человека,  способом формирования и
      развития  его общественных свойств,  качеств.  Вне существования и
      развития  производства  нельзя даже представить  себе возможность
      выделения  человека как самостоятельного  субъекта, активного дея-
      теля из  первоначально нерасчлененного  общественного целого.
         Общественное производство есть  динамичная система и  структу-
      ра.  В   ней то одна то другая стороны,  или факторы,  выходят на
      первый  план и становятся определяющими.  Труд,  средства  произ-
      водства,  знания (наука и опыт), также природные  и социальные ус-
      ловия в  их конкретно-историческом сочетании  характеризуют  внут-
      реннюю  структуру производительных сил  (материальных и духовных)
      на всех  этапах развития общественного  производства. Однако живое
      движение  этих сил в истории общественного  производства многооб-
      разно. Меняется  соотношение накопленного и живого  труда, которые
      могут превращаться  по отношению к друг други  из средства в цель;
      преобразуется  само отношение между трудом  и производством  вооб-
      ще.
         Из предыдущего изложения следует,  что недостаточно  признать
      определяющую  роль способа производства в  общественном развитии -
      необходимо  также осознать,  что сам человек  является основой об-
      щественного  производства.  Энгельсовское положение  о "производс-
      тве людей"  (в  предисловии  к  первому   изданию  "Происхождение
      семьи,  частной собственности и государства") рассматривает про-
      изводство  человека не только в плане  продолжения рода,  но  и   в
      плане   процесса формирования и развития  социальных качеств инди-
      вида, становления  и развития личности. И если  не упускать из ви-
      да,что человек  есть главная производительная  сила, то надо приз-
      нать следующее:  воспроизводство человека даже  в качестве эффек-
      тивного,  культурного и т.п. работника  имеет самое прямое отноше-
      ние к  историческим изменениям общественного  производства и прог-
      рессу общества.
         Исходя из сказанного, "тайна"  общественного производства зак-
      лючена  в "обработке людей людьми" (К.Маркс) ,  в том,  как  люди
      производят  друг-друга, в характере общественной  связи. Это отно-
     сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,
      собственно,только  там  и возникает,  где индивид  оказывается вы-
      нужденным  смотреть на самого себя как  бы со стороны, как бы гла-
      зами других  людей,  где он должен соизмерять  свои индивидуальные
      действия  с действиями другого человека,  т.е. в рамках совместно
      осуществляемой  жизнедеятельности. Поэтому причины  того или иного
      характера  развития материальной и духовной  деятельности надо ис-
      кать в  реальной системе общественных  отношений.
         Итак, понятие общественного производства  занимает  в  системе
      категорий  исторического материализма особое  место.  Оно взбирает
      в себя  и становится кристаллизацией  (теоретическим образом)  та-
      ких отправных   идей социально-философской теории  марксизма,  как
      положение  о практическом характере общественной  жизни,  предмет-
      но-деятельной  природе человека, а также целостного  характера об-
      щественной  деятельности людей. В этом  плане понятие общественно-
      го производства  приобретает значение основополагающего  принципа,
      конституирующего  весь исторический процесс в  качестве определен-
      ной целостности,  где все моменты и факторы  находятся в диалекти-
      ческом  единстве.
.
 
 
Структура общественного  производства
 
         Структурирование общественного  производства  опирается на три
      пары диалектически  тождественных понятий:  процесс-продукт,  про-
      изводство-потребление,  результат-предпосылка, на основе  которых
      оно предстает  как "многократно расчлененная"  (К.Маркс)  катего-
      рия.
         Общественное производство как  механизм общественного развития
      является  диалектически  противоречивым  единством процесса и про-
      дукта. Процесс  производства "угасает в  продукте"  (К.Маркс),  а
      его продукт   вновь  возвращается  в  процесс  производства в виде
      предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е
      изд., т.  23,  с.191).  Процесс производства  осуществляется ради
      продукта, а продукт производится для  возобновления и поддержания
      процесса  производства.  Целостность  процесса  и продукта произ-
      водства  есть целостность общественного  труда, в котором они сов-
      падают, ибо  продукт это овеществленный,  а процесс - живой труд.
      Овеществленный  труд - первая характеристика целостности   общест-
      венного  производства.
         Совпадение процесса и продукта  производства лежит в основе  и
      качественной  скачкообразности  общественного  развития,  выражаю-
      щейся в  смене общественно-экономических  формаций, и непрерывнос-
      ти его  количественных изменений и их  накопление.  Количественная
      непрерывность  производства выступает как   расширенной  воспроиз-
      водство,  т.е.  общественное производство  совпадает с расширенным
      воспроизводством. Неспособность общественной системы   обеспечить
      непрерывность  своего  производства  означает  конец ее развития и
      существования.  Непрерывность истории - это непрерывность   произ-
      водства,  которая не исключает, а предполагает  прерывность произ-
      водства  отживающих общественных систем,  на смену которым прихо-
      дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа-
      дение с  расширенным воспроизводством звучит  у Маркса так: "также
      как общество  не может перестать потреблять, так не может оно пе-
      рестать  производить.  Поэтому всякий  общественный процесс произ-
      водства,  рассматриваемый  в постоянной  связи и в непрерывном по-
      токе своего  возобновления,  является в   то  же  время  процессом
      воспроизводства". Непрерывность  расширенного  воспроизводства -
      вторая (количественная) характеристика целостности общественного
      производства.
         Целостность производства как  воспроизводства  выступает   сис-
      темным  единством четырех процессов:  производства, распределения,
      обмена  и потребления, которые, по  определению Маркса, составляют
      "собственные  моменты" производства и выступают  как "части едино-
      го целого;  различия внутри единства".  Отсюда следует первое  и
      абстрактное  определение системной структуры  общественного произ-
      водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб-
      ление. Непрерывность   этих  процессов обеспечивает  непрерывность
      функционирования  общественного производства как  механизма разви-
      тия общества.
        
Минимально необходимым  для общественного воспроизводства  является наличие двух подразделений:
    производство средств производства;
    производство предметов потребления, которые выполняют различные функции в процессе воспроизводства.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.