На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Цены в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ТЕМА 1. ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
1.1. Понятие цены. Цена и стоимость
 
В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.
Курс ценообразования включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования.
Цена является основной категорией товарного производства. Она существует с тех пор, когда начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями.
Как устанавливают цену?
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они сходились на взаимоприемлемой цене.
Что же такое цена? Можно привести несколько определений этой категории:
- цена – экономическая категория, служащая для измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;
- цена – выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу этого товара;
- цена – это та сумма, которую потребители платят для получения товара;
- цена – выражение ценности блага, проявляющаяся в процессе их обмена.
В данном определении подчеркивается взаимосвязь цены и ценности, поскольку, приобретая благо, потребитель приобретает определенное удовлетворение от его потребления. Вместе с тем, как известно, форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной (бартерный обмен);
- цена – количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги;
- цена – денежное выражение стоимости товара.
Данное определение наиболее часто употребляется применительно к товарному рынку, поскольку в условиях рынка данного типа сильно действие стоимостных факторов и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
Сущность цены как правовой категории закреплена в Гражданском кодексе РФ. В нем в ст. 424 указывается, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен, определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами.
В рыночной экономике существуют разнообразные виды и разновидности цен, образующие единую систему, обслуживающую хозяйственный оборот предприятий, отраслей, регионов; взаимоотношения государства, отдельных хозяйствующих субъектов и населения.
Система цен – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и неэкономических факторов с участием различных экономических субъектов (государства, производителей, потребителей, посредников).
Значение и сущность цены товара находились в поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организационных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных философов Китая и Индии.
Базовые понятия стоимостной теории цены изложены в трудах основателей классической школы политической экономии Вильям Пети, Адам Смита, Давид Риккардо. В них определено понятие стоимости.
Стоимость – воплощенный в товаре труд. Следовательно, цена товара определяется затратами труда на его производство и реализацию.
В процессе человеческой эволюции можно выделить несколько форм стоимости.
1. Простая (случайная). Означает, что определенное количество одного товара можно обменять на определенное количество другого товара:
Х товара А = Y товара В.
Данная форма стоимости оказалась довольно неудобной – господин N имеет Х товара А, который он желает обменять на Y товара В. Для совершения обменной операции следует найти господина M, у которого имеется Y товара В и который желает обменять его на Х товара А. При этом оба желания господ N и М должны совпадать по времени.
2. Полная (развернутая). Означает, что определенное количество одного товара можно обменять на определенные количества других товаров:
Y товара В
Х товара А =              Z товара С
N товара Д
При такой форме стоимости в обмен включаются разнообразные товары. Тем не менее, такая форма тоже неудобна – для приобретения на рынке, скажем, телевизора (товара В), необходимо принести на рынок, скажем, холодильник (товар А).
3. Всеобщая. Означает, что имеется некий товар А, играющий роль всеобщего эквивалента, и который можно обменивать на любое количество других товаров:
Y товара В
Х товара А =              Z товара С
N товара Д
В разные периоды времени в качестве такого всеобщего эквивалента выступали разные товары – меха, рис, кожа и т.п. Но поскольку в разных странах имелся свой товар-эквивалент, эта форма оказалась трудно применимой при внешнеторговых операциях.
4. Денежная. При такой форме стоимости определенное количество денег (золота) можно обменять на определенное количество любых товаров:
Y товара В
Х товара А =              Z товара С
N товара Д
Таким образом, товаром – всеобщим эквивалентом долгое являлось золото (система золотого стандарта), поскольку оно имеет ряд преимуществ перед другими товарами:
- возможно его долговременное хранение;
- возможно его деление на мелкие части;
- дорогостоящий товар.
Система золотого стандарта предполагала:
- установление золотого содержания национальной денежной единицы;
- поддержание соотношения между запасами золота и денежным предложением в стране;
- свободный экспорт и импорт золота.
Система золотого стандарта могла функционировать до тех пор, пока страны располагали достаточным золотым резервом для обеспечения фиксированных валютных курсов. Система соответствовала этапу стабильного экономического роста и низких темпов инфляции в ведущих странах.
Политическая и экономическая нестабильность внешнеэкономических отношений, связанная с депрессией 1930-х годов, усиленная Второй мировой войной, привела к девальвации многими странами своих национальных валют по отношению к золоту для стимулирования экспорта и повышения занятости. В результате международной конференции, проведенной в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), была достигнута договоренность о создании системы связанных валютных курсов (Бреттон-Вудская система).
При Бреттон-Вудской системе цена золота оставалась неизменной – 35 долл. за 31,1 г; доллар осуществлял резервные функции наряду с золотом и обменивался на золото по предъявлению; каждая страна устанавливала золотое (долларовое) содержание своей денежной валюты и сохраняла ее курс неизменным относительно валют других стран. То есть была введена система золотовалютного стандарта.
Развитие международной торговли и финансов в 1950-1960-х годах постепенно приводило к истощению золотых резервов США и к увеличению запасов долларов в международных резервах. Поэтому роль доллара как мировой резервной валюты стала сомнительной. В 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото. Доллар из стабильной валюты превратился в плавающую, т.е. его курс стал устанавливаться на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. Все это привело к отказу от системы золотовалютного стандарта и переходу к системе регулируемых плавающих валютных курсов.
В 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) были заложены основные принципы системы регулируемых плавающих валютных курсов:
- золото утратило роль мировых денег;
- купля-продажа золота осуществляется по рыночной цене;
- курсы национальных валют формируются под воздействием реальных стоимостных соотношений покупательной способности валют на внутренних рынках и соотношения спроса и предложения на национальную валюту на мировых валютных рынках.
Система плавающих валютных курсов, развиваясь и видоизменяясь, просуществовала до настоящего времени.
Трудовая теория стоимости имела не только сторонников, но и противников, которые обосновывали необходимость определения цены товара через оценку спроса на него.
Представители данного – маржиналистского – направления (Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Карл Менгер, Эйгем Беем-Баверк, Джон Бейтс Кларк, Йозеф Алоиз Шумпетер и др.) заменили понятие «стоимость» на понятие «ценность». По их мнению, цена товара является следствием субъективных оценок материальных благ участниками обмена, т.е. ценность и цена товара, как и спрос на него, определяются психологией конкретного потребителя. При этом затраты, связанные с производством товара, никак на цену не влияют.
Поскольку и классическая и маржиналистская теория цены имеют определенные недостатки (неучет спроса в первой и неучет затрат в другой), представители неоклассического направления экономической теории (Альфред Маршалл и впоследствии Артур Пигу, Джоан Вайолет Робинсон) доказали, что издержки производства и полезность товара являются равноправными факторами определения цены.
 
 
1.2. Элементы рынка
 
Современная теория цены предполагает равенство спроса и предложения как ценообразующих факторов. Такое равенство может существовать при наличии условий, позволяющих реализовать рыночное ценообразование.
Рынок характеризуется такими элементами как товар, спрос, предложение, цена.
1. Товар.
Товар – набор изделий и услуг, которые фирма предлагает рынку. Товаром может быть все, что удовлетворяет нужды и потребности и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товаром могут быть не только материальные изделия, но и нематериальные – услуги, выполняемые работы.
Товар характеризуется:
а) стоимостью – это воплощенный в товаре труд;
б) потребительной стоимостью – это способность товара удовлетворять какие-либо потребности;
в) меновой стоимостью – это способность одной вещи обмениваться на другие.
2. Спрос.
Спрос – потребность в конкретном товаре и возможность заплатить за него.
К факторам, влияющим на величину спроса, относятся:
- цена товара;
- вкусы потребителей;
- цены на товары, заменяемые данный и дополняемые данный;
- доходы потребителей;
- инфляционные ожидания потребителей;
- количество потребителей.
Основной фактор спроса – цена. Объем спроса на товар обратно пропорционален его цене (рис. 1.1). При снижении цены (от P1 до P2) товара спрос на него увеличивается (от Q1 до Q2). Под воздействием изменения неценовых факторов происходит смещение всей кривой спроса (из D1 в D2 при увеличении, например, доходов потребителей).
 
Кривая спроса

Рис. 1.1
 
Спрос может быть эластичным и неэластичным.
Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товара, на который предъявлен спрос.
Определить данное изменение можно с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на 1%:
,
где              ?Q = Q2 – Q1 – изменение объема спроса на товар;
              ?Р = Р2 – Р1 – изменение цены товара;
              QСР = (Q1 + Q2) / 2 – среднее значение объема спроса;
              РСР = (Р1 + Р2) / 2 – среднее значение цены.
В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности различают пять вариантов эластичности спроса по цене (таблица 1.1).
 
Таблица 1.1 – Эластичность спроса по цене и выручка от реализации товара
Коэффициент эластичности
Тип спроса
Зависимость цены и спроса
Зависимость выручки
от изменения цены
Снижение
цены
Повышение
цены
0
Абсолютно неэластичный
Отсутствует
Снижение
выручки
Увеличение
выручки
< 1
Неэластичный
Процент изменения спроса меньше процента изменения цены
Снижение
выручки
Увеличение
выручки
1
Единичной
эластичности
Процент изменения спроса равен проценту изменения цены
При изменении цены товара
выручка не изменяется
> 1
Эластичный
Процент изменения спроса больше процента изменения цены
Увеличение
выручки
Снижение
выручки

Абсолютно
эластичный
Отсутствует
Снижение
выручки
Увеличение
выручки
 
3. Предложение.
Предложение – способность товаропроизводителей представить на рынок определенное количество товара по определенной цене.
К факторам, влияющим на величину предложения, относятся:
- цена товара;
- цена ресурсов, используемых для производства товара;
- цены на товары, заменяемые данный и дополняемые данный;
- налоги и субсидии, предоставляемые производителям;
- количество производителей.
Основной фактор предложения – цена. Объем предложения товара прямо пропорционален его цене (рис. 1.2). При повышении цены (от P1 до P2) товара предложение его увеличивается (от Q1 до Q2). Под воздействием изменения неценовых факторов происходит смещение всей кривой предложения (из S1 в S2 при предоставлении, например, субсидии на производство).
 
 
 
 
 
Кривая предложения

Рис. 1.2
4. Цена.
Цена, как уже было отмечено, есть денежное выражение стоимости товара или количество денег, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара.
В условиях рынка устанавливается равновесие между ценой, спросом и предложением (рис. 1.3).
 
Рыночное равновесие

Рис. 1.3
 
В точке рыночного равновесия (точка Е) цена спроса равна цене предложения (PD = PS), объем спроса равен объему предложения (QD = QS).
Основное свойство равновесной цены РЕ – объем спроса равен объему предложения, т.е. отсутствует избыток и дефицит товара, покупатели и продавцы удовлетворены.
 
 
1.3. Принципы ценообразования, задачи и функции цены
 
Принципы ценообразования – определенные доктрины, положенные в основу формирования цены.
Основные принципы ценообразования:
1) научная обоснованность цен – заключается в необходимости учета объективных экономических законов. Реализации данного принципа способствует тщательный сбор и анализ информации по действующим ценам, уровню издержек, соотношению спроса и предложения и других рыночных факторов;
2) целевая направленность цен – требуется определение экономических и социальных задач и проблем, которые должны быть решены с помощью того или иного подхода к ценообразованию;
3) непрерывность процесса ценообразования – товар до момента поступления к потребителю проходит через ряд производственно-посреднических звеньев, на каждом из которых он имеет свою цену. Кроме того, в реальных рыночных условиях постоянно осуществляется корректировка действующих цен;
4) единство процесса ценообразования и контроля над соблюдением цен – предполагается государственная проверка выполнения установленных законодательно правил ценообразования. Прежде всего это относится к предприятиям-монополистам, а также к предприятиям, производящим товары первой необходимости, имеющих большое социальное значение.
Задачи ценообразования:
1) отражение реального соотношения спроса и предложения товара;
2) покрытие затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника). Эта задача отражает требование продавца – производителя и посредника, которые, стремясь к получению большей прибыли, стремятся к реализации продукции по более высокой цене;
3) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены. Данная задача отражает требование потребителя, которого не интересуют затраты на производство товара и тем более прибыль продавцов. Если один и тот же товар предлагается на рынке по разным ценам, потребитель предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если товары имеют одинаковую цену, потребитель предпочтет тот, качество которого выше;
4) учет качества продукции и конкретных потребительских характеристик товара. Естественно, что для производства более качественного товара требуются большие затраты, но они будут оправданы и покрыты ценой, если такой товар удовлетворяет требования потребителей;
5) обеспечение повышения эффективности производства и реализации. На конкурентном рынке в целях привлечения потребителей продавцы вынуждены в ряде случаев снижать цену, но такое снижение приведет либо к потере прибыли, либо к необходимости совершенствования производственного и распределительного процессов;
6) решение социальных вопросов, реализация экологической политики, решение внешнеполитических вопросов. Данные задачи возникли на современном этапе ценообразования, при переходе от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому. В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. В этих условиях цена является функцией и рынка и государства. Поэтому необходим орган, представляющий общенациональные интересы и призванный решать вопросы социальной, экологической, внешнеторговой политики.
Для более четкого понимания задач ценообразования на предприятии обратимся к рис. 1.4.
 
Соотношение ценности товара и цены
 
 
Выигрыш покупателя
Ценность
 
Цена
Прибыль фирмы
 
Затраты фирмы
 
Рис. 1.4
 
Задача фирмы – максимизация разницы между ценностью товара для покупателей, которую они готовы оплатить, и затратами фирмы по изготовлению товара с такими свойствами.
Задача ценообразования – превращение большей части этой разницы в прибыль фирмы и меньшей – в выигрыш покупателя.
С задачами ценообразования связаны функции цены.
Функции цены – это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности, общие свойства цены, присущие любому ее виду.
К функциям цены относятся:
1) измерительная. Выражает сущность цены – количество денег, уплачиваемых и получаемых за единицу товара или услуги;
2) учетная. Цена учитывает затраты труда, сырья, материалов и прочие расходы на производства товара, определяет размер прибыли, получаемой предприятием, выступает инструментом расчета рентабельности производства;
3) соизмерительная. Цена является измерителем затрат на производство и реализацию продукции, с ее помощью можно сопоставлять различные по потребительским свойствам товары;
4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования рынка – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с платежеспособностью производителя и потребителя;
5) стимулирующая. Состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы производства и потребления. Цена воздействует на результаты работы предприятия – на уровень затрат, прибыли и, как следствие, на эффективность деятельности;
6) распределительная (перераспределительная). Заключается в перераспределении доходов между различными отраслями, предприятиями, группами покупателей путем сознательного отклонения цен от стоимости. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости;
7) социальная. Цена отражает уровень жизни населения, влияет на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;
8) обеспечение баланса спроса и предложения. С помощью цен осуществляется связь между производством и потреблением. При отклонении цены от равновесной рыночной возникают диспропорции в производстве и потреблении, дефицит или избыточное предложение. Для возврата к равновесию необходимо изменение цен или объемов производства;
9) инструмент рационального размещения производства. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. Это соответствует классическому (нерегулируемому) рынку. Следствием такого стихийного перелива капитала могут явиться нерациональные затраты труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования осуществляется с использованием не только цен, но и других рычагов – государственное финансирование, кредитование, налоговая политика и т.д.
 
 
1.4. Ценообразующие факторы
 
Ценообразующие факторы – многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены.
Все многообразие ценообразующих факторов можно подразделить на:
- внутренние;
- внешние.
Внутренние факторы ценообразования можно обозначить как базовые или неконъюнктурные. В условиях товарного рынка эти факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием только этих факторов однонаправлено с движением затрат (при формировании цены на свою продукцию фирма стремится покрыть свои затраты на производство продукции и обеспечить получение прибыли).
Внешние факторы ценообразования являются конъюнктурными. Действие этих факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и др. К внешним факторам ценообразования относятся потребители, рыночная среда, в которой действует фирма, участники каналов товародвижения, государство (рис. 1.5).
 
 
Внешние факторы ценообразования
 

Рис. 1.5
 
1. Потребители.
Перед формированием цены на продукцию фирма должна провести исследование потребителей, имеющее целью подразделение их на группы (сегменты), в отношении которых необходим свой подход к ценообразованию:
а) физические и юридические лица;
б) реальные и потенциальные потребители;
в) оптовые и розничные потребители;
г) производственные и непроизводственные потребители;
д) женщины и мужчины;
е) сегментация по возрасту;
ж) сегментация по уровню доходов и др.
 
2. Рыночная среда, в которой действует фирма:
а) цена контролируется предприятием (монополия);
б) цена контролируется группой предприятий (олигополия);
в) цена контролируется рынком (конкуренция);
г) цена контролируется государством (государственная монополия).
Процесс ценообразования на рынках разных типов имеет особенности (табл. 1.2).
 
Таблица 1.2 – Особенности ценообразования на различных типах рынков
Характеристики
Тип рынков
Свободная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая
монополия
Число предприятий – агентов рынка
Очень большое
Много
Немного
Одно

Продолжение таблицы 1.2

и т.д.................


Особенность продукта
Однороден, часто стандартизирован
Дифференцирован, но входит в группу заменителей
Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным
Уникален, нет близких заменителей
Условия вхождения в отрасль, на рынок
Препятствия отсутствуют
Относительно легкие
Затруднены
Блокированы
Характер ценообразования
Свободное, конкурентное
Конкурентное с приоритетом монополизма в пределах дифференцированного фирменного продукта
Монополизированное, но обусловлено взаимной зависимостью немногих конкурентов
Монополизированное
Контроль цены предприятием
Не контролируется, соглашается с рыночной ценой
Контролируется в весьма ограниченных пределах

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.