На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взаимоотношение социологии с другими социальными науками

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение

 
Социология – это наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Социология тесно связана с самыми разными науками: с экономикой, философией, политологией и др. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если  свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками.
Объектом науки социологии является данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.
Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога.
Предыстория социологии начинается с возникновения и развития общества и человека, с появления теоретического уровня отражения социума. Процесс антропогенеза (становления человека) и социогенеза (формирования социума), начавшийся 1,5 – 1,6 млн. лет назад, завершился 35-40 тыс. лет назад. Этот период охватывает палеолит («древний каменный век»), возможно, наши предки к нему пришли с деревянными орудиями труда. Поздний палеолит, мезолит («средний каменный век») и неолит длились не более 30-35 тысяч лет. Это период движения от присваивающего к производящему хозяйству, т. е. первичная или первобытная формация . Первые цивилизации, объединяемые понятием экономическая формация (общество, основанное на товарно-денежных отношениях), появились в конце IV тысячелетия до н.э. в междуречьи Тигра и Евфрата и в долине Нила. С возникновением цивилизаций формируется философия, в том числе общие рассуждения об обществе и о человеке.
 
 
 
 

1 Роль философского мировоззрения в развитии социальных знаний

 
Элементы социальной философии наиболее высокого развития в древнем мире достигли в Китае и в Греции. Немало рассуждений Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и Платона (427-347 гг. до н.э.) о человеке и об обществе актуальны и в XXI в.
 

 
Рисунок 1 — Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
 
Среди них – концепция Конфуция «жень», в которой центральное место занимает положение о том, что человек – «мера всех вещей», что человек – основное звено общественной системы. Конфуций считал, что для совершенствования общества необходимо нравственное совершенствование каждого человека. Важное значение для социологии имеет также мысль Платона об объективном характере законов функционирования и развития общества.
 

 
Рисунок 2 —Платон
 
Каждый этап развития цивилизаций, философской мысли вносил что-то новое в развитие социальной философии, открывая новые истины об обществе и о человеке. До конца XVII в. все научное знание развивалось в рамках философии. Только с появлением основного произведения Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) от нее начинает отделяться механика и физика. Позже возникают химия и биология и только в XIX веке – социология. Среди основных форм движения материи: механической, физической, биологической, социальной последняя является наиболее запутанной. Отделить истину от заблуждения при отражении социальной формы движения материи очень трудно, ибо социальная жизнь связана с интересами людей, а интересы различных социальных групп часто бывают не только разными, но и противоположными. Поиск истины – основная задача науки, в том числе социологии.
 

 
Рисунок 3 — Ньютон
 
Все основоположники наук, возникших в XVII-XIX вв., были выдающимися философами. Общепринято считать основоположниками социологии трех великих философов: Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. В выпущенном недавно в Англии большом толковом социологическом словаре их назвали «троицей главных классических социологов». Хотя К. Маркс и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения.
Социальные философы Западной Европы, особенно в XX веке делали ряд важных открытий, отражающих развитие и функционирование общества. Среди них идея об основных эпохах (формациях, фазах) развития человечества. Маркс и Сен-Симон выделяли три основные этапа развития общества: прошлое, настоящее и будущее.
По Марксу основным критерием общественного прогресса выступает свобода человека. Если в «первичной» формации человек находится в плену стихийных сил природы и общества, то во «вторичной» экономической формации он относительно свободен, причем свобода расширяется с каждым ее периодом. И, наконец, в будущем человечество придет к «третичной» формации свободных людей.
По мнению Сен-Симона, основным критерием общественного прогресса выступает изменение общественного сознания. В прошлом, вплоть до возникновения просветительства и распространения идей атеизма в общественном сознании, господствующее положение полностью принадлежало религии, теологии. Далее среди видов общественного сознания определяющая роль начинает принадлежать философии, метафизике. В дальнейшем эта роль переходит к науке, к позитивным (конкретным, опытным) знаниям. Это положение Сен-Симона, как и многие другие, принятые и использованные с некоторыми изменениями Контом, приписывалось последнему под названием «закон трех стадий».
К. Маркс и А. Сен-Симон выдвинули важные положения об этапах развития человечества. Сегодня, в самом начале XXI в., мы видим, что новое время – это период дальнейшего расширения свободы человека и усиления роли науки. Каждое явление, в том числе и наука, возникает и получает развитие там и тогда, когда появляются соответствующие условия.
 

 
Рисунок 4 — А. Сен-Симон
 
Социология возникает в Западной Европе в XIX в. Можно выделить четыре основные причины возникновения социологии, методологически исходя из четырех основных сфер общества.
Во-первых, развитие рыночных, буржуазных отношений, что предопределяет необходимость углубленного подхода к социальной жизни и поведению личности. Рынок – это высший этап развития товарно-денежных отношений, когда товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила. При буржуазном способе производства трудящиеся становятся более свободными: исчезает внеэкономическое принуждение к труду. Все это приводит к появлению новых форм социальных групп, в рамках которых осуществляется социальное взаимодействие.
Во-вторых, такого же научного подхода требует усложнение социальных, социально-классовых отношений.
В-третьих, уход в прошлое тоталитарных феодальных социально-политических систем ведет к развитию демократии, плюрализма и гласности. Без последних условий не может быть науки об обществе, о социуме, освобождающей мысли от господствующей идеологии.
В-четвертых, духовное развитие Западной Европы к XIX веку дало классическую немецкую философию, классическую английскую политическую экономию, французский социализм, которые были предпосылкой возникновения социологии.
Список важнейших  «социальных философов» начинается с французского философа Сен-Симона Клода Анри (1760-1825 гг). Последние годы своей жизни Сен-Симон посвятил развитию социальной философии, социалистической утопии и формированию новой науки – социологии. Одним из основных его трудов является «Очерк науки о человеке» (1813-1816 гг.). Он не только впервые высказал мысли о научном исследовании человека как социальном явлении, назвав новую науку социальной физикой, но и раскрыл ряд теоретических положений, отражающих социальную действительность: о различии и противоположности между городом и деревней, между лицами умственного и физического труда и т. д. Он, наряду с французскими историками, раскрыл социально-классовую структуру общества, роль промышленности и научного познания в развитии общества. Особо подчеркивал роль социальной физики (социологии) для перехода общества от метафизической фазы к позитивной и обеспечения основы нового светского нравственного порядка. Он впервые ввел термин «индустриальное общество», появляющееся при переходе к позитивной фазе, в рамках которой происходит совмещение технологий с формами социальной организации, которые совершенствуются на основе научного познания социальной действительности. Подтверждением того, что Сен-Симон дал начало развитию социологии, является работа по социологии, написанная сто лет назад немецким профессором и изданная в России в 1904 г. В ней он в частности писал: «Созданию форм общей борьбы за существование по законам, достойным человеческого общества, должна содействовать социология, которую нам дал XIX в., а XVIII в. носил ее в чреве. В работах Канта, Кондроса, Монтескье, Тюрго и др. была в чреве. Социология рождается в работах Сен-Симона, но учение у него изложено в хаотичной и обрывочной форме».
Более системное изложение концепции Сен-Симона о рожденной им новой науке содержится в работах другого французского социального философа Огюста Конта (1798-1857 гг.), который вводит понятие «социология» вместо термина «социальная физика», хотя в некоторых случаях он его продолжает использовать, как и Сен-Симон, у которого Конт работал личным секретарем в течение 11 лет. В целом социологические взгляды Конта во многом повторяют идеи Сен-Симона: о роли человека как социального субъекта в развитии общества, об интеллектуальной эволюции сознания человека, которая служит обоснованием «закона трех стадий» развития общества и т. д. Конт особо подчеркивал и обосновал позитивизм. Позитивная философия базируется на эмпирическом, опытном знании, а не на воображении и догадках. Он выдвинул социологический проект, сущность которого заключается в том, что развитие общества должно определяться новой наукой – социологией, она должна служить основой деятельности мыслящей части общества для его радикального реформирования. Целью реформирования он считал достижение порядка и прогресса, «гармонии между целым и частями социальной системы». Он писал: «социальная гармония достигается с помощью науки».
 

 
Рисунок 5 — Огюст Конт
 
Согласно Конту, общество в «позитивном» возрасте – это этап «надежного» знания, нового рационального правительства и «религии гуманизма». На этой стадии общество будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться, и управляться социологами. Конт ввел новые важные понятия в социологию: социальная динамика и социальная статика. Социальная динамика отражает механизмы развития и функционирования общества, социальная статика раскрывает структуру общества и взаимоотношения ее элементов.
Непосредственное открытие основных законов функционирования и развития общества принадлежит немецкому мыслителю, философу и экономисту Карлу Марксу (1818-1883 гг.).
 

 
Рисунок 6 — Карл Маркс
 
Среди ряда его научных открытий, которые сыграли важную роль в возникновении и развитии социологии, здесь отметим только некоторые. Во-первых, он, выделяя основные сферы общества, раскрыл сущность и значение каждой из них, в том числе социальной сферы, которая представляет собой, как он писал, взаимоотношения людей как личностей. Он показал, что «социальное» пронизывает все сферы, все общественные явления. Во-вторых, дал подробный анализ экономической формации, особенно ее высшего этапа – буржуазного общества, выделяя в нем как позитивные, так и негативные стороны. Он раскрыл не только его способ производства, но и подробно описал определяемые этим способом производства социально-экономические, социально-политические и социодуховные отношения. Им открыт закон соответствия всех социальных явлений способу производства. В-третьих, Маркс открыл главный фактор социального прогресса в экономической формации. Это развитие производительных сил, которое обусловлено противоречием природы и общества. Человечество в борьбе с природой совершенствует орудия труда, расширяет предметы труда, познает окружающий мир, в конечном счете, совершенствует свои социальные отношения. Перечисление новизны его трудов, давших начало социологии, можно продолжить. В целом можно заключить, что Маркс дал методологические основы изучения социальной жизни и глубоко раскрыл взаимосвязь человека и общества.
Значительное влияние на становление социологии, особенно в США, оказали труды английского социального философа Герберта Спенсера (1820-1903 гг.).
 

 
Рисунок 7 — Герберт Спенсер
 
В своем первом главном труде «Социальная статика» (1850 г.) он выдвинул идею экономического индивидуализма и показал себя приверженцем свободного рынка. В своих дальнейших работах, в том числе «Человек против государства» (1884 г.) доказывал, что на процесс социального развития решающее влияние оказывает борьба за существование и возможность для выживания, что в развитии социальной системы, как и в других системах, идет дифференциация и интеграция. Важной позитивной стороной его исследований является то, что он первым внедрил систематическое использование структурно-функционального анализа. В то же время его работам присущ упрощенный подход, проявляющийся в сравнении общества с человеческим организмом, когда стирается качественное отличие социального от биологического.
Французский социальный философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) утверждал, что условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, является наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом он считал особую реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук.
 

 
Рисунок 8 — Эмиль Дюркгейм
 
Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т. п. фактам действительности, и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, толкая его на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты, которые рассматривал в качестве «вещей», на материальные (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселения и т. п.) и духовные (общее или коллективное сознание). Он обосновывал идею общественной солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Его основные труды: «О разделении общественного труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.). В первой из перечисленных работ он говорит об аномии как вынужденном труде, не регулируемом обществом или социальными ценностями. В дальнейшем он раскрывает сущность аномии как такого состояния общественного сознания, когда существовавшие социальные ценности, социальные нормы отрицаются, а новые общество еще не выработало. В «Самоубийстве» на основе вторичного анализа официальной статистики Дюркгейм раскрывает социальную сущность этого акта и его типы. Данная работа – второе после труда молодого Энгельса обобщение крупного социологического исследования, проведенного в XIX в.
Немецкий социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.), наряду с Марксом и Дюркгеймом, является самым выдающимся основателем социологии. Он считал, что наиболее важным в изучении общества является логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение. В историю возникновения и развития социологии Вебер вошел как основоположник понимающей социологии и теории социального действия.
 

 
Рисунок 9 — Макс Вебер
 
Он считал, что наука должна понимать и объяснять социальный процесс как совокупность действий людей, их стремлений и мотивов действий. Важное место в работах Вебера занимает проблема ценностей – моральных, политических, эстетических, религиозных и др., которые определяются исторической эпохой и направляют интересы людей, их социальные действия. В теории социального действия Вебер рассматривает соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. При этом он выделяет идеальные типы социальных действий: целерациональное, ценностно–рациональное, аффективное и традиционное. Его учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Вебер в своих работах, важнейшими из которых являются «Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйство и общество», изданные после его смерти в 1921 г., сформулировал принципиальные положения не только общей социологии, но и политической социологии, экономической социологии и других социологических теорий.
С начала XX века не только возникают социологические теории,  но и проводят социологические исследования, особенно в США. Там издается многотомный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918-1920 гг.), который, как считается, положил начало эмпирической социологии. В этой работе, где обобщается масса личных документов (письма, дневники, воспоминания и т. д.), дается не только методика работы с первичными источниками, но и ряд теоретических положений, в частности, o зависимости между социальными ситуациями, установками, ценностями во взаимодействиях индивидов. Труд У. Томаса и Ф. Знанецкого подтверждает уже отмечавшуюся взаимосвязь между конкретными социологическими исследованиями и развитием соответствующих социологических теорий.
Современные социологические теории являются продолжением теоретических подходов, обозначенных классиками социологии. Их положения получили подтверждение и дальнейшее развитие, как в социологических исследованиях, так и в теоретических построениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Взаимоотношение социологии с другими социальными науками

 
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
Во-первых, социология – это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).
Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.
Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.
Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.
Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии – ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.
Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.
Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется, прежде всего, социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.
Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.
Экономическая социология сегодня является одной из самых динамичных отраслей знания. Теперь не только социологи, но даже экономисты, всегда стойко защищавшие приоритет своей науки в исследовании хозяйства, склоняются к тому, что социологический подход может быть полезен. Видимо, с экономической социологией сейчас происходит то, что случилось с экономической историей столетие назад, когда экономисты все-таки вынуждены были признать, что история хозяйства является немаловажной отраслью экономического знания, хотя не обошлось и без скандала – «борьбы методов» (австрийская школа против немецкой исторической школы политэкономии).Но как только наука формирует свой предмет и метод, встает вопрос об ее истории. Экономической социологии в этом плане повезло меньше.
К примеру, социология труда давно описала свою историю. Еще недавно приходилось доказывать, что экономическая социология – не новое образование, что термин «экономическая социология» использовался в прошлом веке, а книги под таким названием печатались в самом начале 20 века, что, наконец, ее фундамент заложили Э. Дюркгейм и М. Вебер.
Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно, социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности – экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.
Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа – что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.
Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя. Так как условием жизнедеятельности человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях.
Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.
Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Психология изучает, прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида. Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой. Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.
Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О. Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
При исследовании ряда ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология тесно переплетается с социальной философией, так как многие положения и выводы второй оказываются органично включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия – это раздел философии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.
Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии – законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.
Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.
Таким образом, можно отметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.
Для философии исходный пункт исследования – это человек, а для социологии – общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип.
Целью для философии выступает выработка мировоззрения, процесс формирования, утверждения и ниспровержения которой может длиться в течение целой эпохи или формации, а для социологии – получение достоверной, истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.
Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых, обще
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.