На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Расчет экономической эффективности промышленного производст

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
 
Содержание
 
Введение             
Глава 1. Предприятие в рыночных условиях хозяйствования             
1.1 Понятие и классификация предприятий             
1.2 Жизненный цикл предприятия             
1.3 Организация деятельности предприятия             
1.4 Стратегия развития предприятия             
Глава 2. Производственная программа предприятия.             
2.1 Расчет производственной программы.             
2.2 Расчет производственной мощности предприятия.             
2.3 Обоснование производственной программы.             
2.4 Расчет дополнительных показателей.             
Глава 3. Определение себестоимости промышленной продукции.             
3.1 Расчет затрат на сырье и материалы с учетом возвратных отходов.             
3.2 Расчет затрат на топливо, энергию, воду.             
3.3 Расчет фонда заработной платы работающих.             
3.5 Определение общепроизводственных расходов.             
3.6. Потери от брака.             
3.7. Прочие производственные расходы.             
3.8. Общехозяйственные расходы.             
3.9. Внепроизводственные (коммерческие) расходы.             
Глава 4. Расчет экономической эффективности промышленного производства.             
Заключение             
Список использованных источников             

 
 
 

 


3
 

Введение

 
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности активизации производства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.
В данной работе излагаются теоретические вопросы, связанные с использованием трудовых ресурсов и организации, анализа их использования на предприятии, так же раскрывается методика комплексного системного анализа основных экономических показателей, используемые для анализа использования трудовых ресурсов результатов деятельности предприятия, характерные для рыночной экономики.
Цель курсового проекта – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Экономика предприятия», формирование практических навыков в принятии и обосновании рекомендаций по повышению экономической эффективности промышленного производства. Критериями эффективности общественного производства являются показатели, характеризующие эффективность использования основных видов затрат и ресурсов: трудовых, материальных, производственных фондов и прочих.
Наша задача рассчитать все необходимые показатели и сделать выводы об экономической эффективности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предприятие в рыночных условиях хозяйствования

1.1 Понятие и классификация предприятий

 
Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий — важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Государственные органы управления, задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность. Есть две основные модели функционирования субъектов хозяйствования — директивная и социально-рыночная экономика. Сущность и особенности деятельности предприятий а различных условиях состоят в следующем:
В централизованной, директивной системе хозяйствования предприятием является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, развивается по плану, работает на основе хозяйственного расчета.
В социально-рыночной экономике предприятием является самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. В приведенных определениях есть три существенных различия. Первое — самостоятельность полная в рыночной экономике и ограниченная — в директивной. Второе — цель деятельности: прибыльная работа в рыночной среде и выпуск продукции — в централизованной системе государственного управления. Третье — имущественная ответственность собственников предприятия: в социально-рыночной экономике — риск потери имущества и в директивной экономике — покрытие убытков за счет дотаций из государственного бюджета.
Период преобразования административно-командной модели хозяйствования в социально-рыночную систему называется переходной экономикой.
В переходной экономике на предприятие влияют как рыночные факторы, так и директивные методы регулирования, что оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы. Спад производства, трудности со сбытом продукции и финансовая нестабильность, неплатежи, замедление оборачиваемости капитала и убытки, снижение реальной заработной платы и социальной защищенности работников — вот неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в период реформирования макроэкономики.
Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.
Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Так, все ресурсы, поступающие на предприятие, имеют денежное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостное выражение через альтернативную стоимость.
Основными признаками классификации предприятии являются:
?             отраслевая и предметная специализация;
?             структура производства;
?             мощность производственного потенциала (размер предприятия).
Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. При создании предприятий четко определяется, для выпуска какого конкретного вида продукции (вида работ) они предназначены. В зависимости от этого предприятия разделяются на:
?             промышленные предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства;
?             сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
?             предприятия строительной индустрии, транспорта.
С точки зрения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т. е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.
Крупные отрасли народного хозяйств делятся па более мелкие, специализированные - в частности, промышленность делится па 2 большие специализированные отрасли: добывающая и перерабатывающая. В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.
В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и с основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (металлургической, угле- и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту. Наряду с этим в машиностроительной отрасли имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и пр. Поэтому в народном хозяйстве используются 2 определения отраслевой принадлежности предприятия: административно-организационная и продуктовая (чистая).
При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны, — к примеру, в угольной.
Согласно второму признаку отраслевой принадлежности выпускаемой продукции определяются структура и объем производства по каждой так называемой продуктовой (чистой) отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи независимо от их административной подчиненности относятся к машиностроению, транспортные — к транспортной отрасли, строительные — к строительной и т. д.
На практике все реже можно четко определить отраслевую принадлежность предприятий, поскольку большинство из них имеет межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например производство чугуна, стального проката, литья, паковок для машиностроения, выработка и постановка электрической и тепловой энергии, производство зерна, мяса и т. д.
Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров. морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве — на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д.
По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.
Комбинированные предприятия чаше всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их и том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленным в доменных печах чугун наряду с его реализацией потребителям переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продастся потребителям, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.
Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производства на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.
Классификация предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на 3 группы: малые, средине, крупные.
При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели: численность работающих, стоимостный объем выпуска продукции, стоимость основных производственных фондов.
Советская централизованная система управления экономикой в прошлом опиралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8- 12 раз больше, чем в странах Запада и Японии. Это диктовалось рядом причин:
во-первых, из единого центра управлять меньшим количеством крупных объектов было легче, чем большим количеством мелких объектов;
во-вторых, централизованная государственная система в значительно меньшей степени заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная, и, будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, практически полностью застрахована от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений внутри самой системы;
в-третьих, крупномасштабное производство независимо от форм собственности и государственного устройства в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного.
Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.
Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в качестве их сателлитов. В таком случае по договоренности и на основе технической документации, разрабатываемой крупнейшими фирмами, небольшие предприятия изготавливают для крупных фирм нужные им комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупная фирма освобождается от необходимости налаживать у себя карликовое производство, а мелкий предприниматель обеспечивается постоянными заказами и покровительством крупной фирмы.
По размерам предприятия группируются как крупные, средние и малые. Признаки отнесения предприятий к одной из подгрупп указываются в законодательных или подзаконных актах. Малые предприятия с небольшой численностью персонала, прибылью или продажами имеют стимулы по сравнению с крупными в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению малого предпринимательства.
По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместное предприятие расположено на территории страны, имеет в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств.
По отраслевому признаку предприятия относятся к сфере материального производства.— промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт; и нематериального производства — здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. В свою очередь каждая отрасль подразделяется на подотрасли. Например, в промышленности по признакам характера сырья или назначения, готового продукта выделяются угольная отрасль, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В машиностроении выделяют станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, приборостроение и т.д. Отраслевая классификация может быть укрупненной и детализированной. Она применяется для статистической характеристики структуры предприятий и показателей их деятельности.
По видам объединений предприятия входят в производственные, республиканские, региональные, национальные или транснациональные компании. Есть такие разновидности — концерн, консорциум/холдинг.
По видам дробления выделяются дочерние предприятия, филиалы и другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с(без) правом(а) юридического лица.
По цели деятельности предприятия подразделяются на коммерческие (ориентированные на увеличение прибыли и капитала), некоммерческие (выполняющие другие уставные задачи) или смешанные.
Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере представляет собой объединение нескольких граждан и юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения хозяйственной деятельности. Это хозяйственное товарищество, в котором часть его членов, именуемых действующими членами несет полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом; другая часть в виде членов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам товарищества только своим учредительным вкладом. Первая группа участников наделена основной полнотой власти и представительства интересов общества, а другая ограничена финансовым участием в форме вклада, хотя это и дает право на доходы.
Для переходной экономики весьма удобными являются хозяйственные общества, которые могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью(ООО), обществ с дополнительной ответственностью(ОДО) и акционерных обществ(АО).
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой такую форму, которая учреждается одним или несколькими лицами, уставный капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами. Учредители общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов.
Общества с дополнительной ответственностью учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли, определенных учредительными документами размеров. Учредители отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником является само общество.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО) – это АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединение его членами имущественных паевых взносов. Такие кооперативы несут субсидированную ответственность по обязательствам кооператива и осуществляют свою деятельность на основе устава с формированием органов управления. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Они называются унитарными потому, что их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
Хозяйственная ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение субъектов.
Корпорации характеризуются как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо.
 
 
 
 
 
 


11
 
 
 


24
 

1.2 Жизненный цикл предприятия

 
Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования. Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть два способа регистрации — разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.
Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов. Реорганизация как изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и регистрацией нового.
Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Есть несколько точек зрения по вопросу сущности реструктуризации. Наиболее распространенной в рыночной экономике является такая: реструктуризация — это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры — повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и учетом прибылей и убытков.
Коммерческий расчет — это метод хозяйствования, при котором соизмеряются затраты и результаты деятельности предприятия, его производственных подразделений. Принципы коммерческого расчета следующие: самоокупаемость, материальная ответственность и заинтересованность, оперативно-хозяйственная самостоятельность, контроль рублем и испытание конкурентностью. Основные предпосылки организации полного внутрифирменного коммерческого расчета или реструктуризации предприятия: возможность обособленного бухгалтерского учета имущества, прибылей и убытков; наличие нормирования и планирования, четкая система стимулирования персонала.
Санация — это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов. Есть несколько путей санации. Первый — замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуществляться внешнее управление, назначенное в судебном или внесудебном порядке. Антикризисный управляющий работает по контракту с собственником или назначается собранием кредиторов, выполняет одну или две задачи: обеспечить финансовое оздоровление или подготовить предприятие к ликвидации.
Второй путь санации — продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. Третий — обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. Однако кредиторы осторожно относятся к обмену долгов на акции неплатежеспособного предприятия, если у них нет уверенности в том, что оно вновь станет рентабельным и финансово устойчивым. Четвертый вариант — привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих доходов фирмы. Он также встречается весьма редко. Пятый — уступка требований третьим лицам, то есть покупка долгов с последующей перепродажей за определенный процент со сделки. В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство—это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по зарплате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть финансовые затруднения и принимать предупредительные меры. Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство — это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство — умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство — это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.
Ликвидация предприятия - прекращение его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника имущества либо по решению суда.

1.3 Организация деятельности предприятия

 
После создания предприятия исключительно важное значение имеет организация его деятельности. Под организацией предприятия понимается пространственно-временная структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.
На организацию в предприятиях большое влияние, оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство - по предметному принципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно - учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.).
Основные этапы создания предприятия:
— разработка стратегии;
— поиск и выбор партнеров;
— технико-экономическое обоснование;
— подготовка учредительных документов;
— регистрация.
Стратегия деятельности создаваемого предприятия включает осмысление следующих аспектов:
— цель деловой активности;
— сфера деятельности;
— общее описание фирмы и техническая политика;
— основные направления экономической политики;
— обеспечение бесперебойных поставок сырья;
— торговая политика;
— маркетинговая политика;
— финансовая политика.
Поиск и выбор партнёра для создания фирмы проводится собственником или уполномоченными им юридическими и физическими лицами. Есть общие правила для организации нового субъекта хозяйствования: проведение переговоров с несколькими потенциальными партнерами или организация тендера; изучение финансового положения, кредитной истории и деловой репутации соучредителя; подготовка протокола о намерениях.
При выборе партнера организатор открытых или закрытых торгов сообщает информацию о предстоящем конкурсе, привлекает тендерные предложения (офферты) от заинтересованных отечественных или зарубежных фирм (офферентов). Конкурс может быть публичным (открытым) или ограниченным (закрытым), на который приглашаются только отдельные фирмы, выбранные собственником. Офферентам высылается комплект тендерных документов, включающий анкету-вопросник. Поданным анкет, представленных офферентами, проводится анализ предложений с целью выбора оптимального партнера для создания предприятия.
Если партнеры определились, то во время переговоров составляется необязательный, но желательный документ под названием протокол о намерениях. Он упрощает подготовку учредительных документов. Основные вопросы для обсуждения и отражения в протоколе о намерениях:
— объем продаж, в том числе экспорт;
— предварительная оценка стоимости предприятия;
— размер и структура уставного капитала;
— соотношение между собственными и заемными средствами;
— размеры и сроки возврата кредита;
—общие требования к технике и технологии организации производства, труда и управления;
— наличие квалифицированного персонала;
— организация продаж и сервисное обслуживание;
— требования к рентабельности капитала и дивидендная политика.
Следующим этапом организации деятельности предприятия является подготовка учредительных документов — договора и устава. Приложением к уставу является технико-экономическое обоснование создания предприятия. Договор — это юридический документ, в котором отражаются права и обязанности партнеров. Устав — это экономический документ, в котором излагаются правила экономического поведения предприятия, установленные собственником. Требования к содержанию учредительных документов и регистрации устанавливаются законами и подзаконными актами государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Стратегия развития предприятия

 
Слово «стратегия» происходит от греческого strategos, которое первоначально использовалось в военной терминологии, обозначая искусство планирования военных операций высшим командованием. В настоящее время широко применяется в бизнесе и предполагает обоснование направлений эффективного развития фирмы высшим управленческим персоналом. На практике термины «стратегия», «стратегический менеджмент» и «стратегическое планирование» часто употребляют как взаимозаменяемые понятия. Однако между ними существуют различие и соподчиненность.
Стратегия отражает сущность явления, которое проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития. Стратегия — это образ будущего предприятия, к которому нужно стремиться. Стратегию можно описать словами, представить в виде модели, а затем сформулировать пути достижения желаемого состояния фирмы в разнообразных аспектах. Стратегический менеджмент предполагает выбор нескольких альтернативных путей достижения задуманной цели. Есть различные подходы к классификации стратегических альтернатив.
1. Стратегии концентрированного роста:
— усиление позиции на рынке;
— развитие рынка;
— развитие продукта.
2. Стратегии интегрированного роста:
— обратная вертикальная интеграция;
— впередиидущая вертикальная интеграция.
3. Стратегии диверсифицированного роста:
— центральная диверсификация;
— горизонтальная диверсификация;
— конгломеративная диверсификация.
4. Стратегии сокращения:
— ликвидация;
— «сбор урожая»;
— сокращение подразделений фирмы;
— сокращение расходов.
После того как осмыслена и сформулирована стратегия, выбраны альтернативные варианты достижения цели, составляются стратегические планы.
Поскольку предприятие является сложной многофункциональной системой, постольку, кроме стратегии предприятия как единого целого, вырабатываются функциональные стратегии:
— стратегия маркетинга;
— финансовая стратегия;
— стратегия инноваций;
— стратегия производства;
— социальная стратегия;
— стратегия организационных изменений;
— экологическая стратегия.
Применительно к каждой из перечисленных функциональных стратегий фирмы также можно разрабатывать стратегические планы достижения целей, принятых высшим управленческим персоналом.
Стратегия предприятия детализируется с помощью функциональных стратегий и планов их осуществления.
При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями как качественными, так и количественными. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные — заданиями.
Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимосвязь. Так, например, такой показатель, как увеличение доли рынка, может служить фирме ориентиром и целью, а может стать и его стратегией.
Стратегия развития предприятия — это документ, в котором сформулирована оптимальная модель фирмы, ее главные высокие цели и способы их достижения при имеющихся ресурсах на заданную перспективу. Стратегия фирмы включает функциональные стратегии.
Стратегический менеджмент в целом и его составная часть — стратегическое планирование, являются инструментом осуществления выбранной стратегии.
Исследования создания, развития и ликвидации предприятий, проводимые на протяжении нескольких десятилетий Гарвардской школой бизнеса, дают основания сделать выводы о важнейших правилах, усвоенных процветающими фирмами. Четыре урока успеха, сформулированные профессором Кантор и представленные на Пражском симпозиуме по проблемам управления, следующие.
1. Сосредоточенность на определенной деятельности.
2. Налаживание связи с коллективом.
3. Гибкость предприятия и способность к инновациям.
4. Дружественность по отношению к внешнему окружению.
Смысл этих постулатов сводится к тому, что успех в бизнесе зависит от продуманной стратегии предприятия и поведения высших должностных лиц. Гибкость фирмы обеспечивается в том случае, если она может быстро переориентироваться на потребности рынка. На такое способны малые и средние фирмы. Крупные предприятия не отличаются гибкостью. Нужны не только скорость преобразования, но и ориентация на инновации, которые создают эксклюзивность товара и преимущества перед конкурентами. Все эти особенности руководитель фирмы лично разъясняет работникам, затрачивая на общение с персоналом не менее 6 часов в неделю. Приносит пользу дружественность фирмы по отношению к клиентам, конкурентам, акционерам, общественности. Открытость предприятия и привлекательный образ приносят больше пользы, чем агрессивная конкуренция и конфронтация с третьими лицами.
Работа на перспективу предполагает проведение общепринятых процедур при разработке стратегии.
В стратегии предприятия должны найти отражение основные правила его поведения во взаимоотношениях с потребителями товара (услуг). Стратегия может выражаться каким-либо символом или текстовым описанием руководства к деятельности. Так, например, стратегия японского предприятия, выпускающего средства коммуникации, представлена в виде солнышка (потребителя) и дерева (предприятия), которое тянется к солнцу. Корни дерева олицетворяют новые научные разработки, нижние ветви — новую технологию, которая обеспечивает конкурентные преимущества в ближайшей перспективе. Верхние ветки дерева — существующую технологию и товары, которые фирма сейчас предлагает потребителям.
Стратегия — это выбор основных долгосрочных целей предприятия, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
При формировании стратегии предприятия нужно ответить на три основных вопроса: какие направления хозяйственной деятельности надо развивать, каковы потребности в капитале и ресурсах, какова возможность отдачи по выбранным направлениям.
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 
 
 
 

Глава 2. Производственная программа предприятия.

2.1 Расчет производственной программы.

 
Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности основных производственных фондов. Для осуществления этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия. Содержание производственной программы зависит от различных факторов: сферы производства (материальная и нематериальная) от классификации услуг и т.д.
Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент характеризует продукцию в рамках отдельного наименования.
При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения.
Натуральные измерители дают возможности определить производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Они используются для установления технологических норм расхода сырья, энергии, рабочего времени, расчета себестоимости продукции, используются для однородной продукции.
Трудовые измерители применимы для расчета объема производства через трудоемкость производственной программы, но только в рамках цеха, а не всего предприятия.
Стоимостные измерители отражают объем произведенной продукции и используются параллельно с натуральными и трудовыми. Система стоимостных показателей используется чаще остальных и включает в себя объемы реализованной, товарной и валовой продукции, а так же объем продаж.
Реализованная продукция - это стоимость произведенной, отгруженной покупателю и оплаченной им продукции (с учетом остатков готовой продукции на складе).
Товарная продукция - стоимость всех видов продукции, полученной в результате производственной деятельности, реализуемой за пределы предприятия.
Валовая продукция включает в состав товарную продукцию и незаконченную продукцию (незавершенного производства).
Объем продаж - это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Кроме выше указанных показателей в рамках производственной программы рассчитывают объем чистой продукции, объем условно-чистой продукции, норматив чистой продукции.
Производственная программа цехов включает в себя следующие показатели:
?        номенклатура изделий;
?        программа выпуска;
?        программа запуска.
Программа запуска цеха отличается от программы выпуска на величину изменения заделов незавершенного производства и технически неизбежных производственных потерь.
, где
– программа выпуска (табл. 2.1);
– процент технически неизбежных потерь (4%);
– процент изменения незавершенного производства.
Образование незавершенного производства необходимо для организации непрерывного движения изделия по технологическим операциям. Технологический процесс изготовления промышленной продукции состоит из заготовки, обработки деталей, смесей и других полуфабрикатов, сборки узлов и изделий или физико-химических преобразований исходного сырья на многих рабочих местах в течение определенного времени. Под незавершенным производством понимается продукция, не прошедшая всех стадий обработки и установленных испытаний на данном предприятии, неукомплектованная, а также не принятая техническим контролем либо заказчиком. Однако материалы, которые не начали обрабатывать, покупные полуфабрикаты, не прошедшие первой стадии сборки, и окончательный брак в деталях и других полуфабрикатов в незавершенное производство не включаются. Размер незавершенного производства устанавливается расчетным или опытным путем. Оптимизация заделов незавершенного производства имеет большое значение в обеспечении бесперебойности производственного процесса и рациональном использовании ресурсов. Увеличение остатков незавершенного производства приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств и снижению рентабельности совокупных активов предприятия. Снижение незавершенного производства приводит к нарушению равномерного хода производственного процесса, простоям, увеличению издержек производства, снижению объема продаж, прибыльности и рентабельности.
 
 
 
Таблица 2.1. Производственная программа выпуска тракторов на год.
Трактор пропашной
Трактор хлопковый
Трактор виноградный
Трактор огородный
Кол – во шт.
Средняя трудоемкость н/час
Коэффициент перерасчета.
Кол – во шт.
Средняя трудоемкость н/час
Коэффициент перерасчета.
Кол – во шт.
Средняя трудоемкость н/час
Коэффициент перерасчета.
Кол – во шт.
Средняя трудоемкость н/час
Коэффициент перерасчета.
64000
100
1
10800
120
1,2
5600
110
1,1
2200
10
0,1
В учебных расчетах заделы незавершенного производства будем принимать неизменными:  - трактор пропашной – 8%;
                           - трактор хлопковый – 7%;
                           - трактор виноградный – 6%;
                           - трактор огородный – 3%.
Для трактора пропашного:           Пзап = 64000*(1+(4+8)/100) = 71680 (шт.)
Для трактора хлопкового:            Пзап = 10800*(1+(4+7)/100) = 11988 (шт.)
Для трактора виноградного:         Пзап = 5600*(1+(4+6)/100) = 6160 (шт.)
Для трактора огородного:             Пзап = 2200*(1+(4+3)/100) = 2354 (шт.)

Таблица 2.2. Программа запуска

Наименование
Показатель
Трактор пропашной
Трактор хлопковый
Трактор виноградный
Трактор огородный

0,04
0,04
0,04
0,04

0,08
0,07
0,06
0,03

71680
11988
6160
2354

64000
10800
5600
2200
Из таблицы 2.2 видно, что программа запуска отличается от программы выпуска.
 

2.2 Расчет производственной мощности предприятия.

 
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявлении и оценке резервов производства
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового года, при полном использовании производственного оборудования с учетом намечаемых мероприятий по внедрению передовой технологии производства и научной организации труда. Производственная мощность определяется в тех же единицах, в каких измеряется объем производства продукции. Широкая номенклатура приводится к одному или нескольким видам однородной продукции.
Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:
?                  количество и производительность оборудования;
?                  качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
?                  степень прогрессивности техники и технологии производства;
?                  качество сырья, материалов, своевременность их поставок;
?                  уровень специализации предприятия;
?                  уровень организации производства и труда;
?                  фонд времени работы оборудования.
Выбытие мощности происходит по следующим причинам:
?                  износ оборудования;
?                  уменьшение часов работы оборудования;
?                  изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;
?                  окончание срока лизинга оборудования.
Расчет производственной мощности завода ведется по всем его подразделениям в следующей последовательности:
?                  по агрегатам и группам технологического оборудования;
?                  по производственным участкам;
?                  по основным цехам и заводу в целом.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. К ведущим относятся цеха, участки, агрегаты, в которых выполняются основные наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов. Перечень ведущих цехов, участков и агрегатов в основном производстве, а также оптимальные уровни загрузки публикуются в отраслевых рекомендациях по расчету производственной мощности.
В расчет производственной мощности предприятия включается все оборудование, закрепленное за основными производственными цехами, за исключением резервного, опытных участков и специальных участков для обучения рабочих; культурно-технический уровень кадров и их отношение к труду; достигнутый уровень выполнения норм времени.
При расчете производственной мощности нужно исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.
Производственная мощность изменяется в течение года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощности. Входная мощность определяется на начало года по наличному оборудованию. Выходная – на конец планового периода с учетом выбытия и ввода мощности за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства.
Среднегодовая мощность (МСР) рассчитывается путем прибавления к входной мощности (МВХ) среднегодовой вводимой (МВВ) и вычитания среднегодовой выбывающей мощности (МВБ) с учетом срока действия (ТН): 

Для расчета производственной мощности (ПМ) необходимо иметь:
?                       плановый фонд рабочего времени одного станка;
?                       количество машин;
?                       производительность оборудования;
?                       трудоемкость производственной программы;
?                       достигнутый процент выполнения норм выработки.
На производстве различают несколько фондов времени:
?                       календарный (ФК),
?                       режимный (ФР),
?                       плановый (ФП).
Исходные данные для расчета производственной мощности:

Таблица 2.3

, дн
, дн
,час
С, кол-во
k, %
365
251
8
2
3,7
Таблица 2.4
ПЧ,
Т/ч
t п.л, мин
Ка
ДЦ, час
В,
т
Кг
Кс
t пр.
Лит.
Терм
мех
кузн
мех
кузн
0,53
2,62
6
5
1,9
4,9
0,61
53
38
1,66
1,19
Календарный фонд времени рассчитывается по формуле:  где
– количество календарных дней в году.
Режимный фонд времени можно рассчитать по формуле:
– количество рабочих дней в плановом году,
– количество предпраздничных дней (10),
– длительность рабочей смены,
– число нерабочих часов в предпраздничные дни (1 час),
С – количество смен.
Плановый фонд времени рассчитывается исходя из режимного с учетом остановок на ремонт (К), в %.

Плановый фонд времени при непрерывном процессе производства равен режимному, если ремонты выполняются в выходные и праздничные дни:
ФП = ФР
Рассчитаем календарный, режимный и плановый фонды времени:
Фк = 365*24 = 8760 (ч)
При непрерывном процессе Фк = Фр.
ФР= (251*8 – 10*1)*2 = 3996 (ч),
ФП = 3996*(1 – 3,7/100)=3848,15 (ч).
 
Далее расчет производственной мощности производится на примере тракторного завода, начиная с агрегата, цеха, участка и заканчивая предприятием.
Производственная мощность агрегата (ПМА) зависит от планового фонда времени работы в течение года (ФП) и его производительности в единицу времени (ПЧ)

Например, в термическом цехе тракторного завода установлены специальные агрегаты. Производственная мощность агрегата в термическом цехе показывает, какое количество тракторов будет обеспечено комплектом деталей после термообработки на  агрегате. За час термообработку проходит 0,53 т (530 кг) деталей, тогда
ПМА = 3848,15*530 =2039519,5 (кг)
Комплект деталей на один трактор весит 100 кг. Следовательно, один агрегат обеспечивает термообработку комплекта деталей на: 2039519,5/100 = 20395 тракторов.
Производственная мощность непрерывного действия в литейном производстве рассчитывается следующим образом:
где
ДЦ– длительность цикла плавки, час;
В – объем завалки на 1 плавку, т;
КГ – коэффициент выхода годного литья.
В чугунолитейном цехе установлены вагранки с объемом завалки 4,9 т (4900 кг), время плавки – 1,9 ч., коэффициент выхода годного - 0,61. Комплект деталей на 1 трактор весит 300 кг, тогда
ПМА = 3848,15*4900*0,61/1,9 = 6053747,5 (кг)
Т. к. вес на комплект трактора составляет 300 кг, то
ПМА = 6053747,5/300 = 20179 тракторов.
Производственная мощность поточной линии сборки тракторов рассчитывается исходя из такта поточной линии (tП.Л.):

Сборочный цех: так как такт поточной линии 2,62 мин, тогда
ПМА =  (3848,15*60)/2,62 = 88125 тракторов.
Поточный метод характеризуется:
?                           глубоким расчленением производственного процесса на операции;
?                           четкой специализацией рабочих мест на выполнении определенных операций;
?                           параллельным выполнением операций на всех рабочих местах;
?                           расположением оборудования по ходу технологического процесса;
?                           высоким уровнем непрерывности производственного процесса, достигаемым обеспечением равенства или кратности продолжительности операций такту потока. Такт — промежуток времени между двумя очередными изделиями, сходящими с последней операции поточной линии. Величина, обратная такту, называется ритмом поточной линии;
?                           наличием специального межоперационного транспорта для передачи предметов труда с операции на операцию.
Основной структурной единицей поточного производства является поточная линия. Поточная линия представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ним операций и связанных между собой специальными видами межоперационных транспортных средств.
Экономическая эффективность поточного метода обеспечивается высоким уровнем обеспечения действия всех принципов организации производства: специализации, непрерывности, пропорциональности, параллельности, прямоточности и ритмичности. Он может проявляться:
?                           в повышении производительности труда за счет сокращения перерывов в изготовлении продукции, механизации производственного процесса, специализации рабочих мест и т.д.;
?                           в ускорении оборачиваемости оборотных средств за счет сокращения цикла обработки;
?                           в снижении себестоимости продукции.
В то же время поточной организации производства присущи и недостатки. Так, к числу основных требований при выборе изделий для изготовления поточным методом является отработка и относительная стабильность их конструкций, большие масштабы производства, что не всегда соответствует потребности рынка. Использование конвейерных поточных линий увеличивает транспортный задел (незавершенное производство) и затрудняет передачу информации о качестве продукции на другие рабочие места и участки.
Основным направлением повышения социально-экономической эффективности поточного производства является внедрение полуавтоматических и автоматических поточных линий, применение роботов и автоматических манипуляторов для выполнения монотонных операций.
Производственная мощность участка.
Производственная мощность участка с однотипным оборудованием и одинаковой номенклатурой рассчитывается путем умножения производственной мощности агрегата на их количество (КА). Так, производственная мощность 6 вагранок плавильного участка литейного цеха равна:
ПМУ = ПМА*КА        
ПМУ  = 20179*6 = 121074 тракторов
Производственная мощность участка всех агрегатов (5 штук) термического цеха составляет:    ПМУ  = 20395*5 = 101975 тракторов.
Производственная мощность токарного участка механического цеха (53 станка) рассчитывается следующим образом:
ПМУ = ФП*КС/tПР       
КС– количество станков на участке;
tПР  - прогрессивная трудоемкость комплекта деталей, идущих на 1 трактор.
                      ПМУ = 3848,15*53/1,66 = 122862 тракторов.
Производственная мощность кузнечного цеха рассчитывается так же, как и в механическом цехе:
                       ПМУ = 3848,15*38/1,19 = 122882 тракторов.
Производственная мощность цеха.
Производственная мощность цеха определяется по ведущему участку. Исходя из предыдущих расчетов, принимаем производственную мощность механического цеха по токарному участку – 122862 тракторов. Производственная мощность термического цеха рассчитывается по участку термоагрегатов – 101975 тракторов. Производственная мощность сборочного цеха равна мощности поточной линии сборки тракторов – 88125 тракторов, мощность литейного цеха устанавливается по мощности плавильного участка – 121074 тракторов. Производственная мощность кузнечного  цеха равна 122882 тракторов.
Производственная мощность предприятия
Производственная мощность предприятия рассчитывается по ведущему цеху. На большинстве машиностроительных заводов ведущим является сборочный цех, так как он – выпускающий цех.
ПМП = ПМСБ.Ц
Отсюда производственная мощность завода составляет 88125 тракторов.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Обоснование производственной программы.

Для обоснования производственной мощности завода составляется диаграмма производственных мощностей цехов и завода в целом.
              Из диаграммы видно, что на заводе имеются свободные производственные мощности в термическом, кузнечном, механическом и литейном цехах. Чтоб их загрузить, можно увеличить объем кооперированных поставок.
              Для расширения «узких мест» необходимо провести установку дополнительного оборудования, модернизировать действующее. У нас их нет и, следовательно, мероприятия по их устранению проводить не нужно, что значительно уменьшает затраты для дальнейшей работы предприятия.
Для того, чтобы определить, хватает ли производственных мощностей для выполнения запланированной на текущий год производственной программы, необходимо сделать перерасчет производственной программы на один вид продукции, имеющей наибольший удельный вес. В нашем случае это  трактор пропашной.
ПП =  64000*1 + 10800*1,2+ 5600*1,1 + 2200*0,1 = 83340 (шт.)
Сопоставим производственную программу и производственную мощность и рассчитаем плановый коэффициент использования производственной мощности предприятия в планируемой производственной программе:
КПМ =
КПМ = 83340/88125 = 0,946
Т.к. КПМ ? 1, то завод со своей установленной мощностью  сможет обеспечить выполнение производственной программы.


2.4 Расчет дополнительных показателей.

Проведем расчеты показателей, дополняющих производственную программу.
Исходные данные оптовой цены за единицу продукции по ее видам:
Трактор пропашной – 36 млн. руб.
Трактор хлопковый – 40 млн. руб.
Трактор виноградный – 29 млн. руб.
Трактор огородный – 8  млн. руб.
Товарная продукция – стоимость всех видов продукции (услуг), реализуемых за пределами предприятия. Исходя из имеющихся данных, можно рассчитать объем товарной продукции по видам:
ТП = Цопт*ОП, где
Цопт - цена оптовая на единицу продукции, ОП - объем продаж.
Трактор пропашной: ТП = 36*64000 = 2304000 млн. руб. (2304 млрд. руб.)
Трактор хлопковый: ТП = 40*10800 = 432000 млн. руб. (432 млрд. руб.)
Трактор виноградный: ТП = 29*5600 = 162400 млн. руб. (162,4 млрд. руб.)
Трактор огородный: ТП = 8*2200 = 17600 млн. руб. (17,6 млрд. руб.)
Валовая продукция – характеризует всю выполненную работу субъектом хозяйствования за определенный период времени.
ВП = ТП +/- изменение остатков незавершенного производства.
Т.к. изменение остатков незавершенного производства = 0, то ВП = ТП.
Реализованная продукция – объем продаж, рассчитываемый как:
РП = ТП + остатки готовой продукции на складе на начало года - остатки готовой продукции на конец года.
Остатки готовой продукции на складе на конец года по условию уменьшаются в 1,3 раза и составят 15% от товарной продукции.
Трактор пропашной: Остатки ГП на к.г. = 2304*0,15 = 345,6 млрд. руб.
Остатки ГП на н.г. = 1,3* остатки ГП на к.г. = 1,3*345,6 = 449,28 млрд. руб.
РП = 2304 + 449,28 – 345,6 = 2407,68 млрд. руб.
Трактор хлопковый: Остатки ГП на к.г. = 432*0,15 = 64,8 млрд. руб.
Остатки ГП на н.г. = 1,3* остатки ГП на к.г. = 1,3*64,8 = 84,24 млрд. руб.
РП = 432 + 84,24 – 64,8 = 451,44 млрд. руб.
Трактор виноградный: Остатки ГП на к.г. = 162,4*0,15 = 24,36 млрд. руб.
Остатки ГП на н.г. = 1,3* остатки ГП на к.г. = 1,5*24,36 = 31,668 млрд. руб.
РП = 162,4 + 31,668 – 24,36 = 169,708 млрд. руб.
Трактор огородный: Остатки ГП на к.г. = 17,6*0,15 = 2,64 млрд. руб.
Остатки ГП на н.г. = 1,3* остатки ГП на к.г. = 1,3*2,64 = 3,432 млрд. руб.
РП = 17,6 + 3,432 – 2,64 = 18,392 млрд. руб.
По объему реализованной продукции оценивается производственно – хозяйственная деятельность предприятия.
 
 
Табл.2.7
Трактор пропашной
Трактор хлопковый
Трактор виноградный
Трактор огородный
МЗ,
Млн..руб
ОПФ,
Млрд.руб
Н,
%
МЗ,
Млн..руб
ОПФ,
млрд.руб
Н,
%
МЗ,
млн..руб
ОПФ,
млрд.руб
Н,
%
МЗ,
млн..руб
ОПФ,
млрд.руб
Н,
%
20,8
1620
10
22,4
265
10
20,5
125
11
4,0
17,2
12,5
 
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят прибыль и оплата труда, выданная в виде зарплаты, и не выплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде различных отчислений и налогов.
              ЧП = Объем продаж – А – МЗ
                                                       А = ОПФ*Н%
Трактор пропашной:   А = 1620*0,1 = 162 млрд. руб.                                МЗ = 20,8*64000 = 1331200 млн. руб. (1331,2 млрд. руб.)
ЧП = 2407,68 – 1331,2 – 162 = 914,48 млрд. руб.
Трактор хлопковый:    А = 265*0,1 = 26,5 млрд. руб.
МЗ = 22,4*10800 = 241920 млн. руб. (241,92 млрд. руб.)
ЧП = 451,44 – 26,5 – 241,92 = 183,02 млрд. руб.
Трактор виноградный: А = 125*0,11 = 13,75 млрд. руб.
МЗ = 20,5*5600 = 114800 млн. руб. (114,8 млрд. руб.)
ЧП = 169,708 – 13,75 – 114,8 = 41,158 млрд. руб.
Трактор огородный:    А = 17,2 *0,125 = 2,15 млрд. руб.
МЗ = 4,0*2200 = 8800 млн. руб. (8,8 млрд. руб.)
ЧП = 18,392 – 2,15 – 8,8 = 7,442 млрд. руб.
Условно чистая продукция – вновь создаваемая собственность с учетом амортизационных отчислений:              УЧП = Объем продаж – МЗ
Трактор пропашной: УЧП = 2407,68 – 1331,2 = 1076,48 млрд. руб.
Трактор хлопковый: УЧП = 451,44 – 241,92 = 209,52 млрд. руб.
Трактор виноградный: УЧП = 169,708 – 114,8 = 54,908  млрд. руб.
Трактор огородный: УЧП = 18,392 – 8,8 = 9,592 млрд. руб.
 


30
 

Таблица 2.5. Объем продаж предприятия

Наименование продукции и услуг
В натуральном выражении, шт.
Объем продаж, млрд. руб.
В % к предыдущему итогу
За прошл.
Год
На Текущий год, всего
В том числе по кварталам
За прошл. Год
На Текущий
год, всего
В том числе по кварталам
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Трактор пропашной
64000
64000
16000
16000
16000
16000
2407,68
2407,68
601,92
601,92
601,92
601,92
100
Трактор хлопковый
10800
10800
2700
2700
2700
2700
451,44
451,44
112,86
112,86
112,86
112,86
100
Трактор виноградный
5600
5600
1400
1400
1400
1400
169,708
169,708
42,427
42,427
42,427
42,427
100
Трактор огородный
2200
2200
550
550
550
550
18,392
18,392
4,598
4,598
4,598
4,598
100
Прочие доходы
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
200
50
50
50
50
Х
Услуги
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
300
75
75
75
75
Х
Итого объем продаж
82600
82600
20650
20650
20650
20650
3047,22
3547,22
886,805
886,805
886,805
886,805
116,4
 
Таблица 2.6. Стоимостные показатели производственной программы.
Наименование прод.
Показатели
Трактор пропашной
Трактор хлопковый
Трактор виноградный
Трактор огородный
1. Цена за 1 единицу изделия, млн. руб.
36
40
29
8
2. Товарная продукция, млн. руб.
2304000
432000
162400
17600
3. Валовая продукция, млрд. руб.
2304
432
162,4
17,6
4. Реализованная продукция, млрд. руб.
2407,68
451,44
169,708
18,392
5. Объем продаж, млрд. руб.
2407,68
451,44
169,708
18,392
6. Чистая продукция, млрд. руб.
914,48
183,02
41,158
7,442
7. Условно-чистая продукция, млрд. руб.
1076,48
209,52
54,908
9,592
 


30
 

Глава 3. Определение себестоимости промышленной продукции.

Себестоимость промышленной продукции - это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, энергии, топлива и т.д.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т.е. в килограммах, метрах, штуках и т.д. Но, чтобы определить сумму всех расходов предприятия, их необходимо привести к единому измерителю (стоимостному).
В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Например, не включаются, расходы непромышленных структур (поликлиники, общежития, детские сады, клубы, находящиеся на балансе предприятия).
Себестоимость и ее стоимость отличаются количественно и качественно. Так, в себестоимости промышленной продукции не учитываются накопления, которые создаются на предприятии. Рассматривая качественные отличия, можно увидеть, что затраты потребляемых орудий и предметов труда подвержены влиянию цен.
Себестоимость служит базой для формирования цен, непосредственно влияет на прибыль, уровень рентабельности и формирование государственного бюджета.
На предприятиях различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость - это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.
Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная - это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и общественного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, т.к. в плановом периоде, в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость - та, которая сложилась в отчетном периоде.
В зависимости от целей, этапов и стадий формирования себестоимости, она может определятся путем укрупненных расчетов изменения базового уровня затрат или детальных сметно-нормативных расчетов величины затрат. Первый вариант расчета обычно используется при разработке проекта годового плана.
 
 
 

3.1 Расчет затрат на сырье и материалы с учетом возвратных отходов.

Затраты на материалы См (млн.р.):
, где
Q - программа выпуска изделий i-го вида (шт.),
Nmi - норма расхода материала i-го вида на изделие (кг.),
Цомi - оптовая цена на материал i-го вида (млн.руб./тн.),
Кт.з - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы при приобретении материалов (1,05),
Noi - количество используемого (реализуемого) отхода материала i-го вида при изготовлении изделия (кг.),
Цoi - цена отходов на материал i-го вида (млн.руб./тн.).
Таблица 3.1

и т.д.................


Вид изд.
 
Показатель
Трактор пропашной
Трактор хлопковый
Трактор виноградный
Трактор огородный
Виды материалов
Виды материалов
Виды материалов
Виды материалов
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Nmi
300
100
60
310
100
50
300
100
70
60

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.