На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральный банк

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Возникновение и теоретические основы функционирования Центрального банка…………………………………………………………………………………………………5
1.1 История становления и развития Центрального банка………………………………5
1.2 Место Центрального Банка в экономической  и банковской системе страны………………………………………………………………………………………………………8
1.3 Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка………………..……………………………………………………………………………………13
Глава 2. Характеристика Центрального банка на современном этапе………………18
2.1. Цели, задачи и функции Центрального банка России………………………………18
2.2. Операции Центрального банка…………………………………………………………22
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка………………………………24
Глава 3. Анализ основных направлений развития. …………………………………………31
3.1. Цели и условия развития банковского сектора………………………………………31
3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению………………………………32
3.3. Ожидаемые результаты развития……………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………………………42
Приложение ………………………………………………………………………………………44

ВВЕДЕНИЕ
 
Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.
Изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка и стало основной целью данной работы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1.                  Изучить историю становления и определить сущность Центрального банка России;
2.                  Выявить и охарактеризовать его основные цели, задачи и функции. Рассмотреть особенности разработки и реализации денежно-кредитной политики страны.
3.                  Изучить перспективные планы развития и спрогнозировать их результаты.
Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся структуры Центрального банка Российской Федерации, его истории развития. Место в экономической и банковской системе страны.
Во второй будут подробно рассмотрены основные функции, цели, задачи и операции Центрального банка, проводимая им денежно-кредитная политика
В третьей главе будут рассмотрены стратегические цели развития и спрогнозированы ожидаемые результаты.
Методом работы является изучение законодательных материалов Российской Федерации по данной теме, материалов периодических изданий и научно-методической литературы.
Теоретическую основу поставленных в работе задач составляют труды российских экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, а так же ресурсы с официального Интернет-сайта ЦБ РФ: www.сbr.ru .

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
1.1.           ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
Центральный банк был учрежден 31 мая 1868 г. вместо прежнего Государственного коммерческого банка. Операции Государственного банка заключались в учете векселей и других срочных процентных бумаг, иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, приеме вкладов, предоставлении ссуд, покупке государственных бумаг за свой счет.
За долгое время своего существования функции и задачи Центрального банка России (Банка России, ЦБР или ЦБ РФ) заметно изменились, но роль, которую он играет в развитии экономики страны, осталась прежней.
В настоящее время ЦБР действует как агент правительства на финансовом рынке страны. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. ЦБР осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам ЦБР и ЦБР не отвечает по обязательствам государства. ЦБР создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (см. табл.1).
Национальные банки республик, главные территориальные управления, расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеют статуса юридического лица, не имеют права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, то есть Совет директоров осуществляет функции стратегического управления. Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка России. Все члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров и Председатель Банка России назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года.
 
Таблица 1- Организационная структура Центрального Управления банка России
Председатель
Первый заместитель председателя
Первый заместитель председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Заместитель председателя
Департамент исследований, информации и статистики
Главное управление валютного регулирования и контроля
Департамент подготовки персонала
Департамент бухгалтерского учета и отчетности
Сводный экономический департамент
Управление ценных бумаг
Управление методологии и организации межгосударственных расчетов
Юридический департамент
Департамент методологии и организации расчетов
Департамент организации и исполнения госбюджета
Департамент регулирования денежного обращения
Главное управление инспектирования коммерческих банков
Департамент эмиссионно-кассовых операций
Административный департамент
Департамент банковского надзора
Департамент банковских операций
Оргкомитет межгосударственного банка
Ревизионный департамент
Департамент информации
Управление безопасности и защиты банковской информации
 
Совет директоров под руководством Председателя Банка России принимает такие стратегически важные решения, как величина резервных требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных требований, изменение процентных ставок Банка России, применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков и т.д. Ежегодно Банк России отчитывается за свою деятельность перед Государственной Думой. В данный отчет входят: годовой баланс (см. табл. 2), счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др.
Таблица2 - Сводный баланс Банка России
АКТИВ
ПАССИВ
1.Золото
1.Уставный капитал
2.Иностранная валюта
2.Резервы и фонды
3.Наличные деньги в кассах
3.Валютные счета
4.Кредиты Министерству Финансов РФ
4.Наличные деньги в обращении
5.Операции с ценными бумагами
5.Средства коммерческих банков
6.Кредиты
6.Средства клиентов и бюджетов
7.Межгосударственные расчеты
7.Средства в расчетах
8. Прочие активы
8.Прочие пассивы
БАЛАНС
БАЛАНС
 
Прибыль Банка России после направления ее в различные резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета. Кроме того, Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России. В целях совершенствования денежно-кредитной системы России при Банке России создан Национальный банковский Совет, куда входят представители обеих палат Федерального Собрания России, представители Президента России, Банка России и различных кредитных организаций. Национальный банковский совет выполняет, целый ряд функций, среди которых: осуществление экспертизы законодательных и нормативных актов в области банковского дела, разработка основных принципов организации системы расчетов в России, контроль за денежно-кредитной политикой, политикой валютного регулирования и валютного контроля и т. д.
В настоящее время существует множество споров по вопросам реформирования Банка России, причем многие предлагают организовать в стране вместо Центрального банка Федеральную резервную систему России по примеру ее организации в США.[1]
 
1.2 МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
 
Центральный Банк РФ - главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем.
Основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В распоряжении банка находится особый инструментарий регулирования денежно-кредитной системы, банк обладает свободой выбора конкретных форм и методов регулирования в рамках его полномочий.
Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственного ценные бумаги при их первичном размещении (за исключением случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете).
Особый статус Банка России находит выражение в ряде ограничений его правоспособности: по закону он осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом; должен использовать процентную политику в целях укрепления рубля; вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России в рамках закона открыт для конструктивного взаимодействия с ветвями власти. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; Председатель Банка или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а министр финансов и министр экономического развития и торговли участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса; Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Одна из важнейших функций Банка России - организация наличного денежного обращения. Законом Банку России предоставлено исключительное право на эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения официальной денежной единицы РФ - рубля. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Центральный Банк устанавливает официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами.
Организуя наличное денежные обращение на территории страны, Банк России выполняет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а так же их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций; кассовое обслуживание клиентов; поддержание чистоты налично-денежного обращения и профилактика фальшивомонетничества.
Как органу государственного денежно-кредитного регулирования Банку России законом предоставлено право в целях укрепления рубля использовать широкий набор инструментов: установление процентных ставок по своим операциям; регулирование предложения ресурсов коммерческими банками посредством нормативов обязательных резервов (резервных требований); проведение операций на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров денежной массы; прямые количественные ограничения.
В целях регулирования совокупного спроса и предложения денег в Российской Федерации, курса рубля к иностранным валютам Банк России осуществляет куплю-продажу иностранной валюты на организованном валютном рынке (Московской Межбанковской валютной бирже, ММВБ), устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, а также осуществляет другие меры с целью обеспечения устойчивости национальной валюты.
Важная составляющая денежно-кредитного регулирования Банка России - участие в организации и функционировании рынка государственных ценных бумаг как не инфляционного источника финансирования федерального бюджета и покрытия государственного долга. Наряду с Министерством финансов РФ, официальными дилерами, ММВБ, Банк России входит в инфраструктуру рынка государственных ценных бумаг, выполняя на нем функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию долга, выступая дилером, а также органом регулирования и контроля. Кроме того, он обеспечивает технико-организационную сторону функционирования рынка государственных краткосрочных бескупонных обязательств (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимой документации, перечисление денежных средств на счет министерства финансов РФ.
Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, при этом он руководствуется цепью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в так называемые «проблемные» банки, устанавливает обязательный для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Целям укрепления российской банковской системы, внутреннего валютного рынка, а также расширения взаимовыгодных связей с мировым финансовым рынком служат разрешенное законом участие Банка России в капиталах ОАО Сбербанк России, ОАО Внешторгбанк, ОАО Московская межбанковская валютная биржа, Некоммерческое партнерство, «Национальный депозитарный центр», росзагранбанков Московского народного банка (Лондон), Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне), Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж), Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург).
В период после острого финансово-банковского кризиса (авг. 1998) Банком была развернута разносторонняя работа по восстановлению и оздоровлению банковской системы страны. В соответствии с федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1998 с изм. 2001) и «О реструктуризации кредитных организаций» (1999) он совместно с Правительством РФ и Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) определяет приоритетные направления реструктуризации, согласовывает круг кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по их реструктуризации; участвует в работе руководящего органа АРКО (в составе Совета директоров 5 из 13 членов являются представителями Банка России); информирует АРКО о состоянии банковской системы и кредитных организаций; содействует в разработке и внедрении индивидуального порядка надзора за реструктурируемыми кредитными организациями; направляет в АРКО предложения о переходе кредитной организаций под его управление (предложение должно приниматься Советом директоров Банка России).
Являясь основным органом валютного регулирования и одним из органов валютного контроля, Банк России создает и совершенствует нормативно-правовую базу в этой области, осуществляя меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на внутреннем валютном рынке (репатриация в страну экспортной валютной выручки и уменьшение авансовых платежей по импорту; лицензирование валютных операций, связанных с движением капитала, контроль за соблюдением уполномоченными банками валютного законодательства и выполнением ими функций агентов валютного контроля за валютными операциями своих клиентов и так далее). Закон наделил Банк России статусом органа, координирующего, регулирующего и лицензирующего организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. Ведущее значение в этой сфере принадлежит расчетной сети Банка, через которую в 2000 проведено 67,7 проц. общего объема платежей. Причинами широкого использования этой сети участниками расчетных отношений являются ее надежное функционирование, практически повсеместное применение электронных расчетов, сокращение сроков совершения платежей.
В интересах наиболее полного учета интересов Российской Федерации в отношениях с внешним миром Банк России взаимодействует с международными финансово-экономическими организациями, зарубежными странами и их центральными банками. Так, банк имеет разносторонние отношения с Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); является акционером Банка международных расчетов (БМР). Центральный Банк проводит работу по расширению сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), рядом региональных банков развития; налаживает связи с другими международными организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО); участвует в переговорах и встречах, проводимых в рамках «Группы -20» и «Груп-пы-7», «Комитета сотрудничества Россия - ЕЭС».
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. р. Совокупные активы (на 1 янв. 2001) составляли 1 346 096 млн. р. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 проц. фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется по решению Совета директоров в резервы и фонды различного назначения.
Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы.
Особое место и роль центрального банка в банковской системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, причем последние не следует рассматривать как нечто неизменное. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли банков на различных этапах развития рыночных отношений. Безусловно, идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового в частности без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования чревато неоправданными потерями.
 
1.3. СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
Деятельность Центрального Банка Российской Федерации (Центрального Банка) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” №86-ФЗ от 27 июня 2002 года. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой.[2]
Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка.
Таким образом, Банк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, областных управлениях) так называемые центральные операционные управления. Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.
Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля, банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.
К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении Центрального Банка, а к крупным банкам - в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным управлениям Центрального Банка по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль над всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.
Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти.[3]
Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления Центрального Банка, в котором у них имеется корреспондентский счет.
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка Российской Федерации, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка Российской Федерации. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций Центрального Банка России участвовать не имеет права. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов.
Органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.
В банковской системе России Центрального Банка Российской Федерации определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.[4]
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
 
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Центральный банк уполномочен выполнять следующие функции:
?        Монопольная эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации.
Эта функция является одной из самых старейших и, кроме того, одной из наиболее важных функций Центрального банка. С развитием капитализма она перенесла существенные изменения: раньше наряду с центральными банками эмиссию банкнот производили и коммерческие банки, но в процессе сосредоточения эмиссии в крупнейших банках и дальнейшее преобразование этих банков в центральные монополия на выпуск банкнот закрепилась лишь за одним банком страны – центральным. В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.
В целях организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
a)                 прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
b)                установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
c)                 установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
d)                определение порядка ведения кассовых операций.[5]
?     Функция Банка банков.
Это означает, что центральный банк призван совершать операции с коммерческими банками (преимущественно данной страны – России). Центральный банк может хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (это кредитор последней инстанции), осуществлять надзор за их деятельностью, выдавать и отзывать лицензии на деятельность коммерческих банков, а так же поддерживать необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.
?     Функция банкира правительства.
Банк России осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчётов правительства с другими странами.
Центральный банк выступает кредитором своей страны. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:
1.            денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счёт разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Но это чревато и опасными последствиями, такими как обесценение денег и усиление инфляции;
2.            прямые кредиты Центрального банка;
3.            выпуск государственных займов, которые применяются для покрытия бюджетных дефицитов страны путём аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определённый срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Держатели государственных займов – коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.[6]
Выполняя функцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета. В процессе кассового исполнения бюджета центральный банк аккумулирует бюджетные поступления, выдаёт финансовые средства, ведёт учёт поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляет финансовым органам отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизированные государственные доходы направляются на единый счёт министерства финансов в центральный банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Таким образом, центральный банк выступает кассиром правительства.
?                   Функция главного расчётного центра страны.
Платёжная система используется центральным банком для реализации денежно-кредитной политики. Средства коммерческих банков, поступающие на счета Центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платёжной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платёжные системы способствуют ускорению обращения денег. В связи с этим задачами центрального банка в организации платёжной системы страны являются:
?      Поддержание стабильности финансовой структуры;
?      Обеспечение эффективного функционирования платёжной системы
?      Проведение денежно-кредитной политики.
Для нормального функционирования экономики представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платёжных систем. Чтобы избежать задержек в оплате коммерческих сделок создаются специальные клиринговые палаты, осуществляя безналичные расчеты путём зачёта взаимных требований. В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении вышеперечисленных трёх основных задач центральный банк использует следующие инструменты: содействие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за работой частных клиринговых систем (внешний контроль). Возможность контролировать деятельность частных клиринговых палат предоставляется в зависимости от того, как центральный банк выполняет функции кредитора последней инстанции. Центральные банки оказывают помощь лишь в том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определённые проблемы, возникшие в результате их неэффективной деятельности.[7]
Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платёжной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль над их деятельностью.
?                   Функция регулирования экономики денежно-кредитными методами.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.
 
 
2.2. ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.
Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Т.е., обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству, покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.
Это не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.
К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
?                  ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
?                  учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и банков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в Германии, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.
Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.
 
2.3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».[8]
Цели данной политики определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что Центральный банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно.
Обычно при проведении денежно-кредитной политики Центральный банк России придерживается соблюдения целевого ориентира прироста денежной массы, которое носит название «таргетирование» (от англ. target – цель). Целевой ориентир прироста денежной массы определяется на конкретный срок, например на год вперед, но может корректироваться в течении данного периода. Размеры денежной массы находятся в прямой зависимости от проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики и в то же время тесно связаны с общими изменениями экономической конъюнктуры страны.[9]
Инструментами и методами денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным Законом о Банке России являются следующие:
1.                  процентные ставки по операциям Центрального банка России;
2.                  нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3.                  операции на открытом рынке;
4.                  рефинансирование банков;
5.                  валютное регулирование;
6.                  установление ориентиров роста денежной массы;
7.                  прямые количественные ограничения;
8.                  выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
Следует отметить, что самыми главными инструментами из всех являются установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента, процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная (декоративная) роль. Рассмотрим их подробнее:
?                  Резервные требования Центрального банка служат инструментом проведения монетарной политики государства. Это метод косвенного регулирования, который применяется для регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии.
Минимальные резервы – законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования.[10]
Расчётный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.
Однако, при длительном применении резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:
1)                 Повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;
2)                 Широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.
?                  Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России.
Федеральный закон предусматривает, что Центральный банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций (ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а так же депозитным операциям) или сводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.[11]
?            Законом о Центральном банке России предусмотрено проведение Банком операций на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.
Так же важными направлениями денежно-кредитной политики Банка России являются валютная политика и прямые количественные ограничения.
Банку России разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на объем рублевой массы и на курс рубля.[12]
Одной из форм регулирования в валютной политике являются валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Для проведения международных расчётов и обеспечения стабильности национальной валюты Центральный банк формирует валютные резервы, которые представляют собой запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а так же в зарубежных банках, либо вложенные в иностранные ценные бумаги (наиболее широко используемые – государственные ценные бумаги США). Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.              Под прямыми количественными ограничениями понимается установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений. Согласно Закону Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством Российской Федерации.
Сам же процесс разработки и реализации денежно-кредитной политики организуется следующим образом.
Банком России разрабатывается проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год», который передается для рассмотрения и уточнения Национальному банковскому совету. Далее данный проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Центральный банк России представляет в Государственную Думу проект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря – согласованные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает предложенный проект и принимает решение – утвердить данный проект или же нет.[13]
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.
Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.[14]

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
 
3.1. ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
 
Направления и характер развития банковского сектора в существенной степени определяются ходом его реформирования. Под реформированием следует понимать комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе.
Основная задача современного этапа развития банковского сектора (2008 гг.) состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решения этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации банковского сектора, а также совершенствование системы банковского надзора. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.[15]
Основными целями дальнейшего развития банковского сектора, по мнению Минфина России, являются:
повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;
?                    укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;
?                    дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
?                    предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
?                    развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;
?                    укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения. После достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетным рассмотрение задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.[16]
 
3.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ И МЕРЫ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
 
Предполагается, что достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Правительством Российской Федерации и Банком России по следующим основным направлениям:
?                    совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
?                    формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;
?                    развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;
?                    развитие конкурентной среды, транспарентности [17] деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
?                    повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;
?                    участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.
В рамках проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России работы по достижению целей Стратегии будут учтены рекомендации, полученные по результатам Программы оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной международной миссией в 2002-2003 годах.
В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными подходами. В том числе предстоит:
?                    укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;
?                    обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
?                    укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
?                    упростить процедуры слияний и присоединений кредитных организаций;
?                    создать условия для становления эффективной системы хранения и использования кредитных историй, системы регистрации залогов;
?                    создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;
?                    обеспечить правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;
?                    продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.
Предстоит дополнить банковское законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы банковского законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.
В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества требуется:
?                    принятие мер по повышению открытости деятельности предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
?                    развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
?                    предоставление всем банкам вне зависимости от регионального месторасположения более полных возможностей участия в операциях и сделках, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.
В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются:
?                    развитие содержательных подходов, включая риск -ориентированный надзор, то есть определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;
?                    обеспечение функционирования системы раннего реагирования и внедрение комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;
?                    повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора;
Предстоит рассмотреть вопросы сближения правил регулирования кредитных организаций и иных участников финансового рынка.
В сфере развития конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины необходимо:
?                    создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;
?                    обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственности;
?                    повысить эффективность и качество аудиторской деятельности на базе внедрения международных стандартов аудита и финансовой отчетности.
В сфере корпоративного управления кредитных организаций особое внимание необходимо уделить:
?                    обеспечению эффективного управления рисками, возникающими в деятельности банка, в том числе по операциям со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;
?                    развитию и повышению эффективности систем внутреннего контроля;
?                    достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;
?                    обеспечению законных прав собственников.
В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса особое внимание Правительства Российской Федерации и Банка России будет уделено вопросам становления и функционирования системы страхования вкладов, включая деятельность Агентства по страхованию вкладов и наделение его функциями корпоративного ликвидатора банков, формирования бюро кредитных историй, органа регистрации залогового имущества, создания системы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.