На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда, его функционирование и развитие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
 
Белгородский государственный университет
 
 
 
 
 
Кафедра управления персоналом
 
 
 
Морозова Юлия Александровна
Рынок труда, его функционирование и развитие
 
 
 
 
Курсовая работа
студентки дневного отделения группы 110704
специальности «Управление персоналом»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Научный руководитель:
Пиминова Татьяна Петровна
Оценка:___________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Белгород 2010
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда………................6
1.1 Рынок труда и его структура…………………………….....................6
1.2 Причины и формы безработицы…………………………………..…11
1.3 Государственное регулирование занятости…………………………17
Глава 2. Функционирование и развитие рынка труда города Белгорода…………………………………………………………………….…..20
2.1 Состояние рынка труда города Белгорода………………………….20

2.2 Обзор рынка труда……………………………………………………24

2.3 Особенности спроса и предложения по категориям вакансий…….25

2.4 Рынок услуг по подбору и трудоустройству персонала……………29

2.5 Особенности кадровой политики предприятий и организаций на местном рынке труда………………………………………………….….30

Заключение………………………………………………………………………32
Список источников и литературы………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………...…………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В данной работе рассмотрена характеристика рынка труда.
На данный момент времени это очень актуальная тема, т.к. рынок труда это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление, как безработица. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Безработица имеет серьезные социальные последствия.
Так как работа это, с одной стороны, источник доходов, а с другой средство самоутверждения человека в обществе, необходимо наблюдать, анализировать, прогнозировать рынок труда для принятия правильных решений, улучшения ситуации на нём.
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него всё трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума, как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, и монетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше в катастрофическом состоянии нашего трудового потенциала: большевиков или неолибералов.
Проблема исследования заключается в оценке сегодняшнего состояния рынка труда, его функционирования и регулирования.
Объектом исследования является рынок труда.
Предметом исследования является функционирование и развитие рынка труда города Белгорода.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, как необходимой составной части рыночной экономики, и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1.      Изучить теоретические основы формирования рынка труда.
2.      Описать причины и формы безработицы.
3.      Проанализировать состояние и развитие рынка труда на примере города Белгорода. Оценить проблемы и пути их решения.
Теоретико-методологической основой исследования рынка труда выступают положения социологии труда. Социология труда является одним из ключевых и наиболее разработанных направлений социологии. Она изучает трудовую деятельность как социальный процесс, исследует социальные факторы, повышающие эффективность труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду.
В условиях научно-технического прогресса и непрерывного повышения образовательного и культурно-технического уровня населения особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Принципиально важным является то обстоятельство, что сегодня социология труда рассматривает рабочую силу не только как трудовые ресурсы определённого состава, но и в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализоваться: производственными, личностными, бытовыми, культурными, национальными.
При оценке состояния рынка труда использовался метод сравнения. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные и материалы ранее проведённых исследований.
Первая глава посвящена специфике и структуре рынка труда, а также причинам и формам безработицы.
Во второй главе мы рассматриваем и анализируем рынок труда города Белгорода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда
 
1.1    Рынок труда и его структура
 
Сущность и специфика рынка труда
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:
1) Рынок труда - это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
2) Рынок труда - это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.
3) С позиции предприятий рынок труда - это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:
1) Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
2) Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.
3) Наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.
4) Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.
5) Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1.1)[1].

Рис. 1.1. Совокупный рынок труда:
С - совокупный спрос на труд;
П - совокупное предложение труда;
УС - удовлетворенный спрос на труд.
Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:
ТР=СР-УС,
где СР - совокупный рынок труда;
ТР - текущий рынок труда.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:
открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
1) субъекты рынка труда;
2) правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
3) конъюнктура рынка;
4) службы занятости населения;
5) инфраструктура рынка труда;
6) система социальной защиты населения и др.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель - наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.
Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
1) отношения между наемными работниками и работодателями;
2) отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
3) отношения между субъектами рынка труда и государством.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:
1) организация встречи работодателя и наемных работников;
2) обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками;
3) установление равновесных ставок заработной платы;
4) решение вопросов занятости населения.
5) осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от:
1) состояния экономики (подъем или спад);
2) отраслевой структуры хозяйства;
3) уровня развития технического базиса;
4) благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного);
5) развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;
6) состояния социальной и производственной инфраструктуры;
7) степени развития многоукладности экономики;
8) меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).
Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:
1) трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
2) трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;
3) равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.
Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них беспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется наличием большого числа покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.
Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
Особенности рынка труда в России
Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Однако существовавший в то время рынок труда был своего рода квазирынком - порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне.
Главное отличие нашего рынка труда - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников.
Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными[1].
Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком скоро будет покончено. В 1995 г. на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61% общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников; а работники, в свою очередь, получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Но реализовано это может быть только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
 
1.2 Причины и формы безработицы
 
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере[1]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
- потерявшие работу в результате увольнения;
- добровольно оставившие работу;
- пришедшие на рынок труда после перерыва;
- впервые пришедшие на рынок труда.
Для исчисления уровня безработицы в мировой практике рассчитывается стандартный уровень безработицы. С учётом специфики нашей статистики уровень безработицы (УБ) может быть рассчитан по следующей формуле[2]:
,
где БР – не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу; З – занятые в народном хозяйстве; (З+БР) – численность экономически активного населения.
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы.
В марксистской теории безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
- изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы[1].
Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".
Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.
Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.
Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.
Оптимальная безработица - это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.
Социальные последствия безработицы в России
С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции[1]:
Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.
Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической нестабильности:
- снижение покупательного спроса;
- сокращение сбережений;
- снижение инвестиционного спроса;
- сокращение предложения, спад производств.
Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%.
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.
Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Прогноз уровня безработицы в России
На конец июля 2002 г. численность безработных в России составляла 5,45 млн. человек, уровень безработицы - 7,6% экономически активного населения. За январь-июль 2002 г. численность безработных уменьшилась на 738 тыс. человек.
Уровень безработицы в России, рассчитанный по методологии Международной организации труда, к концу нынешнего года может вырасти с 7,6% до 8,6% экономически активного населения, несмотря на прогнозируемый рост экономики.
Численность зарегистрированных безработных к концу года составит нескольким более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения.
Такие данные приведены в обзоре, подготовленном министерством экономического развития и торговли России.
 
1.3 Государственное регулирование занятости
 
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1) стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
2) наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
3) предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
1) объекту воздействия (общие и специализированные меры);
2) источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
1) прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
2) косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
1) пассивный: социальная помощь незанятому населению;
2) активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
Федеральная служба занятости России
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России. Некоторые функциональные направления деятельности Минтруда РФ представлены в Таблице 1 (Приложение 1)[1].
Биржи труда
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.
Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.
Подведём итоги по первой главе:
1) Рынок труда - это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.
2) Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными.
3) Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Существуют следующие формы безработицы: фрикционная, структурная, добровольная, вынужденная, институциональная, сезонная, циклическая, скрытая, застойная.
4) В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах.
 
Глава 2. Функционирование и развитие рынка труда города Белгорода
2.1 Состояние рынка труда города Белгорода
 
Состояние рынка труда обсудили в прошлом году в Белгороде.
На заседании Совета при губернаторе области по стабилизации социально-экономической ситуации рассматривалась обстановка на рынке труда. Как сообщил начальник управления по труду и занятости населения области Игорь Полевой, в декабре уровень безработицы увеличился на 0,1 %.
Но ситуация остаётся контролируемой. И хотя от ряда предприятий поступили заявки о возможном высвобождении работников в первом квартале 2009 года, ведётся работа по недопущению значительного высвобождения сотрудников предприятий, сообщает пресс-центр губернатора. В результате, к примеру, уменьшили число высвобождаемых работников Стойленский ГОК и ОЭМК. Вдвое меньше, чем планировалось, может быть освобождено в ОАО «ЦентрТелеком». Снизилась и численность работников, находящихся в простое по вине работодателей. Впрочем, как показывает статистика, тенденция на сокращение численности работающего населения пока сохраняется, хотя отчасти это носит сезонный характер. Лидерами в увольнении работников по-прежнему остаются ЗАО «Осколцемент» (500 человек) и ЗАО «Белгородский цемент» (более 400 человек). Хотя многие из этих работников уже трудоустроены.
По информации мэра Белгорода Василия Потрясаева, на сегодня в областном центре уже заполнены почти все вакансии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, практически нет недостатка в воспитателях детских садов, обслуживающем персонале в больницах. Потрясаев также сообщил о принимаемых мерах по сохранению стабильной ситуации в областном центре. Задействованы все имеющиеся ресурсы по экономии бюджетных средств и развитию предпринимательства, сформировано 11 площадок по реализации инвестиционных проектов.
Есть возможности для привлечения к общественным работам и в строительной сфере. И хотя предприятия отрасли тоже испытывают определённые трудности и вынуждены сокращать рабочую неделю или отпускать людей в отпуска, здесь есть и перспективы. О них Совету доложил начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников. Несмотря на сокращение инвестиций в строительную сферу, по приоритетным направлениям, в частности по жилищному строительству, наоборот, предполагается увеличение финансирования. Для этого планируется привлечь средства из федерального бюджета на программы расселения граждан из аварийного жилья и обеспечения жильём военных и переселенцев. Продолжится и активное строительство индивидуального жилищного строительства.
Губернатор дал поручение управлению по труду и занятости населения вести системную работу не только по мониторингу ситуации с высвобождением работников, но и по их трудоустройству. То есть необходимо отслеживать, как заполняются имеющиеся вакансии. С учётом того, что банк вакансий постепенно сокращается по мере их заполнения, нужна и системная работа по организации общественных работ и созданию новых рабочих мест. Соответственно, управлению по труду совместно с органами местного самоуправления поручено сформировать список общественных работ и проинформировать население.
Постановлением правительства области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в прошлом году. В ее рамках организуются временное трудоустройство, опережающее обучение, общественные работы, содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию программы выделяется 372 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета составляют более 353 миллионов.
Главы местного самоуправления должны определить операторов по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных, выпускников учебных заведений и работников, которым грозит массовое увольнение. В специальный перечень войдут предприятия и организации, на которых будут организованы общественные работы для временного трудоустройства. Планируется, что в рамках реализации программы на временную работу устроятся 18 тысяч 600 человек, 1200 выпускников образовательных учреждений пройдут стажировку.
По предварительной оценке под сокращение в прошлом году могли попасть почти 54 тысячи жителей области. В первую очередь это работники обрабатывающих производств (производство машин и оборудования и строительных материалов, металлургия, химические предприятия), торговле, строительству, транспорту и связи, сельскому хозяйству.
По данным Белгородстата, в 2008 году число экономически активного населения региона составило 737 тысяч человек. В основном в 2008 году на рынке труда были востребованы рабочие специальности: токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари, повара, медсестры и другие. Среди специалистов требовались инженеры, программисты, бухгалтеры, врачи. В то же время уменьшение числа вакансий наблюдается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи. Численность экономически активного населения за 2002-2007 года представлена в Таблице 2 (Приложение 2); среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности за 2002-2007 года представлена в Таблице 3 (Приложение 3); распределение численности занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2002-2007 года представлено в Таблице 4 (Приложение 4); распределение численности занятых в экономике по видам экономической деятельности и полу за 2006, 2007 года представлено в Таблице 5 (Приложение 5); распределение численности занятых в экономике по уровню образования в 2007 году представлено в Таблице 6 (Приложение 6)[1].
В рамках реализации программы для их трудоустройства будут организованы общественные и временные работы по благоустройству территорий. В том числе – демонтажу старых построек, ветхих объектов АПК, расчистке лесопосадок, родников.
Опережающее обучение пройдут три тысячи сто двадцать человек, из них 324 жителя области устроятся на работу на другие предприятия по новой специальности. А пятистам сегодняшним безработным – потенциальным предпринимателям помогут открыть свое дело. На базе учреждений начального профессионального образования есть возможность обучиться 56 специальностям. Среди них – каменщик, маляр, штукатур, токарь и другие. Выучиться на техника или технолога можно в одном из 24 учреждений среднего профессионального образования.
Численность безработных за 2002-2007 года представлена в Таблице 7 (Приложение 7); распределение численности безработных по возрастным группам за 2002-2007 года представлено в Таблице 8 (Приложение 8); распределение численности безработных по уровню образования за 2002-2007 года представлено в Таблице 9 (Приложение 9); численность незанятого населения, состоящего на учёте в государственных учреждениях службы занятости за 2002-2007 года представлена в Таблице 10 (Приложение 10)[1].
Для того чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета. Так, в рамках программы реформирования ЖКХ будет проведен капитальный ремонт домов и переселение жителей региона из аварийного жилья. Это позволит сохранить почти три тысячи рабочих мест в строительстве. Также планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства (микрозаймы, предоставление грантов начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по кредитам). В первую очередь предполагается стимулировать малый бизнес в сельском хозяйстве, в частности, в рамках областной программы «Семейные фермы Белогорья». Для этого потребуются инвестиции в размере от 15 до 400 тысяч рублей.
Планируется, что реализация программы позволит удержать уровень зарегистрированной безработицы на уровне 1,8 процента от числа экономически активного населения области.

 

2.2 Обзор рынка труда

 
В промышленном производстве, казалось бы, все идет хорошо – экономика развивается, возрастает спрос на инженерные и рабочие специальности, что ведет к снижению уровня безработицы. В газетных рубриках “Требуются” постоянно публикуются вакансии токарей, слесарей, фрезеровщиков, электромонтажников, электросварщиков, технологов, инженеров и пр. Повышается и уровень заработной платы по этим позициям. Однако ситуация в производстве не так хороша, как может показаться на первый взгляд. За 90-е годы, когда многие промышленные предприятия простаивали, большая часть классных специалистов потеряла свою квалификацию, т. к. вынуждена была зарабатывать на жизнь, став челноками, торговцами на рынке, частными предпринимателями и пр.
Существует также сложность в подборе управленцев для промышленного производства, поскольку предыдущий опыт этих специалистов на советских предприятиях мало соответствует требованиям современной организации производства.
Что касается рабочих специальностей, то они продолжают оставаться непопулярными. Аналогичная ситуация с инженерно-техническими специальностями.
Отсюда – очень низкий процент молодых людей, планирующих сделать карьеру непосредственно на производстве. Неудивительно, что средний возраст квалифицированных ИТР и рабочих составляет 40–45 лет.
В агропромышленном производстве трудится каждый третий житель области из общего числа занятых в материальном производстве. И от того, в каких условиях существует сельскохозяйственный товаропроизводитель, прямо зависит благополучие населения и продовольственная безопасность. Острейшей проблемой является низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и необоснованно высокая ее дифференциация.
В последние годы активно совершенствуются методы управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты, высокие требования предъявляются к компетентности персонала фирм, занятых в аграрном или связанном с ним секторе. Сейчас здесь наблюдается острая нехватка менеджеров. Сложность состоит в требованиях, предъявляемых к таким специалистам: агрономическое образование + образование в области менеджмента, что встречается довольно редко, – и, конечно же, соответствующий опыт работы. При этом уровень зарплаты менеджера среднего звена невысок и составляет примерно 3000–7000 руб.
 

2.3 Особенности спроса и предложения по категориям вакансий

 
Директора предприятий, филиалов.
Спрос на заполнение вакантных должностей директоров инициирован, в основном, московскими и питерскими фирмами, открывающими свои филиалы и представительства в Белгородской области. Требования к соискателям на должность директора весьма высокие:
1) предпочтительно два высших образования (одно профильное, другое – экономическое, либо степень МВА);
2) наличие опыта работы руководителем: не менее 2–3 лет (32% вакансий), 3–5 лет (42% вакансий), от 5 лет (21% вакансий);
3) знание как минимум одного иностранного языка (чаще английского);
4) владение навыками работы на ПК;
5) личностные качества: логическое мышление, организаторские и управленческие способности, креативность;
6) максимальные возрастные рамки – от 25 до 50 лет, хотя предпочтение отдается кандидатам в возрасте 30–40 лет;
7) большинство работодателей склонны брать на руководящую позицию кандидатов-мужчин (77% вакансий); лишь 4% хотят, чтобы их предприятием руководила женщина.

Менеджеры по продажам и торговые представители.
Продолжает расти спрос на менеджеров в сфере продаж. Эти специалисты сейчас наиболее востребованы на рынке труда. Ужесточение условий конкуренции, необходимость сохранения существующих и завоевания новых рынков сбыта диктуют требования, предъявляемые к таким специалистам: наличие экономического образования (для торговых представителей не обязательно) и опыта работы в сфере продаж, энергичность, нацеленность на результат, коммуникабельность и пр. Все чаще звучит требование лояльности к руководству. Часто работодатели отмечают необходимость иметь водительские права и личный автомобиль (за его использование в рабочих целях фирма, как правило, выплачивает работнику денежную компенсацию).

Менеджеры по персоналу, специалисты кадровых служб.
За последние два года многие средние и крупные фирмы Белгорода ввели в свой штат должность менеджера по персоналу, заметно вырос его статус на предприятиях. Потребность в таком специалисте в основном бывает продиктована одной из следующих причин:
1) рост текучести кадров;
2) невозможность найти на рынке труда нужных специалистов;
3) сложности с системой обучения; отток недавно пришедших в компанию профессионалов;
4) проблемы, связанные с мотивацией и т. д.
К сожалению, большинство специалистов, занимающих должность менеджера/директора по персоналу, имеют недостаточный уровень подготовленности в сфере управления человеческими ресурсами, вытекающий из отсутствия базового специализированного образования. Таким образом, зачастую этим специалистам не хватает знаний в области психологии, либо качеств, присущих хорошему управленцу (организаторские способности, нацеленность на результат, решительность и т. п.), что значительно сказывается как на стратегическом планировании потребности в персонале, так и на возможности создания корпоративной культуры, и, соответственно, единой команды и творческого коллектива.

Экономисты, главные бухгалтеры, бухгалтеры.
И предложение, и спрос со стороны работодателей на эти специальности достаточно высоки, однако предложение всё же превалирует. Основной спрос на специалистов в сфере бух. учета и экономистов предъявляют небольшие компании, которые в последние годы непрерывно появляются на рынке Белгородской области. От этих специалистов, прежде всего, ждут стабильности выполнения своих функциональных обязанностей и отсутствия больших амбиций по причине малых возможностей карьерного роста внутри компании.

Маркетологи.
Спрос на замещение вакантных должностей маркетологов растет, причем в основном со стороны торговых компаний. Очень часто у этих специалистов отсутствует базовое образование в области маркетинга. К тому же многие руководители, принимая решение о внедрении в структуре своей организации маркетинговой службы (как дань моде), сводят деятельность этой службы только к сбытовым функциям, зачастую даже не выделяя ее из состава отдела продаж. Многие фирмы сталкиваются с проблемой отсутствия согласованности целей, стоящих перед службой маркетинга и руководством.

Юристы.
Спрос на юристов невысокий. Причем, очень тяжело найти работу юристу сразу после окончания вуза. На эту позицию, как правило, подбирают человека с 2–3-летним опытом работы в этой области.

Менеджеры по рекламе.
Менеджеры по рекламе, рекламные агенты очень востребованы, но, скорее, не как профессионалы, а как молодые люди с активной жизненной позицией. Предъявляемые требования – в основном личностные: коммуникабельность, энергичность, опрятность, приятная внешность.

Мерчендайзеры.
Совсем новая профессия на рынке труда Белгорода (первый вопрос тех, кто обращается по поводу заявленной вакансии мерчендайзера, – “А что это такое?”).
На эту работу охотно берут молодых людей в возрасте 20–30 лет (часто из числа студентов вузов) с последующим обучением. Требования к ним: энергичность, коммуникабельность, опрятность, привлекательная внешность и т. п.

Офис-менеджеры, секретари.
Спрос на секретарей, офис-менеджеров и т. п. значительно выше предложения. Но при этом уровень квалификации большинства кандидатов на заявленные вакансии часто не соответствует современным требованиям (приятная внешность, знание одного или двух иностранных языков, “слепая” машинопись, владение делопроизводством).

Педагоги.
Предложение по педагогам, преподавателям высокое, но из-за того, что государственные образовательные учреждения не могут предоставить достойной оплаты труда, немногие выпускники педагогических вузов идут работать по специальности. Уровень зарплаты учителя – от 1000 рублей.

 

2.4 Рынок услуг по подбору и трудоустройству персонала

 
В настоящее время на рынке труда Белгорода действуют 3 фирмы по оказанию рекрутинговых услуг и 4 фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан. Несмотря на повышение активности на рынке труда, большинство предприятий города неохотно обращаются к услугам кадровых агентств. Предприятия предпочитают набирать кадры самостоятельно, путем размещения соответствующей рекламы в специализированных СМИ или обращения в службы занятости и на биржи труда (в основном в целях подбора на рабочие специальности).
Недоверие к рекрутинговым фирмам вызвано рядом причин:
1) услуги, предоставляемые фирмами по поиску и подбору персонала, относительно новы для региона, и руководители многих предприятий психологически не готовы платить за эти услуги; они не могут реально оценить те затраты, которые несет их предприятие, самостоятельно занимаясь подбором кадров, для того чтобы сопоставить их с расценками кадровых агентств;
2) услуги фирм, занимающихся подбором персонала, – в основном некачественные. Зачастую происходит перекладывание проблем поиска на плечи заказчика, нежелание брать на себя ответственность за результат;
3) для качественного подбора персонала на конкретные вакансии необходимо подробно познакомиться со структурой и корпоративной культурой предприятия заказчика, с климатом в коллективе, с существующими проблемами и пр. Как правило, местные компании не готовы к подобной открытости (традиционно срабатывает режим излишней секретности).
 

2.5 Особенности кадровой политики предприятий и организаций на местном рынке труда

 
1. Очень немногие руководители местных предприятий планируют подбор персонала в соответствии с этапами развития компании. Подбор осуществляется от случая к случаю, в основном собственными силами без привлечения рекрутинговых компаний.
2. Обучение персонала чаще всего бессистемно, редко напрямую связано с решением конкретной бизнес-задачи компании. Существует проблема использования полученных знаний на практике в соответствии с планом развития бизнеса.
3. Немногие руководители компаний задумываются о создании условий для повышения уровня мотивации своих сотрудников.
4. Чрезвычайно редки компании, где серьезно подходят к созданию систем продвижения, адаптации сотрудников, формированию кадрового резерва.
Подведём итоги по второй главе:
1)       Уровень безработицы по Белгородской области увеличился в прошлом году на 0,1 %. Постановлением правительства области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в прошлом году.
2)       Для того чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. Планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства
3)       Спрос и предложение по категориям вакансий: директора предприятий, филиалов, менеджеры по продажам и торговые представители, менеджеры по персоналу, специалисты кадровых служб, экономисты, главные бухгалтеры, бухгалтеры, маркетологи, юристы, менеджеры по рекламе, мерчендайзеры, офис-менеджеры, секретари, педагоги.
4)       В настоящее время на рынке труда Белгорода действуют 3 фирмы по оказанию рекрутинговых услуг и 4 фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан.
Заключение
 
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы, с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины занятые ведением домашнего хозяйства). По нашему мнению в 1999 году наблюдалось улучшение на рынке труда, так изменился оборот рабочей силы работников предприятий и организаций по сравнению с 1998 годом, прием работников стал превышать выбытие. Численность обратившихся в службу занятости для поиска работы сократилась на 729 человек, а так же численность стоящих на учете безработных уменьшилась на 2504 человека. Уровень официальной безработицы понизился до 1,0% к трудоспособному населению. Хотя и произошло увеличение средней продолжительности безработицы до 8,3 месяца.
В результате усиления работы с работодателями службы занятости наблюдалась тенденция к увеличению числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Но не смотря на это, трудоустройство граждан по-прежнему затруднено. Так наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают:
- женщины (среди безработных, стоящих на учете, их 83,5%);
- граждане, которые впервые вышли на рынок труда, в том числе выпускники профессиональных учреждений всех уровней и образовательных школ (38%) из-за отсутствия опыта работы;
- граждане старше 40-45 лет;
- затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии (химики, технологи, аппаратчики).
Рынок труда не испытывает потребность в таком количестве рабочей силы. На рынке труда в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям (грузчики, сторожа и т.д.), и, наоборот, на специалистов высокой квалификации выдвигаются дополнительные требования: определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.
На рынке труда большим спросом пользуются станочники, наладчики, электрогазосварщики, плотники.
Исходя из складывающейся обстановки в городе Белгороде, для улучшения положения на рынке труда, государственная служба занятости должна развивать качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствовать информационные системы на рынке труда, целевая поддержка мест; развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности, поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп; организация общественных и временных работ.
Главный же путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по нашему мнению, экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике. В целом же, рынок труда на данный момент неустойчив, поэтому в 2010 году может произойти как увеличение безработных, так и понижение числа безработных.
 
 
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 31-36, 79-82.
2. Давыдова, Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия занятости [Текст] / Н.М. Давыдова. – М.: Наука, 2002. – с. 13-24.
3. Дикарёва, А.А. Социология труда [Текст]: Учебник / А.А. Дикарёва. – М.: Дело, 2003. – 277 с.
4. Дунаева, Н.А. Молодёжь на рынке труда [Текст] / Н.А. Дунаева. – М.: Наука, 2002. – с. 33-42.
5. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций [Текст] / М.Г. Завельский. – М.: Логос, 2001. – с. 61-84.
6. Заславский, И.Е. Труд, занятость, безработица [Текст]: Учебник / И.Е. Заславский. – М.: Наука, 2002. – 177 с.
7. Кашепов, А.П. Перспективы занятости [Текст] / А.П. Кашепов. – М.: Дело, 2003. – 222 с.
8. Кибанов, А.Я. Управление персоналом в организации [Текст]: Учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 13-34.
9. Липсиц, И.В. Экономика [Текст]: Учебник / И.В. Липсиц. – М.: Дрофа, 2000. – 148 с.
10. Маркович, Д.Е. Социология труда [Текст]: Учебник / Д.Е. Маркович. – М.: Логос, 2001. – 342 с.
11. Меркулов, В.С. Рынок труда: работы мало, гарантий труда ещё меньше [Текст] / В.С. Меркулов. – М.: Наука, 2001. – 14 с.
12. Монусов, Г.Н. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? [Текст] / Г.Н. Монусов. – М.: Наука, 2001. – с. 113-129.
13. Николаева, И.П. Экономическая теория [Текст]: Учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / И.П. Николаева. – М.: Финстатинформ, 2000. – с. 335-355.
14. Обзор экономики России. Основные тенденции развития [Текст]. – М.: Наука, 2002. – 206 с.
15. Рощин, С.Ю. Экономика труда [Текст]: Учебное пособие / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 9-11, 61-65.
16. Сабирьянова, К.Н. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда [Текст] / К.Н. Сабирьянова. – М.: Наука, 2003. – с. 42-58.
17. Смирнов, С.А. Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического кризиса [Текст] / С.А. Смирнов. – М.: Наука, 2002. – с. 56-59.
18. Фишер, С. Экономика [Текст]: Учебник / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 2001. – с. 598-605.
19. Чижова, Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы [Текст] / Л.С. Чижова. – М.: Наука, 2000. – 254 с.
20. http://www.belstat.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Таблица 1
Некоторые функциональные направления деятельности Минтруда РФ
 

и т.д.................


Сферы деятельности
Направления деятельности
1
2
Оплата и мотивация труда в производственных отраслях
Изучение перспективных и межотраслевых проблем оплаты труда, разработка форм и систем оплаты труда в различных производственных отраслях, подготовка предложений о минимальных размерах оплаты труда.
Оплата труда работников бюджетных отраслей
Изучение общих проблем оплаты работников бюджетных отраслей, разработка систем оплаты труда работников различных бюджетных отраслей, установление размеров тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы.
Уровень жизни и социальная поддержка населения
Осуществление мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда; анализ структуры и динамики расходов населения; разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных нормативов уровня жизни; разработка социальных пособий и компенсаций; изучение общих проблем пенсионного обеспечения.
Политика на рынке труда и народонаселения
Анализ и регулирование рынка труда, выработка региональной политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем политики занятости.
Организация труда
Разработка форм и методов организации труда, тарификация труда.
Подготовка и переподготовка кадров
Разработка видов и методов подготовки кадров для рыночных экономических условий, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой области.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.