На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Экономическая сущность, понятие и виды налогов. Отличие налогов от сборов и пошлин.
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение  налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налога заключается в том, что они  представляют собой присвоение, централизацию  и перераспределение через бюджеты  части произведённого национального  продукта.
Под налогообложением принято  понимать взимание налога. В экономической  теории понятие налога и сбора  часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно  отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и  сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение  сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов –  присвоение, централизация, перер-ие через  бюджеты части произв. нац. продукта.
Налогообложение – взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора  состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при  уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и  сбора: и налог и сбор обязательны и налог и сбор принудительны и налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие  отличительные признаки налогов  от других финансовых категорий:
    Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
    Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
    Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
    Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
    Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
 
2. Функции налогов. Влияние налогов  на производство в условиях  рыночной экономики.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  налога показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. Налоги выполняют четыре основные функции: а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную; г)контрольную. Фискальная функция  позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в  бюджетной системе и внебюджетных фондах. Используя регулирующую функцию  налогов, государство оказывает  прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая  их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. В рамках распределительной  функции выделяют пять подфункций: 1)первоначальная распределительная; 2)перераспределительная; 3)стимулирующая; 4)сдерживающая; 5)воспроизводственная.
С помощью контрольной  функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается  эффективность налогового механизма  и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.
налог налогообложение  бизнес доход
3. Элементы налога, их характеристика. Способы взимания налогов.
 
Налог считается законно  установленным если в законе определены налогоплательщики и элементы налога:
- Объект налога – прибыль, доход, имущество, любое иное обязательство с возникновением которого налоговое законодательство устанавливает обязанность уплаты налога.
- налоговая база – стоимостная. физическая или иная характеристика налога.
- Налоговый период – промежуток времени за который считается налоговая база. В РФ – месяц. Квартал, год.
- Налоговые ставки – это величина налога к налоговой базе (по большинству различают установленные в % ставки, % ставки бывают пропорциональные – в одном и том же проценте к налоговой базе; прогрессивные – ставки растут с ростом налоговой базы; регрессивные – ставки снижаются с ростом налоговой базы; твердые – в твердой сумме к единице; комбинированные
- Сроки уплаты налога – это определенные дни не позднее которых надо уплачивать налог в бюджет или бюджетный фонд.
- Порядок начисления и уплаты – опр способы которыми платятся налоги.
- Необязательный элемент – налоговые льготы – преимущество которое предоставляется одним налогоплательщикам по сравнению с другими. Виды преимуществ: снижение налоговых ставок, исключение из объектов к-л элементов, налоговые каникулы (освобождение от уплаты налогов на определенный срок).

  6.Способы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов.

Иногда  налогоплательщик исполняет свою обязанность  в несколько большем объеме, чем  причитается в соответствии с  действующим законодательством. Переплата  налогов, сборов или пени может произойти  по различным причинам, наиболее распространенными  из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках  налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма  недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.
Относительно  переплаты обязательных платежей налоговое  законодательство предусматривает  два варианта восстановления имущественных  прав налогоплательщика: зачет т  возврат излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм.
Согласно  НК РФ возврат излишне уплаченного  налога производится по письменному  заявлению налогоплательщика, которое  может быть подано им в течение  трех лет со дня уплаты суммы излишне  уплаченного налога. Решение о  возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.
В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного  налога может быть:
– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
– возвращена налогоплательщику.
Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность  действий налоговых органов в  этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого  налоговый орган может вернуть  налог или зачесть его в  счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант  – возврат или зачет.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который  произошла переплата, в течение  одного месяца со дня подачи заявления  о возврате, если иное не установлено  НК РФ.
При нарушении  указанного срока на сумму излишне  уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются  проценты за каждый день нарушения  срока возврата.
Зачет или  возврат излишне уплаченной суммы  налога производится в валюте РФ.
Налоги, которые  были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены  в счет будущих платежей.
Решение о возврате суммы излишне взысканного  налога принимается налоговым органом  на основании письменного заявления  налогоплательщика, с которого взыскан  этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного  налога в налоговый орган может  быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику  стало известно о факте излишнего  взыскания с него налога, а исковое  заявление в суд – в течение  трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о  факте излишнего взыскания налога.
В случае признания факта излишнего взыскания  налога орган, рассматривающий заявление  налогоплательщика, принимает решение  о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти  суммы.
 
8.  Понятия и принципы налоговой системы
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит  от принципов ее построения.
Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в 18 веке шотландским экономистом  А. Смитом в труде "Исследование о  природе и причинах богатства  народов". А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:
1.   Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или не равенству в налогообложении,
2.   Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа),
3.   Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить,
4.   Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.
Немецкий экономист  А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что "налогообложение  в  обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности  и  подвижности,  народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.
Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1. уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  то есть уровня доходов,
2. необходимо прилагать  все усилия, чтобы
налогообложение доходов  носило однократный характер,
3. обязательность уплаты  налогов,
4. система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги,
5. налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическими  потребностям,
6.налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого валового внутреннего  продукта.
И, наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования  налогов,  подсказал и главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", то есть, как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9.Особенности построения налоговой системы в России.
          Нал. право – комплекс налоговых з-нов, кот. регламентируют сферу перераспределит-х отношений, деят-ть фин. и нал. органов, права и обяз-ти субъектов нал-х отношений, т.е. управление всей сис-мой налогообл-я. Нал. право строится в соотв-вии с Констит. РФ. Осн. з-ны были выпущены в 1991 году («Об основах нал. сис-мы РФ» – 27.12.1991; «О гос-венной нал. службе РСФМР» - 21.03.91 – новая редакция – 1995 г.) – регулируют вопросы орг-ции сбора и контроля, а также целый ряд з-нов о порядке исчисления и уплаты конкретных нал. (НДС, НП). 1998 год – принята 1 часть НК РФ - касается общих вопросов налогообл.: а) дан перечень нал. (фед-ный, рег-ный, местный); 2. даны пр-пы налогообл-я; 3. опред-ся участники нал-х отношений, порядок исполнения нал-х обязанностей, виды правонаруш. и ответств-ть за них. 2001 год – 2 часть НК РФ вкл. описание конкретных нал. (фед-ных – НДС, акцизы, нал. на приб., НДФЛ и т.д.; рег-ных – нал. с продаж, трансп. налог, налог на вмененный доход и т.д.) с порядком определения налогопл-ков, объектов обложения, нал-х баз, ставок, льгот, порядка исчисления и уплаты в бюджет. С 01.01.99 года правовое обеспечение нал-го процесса в России обеспеч-ся НК РФ. В соотв-вии с положениями НК РФ законод-во РФ о нал. и сборах сост. из самого НК РФ и принятого в соотв-вии с ним пакета фед-ных з-нов о нал. и сборах. Нал-ая сис-ма РФ построена на отношениях подчинения налогопл-ка гос-ву, по стр-ре и пр-пам явл-ся общераспространенной в мировой практике нал. сис-мой. Разрабатывалась с учетом практики 20-х годов и практики зарубежных стран. Базируется на треб-ях рыночной эк-ки – призвана а) обеспечить более полную и своеврем. мобилизацию доходов бюджета; б) создать условия для регулир. пр-ва и потребления в целом и по отдельным сферам хоз-ва с учетом их особ-тей. Перспективы: ЕДС будет снижаться приблиз-но до 16% (общая ставка как во всем мире); акцизы возможно повыс-ся, но точно не уменьш.). Множ-во нал. и сборов позволяют решать задачи и реализовывать разл. ф-ии гос-ва, но в тоже время ведут к росту расх. по взиманию нал. и расширяют возм-ти уклонения от их уплаты.
Налоговым органом в РФ является Федеральная налоговая  служба и ее территориальные подразделения. ФНС входит в состав Министерства Финансов. Главный принцип построения – территориальный. В ее составе  есть специализированные налоговые  инспекции, например по работе с крупными налогоплательщиками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. Классификация налогов (многокритериальная)
Налоги классифицируются по следующим признакам:
·  по объекту обложения – через прямые и косвенные;
1) по органу, осуществляющему  взимание и распоряжение налогами:
1.  через государственные и местные;
2.  по порядку их использования – через общие и специальные;
3.  по экономическому признаку;
4.  по степени оценки объекта обложения;
5.  в зависимости от формы уплаты налога;
6.  по субъекту обложения;
7.  в качестве инструмента бюджетного регулирования;
8.  по порядку уплаты налога.
2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в цене товара или включенные  в тариф получают все большее  распространение. К прямым налогам  относятся налоги на доходы  и налоги на собственность,  такие как: подоходный налог  с юридических и физических  лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся:  НДС, акцизы и таможенные пошлины  (регулируется таможенным законодательством).
3) Деление налогов на  общегосударственные и местные  определяется двумя факторами:  кем установлен налог (центральным  или местным органом) и доходным  источником какого бюджета он  является (центрального или местного).
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством  РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях –  Президента РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают  государству и при использовании  обезличиваются, специальные налоги  имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные  налоги (ранее зачисляемые во  внебюджетные фонды) поступают  в бюджет, где однако они выделяются  отдельной строкой. Бюджет утверждается  соответствующим представительным  органом. Все специальные фонды  формируются в рамках бюджета,  утверждаются этим же представительным  органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате  вместо параллельного существования  нескольких государственных денежных  фондов, мы имеем единую финансовую  систему, основанную на иерархии  денежных фондов и построенную  по схеме: бюджет, утверждаемый  соответствующим представительным  органом; обозначенный в качестве  его части социальный фонд, переданный  в распоряжение соответствующему  ведомству, но контролируемый  тем представительным органом,  который утвердил бюджет.
5) По экономическому признаку  различают налоги на доходы  и налоги на потребление; первые  взимаются с доходов, получаемых  плательщиком от любого объекта  обложения, во втором случае  – это налоги на расходы,  которые уплачиваются при потреблении  товаров и услуг (НДС, акцизы).
6) По степени оценки  объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:
·  кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
·  по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
·  у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
·  на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.
7) В зависимости от  формы уплаты налоги подразделяются  на натуральные и денежные. Денежная  форма является преобладающей  формой уплаты налога. Однако  как в прошлом, так и в  настоящем известны и натуральные  налоги. Так, Указ о налогах  допускает натуральную форму  уплаты налога недропользователями  в виде доли добываемой продукции  в размере, определяемом контрактом  на недропользование.
8) По субъектам можно  выделить налоги с юридических  лиц и налоги с физических  лиц. В настоящее время налоговое  законодательство в Казахстане  пошло по пути конструирования  общих налогов, которые распространяются  одновременно на юридических  и физических лиц. Эти налоги  установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других.
9) В качестве инструмента  бюджетного регулирования налоги  подразделяются на закрепленные  и регулирующие.
Бюджетное регулирование  – это процесс сбалансирования  бюджета, т.е. обеспечение равенства  его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги –  это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги –  это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может  выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов - как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования  местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.
По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы  налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется  в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными  деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых  в них работников. В стоимость  патента входит фиксированный суммарный  налог, включающий в себя налоги и  другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства  перед государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную  систему налогообложения.
Налоги – это предусмотренные  законом обязательные платежи, взимаемые  в определенных размерах и в установленные  сроки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11. Налоговая политика как основной элемент государственного воздействия на экономику страны.
        Налоговая политика (НП) – комплекс мероприятий гос-ва в области налогов, осущ-мых органами власти и управления в соотв-вии с нормами наолог. права. НП явл. частью финансовой политики. Ее цели и содержание обусловлены строем об-ва и соц. группами, стоящими у власти. НП использ-ся гос-вом для перераспред-я НД в целях изменения стр-ры пр-ва, территориально-экономич-ко развития, повышения ур-ня доходности отдельных групп населения. Задачи НП: 1.обеспечить гос-во финанс-ми ресурсами; 2.создать условия для регулир-я хоз-ва страны в целом; 3.сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в ур-не доходов населения. Цель НП – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Она м.б. достигнута объединением эк. процессов для достижения развития общ-го пр-ва. Цель НП м.б. рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налог. стратегию и налог. тактику. Налог. стратегия – метод налог. предвидения с расчетами на перспективу, т.е. выделяются «+» и «-» исполнения налог. части бюджета, а также важные тенденции обществ-го развития. При разработке налог. стратегии гос-во руководствуется следующ. задачами: 1. экономич-ми – обеспечение динамического эк. роста, ослабление цикличности пр-ва, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляц-ных процессов; 2. соц-ми – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулир-я роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 3. фискальными – повышение доходов гос-ва; 4. междунар-ми – укрепление эк-ких связей с др. странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налог. тактика – совок-ть практических действий соотв-щих органов власти и управл-я при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налог. тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налог. стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период. Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегич. плана. НП осущ-ся через налог. механизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12. Налоговое законодательство и нормативные акты.
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной  власти
– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,
– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Соответственно федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют  права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
По общему правилу признание  нормативного правового акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства  орган, издавший оспариваемый нормативный  акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим  образом.

                                                                                           

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Налоговый  контроль, его виды и задачи.

 Налоговый  контроль является составной  частью финансового и одним  из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный  финансовый контроль включает  в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,  использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

В широком  смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком  смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный  способ обеспечения законности в  налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной  деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных  внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные  полномочия в сфере налогообложения  принадлежат Счетной палате РФ и  Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля реализуются  путем решения определенных задач:
– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
– проверки целевого использования налоговых льгот;
– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование  и распространение информации о  налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в  нарушение положений Конституции  РФ, НК РФ, федеральных законов, а  также в нарушение принципа сохранности  информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую  тайну, аудиторскую тайну.

Формы и виды налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые  при осуществлении контрольных  функций.
Форма налогового контроля – это  способ конкретного выражения и  организации контрольных действий.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
По времени  проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Налоговый контроль одновременно выступает  разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой  сфере, поэтому в зависимости  от субъекта выделяют контроль:
– налоговых органов;
– таможенных органов;
– органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
– выездной – в месте расположения налогоплательщика;
– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль за расходами физического лица

Налоговый контроль за расходами физического  лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного  имущества. Целью данного государственного контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных  расходов доходам, полученным гражданином.
Объектом контроля со стороны государства  в лице налоговых органов может  быть приобретение следующего имущества:
– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;
– механические транспортные средства;
– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
– культурные ценности;
– золото в слитках.
Важно отметить, что объектом налогового контроля выступает переход права  собственности относительно названных  объектов, а не соответствие цены имущества  его реальной стоимости.
Законодательство о налогах  и сборах не устанавливает нижнего  предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического  лица с его расходами за определенный налоговый период.
Основным методом осуществления  налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или  уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права  на это имущество. Гарантией обеспечения  деятельности налоговых органов  по контролю ха расходами физических лиц служит установленная налоговым  законодательством обязанность  регистрирующих органов или лиц  сообщать сведения о регистрации  смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.
Полученное требование возлагает  на подконтрольное физическое лицо обязанность  в течение 60 дней представить в  налоговый орган специальную  декларацию, в которой указываются  все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного  имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить  легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов.
Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений.
Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным  им расходам является начисление с  выявленной разницы налоговой задолженности  по налогу на доходы физических лиц, а  также пени за неуплату этого налога.
При наличии достаточных оснований  физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может  быть привлечен к налоговой ответственности  за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14. Права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов.
Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в первой части НК РФ.
Они имеют право: 1. получать от налоговых органов по месту  учета бесплатную информацию о действующих  налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;
2. получать от налоговых  органов и других уполномоченных  государственных органов письменные  разъяснения по вопросам применения  налогового законодательства;
3. использовать налоговые  льготы;
4. получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит;
5. на своевременный зачет  или возврат излишне уплаченных  или изъятых налогов, пени и  штрафов;
6. представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя; 7. представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;
8. присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;
9. получать копии акты  налоговой проверки и решений  налоговых органов;
10. не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц;
11. обжаловать акты налоговых  органов и их должностных лиц;
12. требовать соблюдения  налоговой тайны;
13. требовать возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями  их должностных лиц.
Налогоплательщики – организации  и индивидуаль-ные предприниматели  обязаны письменно сообщать в  налоговый орган по месту учета:
1. об открытии или закрытии  счетов в кредитных организациях  – в десятидневный срок со  дня открытия или закрытия;
2. обо всех случаях  участия в российских и иностранных  организациях – не позднее  одного месяца со дня начала  такого участия;
3. обо всех обособленных  подразделениях, созданных на территории  РФ – не позднее 1 месяца  со дня их создания, реорганизации  или ликвидации;
4. об объявлении несостоятельности  (банкротстве), о ликвидации или  реорганизации – не позднее  трех дней со дня принятия  соответствующего решения;
5. об изменении своего  места нахождения или места  жит-ва – не позднее 10 дней  с момента изменения.
Налоговая ответственность  – это ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения, предусмотренные  в НК:
1. нарушение срока постановки  на налоговый учет;
2. уклонение от постановки  на налоговый учет;
3. нарушение срока сообщения  об открытии или закрытии счета  в банке;
4. непредставление налоговой  декларации;
5. грубое нарушение правил  учета доходов и расходов и  объектов налогообложения;
6. неуплата или неполная  уплата налога;
7. невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  или перечислению налога;
8. незаконное воспрепятствование  доступу должностных лиц налоговых,  таможенных органов и государственных  внебюджетных фондов на территорию  или в помещение налогоплательщика;
9. несоблюдение порядка  владения, пользования и распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест;
10. непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля. Ответственность за эти нарушения  – штрафы различной величины. Ответственность налогоплательщика  базируется на НК РФ, УК РФ, кодексе по админ правонарушений.

15. Понятие и формы налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих. Это прежде всего  виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).
НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых  правонарушений (гл. 16 НК РФ). Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает  применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредный  характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ).
Материалы проверки рассматриваются  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и  месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика  заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы  проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы  и материалы, рассматриваются в  его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит  решение:
– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они  установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые  подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения  о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику  направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
 Субъекты налогового правонарушения
Законодательство, устанавливая ответственность  за налоговые преступления, не связывает  понятие должностного лица с формальным занятием должности. Должностным признается лицо, фактически реализующее полномочия властного характера в процессе руководства порученным участком или  подчиненными работниками.
К ответственности за нарушения  налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных  лиц, так им и не обладающие могут  быть привлечены только при наличии  определенных условий – достижения установленного законом возраста и  вменяемости.
Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривают, что лицо может  быть привлечено к ответственности  с 16-летнего возраста.
С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать противоправность своих  поступков. Налоговое законодательство довольно сложно для понимания. Способность  человека отдавать отчет в своих  действиях и руководить ими определяется не только его возрастом. Другим признаком  является вменяемость, т. е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.
Невменяемый не может нести ответственности  за правонарушение, поскольку в его  совершении не участвовали его сознание или воля.
Существует мнение, что вменяемость  характеризует не субъект правонарушения, а субъективную сторону, поскольку  определяет психическое отношение  лица к содеянному. Эта позиция  нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 НК РФ способность лица отдавать себе отчет в своих действиях  или руководить ими характеризует  субъективную сторону нарушения  налогового законодательства.
Вряд ли можно согласиться с  таким подходом. Субъективная сторона  предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных  состояниях. Вменяемость характеризует  самого человека как здорового или  больного.
Можно сделать вывод, что субъектом  ответственности за нарушения налогового законодательства является вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях  субъект может иметь дополнительные признаки (статус должностного лица и  т. п.).
Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К  организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также международные организации, их филиалы и представительства.
Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых  агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, ответственность  несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета.

Налоговые правонарушения

Противоправное поведение имеет  две формы – действие и бездействие, которые обобщенно называют деянием.
Нарушения норм налогового законодательства могут совершаться как действием  лица, так и его бездействием. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение  от постановки на учет, непредставление  налоговой декларации – примеры  нарушений законодательных требований бездействием.
Грубое нарушение правил учета  доходов, расходов, объектов налогообложения  может быть совершено действием (неправильное отражение хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского учета) и бездействием (недокументирование и неотражение в учете хозяйственных  операций).
Объективная сторона правонарушения характеризуется двумя группами признаков – обязательными и  факультативными.
К обязательным признакам относятся: общественно опасное деяние, общественно  опасные последствия, причинная  связь между деянием и наступившими последствиями. Совокупность этих признаков  – необходимое условие всестороннего  описания наказуемого поведения.
Некоторые правонарушения влекут материальные последствия (причинение вреда здоровью, повреждение или уничтожение  имущества и т. п.). Вредность материальных последствий является обязательным признаком таких правонарушений. Одни и те же действия могут признаваться или не признаваться правонарушением в зависимости от того, наступили ли определенные законом вредные последствия. Это так называемые материальные правонарушения.
Основные составы нарушений  налогового законодательства связаны  с невыполнением обязательства  полностью и своевременно уплачивать налоги. В этом случае налицо вредные  материальные последствия совершенных  действий. Такие последствия обязательно  наказуемы привлечением нарушителей  к ответственности.
Например, ст. 122 НК РФ в качестве наказуемых деяний называет занижение налоговой  базы, иное неправильное исчисление налога, иные неправомерные действия. Статья указывает и на последствия этих действий – неуплату или неполную уплату налога. Причем занижение налоговой  базы и неуплата налога не только должны фактически иметь место, но и быть связаны между собой. Если налогоплательщик занизил базу для исчисления налога на имущество, но это по каким-то причинам не привело к недоимке, и в то же время у него есть недоплата  по налогу на прибыль, то, очевидно, причинной  связи между деянием и последствиями  нет. В такой ситуации нет единства признаков объективной стороны правонарушения, а значит, нет и самого нарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Правонарушения могут быть и  нематериальными (формальными). Иногда законодатель прямо не указывает  на вредные последствия деяния. Например, согласно ст. 120 НК РФ наказуемым является грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В статье не указываются  вредные последствия, которые должны наступить в результате таких  действий. Однако в данном случае вредным  последствием является не реальный ущерб (в виде недоимки), а угроза, опасность  вреда (создание затруднительных условий  для проведения налогового контроля, предпосылок для неправильного  исчисления налогов и т. п.). Иными словами, вредные последствия могут различаться по степени реализации вовне.

Общее понятие и  способы уклонения от уплаты налогов 

Среди основ уклонения от уплаты налогов можно выделить следующее:
1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.»
Правовая норма об ответственности  за нарушение налогового законодательства должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения. Иными  словами, должна быть установлена объективная  сторона правонарушения. Это обязательное условие, с одной стороны ограничивающее административное усмотрение при наложении взысканий, с другой – исключающее лазейки для избежания ответственности.
Например, ст. 120 НК РФ устанавливает  ответственность за грубое нарушение  организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения. Без  четкого определения, в чем же конкретно состоит грубое нарушение  правил учета, применение указанной  статьи привело бы к произвольному  расширению числа наказуемых поступков. Поэтому законодатель определил, что  под грубым нарушением правил учета  для целей указанной статьи НК РФ понимается отсутствие первичных  документов, счетов-фактур, регистров  бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение  календарного года) несвоевременное  или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16. Ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений.
       Налоговое правонарушение - в РФ - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность. При выявлении правона-ий. нал-выми органами применяется меры ответств-ти: 1.штрафные санкции: уклонение от постановки на учет и нарушение сроков постановки на учет в нал-вые органы; нарушение срока предоставления сведений об открытии (закрытии) счетов в банке; непредставление налоговой декларации; неуплата или неполная уплата сумм налогов; сокрытие налогопл-ком своего им-ва. 2.фин. ответст-ть - обычная ответств-ть: а) пеня 1/300 ставки рефинансирования; б) невыполнение обязанности по удержанию или перечисление суммы нал-в – 20% от суммы нал-в; в) непредставление в нал. орган документов 3.административные штрафы – накладываются на должностных лиц орг-ции, виновных в непредставлении, несвоевременном или некорректном представлении, умышленном искажении бух. отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др. док-тов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет. Размер штрафа – в 1-й раз – 2-5 МРОТ, повторно – 5-10 МРОТ. 4.уголовная ответств-ть за нал-е преступления устан-на УК РФ статьи 198, 199. Ответств-ть должностных лиц нал. органов за убытки, прич. налогопл-ку вследствие своих неправомерных решений и действий (бездействий) подлежат возмещению за счет ср-в бюджета.

17. Понятие налоговой декларации, внесение изменений и дополнений в неё.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый  орган лично или через его  представителя. Налоговая декларация представляется в налоговый орган  по месту учета налогоплательщика  по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются  налоговыми органами бесплатно.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается  дата отправки почтового отправления  с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления  считается дата ее отправки.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам  идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать  от налогоплательщика включения  в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и  уплатой налогов.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения  сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока  подачи налоговой декларации, она  считается поданной в день подачи заявления.
Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока  подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление  было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым  органом ошибок, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если же заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока  подачи налоговой декларации и срока  уплаты налога, то налогоплательщик освобождается  от ответственности, если указанное  заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым  органом ошибок и неточностей, либо о назначении выездной налоговой  проверки.
Налогоплательщик освобождается  от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Также может возникнуть и уголовная  ответственность – в ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:
– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
– включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Налоговые органы в РФ, их основные задачи и функции, взаимодействие налоговых органов с другими гос. органами.

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  налогов и сборов (ФНС Российской Федерации), и его территориальные  органы.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– проводить налоговые проверки;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– создавать налоговые посты;
– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.
Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):
– соблюдать законодательство о налогах и сборах;
– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
– соблюдать налоговую тайну;
– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК РФ):
– действовать в строгом соответствии с законодательством о налогах и сборах;
– реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
– корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19.Организация и проведение выездной налоговой проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и  сборах. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании  решения руководителя налогового органа. В случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая  проверка может проводиться по месту  нахождения налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый  орган по месту нахождения организации  или по месту жительства физического  лица, если иное не предусмотрено настоящим  пунктом.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика  может проводиться по одному или  нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой  проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и  тем же налогам за один и тот  же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а  в исключительных случаях - до шести  месяцев.
В рамках выездной налоговой  проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и  представительств налогоплательщика. При этом срок проверки не может  превышать один месяц.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных  лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением  и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика  могут быть истребованы документы, необходимые для проверки. Ознакомление должностных лиц налоговых органов  с подлинниками документов допускается  только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту  нахождения налогового органа. При  необходимости уполномоченные должностные  лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут  проводить инвентаризацию имущества  налогоплательщика, а также производить  осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для  извлечения дохода либо связанных с  содержанием объектов налогообложения.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных  лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие  о совершении правонарушений, могут  быть уничтожены, сокрыты, изменены или  заменены, производится выемка этих документов в порядке.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий  обязан составить справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику  или его представителю.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20. Организация и проведение камеральной налоговой проверки
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым  агентом законодательства о налогах  и сборах. Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а  также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием представить в  течение пяти дней необходимые пояснения  или внести соответствующие исправления  в установленный срок. Налогоплательщик, при этом, вправе дополнительно представить  в налоговый орган выписки  из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую  проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и  документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны составить  акт проверки.
При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти  налоговые льготы.

22.Понятие упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения  организациями и индивидуальными  предпринимателями применяется  наряду с общей системой налогообложения  предусмотренной законодательством  РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения  или возврат к общему режиму налогообложения  осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями  добровольно в порядке, предусмотренном  гл. 26,2 НК РФ.
Налогоплательщиками признаются организации  и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения  и применяющие ее в порядке, установленном  настоящей главой.
Организация имеет право перейти  на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход  от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии сгл. 26.1 НК РФ;
14) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в  период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с  которого налогоплательщики переходят  на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту  своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации  в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев  текущего года.
Применение упрощенной системы  налогообложения предусматривает  освобождение от уплаты следующих налогов:
1)налог на прибыль организаций;
2)НДС, за исключением  НДС, подлежащего уплате при  ввозе товаров на таможенную  территорию;
3)Налог на имущество  организаций
4)ЕСН
Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  РФ.
Выбор объекта налогообложения  осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором  впервые применена упрощенная система  налогообложения. В случае изменения  избранного объекта налогообложения  после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения  налогоплательщик обязан уведомить  об этом налоговый орган до 20 декабря  года, предшествующего году, в котором  впервые применена упрощенная система  налогообложения.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения  с начала того квартала, в котором  допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Объектом налогообложения  признаются:
1)доходы (налоговая ставка  – 6%);
2)доходы, уменьшенные на  величину расходов (налоговая ставка 15%).
Налоговый период –год.
Отчетные периоды –  первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

23. Понятие единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Единый налог на вмененный доход  может применяться по решению  субъекта Российской Федерации в  отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:1) оказания бытовых услуг;2) оказания ветеринарных услуг; 3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; 5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Кроме того, организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не приз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.