На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая защита персональных данных в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  
Алтайский государственный университет 
Исторический факультет 
Кафедра архивоведения и исторической информатики
 
 
 

Правовая  защита персональных данных в РФ 
(Курсовая работа)

                   
                   
                   
                  Выполнила студентка 
                  1 курса 194 группы 
                  Никифорова К.А.

                  ________________________
                    (подпись)
                   
                  Научный руководитель  
                  к.и.н., ст. преп. Сарафанов Д.Е. 
                  ________________________

                    (подпись)
                   
                  Работа  защищена 
                  «____»___________2010 г.

                  Оценка _________________
 
                                                           Барнаул 2010
Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие  «персональные данные» в отечественном законодательстве и научной литературе…………………………………………………………...…………..6
      Определение понятия «персональные данные» в законодательстве………………6
      Определение понятия «персональные данные» в научной литературе………….13
Глава 2 Защита персональных данных и ответственность за нарушение работы с ними....................................................................................................................................17
      Правовые меры по защите персональных данных...………………………………17
      Ответственность за нарушение работы с персональными данными……….…….24
Заключение  ……………………………………………………………………………....28
Список источников и литературы ……………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     С течением времени у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления  соответствующих норм в законе. Основной объект на сегодняшний день – это  информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине  данные сами по себе приобретают высокую  ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность.
     В виду вышесказанного, законодательными актами, как в России, так и  зарубежных стран предусматривают  немалое количество норм, направленных на регулирование создания, пользования, передачи и защиты информации во всех ее формах.
     Особой  ценностью обладает информация, несущая  в себе данные о личной, индивидуальной или семейной жизни человека. Ст.2 Конституции Российской Федерации  закрепляет основной принцип современного демократического общества: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1. Соответственно и информация, непосредственно затрагивающая частные интересы человека должны уважаться и защищаться государством.
     Цель  работы заключается в исследовании правовой защиты персональных данных в РФ. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
      на основе анализа научных работ и законодательств изучить содержание понятия «персональные данные»;
      изучить различные аспекты защиты персональных данных
 
 
 
     Историография. “Персональные данные” рассматриваются как информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие2. В современном мире к защите этих сведений предъявляют все большие требования, к обеспечению гарантий по их сохранности и неразглашению относятся очень серьезно.                                                                                                                                          
     А.Г. Саидов посвятил свой труд вопросам информационной безопасности, правовому регулированию  и компонентам системы информационной безопасности государства. Предметом  его исследования выступает содержание и значение конституционно-правовых норм, обеспечивающих создание системы  информационной безопасности личности, российского общества и государства. Абдулмуталиб Гасанович внес немалый  вклад в исследование правовой защиты персональных данных и информационной безопасности в целом. По мнению   А.Г.Саидова, главное, чего не хватает российскому законодательству (и что можно почерпнуть из зарубежного опыта), это позитивной (некарательной) направленности3. Защита персональных данных – это новая область деятельности, здесь важно научить, разъяснить, помочь, а не запретить и наказать.
     Автор считает необходимым принятие Федерального закона «О неприкосновенности частной  жизни», в котором бы устанавливался исчерпывающий перечень случаев  ограничении прав в соответствии с конституционными основаниями  и решениями Европейского суда по правам человека. По мнению Саидова, государство  должно создавать условия для  обеспечения защиты персональных данных каждого гражданина Российской Федерации.
     В работе В.Я. Ярочкина «Информационная безопасность», персональные данные относятся к тому типу информации, которым необходима правовая защита. Он рассматривает необходимость правовой защиты персональных данных человека и гражданина, доказывает важность сохранности личной информации. Автор перечисляет виды правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации, и другие средства, направленные на сокрытие персональных данных4. В его работе можно увидеть и угрозы конфиденциальной информации, а также виды таких угроз, приводящие к неправомерному овладению охраняемыми сведениями. В заключении, Владимир Иванович перечислил рекомендации по обеспечению защиты информации.                                                                                                          
     В целом, можно сказать, что труд В.И.  Ярочкина направлен на характеристику и полное описание охраны безопасности персональных данных и  других видов  конфиденциальной информации.
     В исследовании  В.В. Полякова и  В.А. Мазурова  «Проблемы правовой и  технической защиты информации»  идет речь о создании и применении эффективных методов и средств  для обеспечения информационной безопасности. Отдельной важной задачей, исследуемой в этом сборнике, является подготовка специалистов по защите информации5.Авторы отмечают, что квалифицированных специалистов по информационной безопасности не хватает. Это связано в значительной степени с большими требованиями, предъявляемыми к ним.
     В «Большом справочнике кадровика», автором которого является Н.А.Алимова, рассматриваются проблемы защиты персональных данных работника (на мой взгляд, они относятся к разновидностям персональных данных в целом). Н.А. Алимова, разъясняет, что такое персональные данные работника, для чего они нужны, каким образом они охраняются, какие требования должен выполнять работодатель при обработке данных работника при приеме на работу6. В данной работе говориться о том, что порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований  ТК РФ и иных федеральных законов. Н.А. Алимова исследовала в своей работе сами правила передачи персональных данных работника и необходимые для этого требования. Немаловажным аспектом исследования данной темы в работе является порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за невыполнение обязанностей и требований по хранению и обеспечению безопасности персональных данных работника, а также формы такой ответственности.
     В.А. Мазуров в своем труде «Уголовно-правовые аспекты информационной безопасности»  рассматривает понятие и принципы информационной безопасности, основные направления развития законодательства об информации, а также правовое понятие  и классификацию охраняемой законом информации. Он выделил различные  меры по обеспечению защиты конфиденциальных данных, а также раскрыл определение  и классификацию возможных угроз  безопасности7. Особой частью его работы является исследование и описание уголовно-правовой защиты информации ограниченного доступа. В.А. Мазуров изучает и характеризует объект и предмет преступлений, посягающих на тайну частной  жизни. Раскрывает объективную сторону составов преступлений, посягающих  на неприкосновенность частной жизни, разъясняет в каком случае наступает правонарушение в сфере информационной защиты, и перечисляет формы ответственности за нарушение тайны о персональных данных, в соответствии со статьями УК РФ.
     В целом, можно сказать, что тема, касающаяся персональных данных и их защиты, изучена  довольно хорошо и тщательно. В большом количестве работ содержится информация о классификации, охраняемой законом информации, о видах правовых актов, направленных на сохранение безопасности персональных данных, о методах и способах защиты, о типах угроз, о видах ответственности за нарушение работы с персональными данными. Обилие такой информации способствует увеличению степени и качества защиты персональных данных. 
 
 
 
 

Глава 1
    Понятие «персональные данные»  в отечественном  законодательстве и  научной литературе. 

         1.1. Определение понятия «персональные данные» в законодательстве.
     В современном мире к защите персональных данных относятся очень серьезно. Нормативные акты, регулирующие обеспечение их сохранности предусмотрены не только национальным законодательством, но и международными актами.
           Всеобщая декларация прав человека является одним из важнейших документов в истории человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию.
    Статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»8.
    Право на уважение к личной и семейной жизни содержится так же и в  Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой так же говориться о том, что «Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц» 9. Конвенция была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года в Риме. Российская Федерация ратифицировала ее, приняв Федеральный закон № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г.
     Спустя  некоторое время закрепление политических прав человека, право неприкосновенности личной жизни было подтверждено Международным пактом о гражданских и политических правах10.
     Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года в Нью-Йорке. СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
     Эти международные правовые акты заложили основу создания национальных правовых систем.  В Российской Федерации на ряду с международными правовыми актами сохранность персональных данных обеспечивается отечественными нормативными актами.
     Во-первых это Конституция РФ11. В ее положениях признается не только само право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст.23), но и обеспечивающие это право дополнительные гарантии. В соответствии со ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, Российская Федерация не только устанавливает право, но и обязуется защищать его; ставит интересы человека и гражданина на ступень выше, чем интересы государства, общества, либо общественных или коммерческих организаций. Ч.1 ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. И, наконец, согласно ст. 46 каждому гарантируется судебная защита его прав, в том числе в межгосударственных органах.
     Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, ее прямое действие применяется на территории всей страны, любые законы, применяемые в стране не должны противоречить Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются основной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора12.
         8 июля 2006 года Государственной думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну13. Данный закон дает определение понятию «персональные данные», а так же другим основным понятиям, используемым в Федеральном законе. Также, в законе рассматривается его сфера действия, принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, обязанности оператора14, контроль и надзор за обработкой персональных данных, ответственность за нарушение требований за нарушение настоящего Федерального закона.
     Следуя  статье 3 Федерального закона, персональные данные - любая информация, относящаяся  к определенному или определяемому  на основании такой информации физическому  лицу (субъекту персональных данных), в  том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное  положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
     20.02.1995 г.  был утвержден Федеральный  закон N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в котором в ч. 1 ст. 11 было определено, что персональные данные являются конфиденциальной информацией, а ч. 3 этой же статьи предупреждает о наступлении ответственности юридических и физических лиц за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Также в этом законе было дано понятие «персональные данные», оно определялось как «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность»15. В настоящее время данный закон не действует, его заменил Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. N149-ФЗ.
       В ст.2 нового закона об информации рассмотрены основные понятия, используемые в данном законе, а в ст. 3 говориться о правовом регулировании отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защите информации. В этой статье говориться о том, что ограничения доступа к информации может устанавливаться только федеральным законом. Конкретного понятия персональных данный в этом законе нет, очевидно, потому что был утвержден Федеральный закон «О персональных данных».
         В статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и  защите информации», сказано:  «информация в зависимости от  категории доступа к ней подразделяется  на общедоступную информацию, а  также на информацию, доступ к  которой ограничен федеральными  законами (информация ограниченного  доступа)». 
     Общедоступная информация – это та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация о состоянии окружающей среды, о  деятельности органов государственной  власти  и органов местного самоуправления, документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так  же в эту категорию можно отнести  нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, правовое положение  организаций и полномочия государственных  органов, органов местного самоуправления.
     Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для  ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь  информация ограниченного доступа  подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).
     22 октября 2002 года был принят  Федеральный Закон N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».  Этот закон регулирует  отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда нашей страны и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Данный закон в 3 статье рассматривает такие понятия, как документы по личному составу (отражающие трудовые отношения работника с работодателем), особо ценный документ (документ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования), уникальный документ (особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности) и т.д. Также в этом законе выделяются архивные документы, относящиеся к государственной собственности, а так же муниципальной и частной16. В ст. 10 поясняются особенности положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации или муниципальных образований. Глава 6 посвящена сфере доступа к архивным документам и их использованию. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Но существует и ограничение на доступ к архивным  документам, которые рассматриваются в 25 статье. В данной статье сказано, что Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности, также в данной статье сказано, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов.  
     ФЗ  РФ “Об оперативно - розыскной деятельности”  от 12 августа 1995 № 144-ФЗ предусмотрены  ограничения конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и  иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи  на основании судебного решения  и только при наличии информации о подготовке, совершении или совершенном  противоправном деянии либо о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации.
     Данный  нормативный устанавливает исчерпывающий  перечень оперативно - розыскных мероприятий  и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Он разрешает  иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к  стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и  юридических лиц, предоставляющих  услуги связи; снятия информации с технических  каналов связи только лишь органам  ФСБ и МВД, которые могут предоставлять  эти силы и средства на основе специальных  соглашений или межведомственных нормативных  актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность17. Но органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции18.
     Сфера отношений, касающаяся персональных данных работника регулируется гл.14 Трудового  кодекса  Российской Федерации. Где установлено понятие персональных данных работника, установлен порядок работы с ними и закрепляется ответственность работодателя за нарушение соответствующих норм. В Трудовом кодексе говориться, что  персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника19.
    В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 5.12.2001 г.  также затрагивается  сфера персональных данных. В ст. 13 говорится о тайне переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В  данной статье сказано о том, что  наложение ареста на почтовые и телеграфные  отправления и их выемка в учреждениях  связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться  только на основании судебного решения20.
       Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К видам конфиденциальной информации можно отнести следующее:
    Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
    Тайна следствия и судопроизводства - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
    Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);
    Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
    Сведения о сущности изобретения - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
    Перечень  сведений, отнесенных к государственной  тайне опубликован в ст. 5 Закона РФ N 5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне». Согласно данному закону к таким сведениям относятся: сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. В ст. 2 раскрывается понятие государственной тайны – «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». В данном законе также говориться о рассекречивании, защите, распоряжении сведениями, относящихся к государственной тайне.
     Федеральный закон Российской Федерации  «О коммерческой тайне» рассматривает  и регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей  такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса  интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно данному закону «коммерческая тайна  – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  доходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или  получить иную коммерческую выгоду»21. А также рассматриваются понятия режима коммерческой тайны; обладателя такой информации; передачи и предоставления информации, составляющей коммерческую тайну и т.д. В ст. 5 перечислены данные, которые не могут составлять коммерческую тайну. В Федеральном законе «О коммерческой тайне» сказано также и об охране конфиденциальности информации и последствиях невыполнения необходимых мер по охране такой информации.
     В Федеральном законе «О кредитных  историях» говорится о создании единой системы формирования, хранения и раскрытия информации о добросовестности  исполнения заемщиками обязательств перед  кредиторами. Нормами закона вводится легальное определение кредитной  истории, регламентируется ее состав, порядок формирования, основания  хранения и использования кредитных  историй, а также круг субъектов  данных правоотношений, в состав которых  входят: заемщики, бюро кредитных историй, пользователей кредитных историй, Центральный каталог кредитных  историй22.
     2.02.2010 года  вышел приказ Федеральной  службы по техническому и экспортному  контролю (ФСТЭК России) N 58 об  утверждении  положения  о методах  и способах  защиты  информации  в  информационных системах персональных данных. Это положение было разработано в соответствии с Положением об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 48, ст. 6001). Данное положение устанавливает методы и способы защиты информации, применяемые для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных  государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных. В настоящем Положении не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, а также вопросы применения криптографических методов и способов защиты информации.
         1.2. Определение понятия «персональные данные» в научной литературе
     В юридической литературе представлена неоднозначная классификация охраняемой законом информации (сведений).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.