На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Программа развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Программа развития туризма  в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии  г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".
Аппарат Акима г. Алматы придает особое значение дальнейшему развитию туризма, видя в нем фактор, способный позитивно повлиять в будущем на решение многих социально-экономический проблем города.
Вплоть  до настоящего времени значимость туристской отрасли в экономике страны  не имела реальной финансовой поддержки. Эти причины отодвигали вопросы развития туристской отрасли на дальний план. Кроме того, падение жизненного уровня населения в течение почти десятилетнего периода и разрыв региональных связей бывшего Советского Союза, разрушивших прежде единое туристское пространство, существенно сократили базу казахстанского туризма, в том числе и г. Алматы.
В то же время на уровне государства  признавалась важность развития  туризма. В Казахстане был принят ряд мер в этом направлении:
-         начато формирование законодательной базы туризма;
-         упрощены  поездки граждан Республики Казахстан за рубеж и зарубежных туристов в Казахстан;
- созданы определенные  условия для развития частного  предпринимательства и привлечения  инвестиций, в том числе и в  сфере туризма;
- созданы государственные  и местные органы управления  туристской отраслью.
Следовательно, недостаточное  внимание к отрасли со стороны  государственных структур, выражающееся, в первую очередь, в том, что для  туристской индустрии не созданы  реальные приоритетные экономические  и правовые условия развития, объясняется  не отсутствием желания развивать  туристскую отрасль, а историческими, экономическими и прочими объективными причинами. Относительная экономическая  и политическая стабилизация, проявившаяся в последние годы, создала условия, позволяющие вернуться к нерешенным ранее вопросам. В первую очередь, необходимо:
-                 комплексное и поэтапное развитие туризма г. Алматы с последующей интеграцией в международный рынок туристских услуг;
-                 активизация совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу туризма в изменившихся экономических условиях;
-                 формирование системы подготовки кадров для всех уровней гостинично-туристского комплекса города;
-                 создание действенных структур и механизмов  управления высокоэффективным и конкурентоспособным туристским комплексом;
-                 определение реальных приоритетов в развитии туристской отрасли в динамично меняющихся условиях;
-                 определение механизмов, путей и средств реализации Программы развития туризма г. Алматы на период 2004-2010 гг.
В условиях изменившегося  статуса и социально-экономических  ориентиров развития г. Алматы, Акимат считает туризм в числе приоритетных направлений развития экономики города. В связи с чем, в  развитии туризма определены:
приоритеты  первого этапа:
1.     усиление взаимодействия и координации местных органов власти Алматы и Алматинской области при формировании положительного имиджа региона;
2.     создание экономических и правовых условий для развития туризма;
3.     создание системы подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы туризма;
4.     создание кадастра туристских ресурсов города и области;
5.     стимулирование развития рекламно-информационной деятельности, инфраструктуры и материальной базы туризма;
приоритеты  второго этапа:
1.     формирование конкурентоспособной туристской отрасли, удовлетворяющей спрос отечественных и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах;
2.      превращение туризма в доходный межотраслевой сектор экономики.
В этих целях Программой развития туризма г. Алматы на перспективу разработаны меры, предусматривающие:
формирование индустрии  туризма на основе совершенствования  работы гостиниц и предприятий транспорта, туристского сервиса, общественного  питания, досуга и развлечений, информационной службы, медицинского обслуживания, обеспечения  безопасности туристов;
сервисное туристское обслуживание в аэропорту, железнодорожных и  автовокзалах г. Алматы:
создание привлекательного туристского продукта;
реализацию Государственной  программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного  наследия тюркоязычных государств, развитие инфраструктуры туризма";
создание туристского  информационного центра;
создание единой интерактивной  электронной информационной системы по туристским ресурсам города и окрестностей;
активную  рекламно-информационную деятельность;
разработку программ перспективного развития внутреннего и въездного  туризма, в первую очередь, экологического, паломнического, бизнес-туризма, социального, включая спортивный и  детско-юношеский туризм;
развитие экскурсионной  деятельности, введение  дисконтной карточки "Гость Алматы", создание в городе экскурсионного бюро, профессиональных служб сопровождения;
мониторинг и координацию  деятельности туристских организаций, оказание поддержки развитию малого предпринимательства путем контроля за применением нормативных актов, направленных на защиту предпринимателей, занятых в сфере туризма;
проведение маркетинговых  исследований для определения ниши города на внутреннем и международном  рынках туристских услуг;
внедрение системы учета  реальных доходов и расходов туристского  рынка для обеспечения прозрачности и прогнозирования его развития;
создание условий для  активизации  инвестиционной деятельности в сферу туризма и отдыха;
совершенствование системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации туристских кадров.
Сфера туристских услуг охватывает практически весь спектр бытовых  и коммунальных служб города, растущую сеть гостиниц и ресторанов, учреждений отдыха и развлечения. Развитие туризма  будет напрямую зависеть от эффективности  функционирования и качества услуг  в указанных отраслях и в то же время позволит оплачивать затраты, а в случае роста потока туристов - стимулировать формирование гостинично-туристского комплекса путем увеличения доходов от туризма.
В условиях г. Алматы развитие туризма – практически единственная возможность дать существенный импульс развитию всех сфер города без значительных капитальных вложений и ущерба для сложной экологической ситуации. Во многих странах мира, туризм является наиболее приемлемым направлением устойчивого экономического развития. Принципы устойчивого развития, положенные в основу всех современных туристских программ, требуют сочетать деятельность по формированию туристских комплексов с мероприятиями по охране природной среды, культурного и исторического наследия региона, без которых немыслимо само существование туризма.
Сделав ставку на устойчивое развитие в южной столице туризма, Акимат г. Алматы считает, что принимаемый комплекс мер позволит обеспечить для этого необходимые условия.
3.     АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА г Алматы
Анализ официальных статистических данных за 2003 год  показывает, что за период с 2002 по 2003 г.г. динамика обслуживания туристов и экскурсантов в г. Алматы заметно изменилась. По сравнению с 2002 годом объем обслуженных туристов и экскурсантов в 2003 году возрос с 79,3 тыс. до 100205 чел  в 2003году, в том числе  по линии въездного туризма обслужено – 41705 чел.,   выездного – 42270 чел., внутреннего – 16260 чел.
Доходы от туризма  в г. Алматы  (от реализации работ, услуг) в 2003 году составили 2,7 млрд. тенге,  расходы на оплату труда работников – 337667,7 млн. тенге,  перечисления в бюджет  – 309416,0 млн. тенге.
3.1. Туристские  потоки
Тенденция развития внутреннего туризма в г. Алматы с 1999 по 2003 годы имела нестабильный характер. Если в 1999 году во внутреннем туризме было обслужено 3648 человек, в 2000 году – 8650 чел., в 2001 году – 7990 чел.,  в 2002 году -  14463 чел., а в 2003 году – 16260. При всех изменениях социально-экономического положения в республике, отражавшихся на резких  колебаниях общего туристского потока,   показатель  внутреннего туризма возрос в 4 раза.
Стоимость путевок за 2003 год  составила 1078147,0 тыс. тенге., что   на 160547 тыс.  тенге,  больше, чем в 2002 году. Объем визовых услуг 17599,4 тыс. тенге, экскурсионных  услуг 20124,3 тыс. тенге, услуг по бронированию 754392,5.
Наряду с внутренним, въездной туризм является наиболее перспективным и главным источником дохода от туристской деятельности турпредприятий города.
Из общего числа туристов, посетивших наш город - 41705, почти  половину составили туристы из Германии – 20647 человек (49,5 %), из Китая прибыло 3247 человек (7,8 %), США – 2696 человек  (6,5 %), Израиля – 750 (1,8 %), Литвы – 819 (1,9 %), Турции – 972  (2,3 %), Великобритании – 1728 чел (4,1%),  Италии - 906 (2,2%),  России – 852 человека (2, % ).
Из 41705 иностранцев, побывавших в 2003 году в Алматы целью 92 % туристов  было посещение Алматы.
Анализ въездного потока туристов по целям пребывания показал, что 90% нерезидентов пребывает в  Алматы с деловыми и профессиональными целями.
Число туристов-нерезидентов, прибывших в г. Алматы  воздушным транспортом в 2003 году составило 39274 чел. (95,7% к республиканскому показателю), железнодорожными – 1718 чел. (5,2%), междугородними автобусами – 96 чел. (3,8%), прочими сухопутными средствами – 617 чел. (15,7%).
Анализ показывает, что  за последние годы заметно расширилась  география въездного туризма, число  туристов из дальнего зарубежья с 2000 по 2003 год увеличилось с 20759 до 40078 чел. или на 193 %. В то же время доля туристов из стран СНГ снизилась  с 1653  чел. в 2000 году до 1627 человек в 2003 году, практически не значительно.
 
Выездной  туризм
Из 94692 туристов, выезжавших в 2003 году за пределы Казахстана,  42240 чел, т.е. почти половина – алматинцы.
Основным источником доходов  алматинских туристских фирм является выездной туризм, доля его в общем объеме доходов  от этого вида деятельности составила 1469280,2 тыс. тенге, 79,7 %, в том числе  за счет вывоза в страны дальнего зарубежья – 1258654,1 тыс тегне или 85,7 %.
Целью значительной массы  алматинцев, выезжавших за рубеж (57 %), являлись досуг, рекреация и отдых, около 8,4 % - навещали родственников и друзей, 6,1% составили деловые и профессиональные поездки,  23,9%  преследовали коммерческие цели.
Число выезжавших за границу из г. Алматы по туристским путевкам в последние годы заметно изменялось. Если в 1999 году было отправлено за рубеж 64162 туриста, в 2000 году – 40977, в 2001 году – 8955, в 2002 году – 37464, в 2003 году – 42240.   По сравнению с 1999 годом поток туристов ниже  почти на 35%. Одна из причин снижения этих объемов связана с сокращением числа услуг по организации шоп-туризма.
Наибольшей популярностью, как средство передвижения, среди  туристов пользуется воздушный транспорт, им перевезено 96,7 % туристов-нерезидентов и 70,2 % - резидентов, железнодорожный  транспорт не популярен даже во внутреннем туризме.
В 2003 году наиболее посещаемыми  алматинцами странами стали: Германия – ее посетило 5668  человек (15,2 % от общего числа туристов-резидентов), Китай – 10841 человек (29%),  Турция – 7194 человек (19,3 %), Объединенные Арабские Эмираты – 2687  человек (7,2 %), Таиланд – 1424  человек (3,8 %),  Франция – 1054 человек  (2,8 %), Литва – 1329 человек (3,6 %). В 2002  году, в части посещаемости, лидировали эти же страны.
Из государств дальнего зарубежья  наибольшей популярностью среди  жителей г. Алматы пользуются Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Таиланд.
Количество дней пребывания казахстанских туристов в странах  СНГ в среднем составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья  – 7 дней. При этом целями выезда являются деловые и  профессиональные цели (73,2 %), досуг и отдых (16,5 %).
Наибольший доход от деятельности туристских организаций
г. Алматы в 2003 г получен по линии выездного туризма – 1469280,2 тыс тенге или 79,8 %, въездной туризм принес 166747,1 тыс тенге или 9,5 % дохода,  внутренний туризм – 205812,6 тыс.тенге  или 1,17 %.
В 2003 году в доход страны от  туристской деятельности   предприятий частной формы собственности поступило 1797962,9 млн. тенге  или 97,6 % общей суммы дохода от туризма.
3.2. Туристские  организации г. Алматы
На 1 января 2004 года в Казахстане действовало 713  туристских фирм и агентств, основными видом деятельности которых является туризм, из них в г. Алматы перед органами статистики отчитались 494 туристских фирм и агентств. Их  удельный вес  составил 69,3 % от числа всех фирм, осуществляющих туристскую деятельность в Казахстане.
На туристском рынке г. Алматы осуществляют деятельность  туристские организации и с иностранным участием,  филиалы иностранных компаний.
Туристские организации  г. Алматы сотрудничают с 80-ю странами мира, развивают все виды, начиная с культурно-познавательного, этнического, экологического, оздоровительного, спортивного, охотничьего, заканчивая паломническим и другими видами туризма.
Вместе с тем, в г. Алматы недостаточно уделяется внимания развитию социального туризма, в том числе для групп лиц с ограниченными доходами и возможностями (инвалидов), пенсионеров, детско-юношеского, спортивного, являющихся основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
До сих пор не достаточно четко  регламентированы взаимоотношения субъектов туристской деятельности, в которые они вступают по поводу предоставления и потребления гостинично-туристских услуг. Поэтому необходимо определить правовые взаимоотношения клиента и предприятий гостинично-туристского комплекса, конкретизировать требования к содержанию договоров, заключаемых между турагентствами, гостиницами и клиентами, регламентировать содержание договоров, заключаемых организаторами туристской деятельности между собой. Важно, чтобы эти положения опирались на существующие законодательные нормы, закрепленные в законах Республики Казахстан "О защите прав потребителей", "О туристской деятельности в Республике Казахстан",
«Об обязательном страховании  гражданско-правовой ответственности  туроператора и турагента», "О рекламе", иных законах и нормативно-правовых актах.
Сформулированные в общем  виде, они могут и должны быть затем конкретизированы и дополнены в подзаконных актах, издаваемых органом исполнительной власти в пределах своей компетенции.
3.3. Общественные организации  в туризме
В международном, внутреннем и спортивном туризме г. Алматы  активно участвуют многие общественные организации в туризме: Казахстанская туристская Ассоциация, Международная общественная Академия туризма, Ассоциация туристских и гостиничных организаций, Казахстанский горный клуб, республиканская и областная федерации спортивного туризма и туристского многоборья, туристские клубы "Авиатор",  ГККП Детско-юношеский клуб физической подготовки по туризму № 10 "Романтик" и другие  городские общественные организации в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Правила образования, условия  функционирования этих организаций  определены Законом Республики Казахстан "Об общественных объединениях". Поэтому Программа развития туризма  г. Алматы на 2004-2010 г.г. отводит важное место этим организациям в структуре туристской отрасли города, считая необходимым оказание им должной поддержки. В этом направлении программой необходимо предусмотреть :
создание  ассоциаций, союзов и иных форм организации, обеспечивающих координацию и идеологию развития спортивного туризма на уровне районов и  города;
разработать правовую базу смешанного соучредительства для сферы социального и спортивного туризма (клубная система, городские центры подготовки кадров,  научные центры и т.п.);
создание общественных объединений  по развитию детско-юношеского и спортивного  туризма.
3.4. Инфраструктура  туризма
Гостиничная инфраструктура. По состоянию на 1 января 2004 года в Алматы функционировало 36 гостиниц, из них – 29 частных, 4 – государственных, 3 – принадлежат иностранцам (находятся в собственности других государств). Количество алматинских гостиниц в общем их количестве в целом по Казахстану составило 16,0 %. Доля номеров в алматинских гостиницах – 30,6 % от общего количества гостиничных номеров в республике.
Наибольшим количеством  номеров (63,2 %) располагают частные  гостиницы, единовременная вместимость  в них также больше (60,3 %). Из общего числа предоставленных койко-суток 66,4 % обеспечивают частные гостиницы. Иностранные туристы прибегают к их услугам чаще, чем к услугам государственных и иностранных гостиниц.
Несколько иначе обстоят  дела, если рассмотреть деятельность гостиниц по их размерности. Так, имея меньшее количество номеров и  койко-мест в них (37,1 и 32,1 % в общем  количестве), крупные гостиницы предоставляют 42,1 % от общего количества койко-суток, в том числе – 55,1 % - нерезидентам.
Единовременная вместимость (койко-мест) в целом по г. Алматы составила 5529 мест, число всех номеров – 3010. В 2002 году предоставлено по г. Алматы – 510546 койко-суток, из них нерезидентам – 242519.
Общая численность работающих в гостиницах по г. Алматы составляет – 2968 чел.
За  2002 год в гостиницах проживало 203,3 тыс. человек, в том числе: 95,2 тыс. человек – нерезиденты, 108,1 – резиденты, занимающиеся внутренним туризмом. Большая часть    нерезидентов (94 %), и резидентов (74,9 %) прибыли в город по служебной необходимости,  с частным визитом- 21,4 % резидентов и 2,5 %  нерезидентов,  целью почти всех остальных, проживающих в гостиницах, был туризм.
Гостиницы классифицируются следующим образом:
-         5-ти звездные – 2 ("Анкара", "Хаят Редженси");
-         4-х звездные – 2 ("Астана", "Айсер");
3-х звездные – 6 ("Медео", "Достык", "Алатау", "Казахстан", "Отрар", "Премьер Медео Интернейшнл"). Остальные гостиницы города имеют различные классификации  уровня предоставляемых услуг.
Две алматинских гостиницы ("Анкара", "Хаят Редженси") входят в международные гостиничные цепи, что говорит о высоком уровне комфорта и международных стандартах обслуживания. К сожалению не все алматинские гостиницы соответствуют этим стандартам.
Проблема повышения качества обслуживания в гостинично-туристском комплексе г Алматы приобретает особую значимость в связи с резким сокращением клиентской базы.  Перенос  столицы и резкое сокращением  командированных во все министерства и ведомства республики,  экономический кризис и падение жизненного уровня населения вызвали падение туристского потока в южную столицу в 2002 году на 33%  по сравнению с 1999 годом. Борьба за клиента должна стимулировать руководство гостиниц повышать уровень оказываемых услуг.
Несмотря на вышеуказанные  проблемы, гостинично-туристский комплекс Алматы остается высокодоходным и стабильным сегментом рынка. Доходы от эксплуатации гостиниц в 2002 году по г. Алматы составили 5,6 млрд. тенге, что составляет половину объема доходов Казахстана от эксплуатации гостиниц.
В 2003 году сумма доходов  от эксплуатации гостиниц и других мест проживания выросли относительно 2002г. на 30%; наибольший доход дали гостиницы  с ресторанами -30,9%, наименьший -  молодежные общежития и горные турбазы – 13,3%. Помимо доходов от эксплуатации, гостиницы имеют доходы от дополнительных услуг.
 
Туристская  инфраструктура
Число организаций г. Алматы, оказывающих различные услуги для туристской отрасли ежегодно растет. В 2003 году  для организации досуга туристы пользовались услугами 13 музеев,10 театров, 10 кинотеатров, 2 –х эстрадных театров, 1 заповедник и  2 национальных природных парка в непосредственной близости о т города, 7 парков отдыха и 12 санаторно-курортных учреждений. Для любителей азартного отдыха в городе работают 45 игорных заведений (казино, бильярдные).
В специализированных средствах  размещения – санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях в 2002 году осуществлено лечение 6619 чел. (5%) и  отдохнуло 973 чел. (2,9 %).
Наличие надежной связи для  обеспечения информационных потоков  является еще одним условием комфортности и безопасности отдыха. Алматы имеет развитую систему сотовой и международной связи. При подключении к линиям волоконно-оптической связи надежность, скорость и качество услуг значительно возрастет.
Поскольку главным транспортным средством передвижения по городу и  пригородам является автомобиль, то большое  значение имеет развитая сеть заправочных  станций  - 195 и станций технического обслуживания – 107.
Практически во всех частях города имеются пункты обмена валют, особенно в местах отдыха и торговли.
В Государственной  программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" предусмотрено возрождение исторических центров шелкового пути и сохранение материальных памятников культурного наследия.
3.5. Международные  связи  г. Алматы в сфере туризма
Выгодное  географическое и административно-политическое положение г. Алматы дает дополнительные возможности для увеличения потока иностранных туристов в южную столицу и развития  индустрии туризма в целом.  Большое значение для реализации потенциальных возможностей по созданию конкурентоспособной и рентабельной индустрии гостеприимства имеют хорошо налаженные международные связи г. Алматы. В этом направлении Департаментом туризма реализован ряд мер, в частности:
по приграничному сотрудничеству с соседними странами в сфере  международного туризма;
оказано содействие турфирмам  по разработке и внедрению новых  туристских маршрутов;
распространяется через  посольства зарубежных стран в Казахстане и представительства Республики Казахстан за рубежом, на международных  туристских ярмарках и выставках  рекламная продукция.
Кроме того, особое место  в развитии международного туризма  южной столицы должна занимать дальнейшая реализация трансконтинентального  международного проекта ВТО, ЮНЕСКО и ООН «Шелковый путь».
Туроператор «Туран-Азия»  совместно с ЗАО «Казахстан Темир  Жолы» организовал железнодорожные маршруты «Поезда Дружбы по Шелковому пути». В 2002 году первый международный туристский поезд  отправился по маршруту: Алматы-Тараз-Шымкент-Ташкент-Самарканд-Ургенч-Бишкек-Балыкчы-Алматы.
Планируется осуществить  второй этап по маршруту: Алматы-Тараз-Шымкент-Ташкент-Самарканд-Бухара-Серахс-Мешхед-Тегеран  и впоследствии осуществить третий этап проекта по маршруту: Алматы -Пекин.
Организован железнодорожный  маршрут «Шелковый  путь в Казахстане» в туристских поездах: Астана – Алматы -_Тараз_- Туркестан – Кзыл-Орда-Байконур – Аральск – Шымкент – Алматы – Восточный Казахстан с экскурсиями во всех пунктах маршрута.
Туроператором «Туран-Азия»  совместно с ЗАО «Казахстан Темир  Жолы» ведется разработка проекта по организации международного железнодорожного сообщения по маршруту: Алматы -Урумчи – Турфан - Дунхуань.
3.6. Экологический  туризм
За последние годы во всех странах мира наиболее стабильно  развивается экологический туризм. Для Алматы экологический туризм является составной частью сегодняшних туров по внутреннему и въездному туризму, особенно по маршрутам выходного дня, поскольку здесь сосредоточены многие красивейшие и популярные объекты туризма и отдыха.  В окрестностях города располагаются два национальных парка, один заповедник и множество заказников с большим количеством природных и историко-археологических памятников, являющихся экскурсионными объектами.
Признавая возрастающую роль экологического туризма в г. Алматы в октябре 2001 года был успешно проведен семинар ВТО «Экотуризм – инструмент устойчивого развития в 21 веке для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии». В семинаре приняли участие ведущие туроператоры Алматы и Алматинской области, специализирующиеся в экотурах, ученые и преподаватели ВУЗов, готовящих менеджеров туризма, работники охраняемых территорий.
Бурное развитие экологического туризма в пригороде г. Алматы   оказывает существенное влияние на состояние природных объектов в результате их большой популярности и посещаемости. Развитие экотуризма в пригороде сдерживается несовершенством законодательно-нормативной базы использования заповедников в Казахстане, запрещающей на территории заповедников все виды деятельности кроме научных исследований.
Противоречивые интересы охраняемых территорий и потребностей развития экотуризма Алматинской агломерации должны быть решены с учетом мирового опыта защиты природы от неконтролируемых потоков туристов путем организации экологических троп и маршрутов, строгого соблюдения правил природоохранного поведения туристов.
Экологический туризм рассматривается  в большинстве стран как фактор устойчивого развития слабо - освоенных  территорий с минимальными вложениями и сохранением местных сообществ  путем привлечения их в сферу  обслуживания экотуризма.
3.7. Инвестиции  в туризм
Современное состояние гостинично-туристского комплекса г. Алматы  не полностью отвечает требованиям  международных стандартов сферы обслуживания, отдыха и туризма. Внедрение новейших экологичных  технологий  и совершенствование существующей инфраструктуры туризма в черте города и в пригородах  требует очень значительных инвестиций.
Существующие проекты  освоение северного склона Заилийского Алатау в окрестностях города путем развития системы подвесных дорог и сети горных отелей, горнолыжных баз и турбаз предполагают   очень крупные  инвестиции и в настоящее время находятся в стадии поиска инвесторов.
В развитии инфраструктуры туризма и отдыха заинтересованы только предприятия, занимающиеся внутренним и въездным туризмом. Их деятельность основана на использовании существующих объектов инфрастуктуры и транспорта. Собственные вложения в развитие этой сферы весьма незначительны. Здесь можно отметить турфирму «Жибек-Жолы», являющуюся участником и практически основным исполнителем госпрограммы по Шелковому Пути.
Большинство турфирм города не принимают активного участия  в подготовке инвестиционных предложений поскольку существующий механизм оформления необходимой документации для получения средств из госпрограмм  или иных инвестиций очень затратный и не гарантирует возмещения потерь, а тем более получения средств.
Внутренние республиканские  инвесторы только начинают вкладывать средства в развитие гостинично-туристской инфраструктуры, в основном в восстановление санаторно-курортного комплекса и строительство спортивных объектов.
Так в «Приоритетных туристских инвестиционных проектах Казахстана»  на 2003 год  были представлены предложения по 7 проектам, из них только 3 непосредственно по туристской инфраструктуре, остальные спорт, лечение, отдых. Из них по окрестностям Алматы 3 проекта: горнолыжная база «Чимбулак»,
туристско-этнографический  комплекс «Тальхиз» и горнолыжная база «Тургень».  Это все давно известные еще с советского периода  проекты, входившие даже в государственные программы развития туризма.  Например, туристско-этнографический комплекс «Тальхиз» и горнолыжная база «Тургень».
Слабая  инвестиционная привлекательность сферы туризма и отдыха в г. Алматы и окрестностях объясняется  в целом неблагоприятным   инвестиционным имиджем республики из-за бюрократических сложностей оформления документации, значительных финансовых рисков инвесторов, жесткого налогового, финансового и валютного контроля.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ
4.1. Основные цели  Программы
Главной целью  Программы является  создание механизмов регулирования туризмом в динамично меняющихся социально-экономических условиях для успешного развития туризма в г. Алматы и формирования положительного имиджа города как центра международного туризма в  Казахстане в соответствии со статусом города республиканского значения.
Программа развития туризма  г. Алматы на 2004-2010 годы определяет основные направления практической деятельности Акимата и Департамента туризма г. Алматы в этой области, нацеленной на:
-         формирование привлекательного имиджа г. Алматы как центра международного туризма;
-         обеспечение реализации основных конституционных прав жителей южной столицы и ее гостей -  на отдых, свободное передвижение и удовлетворение разнообразных культурных, духовных, познавательных и прочих потребностей личности, связанных с путешествиями.
В решении генеральной  цели стратегического плана развития г. Алматы – повышения качества жизни всех слоев населения – туризму отведена серьезная роль, поскольку в городской экономике он должен занять приоритетное направление.   Поэтому настоящая Программа направлена  на:
- содействие  росту занятости, созданию рабочих мест в городском секторе туризма и смежных с ним секторах;
- стимулирование притока иностранной валюты и  обеспечение роста капиталовложений в местную экономику;
- стимулирование модернизации городской инфраструктуры и сферы услуг: гостиниц, ресторанов, предприятий общественного питания, транспортных организаций, средств связи и т.д.;
- создание рекреационных объектов, которыми могут пользоваться не только туристы, но и местные жители;
-   создание условий для более глубокого взаимопонимания и тесных контактов между людьми;
- обеспечение развития туризма как одной из форм воспитательной работы с подрастающим поколением, что особенно важно для гармоничного развития личности и формирования патриотизма;
- развитие понятийной базы гостинично-туристского комплекса Алматы и  нормативно-правовой основы базы его развития;
- получение городом от развития туризма экономического результата, адекватного туристским возможностям южной столицы;
- создание условий для ликвидации дефицита платежного баланса по статье «туризм» на основе разработанного комплекса мер по поддержке национального экспорта, включающих признание туристских услуг экспортными услугами и обеспечение мер по возврату средств, вкладываемых жителями Алматы в туристский сектор других регионов и стран.
Реализация Программы  развития туристской отрасли в южной  столице позволит снизить социальную напряженность и повысить уровень  жизни  населения Алматы.
4.2.         Основные задачи Программы
В соответствии поставленными  целями задачами   Программы являются:
·        усиление роли Акимата г. Алматы в  формировании положительного туристского имиджа  города и региона;
·        приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма как экономической, кадровой и социальной основы развития  инфраструктуры и сферы услуг города и региона;
·        организация  качественной подготовки  и повышения квалификации кадров для туризма в средних и высших учебных заведениях города в соответствии с требованиями госстандартов и стандартов ВТО по сложившимся направлениям специализаций учебных заведений;
·        превращение туризма в г.Алматы в  доходную   отрасль экономики путем  создания экономических и правовых  условий  для развития туризма;
·        маркетинговые исследования и мониторинг рынка туристских услуг и ресурсного потенциала  города и прилегающих территорий;
·        инвентаризация, сохранение, реконструкция и  обустройство природных, археологических и  историко-культурных  объектов и ресурсов  туризма и отдыха  г. Алматы и окрестностей как  содержательной основы развития туризма;
·        обеспечение мер для развития малого и среднего  предпринимательства в сфере туризма и сервиса;
·        активизация рекламно-информационной  деятельности на основе использования новейших технологий;
·        формирование конкурентоспособной отрасли, удовлетворяющей спрос отечественных и  зарубежных потребителей туристских услуг;
·        разработка комплекса мер по созданию новых и поддержке существующих предприятий  выпускающих сувенирную продукцию и  туристское снаряжение для увеличения занятости местного населения;
·        создание благоприятных условий для инвестиций, кредитования и иных форм поддержки на местном уровне проектов развития  гостинично-туристского комплекса и инфраструктуры г. Алматы и пригородной зоны.
·        поддержка развития социального, детско-юношеского  (школьного),   спортивного и самодеятельного туризма.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Усиление роли  Акимата г. Алматы в превращении туризма в доходную отрасль экономики и формировании положительного имиджа города как центра международного туризма
В этом направлении необходимо активнее принимать участие в  решении следующих вопросов:
-  включение в план социально-экономического развития города Алматы  разделов по формированию современного гостинично-туристского комплекса южной столицы;
-  совершенствование  нормативно-правовой базы предприниматель-ской деятельности в сфере туризма;
- сотрудничество г. Алматы в области туризма с зарубежными странами и городами-побратимами;
-    повышение  качества туристских услуг  путем совершенствования системы стандартизации и сертификации в сфере услуг;
- улучшение  системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- создание благоприятных  условий для инвестирования и  кредитования объектов инфраструктуры  и туристско-гостиничного комплекса  города и прилегающих территорий;
- обеспечение  безопасности в туризме путем создания подразделения туристской полиции в городе, а за пределами - путем  объединения  государственных, коммерческих и общественных туристских организаций осуществляющих организацию и контроль прохождения туристских маршрутов;
- развитие детско-юношеский  туризм путем восстановления  городской и районных станций  школьного туризма, туристско-спортивных  клубов, в том числе городского, районных и дворовых туристских  клубов и выделение им помещений;
- восстановление туристских  баз и  альпинистских лагерей в окрестностях  г. Алматы;
- создание  информационно-издательского  центра "Турист Алматы";
- развитие социального  туризма на уровне городского  и районных органов власти,   в первую очередь охватывающего семейный туризм, туризм среди трудных подростков, а также для людей с ограниченными жизненными возможностями;
- создание городского  общественно-государственного учебно-методического  центра по подготовке кадров для сферы спортивного туризма (гидов, инструкторов, старших инструкторов и др.) по видам туризма и направлениям деятельности;
- подготовка и повышение  квалификации специалистов с  высшим образованием для детско-юношеского  туризма;
- подготовка технико-экономических  обоснований (ТЭО) резервирования  и отвода земель и акваторий  для создания туристских центров,  новых туристских маршрутов и  сопутствующей им инфраструктуры  в границах охраняемых территорий  в окрестностях Алматы и в  Алматинской области;
-  создание городского музея туризма и альпинизма;
- организация  ярмарок  инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха для определения приоритетных направлений финансирования из различных источников;
- обеспечение координации  деятельности в сфере туризма  между заинтересованными государственными  исполнительными и другими органами, а также между государственным и частным секторами.
5.2. Продвижение  Алматы на мировой рынок культурных и туристских услуг
Наличие огромного культурно-исторического  потенциала делает перспективным продвижение  города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Основными задачами Программы в этой сфере являются:
- создание устойчивого  образа уникальности Алматы, формирование через рекламно-информационную деятельность ее имиджа как центра туристской привлекательности и доведения его через каналы распространения до потенциальных рынков как внутри страны, так и за рубежом.
В этих целях необходимо формирование единой городской системы рекламно-информационной деятельности, включающей:
- создание координационного  Совета по рекламно-информационной  деятельности Алматы;
-  подготовку и распространение брошюр, плакатов и других печатных материалов;
создание аудиовизуальных  демонстративных материалов (слайды, фильмы, видеокассеты);
публикации на туристскую тематику в газетах и журналах, рассчитанных на массового потребителя;
рекламу на радио и телевидении;
организацию рекламных поездок  по Алматы и ее окрестностям для туроператоров и турагентств,  журналистов и фотографов, занимающимися вопросами туризма;
подготовку и издание  туристских  карт, путеводителей и книг с общей информацией о городе и прилегающих районов;
развитие выставочной  деятельности;
активное участие города во всех  ежегодных международных и внутренних  выставках в качестве экспонента со своей собственной экспозицией и рекламно-информационным материалом на всех современных носителях;
превращение культурных и  спортивных событий, происходящих в  городе и в окрестностях  в туристский продукт для широких слоев населения внутри республики и за рубежом;
оказание содействия предприятиям туризма Алматы в продвижении их продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках.
5.3. Маркетинговые  исследования и мониторинг рынка
туристских услуг
Важнейшим условием развития туризма, является рынок туристских услуг.
Туристский рынок Алматы имеет три основных составляющих: территория, на которой происходит купля-продажа туристских услуг; спрос на определенный продукт и услугу; механизм движения благ и услуг на всех уровнях. Для его функционирования важно не только определять клиентуру туристского рынка города, но и совершенствовать рыночную систему экономических отношений в сфере туризма на основе изучения субъектов рынка (домохозяйство, хозяйствующие субъекты, учреждения и ведомства, регулирующие производство, распределение и потребление турпродукта).
Планирование и управление рынком туристских услуг крупнейшей агломерации Казахстана должно опираться  на результаты изучения современного состояния ресурсного потенциала, соотношения  спроса, предложений и цен на существующие услуги. В связи с этим программа  предусматривает:
- проведение обследования  всех элементов туристского рынка  и анализ его состояния в  Алматы с целью выявления основных возможностей его развития;
- оценку существующих  туристских достопримечательностей, видов и форм туризма, анализ  возможностей конкуренции с другими  туристскими центрами;
-  определение уровня туристского спроса и пропускного потенциала города;
- оценку обеспечивающей  инфраструктуры для туризма;
-  выявление целевых туристских сегментов рынка для Алматы;
- сопоставление туристских  достопримечательностей города  с потенциальными сегментами  рынка;
- анализ аккумулирования  и эффективности использования  общественных, городских, районных средств и средств туристских компаний, туристских и гостиничных ассоциаций для проведения маркетинговых исследований и осуществления рекламно-информационной деятельности по продвижению Алматы на казахстанский и мировой рынок туристских услуг в качестве единого комплексного  туристского продукта.
Для эффективного управления туристскими ресурсами необходимо:
- определение туристского  рынка и полная характеристика  туристских ресурсов Алматы и связанных с ним туристских ресурсов Семиречья,  порядка их использования и охраны;
- определение специализации  туристских предприятий;
- экономическая обоснованность  субъектов рынка туристских услуг  и имеющихся организационно-правовых  форм туристских предприятий;
- экономическая система  взаимодействия четырех основных  элементов туристского рынка:  туристского спроса, предложения  турпродукта, цены и конкуренции;
- установление цикличности  туристского рынка;
-  прогноз экономической эффективности  каждого вида деятельности туристских предприятий Алматы;
- уточнение предмета туристского  рынка Алматы, в состав которого входят:
а) объем структура и  динамика производства и потребления  туристского продукта и его заменителей;
б) уровень запасов (резервов), т.е. оценка возможностей турфирм по увеличению охвата потребителей (туристов), расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания, специализация и дифференциации обслуживания туристов;
в) движение цен; г) участники  рынка; д) характер деятельности в структуре туристского рынка;
- определение условий  использования в туристской деятельности  объектов, относящихся к туристским  ресурсам южной столицы, в рамках  полномочий органов исполнительной  и законодательной власти Алматы.
При этом в компетенцию  Программы не входит решение вопросов собственности и изменение существующих режимов природоохраорий. Вместе с тем, выделение зон высокой концентрации туристских ресурсов в городе и области, а так же применение к ним соответствующих мер регламентации (определяемых предельно допустимой нагрузкой) позволит сохранить привлекательность туристских зон и повысить эффективность их использования.
Важнейшей  составной частью  рынка туристских услуг является гостинично-туристский комплекс (ГТК) г. Алматы. Его структура тесно связана с основными видами туристской деятельности, развивающимися в Алматы, которые определяют специфику и насыщенность объектами туристской инфраструктуры основных туристских зон южной столицы. Так, например, развитие семейного туризма влечет за собой необходимость решать проблему отдыха и развлечений для жителей и гостей города.
 
5.4. Развитие инфраструктуры  туризма
 
Мировой опыт развития центров  туризма свидетельствует о том, что определяющую роль в успешном формировании потока туристов играет развитая инфраструктура. Уникальный архитектурный облик города и  пригородной зоны нуждается в  сохранении и совершенствовании  за счет развития инфраструктуры туризма. Это прежде всего строительство отелей различного уровня сервиса и цен, социально-культурных и спортивно-зрелищных  объектов, зон отдыха в наиболее красивых районах города и в пригороде, восстановление озеленения города, улучшение коммуникационных возможностей всех видов связи и транспортной доступности ко всем объектам.
Как показал анализ мотиваций  посещения иностранными туристами  г. Алматы, главным является деловой туризм, требующий высокого уровня сервиса и широкого комплекса дополнительных услуг.  Увеличение количества высококлассных отелей, особенно  входящих в мировые цепи, значительно повысит привлекательность города как центра делового туризма и в сочетании с красивой природой Алматинского рекреационного района обеспечит значительный приток иностр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.