На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Основы педагогики»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ
ГОУ ВПО «Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»
Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы педагогики»
 
 
 
 
 
Выполнила студентка
2 курса      11 группы
Заочного  отделения
ФПНО и СП  
Титова Наталия Валерьевна
 Проверил    
 
 
 
Архангельск
2011
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………….3
1.  Теоретические основы  полового воспитания………………………………5
1.1. Цели, задачи, содержание  ………….…………………………………5
1.2. Пути полового воспитания  …..………………………………………..7
1.3. Половое воспитание  российских школьников………………….........10
2. Репродуктивное здоровье  и факторы его определяющие.…………............13
2.1. Репродуктивное здоровье..…………………………………………….13
2.2. Факторы влияющие на  репродуктивное здоровье молодежи……....13
3. Формирование полового поведения………….……………………………...16
3.1. Основные этапы формирования…………………………..……..........16
3.2. Подростковый возраст…………………………...…………………….22
3.3. Половое поведение в детей и подростков…………………………....25
Заключение……………………………………………………………..…...29
Список использованной литературы……………………………………….…..31
 
 
 
 
 
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое  воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью  из-за закрытости темы. Если другие направления  воспитания более или менее чётко  выражены и могут передаваться собственным  примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Сейчас ситуация с половым воспитанием  стала другой, что связано и  со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных  сексуальных отношений, и со многими  социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни  сексуальная зрелость наступает  на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное  созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные  ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов. Споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы. Характер проблемы ярко обрисовал Игорь Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в школу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу несколько программ, то отзывают - и опять все сразу. На одном этапе честно пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом - полностью приостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и даже впереди) - еще более недовольные религиозные организации... Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым воспитанием»...».
Таким образом, для современной  постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей  в вопросах сексуального просвещения  детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери). Проблемы полового поведения связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.Исходя из этого, гипотезой исследования является предположение о том, что грамотно и этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.
 
1. Теоретические основы полового воспитания
1.1. Цели, задачи, содержание  полового воспитания
Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок  личности, определяющих необходимое  обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу  полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения  между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку  цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться  во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его  части, которая касается непосредственно  супружеских отношений, так как  человек, который не может найти  себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и  в сфере личной жизни.
Цель полового воспитания в современной школе — на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание  сущности нравственных норм и установок  в области взаимоотношений полов  и потребность руководствоваться  ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в  целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области  взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере  общения и определяют высокий  уровень духовного и физического  здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта  в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится  воспитание:
— социальной ответственности  во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и  в сфере интимных отношений человек  не является независимым от общества;
— стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным  требованиям общества: равноправия  отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как  к своему долгу перед обществом  в целом, своими родителями и детьми;
— способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;
 
— способности и стремления оценивать свои поступки по отношению  к другим людям с учетом половой  принадлежности, вырабатывать понятие  хорошего и плохого поступка в  сфере этих отношений;
— ответственного отношения  к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и  опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с  лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;
— адекватного понимания  взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток  должен на уровне своего возраста знать  специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и  закономерными, понимать принцип равноправия  мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать —  существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость  строить свои отношения с другими  людьми, учитывая их половые особенности.Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.
Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:
1) физиологические, психологические,  педагогические особенности подростка,  связанные с половой принадлежностью;  значение этих особенностей для  взаимоотношений с другими людьми  во всех сферах человеческой  деятельности;
2) семья и взаимоотношения  в ней;
3) рождение и воспитание  детей, преемственность поколений.
1.2. Пути полового воспитания
Выделяют следующие пути полового воспитания, связанные с  передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и  обычаев, передача декларативного и  реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), лекционная пропаганда, научно-популярная литература.
Половое воспитание ребенка  осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые  являются проводниками полового воспитания. В этом качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, деятели литературы и искусства и другие работники  средств массовой информации — словом, все те, чьи поведение и взгляды, связанные с полом, могут оказаться  в сфере внимания ребенка.
Семья — первый во временном  аспекте и наиболее близкий к  ребенку воспитатель. Решающую роль в развитии детей обычно отводят  матери. Однако необходимо думать о семье, а не об одном из родителей, как о воспитателе. Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше-меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
Роль отца должна преподноситься ребенку как уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. От него ожидаются сдержанность в проявлении чувств при безусловном их наличии, справедливая и беспристрастная  оценка положительных и отрицательных  событий. В настоящее время меняется роль матери: женщина нередко старается  доминировать над мужем и детьми.
Сверстники. Именно они оказываются  основным источником информации о половых  различиях и сексуальном поведении. Эта информация откровенна, реалистична, но и очень неточна, часто опошлена. Принципиально важным является признание  существования особой, скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры, неприличного и потаенного детского эротического фольклора. Характерная  черта детской субкультуры —  ее демонстративное противопоставление нередко подавляющему их миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать  свою самостоятельность, утвердить  свои нормы и ценности. Необходимо отметить устойчивость традиций детской  субкультуры, переходящих из поколения  в поколение, несмотря на борьбу с  ними взрослых.Именно в среде сверстников  ребенок может испытывать себя как  представитель пола, апробировать усваиваемые  полоролевые установки в общении.
Организованное обучение и воспитание. Педагогическая нагрузка не возрастает из-за полового воспитания, так как основная его часть  может быть растворена в других предметах. Должен учитываться различный уровень  развития и психологический профиль  личности. Передача детям необходимых общих сведений педагогом должна отличаться профессионализмом.
В школе, как правило, половое  воспитание заключается в приглашении  врача для проведения бесед с  подростками. Однако врач, даже владея необходимой информацией, не всегда обладает должным педагогическим опытом, скорее, он должен выполнять роль консультанта для учителей, быть воспитателем воспитателей, а основную работу по половому воспитанию учащихся должны проводить все-таки педагоги.
Литература и искусство  — специфические средства познания мира, содержательной основой которых  так или иначе является смысл  жизни и место человека в ней. Народные сказки никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Например: в сказках образ Бабы-Яги  — это образ женщины (физически) без свойственной женщинам гуманности.
Если сказки почти не встречают  препятствий на пути к ребенку, то с другой литературой и искусством дело обстоит сложнее. В настоящее  время идет поток самой разной литературы, несущей любую информацию на сексуальную тему, в основном открыто порнографической, которая  до такой степени затмила и  оттеснила романтическую, чистую любовь, что даже упоминание о таких чувствах вызывает у подростков саркастическую улыбку и недоверие. Следует широко пропагандировать произведения мировой  и русской культуры, с помощью  которых возрождать веру в большую  и светлую любовь, воспитывая у  школьников чистые, доверительные отношения  между полами.
Научно-популярная литература. Литература для подростков изобилует  просчетами, связанными с игнорированием половозрастной психологии читателя, отсутствием не только методологического, но и методического обоснования. Ведущей остается тенденция подменять  вопросы пола общегигиеническими проблемами, а вопрос о том, как проводить половое воспитание, ограничивается формулировками общего типа.
Таким образом, организованное половое воспитание становится обязательным и повсеместным. Внедрение полового воспитания осуществляется с той  степенью постепенности и осмотрительности, которая определяется региональными  культурными особенностями и  традициями каждой нации и народности, связанными с полом стереотипами массового сознания, подготовкой  кадров педагогов и воспитателей и, наконец, тем принципиальным обстоятельством, что создание адекватной системы  полового воспитания не терпит штурмовщины  и является задачей на долговременную перспективу.
1.3.Половое воспитание российских школьников.
В самые сложные периоды  развития страны российская семья проявляла  высокую стойкость и способствовала ее стабильности. Укрепление семьи  — приоритетная задача общества, и  половое воспитание подрастающего  поколения — одно из ведущих направлений  ее решения. Способность создавать  крепкую семью и быть полноценными родителями — качества, которые  могут быть выработаны лишь целенаправленными  усилиями старшего поколения.
В настоящее время в  России сложилась неблагоприятная  ситуация со здоровьем и благополучием  детей и подростков, основными  причинами которой являются: недостаточная  нравственная устойчивость в сфере  межполовых отношений, отсутствие необходимых  знаний в сфере здоровья, неспособность  взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед  каждым подростком. Сегодняшнее положение  — прямое следствие бесполой педагогики прошлых лет в столкновении с  экспансией «сексуальной революции».
Сведения, относящиеся к  сфере межполовых отношений, принципиально  отличаются от сведений иного рода тем, что они тесно связаны  с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием  человека, жизнеспособностью общества, Эти сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима  и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти  сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.
Задача школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и  навязчивости, не придавая этой сфере  воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме  учащихся.
При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Половое воспитание  должно осуществляться во взаимосвязи  со всеми другими направлениями  учебно-воспитательной работы школы.  Оно не должно быть обособленным.
2. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания  соответствовали возрастным особенностям  учащихся (в том числе и этапам  полового развития), а также уровню  их знаний по конкретным темам.  Они имеют право получать исчерпывающие  (на их уровне) нравственно направляющие  ответы на все возникающие  у них вопросы.
3. Учащиеся, интересующиеся  более глубокими и специфическими  вопросами, должны получать требуемую  информацию индивидуально или  в небольшой группе из бесед  с приглашенными специалистами.
Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать более специфические  вопросы, включая различные аспекты  психологической и физиологической  совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение  биологических, физиологических, психосексуальных качеств человека с определенными  явлениями общественной жизни.
С учетом сложившейся в  стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим  образом:
• привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и  взаимопонимания, а также способности  принимать осознанные решения;
• формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому  образу жизни, планированию семьи и  ответственному родительству;
• защита (методами воспитания) физического и репродуктивного  здоровья учащихся;
• обеспечение учащихся грамотной и систематической  информацией, которая даст им возможность  понять, что с ними происходит, а  также поможет адаптироваться к  изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими  психологическими потерями этот непростой  этап взросления.
Необходимо использовать в половом воспитании различные  формы и методы. Это и включение  соответствующих сведений в различные  учебные предметы, и беседы классного  руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники  правоохранительных органов).
 
 
2. Репродуктивное  здоровье и факторы его определяющие.
2.1 Репродуктивное здоровье.
Репродуктивное здоровье — это состояние физического, умственного, и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек  может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что  он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где  и как часто это делать. Под  этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным  и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, и право  на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно  пережить период беременности и роды.Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения  проблем репродуктивной сферы. Оно  также включает в себя и сексуальное  здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных  отношений, а не только лишь консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым  путем.
2.2 Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи
Курение. Большой вред всему  организму может причинить такое  вредное явление, как курение. Главным  действующим агентом табака является никотин. Это наркотический яд. Дым, образующийся при сгорании (тлении) табака, содержит не только никотин, но и ряд других веществ, вредных  для организма человека. К ним  относятся аммиак, оксид углерода, синильная кислота, смолистые вещества и др. Во время каждой затяжки  дыма при курении он вступает в  непосредственное соприкоснование  со слизистыми оболочками рта и носоглотки, с бронхами и легкими. Кроме того, курение позволяет сделать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом. Вот тут сигарета помогает выиграть время, чтобы хоть минуту подумать. Люди нерешительные, дымя сигаретой, кажутся себе «круче», а подростки -- взрослее. И, наконец, сигарета успокаивает уже тем, что находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. Точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди или когда ему дают соску, взрослые приходят в себя, взяв в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы: стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).
Алкоголь - это биологический яд. Он поражает все органы и системы, нарушая их функции, значительно снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, к влиянию токсичных и инфекционных агентов. Возраст приобщения к спиртному в последние несколько лет резко снизился за счёт того, что в потребление алкоголя включается все больше подростков моложе 13 лет. Подростки воспроизводят нормы женского и мужского алкогольного поведения, принятые в российском обществе, в котором одновременно сосуществуют две «алкогольные культуры»: «мужская», ориентированная на злоупотребление спиртным, и «женская», ориентированная на умеренное потребление.Существуют ещё и значительные различия в отношении к спиртному молодёжи из разных слоев общества. Так. ученики профессионально-технических училищ (ПТУ), куда чаще поступают подростки из семей с низким социальным и образовательным статусом родителей, пьют намного чаще учеников средних школ и больше склонны сильно напиваться. Наркотики. Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Проблему употребления психоактивных веществ серьезно видоизменил социально-экономический кризис, контингент их приверженцев стал моложе: первые пробы наркотиков происходят уже в 13-14 лет, а иногда и в младшем школьном возрасте.Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении, -- «желание получить удовольствие».По-видимому, одна из основных ошибок пропаганды здорового образа жизни среди подростков состоит в том, что потребление спиртного, наркотиков и курение не отделяются друг от друга, и основное внимание уделяется тому, какой вред они наносят здоровью, тогда как подросток, принимая решение о том, попробовать ли ему алкоголь, табак или наркотик, в каждом случае руководствуется разными соображениями.По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.Несомненно, наркомания - тяжёлая болезнь и проблема всего общества.Одна из основных черт пагубного действия наркотиков заключается в том, что это болезнь молодого возраста, в значительно большей степени, чем алкоголизм.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что социология здоровья становится той специальной  теорией, которая своим развитием  будет способствовать дальнейшему  расширению сферы интересов общей  социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий  уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками.
 
3 Формирование  полового поведения.
3. 1 Основные этапы формирования 
Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев  жизни. В его процессе формируются  половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно  можно выделить следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности.
Парапубертатный период (1–7 лет), в течение которого формируется  половое самосознание (I этап психосексуального  развития).
Препубертатный период (7–13 лет) характеризуется выбором и  формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального  развития).
Пубертатный период (12–18 лет) — самый бурный в сексуальном  развитии организма, во время которого происходят половое созревание и  формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального  развития).
Переходный период становления  сексуальности (16–26 лет) характеризуется  началом половой жизни, мастурбационной  практикой, сочетанием сексуальных  эксцессов (последняя стадия III этапа  психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо).
Период зрелой сексуальности (26–55 лет) отличается регулярной половой  жизнью с постоянным партнером.
Инволюционный период (51–70 лет) — снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной  сфере, сочетающееся с регрессом  либидо (до уровня эротической, а затем  и платонической стадий).
Психосексуальное развитие охватывает первые четыре возрастных периода, а его окончание знаменует  вступление в период зрелой сексуальности. При этом формируются половое  самосознание и поведение, психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа  психосексуального развития.
I. Формирование полового  самосознания
Осознание принадлежности к  полу (1–5 лет). Формируется сознание половой принадлежности собственной  личности и окружающих, уверенность  в ее необратимости, после чего попытки  изменить половое самосознание ребенка  оказываются малоуспешными. В этом возрасте происходит формирование речи, появление способности сопоставлять и противопоставлять объекты  и их образы, становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей  на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов  и т. д.). Дети рассматривают половые  органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора в возрасте 4–8 лет и даже в 11—12 лет. В норме  в завершающей фазе этого этапа  при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).Микросоциальная  среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых  особую роль играет мать, и небольшим  кругом сверстников. Контакт с матерью, развитие наиболее сильной привязанности  к ней крайне необходим ребенку  с 6—7 мес. приблизительно до 3 лет. В  процессе формирования привязанности  к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими, и лишение матери в этом возрасте приводит в дальнейшем к реагированию на незнакомых людей страхом и  агрессией. Дети, воспитанные приемными  родителями и даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут  вырасти гармоничными личностями.
II. Формирование стереотипа  полоролевого поведения
На этом этапе (5–12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей  психофизиологическим особенностям ребенка, обучение общению со сверстниками, совершенствуются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и  их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как  модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения  полов.В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых, «семейных», играх, требующих выполнения определенной роли — жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры могут  отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом  газеты перед телевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. При участии в играх  детей разного возраста младшие  сначала выполняют роль дочки, сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов. С поступлением в школу появляются новые образцы для подражания, возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива и противопоставление друг другу по половому признаку. Благодаря  этому антагонизму возрастают требования к проявлениям мужественности или  женственности, почти полностью  исключаются компромиссы в выборе половой роли.
III. Формирование психосексуальных  ориентаций
Если первые два этапа  протекают на относительно «спокойном»  гормональном фоне, то на этом этапе (12–26 лет) начинается и достигает максимума  функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье и обществе, эмансипация от семьи; вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Формируются общественные представления и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.Специфика этапа — формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения (человек, животное, фетиш) с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих настоящий ритуал. Этот этап развития можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо1. Они охватывают два возрастных периода: пубертатный и переходный.
Каждому этапу и стадии свойственна фазность, которая является закономерностью психосексуального  развития. В первой фазе (выработка  установки) накапливается информация: на I и II этапах — о существовании  полов, о половой роли, на III этапе  — об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и  сущности. Полученная информация усваивается  и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями  и нормами микросоциальной среды. Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной  только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе (научение и закрепление  установки) первых двух этапов в игровых  ситуациях («на практике») происходит научение определению полов и  полоролевому поведению, на III этапе  — реализации полового влечения. В  процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь  лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.
Платоническое влечение проходит первую фазу — «детской» влюбленности, желания духовного общения —  и вторую фазу, когда происходит их реализация. На платонической стадии вполне достаточно совместного приготовления  уроков, учебы за одной партой, занятий  в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и  коллективы. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка. При переходе от платонической стадии к эротической у подростка  возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви  и т. д. Даже описания, в которых  взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают воображение  подростка, толкают к эротическому фантазированию. Однако вторую фазу эротической  стадии формирования полового влечения нельзя считать наступившей при  ярком эротическом фантазировании и интересе до тех пор, пока они  не реализуются с партнером. Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии.
Провести границу между  этими фазами трудно еще и потому, что в течение стадии возможны неоднократные возвраты от второй фазы к первой. Каждый новый переход  первой фазы либидо во вторую означает все большее сужение диапазона  ориентировочного поиска и качественно  новый уровень в формировании того или ино
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.