На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формтроание адекватной самооценки детей младшего возраста по средством ролевых игр

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Введение
       Основная цель образования - воспитание человека - гуманиста, гражданина России, свободомыслящего, нравственного и физически здорового, способного критически воспринимать мир и себя, как неотъемлемую часть, способного конструктивно, природосообразно и культуросообразно действовать, исходя из пользы общества и собственных интересов.
       Одним из условий достижения этой цели является развитие у человека потребности в самоактуализации, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Согласно гуманистическим теориям (К. Роджарса, А.Маслоу) самоактуализация является одной из основных потребностей человека. Самоактуализация личности предполагает продвижение вперед, преодоление трудностей, препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, опору на собственные силы, независимое мнение по основным жизненным вопросам.
       Важным фактором такой самоактуализации личности является самооценка. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
       Самооценка - один из важных мотивов деятельности, регулирующей условия и усилия, направляющий на достижение цели. Самооценка побуждает к совершению поступков и останавливает перед ними. Она мобилизирует человека и блокирует его действия. Более того, самооценка играет зачастую защитную роль - она защищает личность от разрушительного проникновения негативных оценок, несовместных с  самоуважением. Самооценка является одним из важнейших факторов успешности деятельности; ведь знание своих возможностей побуждает человека к их использованию.
       Изучением сущности самооценки занимались как отечественные (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович и другие), так и зарубежные (З.Фрейд, К.Хорни, К.Левин и другие) психологи.
       Несмотря на то, что роль самооценки является общепризнанной, в психологии на сегодняшний день недостаточно изучена самооценка личности в младшем школьном возрасте. Лишь один из немногих психологов - Липкина А.И. теоретически и практически обосновала зависимость познавательной деятельности младшего школьника от самооценки; определила факторы, влияющие на ее формирование.
       Причиной малой изученности самооценки в младшем школьном возрасте являются противоречивые точки зрения на вопрос о том, в каком возрасте начинает складываться самооценка личности. Чаще всего в отечественной литературе (Ковалев А.Г., Столин В.В.) периодом становления самооценки считают подростковый возраст. Поэтому большинство учителей традиционно считают, что проблема изучения самооценки личности школьника актуальна для тех из них, кто работает с подростками, а в начальной школе этим вопросом практически не занимаются. Другие психологи (Мухина В.С., Липкина А.И., Захарова А.В.) считают, что самооценка складывается уже в дошкольном возрасте. Следовательно, недостаток внимания, а иногда и полное его отсутствие к проблеме самооценки в младшем школьном возрасте приводит к формированию неадекватной самооценки личности.
       Сложность заключается еще и в том, что в психологии недостаточно изучены средства по формированию адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте, в частности влияние на самооценку игры. Это связано с тем, что многие педагоги и психологи, например, Стрелкова Л.К., Воропаева и. Л., Коробанова О.А. и другие считают, что со сменой ведущих видов деятельности игра в младшем школьном возрасте перестает быть значимой, и поэтому в процессе учебной деятельности ей не уделяется должного внимания. С другой стороны Эльконин Д.Б., Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Спиваковская А.С., Шмаков С.А. считают, что игра в младшем школьном возрасте занимает важное место. Они высоко оценивают роль игры как терапевтического, коррекционного средства в преодолении страхов у детей, проблем внутриличностного, межличностного характера, неуверенности в себе.
       Перечисленные проблемы определяют актуальность выбранной темы и позволяют вычленить следующие противоречия:
    между общим признанием психолого-педагогической наукой влияния самооценки на процесс развития личности и противоречивыми взглядами на возрастные аспекты ее формирования
    между глубокими исследованиями сущности самооценки, ее видов, места в структуре личности и недостаточным вниманием к вопросу разработки педагогических средств, которые могут быть использованы педагогом для формирования адекватной самооценки в различных видах деятельности
    между высокой оценкой игры в процессе становления личностных качеств школьника и недостаточной изученностью ее роли в развитии и формировании самооценки.
       Поэтому цель данного исследования - доказать, что игра является эффективным средством формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели поставлены задачи:
    Рассмотреть подходы отечественных и зарубежных психологов к пониманию сущности самооценки, определить её место в структуре самосознания;
    Изучить виды самооценки;
    Выявить особенности самооценки личности в младшем школьном возрасте и факторы, влияющие на её формирование;
    Изучить сущность игры её функции и психолого-педагогические условия организации;
    Разработать программу эксперимента.
    Гипотеза: игры, организуемые с младшими школьниками, будут способствовать формированию адекватной самооценки их личности.
       Объектом исследования является процесс формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.
       Предмет: Ролевая игра как средство формирования самооценки личности в младшем школьном возрасте.
       Предполагаем, что изученные в ходе исследования теоретические аспекты использования игры как средства формирования адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте станут основой осуществления практической работы в этом направлении и позволят педагогу, а особенно социальному, реализовывать основные функции своей профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте.
             1.1 Подходы к пониманию сущности самооценки отечественных и зарубежных психологов.
       «Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей». Слова эти принадлежат французскому мыслителю Паскалю.
       Таков человек, такова его природа. Он не может успешно действовать без поддержки других, без их одобрения.
       Мы рассматриваем в зеркале нашу внешность, нашу одежду не только своими глазами, а так, словно за нашей спиной стоят другие люди, в особенности те, мнением которых мы дорожим. Так же мы, пытаясь оценить самих себя, стремимся понять, представить себе, как оценивают нас, наши мысли и проступки окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим знать свою человеческую цену.
       Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Относясь к ядру личности самооценка является важным регулятором ее поведения. от нее зависят отношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие личности. она тесно связана с уровнем притязания личности, то есть степенью трудностей целей, которые она перед собой ставит.
       Самооценка - динамичное, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится самоосновной для формирования официального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере личностных взаимоотношений, каждый человек заинтересован в сохранности достигнутого уровня самооценки, оказывает влияние социально-психологисеский климат в семье, коллективе, стиль руководства, а также система морального и социального стимулирования. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности. Можно сказать, что самооценка - это своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта «я».
       Самооценка является важным элементом самосознания. Самосознание настолько очевидно для каждого из нас явление, что факт его  существования не вызывает никаких сомнений.
       Самосознание - это процесс осознавания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств. Также самосознание понимается как отношение к действительности, то есть сводится к гностическому, познавательному отношению.
       В структуре самосознания выделяют три компонента, в одном из которых важная роль отводится самооценке.
       Первый компонент - когнитивный основой, которого является «образ я» - характеризует содержание представления человека о своих способностях личности и т. п.  Перечисление практически бесконечно, поскольку в «образ я» может включаться все, что значимо для человека, все то, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединяется с ними, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. В данном компоненте можно выделить две составляющие: «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми, дифференцирующая, способствующая его выделению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости.
       Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе я « будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах, их разнообразии и т. п.  Для другого самым важным может быть то, что он отец. В этом случае центральным в «образе я» будет характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ я» как менее значимые, второстепенные.
       Второй компонент - Эмоционально-оценочный. Отражает отношение человека к себе в целом или отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. Проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундамент эмоционально-оценочного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает не только оценку, сколько общее отношение человека к себе. На первый план оценочного компонента выходит самооценка.
       Третий компонент - поведенческий. он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.
       Несмотря на то, что самооценка - сложное динамичное личностное образование, оказывающее огромное влияние на все стороны жизни человека, изучена она недостаточно глубоко.
       Западноевропейские и американские психологи (З. Фрейд, Фромм А., Хорни К. и др.) рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человека ориентированием в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается  или как враждебная потребностям человека. З. Фрейд - австрийский ученый . психолог, создавший оригинальную систему анализа душевной жизни человека. Он показал, что сознание неотделимо от глубинных уровней психологической активности. Поскольку самооценка человека, считают З. Фрейд, А. Фромм складывается под влиянием постоянных конфликтов между внутренними побуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка, в принципе, невозможна. Представления о самом себе является неполным и искаженным.
       Американский психолог К. Хорни, разделяла основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства - «коренной тревогой», которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциальном враждебном мире. В этом чувстве заключается потребность к самореализации. По мнению К. Хорни, наибольшей сложности конфликты возникают из-за оценки своих возможностей. Идеальное представление человеческого «я» постоянно сталкивается с реальным «я».
       У Салливена Г. С. самооценка контролирует поведение человека. Функция состоит в том, что бы защитить человека от внутреннего беспокойства. В работах К. Левина, немецкого психолога, выявляется зависимость самооценки от успеха или неуспеха в выполнении различных видов деятельности.
       Вопросами формирования и сущности самооценки большое внимание уделил в своей концепции личности К. Роджерс. Человек живет с определенными представлениями о себе. Это касается и оценки своих физических, интеллектуальных качеств и субъективных восприятий самых разных внешних факторов, влияющих на развитие личности. Такую систему представлений называют «я-концепцией». Роджерс считал самосознание и самооценку центральным звеном в структуре личности. Он утверждал, что успехи в школе, на работе и в жизни не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от этих способностей. «Я-концепция» формируется практически с первых дней жизни человека. Существуют три основных фактора, определяющих «я-концепцию»:
      Человек должен быть твердо убежден, что его понимают другие люди;
      он должен быть твердо уверен, что способен к тому или иному виду деятельности;
      у человека должно быть развито чувство собственной значимости. Формирование «я-концепции» не заканчивается в каком-то возрасте, а постоянно происходят изменения, влияющие на самооценку. Есть две возможности повысить самооценку, исходя  из формулы: самооценка = успех / притязания; либо снизить притязания. Важным условием психической цельности индивида. Роджерс считал гибкость в оценке самого себя и умение под давлением опыта изменять самооценку. Но Роджерс переоценивал роль личностных отношений, считая их единственным фактором соотношения реального и идеального «я».
    И в сеже функция самооценки понимается «у них» односторонне, как приспособление к окружающей среде, но ничего не говорится об самооценке, как об одном из механизмов, реализующих активность личности во взаимодействии со средой.
       Советские психологи подчеркивают социальную роль самооценки. В работах Божович Л. И., Ковалёва показано, что осознание свойств и качеств личности определяющих уровень самооценки - необходимая предпосылка самовоспитания. Эти проблемы связаны с «образом я» рассматриваются в контексте изучения самосознания (В. В. Столин, А. Г. Спиркин, Е. И. Савалько). В специальных экспериментах самооценка изучалась преимущественно в различных видах деятельности. Анализ результатов показал, что к семи годам самооценка детей начинает тяготеть к адекватной или уже становятся таковой. Очевидно,что оценивание себя не существует изолированно от представлений о самих оцениваемых качествах. Поэтому самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе.
       Ананьев Б. Г. подчёркивал, что решаюшее значение в образовании мыслей о себе, имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений. В исследованиях Б. Г. Ананьев вводит понятие самооценки, под которым подразумевается соучастие учащихся в оценочном воздействии учителя, активное отношение их к этим воздействиям. По данным исследования оценка педагога оказывает воздействие на формирование самооценки.
       Много внимания уделяла решению проблем самооценки, как основной составляющей самосознания личности, определению уровня притязаний Л. И.Божович. Она считает, что развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нём большую роль начинает играть процесс познания и осознания субъективности самого себя, как единого целого. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений со средой субъекта. Только что родившийся человек действует под влиянием биологических потребностей. Затем его поведение и деятельность начинают определяться восприятием тех предметов мира, в которых нашли воплощение биологические потребности. Божович Л. И. считала, что на втором году жизни формируется представление, выражающееся в способности ребёнка действовать в соответствии с внутренними побуждениями. На следующем этапе (кризис семи лет) происходит выделение ребёнком самого себя в качестве субъекта. Здесь он уже осознаёт самого себя. Н предзаключительном этапе кризиса семи лет у ребёнка возникает сознание себя как существа социального. Этот период можно назвать рождением «я-социального». На данном этапе формируется потребность занять новое место в жизни (позиция школьника). На последующем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле, то есть способность направлять сознание на свой собственный психологический процесс, включая собственные переживания. Это порождает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность.
       Таким образом, Божович Л. И. экспериментально исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребёнка, природу и пути формирования устойчивости личности.
       В исследованиях Е. А. Серебряковой показано, что проявление уверенности в себе, неуверенности и самоуверенности зависит от того, насколько правильно человек может судить о себе. В самооценке выражается взгляд человека на свои возможности. Уверенность в себе лежит в основе правильной оценке собственных сил и возможностей, поведение человека в этом случае будет соответствовать его возможностям и требованиям к нему со стороны окружающих. Неуверенность в себе имеет недооценку своих качеств и возможностей, самоуверенность-переоценку.
       Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что самооценка относится к ядру личности и является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависит отношение человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека. Особое и важное место самооценка занимает в структуре самосознания, где является основой эмоционально-оценочного компонента, который играет важную роль в деятельности человека и его развитии в целом.
              Изучением сущности самооценки  занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Западноевропейские психологи и американские (З. Фрейд, К. Левин и др.) рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человека ориентированием в окружающей социальной среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. Социальная среда понимается ими как враждебная для человека и не говорится о ней, как об одном из механизмов, реализующих  активность личности во взаимодействии со средой. Отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью. Так же самооценка имеет  общественный характер и обусловлена социальными условиями. Можно сказать, что подход отечественных психологов к пониманию самооценки наиболее полно раскрывает её сущность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Виды самооценки и их характеристика.
       В психологии существуют различные подходы к классификации видов самооценки. Немов Р.С., Рогов Е.И. выделяют адекватную и неадекватную самооценку, которая в свою очередь может быть завышенной и заниженной.
         Адекватная самооценка свидетельствует об объективном отражении собственной личности, ее черт, свойств и качеств. Человек относится к себе критически, требовательно, правильно соотносит свои силы, возможности, способности с поставленными целями и задачами различного уровня трудности. Этот вид самооценки свидетельствует об уверенности в себе.
       Завышенная самооценка отражает личностную переоценку своих
       возможностей, качеств. Как правило, при завышенной самооценке формируются такие качества личности, как себялюбие, эгоизм, высокомерие, зазнайство. Иногда у людей с устойчивой самооценкой может быть аффект неадекватности, т. е. острое отрицательное эмоциональное состояние в связи со стремлением сохранить завышенную самооценку при успехе, который проявляется в неустойчивости эмоционального состояния и в обвинении окружающих людей в своих неудачах (вина перекладывается на плечи других).
       Заниженная самооценка проявляется в недооценке личностью своих качеств, способностей и возможностей. Человека с заниженной самооценкой характеризует неуверенность в себе, в своих возможностях и способностях, робость, нерешительность, повышенная требовательность к себе, постоянная неудовлетворенность своими результатами. Часто у тахих людей формируется комплекс неполноценности как личности. Низкий уровень притязаний препятствует достижению целей, поставленных задач в деятельности.
       В структуре самооценки психологи (Спиркин А.Г., Крутецкий В.А.) выделяют два компонента: когнитивный (знание о себе) и эмоциональный (отношение к себе). Их трудно разделить, они очень тесно связаны между собой : знание о себе неизбежно обрастает эмоциями, а эмоции, окрашивая знания, изменяют их. Именно эмоции придают самооценке такую окраску как удовлетворенность или неудовлетворенность собой. Они также выделяют : общую и частную самооценку.
       Общая самооценка отражает стиль отношения личности к себе, ее общую жизненную установку. С ней связан уровень уважения к себе, фактически она обозначает степень самозащиты личности. Не менее важно и то, что общая самооценка нередко диктует и отношение к другим, проявляясь, например, в высокомерии, зазнайстве, кричливости, наоборот,- в уважении и доброжелательности. Заниженная общая самооценка может диктовать такие формы поведения, как угодничество, подхалимаж, но может стать основой скромности, терпимости.
       Частная самооценка отражает оценку человеком своих конкретных качеств, поступков, физических данных. Она может иметь для личности разную значимость. Одни касаются главных линий его жизни и поэтому острее и важнее переживаются, другие - менее значимы, и поэтому даже негативные оценки в этих сферах могут быть безразличны для личности. Например, для женщины - матери важно, хорошо или плохо она воспитывает своего ребенка, а умение петь и рисовать для нее менее актуально.
       Как общая, так и частная самооценки могут быть высокими и низкими, устойчивыми и неустойчивыми, реальными и демонстративными, точными и неточными, уверенными и неуверенными. Уровень развития личности каждый из этих характеристик обуславливает уровень сформированности самой самооценки, меру ее действительности как механизма саморегуляции.
       Самооценка может быть как более, так и менее категоричной, она выражается чаще всего проблематично («думаю», «полагаю», «мне кажется»). Самооценка может быть или менее обоснованной и аргументированной.
       Человек оценивает в самом себе и прошлое, и настоящее, и будущее. Поэтому самооценка может быть:
      ретроспективной, когда оценивается прошлый опыт;
      актуальной, когда оценивается сегодняшний день;
    прогностической, когда оценивается перспектива на будущее. Больше всего материала для самооценки дает прошлое, но в реальной жизни три вида самооценки слиты воедино: ретроспективная дает возможность решения сегодняшних проблем и выбора основ для прогнозирования.
       Голландский исследователь Ван-Дейк выделяет положительную и отрицательную самооценку.
       Негативная самооценка выглядит так: человек недооценивает свои возможности, не верит самому себе, считает, что его не любят. Если что-то удается сделать, то это относится к случайному везению. Если у человека что-то не получается, то он относит эту неудачу на собственный счет. Испытывает сомнение при принятии того или иного решения.
       Позитивная самооценка человека: он видит себя таким, какой он есть. Он ставит себе реальные цели и исходит из того, что достигнет их. Успешные результаты относит на счет собственных усилий и способностей. Если терпит неудачи, это сильно не огорчает его, а напрягает силы, что бы в следующий раз обеспечить более полный успех. Довольно хорошо и решительно может выполнять действия, требования.
       Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова действовать, поскольку он верит в себя. Однако, для формирования положительной самооценки недостаточно, если мы просто все время будем повторять ребенку: «В принципе ты хороший». Если эта оценка не будет подтверждаться в каждой конкретной деятельности, он очень быстро поймет, что педагог не искренен и говорит так по обязанности. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, очень важно подбодрить его, сказав, например: «Ничего страшного, так бывает со всеми». Необходимо говорить, что у него все получится. Если  каждый конкретный успех ребенка вызывает у педагога искреннюю радость, то это также большая поддержка для его общей положительной самооценки.
       Негативная самооценка в жизни встречается очень редко. Кроме всего прочего, это объясняется также и тем, что человек, даже маленький, инстинктивно защищается от массивной и обвальной отрицательной оценки со стороны окружающих, если он с ней сталкивается.
       Можно сказать, что в психологии выделяют несколько видов самооценки, которые по-разному влияют на развитие личности и ее поведение. Наше исследование предполагает формирование адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте. Для этого нам необходимо более подробно изучить ее особенности и факторы, влияющие на формирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Особенности самооценки личности в младшем школьном возрасте.
       Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10). Ребенок стал школьником. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Происходят различные изменения нравственной сферы- это связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок- того, что образует внутренний мир, стержень личности.
       Также изменения происходят в самооценке школьника. С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими (в его жизнь вошел учитель, появились сверстники по классу) у ребенка возникают некоторые новые критерии, мерки, оценки как своих товарищей, так и своих товарищей, так и самого себя. Его самооценка зависит в первую очередь от влияния учителя, родителей, товарищей. Опираясь на их суждения,  он оценивает себя - в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны -  часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях, чем о действительном положении дел - хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо учится, как ведет себя на уроке, как слушает учителя.
       Ребенок может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроке плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен, но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий - мало знающий, активный - пассивный и т. д.). Так в жизни школьника появляются некоторые новые категории ценимых явлений и соответственно оценок.
       Наиболее интенсивно развивается у ребенка оценка выполнения учебных заданий. Это и естественно, поскольку ему каждый день приходится слышать  оценки педагога. Уже после некоторого времени обучения школьник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результатов учебной работы по русскому языку, математике, чтению. При этом выявляются закономерности: сперва у ребенка формируется критерий оценки и его применения по отношению к другим, а затем - и далеко не в полной форме - по отношению к себе. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях, и в том, что он из себя представляет.
       В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постоянно возрастает критичность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, в особенности третьеклассники, относительно критично относится к себе, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
       Постепенно возрастает самостоятельность самооценок. Если самооценка первоклассников почти полностью зависит от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Огромное влияние на самооценку школьника оказывает оценка учителя. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных , ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.
       В результате систематического подчеркивания успехов детей - отличников у них начинает складываться повышенная самооценка и проявляется пренебрежительное отношение к другим. В свою очередь, неудачи учеников, в особенности слабоуспевающих, подкрепляемые систематическими оценками учителя, резко понижают уверенность ребенка в себе, его надежду на какой-либо успех в любой, особенно в учебной деятельности.
       Самооценка в младшем школьном возрасте подвергается внушающим воздействиям взрослых. Когда ребенку изо дня в день говорят, что он ленивый, недобросовестный, глупый, он постепенно начинает привыкать к тому, что он такой и есть. Особенно у детей выражена потребность в положительной оценке результатов своей деятельности другими людьми. Низкая оценка всегда огорчает ребенка. Не учитывать этого обстоятельства нельзя хотя бы потому, что отрицательные эмоции, которые испытывают дети, определяют в большей мере их отношение к учению, школе, учителю, товарищам, а также к себе. Для младших школьников характерно, что к работе своих товарищей по классу они чаще всего подходят с критической установкой. Так, при рассмотрении письменных работ сверстников они отмечают больше изъянов, чем педагог, и обычно дают им ту же оценку, которую дал педагог, или на балл ниже, но почти никогда более высокую.
       Таким образом, можно сказать, что в младшем школьном возрасте школьник понимает, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается сильным воздействиям. Он знает, что отличает от других, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников. Можно отметить, что самооценка в младшем школьном возрасте неустойчива и постоянно подвергается изменениям. Особую роль в ее формировании играют: семья, школа, сверстники. 
 
 

       1.4 Факторы, влияющие на формирование самооценки личности в младшем школьном возрасте.
       Изучая особенности самооценки в младшем школьном возрасте, можно сказать, что она зависит от влияния различных факторов. Фундаментальное влияние оказывает оценочное отношение учителя к ученику, огромную роль играет семья, отношения между родителями и ребенком, а также сверстники.
       Исследования показывают, что усвоение учащимися требований, которым должна удовлетворять их учебная деятельность, осуществляться опосредовано, через оценку результатов этой деятельности учителями. Под влиянием этих оценок у учащихся складывается определённое отношение к своей деятельности, к самому себе, причём - у младших школьников самооценка находится в тесной зависимости от оценок взрослых, а старшие школьники обнаруживают большую самостоятельность.
       Критичность всегда означает оценку правильности использованного приёма, правильности полученного результата. Решение этих вопросов предполагает сопоставление результатов с каким-то образом, с какой-то системой критериев, которым этот результат должен соответствовать. Мыслительный процесс, направленный на решение задачи, предполагает механизм самоконтроля, благодаря которому каждое осуществляемое действие сравнивается нами с какими-то результатами и получает определённую оценку. Поэтому, умение адекватно оценить способы и результаты своей познавательной деятельности, является необходимым условием само регуляции процесса усвоения. Исследования показывают, что решающее влияние здесь оказывает оценка учебной деятельности учителем.
       Мысль о психической роли оценивания знаний была в своё время высказана Джемсом, который подчеркивал, что в учебных заведениях, где отметки держатся в тайне, естественная цель всего круговорота работы теряется, и ученик часто страдает от чувства неизвестности.
       К такому же выводу пришёл Ананьев Б.Г., который отмечал, что среди множества мотивов, побуждающих учебную деятельность, существенным является оценивание учителем усвоенных знаний. Автор показывает, что воздействие оценки на развитие самооценки учащихся осуществляется в двух направлениях:
      ориентирующим, воздействующим на умственную работу школьника содействующим на умственную работу школьника содействующий сознанию им достигнутого уровня усвоения;
      стимулирующим, воздействием посредством переживания успеха и неуспеха на аффективно-волевую сферу учащихся, на формирование его притязаний, нарушений, поступков.
       Под влиянием оценочного воздействия у учащихся формируется важная и сложная характеристика личности - самооценка и уровень притязаний. Роль данных воздействий в формировании ученической самооценки была выявлена в ряде исследований Липкиной А.И.. Результаты наблюдений показывают, что учащиеся ведут оценку своих знаний параллельно, но не согласованно с учителем. Информацию о качестве своей учебной деятельности дети получают от единственного источника - учителя. В этом смысле функции строго разделены: учащийся выполняет определённые задания, учитель их оценивает. На основе оценок получают учащиеся на протяжении определённого периода, у учителя складывается общее оценочное впечатление о характере и качестве учебной деятельности в целом. Об этом впечатлении учащиеся также узнают от учителя. Поэтому оценочное отношение имеет огромное педагогическое значение, а потому должно быть рассмотрено более тщательно.
       Прежде всего, следует указать на три основные типа оценочного отношения: отрицательное, положительное, гиперположительное.
       Отрицательная оценка может быть глобальной, когда тщательно оценивается вся личность и её возможности, когда отрицательно оценивается только одно какое-то проявление или качество индивида. Глобальна отрицательная оценка во всех случаях вредна, она подрывает у него веру в себя, толкает на совершение отрицательных поступков, либо озлобляет. Переоценка, выхваливание имеет, как правило, отрицательное значение. Она формирует лень, безответственность, снижает активность. Однако, иногда она полезна. Это необходимо, когда имеет место недооценка собственных возможностей, когда человека необходимо подбодрить, сформировать положительное к окружающим.
       Самые оптимальные возможности воспитание содержит в себе адекватная положительная оценка личности. Дело в том, что личность, как общественное существо, нуждается в признании своего поведения и деятельности, особенно со стороны авторитарных лиц, каким для младшего школьника является учитель.
       В отдельных коллективах имеют место направленные оценочные отношения, когда одних захваливают и перехваливают, других чаще оценивают отрицательно, третьих просто не замечают. В этих случаях захваливаемые становятся высокомерными, не терпящими возражений и советов. Недооцениваемые становятся тяжёлыми по характеру, так как они не испытывают радости общественного признания, а после возникает отношение к окружающим. Для усиления влияния оценок необходимо привлекать коллектив, но не следует пренебрегать и педагогическим тактом. В одном случае необходимо оценить поведение учащегося с глазу на глаз, наедине, в другом случае необходима публичная оценка. Отрицательная оценка также должна быть дана с учётом конкретной и индивидуальных особенностей личности. Кроме того, учитель должен помнить, что оценки обладают собственной жизнью. Они «принимают» к человеку и от них уже трудно избавиться. Сформированные в детстве оценки могут сохраниться у взрослого человека. Поэтому педагогу надо быть осторожным в суждениях.
       Учительская оценка захватывает целый ряд психологических пластов различной глубины, начиная с поверхностных, вроде сиюминутных и отсроченных во времени. Эта функция оценки получила название стимулирующей, использование этого вида оценки - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться многого. Но при условии, что она используется психологически грамотно. Она должна быть справедливой. Под этим понимается как оправданность её с точки зрения качества ответа, так и понятности её для учащихся. Важным компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Нельзя распространять оценку на личность школьника, так как это вызывает отчуждение этого ученика от остальных ребят класса. Не нужно сравнивать одного ребенка с другими, сравнивать следует каждого ребёнка с самим собой. Педагогическая оценка - это только выраженная в баллах отметка, это ещё и высказанное педагогом суждение. Отметка фиксирует достижение или отстаивание.
       С психологической точки зрения та и другая информация нужна ребёнку. Что бы адекватно оценить результаты своих усилий, он должен иметь представление о так сказать абсолютных успехах («я-сегодняшний») в сравнении с («я-вчерашним») и об относительном успехе («я - по сравнению с другими).
       Отсутствие оценки есть самый худший вид оценивания, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективных оценок, в которых отражены его действительные знания, а на весьма субъективных истолкований педагогов и учащихся. Недооценивание ведёт к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентирования и на основе приводит к известному осознанию собственной мало ценности
       Пожалуй, из всех компонентов учебной деятельности контроль и самооценка в наибольшей степени подвластны усилиям учителя. И всё необходимо в качестве своих союзников привлекать родителей, так как родители легче контролируют деятельность детей дома. Кроме того, к моменту поступления в школу у ребёнка под влиянием семьи выработан тот или иной способ само оценивания и он не всегда приемлем в школе. Ребёнок поступает в первый класс и достаточно хорошо может контролировать своё внешнее поведение, но ещё не умеет держать под контролем умственную деятельность. Причина кроется в непонимании ими задач контроля и самооценки. Несформированность контроля приводит ещё к неумению оценить, в чём заключается встреченные им трудности в учёбе. Необходимость сформировать у ребёнка контроль и самооценку не вызывает сомнений. Помощь родителей - не оценим. Если речь идёт о начальных классах, то необходимо донести до сознания ребёнка истину: только повторяя рок себе, товарищу, родителю можно убедиться, - выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию поведения. Необходимо приучить ребёнка всё время сравнивать свою работу с каким-то образом. Надо предупредить родителей, что очень большую ошибку совершают те из них, которые берут функцию контроля на себя и стремиться как можно дальше удержать её за собой. На первых парах это необходимо. Но главная цель заключается в том, что бы всему этому научить ребёнка.
       Самооценка, неприемлемая школьникам, начинает складываться в результате ряда воспитательных ошибок, допускаемых родителями. Сюда относятся постоянное восхищение любыми достижениями ребёнка, почти полное отсутствие ограничений дома, когда взрослые разрешают ребёнку всё, привычки к постоянному лёгкому успеху, привычка фиксировать отрицательные переживания и подробно обсуждать их, не стесняясь присутствия детей. В любом из подобных случаев ребёнок приходит в школу не готовым к правильной оценке своих успехов. Если родители советуются с учителями всё обстоит проще, надо наметить с ними работу, как исправить семейные ошибки, но воспитанию ребёнка.
       Таким образом, можно сказать, что семья, а точнее взаимоотношения детей и родителей играют важную роль в формировании самооценки в младшем школьном возрасте. В этом возрасте главным является вопрос: «Кто я такой?» - его можно считать одним из ведущих мотивов общения. И здесь первое слово за родителями. Им ребёнок верит, их мнения воспринимает как безупречное. И здесь приходится сталкиваться с многочисленными ошибками, допускаемых родителями.
       В семьях, где растут дети с заниженной самооценкой, материи отцы не могли глубоко охарактеризовать своего ребёнка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учёбе). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребёнок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» обычно следуют такие вопросы: «Чем занимается, ему бы учиться по меньше, а мяч гонять по больше», «Кто его знает, чем он занимается и чем интересуется. Ему надо учением больше заниматься».
       Исследования показывают, что в семьях, в которых у детей формируется заниженная самооценка нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребёнка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается, в сущности, просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребёнку, к его интересам, увлечениям. Также в таких семьях родители стремятся по отдельным поступкам ребёнка делать обобщающие выводы о его личности в целом. Случается, что проявление детских фантазий расценивается как ложь, а ребёнок - «обманщик», «лгун». Некоторые родители пренебрежительно высказываются, насмехаются над неудачами ребёнка. В таких семьях о трудностях испытываемых ребёнком, о его недостатках чаще всего знает мать, но она старательно скрывает их от отца. Ребёнок чувствует себя здесь неуютно. Общение с родителями ребёнок чаще всего избегает. Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. В основном такие дети пассивны, обладают повышенной тревожностью, мнительностью. Ранимы и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегают того, чтобы их оценивали, стараются оставаться в тени. Воспринимают и оценивают себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боятся тех, кто «сильнее» их (учителей, родителей), и уклоняются от того, чтобы быть ими замеченными.
       Завышенная самооценка формируется в тех семьях, где родители малейший успех своего ребёнка относит к выдающимся качествам личности. И ребёнок ждёт от окружающих соответствующего отношения. Заласканный, избалованный ребёнок оказывается в лучшем положении, чем заброшенный.
       Малейшее неудовлетворенное желание вызывает в нем бурный протест, он не приспособлен к сложным эмоциональным перегрузкам, не умеет и не желает уважать чувства окружающих. Дети с высокой самооценкой в большинстве случаев сразу же завоевывают симпатию класса. Они чаще всего раньше других становятся вожаками, лидерами коллектива, их обычно выбирают на «общественные посты».
       Формирование адекватной самооценки у детей наблюдается в тех семьях, где родители привлекают их к обсуждению различных доступных пониманию общественных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходятся с родителями. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимание, интереса и уважения. В таких семьях родители с высокой требовательностью относятся к выполнению детьми принятых норм поведения. Однако, дисциплину в этих семьях нельзя рассматривать как суровую. Характерно, что дети оценивают своих родителей как очень справедливых. В таких семьях здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение к ребенку.
       Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком : решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов, вкусов.
       Самооценка, складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении с товарищами.
       Известно, что большинство детей переступают порог школы с желанием хорошо учиться. Однако, одни из них с самого начала настроены на то, чтобы впереди, даже самыми первыми - получать только пятерки, другие, обладая такими же умственными возможностями, гораздо менее уверены в том, что у них все будет хорошо получаться, и рассчитывают быть хотя бы средними. Этот настрой влияет на поведение детей, определяет тот «накал», с которым они приступают к новой для них учебной деятельности. Это внутреннее состояние ребенка сказываются на том впечатлении, которое он производит на учителя, на детей класса, а в результате определяет то место, которое он займет в новом коллективе. Поэтому родители должны создать в семье такую обстановку, психологический климат, чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка.
       Та или иная самооценка по-своему влияет на поведение ребенка, которое оценивается сверстниками. Оценка одноклассников сильно влияет на становление самооценки. Например, активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, высоко оценивается в личности уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, отличающие детей с пониженной самооценкой, получают у сверстников отрицательную оценку.
       Можно сказать, что младшие школьники достаточно хорошо ориентируются в личностных особенностях своих сверстников, дают им соответствующие жизненные оценки, связывают их с общим типом поведения одноклассников.
       Для того, чтобы ребенок не переоценивал себя, не был зазнайкой и не страдал от той неуверенности в себя, которая ограничивает проявления его духовных способностей, педагогам в своей деятельности необходимо использовать средства, которые способствуют формированию адекватной самооценки, изменению положения ребенка в классе и оказывают положительное терапевтическое, коррекционное влияние. Одним из таких средств можно считать игру. Наше исследование предполагает изучить сущность игры, доказать ее эффективность в формировании адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.
 

          Глава 2. Игра и её роль в формировании адекватной самооценки личности в младшем школьном возрасте.
      2.1 Сущность игры и её функции.
       В психолого-педагогической литературе существует множество точек зрения, взглядов, мнений на сущность игры.
       Например, немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19 века предпринявший попытку системного изучения игры, считал, что она является изначальной школой поведения. Для него, каким бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, что бы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой представляет ребёнку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих.
       Позицию К. Гросса продолжает польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человеке, себя во Вселенной. Ребёнок действительно, прежде всего, ищет себя в играх, определяет своё место среди сверстников.
       Американский психолог и психиатр Э. Берн даёт такое определение игры: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом …, но обладающих скрытой мотивацией; это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох».
       Немецкий психолог И. Брайер считает, что игра - это деятельность детей, в которой они определённым способом воспроизводят явления в обществе, в окружающем мире. В основе игры детей лежит восприятие действительности, отражение реальной жизни. С помощью игры дети входят в общественные отношения, среди которых живут.
       Также игра изучалась и отечественными психологами. Русский педагог
   Н. В. Щелгунов, исследуя игру детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка. Он говорил, что игра ребёнка - его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей ещё не сформировавшейся души, чтобы жить детской жизнью.
       В. Всеволодский - русский педагог рассматривает игру как разновидность общественной практики, сущность которой воспроизводить в действительности жизненные различные влияния вне реальной практической установки. Он воспринимает социальную значимость на ранних ступенях развития общества, прежде всего в её коллективизирующей и упражняющей роли, пологая, что в историческом развитии происходит постепенное вытеснение взрослых драматическим искусством и фольклорными обрядами.
       Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин пологает, что игра организует с помощью культовых символов деятельности и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Он считал, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Эльконин практикует игру как деятельность, возникающую на определённом этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психологических функций и способов познания ребёнка мира взрослых.
       О. С. Газман считает, что игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, является деятельностью, в которой стабильно отражают именно правила и условности, в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинговую основу развития ребёнка. Новационное же идёт от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил не во всё, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры.
       А. С. Макаренко и В. С. Сухомлинский понимали игру так, она в первую очередь несёт детям радость. По их утверждениям бодрый, целеустремлённый, жизнерадостный стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива детей. Им принадлежит мысль о том, что воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Они считали, что ребёнок самовыстраивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении, где и предметность, и слово, и, главным образом, общение есть сама игра, реализующая поведенческую избыточность ребёнка, все его поведенческие потенции растущего человека.
       Своеобразное понимание игры даётся в разных словарях. Например, в «Русском энциклопедическом словаре» под игрой понимаются хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов и т. д. В «Настольном словаре для справок по всем отражениям знания» игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени, без серьёзной цели. В «Большой энциклопедии» даётся понятие игры как занятия, не имеющего практической цели и служащее для развития или забавы. «Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Спортивное состязание между двумя соперниками (спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определённого момента. …Массовые соревнования по многим видам спорта…Действия, преследующие цель». (42, 123) «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра - один из видов деятельности человека и животных… . Детская игра - исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детей действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». (42; 148)
       В словаре практического психолога игра понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий. В «Кратком психологическом словаре» игра - это вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающая те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которого затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное - субъективная удовлетворённость от самого процесса. В игре можно вовлечься от реальной обстановки с её ответственностью и многими требованиями.
       В педагогическом словаре приведены несколько определений игры:
       игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.
       игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию напряжения, стрессовых ситуаций. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий и отношений между ними, познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному, нравственному воспитанию детей.
       В Советском энциклопедическом словаре понятие игры уложено следующим образом: «Игра - вид непродуктивной деятельности мотивов которой заключается не в её результатах, а в самом процессе … .Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
       Также существует другой подход к пониманию игры. Например, Кумарина Г. Ф. считает, что игра является эффектным средством в формировании адекватной самооценки личности школьника, способствует изменению отношения к своему «я». Наиболее полные положения об игре раскрыл в своей монографии «Игры учащихся - феномен культуры» Шмаков С. А., он отмечал, что:
       игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, в которых усваивается жизненный опыт, а также игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребёнка и методом организации его жизни.
       игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности
       игра включает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребёнка многогранным явлением, является школой поведения ребёнка.
       игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
       игра - путь поиска ребёнка себя в коллективе, в целом в обществе, в человечестве, во Вселенной; выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
       игра - свобода самораскрытия, саморазвития. Продукт игры - наслаждение её процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
       игра - это главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития самоорганизующих систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.
       Таким образом, можно сказать, что изучением сущности игры занимались как отечественные (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Шмаков С. А., Газман О. С. и другие), так и зарубежные (К. Гросс, Януш Корчак, Э. Берн и другие) психологи и педагоги. Изучая данные подходы, можно сказать, что они взаимодополняют друг друга и даёт более общее представление о сущности игры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.