На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы участия населения в местном самоуправлении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА
 
 
 
Курсовая работа 

По дисциплине: Муниципальный менеджмент 

Тема: Формы участия населения в местном самоуправлении  
 
 

                    ВЫПОЛНИЛ:
                    Студент  3 курса
                    Спец. ГМУ (уск. з/о)
                    Стадухина Н.В.
                    ПРОВЕРИЛ:
                                                                             Андрейкин В. Г. 
 

Тюмень 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого  волеизъявления населения на местном  уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия  населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список  используемой литературы…………………………………………… 46

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     В соответствии со статьей 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
     Таким образом, население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:
     1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;
     2) представительную демократию - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;
     3) прямую демократию – предполагает  значительные возможности для  непосредственного участия граждан в процессе принятия решений причём окончательных.
     Необходимо  констатировать, что самой природе  самоуправления больше отвечают формы  непосредственного народовластия, такие, как референдум, выборы, сходы.
     И. В. Выдрин, А. Н. Кокотов выделяют следующие виды непосредственного волеизъявления на местах: самозаявление гражданами своих запросов; самореализация гражданами собственных запросов; участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций; контроль со стороны граждан за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
     Анализируя  внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы  участия населения в местном  самоуправлении:
     1)  местный референдум;
     2) опрос граждан, плебисцит;
     3) местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);
     4)  наказы избирателей;
     5) отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
     6) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
     7) собрания, сходы, конференции граждан;
     8) территориальное общественное самоуправление;
     9) массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.);
     10) обращение в органы местного самоуправления;
     11) правотворческая инициатива;
     12) публичные слушания;
     13) деятельность в представительных органах местного самоуправления;
     14) осуществление муниципальной службы;
     15)  иные формы. 

      Актуальность  темы данной курсовой работы заключается  в том, что, любая власть сильна тогда, когда она в решении вопросов опирается на мнение граждан. В полной мере это относится к органам местного самоуправления. И чем больше разнообразных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, тем более структурировано местное сообщество, а значит, более полно реализуются в решениях местных органов самоуправления интересы жителей.
     Проблема, решаемая в данной курсовой работе - проблема функционирования ТОС (на примере г. Тюмени).
     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на  местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
     - раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
     - изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;
     - проанализировать проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени).
      Методологической  основой курсовой работы явилась  нормативная, законодательная, специальная  периодическая литература по вопросам организации местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ПРЯМОГО  ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ  НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 

      Местный референдум как высшая форма народовластия
 
     Референдум  представляет собой одну из форм непосредственного  выражения народовластия. Посредством  реализации этого института населению муниципального образования предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по значимым вопросам. Однако нельзя утверждать, что это наиболее часто используемый и эффективный способ решения проблем местного уровня1. значимо его можно назвать факультативным инструментом осуществления местного самоуправления.
     Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные  референдумы никогда не проводились (в Канаде, США и др.). Широкое распространение местные референдумы в России получили в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В 1995 – 1996 гг. они активно использовались для принятия уставов муниципального образований. В 1996 – 1998 гг. активность проведения местных референдумов связана со становлением местного самоуправления. В последние годы местные референдумы касались вопросов территориального устройства, об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его органах, об изменении границ муниципальных образований, о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, о приобретении в собственность крупных объектов или их продаже и иных вопросов.
     Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в Федеральном законе №67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муниципальных образований.
     В соответствии с ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ местный референдум проводится в целях решения населением вопросов местного значения. Таким образом, местный референдум — это голосование граждан, постоянно проживающих в том муниципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Суть местного референдума – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Отсюда предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
     При этом ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ определяет открытый перечень вопросов местного значения поселения. Муниципального района, городского округа. Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). Необходимо отметить, что согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в отличие от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. некоторые вопросы уже не могут быть предметом местного референдума (например, принятие устава муниципального образования).
     По  содержанию выносимых на решение  местного сообщества вопросов местные  референдумы делятся на:
     1) референдумы, определяющие формы  осуществления местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления путем принятия устава муниципального образования;
     2) референдумы, определяющие изменение  границ административно-территориального  деления и муниципальных образований;
     3) референдумы, решающие проблемы социально-экономического характера (планы и программы развития территорий, изменения профиля объектов и предприятий муниципальной собственности, отчуждение муниципальной собственности и т.д.).
     Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской  Федерации» называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:
     1) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления  ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
     2) о персональном составе органов  государственной власти субъекта  РФ, органов местного самоуправления;
     3) об избрании депутатов и должностных лиц. Об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
     4) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
     5) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.
     По  сути дела, федеральное законодательство не запрещает принимать на местном референдуме правовые решения, противоречащие уставу муниципального образования, правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления. Отсюда вытекает следующее: население может прибегать к инициированию референдума именно тогда, когда представительный орган местного самоуправления не вносит по его требованиям (заявленным в виде петиций или в иной форме) в устав муниципального образования необходимые изменения. Поэтому требование соответствия вопроса референдума уставу муниципального образования лишило бы население права посредством форм прямого волеизъявления участвовать в решении принципиальных вопросов организации местного самоуправления, чем было бы нарушено конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума1.
     ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ предусматривает коллективных субъектов инициативы проведения референдума. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:
     1) по инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими  право на участие в местном  референдуме;
     2) по инициативе, выдвинутой избирательными  объединениями, иными общественными  объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
     3) по инициативе представительного  органа муниципального образования  и главы местной администрации,  выдвинутой ими совместно.
     В процедуре назначения референдума  различают следующие стадии:
     1) подготовку референдума, включающая  инициативу о его проведении, информирование граждан, агитацию, обсуждение;
     2) проведение референдума, включающее  его назначение, организацию, голосование и подведение итогов;
     3) реализацию решения референдума,  включающую исполнение его решений,  ответственность за неисполнение  решений референдума.
     Начальный этап подготовительной стадии референдума  – инициатива.
     Условием  назначения местного референдума по инициативе граждан, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
     Инициатива  проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными  общественными объединениями, оформляется  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
     Инициатива  проведения референдума, выдвинутая совместно  представительным органом муниципального образования и главой местной  администрации, оформляется правовыми  актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
     Представительный  орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума  вправе принять одно из двух решений:
     1) о назначении местного референдума,  дате его проведения и мерах  по его обеспечению;
     2) об отклонении требований о  назначении местного референдума  в случае нарушения закона  инициаторами референдума.
     Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления  в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
     В случае если местный референдум не назначен представительным органом  муниципального образования в установленные  сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
     В местном референдуме могут принимать  участие все граждане, проживающие  на территории муниципального образования  и обладающие активным избирательным  правом. В Российской Федерации активным избирательным правом (т. е. правом избирать) пользуются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
     В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда, вступившему в законную силу.
     Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
     В законах субъектов РФ и актах  муниципальных образований, как  правило, устанавливается, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании  приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме муниципального образования.
     Органы  местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
     Если  для реализации решения, принятого местным референдумом, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
     Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
     Отмена  судом решения, принятого на местном  референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
     1) нарушение установленного Федеральным  законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования  порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
     2) несоответствие закона субъекта  РФ, устава  муниципального образования,  на основании которых проводился  местный референдум, Конституции  РФ, Федеральному закону, закону  субъекта РФ, действовавшим на  момент проведения данного референдума,  повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
     3) несоответствие решения на местном  референдуме Конституции РФ, Федеральному  закону, а на местном референдуме  также закону субъекта РФ.
     Если  результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
     Гарантии  прав граждан на участие в местном  референдуме, а также порядок  подготовки и проведения местного референдума  устанавливаются федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации1. 
 
 
 

      Муниципальные выборы
 
     Выборы  – это наиболее распространенный институт в системе народовластия. Значение этого института состоит  в том, что посредством выборов  формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления.
     На  муниципальных выборах население определяет путем голосования состав представительных органов и того главу администрации муниципального образования, которые будут руководить ими в предстоящий период (на срок не более пяти лет, меньшие сроки устанавливаются в России законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований).
     Цель  местных выборов – избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
     В процессе участия в муниципальных  выборах граждане Российской Федерации  реализуют свои избирательные права  – это конституционное право  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предварительной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.
     Этот  вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов РФ. Регулирование основ муниципальных выборов осуществляется федеральным законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), более детально — законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов (советников) представительных органов и выборных должностных лиц, а также уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования  в сроки, предусмотренные уставом  муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются  соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
     В случаях, если соответствующий представительный орган не назначит выборы в установленные  сроки либо не назначит выборы в  соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа, выборы проводятся территориальной избирательной комиссией.
     В случаях, если соответствующий представительный орган или соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также если соответствующая территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей  юрисдикции.
     Гарантии  избирательных прав – это установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.
     Гарантии  избирательных прав граждан при  проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
       Итоги муниципальных выборов  подлежат официальному опубликованию  (обнародованию)1. официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течение 2 месяцев со дня голосования. 

1.3. Сходы граждан 

     Сход  граждан – форма непосредственного  участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Этот институт дает возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать волю по вопросам местного значения.
     Процедура их созыва и проведения регламентируются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со статьей 25 Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, т. е. правом избирать, как оно определено для выборов органов местного самоуправления законами соответствующих субъектов РФ на основе федерального избирательного законодательства.
     Сход  граждан осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, в  том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
     Сход  граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей  поселенцев численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
     О времени и месте проведения схода  граждан, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации. Исходя из полномочий схода граждан и его роли в решении вопросов местного значения законодатель предусматривает обязательность участия в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления.
     На  сходе граждан избирается выборное должностное лицо – глава данного  муниципального образования (или иное выборное лицо), которое считается  избранным, если за него проголосовало  более половины граждан, принимающих  участие в сходе граждан и обладающих избирательным правом.
     Избранный сходом граждан глава муниципального образования подотчетен ему и  может быть отозван сходом граждан  в порядке, определенном уставом  муниципального образования.
     Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе граждан, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, могут потребовать издания нормативного правового акта. Орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
     Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъекта РФ.
     В ряде субъектов этот вопрос решается следующим образом: решения, принятые на сходе граждан, доводятся до сведения населения главой муниципального образования через средства массовой информации или иными доступными способами не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия решений. 
 

1.4. Территориальное общественное самоуправление 

     В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) занимает особое место в системе местного самоуправления, так как является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории.
     В настоящее время примерно в 40 субъектах  Российской Федерации приняты законы о ТОС. Кроме того, отдельные нормы, регулирующие общие вопросы территориального общественного самоуправления, содержатся в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.
     Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
     Анализ  понятия системы территориального общественного самоуправления позволяет сделать несколько выводов. Законодатели ряда регионов вводят не только понятие «органы территориального общественного самоуправления», но и «органы общественной самодеятельности». Зачастую происходит смешение понятий: система местного самоуправления и система территориального общественного самоуправления. Например, такие формы, как собрания, сходы и опросы, могут являться элементами и системы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.
     В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российском Федерации»  ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС.
       Федеральном законом «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации установлено, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
     В Законе закрепляется, что органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования.
     Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.
     Принцип самостоятельности предполагает, во-первых, самостоятельное определение жителями системы и структуры органов  ТОС, во-вторых, свободу действий при  осуществлении собственных инициатив  по любому вопросу местного значения (который не исключен из компетенции органов ТОС и не отнесен к компетенции иных органов), в-третьих, финансово-экономическую самостоятельность органов ТОС, которые вправе формировать и исполнять собственный бюджет.
     Принцип ответственности означает возможность наступления неблагоприятных последствий в случаях принятия органами ТОС противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления органами ТОС своих полномочий и т.п. Ответственность органов ТОС может наступить как перед жителями (в случае утраты доверия), так и перед органами местного самоуправления и органами государственной власти (в случае нарушения законодательства).
     Кроме того, некоторыми законами субъектов  РФ устанавливаются дополнительные принципы осуществления территориального общественного самоуправления.
     В Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся требования, предъявляемые  к содержанию устава территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут. В соответствии с Законом в уставе ТОС устанавливаются:
     1) территория, на которой оно осуществляется;
       2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
     3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочии органов территориального общественного самоуправления; 4) порядок принятия решений;
     5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
     6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
     Как уже говорилось ранее, другими элементами системы территориального общественного самоуправления являются собрания и конференции. На основании статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
     К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
     1) установление структуры органов ТОС;
     2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
     3) избрание органов ТОС;
     4) определение основных направлений деятельности ТОС;
     5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
     6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
     В Федеральном законе 2003 г. впервые обозначены функции органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления:
     1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
     2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
     3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
     4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
     Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования1.
     В завершении необходимо отметить, что  территориальное общественное самоуправление – добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. где – то она может быть и не востребована. Территориальному общественному самоуправлению как социальному феномену присущи такие признаки, как добровольность, самоуправленческая природа, территориальный принцип организации, представительский характер.
       Территориальное общественное самоуправление является наиболее популярной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по их местожительству. Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление, обусловлена тем, что ТОС призвано способствовать воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества населения с органами власти.
     В социальном плане на территориальное  общественное самоуправление также  возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объем проблем, возникающих в муниципальных образованиях. 

1.5. Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне  

     В отличие от досрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющем большинстве стран невозможен (применяется только в странах тоталитарного социализма), отзыв депутатов муниципального представительного органа (совета) и главы муниципальной администрации (иного выборного должностного лица) применяется во многих странах, в том числе в России. Такая возможность предусмотрена федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Федеральный закон предусматривает возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц муниципального образования, основания и порядок отзыва регулируются законами субъектов РФ. В качестве оснований для отзыва названы нарушение Конституции, законов, устава муниципального образования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, игнорирование прав и законных интересов жителей соответствующей территории и др.
     Отзыв производится практически в том  же порядке, в каком проводятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любой избиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Основанием для отзыва являются только конкретные противоправные действия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, подтвержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об отзыве проводится собрание, на котором создается инициативная группа численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания с требованием отзыва и список инициативной группы передаются для регистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа, где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выборного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписей осуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выборного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей территории муниципального образования (оно составляло единый избирательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избирателей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процент устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от 5 до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или муниципального образования), есть и иные требования. Подписи необходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней), так как состояние неопределенности не может продолжаться долго.
     Инициативная  группа, собрав подписи (если соберет), представляет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет депутата или выборное должностное лицо об этом и направляет в представительный орган муниципального образования требование о проведении голосования об отзыве. Если последний считает, что все требования закона соблюдены, он назначает в определенный срок (через 15-30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемому должна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объяснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются отозванными, если за это проголосуют не менее половины избирателен муниципального образования1.
     Правотворческая инициатива – новый институт непосредственной демократии. Это право группы граждан - жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Для его осуществления такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Для реализации народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст, требуется собрать определенное число подписей избирателей, оно не может быть установлено более 3% избирателей муниципального образования.
     Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим актам вносятся в орган местного самоуправления. Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования (если проект обращен к нему) обязаны, лишь рассмотреть такой акт.
     Акт, внесенный в порядке правотворческой  инициативы, может относиться к компетенции  представительного органа, главы  муниципального заседания. В любом  случае инициатором проекта должна быть обеспечена возможность изменения своей позиции при рассмотрении проекта. Если проект относится к компетенции представительного органа, он должен быть рассмотрен на его открытом заседании. В любом случае проект должен быть рассмотрен в течение трех месяцев со дня его внесения. Отказ принять внесенный акт следует мотивировать, но сам по себе отказ не влечет никаких юридических последствий. Обжаловать в суд его нельзя.
     К народной правовой инициативе примыкают  предложения граждан на заседаниях о принятии или изменении тех или иных актов представительного органа местного самоуправления. На этих заседаниях могут присутствовать граждане и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего они вправе вносить коллективные и индивидуальные предложения (обычно это делается в устной форме), однако у председательствующего нет обязанности предоставить слово в этом случае. Если порядок правотворческой инициативы граждан не урегулирован актами муниципального образования или субъекта РФ, должны применяться правила федерального закона.
     Публичные слушания и собрания граждан. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы администрации. На таких слушаниях обсуждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься проекты устава муниципального образования, предложения об изменении устава, проекты бюджета и отчет о его исполнении, программы развития муниципального образования, вопросы о преобразовании муниципального образования. Необходимо заранее оповестить жителей о предстоящих публичных слушаниях, организовать заблаговременное ознакомление с проектами актов, выносимых на обсуждение.
     Для обсуждения вопросов местного значения и информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, а также для осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Поскольку такие собрания проводятся лишь на части муниципального образования (обычно по участкам ТОС), они не имеют решающих полномочий. Собрания созываются по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. На собраниях могут приниматься обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, избираться лица, уполномоченные представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Если собрание проводится по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, то оно может принимать решения, не только по вопросам, отнесенным уставом ТОС к его компетенции. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления с направлением в адрес организаторов собрания письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).
     Полномочия  собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок избрания делегатов и проведения конференции определяется уставом муниципального образования, другими правовыми актами его представительного органа1.
     Конференция граждан (собрание делегатов)- это также форма непосредственного участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан. Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.
     Как уже говорилось, порядок организации  и проведения собраний сходов, конференций  в настоящее время на уровне субъектов  Российской Федерации регулируется законами о местном самоуправлении и законами об общих собраниях (сходах) граждан. Такие специальные законы уже приняты примерно в 50 субъектах Российской Федерации. На муниципальном уровне эти вопросы регулируются уставами муниципальных образований, положениями о собраниях, сходах, конференциях граждан1.
     Опрос – самостоятельный институт непосредственной демократии. Опрос жителей муниципального образования проводится с целью выявления мнения жителей соответствующих территорий и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Отличительная черта этого института состоит в том, что его результаты носят рекомендательный характер.
     В опросе участвуют жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом.
     Мнение  жителей, участвующих в опросе, оформляется  через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного  вопроса и варианты ответа на него, фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес местожительства опрашиваемого. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения. Адреса местожительства, серии и номера паспорта, номера телефона,  также даты подписания  и регистрирования органом местного самоуправления или органом субъекта территориального общественного самоуправления.
     В зависимости от характера выносимого на опрос вопроса инициаторами проведения опроса являются:
     1) представительный орган муниципального  образования или глава муниципального  образования – по вопросам местного значения;
     2) орган государственной власти  субъекта РФ – для учета  мнения граждан при принятии  решений об изменении целевого  назначения земель муниципального  образования для объектов регионального  и межрегионального значения.
     Опрос как форма осуществления местного самоуправления предусмотрен в ряде субъектов РФ на законодательном уровне. Более детально порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
     По  результатам исследования, проведенного в первой главе данной курсовой работы, сделаем следующий вывод.
     Практика  современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное решение вопросов местного значения прямо зависит от ряда факторов. Среди них в числе основных можно выделить наличие институтов непосредственной демократии – форм участия населения в решении вопросов местного значения.
     Законодательство  Российской Федерации устанавливает достаточно широкий спектр форм осуществления населением местного самоуправления. Рассмотренные формы осуществления народом своей власти является наиболее важным элементом института местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

2.1. Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области 

     Основные  начала организации местного самоуправления в Тюменской области регулируются Уставом Тюменской области (№6 от 30.06.1995 г.).
     Местное самоуправление в Тюменской области  гарантируется Конституцией Российской Федерации и осуществляется на всей территории области в поселениях, муниципальных районах и городских  округах.
     Местное самоуправление в пределах своих  полномочий обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
    Местное самоуправление в области осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации, области и автономных округов как непосредственно - путем  выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов и др.).
    Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти области.
    Структура и организационные формы местного самоуправления определяются населением муниципального образования самостоятельно с учетом общих принципов организации  местного самоуправления, установленных  федеральным, областным и окружным законодательствами.
    Местное самоуправление осуществляется населением посредством сходов, выборными органами местного самоуправления или в иных формах.
    Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами посредством собраний и конференций, а также органов территориального общественного самоуправления (советов, комитетов микрорайонов и др.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.