На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 

Содержание
стр.
Введение             
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления             
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования             
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства             
2. Анализ развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
2.1. Анализ поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах             
2.2. Современное состояние социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе             
2.3. Современное состояние развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
3. Перспективы и предложения по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
3.1. Перспективы развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
3.2. Разработка предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
3.3. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации предложений по развитию малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе             
Заключение.             
Список использований литературы             
Последний лист курсовой работы             

 
 
 


Введение

 
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления социально-ориентированной рыночной экономики. Малое предпринимательство является существенной составляющей  цивилизованного рыночного хозяйства и неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма. Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на определенное участие в функционировании рыночного механизма.
Предметом исследования в данной работе является малое предпринимательство в системе местного самоуправления.
Объектом исследования, в свою очередь является Раменский муниципальный район.
Цель курсовой работы заключается в разработке эффективных путей развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления как составляющей социально-экономического развития муниципального образования на примере Раменского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.            Изучить сущность, место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования.
2.            Рассмотреть условия и факторы развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
3.            Проанализировать зарубежный опыт функционирования малых предприятий.
4.            Дать анализ современному состоянию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
5.            Дать анализ современному состоянию социально-экономического развития в Раменском муниципальном районе.
6.            Разработать предложения по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
7.            Оценить эффективность предложений по совершенствованию развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе.
8.            Сформулировать выводы по проделанной работе.
 


2
 
1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в системе местного самоуправления
 
1.1. Место и роль малого предпринимательства в экономике муниципального образования
 
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является развитие. Малое предпринимательство является важным звеном полноценной экономики. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованных рыночных отношений.
Понятие «предпринимательство» имеет множество различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга определений разных авторов и экономических школ. Первые определения  «предпринимательства» появились в западной экономической теории в 18 веке и связаны они с именами Р. Кантилона, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сэя. Уже в этот период в оборот был введен довольно широкий набор представлений о предпринимательстве.[1]
По мнению Й. Шумпетера (1883-1950, австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли) предпринимательство – это реформирование производства путем использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. По мнению Ф. А. фон Хайека (1899-1992, австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка) предпринимательство – это поиск и исследование новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не какого-либо рода занятий, всякий индивид, чьё поведение отличается поисковым стилем, есть потенциальный предприниматель. В интерпретации Хайека, предпринимательство – это поиск изменений в предпочтениях потребителей и новых средств их удовлетворения.[2]
ФЗ от 14 августа 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[3] определяет под субъектами малого предпринимательства коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников, за отчетный период, не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
?      в промышленности - 100 человек;
?      в строительстве - 100 человек;
?      на транспорте - 100 человек;
?      в сельском хозяйстве - 60 человек;
?      в научно-технической сфере - 60 человек;
?      в оптовой торговле - 50 человек;
?      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
?      в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.[4]
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Следовательно, характерными чертами предпринимательской деятельности является самостоятельность (имущественная и хозяйственная), систематичность, получение прибыли (как цель деятельности), риск, легитимность (регистрация в установленном порядке), самостоятельная имущественная ответственность. Отсюда следует вывод, что не каждый занимающийся бизнесом может быть предпринимателем, хотя в обыденной жизни принято называть предпринимателями всех тех, кто занят бизнесом. Ими же являются лишь те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым творческим характером. Предпринимательство — это особый вид бизнеса или же наивысшая стадия его развития.
Целью предпринимательства является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, то есть предпринимательского дохода. Этот доход — результат реализации особых способностей предпринимателя по исключительно рациональному соединению факторов производства, основанного на инновационном рисковом фундаменте. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, максимально эффективно ставит службу маркетинга. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее угадывает, на какой продукт, в какое время, на каком сегменте рынка окажется наибольшим платежеспособный спрос. В результате индивидуальные издержки производства у предпринимателя ниже общественных, на базе которых устанавливается рыночная цена. Таким образом, он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены, то есть люди, использующие лишь свой капитал или совершающие какие-либо сделки. В этом и состоит сущность предпринимательства как экономического явления.
Занятие предпринимательством является естественным проявлением способностей и жизненных сил человека, реализацией его неотъемлемых гражданских прав. Согласно п. 1 ст.2 ГК РФ[5] предпринимательская деятельность является самостоятельно осуществляемой деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Развитие предпринимательства — задача исключительной сложности, а ее решение требует больших усилий и длительного времени. Мировой опыт свидетельствует, что на ранних стадиях формирования рыночных отношений, нарождающиеся предпринимательские структуры особенно нуждаются в государственной и общественной поддержке, а малое предпринимательство, имеющее высокую неустойчивость положения на рынке, тем более. Только при условии благожелательного отношения государства к предпринимательству оно сможет стать массовым и продуктивным, включиться в систему базовых ценностей значительного числа россиян, относящихся ко многим социальным группам.
1.2. Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства
 
Очень важно, чтобы политика региона (который, как правило, охватывает один субъект Федерации) согласовывалась с политикой муниципалитетов, поскольку реализовываться она будет так или иначе в муниципалитетах, находящихся на его территории, а с другой стороны, политика, разрабатываемая муниципальными образованиями, должна учитывать региональные аспекты. Роль местного самоуправления и вытекающие из этой роли функции определены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года.[6] Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
С учетом роли и полномочий местного самоуправления, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
?      обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
?      управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
?      обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
?      обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
?      охрана общественного порядка;
?      защита интересов и прав местного самоуправления.
При этом социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни муниципального образования и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Таким образом, можно выделить задачи в сфере развития предпринимательства, стоящие перед муниципалитетами, связанные с выполнением функции экономического развития:
?      возникновение новых и развитие существующих производств;
?      развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций;
?      занятость;
?      уровень благосостояния и так далее.
На любой территории, в любом муниципальном образовании предприниматель выступает в качестве:
?      работодателя, сохраняющего или создающего новые рабочие места, что в свою очередь снимает социальную напряженность в регионе;
?      источника налоговых поступлений в местный бюджет, от объема которых зависит финансовое состояние муниципалитета и его возможности для проведения местной социальной политики;
?      проектировщиком и создателем пространства, в котором местные жители могут реализовать свои способности.[7]
Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата и всемерного содействия развитию предпринимательства.
Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны. К основным из них можно отнести следующие:
?      создание общих условий и благожелательного к предпринимателям климата;
?      содействие и поддержка предпринимателей;
?      регулирование;
?      координация;
?      контроль;
?      управление.[8]
Следует иметь в виду, что всякое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм сил, действующих на рынке. Оказание содействия ведет к искажению конкуренции и с общественно-политической точки зрения допустимо только в той степени, в какой при помощи мер содействия компенсируются недостатки региона как места размещения предприятий. При этом основным условием является создание или сохранение необходимых для конкуренции равных исходных позиций. Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития, начинается руководство и управление экономикой.
Предпринимательство при активном использовании антимонопольной, налоговой, кредитно-финансовой и приватизационной политики на практике наиболее быстро создает предпосылки для «включения» рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек, обеспечивает в перспективе устойчивую стабилизацию цен. Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:
?      оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для «вхождения» в коммерческую деятельность;
?      создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;
?      привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;
?      содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;
?      организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;
?      разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;
?      развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;
?      развитие новых видов деятельности, присущих рыночной экономике;
?      возрождение подсобных производств и ремесел.[9]
При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса, необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства (с изложением  механизма практических действий), ориентированной на приоритетные направления развития экономики территории. Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого  круга специалистов. Но все же, региональная политика не сможет решить задачу по достижению конечной цели, если не будут осуществлены целенаправленные действия местными органами.
Итак, в данной главе были рассмотрены теоретические аспекты развития малого предпринимательства в системе органов местного самоуправления. В первом пункте данной главы были даны основные определения категории «предпринимательство». Категория это очень непростая и определяется различными авторами по-разному. Также, в первом пункте был рассмотрен вопрос о месте и роли малого предпринимательства в муниципальном образовании. Во втором пункте данной главы, напротив, была определена роль органов муниципального управления в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении предпринимателей на свою территорию. В настоящей главе был проанализирован основной закон по данной теме, а именно ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г. № 88-ФЗ.

2. Анализ развития малого предпринимательства в Раменском муниципальном районе
 
2.1. Анализ поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах
 
Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого предпринимательства. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки малого предпринимательства, представляется крайне важным показать в сжатом виде характеристики развитых стран.
Таблица 1.
Государственное обеспечение развития МП в США.[10]
Доля МП в ВВП страны.
52%
$5,6 трлн. В 2009 г.
Доля МП в общей занятости
50,6%
62,3 млн. работающих
Доля МП в общем количестве предприятий
97,6%
22,9 млн. предприятий в т.ч. 9,1 млн. ИП
Расходы бюджета на поддержку МП
~0,35%
$12,62 млрд.
Объем госзаказов размещенных в МП
23%
госзаказы $93,3 млрд.
субконтракты $64 млрд.
 
Политика США направлена на всестороннюю поддержку малого предпринимательства и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании со справедливой конкуренцией, основанной на развитии частной инициативы, дающей возможность для проявления всех потенциальных возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны.
Таблица 2.
Государственное обеспечение развития МСП в Канаде.[11]
Доля МСП в ВВП страны.
46%
$591,1 млрд. В 2009 г.
Доля МСП в общей занятости
50,5%
9,3 млн. работающих
Доля МСП в общем количестве предприятий
98%
2,9 млн. предприятий
Расходы бюджета на поддержку МСП
0,23%
~$1,25 млрд.
Объем госзаказов размещенных в МСП
~20%
$11 млрд.
 
Политика Канады направлена на эффективное использование ресурсов для развития сектора МСП, улучшение условий для инновационной деятельности, увеличение конкурентоспособности МСП в мировой торговле.
 
Таблица 3.
Государственное обеспечение развития МП в Японии.[12]
Доля МП в ВВП страны.
53,8%
$2,22 трлн. В 2009 г.
Доля МП в общей занятости
70,2%
29,9 млн. работающих
Доля МП в общем количестве предприятий
99,7%
6,09 млн. предприятий в т.ч. 1,4 млн. ИП
Расходы бюджета на поддержку МП
~0,11%
~$2,08 млрд.
 
Основными цели: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде.
 
 
 
Таблица 4.
Государственное обеспечение развития МСП в Велинобритании.[13]
Доля МСП в ВВП страны.
48%
$1,544трлн. В 2009 г.
Доля МСП в общей занятости
48,4%
14,6 млн. работающих
Доля МСП в общем количестве предприятий
99,2%
4,8 млн. предприятий в т.ч. 3,8 млн. ИП
Расходы бюджета на поддержку МСП
~0,15%
~$1,6 млрд. +госгарантии на $461 млн.
Объем госзаказов размещенных в МСП
~31%
 
 
Политика Великобритании заключается в формировании в стране наиболее благоприятных условий для развития МСП.
Таблица 5.
Государственное обеспечение развития МСП во Франции.[14]

и т.д.................


Доля МСП в ВВП страны.
49,8%
€967 млрд. В 2009 г.
Доля МСП в общей занятости
54,1%
13,6 млн. работающих
Доля МСП в общем количестве предприятий
99,6%
3,51 млн. предприятий в т.ч. 2,1 млн. ИП
Расходы бюджета на поддержку МСП
~0,04%

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.