На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План работы
    Введение…………………………………………………………………..3
    Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли………………………………..5
    Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны………………………………………………9
    Философия и этика буддизма. …………………………………………...10
    Заключение……………………………………………………………….13
    Список литературы……………………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Каждое время живет  своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и  соединяет различные эпохи в  интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому  будущему. Тем самым каждая эпоха  связана с прошлым и будущим  именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем.
Существует неразрывное  единство между эпохой, временем и  мыслью. Мыслитель может быть независимым  от власти, но не от времени, в котором  он живет и творит. Разумеется, философ  может опередить свою эпоху, высказав суждения, которые не будут поняты его современниками и лишь позже  привлекут всеобщее внимание. Однако несомненна связь между характером вопросов, осмысливаемых философами, и временем, и вместе с тем имеет  место влияние ментальности народа, его культуры на особенности возникающих  философских систем.
Философия вне собственной  истории, вне социокультурного контекста  предстает как игра мыслящего  разума абстрактными понятиями, далекими от жизни. И лишь соотнесение философских  школ и направлений с эпохой и  взрастившими их обстоятельствами помогает наполнить философские рассуждения  реальным содержанием, понять их связь  с общей культурой, с ходившими  событиями, которые могли выступать  неявными их детерминантами.
Философия - не только сфера  рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние  на мировой процесс. Она непосредственно  и участвует в формировании общественного  идеала, основных ценностно-мировоззренческих  и методологических принципов, напоминая  человеку о социально-практической значимости целостных представлений  о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия. Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в  середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае  и Греции возникают первые философские  системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию  культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются  прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации  появились именно там. В различных  регионах Востока сформировались мировоззренческие  концепции, в которых своеобразно  были сплавлены религиозные и  философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались  философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые  оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые  соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском  типе философии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.
 
Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных памятников, обнаруженных на территории Древней  Индии, то тексты индусской культуры (2500-1700 до н.э.), которые до сих пор  еще полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества – так  называемая ведическая литература.
Ведическая литература формировалась  в течение длительного и сложного исторического периода, который  начинается с приходом индоевропейских  ариев в Индию и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые племена ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащие четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных зависимых производителей и преимущественно зависимого населения).
Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп  текстов. Прежде всего, это четыре Веды (буквально: ведение – отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них – Ригведа (знание гимнов) – сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к 12 веку до н.э. Несколько более поздними являются брахманы – руководства ведического ритуала, из которых важнейшее – Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами.
Ведическая религия –  это сложный, постепенно развивающийся  комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих  им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические  индоевропейские представления  индоиранского культурного слоя. Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культа туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия богов не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписываются различным богам. Мир сверхъестественных существ дополняют различные духи – враги богов и людей (ракшасы и асуры).
Основой ведического культа является жертва, посредством которой  последователь Вед обращается к  богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где  отдельные аспекты разработаны  до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителям культа.
В более поздних ведических текстах – брахманах – встречается  высказывание о происхождении и  возникновении мира. В некоторых  местах развиваются старые положения  о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджпати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения, указывающие на различные форма дыхания как первичные проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из главных проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия.
Брахманы являются, прежде всего, практическими руководствами  ведического ритуала, культовая  практика и связанные с нею  мифологические положения – это  их главное содержание.
Упанишады (буквально: сидеть около) образуют завершение ведической литературы. Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, сегодня известно около 300 различных упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического периода (8-6 вв. до н.э.), и взгляды, которые в них развиваются уже некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более поздних философских направлений.
Упанишады не дают целостной  системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу  разнородных воззрений. Примитивные  анимистические представления, интерпретации  жертвенной символики и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми  абстракциями, которые можно охарактеризовать как первые формы действительно  философского мышления Древней Индии. Господствующее место в Упанишадах занимает новое истолкование явлений  мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает  универсальный принцип – безличное  сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида.
В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной духовной сущности, души, которая отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира являются ядром учения упанишад.
Неотделимой часть этого  учения является концепция круговорота  жизни (самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в анимистических представлениях исконных жителей Индии. Оно также связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации.
Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто  совершал благие действия, жил в  согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как  брахман, кшатрия или вайшья. Тот ,чьи действия не были правильными, может в будущей жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет в телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем человек встреается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные  и социальные различия в обществе как следствия этического результата деятельности каждого индивида в  прошлых жизнях. Таким образом, тот, кто действует в соответствии с существующими нормами, может, согласно упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.
Познание состоит в  полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов.
Упанишады в основном идеалистическое  учение, однако, оно не целостно в  этой основе, так как в нем встречаются  взгляды, близкие к материализму. Это относится к учению Уддалака, который не выработал целостной материалистической доктрины. Он приписывает творческую силу природе. Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов – тепла, воды и пищи (земли). И даже атман является материальной присущностью человека. С материалистических позиций отбрасываются представления, согласно которым в начале мира было несущее, из которого зародилось сущее и весь мир явлений и существ.
Упанишады имели большое  влияние на развитие последующего мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые более поздние философские школы.
В середине 1 тыс. до н.э. в  староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. В 3 веке до н. э. Под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется практически вся Индия.
Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии  ведического брахманизма, отбрасывающих  привилегированное положение брахманов  в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг глашатаев новых  учений постепенно образуются отдельные  направления и школы, естественно  с различным теоретическим подходом к насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают, прежде всего, учения джайнизма и буддизма.
2.Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
 Все школы древнеиндийской  философии различаются в зависимости  от того, принимают или отвергают  они духовный авторитет Вед.  То или иное отношение к  Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды), должен быть изгнан как безбожник".
К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный  с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой  для появления ряда учений или  школ, которые подразделяют на две  большие группы. Первая группа - это  ортодоксальные философские школы  Древней Индии, признающие авторитет  Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.
Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии:
    Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.)-основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры
    Миманса (VI в. до н.э.)-цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.
    Санкхья (VI в. до н.э.)-данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание).
    Ньяя (III в. до н.э.)
    Вайшешика (с санскрита - "особенность) (VI-V в. до н.э.)
    Йога (II в. до н.э.)
Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии:
    Джайнизм (IV в. до н.э.)-джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу победитель ("Джина"). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.
 
Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором  возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять  себя с телом. И, несмотря на то, что  по природе душа совершенна и возможности  ее безграничны, в том числе безграничны  возможности познания; душа (скованная  телом) несет в себе также и  бремя прошлых жизней, прошлых  действий, чувств и мыслей. Причина  ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна  роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это  знание передается учителями, которые  победили (отсюда Джина - Победитель) собственные  страсти и способны нау
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.