На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовой режим использования и охраны земель

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
Введение
    Понятие и общая характеристика правового режима использования и охраны земель.
    Земельный фонд России. Виды земель и их содержание.
    Особенности предоставления, использования и изъятия земель, предос-тавленных для нужд ФСИН России.
Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     В современном мире, в век научного и социального прогресса, техно-генных достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую при-роду, забыв о первой. Получив все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Особенности земельно-правового регу-лирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов промышленности, явля-ется базисом для размещения природных объектов. При этом она является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, пред-ставляющим собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права показывают обязанность всех землепользователей и собственников земель сохранять и увеличивать почвенное плодородие своих земельных участков. 
        Бесценность биопотенциала не может быть выражена никакой денежной оценкой. Поэтому земельный учёт осуществляется по особой системе земель-ного кадастра, учитывающего его как специфику земель, так и их ценность. Кадастровый учёт особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно многообразна в своих различных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учё-том объективно существующих свойств и особенностей земель. 
        В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устра-нению негативных процессов на земле предусмотрено разработать правовые, нормативные, технические акты, регулирующие организацию и ведение мониторинга земель.

      1. Понятие и общая  характеристика правового  режима использования  и охраны земель.

 
     Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.
     Экономическое значение земли состоит в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориальным базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и т. д.
     Экологическое значение земли заключается в  том, что она представляет собой  основу существования и воспроизводства  человеческого общества, главное  звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.
     Таким образом, юридически земля может  рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных  прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.
     Отношения по поводу земли, то есть в связи  с ее рациональным использованием и  охраной в целях воспроизводства  плодородия почв, улучшения природной  среды и защиты прав на землю граждан  и организаций, называются земельными отношениями.
     Правовое  регулирование земельных отношений  осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РСФСР 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» 1996 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1998 г., Закон РФ «О плате за землю» 1991 г., указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 № 2287, «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 № 631, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503 и др.
     Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфере вызывают необходимость обновления земельного законодательства, в частности, предполагается принять новый Земельный кодекс Российской Федерации.
     Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся также в нормативных актах, определяющих правовой режим других природных ресурсов (Лесном, Водном кодексах РФ, Законе РФ «О недрах» и др.), гражданском законодательстве, законодательстве о сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.
     Правовая  охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение  рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.
     Охрана  земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:
- предотвратить  деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия  хозяйственной деятельности путем  стимулирования природоохранных  технологий производства;
- обеспечить  улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или  нарушению;
- создать  механизм учета и проверки  экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).
Законодательством предусматривается комплекс мер  как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.
     К мерам первой группы относятся государственный  кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др.
Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права  и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия  земель и т. д.
     Основные  правовые меры охраны земель реализуются  путем установления нормативов загрязнения  земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.
     В числе последних следует особо  выделить обязанности землепользователей по:
- рациональной  организации земельной территории;
- защите  земель от засорения и загрязнения  отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
- использованию  земель в соответствии с целевым  назначением;
- приведению  земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
     Субъекты  хозяйственной деятельности, которые  производят работы с нарушением поверхности  земель (строительство, добыча полезных ископаемых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.1
     Специальные требования установлены законом  для охраны сельскохозяйственных земель.
     Важное  место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения  по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.
     Законодательство  устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.
Основные  направления деятельности государственных  органов, а также права и обязанности  землепользователей в сфере сохранения, воспроизводства и повышения  плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом  «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В соответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:
- осуществлять  сельскохозяйственное производство способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;
- соблюдать  правила и нормативы проведения  агротехнических, мелиоративных,  противоэрозионных и агрохимических  мероприятий;
- представлять  сведения в компетентные органы  об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.
В целях  повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции  на основе сохранения и повышения  плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель.
     Мелиорация - это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает Федеральный Закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.
     Правовая  охрана земель обеспечивается также  мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях  невыполнения установленных законодательством  правил рационального использования  и охраны земель.
     В случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (отравление, загрязнение или иная порча земель), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ.
     Независимо  от привлечения виновных лиц к  административной и уголовной ответственности  применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.
Размер  убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.
     Самовольно  занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
     Приведение  земельных участков в пригодное  для использования состояние  при их захламлении, самовольном  занятии, снос самовольно возведенных  строений производится виновными в этих нарушениях лицами своими силами или за их счет (ст. 126 ЗК РСФСР).
     За  нарушение экологических требований по рациональному использованию  и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и  другие нарушения могут применяться  санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков, порядок осуществления которого был рассмотрен выше.

2. Земельный фонд России. Виды земель и их содержание.

 
     Совокупность  земель в пределах границ Российской Федерации образует земельный фонд. Он делится на несколько категорий земель в соответствии с их целевым назначением:
- земли  сельскохозяйственного назначения;
- земли  населенных пунктов;
- земли  промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
- земли  природоохранного, природно-заповедного,  оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения;
- земли  лесного фонда;
- земли  водного фонда;
- земли  запаса.
     Каждая  из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового режима, установленного земельным законодательством.
     Основную  часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, предоставленные  для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 56 Земельного кодекса РСФСР). К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйственного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.).
     Специфика правового режима этой категории  земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С учетом экономической и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст. 24,26,27 Земельного кодекса РСФСР).
     Земельное законодательство предусматривает  также специальные обязанности  землепользователей по рациональному  использованию, сохранению и улучшению сельскохозяйственных земель.
     Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются субъектам для  различных целей, связанных с  ведением сельского хозяйства:
- гражданам  - для ведения крестьянского (фермерского)  хозяйства, личного подсобного  хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
- кооперативам  граждан - для садоводства, животноводства  и огородничества;
- сельскохозяйственным  предприятиям и организациям  различных форм собственности  - для сельскохозяйственного производства;
- научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства;
- несельскохозяйственным  предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.
     Все остальные категории земель имеют  несельскохозяйственное назначение. Особенностью их правового режима является использование  земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для развертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим определяется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развитием производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д.
     Земли населенных пунктов представляют собой  все земли в пределах городской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, сооружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения - улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.
     Земли промышленности, транспорта и другого  несельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют землями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприятий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий связи и электропередачи и др.).
     К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения относятся земли заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, истории и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др.
     Правовой  режим указанных земель отличается тем, что они полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается (ст. 24 ЗК РСФСР).
     Правовой  режим земель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда - это земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 94 ЗК РСФСР, ст. 8 Лесного кодекса РФ). Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав которого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ.
     Землями водного фонда являются земли, занятые  водными объектами (реками, озерами, ледниками и т. д.), а также прилегающие к водоемам земли, связанные с использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На правовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодательства (например, ст. 12, 16, 112 Водного кодекса РФ).
     Землями запаса являются все земли, не предоставленные  каким-либо субъектам или в отношении  которых право пользования прекращено (ст. 96 ЗК РСФСР). 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Особенности предоставления, использования и изъятия земель, предоставленных для нужд ФСИН России.

 
     В Российской Федерации юридически признаются несколько основных форм собственности  на землю. Согласно нормам Конституции РФ, гражданского и земельного законодательства земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности.
     Право частной собственности принадлежит  гражданам и юридическим лицам.
     Субъектами  права государственной собственности на землю выступают Российская Федерация и субъекты РФ (республики, края, области, автономные образования, Москва и Санкт-Петербург), а муниципальной - различные муниципальные образования (города, районы, сельские поселения и др.).
     От  имени субъектов права государственной  и муниципальной собственности  правомочия собственников осуществляют соответствующие компетентные органы: они устанавливают правовой режим  и порядок предоставления земель, распределяют земельные участки, взимают плату за землю, осуществляют контроль за использованием и охраной земель и т. д. Рассматриваемые земли непосредственно закрепляются за отдельными государственными и муниципальными предприятиями или учреждениями (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ).
     Государственной собственностью являются все земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). В составе этих земель выделяются федеральные земли, правовой статус которых регулируется специальными правовыми актами. Так, Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» установлено, что к федеральным могут относиться земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности страны, а также занятые объектами (энергетическими, транспортными, космическими, историко-культурными и др.), находящимися в федеральной собственности, земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения (заповедников, национальных парков, курортов и др.).
     Земельные участки могут также принадлежать нескольким субъектам на праве общей  собственности. Граждане и юридические  лица вправе образовывать общую долевую или совместную собственность путем объединения принадлежащих им земельных участков (например, общая долевая собственность членов сельскохозяйственных кооперативов, реорганизованных в акционерные общества колхозов и совхозов и др.), а также путем совместного приобретения земельных участков (например, общая совместная собственность на землю супругов, членов крестьянского хозяйства). Режим таких земель определяется по нормам гражданского законодательства об общей собственности двух или более лиц с изъятиями, установленными земельным законодательством.
     В содержание права собственности  на землю входят принадлежащие собственнику правомочия владения, пользования и  распоряжения, которые осуществляются им свободно, по своему усмотрению, но лишь в той мере, в какой оборот земель допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей природной среде (ст. 36 Конституции РФ, ст. 129, 209 ГК РФ и др.).
     Правомочия  собственника реализуются через  комплекс конкретных прав и обязанностей, предоставленных ему земельным и гражданским законодательством.
     Лица, имеющие в собственности земельные  участки, вправе их продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству (в том числе по завещанию), сдавать  в аренду, отдавать в залог, а также  передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.2
     Государство, граждане, юридические лица, муниципальные образования могут передавать земли, находящиеся в их собственности, для использования другим лицам. В таких случаях возникают различные виды вещных прав на землю, принадлежащих лицам, которые не являются ее собственниками (ст. 216 Гражданского кодекса РФ): право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного или временного пользования ею, земельные сервитуты и др.
     Земельные участки в пожизненное наследуемое  владение предоставляются компетентными  государственными органами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Субъектами права пожизненного наследуемого владения землей могут быть только граждане.
     Возможности распоряжения земельным участком для  гражданина-землевладельца заключаются  в праве передачи земли по наследству, а также в аренду или безвозмездное срочное пользование. В то же время совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка (продажа, залог и т. д.), прямо запрещено законом.
     Субъектами  права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками могут быть как граждане, так и юридические лица. Предоставляются они также, как и в предыдущем случае, из государственных или муниципальных земель. Кроме этого право постоянного пользования земельным участком может возникнуть у субъекта вместе с приобретением недвижимости (здания, сооружения и др.), которая на нем находится. Особенности правового положения земельных участков в связи с совершением подобных сделок регулируются нормами гражданского законодательства.
Наряду  с правом владеть и пользоваться земельным участком землепользователь  может передавать его в аренду и безвозмездное срочное пользование  другим лицам, но только с согласия собственника земли.
     Все рассмотренные права на земельные  участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами  права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.