На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Игра на детских музыкальных инструментах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  Государственное бюджетное образовательное учреждение
                      Среднего профессионального образования (ССУЗ)
                            « Челябинский педагогический колледж №2»
                                 
                                          Ищанова Асия Салаватовна 

  Развитие творческих  проявлений у детей  младшего дошкольного
          возраста при игре на детских музыкальных инструментах 

               Курсовая работа
                                                                                
                                                                                  Специальность 050144
                                                                        дошкольное образование
                 курс V,группа 504
                 руководитель:
                 Видгоф Наталья Львовна-                                          
                 преподаватель методики
                                                                                     музыкального воспитания.                                                                                    
 
 

                                                Челябинск 2012
  Содержание
  Введение
Глава I.теоритические основы развития творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах……………………………………………………………………...3
1.1.Проблема развития  творческих проявлений детей  младшего дошкольного возраста  в психолого-педагогической  литературе……………………………..3
1.2.Педагогические  условия и деятельность педагога  по эффективному развитию творческих  проявлений у детей младшего  дошкольного возраста при игре  на детских музыкальных инструментах……………………………..10
1.3.детские музыкальные  инструменты, виды, типы, методика  работы с детьми младшего дошкольного  возраста………………………………………15
Выводы по I главе………………………………………………………………..18
Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...…..19
2.1.организация  экспериментальной работы…………………………………..19
2.2.содержание  экспериментальной работы………………………………..….20
2.2.1.констратирующий  этап эксперимента……………………………………21
2.2.2.формирующий  этап эксперимента……………………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
                                                              2.                                                                
Глава I.Теоритические основы развития творческих проявлений у детей    младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных  инструментах.
         1.1.Проблема развития творческих  проявлений детей младшего       дошкольного возраста в психолого-педагогической  литературе.
 Детское музыкальное творчество  - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех  видах музыкальной деятельности:  пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
 Дети любят  инсценировать песни, придумывать  движения к хороводам. В     этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Также дошкольники  способны сочинить простейшие ритмические  и мелодические мотивы, различные  по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне  или треугольнике», «Придумай и  сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» т.д.).
 Детское музыкальное  творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует  Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических,
                                                              3.
танцевальных  образов.  Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых  музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.
 Под проявлением разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
 Проявлениями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Понятие «проявления» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Основываясь на этом, можно определить детские творческие проявления как  индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
 Творческие  способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:
- способности  к продуктивному творчеству (сочинение,  импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
-способности  к творческому восприятию музыки. 
Творческие способности  могут проявиться у каждого ребёнка  по-разному, в зависимости от природных  задатков и развития основных музыкальных  способностей. У одних детей может  проявиться  способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
            4.
   Проблемой  детского  творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З. Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон  и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности».       
   Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова  и другие) признают  интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
  Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Возможности детей  в выполнении творческих заданий  в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях  Н.А.Ветлугиной.  Было установлено, что необходимым условием
            5.
является впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр  спектаклей.
 Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства.  В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
 Н.А. Ветлугина  совместно с А.И.Ходьковой и  другими  педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:
1 этап – первоначальная  ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на  создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение  способов творческих действий, поиск  решений;
3 этап – самостоятельные  действия детей, использование  сочинённых мелодий, танцевальных  композиций в жизни.
 О.П.Радынова отмечает, что  для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого,  для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
                              6.
   Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.
 Творческие  проявления детей  в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
  Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
   Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
                 7.
По мнению Е.Горшковой  подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.
 Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются  и если у него есть возможность  проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального  творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
 Инструментальное  творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося  у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
 Слушание  вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
 Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют  детям передавать простейшие музыкальные  образы.
   8.
   О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.
  В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.
 Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной  деятельности необходимы следующие  условия:
 - соблюдение  принципа свободы;
 - накопление  впечатлений от восприятия искусства;
 - накопление  опыта исполнительства (пение,  движение, игра на музыкальных  инструментах);
 - развитие  основных музыкальных способностей;
 - оснащения  музыкального  творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами. 
 
 

                                                               9.
1.2 Педагогические условия и деятельность педагога по эффективному развитию творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста при игре на детских музыкальных инструментах.
    Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают, беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают в детских садах должна быть более организованной и последовательной, чем это имеет место в практике. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают известный объем знаний и навыков, накапливают репертуар.  
    Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху} качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях — все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценным для их общего музыкального развития.     

        10.
    Заботясь о развитии творческих проявлений детей, педагог предлагает им                                                                                               разнообразные задания, например, оценить исполнение знакомой мелодии, или импровизации товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте; выбрать из числа предложенных музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т. д.; подобрать подходящие по тембру музыкальные инструменты, на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню; передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком марша; попытаться сочинить танцевальную мелодию. Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспитателя. Они должны не только владеть методикой руководства занятиями, но и уметь свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и приемы игры на них.
   Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества—накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
    Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).
                                                              11.
    Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
   Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.
  Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).
  Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей 2:
   1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
   2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
    3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести
мажорное и  минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и      
звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
                                                             12.
  4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
    5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
  Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
   1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
   2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
    Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.
   Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 4—5 лет  выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к
                                                             13.
звукам, транспонирования мотивов. Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
    В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.
                                                      

  

               
 
 

                                    
                                                     
 
 
 

                                                            14.
1.3. Детские музыкальные инструменты, виды, типы, методика работы с детьми младшего дошкольного возраста.
  Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. 
  Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе.

  Как уже отмечалось в предыдущих главах, музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга.
  Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
       15.
    Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др),            
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.