На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Агрессия в дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Министерство образования  и науки Российской федерации
       Федеральное агентство по образованию 

       Федеральное государственное образовательное  учреждение
       Среднего  профессионального образования
       «Санкт-Петербургский  Государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Педагогика»
На тему: «Агрессия в дошкольном возрасте» 
 
 

                  Выполнила студентка
                  3 курса 335 группы
                  Медянцева Елена Игоревна
                  Руководитель: Леонова О.В. 

                  Защищена  оценкой:    
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург
2009
 

        Содержание. 

       Ведение……………………………………………………………….3 

         Глава 1 Теоретическая часть: 

       
      Агрессия у детей ……………………………………………….4-10
      Проявление агрессивности в группе дошкольников ………..10-17
      Индивидуальные варианты детской агрессивности ………...17-21
       1.4 Влияние экранного насилия на агрессивность детей ………...21-27
         Глава 2 Практическая часть: Игры для агрессивных детей……...28-30 

       Заключение……………………………………………………………31  
       Литература…………………………………………………………….32  
 

        Введение 

       Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
       В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.  
 
         

 

        Глава 1. 

       1.1 Агрессия у детей.
       Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа  реагирования – удовольствие, когда  он сыт, ему комфортно и тепло, и неудовольствие, когда он голоден, ему страшно, больно или холодно. Удовольствие выражается для окружающих в виде улыбки, радостного гуления, спокойствия или безмятежного сна. Свое же неудовольствие младенец проявляет в виде плача, крика, брыкания, в более позднем возрасте - в виде кусания, пачкания, отказа от еды, и еще позднее появляются протестные реакции, направленные на разрушение того, что на его взгляд ценно для обидчика. Для окружающих это может порой выглядеть как немотивированная агрессия, которая часто заставляет родителей краснеть и испытывать смесь чувств из стыда, растерянности и страха перед лицом агрессивного поведения со стороны их чада, что в свою очередь толкает родителей к созданию у ребенка запрета на выражение агрессии. Желание родителей не допускать агрессивного поведения у ребенка диктуется также и социальными требованиями. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, учителя или тренера на деструктивное поведение сынишки или дочери! Первой реакцией родителей, как правило, становится упрек или наказание ребенка с целью научить его, что так нельзя. К сожалению, это редко приводит к решению проблемы, поскольку из виду пропадает самое главное, а именно, что ребенок хотел этим показать, о чем он сообщал таким образом. Давайте попробуем разобраться в том, что значат эти агрессивные проявления и тогда, поняв причину, станет гораздо яснее, что с этим делать.
       Начнем  с того, что ребенок осваивает  язык очень медленно и постепенно, в первую очередь он называет предметы, которые видит, потом, что они могут делать, и лишь в последнюю очередь он узнает о существование вещей, не представленных в предметном мире. Это же касается и его чувств. Более того, устанавливать связь между событиями ребенок учится только с накоплением опыта. Однако, и не каждый взрослый может с точностью сказать, какое чувство и почему он испытывает. Еще труднее понять чувства ребенка, который еще не имеет возможности о них сказать, а лишь способен их выражать в тех или иных действиях. Поэтому чтобы понять, почему ребенок укусил за ухо соседского мальчика или сломал игрушку у девочки из детского сада, надо научиться расшифровывать поведенческий «язык» ребенка.
       Во-первых, не стоит отводить взгляд от агрессивных  проявлений своего ребенка, списывать  на то, что его спровоцировал кто-то из окружающих, доказывая, что в жизни он спокойный и ласковый. Надо расстаться с иллюзией, что ваш ребенок не способен на агрессивное поведение. Любой ребенок инстинктивно может проявить агрессию, когда он ощущает угрозу себе или любимым объектам, будь то живой человек или плюшевый мишка или же тогда, когда посягают на его территорию.  
Самый распространенней случай - когда ребенок излишне раздражается на безобидные, казалось бы, стимулы (обращение к нему кого-то из детей или взрослых, требование что-либо сделать, невольное касание или простое невнимание), связан с чувством небезопасности. Это базисное чувство, которое формируется у ребенка с самого рождения и связано с тем, какой образ внешнего мира мать транслировала своему ребенку. Представим простой пример, когда ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску. Малыш, для которого еще нет разделения на «я» и «не я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред. В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными и пугают подчас даже взрослых, которые, пытаясь справиться с таким неконтролируемым ребенком, своими действиями подчас лишь усиливают его страх и ребенок может перейти в рукопашную. К сожалению, в своей практике я вынуждена очень часто сталкиваться с такого рода случаями, где поводом прихода к психологу становятся жалобы со стороны учителей и желание школы, особенно элитной, от такого ребенка избавиться.

       Очень часто за таким ребенком в школе  или детсаду закрепляется клеймо; ребенок же, чувствуя такое отношение к себе, начинает беспокоиться еще больше, поскольку осознать происходящее ему не под силу. В школе, где нагрузка на психику ребенка возрастает, его страх очень часто мешает ему учиться, хотя, как правило, такие детки очень смышленые и способные, и нередко могут опережать своих сверстников в интеллектуальном развитии. Если ребенок так напуган, что уже не разбирает, кто перед ним, друг или враг, лучшее, что способно остановить его - сдерживающие объятия. Выдержав его пинки, тычки и кусания, вы скоро обнаружите, что он затихает и умиротворяется. С каждым разом это будет происходить все быстрее и с нанесением меньшего вреда. Такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
       Один  из частых случаев агрессивных вспышек  у детей - это столкновение с невыполнением его потребностей или желаний. У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем любят всегда, безусловно, такого как он есть в данную минуту в независимости от того, сделал он или нет то, что хотят от него родители. Когда ребенок неуверен в такой абсолютной любви своих родителей, он очень страдает, и каждый раз провоцирует их на поведение, которое подтверждает его предположение об их нелюбви. Часто такие провокации имеют вид трудновыполнимых или бесконечных желаний. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит и он никому не нужен. При этом он конечно страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная. С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.
       Хотелось  бы заострить внимание на слове «искренне» - ребенок способен уловить расхождения  слов и ваших чувств, и это повлечет конфликт в его душе, что может привести к тому, что он перестанет вам верить. Игнорирование этой потребности ребенка или порождение сомнений его на сей счет отражается на всей психической жизни и находит свои проявления и во взрослой жизни. Один мужчина, обратившийся ко мне уже, будучи близок к пенсионному возрасту, рассказал о душевной ране, которая не зажила и до сих пор: почти с самого рождения он воспитывался у бабушки с дедушкой по отцовской линии, а затем его отдали на пятидневку. Уже тогда, пребывая в сомнениях, он спрашивал у забиравшей его мамы, любит ли она его, на что та никогда не отвечала. Или еще один пример, когда мама, у которой дочка спрашивала, нужна ли она ей, отвечала: ты же у меня одна, вот если б вас было 10, тогда одним больше одним меньше – какая разница.
       Ребенок, который убеждается в том, что  его не любят, и что еще хуже, что его ненавидят, решает, что  хуже уже и быть не может и поэтому  становится способным на все. Ему  не нужно переживать, что он может  потерять объект любви. Зачем ему  тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.
       Также агрессивное поведение ребенка  может быть связано с необходимостью отстаивать себя. Появляясь на свет, ребенок начинает занимать свое определенное место в этом мире и накапливать что-то свое. У него появляется понимание, что есть Я и есть мое. Ребенок должен четко представлять себе, где проходит граница между моим и чужим. Лучше всего, чтобы ребенок имел свою комнату, которую он мог бы заполнять тем, что принадлежит только ему. Далеко не у каждой семьи есть возможность выделить ребенку отдельную комнату, но в обязательном порядке у ребенка должен быть свой уголок, желательно отгороженный с помощью перегородки или ширмы и своя кровать. Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома. Точно также он имеет право на свои чувства и мысли, он может иметь свою «частную территорию», которая расширяется по мере взросления ребенка. Ребенок может очень бурно отреагировать на нарушение его границ, как внешних, так и внутренних. Родители, искренне верящие, что уж от кого-кого, а от них секретов у их ребенка не должно быть, становятся наиболее частными нарушителями этих границ. На самом деле, в первую очередь границы ребенок строит именно от них, а уж потом от внешнего окружения. И это не есть выражение неуважения или недоверия родителям, просто это необходимая ступень развития, ведь рождается ребенок полностью зависимым и его дальнейшая задача - суметь построить свою отдельную жизнь, в которой он сможет действовать самостоятельно и принимать самостоятельные решения. Конечно, не каждый родитель хочет, чтобы ребенок так быстро рос и отдалялся от него, поскольку это раннее чувство единения наполнено бесконечной нежностью и радостью от сотворенного. В отличие от искусства, где произведение всегда принадлежит и подвластно автору, созданный нами ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 2 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Умудренные опытом родители, воспитавшие не первого ребенка, уже хорошо знают эти периоды и способны установить достаточно комфортную границу между допустимыми протестными реакциями и не допустимыми. Если наложить довольно жесткие запреты, то ребенок, скорее всего, будет нарушать их из -под воль, в тайне от родителей, испытывая таким образом свой триумф.
       Давать  полное послабление и свободу  – ребенок ощущает себя брошенным  и ненужным, поскольку чрезмерная свобода приравнивается к отсутствию заботы о нем. Потом определенные ограничения необходимы для того, чтобы ребенок мог выработать внутренние моральные нормы, которыми он сможет руководствоваться в дальнейшей жизни. Крен как в одну, так и в другую сторону может вызывать агрессию, поскольку в обоих случаях существует угроза собственному Я.
       Рассмотренные примеры далеки от исчерпывающего анализа  причин агрессивности, но позволяют  приблизиться к тем чувствам, с  которыми ребенок не может справиться и потому выплескивает их на окружающих. Поэтому первое, что окружающие должны продемонстрировать ребенку – это то, что они сами способны справиться с ними. Видя это, ребенок начинает сам чувствовать себя более уверенно. Вторая задача взрослых, это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ведь агрессия - это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей. 

       1.2 Проявление агрессивности в группе дошкольников. 

       Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте:
        1.Вербальная агрессия:
       1) Косвенная вербальная агрессия  направлена на обвинение или  угрозы сверстнику, которые осуществляются  в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:
       - жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал»  и пр.)
       - демонстративный крик, направленный  на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай») ;
       - агрессивные фантазии («Если не  будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
       2) Прямая вербальная агрессия представляет  собой оскорбления и вербальные  формы унижения другого. 
       Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
        - дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок»,  «Жора-обжора»;
         - оскорбления («Жир-трес», «Урод»).
       2.Физическая  агрессия:
       1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
       - разрушение продуктов деятельности  другого (Например, один ребёнок  разломал постройку из кубиков  другого, или девочка замазала  красками рисунок своей подруги)
       - уничтожение или порча чужих  вещей (Например, мальчик наносит  удары по столу товарища и  улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает  на пол чужую машинку и с  удовлетворением наблюдает ужас  и слёзы её владельца).
       2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.
       - символическая агрессия представляет  собой угрозы и запугивание  ( например один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его);
         - прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.
       Наиболее  часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.)
       Об  агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.
       Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет  определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное  поведение, необходимо для понимания  направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие.
       - Привлечение к себе внимания  сверстников (Мальчик вырывает  книгу у девочки, и разбрасывает  игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
       - Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство ( Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
       - Защита и месть (В ответ на  «нападение» или насильственное  изъятие игрушки дети отвечают  яркими вспышками агрессии);
       - Стремление быть главным (Например , после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
       - Стремление получить желанный  предмет (Чтобы обладать нужной  игрушкой некоторые дети прибегали  к прямому насилию над сверстниками).
       Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается  в ситуациях защиты своих интересов  и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся над её слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за её переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.
       Психологические особенности детей, склонных к агрессии.
       Те  или иные формы агрессивного поведения  наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
       1.Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
       2.Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
       3.Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.
       В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.
       Попытаемся  выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников? Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?
       Среди психологических особенностей, провоцирующих  агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный  уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную  самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.
       Сравнительный анализ данных показателей у агрессивных  и неагрессивных дошкольников показывает, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность.
       Принято считать, что агрессивных детей  отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди  агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто  достиг высшего уровня развития игры. Однако, наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
       Существует  мнение, что агрессивных детей  отличает неадекватная самооценка –  завышенная или заниженная. Однако, специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.
       Наиболее  существенные различия между двумя  группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет, и вернёт», «Они договорятся и пойдут играть вместе».
       Ещё более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности, когда двум или трём детям предлагают раскрасить свои картинки, или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши или детали мозаики). В отличие этого дети, не склонные к агрессии достаточно часто помогают партнёру и уступают свои предметы.
       Эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
       Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:
       - в представлениях о своей недооцененности  со стороны сверстников; 
       - в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
       - в реальном взаимодействии детей,  где они постоянно ждут нападения  или «подвоха» со стороны партнёра.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.