На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Физкультура в семье. Олимпийские игры в Древней Греции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
1. Физическая культура в семье  ……………………………………3
2. Олимпийские игры в Древней  Греции………………………….10
3. Заключение……………………………………………………......13
4. Список литературы……………………………………………….14
 
 
 


ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА В СЕМЬЕ
Все мы прекрасно  знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в  семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных  детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние  не только своих детей, но и самих  себя. Если вся семья будет вести  правильный образ жизни, то дети будут  расти здоровыми, а у их родителей  будет гораздо меньше проблем  со здоровьем, бабушки и дедушки  будут жить дольше, не придется принимать  множество лекарственных препаратов. Таким образом, чем больше семей  будут культурными в физическом плане, тем здоровее и умнее будет  население всей нашей страны в  целом.
Физическая культура состоит из двух основных групп: общественная (общенародная) и личная (индивидуальная).
Основой общественной группы является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического  потенциала человека. Этот общий научно-технологический  потенциал физической культуры включает в себя комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Это знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией, спортивной наукой во взаимодействии со многими  другими дисциплинами, - это главная  ценность физической культуры, общее  достояние человечества.
Основой личной физической культуры являются физические достижения отдельного человека. Уровень физического  развития личности зависит от его  физических данных, способностей, воспитания и спортивной подготовки. Также уровень  физического развития человека зависит  и от его умения правильно использовать свой физический потенциал, от особенностей его характера, от его отношения  к своему здоровью, к своей физической подготовленности. Таким образом, именно в физической активности человека реализуется  потенциал его физической культуры, отражается его способность к  совершенствованию своей физической природы на основе использования  и освоения накопленных всем обществом  знаний, опыта, возможностей и условий  жизни.
Правильная физическая, или двигательная, активность является одним из главных условий для  сохранения и поддержания здоровья и правильного развития. Движение свойственно каждому человеку без  исключения, без него нормальное функционирование организма невозможно. Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. После рождения ребенка потребность  в движении становится все больше и больше, это проявляется сначала  в беспорядочных взмахах рук  и ног, далее по мере роста и  развития ребенка появляется ползание, ходьба, бег, различная игровая деятельность. Врачам давно известно, что малоподвижные  дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Следовательно, здоровый человек из такого ребенка  уже не вырастет. Как правило, большинство  детей и подростков отличаются высокой  двигательной активностью: охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Но затем часто наступает спад: двигательная активность людей среднего, а тем более пожилого и престарелого возрастов снижается. Недостаточная  мышечная активность также может  являться следствием принадлежности к  какой-либо профессии. Статистические данные показывают, что ограничения  физической активности повышают заболеваемость и смертность, как детей, так и  взрослых. Последствия недостаточной  двигательной активности могут быть следующие:
- атрофия мышечной  и костной ткани;
- уменьшение жизненной  емкости легких;
- нарушения деятельности  сердечнососудистой системы;
- застой крови  в конечностях;
- ненормальная  деятельность центральной нервной  системы;
- неправильный  обмен веществ и др.
Большую роль в  снижении двигательной активности играет научно-технический прогресс. С одной  стороны он улучшил жизнь людей. С другой же стороны созданные  удобства требуют от человека гораздо  меньше движений и усилий, именно поэтому  и происходит спад двигательной активности. Развитие физической культуры человечества и усиление внимания к этому элементу человеческой культуры в эпоху научно-технической  революции является, таким образом, объективной исторической реальностью, имеющей глубокие корни в человеческой сущности, как общественной, так  и индивидуальной.
Содержание физической активности человека составляют занятия  физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. В самом общем виде природное  в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физическая активность человека, в  конечном счете, направляется на изменение  состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и  способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние  на функциональный статус в состоянии  здоровья занимающихся физкультурой людей. В процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, становится очевидной роль физической активности как регулятора и стимулятора  морфологического и функционального  развития человека.
Как уже было сказано  выше, важнейшим направлением в формировании общественной и личной физической культуры является семейное физическое воспитание. Вообще понятие «физической культуры»  весьма многогранно. Оно включает в  себя и вышеупомянутую двигательную активность, и закаливание, и рациональное питание, и правильный режим дня, и др. Для того, чтобы ребенок  в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и  развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Здоровый ребенок рационально питается, проходит, закаливающие процедуры и поэтому не болеет, следовательно, и не нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения.
Итак, мы выяснили, что физическая культура, необходимая  для здоровья детей, включает в себя следующие составляющие:
- двигательная  активность, т.е. занятия физкультурой;
- режим дня;
- рациональное  питание;
- закаливание;
Дело в том, что  у каждого человека есть свои биоритмы. Они появляются в процессе развития ребенка впервые недели жизни, а в дальнейшем происходит их становление. Важно, чтобы ребенок жил и осуществлял какую-либо определенную деятельность именно в соответствии с этими биоритмами. Врачи и ученые давно доказали, что нарушение цикличности процессов могут способствовать или даже быть причиной болезни ребенка. Именно поэтому так важно соблюдать распорядок или режим дня. Однако родителям необходимо понимать, что режим дня - это не жесткий распорядок, от которого жизнь ребенка станет скучной и однообразной. Рациональный режим должен быть как стабильным, так и в какой-то мере динамичным. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации. Родителям следует помнить, что ежедневно примерно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Остальные виды деятельности, включая домашние задания, можно менять по времени и продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. Это положительно отразится на его самочувствии, настроении, активности - в общем, на всем том, что составляет понятие «здоровый ребенок». Оптимальный режим дня ребенка имеет следующие особенности:
1) Дневной сон
Особенно следует  обратить внимание на дневной сон  дошкольников. Продолжительность сна  каждого ребенка определяется в  соответствии с его особенностями. Определить необходимую длительность сна можно по состоянию ребенка после пробуждения. Перед каждым сном необходимо проветривать помещение.
2) Правильное кормление
Необходимо обратить внимание на то, что ужин не должен быть обильным, кормить ребенка нужно  не менее, чем за два часа до сна. Перед сном ребенку нельзя давать кофе и чай.
3) Водные процедуры
Утром после завтрака и вечером перед сном необходимо чистить зубы, также полезно принять  душ или, еще лучше - ванну.
Таким образом, для  воспитания здорового ребенка необходим  рациональный режим дня, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях.
Занимаясь с ребенком физкультурой, необходимо знать некоторые  правила. Во-первых, чем младше ребенок, тем строже дозировка занятий  физкультурой. Во-вторых, незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям. В-третьих, приучать ребенка к физкультуре  необходимо с самого раннего возраста, именно так можно добиться того, что ребенок привыкнет к физкультуре, и сам будет стремиться к занятиям.
Начинать физическую тренировку ребенка необходимо с 1.5-2 -месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста - массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Массаж следует проводить ежедневно, предварительно необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром. Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих  в ответ на раздражение участка  поверхности тела ребенка. Продолжительность  занятия должна составлять 8 -12 минут. Проводятся такие занятия до 3-4 месяцев. В возрасте 6 месяцев занятия физкультурой включают в себя и другие упражнения. В 9-10 месяцев объем физической тренировки еще увеличивается. Главная задача в это время - подготовить опорно-двигательный аппарат ребенка к ходьбе. Продолжительность  занятий в возрасте 11-12 месяцев  уже составляет 15 минут.
Основное содержание физической активности детей второго  года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные  игры с мячами, игрушками, обручами, палкой, скакалкой. В конце этого  периода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.п. Главная задача в этот период - помочь ребенку освоить правильную ходьбу, укрепить мышцы ног, спины  и живота, т.к. от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление  организации физической активности ребенка - побуждение его к освоению новых движений. Время занятий - 15-20 минут.
Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными  изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями и подвижными играми как  обязательным и непреложным элементам  повседневной жизни. Главная задача физического воспитания ребенка  третьего года жизни - освоение и совершенствование  новых видов движений, особенно пальцев  рук и кисти, закрепление и  совершенствование навыков уже  освоенных видов движений. Занятия  физическими упражнениями следует  проводить ежедневно в форме  зарядки, занятий по освоению и совершенствованию  движений (3 раза в неделю) и различных  игр. Продолжительность занятий  в начале периода - 15-20 минут, к концу  периода достигает 20-25 минут.
Главная задача физической активности ребенка четвертого года жизни - освоение новых движений, главным  образом из арсенала упражнений спортивного  характера. Новая черта физической тренировки в этот период - постановка целей в ряде упражнений. Например, пробежать быстро, метнуть далеко, прыгнуть как можно дальше, попасть  мячом в цель и т.д. У ребенка  в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких  физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость. Превалирующей  формой занятий остается игра, но все  в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием  элементов движений и их связок. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.
Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни - расширение арсенала освоенных  элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных  в техническом отношении упражнений. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке  умения правильно, в соответствии с  заданием, перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия необходимо направлять на силовую подготовку мышц ребенка. В этом возрасте время занятий  физкультурой должно составлять не более 40 минут.
Для детей шестого  года жизни постепенно все большее  место будут занимать специализированные тренировки отдельных физических качеств  и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение  более сложными видами движений из арсенала спорта. Главная задача в  этот период - подготовка обширной основы для более интенсивного процесса физического воспитания в последующие  годы. Время занятий - 45 минут.
Главные целевые  установки в процессе физического  воспитания детей седьмого года (6 лет) жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода. В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости - и совершенствование  ранее освоенных видов движений. Общая продолжительность занятий - 45 минут.
Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательных координаций  ребенка. В этот период закладываются  основы культуры движений, успешно  осваиваются ранее неизвестные  упражнения, приобретаются новые  двигательные навыки. Однако при дозировании  занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного  аппарата, и то, что в связи  с началом посещения школы  изменился его режим, и увеличились  нагрузки. Основная задача в этом возрасте - развитие двигательных координаций. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать  благоприятным для закладки практически  всего спектра физических качеств  и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в  этот период не произошло, то время  для формирования физической и физиологической  основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка  к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность  его к тем или иным видам  спорта. Определенную часть забот  о физическом воспитании ребенка  берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно  дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры  домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учетом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике  и отдельных изданиях.
Подростковый возраст (11-14 лет) - один из самых ответственных  периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический  период, как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота. В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11-14 лет. Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневной утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, на даче. Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки. Соревнования должны быть, возможно, более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний. Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, достижения поставленных целей.
Для возрастного  развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких  темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых  показателей, выносливости и совершенствование  двигательных координаций. Процесс  взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок  и мотиваций, что требует особого  внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Основные направления развития физического  потенциала человека в этот период - повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации  движений в физических, в том числе  и спортивных, а для юношей и  в военно-прикладных, упражнениях. Период юношества - время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного  совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Главная задача - не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека, ведь это теперь уже на всю жизнь. Наиболее целесообразно в этот период будет занятие спортом, возможно даже несколькими его видами. Тренироваться необходимо не менее 2-3 раз в неделю, продолжительность тренировок должна оставлять 1,5-2 часа. Помимо занятий физкультурой следует ходить в турпоходы, принимать участие в различных соревнованиях, заниматься помощью в домашнем хозяйстве, участвовать в коллективных играх. Важно объяснить старшим школьникам то, какое влияние оказывает занятие физкультурой на организм, каков смысл всех тренировок. Именно так можно добиться того, что школьник вырастет здоровым, крепким и умным.
Рациональное питание  занимает немаловажное место в физической культуре в целом, т.к. это важнейший  залог формирования здорового организма. В первую очередь о правильном питании детей должны заботиться их родители. Некоторые родители перекармливают своих детей, не понимая, что это  очень вредно для их здоровья. Врачам давно известно, что дети с избыточной массой тела более подвержены респираторным  и аллергическим заболеваниям, они  отстают в развитии, у них появляются нарушения осанки и т.д. Когда  ребенок полнеет, начинается порочный круг: чем толще ребенок, тем меньше он двигается (а это, как мы знаем, очень плохо), чем меньше он двигается, тем еще больше полнеет. Родителям  необходимо знать самое главное: энергетическая ценность потребляемой ребенком пищи не должна превышать  энерготраты его организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде, что обеспечивается оптимальными соотношениями белков, жиров и углеводов (примерно 1:1:4) и сочетаниями незаменимых компонентов (аминокислот, витаминов, минералов и др.). Необходимо знать и то, что усвоение пищевых веществ во многом зависит от режима питания. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов - разнообразие рациона за счет, как разных продуктов, так и способов их приготовления. Чаще следует предлагать детям комбинированные гарниры, улучшающие усвоение пищи. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. При разработке правильного рациона и режима питания так же необходимо учитывать биоритмические особенности детей. Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура подаваемых кушаний не должна быть слишком высокой или низкой. Заканчивая разговор о принципах правильного питания детей, необходимо вспомнить все основное. Питание детей должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями - вплоть до подросткового возраста. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.
Выше уже было сказано, что закаливание - одна из основных составляющих физической культуры. Закаливание  как средство повышения защитных сил организма возникло еще в  древности. В России оно издавна  было массовым. Те родители, которые  закрывают окна и укутывают ребенка, заботясь о его здоровье, неправы. Существует закономерность: Чем в  более «тепличных» условиях растет ребенок, тем чаще у него будут  возникать острые респираторные  и другие заболевания. Закаливание - это комплексная система оздоровительных  воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма  к вредным для здоровья метеорологическим  и другим факторам.
Закаливание может  проводиться с помощью окружающего  возраста, это могут быть воздушные  и солнечные ванны. Более сильным  закаливающим средством является вода. Это различные обливания, обтирания, купания в бассейне и открытом водоеме, контрастный душ, посещение  бани, сауны и т.д.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут  и должны быть друзьями ребенка с  первых дней его жизни. Задача родителей - в содружестве с медиками и  педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни  наших детей.
 
 


ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Олимпийских  игр насчитывает 1169 лет. Естественно, что за более чем тысячелетнее существование программа игр  и условия их проведения не оставались неизменными. Но основные традиции долгое время свято сохранялись. Одна из них - сроки проведения игр.
Олимпийский праздник всегда отмечался раз в четыре года, в високосный год, в «священном»  месяце иеромении, начинавшемся с первого  полнолуния после летнего солнцестояния, т. е. в конце июня - начале июля. Он повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли одну Олимпиаду. По Олимпиадам древние греки вели свой календарь.
Как видим, Олимпийские игры не имели постоянной точной даты проведения. Поэтому каждый раз в конце весны первого олимпийского года во все греческие государства направлялись специальные посланники - глашатаи. Они оповещали народ о времени начала очередных Игр, приглашали в Олимпию и провозглашали традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием». И во всей Греции, исходя из договора легендарного Ифита, устанавливалось священное перемирие - экехерия. На время экехерии, которая продолжалась примерно три месяца, на всей территории Греции прекращались всякие войны, и каждый, кто вступал на территорию Элиды, не должен был иметь оружия. Экехерия распространялась и на многочисленных гостей, следовавших на игры со всех концов Эллады, и на самих участников соревнований. Греки свято верили, что все они - гости Зевса и находятся под его покровительством.
Что же представляла собой Олимпия - место проведения игр? Это был крупный комплекс культовых и спортивных сооружений. Сердцем Олимпии была священная  роща - Альтис. В юго-западной части Альтиса высился величественный храм Зевса, сооруженный зодчим Либоном в V веке до н. э. - уникальный памятник античной архитектуры. На фронтонах храма была установлена фигура Аполлона и изображены сцены из 12-ти подвигов Геракла. Внутри храма была установлена грандиозная статуя восседающего на троне Зевса - творение гениального скульптора Фидия, которое вошло в историю как одно из чудес света. Высота статуи достигала почти 13-ти метров. Трон был выточен из кедрового дерева и украшен резьбой и драгоценными камнями. Лицо и руки Зевса были выполнены из слоновой кости, волосы - из чистого золота. Золотым был и венок на его голове. На правой руке Зевса стояла крылатая богиня Победы Ника, в левой руке был скипетр, увенчанный орлом. Скульптура возвышалась перед мраморным бассейном, наполненным оливковым маслом. Это придавало статуе неповторимый блеск и величие.
К северу от храма  Зевса находился холм, окруженный оградой, - Пелопион - святилище Пелопса. А позади храма росло священное оливковое дерево, посаженное, по легенде, самим Гераклом. На площади Альтиса находился еще один храм, меньший по размерам и более скромный по виду, построенный в честь жены Зевса Геры. Там и находился диск с текстом договора об экехерии. В конце Альтиса, на террасах Кроносского холма, располагалось множество сокровищниц, где хранились драгоценности, принесенные в дар богам. По всей площади Альтиса размещались статуи Зевса, других богов и героев греческой мифологии, а также скульптуры победителей Олимпийских игр.
У подножия холма  Кроноса находился стадион, соединенный  с Альтисом 32-метровым тоннелем-криптой, через который участники соревнований и судьи выходили на него. Сам  стадион представлял собой утрамбованную  и посыпанную песком площадку размером примерно 214х30 м. Место старта бегунов было выложено каменными плитами шириной 80 см. Плиты были прорезаны поперек двумя параллельными мелкими бороздками на расстоянии примерно 16 см друг от друга, предположительно - для упора ног бегунов. По торцовым концам стадиона в землю были врыты на расстоянии 124 - 141 см друг от друга небольшие столбы с метр высотой, по-видимому, разделявшие дорожки в местах старта и финиша. Трибун не было, зрители, а их набиралось до 50 тыс. человек, размещались прямо на склонах Кроносского холма в палатках, шатрах, а то и просто на земле. Для судей и наиболее знатных гостей имелось специальное мраморное возвышение, где стояли кресла.
Для конных соревнований был выстроен один из самых больших  греческих ипподромов, длина беговой дорожки которого составляла 1154 м. В середине ипподрома имелись стойла для упряжек, а между ними находился алтарь Посейдону - покровителю коневодства. На ипподроме имелось оригинальное стартовое устройство в виде орла с распростертыми крыльями и дельфина. В момент старта орел «взлетал» вверх, а дельфин «нырял» вниз. В дальней части ипподрома на самом опасном участке разворота колесниц был сооружен еще один алтарь - злому демону коней Тараксиппу («лошадиный ужас»), куда возничие, участвующие в гонках, приносили дары, чтобы умилостивить демона. По данным манускрипта, найденного в Константинополе, ипподром примыкал к стадиону, и судьям, сидящим на возвышении, достаточно было повернуть свои кресла, чтобы оказаться на линии старта конных ристаний.
К числу спортивных сооружений Олимпии относились также  гимнасий и палестра, расположенные  вдоль Кладея. Гимнасий, площадью 200х120 м, был окружен колоннадой. Внутри были устроены дорожки для бега, места для метаний, прыжков и борьбы. Вдоль были проложены тенистые аллеи, где атлеты отдыхали после упражнений. Аллеи были украшены мраморными скульптурами наиболее знаменитых олимпиоников. Здесь же находилось здание палестры размером 66,35х66,76 м. Палестра имела помещения для игр в мяч, с мешками для тренировок кулачных бойцов, комнаты для массажа, смазывания тела маслом и обсыпания песком - так поступали атлеты перед упражнениями. Имелись бани и купальни, где они могли принять теплую или прохладную ванну. С юга к гимнасию и палестре примыкала гостиница для проживания прибывающих на Игры атлетов. Имелись и другие служебные и подсобные помещения.
Кто же были участниками  соревнований на Олимпийских играх? По установившимся в Олимпии правилам в состязаниях могли участвовать  только свободнорожденные мужчины  эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был, судим или виновен в нечестных поступках. Сначала в соревнованиях участвовали только взрослые атлеты, но с 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) это право было предоставлено и юношам.
Рабы участвовать  в состязаниях не могли. Известно, что их допускали лишь в качестве наездников в конных состязаниях, где  победителем считался не наездник, а хозяин лошади. Запрещено было участвовать в празднике и иностранцам - варварам, как их называли греки.
Ограничение состава  участников лишь свободнорожденными греками  объясняется тем, что Олимпийские  игры являлись, при всем их культовом  происхождении, смотром, проверкой  физической подготовки греческих атлетов-воинов. Выступая в соревнованиях, они демонстрировали  перед всей Грецией мощь армий  своих полисов, воинами которых  могли быть только свободные греки. Участники Игр выступали как  представители полисов, и их победа на соревнованиях воспринималась как  триумф того или иного полиса. Естественно, что ни рабам, ни иностранцам при  этом делать было нечего.
Но далеко не всем греческим гражданам свободное  рождение открывало доступ к участию  в Играх. Ряд требований, предъявлявшихся  к участникам, фактически лишал возможности  выступать в соревнованиях работающим небогатым грекам - мелким землевладельцам, торговцам или ремесленникам. По олимпийским правилам каждый атлет, изъявивший желание участвовать в празднике, должен был доказать, что он в течение не менее 10-ти месяцев перед играми систематически готовился к состязаниям. Кроме того, он обязан был за месяц до начала игр прибыть в Элиду и под руководством учителей гимнастики - гимназиархов продолжать подготовку. Он должен был принимать участие в церемониях жертвоприношений, оплачивая за свой счет все эти расходы, включая дорогу в оба конца, питание, проживание в гостинице и др. Таким образом, участие в олимпийских соревнованиях было связано с длительным отрывом от работы и с немалыми расходами, что доступно было лишь состоятельным гражданам. Тем не менее, известны случаи, когда в числе участников и победителей Игр были и небогатые люди. Их содержание брали на себя полисы, заинтересованные в том, чтобы их представляли талантливые атлеты.
Правила Олимпийских  игр не допускали к участию  в соревнованиях женщин. Более того, им под угрозой казни запрещалось присутствовать на них даже в качестве зрительниц. Только одной - жрице богини Деметры - позволено было присутствовать на празднике. Виновных в нарушении ждало суровое наказание: их сбрасывали в пропасть с горы Типайон, что высилась по дороге к морю. Это табу являлось следствием патриархального поклонения Зевсу, и никто не смел его нарушить. Женщины могли только выставлять упряжки или коней для конных соревнований, но сами на них не присутствовали. И все же в истории Игр известен случай, когда этот запрет был нарушен. Произошло это на Играх 94-й Олимпиады в 404 году до н. э. Каллифатерия, или, как ее многие называли, Ференика, пробралась на стадион в одежде гимназиарха, чтобы увидеть выступление своего сына Пейседора, участника юношеских соревнований по кулачному бою. Когда сын завоевал победу, она, не сдержав радости, бросилась его поздравлять и была разоблачена. Ее ждала суровая кара, но учтя, что она дочь прославленного олимпионика Диагора, сыновья которого также были олимпийскими чемпионами, ей сохранили жизнь. А чтобы впредь не возникали подобные ситуации, гимназиархам было велено также присутствовать на стадионе обнаженными. Но запрет на посещение женщинами Олимпии действовал только на время проведения игр. Здесь же, в Олимпии, после их окончания, в сентябре, устраивались для незамужних девушек соревнования в честь жены Зевса Геры - героиды. По преданию, их основала Гипподамия. Девушки состязались в беге на дистанцию, равную 5/6 длины олимпийского стадиона.
Руководство Олимпийскими играми возлагалось на судей - элланодиков. Их избирали по жребию за год до соревнований из числа наиболее почетных граждан  Элиды. На протяжении 10-ти месяцев они  проходили специальную <
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.