На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Курс лекций по "Экономической теории (Микроэкономика) "

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Южно-Уральский государственный университет»

Институт  открытого и дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Т.Ф. Амирова 

Экономическая теория
(Микроэкономика) 

(курс  лекций) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
2011
Учебно-методические материалы 

ТЕМА 1. Предмет и метод  экономической теории
     Термин  «экономика» используется в различных  значениях:
     1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
     2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и др. экономики);
     3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономика), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).
     В современных условиях слово «экономика»  имеет несколько значений. Приведем основные из них.
     Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова. То есть совокупность всех вещей, средств, предметов, используемых людьми с целью удовлетворения своих нужд. В таком варианте экономику можно рассматривать как систему жизнеобеспечения, воспроизводства жизни людей.
     Экономика – это наука как совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, использующих ограниченные ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей.
     Для того, чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и  экономику как науку, в англоязычной литературе были введены два понятия: «экономика» – в его натуральном  проявлении и «экономикс» – экономическая наука, экономическая теория. Это способствовало большей точности, определенности в понимании экономики, но являлось некорректным в русском написании. Поэтому в русской транскрипции «экономикс» часто переводится словосочетанием «экономическая теория». 

 Экономическая теория состоит из следующих основных частей:
      1) общая экономическая теория;
      2) микроэкономика;
      3) макроэкономика;
      В общей экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. Поскольку объектом экономической теории выступают экономические отношения, в данном разделе исследуются природа экономической системы общества, место и роль отношений собственности в экономической системе и в совокупности экономических отношений. Здесь же раскрываются природа и направление деятельности производства как важнейшей фазы воспроизводственного процесса. Наконец, в первом разделе характеризуется форма, в которой может функционировать система экономических отношений. Такой формой в современном цивилизованном мире выступает товарная форма производства, природа которой показана посредством анализа сущности товара и денег, механизма функционирования рынка.
      Микроэкономика  объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности. Она вызывает интерес к стратегическому взаимодействию фирм, процессу ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.
      Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины, как национальный объем производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения; их влияния на национальный объем производства; проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения. Основными макроэкономическими показателями являются национальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость. 

     Методология экономической теории 

     Методология – это наука о методе. Метод наукиэто совокупность исходных позиций и принципов, на основе которых ведется анализ предмета.
     Экономические процессы невозможно изучить так, как  исследуются процессы в естественных науках. Они не протекают в «чистом  виде», а вплетаются в сложную  ткань реальной общественной жизни. Понять их можно, только используя  метод абстракции. Абстракция есть отвлечение от того, что не соответствует природе объекта. Она не уводит от анализа реальной действительности, а за нагромождением отдельных факторов раскрывает истинный порядок и смысл. На основе абстрактного анализа раскрываются понятия, отражающие содержание экономических явлений (экономических категорий).
     Таким образом, основной метод исследования экономической теории – это метод научных абстракций (изучение предмета в чистом виде). 

     Любое описание того, как факты связаны  между собой, называется моделью. Модель – это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного поведения статистических данных.
     Принципами  построения экономической модели являются:
    Формулировка взаимосвязи между ограниченным количеством величин.
    Все остальные факты являются прочими, равными, неизменными по отношению к рассматриваемой модели.
    Модель строится для определенной цели и не является полным отображением действительности.
 
     В экономической теории используют следующие  модели:
    вербальные (словесные);
    графические;
    символические.
     Вербальные  модели – словесное описание экономического процесса или явления.
     Графические модели – представление изучаемой  проблемы с помощью графика или  схемы.
     Символические модели – характеризуют определенные функциональные зависимости между  исследуемыми переменными. 

   По  содержанию выделяют:
    оптимизационные модели;
    равновесные модели.
     Оптимизационные модели – характеризуют поведение  каких-либо экономических субъектов  и объясняют принципы оптимизации  принимаемых решений.
     Равновесные модели – характеризуют взаимодействие различных субъектов на рынке  или в другой сфере и объясняют  при каких условиях возможно согласование их интересов.
ТЕМА 2. Теория спроса и  предложения 

     Рыночный  спрос характеризует намерения  потребителей приобретать тот или  иной товар.
     Величина  спроса – тот объем товара, который потребители готовы приобретать при различных уровнях цен. Цена спроса – та цена, которую потребители готовы заплатить за единицу товара при различных объемах покупок.
     Зависимость между ценой и объемом покупок  определяется законом спроса (чем ниже цена, тем выше объем спроса).
     Закон спроса выражается в отрицательной  функциональной зависимости.
QD = f(P) «–», где
     QD – объем спроса
     P – цена товара.
     Как правило, спрос выражается в виде линейной зависимости P и Q, в этом случае функция спроса принимает вид:
QD = a – bP. 


     На  спрос кроме цены влияют «неценовые факторы», они приводят к изменению  спроса и графически их влияние выражается в сдвигах кривой спроса.
     Расширение  спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо и вверх (на рисунке синяя линия). Увеличение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести больше, а тот же объем продукции готовы приобрести по более высокой цене.
     Сокращение  спроса выражается в сдвиге кривой спроса влево и вниз на рисунке красная линия. Сокращение спроса означает, что при той же цене потребители готовы приобрести меньше, а тот же объем продукции готовы приобрести за меньшую цену.
     

     К неценовым факторам спроса относятся:
     1) изменение предпочтений потребителей;
     2) изменение доходов потребителей 
     В зависимости от того, как изменение дохода влияет на объем спроса, различают качественные и некачественные товары. Качественными называются товары объем спроса на которые растет по мере увеличения доходов; некачественными – товары объем спроса на которые снижается по мере увеличения доходов. Товары первой необходимости – это такие товары спрос на которые не изменяется при изменении дохода потребителя.
     3) изменение цен на сопряженные  товары (различают товары заменители  или субституты и товары дополнители  или комплиментарные товары; рост  цен на товары заменители приводит  к расширению спроса; рост цен  на товары дополнители сокращает  спрос); 

 

     4) ожидания потребителей относительно  будущей цены товара (если у  потребителей возникли ожидания  роста цены в будущем, то  в настоящем потребители увеличат  спрос на товар, желая приобрести  его до увеличения цены).
Эластичность  спроса
     Важнейшая характеристика спроса – эластичность. Она показывает чувствительность спроса к изменению какого-либо фактора. Различают ценовую эластичность, перекрестную эластичность спроса и  эластичность по доходу. 

     Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса в результате однопроцентного изменения его цены.
       
 

Ценовая эластичность спроса всегда отрицательная.
     Рассчитать  ценовую эластичность спроса можно  с помощью следующих формул:
    Если эластичность измеряется на отрезке:
       
 

    Среднее значение эластичности:
  

    Если  известна функция  спроса:
  

Пример 1.
Задано изменение  цены и объема продаж.
P1=1000, P2=1500; Q1=200, Q2=100.
Рассчитаем  эластичность спроса на отрезке, если в качестве начала интервала взята  первая точка: 
 

Рассчитаем  среднее значение эластичности между  двумя точками:
 
 

Пример 2.
Задана  функция спроса на товар А. Qd = 300 - 0,2P; цена товара А: Pa = 1000
Рассчитаем ценовую  эластичность спроса:
 
 

Для вычисления объема спроса подставим цену в заданную функцию спроса:
Q = 300 – 0,2*1000 = 100  
 

Различают виды спроса в зависимости от эластичности:
    эластичный спрос (|E| > 1);
    неэластичный спрос (|E| < 1);
    спрос единичной эластичности (|E| = 1);
    абсолютно эластичный спрос (|E| = ?), горизонтальная кривая спроса;
    абсолютно неэластичный спрос (|E| = 0), вертикальная кривая спроса.

     Факторы влияющие на эластичность спроса по цене:
     1) характер и устойчивость предпочтений (низкая эластичность на табак,  лекарства и т.д.);
     2) доля расходов на товар в  бюджете (чем выше доля, тем  выше эластичность);
     3) наличие товаров заменителей;
     4) фактор времени (с течением  времени эластичность спроса  возрастает, а для товаров длительного  пользования – уменьшается). 
 

     Перекрестная  эластичность спроса характеризует процентное изменение объема спроса в результате однопроцентного изменения цены сопряженного товара (товара-заменителя или товара-дополнителя).
       
 

     Для товаров заменителей перекрестная эластичность больше 0, для дополнителей – меньше 0.
     Перекрестную  эластичность спроса можно рассчитать по формулам:
       
 

 
 
 

Пример. Задана функция спроса на товар А. QDa =5 - 3Pa + 2Pb; Цена товара А: Pa= 3; цена товара В: Pb = 2,5
Рассчитаем  перекрестную эластичность спроса на товар А относительно цены товара В. 
 

Для вычисления объема спроса подставим цены в заданную функцию спроса:
QDa = 5 – 3*3 + 2*2,5 = 1
В данном примере получилось положительное  значение «+5», это означает, что товары А и В являются заменителями. 

Эластичность  спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится объем спроса в результате однопроцентного изменения дохода потребителя.
 
 

I –  доход потребителя. 

    Для качественных товаров эластичность по доходу  E>0,
    Для товаров первой необходимости 0<E<1;
    Для некачественных товаров 0>E.
 
     Особым  случаем является товар Гиффена. Для него характерна функция спроса с положительным наклоном. Товары Гиффена – некачественные товары, занимающие значительную долю в бюджете.

Рис. Кривая спроса для товаров Гиффена 
 

Предложение и закономерности его изменения. Эластичность предложения.
     Предложение – вторая характеристика рынка, характеризующая поведение на рынке производителей (продавцов).
     Объем предложения – то количество товаров, которое производителю выгодно продать при различных уровнях цен. Цена предложения – та цена, по которой производитель готов поставить на рынок определенный объем продукции.
     Закон предложения характеризует положительную зависимость между ценой и объемом предложения.
     QS = f(P) «–», где
S – объем предложения;
Р – цена товара.
     Как правило, предложение выражается в виде линейной зависимости P и Q, в этом случае функция предложения принимает вид: QS = a + bP. 


     Неценовые факторы – параметры, влияющие на смещение кривой предложения.
     Расширение  предложения выражается в сдвиге кривой вправо и вниз (на рис. синяя линяя), и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более низкой цене или больший объем продукции по той же цене.
     Сокращение  предложения выражается в сдвиге кривой влево и вверх (на рис. красная линяя), и выражает готовность производителей поставить тот же объем продукции по более высокой цене или меньший объем по той же цене. 

     

     К неценовым факторам предложения относятся:
     1) изменение технологии производства (как правило приводит к расширению  предложения);
     2) цены на экономические ресурсы  (рост цен на ресурсы вызывает  рост издержек, что приводит к  сокращению предложения);
     3) ожидания производителей относительно  будущей цены товара (ожидание  роста цены в краткосрочном  периоде приведет к сокращению  предложения, а в долгосрочном  – к расширению). 

     Эластичность  предложения показывает, в какой мере объем предложения реагирует на изменение влияющих на него факторов.
     Ценовая эластичность предложения  показывает на сколько изменится объем предложения в результате однопроцентного изменения его цены.
       

 
 

     Важным  фактором, влияющим на эластичность, является фактор времени. В экономической  теории различают три функциональных периода.  

     1. Мгновенный период – период, в  течение которого фирма не  может изменить объем выпуска,  а предложение меняется только  за счет изменения запасов  готовой продукции. В этом периоде  предложение низкоэластично, крайний  случай – абсолютнонеэластично.

     2. Краткосрочный период – это период, в течение которого фирма может изменить объем выпуска в рамках существующих производственных мощностей, но не успевает изменить производство и технологию. Кривая предложения имеет эластичность > 0.

     3. Долгосрочный период – это период, в течении которого фирма может реализовать любые решения (привлечение капитала, смена технологии, и т.д.). В долгосрочном периоде предложение становится абсолютно эластичным.  

 
 
 
 

Рыночное  равновесие и его  устойчивость. 

     Рыночное  равновесие – такая ситуация, когда планы производителей и потребителей совпадают.
     Равновесие  характеризуется тем, что ни у  одной из сторон нет побудительных  мотивов к изменению сложившейся  ситуации.

Параметры равновесия:
Pe – равновесная цена;
Qe – равновесный объем. 

     Рынок всегда стремится к точке равновесия. При нарушении равновесия на рынке  начинают действовать механизмы  восстановления равновесия.
     Если, по каким-либо причинам рыночная цена окажется выше равновесной, то объем  предложения превысит объем спроса и на рынке образуется избыток, для  реализации которого фирмы пойдут на снижение цены, что приведет к росту  объема спроса и снижению объема предложения  до равновесного уровня. Такая ситуация называется ситуация избытка (или «рынок покупателя»). 

 
 

     Если, рыночная цена окажется ниже равновесной, то объем спроса превысит объем предложения  и на рынке образуется дефицит, конкуренция  среди потребителей приведет к росту  цены, что в свою очередь, снизит объем спроса и повысит объем  предложения до равновесного уровня. Такая ситуация называется ситуация дефицита (или «рынок продавца»). 
 
 

 

Применение  теории D и S: оценка экономических последствий государственного контроля над ценами 

     Государственный контроль над ценами может выражаться в форме фиксированных цен, при  этом может устанавливаться максимальная цена («потолок») и минимальная цена («пол»).
     Максимальная  цена – цена, которая фиксируется ниже равновесной. Такие цены устанавливаются в интересах потребителей, с целью обеспечения доступа к товарам потребителей с низким уровнем дохода. Если правительство не будет поддерживать свою политику в финансовом отношении, то результатом может быть возникновение дефицита товара и нерыночные формы его распределения (очереди, талонная система, черный рынок). Для предупреждения негативных последствий правительство должно субсидировать производство (выплачивать дотации производителям, дабы побудить их выпускать необходимый объем продукции).
 

     G = h QD,         h = Pтреб – Pmax 

     G – совокупные расходы правительства;
     Pтреб – цена, по которой производители готовы предоставить объем продукции QD;
     h – дотация на единицу товара.

     Минимальная цена – цена, фиксированная на уровне выше равновесной. Устанавливается в интересах производителей. Введение минимальной цены приводит к возникновению излишка продукции, который должен быть куплен правительством (правительство осуществляет госрасходы – G). При этом величина расходов правительства определяется как:
     G = (QS – QD) Pmin. 

 
 

 


ТЕМА 3. Потребительское поведение 

    В теории потребительского выбора изучается, каким образом отдельный потребитель  формирует свою потребительскую  корзину. В то же время изучается, как он делает выбор между различными товарами и, следовательно, каким образом  формирует свой спрос.
    Теория  потребительского поведения исходит  из следующих предпосылок:
    1) потребитель обладает суверенитетом,  т.е. независим в принятии своих  решений;
    2) потребитель в процессе выбора  стремится достичь наибольшего  благосостояния, при этом он действует  в рамках бюджетных ограничений,  которые определяются величиной  дохода и уровнем цен.
    В целом теория потребительского выбора включает: кардиналистскую теорию или  теорию предельной полезности и ординалистскую или порядковую теорию полезности.
    В рамках кардиналистской теории предполагается, что целью потребительского выбора является максимизация полезности, получаемой от совокупности товаров входящих в  набор потребителя, при этом предполагается, что потребитель может дать абсолютную количественную оценку полезности и  выразить ее в определенных единицах или в денежном выражении.
    Полезность  рассматривается как удовлетворение, которое потребитель получает от определенного товара или совокупности благ. Она основана на естественных свойствах товаров или услуг, но в то же время она представляет собой субъективную оценку потребителем этих свойств.
    В теории различают общую и предельную полезность благ.
    Общая полезность – то удовлетворение, которое  получает потребитель от всего набора благ. В теории полагают, что каждый потребитель имеет свою функцию  полезности, которая показывает зависимость  общей полезности от количества благ, входящих в набор:
    TU = f (x1, x2, …, xn).
      Предельная полезность – то  удовлетворение, которое потребитель  получает от дополнительной единицы  блага.
    MU = ?TU / ?Q = (TU)’Q
    По  мере роста общей полезности, предельная полезность уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в  точке А, где MU = 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
    Ситуация, когда MU < 0 означает, что дальнейшее потребление блага приносит вред. Общая полезность TU снижается (отрезок  АВ). В точке С полезность переходит  в «страдание» или «антиполезность» (TU = 0).
    Чем больше объём благ, находящихся в  распоряжении потребителя, тем меньше ценность каждой дополнительной единицы  блага. Таким образом, цена блага  определяется не общей, а предельной полезностью блага для потребителя.
 

    Поскольку предельная полезность MU снижается, то производитель может продать  дополнительное количество продукции  лишь при условии снижения цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
    Принцип убывающей предельной  полезности  впервые сформулировал немецкий экономист Г. Госсен в 1854 году (закон  насыщения потребностей или первый закон Госсена).
    Рациональный  потребитель, имея ограниченный бюджет так осуществляет свои покупки, чтобы  товар приносил одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого  товара. В этом случае полезность максимизируется.
    Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) выражается формулой:
MUx / Px = MUy / Py = MUz / Pz = ?,
где MUx , MUy, MUz  – предельные полезности товаров x,y,z;
Px, Py, Pz – цены товаров x,y,z;
? –  предельная полезность денег;
MUx / Px, MUy / Py, MUz / Pz,– взвешенные полезности благ x,y,z.
    При изменении цен товаров, указанное  равенство нарушается и потребитель  должен изменить выбор в пользу товара с более высокой взвешенной полезностью. Процесс перераспределения идет до тех пор, пока не будет установлено  равновесие, при котором будет  иная структура потребления и  иной уровень общей полезности, но это будет оптимальное решение  для новых условий.
    Количественно реакцию спроса на изменение цены определяют действиями двух факторов: эффекта замещения и эффекта  дохода.
    Эффект  замещения выражается в том, что потребитель всегда изменяет свой спрос в пользу относительно дешевого товара. В рамках эффекта замещения объем спроса всегда меняется в противоположном направлении изменения цены.
    Эффект  дохода выражается в том, что при изменении цены меняется реальный доход потребителя. Для качественных товаров эффект дохода является отрицательным, для некачественных – положительным. 
 

Порядковая  теория полезности и  потребительский  выбор. 

    В порядковой теории предполагается, что  потребитель действует в рамках бюджетных ограничений и при  этом он стремится максимизировать  общую полезность потребляемых им благ. В то же время, предполагается, что  потребитель не может дать абсолютную количественную оценку полезности, но может определить свои предпочтения, т.е. какой набор товаров для  него более предпочтителен, а какой  менее. И потребитель способен проранжировать наборы товаров по степени полезности.
    Порядковая  теория основана на ряде предпосылок:
    Предпочтения потребителей определены.
    Потребности потребителей не насыщены и любой набор товаров, который содержит хотя бы на единицу больше одного из товаров, является более полезным для потребителя.
    Предпочтения потребителей транзитивны (если потребитель считает, что набор товаров А предпочтительней набора В, который, в свою очередь, предпочтительней набора С, то набор А приносит большую полезность, чем набор С).
    В порядковой теории предпочтения потребителей выражаются с помощью кривых безразличия.
    Кривая  безразличия – это изображение на плоскости множества альтернативных наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя. При выборе набора потребитель не отдаёт предпочтение ни одному из них, то есть ему безразлично, какой набор взять.
    Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, изображённых в одной плоскости.
 

Свойства  кривых безразличия:
    Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия имеет отрицательный наклон.
    Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат;
    Кривые безразличия никогда не пересекаются;
    Наборы на кривых безразличия, более удалённых от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому предпочтительнее, чем наборы, располагающиеся на нижележащих кривых.
    Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution) или MRS.
 
    Предельная  норма замещения  благом Х блага Y (MRSxy) – это количество блага Y, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить объём потребления блага X на единицу, не изменив при этом общий уровень полезности.


    MRS равна угловому коэффициенту  наклона касательной к кривой  безразличия в точке А.
    Предельная  норма замещения благом X блага Y может рассматриваться как отношение  предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y.

    Поскольку MUx уменьшается по мере замещения  товаром Х товара Y, а MUy увеличивается, то MRSxy уменьшается. Угловой коэффициент  наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия убывает, что объясняет вогнутый характер кривой.
    Однако  в экономической теории различают  и частные случаи кривых безразличия:
1) если  товары абсолютно взаимодополняют  друг друга (MRSxy=0), то кривые  безразличия имеют следующий  вид:

2) если потребитель  не склонен поступаться даже  бесконечно малым товаром в  пользу другого товара (MRSxy=?), то  кривые безразличия имеют вид  вертикальных (горизонтальных) линий;

3) если два  товара совершенно взаимозаменяемы  (MRSxy=const), то кривые безразличия представляют собой прямые линии с отрицательным наклоном;

4) если одно  из благ (антиблаго) уменьшает  общую полезность (MRSxy<0), то кривые  безразличия представляют собой  линии с положительным наклоном.

    Потребительский выбор зависит не только от предпочтений и возможностей замены одного блага  другим, которые позволяют выявить  кривые безразличия, но и от экономических  факторов (цены и дохода).
    Бюджетные ограничения выражаются с помощью  бюджетной линии. Она характеризует  наборы благ, доступные потребителю  при данном уровне цен и дохода, при условии полного использования  бюджета потребителя.
    Все точки лежащие выше бюджетной  линии характеризуют недоступные  комбинации благ при данном уровне цен и дохода, точки лежащие  ниже – характеризуют наборы благ, при приобретении которых потребитель  не полностью истратит свой бюджет. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров. Отношение  I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линии с осью ординат, т.е. характеризует ситуацию, когда весь доход потребителя расходуется на приобретение товара y.  
 
 
 

 

    Бюджетная линия может быть выражена в виде уравнения:

или 

 

При изменении  дохода потребителя (I) бюджетная линия смещается параллельно.  

 
 
 
 
 
 
 

Изменение цен на товары приводит к смещению бюджетной линии. 

 

    Равновесие  потребителя соответствует такой комбинации  приобретаемых товаров, при которой максимизируется полезность при заданном бюджетном ограничении.
    Точка равновесия – это точка касания наивысшей доступной кривой безразличия и бюджетной линии. Точку равновесия называют ещё точкой потребительского оптимума. В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух благ равна обратному соотношению цен этих благ.

Условие равновесия потребителя:

Оптимальный выбор потребителя количественно  можно определить решив совместно  уравнения бюджетной линии и  условие равновесия потребителя: 


ТЕМА 4. Производство и издержки 

     Производство  – один из базовых экономических  процессов, наряду с распределением, обменом и потреблением благ. Под производством понимают процесс преобразования ресурсов в блага (товары и услуги).
     Осуществляя производство, фирма использует различные  технологические способы производства. Технология фирмы – это совокупность всех известных и доступных способов производства продукции. В процессе производства фирмы вынуждены выбирать наиболее выгодные способы производства, они находят отражение в производственной функции.
     Под производственной функцией понимают такую функцию, которая выражает соотношение между количеством используемых факторов производства и максимально возможным объемом производства выпускаемых фирмой благ.
     Современное производство основывается на использовании  трех факторов: труд, капитал и предпринимательские  способности, причем предпринимательские  способности проявляются через  эффективность использования труда  и капитала, и не могут фигурировать в производственной функции в  качестве аргумента. Таким образом, «классическая» производственная функция имеет вид:

где Q –  объем выпуска;
K –  объем фактора производства «капитал»; 
L –  объем фактора производства «труд». 

     Производственная  функция включает только технологически эффективные комбинации факторов производства, комбинация является эффективной, если данный объем выпуска нельзя произвести с меньшим количеством хотя бы одного фактора производства. 

     В зависимости от степени взаимозаменяемости факторов различают следующие виды производственных функций:
     1. Линейная производственная функция характеризует совершенную взаимозаменяемость факторов производства
Q=aK+bL
     2. Степенная производственная функция (или функция Кобба-Дугласа) характеризует частичную взаимозаменяемость факторов производства
Q=AK?L?,  ?+?=1
     Параметр A в степенной производственной функции  характеризует действие научно-технического прогресса и предпринимательские  способности.
     На  практике чаще всего имеет место  именно частичная взаимозаменяемость факторов, поэтому наиболее часто  используется степенная функция.
     Графически  производственная функция представляется в виде карты изоквант.
     Изокванта – линия, показывающая все технологически эффективные комбинации труда и капитала, при которых может быть достигнут определенный объем выпуска.
     Карта изоквант – совокупность изоквант характеризующих различные объемы выпуска.
     Производственная  функция Кобба-Дугласа характеризуется  следующей картой изоквант:
     
     В случае полной невзаимозаменяемости факторов производства карта изоквант имеет вид:
     
     В случае полной взаимозаменяемости факторов производства карта изоквант имеет  вид:
     
     В случае ограниченного числа способов производства изокванта имеет вид ломаной кривой.
       

     Производство  в краткосрочном  периоде
     Краткосрочный период – период в течение которого часть факторов производства остаются постоянными, а некоторые могут изменить свой объем Для упрощения анализа будем считать, что в коротком периоде переменным фактором производства является труд.
     В краткосрочном периоде производственная функция становится однофакторной:

     В этом случае считается, что весь объем  выпуска определяется количеством  труда. При этом различают общий, средний и предельный продукт  труда.
     Общий продукт (TPL) – то количество продукции, которое может быть выпущено при заданном количестве капитала и различных количествах труда.
TPL=Q
     Средний продукт (APL) – отношение общего продукта к количеству применяемого фактора:

     Предельный  продукт (MPL) – прирост продукта, который может быть получен при увеличении труда на единицу:
 

     Производительность  переменного фактора (труда) меняется в зависимости от его количества, при этом закономерность изменения производительности связана с действием закона убывающей предельной производительности. Закон утверждает, что с ростом использования какого-либо фактора производства (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению объемов выпуска продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.