На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психология межличностных конфликтов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Вопросом психологии межличностных  конфликтов в начале ХХ века занимались такие известные психологи как  К. Левин, З. Фрейд, Д. Морено, У. Мак-Дугалл, К. Томас, Э. Фромм, М. Дойч и другие. Современные исследования по данной проблеме связаны с именами таких психологов как Анцупов А.Я, Емельянов С.М., Дмитриев А.В., Леонов Н.И., Гришина Н.В. и многих других. Свой вклад в изучение конфликтов внесли также современные белорусские психологи Лобан Н.А., Вишнякова Н.Ф. Как в зарубежной, так и в отечественной науке наблюдается дефицит системного анализа объекта исследования.
Данная тема актуальна  во все времена, поскольку конфликты  являются неотъемлемой частью взаимодействия индивидов. С помощью изучения структуры, уровней, функций, классификаций, видов  и типов конфликтов психологи  пытаются выявить наиболее распространенные причины конфликтов и найти пути их преодоления, эффективного разрешения, предупреждения и профилактики. Особенно актуален данный вопрос в современном  цивилизованном обществе. Анализ конфликтов за последние годы свидетельствует об увеличении количества вооруженных конфликтов. По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только двадцать шесть дней абсолютного мира. Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле.
К самым распространенным видам конфликтов относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом.
Объект исследования – конфликт
Предмет исследования – типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации и свойства личности.
Цель – выявить и проанализировать взаимосвязь  типичных
стратегий поведения в  конфликтной ситуации и свойств  личности.
Гипотеза - выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей свойств  личности и стратегий поведения  в конфликте.
 
Задачи:
    провести анализ литературы по данной тематике.
    изучить теоретические и практические подходы к исследованию конфликта.
    изучить причины,  функции, классификации, структуру и уровни конфликта.
    изучить межличностные конфликты и способы их преодоления.
    выявить типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
    выявить свойства личности испытуемых.
    проанализировать взаимосвязь указанных параметров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА

1.1 Понятие конфликта. Теоретические подходы к исследованию конфликтов

Конфликты существую ровно  столько, сколько существует человек, поскольку возникают они в  процессе взаимодействия людей. В переводе с латинского слово «конфликт» означает «столкновение». Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и  явными, но всегда в их основе лежит  отсутствие согласия. Поэтому и определяют конфликт как отсутствие согласия между  двумя и более сторонами-лицами или группами лиц.
Представители различных  наук, в первую очередь гуманитарных, издавна пытались разгадать причины  войн, насилия, споров и других видов  конфликтов. Конфликт  играл и играет важную роль в жизни общества. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов  - тема, которая привлекает внимание многих ученых.
Большой теоретический и  эмпирический материал, накопленный  за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических  платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. – настоящее время. Основным различием служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На  рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.
Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта  в первой половине XX в. выделяются:
  - психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер,  К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле  и др.);
- этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс,  С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т.  Шибутани, Д. Шпигель);
- теория структурного  баланса (Ф. Хайдер).
Психоаналитический  подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.
Американские  психологи  К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен  расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.
 В 20 — 30-е годы  конфликт начинает привлекать  внимание социальных психологов. По мнению англо-американского  психолога У.Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).
Начало  этологического подхода  к конфликту  было положено в 30-х  годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада  Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой  науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность  индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности  у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние  живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях  нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).
Исследуя  проблемы групповой  динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию  динамической системы поведения, которая  находится под напряжением, когда  нарушается равновесие между индивидом  и средой. Это напряжение проявляется  в виде конфликтов. Источником конфликта  может быть неблагоприятный стиль  деятельности лидера группы. К. Левин  видел пути разрешения конфликтов в  реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Группа  психологов Йельского  университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления  является американский психолог Арнольд  Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
В соответствии с теорией  социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма —  американского психолога и социолога  Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.
Теория  структурного баланса, первые положения  которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитюдов индивида и его знаниями об аттитюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека”.
Анализ  подходов к исследованию конфликта  в рассматриваемый  период показывает, что они формировались  в русле  традиционных направлений  психологии, отражая теоретические  конструкции, свойственные данному  течению.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим  направлениям:
- теоретико-игровое (М.  Дойч);
- теория организационных  систем (Р.  Блейк, Дж. Мутон);
- теория   и   практика   переговорного   процесса   (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,  У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают  построение универсальной схемы  взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен  в работах американского  социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.
Сторонники  теоретико-игрового подхода считают, что конфликты  могут разрешаться  как конструктивным путем, так и  деструктивным. Продуктивным считается  конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
Вторым  подходом к изучению конфликта в  современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как  альтернатива теории игр и результат  критики предложенных ею решений. Разработанный  Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом  подход к проблеме межличностного конфликта  на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей  в реальных условиях. Из сочетания  установок на отношение к сопернику  и на достижение собственных целей  авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
На  рубеже 60—70-х годов  начинает формироваться  самостоятельное  направление по изучению переговорного  процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время  теория и практика переговорного  процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены  на решении двух проблем: выявлении  совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами  решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда  конфликтующие стороны уже приняли  решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного  процесса.

1.2 Практические подходы к исследованию конфликта

Выделяются  следующие  практически подходы  к изучению конфликта:
- экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях;
- личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;
- исторический (ретроспективный).
1)Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях.
За  основу берутся конфликтные  игры и их модификации, конфликтные  ситуации, моделирующие реальные жизненные  столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны с большими трудностями  организационного плана. Во-первых, некоторые  из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе простых, в значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно  к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой  ситуации, проявится также в реальных конфликтах). В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать  мотивацию, которая характерна для  реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта.
2)Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии.
Конфликт  изучается через  напряженность  во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие  микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, «приглаживается» самим респондентом;  личностные особенности (например, склонность агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.
3)Исторический (ретроспективный).
Описание  конкретных конфликтных  ситуаций, уже  имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход  и т.д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации,  а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта.

2  ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТА. СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА

2.1 Причины конфликтов

В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. То или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов, как потребность.
Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику протекания.
Все причины конфликтов условно  можно разделить на две группы – общие и частные.
Общие причины проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:
А) Социально-политические и экономические – то есть связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми).
Б) Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами).
В)  Социально-психологические причины, то есть такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером окружением, между изгоем и группой).
Г) Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями).
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:
А) Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:
– Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость  разделения ведет к обидам и недовольству;
– Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника  или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;
–  Противоположность  функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных  подразделений на производстве;
– Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному  подчиненному дают противоречивые указания несколько  начальников;
– Порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации  вообще не распределены;
–  Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются  по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;
–  Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений  не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент  корпоративной этики);
–  Неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению  информации, а в отдельных случаях  и использованию ложной информации (дезинформации).
Б) Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.

2.2 Функции конфликтов

В представлениях многих людей  конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами  и революциями, междоусобицами и  скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции.
Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
-конфликт полностью или  частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства  многих факторов; он высвечивает  узкие места, нерешенные вопросы.  При завершении конфликтов более  чем в 5% случаев удается полностью,  в основном, или частично разрешить  противоречия, лежащие в их основе;
-конфликт позволяет более  глубоко оценить индивидуально-психологические  особенности людей, участвующих  в нем. Конфликт тестирует ценностные  ориентации человека, относительную  силу его мотивов, направленных  на деятельность, на себя или  на взаимоотношения, выявляет  психологическую устойчивость к  стрессовым факторам трудной  – ситуации. Он способствует более  глубокому познанию друг друга,  раскрытию не только непривлекательных  черт характера, но и ценного  в человеке;
-конфликт позволяет ослабить  психологическую напряженность,  являющуюся реакцией участников  на конфликтную ситуацию. Конфликтное  взаимодействие, особенно сопровождаемое  бурными эмоциональными реакциями,  помимо возможных негативных  последствий, снимает у человека  эмоциональную напряженность, приводит  к последующему снижению интенсивности  отрицательных эмоций;
-конфликт служит источником  развития личности, межличностных  отношений. При условии конструктивного  разрешения конфликт позволяет  человеку подняться на новую  высоту, расширить способы и сферу  взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный  опыт решения трудных ситуаций;
-конфликт может улучшить  качество индивидуальной деятельности;
-при отстаивании справедливых  целей в конфликте оппонент  повышает свой авторитет у  окружающих;
-межличностные конфликты,  будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения  личности, формирования ее активной  позиции во взаимодействии с  окружающими и могут быть определены  как конфликты становления, самоутверждения,  социализации.
Негативные функции межличностных конфликтов:
-большинство конфликтов  оказывает выраженное негативное  воздействие на психическое состояние  его участников;
-неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться  психологическим и физическим  насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
- конфликт как трудная  ситуация всегда сопровождается  стрессом. При частых и эмоционально  напряженных конфликтах резко  возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
-конфликты — это деструкция  системы межличностных отношений,  которые сложились между субъектами  взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой  стороне, враждебность, ненависть  нарушают сложившиеся до конфликта  взаимные связи. Иногда в результате  конфликта взаимоотношения участников  вообще прекращаются;
-конфликт формирует негативный  образ другого — «образ врага», который способствует формированию  негативной установки по отношению  к оппоненту. Это выражается  в предвзятом отношении к нему  и готовности действовать в  ущерб ему;
-конфликты могут негативно  отражаться на эффективности  индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают  меньше внимания на качество  работы, учебы. Но и после конфликта  оппоненты не всегда могут  работать с такой же продуктивностью,  как и до конфликта;
-конфликт закрепляет  в социальном опыте личности  насильственные способы решения  проблем. Победив однажды с  помощью насилия, человек воспроизводит  данный опыт в других аналогичных  ситуациях социального взаимодействия.

2.3 Классификация конфликта

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями  для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры  взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут  быть скрытые и явные, интенсивные  и стертые, кратковременные и  затяжные, вертикальные и горизонтальные и другие. Далее мы более подробно рассмотрим некоторые классификации конфликта.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
По значению для  группы конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные).
По характеру  причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными.
По объему социального  взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
    Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: профсоюз и администрация).
    Внутригрупповой конфликт - конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом.
    Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Это наиболее распространенный  тип конфликта.
    Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
По природе  возникновения конфликты делятся на:
    Социальные
    Организационные
    Эмоциональные или личностные
По способу  разрешения конфликты могут быть:
    антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа от конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);
    компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов разрешения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменение условий взаимодействия).
По степени  выраженности конфликты бывают:
    открытые
    скрытые
    потенциальные
По признаку сферы  проявления конфликты могут быть:
    экономическими;
    идеологическими;
    политическими;
    социально-бытовыми;
    семейно-бытовыми;
По признаку степени  длительности и напряженности конфликты могут быть:
    бурными быстро текущими;
    острыми длительными;
    слабовыраженными вялотекущими;
    слабовыраженными быстротекущими.
По признаку предмета конфликты разделяются на:
    реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);
    нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).
По признаку источника  возникновения различают конфликты двух видов:
    объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);
    субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды  на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).
По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:
    «плюс – плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);
    «минус – минус» (выбор из двух нежелательных альтернатив);
    «плюс – минус» (столкновение благоприятного  и нежелательного выборов).
По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:
    стихийные;
    запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные.
По признаку эмоциональности конфликты могут быть:
    высокоэмоциональные;
    умеренно эмоциональные;
    безэмоциональные.
По признаку управления конфликты разделяются на:
    управляемые;
    слабо управляемые;
    неуправляемые (стихийные).
По признаку затухания конфликты бывают:
    спонтанно прекращающиеся;
    прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;
    прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.
По характеру  объектов, по поводу которых возникают конфликты:
    ресурсные;
    статусно – ролевые;
    социокультурные;
    идеологические и др.
Классификаций множество. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

2.4.Структура и уровни конфликта

Под структурой любого объекта  понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений  между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
    объект конфликта,
    участники конфликта,
    социальная среда, условия конфликта,
    субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
 
    Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные (ресурсы), социальные (власть) и духовные ценности (идея, принцип, норма).
    Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, орг
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.